Те социально-экономические изменения, что происходят в современном мире, выдвигают новые требования к государственным образовательным учреждениям. Общество нуждается в деятельных, активных, творческих молодых людях, которые могли бы адаптироваться к современным реалиям, постоянно бы саморазвивались и повышали уровень своего образования.
Значение проектной технологии
Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки - важнейшие качества современного человека. Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у школьников всех этих качеств.
Учителя убеждены в том, что пришло время поменять дидактическую парадигму, сконцентрированную на репродуктивном варианте (классический вид), на индивидуальное обучение. Для решения подобной задачи нужны новые формы и методы, внедрение в образовательные учреждения новейших технологий.
Методы проектной технологии обучения акцентируют внимание на индивидуальной самостоятельной работе и развитии коммуникативных навыков.
Значение самостоятельной работы в проектах
Данный вид деятельности является обязательным элементом современного образовательного процесса. Она позволяет устранять все проблемы, пробелы в знаниях, имеющиеся у детей. Технология проектного обучение в школе невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных детей.
Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации, гарантирует переход с уровня воспроизводства материала (репродуктивный подход) к творческому обучению. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит школьников планировать свою деятельность. Ребята в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Данные умения особенно актуальны с учетом того огромного количества информации, которая ежедневно обрушивается на современного человека.
В узком понимании термин «самостоятельная работа» предполагает выполнение школьниками некоторых конкретных заданий. Подобные действия проявляются в разнообразной форме:
- устной;
- письменной;
- фронтальной;
- групповой.
Данный элемент технологии проектного обучения применяют и в урочной, и во внеурочной деятельности. Педагоги отмечают увеличение качества знаний, рост работоспособности детей, повышение познавательной активности своих воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность.
Правила организации проектной деятельности
Для того чтобы правильно организовать самостоятельную работу над проектом, важно учитывать следующие особенности:
- обязательно предварительно планировать все самостоятельные занятия;
- проводить серьезную работу над содержательной частью;
- важна систематичность получаемых знаний;
- периодический самоконтроль.
Для того чтобы технологии проектного и проблемного обучения были результативными, должны быть соблюдены определенные педагогические условия:
- присутствие положительной мотивации у школьников;
- точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения;
- определение учителем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи;
- выбор консультативной помощи, подбор критериев оценивания.
Творческая личность воспитанника в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны учителя будет умелое руководство данным процессом. Только увлеченный и неравнодушный преподаватель, постоянно повышающий свой собственный интеллектуальный потенциал, способен стимулировать желание ребенка овладевать новыми знаниями и работать самостоятельно.
Педагог должен направить творческое мышление ученика в нужное русло, стимулировать процесс познания. Проектно-исследовательские технологии обучения дают толчок к анализу, систематизации, подбору собственных способов решения определенной проблемы.
История проектной технологии
В мировой педагогике технологии проектного обучения не являются новаторскими. Данная методика появилась в начале 20 века в Соединенных Штатах Америки. Тогда проектное обучение называли методом проблем, и основателями его был американский педагог и философ Дж. Дьюи.
Он предлагал обучать детей на основе активной деятельности, учитывая личные интересы самого ученика. Проблемы Дьюи предлагал брать из обычной жизни - знакомые и важные для школьников. Решая их, дети прикладывают определенные усилия. Значимость их работы тем больше, чем важнее проблема для самого ребенка.
Американский педагог, смыслом жизни которого стала технология использования проектного обучения, предлагал свою методологию. Педагог, по его убеждению, должен играть роль тьютора (консультанта), направляющего мысли воспитанника в нужное русло, и доказывать важность выполняемой работы. Его технология современного проектного обучения предполагает переход от теории к практике и объединение научных знаний с практикой.
Для того чтобы ученик мог решать все задачи, поставленные перед ним учителем, важно предопределить результаты: внутренний и внешний. Внешний вариант виден визуально, его можно использовать, осознать, проанализировать. Внутренний результат заключается в объединении умений и знаний, ценностей и компетентностей.
Проектная методика в России
Группой энтузиастов под руководством педагога С. Т. Шацкого в начале 20 века вводится технология проектного обучения в начальной школе. Из-за революции, коллективизации, индустриализации все педагогические эксперименты были на некоторое время приостановлены. А решением ЦК ВКП (б) проектно-исследовательские технологии обучения в 1931 году были и вовсе запрещены для применения в государственных школах.
Даже после того, как подобный запрет был снят, долгое время такая методика не применялась в ОУ. Исследователи выделяют несколько основных факторов, из-за которых не приживалась технология проектного обучения в начальной школе:
- отсутствие педагогов, готовых осуществлять работу над школьными проектами;
- неграмотное соединение проектной методики с классической программой;
- не было четкой методики проектной деятельности в школе;
- замена индивидуальных зачетов коллективными контрольными работами и зачетами.
В то время как в европейских странах шло активное применение проектной технологии в обучении, в СССР действовали по классической методике, которая не предполагала индивидуальную работу с талантливыми учениками.
В европейских странах методика совершенствовалась, обрастала технической и ресурсной поддержкой, давала прекрасные результаты. Постепенно в Великобритании, Бельгии, США технология современного проектного обучения превратилась в практический прием, позволяющий адаптировать ребенка к окружающей действительности. Модернизация метода не изменила основную его цель - практическое применение теоретических знаний.
Проектные технологии в образовании XXI века
Многие образовательные системы пытаются найти гармонию между прагматическими умениями и классическими знаниями. Так, основной тезис технологии проектного обучения в математике: «Я понимаю, зачем я познаю. Я знаю, как я смогу использовать полученные знания».
Развитие критического мышления предполагают все современные образовательные технологии. Проектное обучение решает данную проблему путем вовлечения учеников в самостоятельную деятельность. За определенный отрезок времени группы, пары, отдельные ученики обязаны сделать работу, выданную им педагогом. Результат ее должен быть осязаемым - решать четкую проблему и быть полностью готовым к практическому применению.
Применение в своей работе проектной методики - показатель профессионализма педагога, его желания развиваться и самосовершенствоваться.
Классификация учебных проектов
Американским профессором Коллингсом была предложена своя классификация ученических проектов.
- Проекты - игры. Они включают в себя театральные постановки, танцы, разные игры. Основная цель подобных проектов - вовлечение школьников в групповую деятельность.
- Проекты - экскурсии. Их предназначение в изучении каких-то проблем, касающихся общественной жизни, окружающей среды.
- Повествовательные проекты. Они направлены на передачу информации посредством устной речи либо музыкального сопровождения (стихи, эссе, песня, игра на музыкальном инструменте).
- Конструктивные проекты. Они предполагают создание практически значимого продукта: изготовление тротуарной плитки, школьной клумбы.
Кроме этого, выделим и основные требования, согласно которым осуществляется обучения. Проектная технология предполагает:
- практическую значимость исследований, возможность решать конкретные проблемы;
- возможность воспроизводства полученных результатов;
- чёткое структурирование проекта;
- самостоятельную работу учеников над проектом;
- выявление проблемы исследования, правильную постановку задач проекта, подбор методов работы;
- проведение исследования, обсуждение результатов, корректировку выводов.
Постановка цели в проектном обучении
Особым умением является правильная формулировка цели. Именно с нее начинают работу над проектом. Цель - движущая сила любой проектной деятельности, и усилия членов группы направлены на ее полное достижение.
Проектная работа в рамках ФГОС предполагает выделение времени именно на тщательную формулировку цели, так как конечный результат зависит от данного этапа работы. Сначала определяют несколько общих целей, затем проводят их детализацию, выделяют для каждого члена команды (если работа коллективная) свою конкретную цель. Проект предполагает пошаговый переход от простых задач к сложным действиям.
Педагог высшей квалификации знает, что не нужно увлекаться чрезмерной детализацией, так как мелкие элементы могут негативно отразиться на достижении общего результата.
Цели в проектном обучении
Для современных образовательных систем применяют следующие цели:
- Когнитивные. Они предполагают изучение окружающей действительности, решение вопросов, которые связаны с объектами природы. Реализация таких целей формирует у школьников навыки работы с источниками информации и лабораторным оборудованием.
- Организационные и деятельные. Заключаются в формировании навыков самостоятельного планирования работы. Школьники учатся ставить собственные цели при работе над проектом, осваивают навыки научной дискуссии, развивают коммуникативные умения.
- Креативные цели связаны с творческой деятельностью: моделированием, конструированием и проектированием.
Как выбрать тему школьного проекта
В зависимости от конкретной ситуации, тематика учебных проектов будет разной. В некоторых ситуациях тема берется с учетом требований школьной программы. Например, на уроках технологии проекты по изготовлению швейных или вязаных изделий являются обязательными. А так как часть проектов предлагается педагогом для углубления знаний по предмету, их направление выбирается самим учителем. Идеальной будет ситуация, когда ученик сам выбирает тематику проекта, учитывая свои интересы: прикладные, творческие и познавательные.
В основном в проектах поднимают вопросы, актуальные для конкретного региона. Например, вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, утилизацией бытовых отходов или обустройством дорог, могут рассматриваться учениками старших классов. Такие проекты объединяют в себе сразу несколько направлений: экологию, химию, физику, географию и биологию. А младшим школьникам подходят темы, связанные с характеристикой сказочных героев.
Результаты сделанных проектов должны быть материальными, оформленными должным образом. В качестве подтверждения результатов работы могут выступать альбомы, альманахи, видеофильмы и газеты. Решая проектную задачу, ребята привлекают умения и навыки из разнообразных наук: физики, химии, географии.
Ученикам начальных классов можно предложить проект, связанный с выращиванием лука на подоконнике. Для саршеклассников подходят исследования, связанные с изучением потребительского спроса, с социологическими исследованиями, опросами.
Отличительные характеристики проектного метода
Личностное развитие в педагогическом процессе невозможно без использования проектных технологий. Образование должно быть направлено на раскрытие способностей каждого ученика, овладение им самообразовательными навыками и формирование его личностных параметров.
Данным требованиям в полной мере отвечают методики педагогической направленности Джона Дьюи. При сочетании с информационными технологиями учитель решает важную задачу - формирование всесторонне развитого человека. Учебный процесс превращается в настоящее самообучение. Ребенок участвует в выборе образовательной траектории, полностью включается в образовательный процесс. Во время работы в небольшой бригаде, сформированной для курсового проекта, школьники приобретают опыт социального взаимодействия.
Предназначение проектного обучения
Основное предназначение проектного обучения в создании условий, при которых бы ученики могли своими силами приобретать знания из различных источников. Ребята получают работая в творческих группах. Развивается мышление школьников и в процессе выполнения практических задач. Кроме того, дети учатся выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать ситуацию, строить гипотезу и обобщать полученные результаты.
Теоретические аспекты проектного обучения
Ученик находится в центре процесса обучения, который направлен на формирование его Сам образовательный процесс выстраивается на логике той деятельности, которая направлена на личностный рост ребенка и повышение его мотивации к обучению. Для каждого члена проектной группы подбирается свой темп работы с учетом индивидуальных черт развития ребенка.
Кроме этого, проектная технология позволяет комплексно подходить к обучающему процессу, основываясь на психических и физиологических особенностях каждого ученика. Базовые знания, полученные школьниками во время традиционных уроков, они могут углубить и развить, занимаясь внеурочной проектной деятельностью.
Пример проекта для старшеклассников
В настоящее время уделяется большое внимание патриотическому развитию школьников. Проектная методика в полной мере подходит для данной деятельности. К примеру, можно предложить школьникам проект, связанный с возрождением старинных способов получения соли из морской воды.
В ходе работы над данной темой ребята получают навыки построения чертежей, работают с историческими источниками, общаются со старожилами. Помимо создания в итоге готового чертежа солеварни и описания методики получения соли из морской воды, дети смогут стать активными участниками практического внедрения проекта. Например, их можно привлекать в качестве экскурсоводов для групп туристов, которые будут посещать действующую солеварню. Данный проект объединит усилия школьников, местных органов власти, представителей музея, творческих художественных объединений и частных предпринимателей.
Заключение
Для того чтобы проектная методика была максимально эффективной, педагог должен в совершенстве владеть ею. На каждом этапе работы есть свои отличительные особенности, нюансы, без которых нельзя решить поставленные в начале работы задачи.
Тема проекта может быть предложена самим педагогом, учениками или родителями. Кто бы ни был инициатором исследования, оно должно быть интересно ребятам, в противном случае проектная технология будет бессмысленна. Направление работы должно быть узким, иначе детям будет сложно справиться с задачами, которые перед ними поставил педагог.
Выпускники, имеющие навыки проектной деятельности, легко адаптируются в жизни. Они более успешны во время обучения в высших учебных заведениях, им проще реализовывать свои идеи в конкретные дела.
Цель: эффективное использование метод проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса
Задачи педагогического совета: создать условия для: осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств; повышения интереса педагогов к инновационным технологиям; понимания педагогами необходимости приобретения новых знаний для коррекции педагогической деятельности на основе самоанализа и саморегуляции.
Форма работы: фронтальная, групповая
Оборудование : компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, презентационные материалы.
Повестка педагогического совета:
№ | Этапы | Регламент |
1. | Что такое проект | 25 минут |
2. | Работа с понятиями: доклад, реферат, исследовательская работа, проект | |
3. | Актуальность выбранной темы педагогического совета | |
4. | Проект “Play Enerdgy”- анализ деятельности школы | 10 минут |
5. | Практическое занятие “Этапы проектной деятельности и их задачи” | 10 минут |
6 | Из опыта работы. | 8 минут |
7. | Защита опыта “Организация проектно-исследовательскаяой деятельность в начальной школе” | 10 минут |
8 | Анализ деятельности ШНО “Луч” | 5 минут |
9 | Мозговой штурм. Рефлексия | 2 минуты |
10. | Проект решения педсовета |
Ход педагогического совета
1) Что такое проект
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
В Международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое трижды проводилось примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что, к сожалению, свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не означает, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.Ребенок любознателен, то есть ему все “любо знать”, все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностноориентированный подход в обучении! Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются “развивать исследовательские умения, качества”, но фактически приходится не столько развивать, сколько реанимировать “впавшее в кому”. Исследовательский дух может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке. Между тем, основное требования современного общества к школе - формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, систематически пополнять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их на практике. Наша задача, не набить головы учеников различными знаниями (объем которых по различным стандартам достиг такого уровня, что ребенок просто не в силах порой запомнить такое количество никчемной для него информации), а привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности и повседневной жизни. Метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться, как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения.
Что же такое проект Проект”- заимствованное из немецкого языка в петровскую эпоху от латинского “прожект” (Этимологический словарь)Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже. Проектировать= прожектировать – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению. (В.Даль). Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д Разработанный ещё в первой половине 20 века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Вообще путаница с терминами здесь довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Среди различных видов самостоятельной деятельности учащихся ближе всех по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как о методе обучения, давайте внесем ясность.
2. Работа с понятиями “доклад”, “Реферат”, “исследование”, “проект”.
ДОКЛАД – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, и это не требует научной проверки или доказательства.
РЕФЕРАТ – это сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ПРОЕКТ – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. При таком построении проектной деятельности учащиеся демонстрируют высочайшую активность и заинтересованность проектом, оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
3. Актуальность выбранной темы.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательности. В определенном смысле, учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); “человека, который задает вопросы”; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта). Проектная деятельность помогает решать следующие образовательные задачи:-развивает интерес ребенка к обучению через самостоятельное осмысление поставленной им задачи; способствует формированию навыков исследовательской деятельности; через творческую деятельность способствует развитию личности ребенка; способствует развитию ключевых компетенций обучающихся; дает ребенку опыт обучения в системе ВУЗовских технологий (что обеспечит в дальнейшем успешность обучающегося в ВУЗе). Внедрение проектных технологий в школе повышает качество образования, так как повышается мотивация обучающихся к учению, пробуждается их интерес к предмету. В противовес традиционному обучению, где главным элементом является опорный конспект и учебник, а целью-получение информации, метод проектов следует целям опережающего развития личности. Метод не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной цели развитие личности ученика. Часть проектов может быть взята из школьной программыи создаваться самими детьми совместно с учителем и родителями в процессе обучения, часть, основываться на явлениях окружающей действительности и социальном опыте. В нашем случае будут рассмотрены социальные проекты, созданные совместно с родителями и проекты, идеи которых родились “в пути”.
4. Проект “Play Enerdgy”- анализ деятельности школы
Международный конкурс “PLAY ENERGY” - это возможность продемонстрировать ваш творческий и организаторский потенциал. И, конечно, ваши знания. Конкурс – отличная возможность изобрести новый способ использования электрической энергии. Цель проекта “PLAY ENERGY” - привить подрастающему поколению культуру потребления энергии, научить заботиться об окружающее среде и экологии родного города. Уже несколько лет школьники Невинномысска представляют свои творческие и исследовательские работы для участия в конкурсе наряду со сверстниками из Италии, Соединённых Штатов Америки, Болгарии, Чили, Коста-Рики, Бразилии, Гватемалы, Румынии, Панамы и России. Из всех городов России в конкурсе принимают участие Конаковская ГРЭС (Тверская область), Невинномысская ГРЭС (Ставропольский край), Рефтинская ГРЭС (Свердловская область), Среднеуральская ГРЭС (Свердловская область). Российские школьники получили уникальную возможность присоединиться к учащимся из других стран мира. Такое объединение позволило ребятам из нашего города больше узнать о состоянии энергетической отрасли в каждой отдельной стране и в международном масштабе. В рамках “PLAY ENERGY” компании Enel объявлен конкурс на поиски оригинальной разработки сохраняющих природу решений для города будущего-главной наградой классу победителю станет поездка в Рим для участия в церемонии вручения премий. В России конкурс проводится крупнейшей энергетической компанией Enel в пятый раз, в том числе и в городе Невинномысске расположения филиала компании “Энел ОГК-5”.
Данный конкурс проводится в городе Невинномысске уже 5 лет. Наша школа принимает участие в конкурсе 4 года подряд и каждый год у нас имеются призовые места, как регионального уровня, так и международного уровня. Каждый год конкурс проводится под определённой тематикой. 2009-2010 год “По следам энергии” принимало участие 10 руководителей и 75 учеников школы с 5-11 класса, 2010-2011 год “Игровая энергия” 13-руководителей и 91-ученик с 5-11 класса, 2011-2012 год “Креативная энергия” 15-руководителей и 99 учеников, 2012-2013 год “Энергия со школьной скамьи” 15-руководителей и 92 ученика. Каждый год желающих принимать участие в конкурсе возрастает и уже с прошлого года к нам присоединились руководители и учащиеся начального звена. Победители прошлого года были ученики 6 класса Кроме этого были награждены отдельными призами Министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края проект “Экологическая заправка” 6 б класса и руководитель, Директором НГРЭС проекты: “Геотермия и геотермальные источники” 8 в класс и руководитель, “Мой дом” 5 класс и руководитель, администрации города проекты: “Солнечная кухня” 5 б класс руководитель, “Альтернативные источники энергии - на службе у человека” 5 б класс, “Мой дом – использование альтернативных источников энергии” 5 б класс, Думой города проект “Календарь энергии” 4 а класс руководитель, комитетом по молодёжной политике администрации и города проекты: “Путешествие Незнайки” 8 в класс, “Энергия сорта” 7 в класс, редакцией газеты “Невинномысский рабочий” проекты: “Авиаклуб “Седьмое небо”” 6 б класс, “Умный город” 6 в класс. В этом году подведены итоги регионального конкурса и наша школа заняла 1 место макет “Белое озеро” 7 б класс, 3 место макет “Экономичный город будущего” 9 в класс.
5. Этапы проектной деятельности и их задачи.
Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи. Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа: собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач. Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей. Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения. Третий этап – реализация проекта. Основные задачи: определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально (индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок. Четвёртый этап – презентация проекта. Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации. Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы. И здесь я хочу привести пример проекта
6. Из опыта работы.
Работа над проектами конкурса Play Energy была начата в 2011-2012 учебном году. Нами была создана книжка-малышка “Приключение Солнышка и Ветерка”. Организаторы конкурса отметили данный проект, но призового места не дали. В следующем учебном году учащиеся нашего класса создали макет авиаклуба “Седьмое небо”. Проект был красивым, красочно выполненным, но не действующим. Однако мы также были отмечены газетой “Невинномысский рабочий” и приглашены уже во второй раз на праздничное награждение.
Позже мы проанализировали итоги: почему не получилось занять и в этом году призовое место и что нам необходимо учесть в будущем. Ясно было одно – проект должен быть действующим, хотя бы частично. Всё лето ребята –читали журналы, т диски, изучали интересные новинки в сети Интернет. В результате пришли к мнению, что нужно представить проект “ Оздоровительного комплекса “Белое озеро”. Данный макет был создан в течении нескольких месяцев. ребята трудились все вместе, дополняя и переделывая каждый элемент, обсуждая всё новые и новые идеи. Нам необходимо было определить итоговый вариант, а также описать все процессы деятельности данного комплекса. В результате наш проект был мною описан, теоретически доработан и, самое главное, частично действующим. Учащиеся с пониманием отнеслись к предложениям с моей стороны и скорректировали свои усилия в нужном направлении. Каждый новый этап работы по сборке был сфотографирован. Мы очень старались, но результаты всё-таки нас приятно удивили: первое место на региональном уровне и третье место на национальном этапе проведения конкурса. Все участники проекта решили не останавливаться на достигнутом и продолжать работать над новой идеей сохранения энергии. Хочу подчеркнуть, что для реализации главной идеи: возбуждения личного интереса учащихся к теме проекта, совсем не обязательно личного участия педагога в том или ином мероприятии, достаточно того, что в нем участвовали дети и интерес к теме был возбужден. Метод проектов – это метод развивающего обучения, который помогает преодолеть господство “знаниевого” подхода к обучению в пользу “деятельностного”. Хорошо ли это? Новая система образования, которая формируется сегодня, идет под лозунгом “деятельностного подхода”. Конечно, приращение личностных знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями. Поэтому метод опорного конспекта и учебник никто не отменял. Традиционное обучение исчезнет только тогда, когда в школе все ученики будут мотивированы к обучению, исчезнут лодыри и двоечники. Это- неблизкая перспектива, мечта. Этот метод включается в планирование обучения, как сопутствующий. Традиционное содержание образования передается ученику с целью его усвоения, а проектно-исследовательная деятельность для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения, необходимые компетентности.
7. Защита опыта работы “Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах”
Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы.
И А. Аршавский
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно. Считаю, что приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
При этом следует обратить внимание на то, что исследовательская деятельность не предполагает создания учащимися какого-либо заранее планируемого объекта, что существенно отличает его от проектной деятельности. “Исследование - один из видов познавательной деятельности человека”. Элементы исследовательской деятельности, должны формироваться постепенно и переходить к более сложной проектной деятельности. Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Сегодня я предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах. Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети.
В первом классе дети учатся задавать вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели. В 1 классе дети выполняют небольшие творческие работы, такие как “Мое любимое число”, “Фантастическое животное”, “Подарок на новый год”. Читая авторские сказки, исследовав основные законы волшебной сказки и её жанровые особенности, учащиеся придумывали своих сказочных персонажей и истории с ними. Мы слушали истории про Звездо – Пуха, гнома Лиднеца….Сочиняли ребята и сказки – путаницы: “Жили – были дед да баба, и была у них репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках…”. Дети любят этоделать и делают с удовольствием.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей. Со II класса провожу специальные занятия по исследовательской деятельности - 1 ч в неделю. Наличие занятий позволяет систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др. 2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Проектно – исследовательская работа “Учебная неделя моего портфеля” проводилась в течение недели по совместно составленному плану. В результате такой работы у учеников практическим путём сформировалось знание о том, что вес портфеля влияет на их здоровье. Традиционно проводим исследования: “Мое имя”, “Моя фамилия”, “Родословное древо семьи” На этом этапе осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводятся под моим руководством, с помощью родителей. Например, “Вода вокруг нас”, “Коса-девичья краса”, “Мои домашние питомцы” и др.
Третий этап- 3 класс. На этом этапе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. В 3 классе: 1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований 2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. 3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя).
4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мною оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.
В IV классе В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся являются:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы.
Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование? Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.
Собранный материал тщательно анализируется. Классифицируется. Используются различные методы и способы исследования: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. В ходе исследования делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик, возвращаясь к началу своей работы, анализирует выполнение поставленных целей и задач. Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся и т.д. У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, краевом, федеральном, международном. Рассмотрим несколько наиболее интересных, на мой взгляд, исследовательских работ.
Очень интересной была работа Подгайного Артёма о своём троюродном брате космонавте Скрипочке Олеге Ивановиче. Изучая свою родословную во 2 классе, Артём узнал, что по маминой линии у него есть брат, который многого добился в жизни, стал космонавтом, но вот случилось, что он с ним никогда не встречался. И когда на следующий год, из средств массовой информации он узнал, что в космос полетел его брат, чувство гордости, конечно же переполняли его. Мальчик написал заметку в газету, но когда одноклассники стали расспрашивать его о знаменитом родственнике, оказалось, что он практически ничего не знает о нём. Так родилась идея: написать работу о космонавте Скрипочке О. И. Была проведена большая работа. Это пример того, что начатая работа во втором классе. Получила продолжение и в3. а затем и в 4.классе Работа, проделанная учеником 3 класса имеет большое практическое значение в плане патриотического воспитания, профориентации, пропаганде профессии космонавта, которая, как показали наши исследования далеко не популярна в наше время. Очень интересные работы были выполнены учениками Красновым Дмитрием “Путь к подвигу” о бывшем ученике нашей школы, который погиб в Дагестане, спасая жизнь своим сослуживцам, Орловым Вячеславом “Огромное небо полковника Зуева”, о десантнике, принявшем участи в операции “Кентавр”. Которые пополнили материалы школьного музея, Много исследований мы проводим с детьми на тему экологии. Мы проводили исследования”Как сделать микрорайон чище?” “Куда девается мусор?”, о воде, которую мы пьём. Наиболее удачными и значимыми работы выполненные Орловым Вячеславом “Экологическое состояние воды в реке Кубань”, “Первый российский меламин”.
Иногда дети выбирают темы, казалось бы, уже известные и неактуальны. Но я стараюсь составить с ребёнком план его исследований так, чтобы эти исследования, были интересны, индивидуальны. Так работа ученицы 2 класса “Чипсы вкусно! А полезно ли?”, заняла 3 место на городской научно-практической конференции.
Переходя в среднюю школу, мои ученики продолжают исследовательскую работу под моим руководством. Так в прошлом году Подгайный Артём выполнил исследования на тему “Безопасный путь в школу”, он провёл исследования и пришёл к выводу, что дорожная обстановка вокруг школы № 20 небезопасна для её учеников. Были написаны письма-обращения начальнику полиции, мэру города. Результат – установлены дополнительные знаки, ограничивающие скорость движения.
Наиболее удачными получаются работы на исторические темы, работы проекты “Моё увлечение – бисероплетение”, “Меняются времена, меняются и куклы”, “Подарки из папье-маше” и др., так как проводить более научные исследования у ребят начальных классов недостаточно знаний. Я с гордостью говорю о результатах, которых достигли мои ученики в области учебных исследований. Мы выбирали такие темы, которые “списать” невозможно, так как в литературных источниках такого материала нет.
Проектно-исследовательская деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Работая над своими проектами, проводя исследования, дети приобретают не только умение работать с литературой, материалами музеев, архивными материалами, обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, брать интервью, выступать перед аудиторией. Они становятся уверенными в себе, раскрепощёнными, это помогает им быть лидерами, активными участниками школьной общественной жизни. Выступая на городских и краевых конференциях, дети учатся общаться со сверстниками, приобретают новых друзей.
Благодаря проектно-исследовательской деятельности повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Сегодня проектно-исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Я разделяю точку зрения педагогов, которые называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.
8. Анализ деятельности Школьного Научного Общества “Луч”
Если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Конечно в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность. Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект . Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.
В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.
Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов . Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны
с проведением мероприятий, которые в этом случае
являются проектным продуктом, так как публика
привлекается к решению проблемы проекта
(например, игра-дебаты “Атомная энергетика: за и
против”).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду
и жанру, он должен полностью соответствовать
требованиям качества, то есть быть эстетичным,
удобным в использовании, соответствовать целям
проекта (напомню, что проектный продукт – это
воплощение найденного автором оптимального
способа решения проблемы проекта). При работе над
проектным продуктом автор должен все время
помнить, что он создает этот продукт не только
для себя, но и для любого другого человека,
которому доведется столкнуться с проблемой,
решению которой посвящен данный проект.
Например, продуктом проекта, посвященного
проблеме взаимоотношения между подростками и их
родителями, стала инструкция “Давайте жить
дружно: как решать конфликты с родителями”
Обобщим все вышеизложенное в виде таблицы.
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико- ориентированный |
Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области | Деятельностная |
Исследовательский проект |
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации | Информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или роле- вой проект |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | Коммуни |
Нельзя сегодня не сказать о нашем школьном научном обществе, которое функционирует у нас уже 14 лет. Когда-то мы начинали с 9 исследовательских проектов. Напомним, что на 14 конференции их было 38, а на 13- 40, а на 12 – 43. Явное снижение, пусть и не совсем заметное. Анализ проведенной конференции уже проведен. Сегодня хотелось бы обратить внимание именно на снижение активности учащихся, на снижение результативности. Чем это объяснить?
9. Рефлексия. Мозговой штурм.
Мозговой штурм.
- Причины снижения творческой активности учащихся.
- Методы повышения творческой активности учащихся.
- Методы повышения творческой активности педагогов.
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает изравноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Советы учителю, работающему по методу проектов.
1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.
3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)
4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
Главные условия организации работы над проектом.
- Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.
- Стремление учащихся работать над проектом.
- Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
- Доступность информации о ходе проекта.
- Доступная ученикам библиотека, медиатека.
- Рабочие уголки групп проекта.
- Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
- Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.
Проект решения педсовета
Слушали: заместителя директора по УВР Дунаеву И.И.
- Администрации школы проанализировать работу педагогов школы по активизации проектной деятельности, учитывать высокие показатели педагогов при заполнении рейтинговых листов. Ответственные – администрация.
- Руководителям ШМО проанализировать результаты работы членов методического объединения в данном направлении с целью улучшения качества и результативности исследовательской деятельности. Ответственные - администрация
- Признать опыт учителей положительным и рекомендовать к использованию в педагогическом коллективе.
- Педагогам школы осуществлять учебную деятельность с использованием метода проектов с учетом личного опыта учащихся. Ответственный зам. директора по УВР, руководители ШМО
- Педагогам школы продолжить обмен опытом по применению метода проектов в учебной деятельности через информационную сеть школы. Ответственнее – руководители ШМО.
При изучении процессов современной социализации подростков, выпуск-ников школ, явственно выступает водораздел социального самоопределения: или подросток адаптируется к «социальности», к социальной моде, или создает соб-ственный «социальный проект», то есть формирует социальную среду согласно своему самоопределению к истории, к культуре. Активное социальное самооп-ределение вырастает из свободы и способности занять позицию деятеля там, где этого никто не может, то есть в социокультурной проблемной ситуации.
Здесь находится одна из основных проблем современной школы, связанная с социализирующей функцией школы. Главный, до сих пор не решенный воп-рос заключается в том, что сегодня потеряны ориентиры всего общества в определении того, кто такой взрослый как социокультурная категория? Если советская школа имела четкий образ того идеала взрослого, под который школа была «заточена», то сегодня такого образа, конечно, быть не может. Означает ли это, что школа не должна заниматься социализацией детей? Это странно, потому что в таком случае: кто этим занимается? Поскольку школа не знает, что такое социальный мир взрослого и у нее нет своего образа социального взрос-лого, то и попытки без ответа на этот вопрос приписывать школе ведущую социализирующую функцию, конечно, неверны.
На наш взгляд, именно проектная деятельность предлагает технологическое решение проблемы формирования: способности к социальному действию. Со-циальное действие - это действие, направленное на преобразование соци-ального мира, на решение социокультурных проблем современности. При обсуждении социализации подростка необходимо различать социальное пове-дение и социальное действие. Адаптационные подходы в большинстве случаев работают именно с поведением подростка. Но за различением социального поведения и социального действия стоит мировоззренческая проблема, свя-занная с самоопределением школы и ее миссии в современном обществе. Счи-тает ли она, что тот социальный порядок, который господствует сегодня, явля-ется идеальным и поэтому к нему нужно приспособлять ребенка? Или же шко-ла как институт трансляции российской и мировой культуры считает, что необ-ходимо учить ребенка отстаивать культурные ценности и образцы культурного творчества в условиях, когда спрос на культуру невысок. Если же так, то школа должна учить ребенка понимать, что за социальный мир ему предстоит за стенами школы, уметь самоопределяться к нему на основании своих целей и ценностей и уметь эти цели и ценности реализовать в социуме. Это и есть способность к социальному действию. Для этого и необходимо введение в среднее образование проектной деятельности.
В образовательных проектах учащиеся вместе с взрослыми разрабатывают некоторую проблему и при этом участвуют в организационном проектирова-нии собственной коллективной деятельности по решению этой проблемы. Суть экспериментальной работы заключается в разработке специальной образова-тельной среды, в которой учащийся осваивает комплекс способностей, связан-ных с проектным мышлением. Образовательные проекты, являясь такой сре-дой, призваны дополнить существующие учебные формы деятельностной ком-понентой - в них учащийся применяет имеющие у него мыслительные и ком-муникативные умения и способности в реальной социокультурной ситуации и осваивает образцы социального действия.
Преобразование мыследеятельности - основной процесс, в который вклю-чается учащийся в образовательном проекте. Поскольку включение в этот процесс осуществляется в коллективной форме, то основное назначение образовательного проекта можно определить как формирование способности, позволяющей учащемуся осуществлять социокультурное действие в коллективной работе . Осуществление социокультурного действия предполагает преобразо-вание среды и формирование собственной позиционности , характеризующейся процессами самоопределения (неиллюзорного видения социокультурной дей-ствительности и формирования собственной оценки ее) и целеполагания (по-строения образа своего действия в ситуации).
В образовательных проектах, в которых у учащихся формируется способ-ность к социальной деятельности, подросток получает первый опыт социаль-ной практики. Образовательные проекты, с одной стороны, размыкают для учащегося стены школы, делая для него предметом осознания социальную реальность. С другой стороны, социальная реальность в проектах выступает как пространство творческой самореализации, то есть в отношении социума становится возможным то, что возможно в рамках изучения той или иной на-учной дисциплины, - творческое самообразование. Таким образом, образова-тельные среды проектирования перекидывают мосты между школой и соци-альным пространством.
Основные сложности включения в такие среды учащихся старшей школы связаны с тем, что к 8-му классу у учащихся уже формируются представления о той форме учебности, к которой они привыкли и которая представлена на учебных предметах. Единственной социокультурной реальностью, в которой в школе учащийся должен осуществлять действие, являются процессы трансля-ции знаний. Собственно жизнедеятельность (и, как компонента, способы соци-альной адаптации) противостоит этим процессам. Но для осуществления соци-ального действия, особенно в условиях, когда мы имеем проблемную ситуа-цию (при которой у позиции, от которой требуется осуществить действие, нет готовых культурных средств для такого осуществления, т.е. отсутствуют зна-ния), процессы трансляции знаний не важны. Таким образом, переход в пози-цию социального действия является очень сложным и требующим вниматель-ной педагогической диагностики.
К сожалению, сегодня введение в школу проектной формы образования осуществляется непоследовательно. Чаще всего, мы имеем дело с включением подростка во внеурочные формы познавательной активности. Эти формы под-держивают предметное (или межпредметное) движение учащегося, но при этом сами учащиеся не выходят в позицию самостоятельного проектирования и организации своего действия. Соответственно, не происходит специальной оценки эффективности таких форм (с точки зрения введения учащихся в куль-туру проектирования), не осуществляется диагностика способностей, форми-рующихся у учащихся.
Разработанная в ходе 10-летнего эксперимента в школе № 1314 форма обра-зовательного проекта выделяет в качестве основной характеристики проектной деятельности прохождение детско-взрослым коллективом так называемого про-ектного цикла. Проектный цикл состоит из следующих этапов: 1) постановка социокультурной проблемы и цели решения проблемы, 2) формирование за-мысла социального действия, необходимого для реализации поставленной цели, 3) организация и осуществление этого действия, 4) рефлексия осуществленно-го действия и постановка новой задачи на социальное действие. Поскольку цель образовательного проекта (решение социокультурной проблемы) заведо-мо превышает возможности ее достижения в «первом» действии, то рефлек-сия устанавливает расхождение между достигнутым результатом и изначально поставленной целью. Именно в этот момент коллективного осознания недоста-точности имеющихся у проектной группы средств, подросток получает опыт социального действия. Расширяется представление об ограниченности своих средств и способностей воздействовать на социальную среду, но и представле-ние о самой социальной среде. Здесь и должно проявляться искусство педагога обратить этот полученный «неудачный» опыт в запрос детской группы на раз-витие своей «мощности» и дальнейшего движения.
Проектный цикл может продолжаться столько, сколько необходимо для ре-ализации замысла. Держателем проекта является, конечно, сам педагог-руко-водитель. Однако развитие детско-взрослого коллектива предполагает все боль-шее вхождение учащихся в организационные, управленческие и педагогичес-кие функции учителя. Определение того, какова ближайшая зона развития про-ектных способностей учащегося - основная диагностическая и педагогичес-кая задача руководителя проекта.
Таким образом, занятие позиции руководителя образовательного проекта требует от педагога нового профессионализма, связанного со способностью, во-первых, осуществлять социальное действие и, во-вторых, организовывать сложный детско-взрослый коллектив. Проект должен быть организован так, что-бы в нем присутствовали: 1) базовый производственный процесс , связанный с определенным профессионализмом и средствами которого осуществляется социальное действие, 2) мыслекоммуникативная среда , в которой формирует-ся коллективное видение социокультурной проблемы и проектируются спосо-бы ее решения, 3) организация распределенной в коллективе деятельности, по-зиционная матрица , то есть необходимый набор позиций, обеспечивающий движение в разных слоях и процессах проекта.
Очевидно, что, организуя так работу, педагогу требуется сохранить соб-ственно педагогическую позицию. Если в результате ведения проекта педагог-руководитель не может ответить на вопрос, что должно сформироваться у уче-ника и что сформировалось, у кого формируется, а у кого нет, кто на какой ступени находится, - если таких вопросов у педагога нет, то никакой образова-тельной деятельности не было. Очевидно, что совмещение «менеджерской» и педагогической позиций требует совершенно новой системы подготовки педа-гогических кадров.
Комплексное предпрофессиональное образование, программа интеграции общего, профессионального, дополнительного и высшего образования на межпредметной основе. В рамках проекта каждый молодой человек получит возможность к моменту окончания школы либо получить востребованную профессию среднего звена, либо углубленные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.
Инженерный класс в московской школе
Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей.
Область Основные термины системы образования
Классическое образование
образование, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (смотри также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.
Курчатовский проект
Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.
Область Основные термины системы образования
Медицинский класс в московской школе
Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Михайловича Сеченова. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.
Область Основные термины системы образования
Московская электронная школа
Платформа «Московская электронная школа» Главные элементы системы - это библиотека электронных материалов и электронный журнал и дневник. Библиотека электронных материалов - это электронный ресурс, в котором хранятся не только учебники и пособия, но и сценарии уроков. Электронный журнал и дневник связаны с библиотекой. В дневнике отображается тема урока, она подразделяется на подтемы, так называемые контролируемые элементы содержания образования.
Область Основные термины системы образования
Надежная московская школа
Аналитическое наблюдение «Надежная московская школа» Современная московская школа использует наиболее эффективные модели управления, основанные на точном видении планируемого результата, системе оперативного контроля всех сфер жизни организации, использовании информационных систем на всех уровнях, эффективным государственно-общественным управлением. Система образования обеспечивает условия для работы высокопрофессиональных специалистов на основе технологических решений, современных программ и системах мониторинга всех жизненных показателей организаций. Запас надежности: Совокупность показателей, рассчитанных единовременно по каждой московской школе, неизменных в течение всего периода аналитического наблюдения. Не исполненные обязательства: Совокупность показателей, рассчитываемых на регулярной основе, отражающих неисполнение школой принятых обязательств. Источники: - Электронный журнал и дневник - Московский центр качества образования - Единая комплексная информационная система (ЕКИС) - Единая автоматизированная информационная система торгов - Московский институт открытого образования - Общественный совет - Центр педагогического мастерства - ТЕМО-Центр
Область Мониторинг в системе образования
Практико-ориентированное образование
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области.
Профессиональное обучение без границ
Профессиональное обучение без границ предполагает освоение основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. К обучению допускаются: лица различного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования и лица до 18-ти лет, не имеющие основного общего или среднего общего образования.
В результате обучения школьники одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации.
Фундаментальное образование
стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду. Впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука. Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области (“образование вглубь”). Другие понимают фундаментальное – как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов (“образование вширь”). Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.