Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Актуальность:
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего Выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования, а выпускники основной школы - умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу.
Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. В основе ФГОСначального общего образования лежит системно-деятельностный подход. Основная цель образования в начальной школе - это развитие личности обучающегося путем усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Для реализации системно-деятельностного подхода используется метод проектов.
Метод проектов появился в XIX в. в США. В его основе лежал принцип «обучение посредством делания». «Все из жизни, все для жизни». Такое обучение основывалось на идеях, разработанных американским философом и педагогом Дж. Дьюи.Он предлагал строить обучение на активной основе, сообразуясь с личным интересом ученика. Суть метода - стимулировать интерес учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX в.
С.Т. Шацкий активно использовал проект в практике преподавания. Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина
Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Проект - с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование - это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Принципиальное отличие исследования от проектирования:
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Этапы работы над исследованием
Последовательность действий Например: 1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы. Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности. 1. «Состояние окружающей среды Поволжья» 2. «Традиции коренного народа Бурятии»
2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа. 2. «Определить уровень загрязненности реки N-ской» исл.«Разработать проект очистки реки N-ской…» пр-т. «Изучить и описать особенности традиционных семейных праздников…» исл. «Разработать проект проведения фестиваля…» -пр-т.
3. Задачи- это промежуточные этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы.
3. …далее примеры только по исследовательской работе… 3.1. определить значимые параметры -показатели загрязненности реки N-ской … 3.2. апробировать и отработать метод биотестирования реки Nской… 3.3. провести отбор проб и их первичную обработку на характерных и фоновых станциях
4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.
4. N-ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д. Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол.
5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.
5. Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам… Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции.
6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.
6. «Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N-ской.» «Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол» Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду», «в свадебном обряде сочетаются традиционные и современные элементы» 7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. 7. Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода - скляночным методом по Винклеру. Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью, при диагностики эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.
8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы.
8. «Исследования окружающей среды Поволжья на примере оценки загрязненности N-ской речки тяжелыми металлами и органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, связанных со строительством плотин и дамб, определяемых физикохимическими, аналитическими и биоиндикационными методами».
9. Естественно, что это громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы. Например: «Комплексное изучение причин и состава антропогенного загрязнения речки N»
Алгоритм работы над проектом:
Стадия работы над проектом | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся |
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся |
3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся |
а) Анализ информации б) Формирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Советует, наблюдает за работой обучающихся |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого) | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке |
В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Первоклассники начинают с того, что учатся выбирать тему проекта, ставить цель. Обычно это индивидуальные проекты, в подготовке которых помогают родители. Первые проекты простые. Здесь важна возможность самовыражения, что ценно для самооценки младшего школьника Постепенно учитель усложняет задания. Работа над проектом становится групповой. На этом этапе важно научить детей взаимодействовать в группе, слушать и слышать собеседника, распределять роли.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
Сценарий праздника
Видеофильм (например: «Наши таланты»)
Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
Костюм (показ собственных моделей)
Музыкальное произведение (собственного сочинения)
Оформление кабинетов (например, проект стендо
Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
Социальный проект - это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Вот несколько примеров классификации социальных проектов:
Оздоровительные проекты
Проекты историко-культурной направленности
Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)
Социально значимые для определенной местности, района, города
Образовательные и профориентационные
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
Социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)
Социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)
Социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)
Социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Памятка начинающего исследователя
Шаг 1. Выбери тему исследования.
Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.
Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.
Шаг 6. Сделай выводы.
Шаг 7. Оформи результаты своей работы.
Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Таким образом , выполнение исследовательской работы или проекта качественно меняет характер обучения и может изменить отношение ученика к учебе и к смыслу своего времяпровождения в школ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ориентации на познавательные интересы учащегося . Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.
Освоения знаний в единстве со способами их получения . Диктуемый задачами исследовательского обучения подход к формированию научной картины духовно-нравственного устройства мира включает в себя не только освоение некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, а с необходимостью получения нового знания на основе овладения способами ее обнаружения. Поэтому учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт, в виде некоего позитивного знания, но и быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.
Учение через деятельность.
Опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь - развитие у ребенка потребности и способности эти знания добывать.
Приоритетность исследовательской мотивации первая задача педагога - активизировать познавательную потребность, а вторая - обеспечить условия ее реализации.
Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия - посреднический диалог.
Принцип активности. Данное направление предполагает ориентацию на активные методы обучения и внеаудиторной деятельности
Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.
«Дневник исследователя»
Работа с учащимися проводится после завершения определенных этапов проектной или исследовательской работы.
Перечень формируемых компетентностей.
Формулировки отдельных диагностируемых метапредметных компетентностей для учащихся и педагогов
Для ученика | Для педагога |
Знаю и выбираю способы для достижения цели | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Ставлю цель Выдвигаю гипотезу Планирую свою работу | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Умею показывать информацию в разных видах | использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Умею задавать вопросы | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Умею находить нужную информацию Умею работать с цифровой техникой Умею использовать компьютер Умею делать презентацию | использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета |
Умею работать с текстом Умею проводить выступление Умею готовить выступление | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
Умею сравнивать и обобщать Умею находить причины Умею строить рассуждения Умею делать выводы | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
Умею слушать, уважать и учитывать мнение другого | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
Умею работать в команде | определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Умею избегать конфликтов | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Алгоритм работы ученика с индивидуальным листом «Дневник исследователя»
Для ученика | Для учителя |
Определи, какой этап работы завершен? | Определение завершенного этапа проектной или исследовательской работы. |
Чему ты научился на этом этапе? Что ты научился делать лучше? | Выделение приобретенного навыка или определение, какие навыки использовались на данном этапе. |
Насколько улучшился твой навык? Что ты уже можешь? | Определение степени научения ученика. |
Как трудно тебе было обучаться новому на этом этапе? | Определение сложности процесса научения. |
Чему предстоит тебе научиться на следующем этапе работы? Какой навык стоит усовершенствовать? | Определение задач для последующего совершенствования. |
Цветовые показатели, используемые при работе с «Дневником исследователя»,
Красный - мне трудно выполнять работу
Жёлтый - у меня были небольшие затруднения при выполнении работы
Зеленый - я легко справился с работой
Карта уровней формирования проектных и исследовательских компетентностей
1 уровень
1. Не умею
2. Знаю, как надо делать правильно
3. Могу выполнить работу только с посторонней помощью
4. Частично могу выполнить работу самостоятельно
5. Большую часть работы выполняю самостоятельно
6. Понимаю, где ошибаюсь при выполнении работы и исправляю свои ошибки
2 уровень
1. Могу выполнить работу самостоятельно, но не совсем уверенно.
2. Могу уверенно выполнить работу
3. Могу уверенно выполнить работу, понимаю до конца, использую и изменяю алгоритм ее выполнения
3 уровень
1. Могу показать, как надо выполнить работу
2. Могу объяснить алгоритм выполнения работы
3. Могу найти и помочь исправить ошибки товарища при выполнении работы
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» : (таблица 1)
Таблица 1
Диагностический инструментарий | Оцениваемые универсальные учебные действия |
Методика «Беседа о школе»; проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»; Опросник мотивации; | Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже); Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман); Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже); Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); | Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества |
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой); | Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; | сформированность действия личностного самооценивания |
Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) | Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей |
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) | Формирование актуального рефлексивного контроля |
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) | Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности |
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) | Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели |
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Личностные универсальные учебные действия.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации./data/files/m1477935372.pptx (Проектная и исследовательская деятельность как способ формир)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
Из опыта работы
«Организация проектной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»
Образование - это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в новом стандарте образования.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Следовательно, каждый ученик должен быть этому научен.
У каждой «школы» есть своя база практики, своя специфика работы в этом направлении.
Внедрение новых ФГОС, которые являются своего рода конституцией школьного образования, дело серьёзное и сложное. Прежде чем воплотить идеи, а по большому счёту требования в практику, надо обдумать замысел действия, составить план по его реализации, найти оптимальное решение, возникающих по ходу проблем и ещё много, много чего.
Наш коллектив проделал большую подготовительную работу в этом направлении.
На основании анализа имеющегося позитивного опыта разработана модель организации проектной деятельности в условиях перехода к новым образовательным стандартам с учётом интересов и потребностей учащихся гимназии, а именно:
1. В начальной школе проектной деятельностью в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающиеся начинают заниматься с 1 класса.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием.
Учитель, начиная с 1 класса, постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
2. В 5 классе каждый гимназист выполняет проектную работу «Создание мультфильма» в рамках предмета «Информатика». При его выполнении происходит обучение теории (типы проектов, этапы проектной деятельности и т.п.) и технологии выполнения проектной работы. Одновременно заполняется «Дневник проекта», где каждый 5-классник учится планировать свои действия, описывать результаты работы, анализировать полученные результаты. В конце года проект защищается в рамках экзамена по информатике. Выставляется отметка.
3.В 6-8 классах к лассные руководители совместно с курирующим заместителем определяют общую тему всех проектов на параллель с учётом её общественно-социальной значимости, предметного потенциала.
В рамках одной этой темы учителя-предметники, заместитель по воспитательной работе, педагог-психолог и т.д. предлагают свои проекты. Они могут быть индивидуальные и коллективные, предметные и межпредметные. Главное условие, чтобы предложение превышало спрос.
4. Руководители к апрелю готовят аннотации запланированных проектов. Аннотация включает в себя следующие пункты: название проекта; краткое содержание; количество участников; сроки выполнения; предполагаемый продукт.
5. На классных часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. Учителя-предметники проводят предварительные консультации для учащихся с целью более подробного разъяснения содержания проекта по своему предмету. В сентябре составляется окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик должен выбрать не менее одного проекта. В мае в гимназии оформляется стенд «Калейдоскоп проектов» с аннотациями предлагаемых учащимся проектов. Эта же информация выкладывается в сети Дневник.ру, в том числе в интерактивной форме. Учащиеся совместно с родителями выбирают тему проектной работы на следующий год, опираясь на предложения учителей и личный индивидуальный образовательный маршрут (то есть в рамках тех предметов, которые вызывают наибольший интерес). Выбрать можно и несколько проектов, главное расставить приоритеты: какой проект важнее всего для меня.
В мае на классных часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. В этом существенную помощь оказывает классный руководитель. Учителя-предметники проводят предварительные консультации для учащихся с целью более подробного разъяснения содержания проекта по своему предмету, в том числе в сети Дневник.ру. В сентябре составляется окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик должен выбрать не менее одного проекта.
6. В течение учебного года работа проходит согласно обозначенным в проектах срокам. Проекты выполняются как в урочное, так и во внеурочное время, в зависимости от вида и объема проектной деятельности. В ходе работы над проектом учащиеся ведут «Дневник проекта», в котором продумывают ход и определяют конкретные сроки работы над проектом, ставят цели и задачи, фиксируют результаты всех этапов, проводят рефлексию, учатся писать рецензии. При выборе учеником нескольких проектов Дневник заполняется по одному (по выбору ученика).
7. Результаты проектной деятельности и продукты проектов презентуются в апреле на «Неделе науки в гимназии» в качестве экзамена «Защита проекта по выбранному предмету».
8. Каждый этап проекта оценивается учащимся и учителем – внутренняя оценка. Если в проекте четко прописан благополучатель, заказчик, то они также дают оценку проектной деятельности и проектного продукта. Оценка производится по разработанным критериям и отмечается в «Дневнике проекта».
На будущее организация ПД предполагает обязательность выполнения проектов с 7 по 9 класс, может это будут не предметные проекты, а в большей степени социальные.
9. В 9 классе индивидуальной проектной деятельностью является подготовка к Государственной итоговой аттестации. Выбор предметов связан с реализацией индивидуального образовательного маршрута на протяжении всех лет обучения в гимназии. Как итог, каждый девятиклассник выбирает индивидуальный учебный план на 10, 11 классы. Защищает его на собеседовании в мае.
Мы понимаем, что процесс организации проектной деятельности трудоёмкий, наверняка будут возникать уточняющие вопросы, может даже незначительные «производственные сбои», но в целом мы надеемся, что преодолеем этот сложный период с минимальными издержками, и всё задуманное будет реализовано в полном объёме!
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Федорова Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 7, г.Бугульма РТ
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: Самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности! Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.
Различают следующие виды проектов:
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения реализуется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1 этап – мотивационный:
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап – планирование деятельности:
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап. Информационно-операционный:
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.
Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Многие учащиеся и их родители ориентированы только на те виды деятельности, которые будут востребованы при итоговой аттестации. Выполняя заказ государства по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, необходимо помнить, что одним из видов проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) учащимися 9-х классов, является пока еще модель, направленная на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий невозможно. Для оценки этих результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в ходе итогового события, которое организуется в рамках государственной итоговой аттестации. Это событие носит индивидуально-групповой характер, и предполагает защиту проекта. Таким образом, чтобы обучающиеся были готовы, работу надо начинать уже с начальной школы.
Литература
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).
- Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М., 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
- Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.
2.5. Компетентностный подход к оценке качества образования
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, проектная деятельность, (учебный) проект, компетенции и компетентности.
По мнению Е.С.Полат, метод проектов есть «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА».
В соответствии со сказанным выше, важнейшее значение имеет создание проблемной ситуации, «задающей» определённые «рамочные» условия выстраивания замысла проекта.
Здесь было бы полезно обратиться к арсеналу методических средств технологии (по другой версии – методики) проблемного обучения, накопленных как отечественными учёными (А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др.), так и педагогами зарубежья (Дж.Брунер, В.Оконь, Л.Резник и Р.Глейзер и др.).
По мнению М.В.Кларина, сочетание исследовательского характера обучения с опорой на собственный опыт учащихся ставит педагогов перед особыми трудностями: « Опыт учащихся нередко представляется им слишком ограниченным для того, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного исследования. Однако требование опоры на опыт слишком значима, чтобы им можно было пренебречь ради самого по себе «содержания предмета ». Одна из характерных тенденций зарубежных разработок в русле исследовательского обучения - изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся».
Опорой на опыт зарубежных педагогов автор приводит ряд критериев, относящихся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющих отбор проблем для учебных занятий. Обратиться к тексту Критерии значимости учебных проблем .
Как отмечает М.В.Кларин, при выборе учебных проблем (в нашем случае – проблем для проектной деятельности) необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учеников: «Надо знать пробелы в знаниях учеников и исходя из этого намечать направления и ориентиры для выбора будущих проблем, избегать ненужного дублирования с более низкой ступенью обучения. Однако слишком детальное планирование может привести к надуманности и искусственности. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию. Если же проблемы навязывать только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо этого подхода.
Вопреки распространенному до сих пор в отечественной педагогической литературе (и не только литературе!) мнению, связь с непосредственным опытом, интересами и потребностями учащихся вовсе не означает узко-индивидуальной направленности обучения, его отрыва от научных знаний или общественной жизни...» .
(Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.)
В разработках по технологии проектного обучения встречается классификация уровней проблемности. Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся :
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает.
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно её разрешает.
Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает её, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
В работах Е.С.Полат встречается перечень «общеучебных умений, необходимых для решения проблем». Это, в первую очередь, следующие умения:
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение и пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Сюда же следует добавить – при создании компьютерных презентаций ученических проектов, выполняемых в MS Power Point или при оформлении результатов проекта в виде публикаций, веб-сайтов и пр. (как это делается в программе Intel) – существенный прирост компьютерной грамотности учащихся и их информационной компетентности.
В связи с этим работа в жанре «проект» не должна состоять только в разработке идеальной модели чего-либо или в «фантазировании на заданную тему». Проект в таком смысле этого слова может содержать описание опыта реализации замысла, описание (и представление) уже достигнутых результатов.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть (в терминах, используемых Е.С.Полат):
характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
предметно-содержательная область проекта – монопроект (по учебному предмету, например, химия, английский язык, технология производства сельхозпродукции и т.п.; по какой-либо профессии, специализации, производственному обучению и т.п.), междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
(В современной экономике и менеджменте существуют иные определения сроков реализации проектов. Мы придерживаемся точки зрения Е.С.Полат.)
по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
1. Представление проблемной ситуации (вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация «малых групп сотрудничества» (термин Е.С.Полат), распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта . При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях педагоги определяют тематику с учётом интересов учебных предметов (дисциплин, учебных планов производственного обучения и т.д.), профессиональных интересов учащихся, в других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может и должна быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы (как познавательные, так и творческие).
Определяя тему учебного проекта, мы рекомендуем выбирать проблему, подлинно значимую для учащихся. Очевидно, что для учащихся (студентов) учреждений профессионального образования более значимыми могут быть практико-ориентированные, исследовательские проекты. Маловероятно, что учащихся могут заинтересовать т.н. «творческие» (зачастую полезные, но не вполне соответствующие возрасту, «украшательские» и пр. проекты).
В формулировках проблем, на решение которых нацелены проекты, можно отражать актуальные для современного российского общества вопросы: пути решения глобальных проблем человечества (включая экологические, экономические, проблемы безопасности и т.п.); совершенствования производственных процессов и технологий и т.п. Проекты могут быть нацелены на поиск и систематизацию информации по отдельным учебным дисциплинам и профессиям, поиск новых способов повышения качества продукции или услуг; на совершенствование взаимоотношений между учащимися (студентами) учреждений начального и среднего профессионального образования; налаживания социального партнерства с учреждениями и организациями из внешней среды образовательного учреждения и т.п. При этом ученические проекты по своему содержанию и значимости могут приближаться к т.н. «социальным проектам». Под социальным проектом понимают обычно проекты, нацеленные на решение реальных социально значимых проблем, предполагающие выход на сотрудничество с разными ветвями власти, связанные с улучшением условий жизни «микросоциума» (ближайшего окружения) ПУ, ПЛ, техникума, колледжа и т.п.
Естественно, что об основных проблемах современного общества, производства, научных проблемах ученики получают информацию в ходе предварительного (по отношению к проекту) обучения, а затем (если это необходимо) - специальных консультаций.
В связи с этим нельзя не сказать о том, что «хороший», весомый проект почти никогда не выполняется только на уроках по дисциплине (предмету), на уроках производственного обучения. Опыт показывает, что проект не только предполагает самостоятельную работу учеников индивидуально или в группах, но и может стать содержанием внеурочной деятельности по предмету, кружковой (секционной) работы и т.п.
Педагог ставит перед учеником проблемную задачу как руководитель, оценивает уровень его развития и способности к очередному этапу исследования как эксперт-аналитик, организует деятельность учащегося как менеджер. Соответственно, постоянно меняются позиции ученика. В результате деятельность педагога скорее напоминает деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий ученика.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к научным исследованиям. Они предполагают выдвижение гипотез, использование исследовательских методов, проведение экспериментов и т.п. Такие исследовательские проекты могут быть посвящены экологическим проблемам (например, «Экологическое состояние водоёмов нашего города»), выявлению закономерностей исторического процесса («Анализ причин неудач Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны»), анализу социально-экономических проблем («Структура рынка труда в нашем районе») и т.п.
Практико-ориентированные проекты обязательно предполагают практический «выход». Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация работы по представлению полученных результатов, возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта (например, «Влияние освещенности рабочего места на производительность труда швеи», «Возможности применения безотходных технологий на предприятии...», «Оптимальная скорость комбайна при уборке зерновых культур» и т.п.). Как правило, практико-ориентированные проекты удовлетворяют конкретный заказ.
Так называемые «информационные» проекты призваны научить учащихся добывать из разных источников и анализировать информацию, обрабатывать и представлять её, а иногда публиковать (в смысле – «обнародовать») информацию посредством Интернета. Такие проекты могут быть выполнены на любом материале («Галерея исторических портретов видных руководителей...завода», «Перспективные разработки в области создания новых строительных материалов», « Heidelberger Universitat » и т.п.).
(«Гейдельбергский университет» (нем.). Или “ FORTRAN = for (mula) tran (slator)” (англ.), или “ L"education professionelle en France ” (франц.). Конечно, речь не обязательно должна идти только о достопримечательностях и других реалиях зарубежных стран. Можно попробовать под руководством преподавателя иностранного языка рассказать по-немецки, по-английски о своём городе, училище, колледже и т.п.)
Особое место в современной технологии проектного обучения занимают т.н. « телекоммуникационные» проекты. Особенно интересны такие международные проекты для изучающих иностранный язык, т.к. с их помощью создается необходимая языковая среда и формируется потребность в общении на иностранном языке. Под учебным телекоммуникационным проектом предлагают понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленную на обмен информации между жителями разных стран.
Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге про екта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:
реферат, доклад, сообщение по теме проекта на научно-практическую конференцию, в ходе предметной недели;
представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся (студентов) профессионального училища (лицея, колледжа и т.п.);
подготовка словарно-справочных материалов по конкретной теме учебной дисциплины, профессии или междисциплинарной проблеме;
разработка учебных материалов (для учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.) по какой-либо теме;
представление диагностических заданий для организации теоретического этапа конкурса профессионального мастерства учащихся;
оформление альбома (стенда и пр.) с материалами по какому-либо предмету (истории, географии, литературе и пр.), краеведению своего региона или по истории базового предприятия, населённого пункта, учебного заведения и т.п.;
создание (издание, выпуск сигнального экземпляра) лицейского (училищного и т.п.) журнала, газеты, подготовка сценария спортивного, культурного мероприятия, праздника и т.п.);
создание информационного сайта учреждения профессионального образования в Интернете по какой-либо проблеме;
изготовление какого-либо материального объекта (тренажера, действующей модели и т.п.), имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
разработка идеи и (или) бизнес-плана по созданию малого предприятия, организации, которая может осуществлять известную ребятам деятельность (по изучаемой профессии, оказанию услуг населению и своим же товарищам и т.п.);
разработка программы (плана) действий в рамках конкретной деятельности (по исправлению или ликвидации каких-либо негативных явлений, профилактике вредных привычек и т.п.);
подготовка и проведение акции (профориентационной – для школьников 9-х – 11-х классов; по борьбе с курением - для учащихся учреждения профессионального образования; акции протеста против выбросов вредных веществ в атмосферу и т.п.) и необходимых материалов к ней;
обоснование конкретной законодательной инициативы, вносимой на обсуждение в местный орган власти
Итак, мы видим, что учащийся имеет право выбора из довольно обширного набора видов проектной деятельности, вполне посильных учащимся учреждений профессионального образования.
Работа над оформлением любого проекта предполагает, конечно же, определённую структуру:
1. Обоснование выбора темы проекта и его актуальности, цели проекта (цели исследования, проводимого в рамках проекта), (Можно использовать такую фразу: «Для реализации целей нашего проекта потребовалось провести исследование, целью которого являлась…».) которая затем «разворачивается» в веер задач проекта. Иногда необходимо сформулировать предположение (гипотезу), которая будет проверяться в ходе проекта, описать условия проведения проекта в жизнь, перечислить этапы реализации проекта, дать детальное описание предполагаемого результата проекта и т.д.
2. Описание изученности проблемы (история вопроса), традиционные способы решения проблемы (если они известны) и пр.
4. Выводы по проекту. При характеристике полученного продукта проекта должно быть показано достижение практического результата.
Немаловажно заметить, что проектная деятельность предполагает применение разных (но взаимоувязанных) педагогических технологий, в первую очередь т.н. «технологий компетентностно-ориентированного подхода» (обучение исследованию, дебаты, формирование критического мышления и т.п.).
Организация проектной деятельности в образовательной организации
Происходящие в образовании изменения требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Сегодня педагог имеет дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, самостоятельным поиском в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни и профессиональной деятельности проблем, самоопределения. Это обусловило широкое введение в образовательных организациях методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования, одним из направлений его модернизации и развития. Организация проектной требует научно- обоснованного подхода в решении организационно-управленческих, учебно- методических, кадровых, информационных, дидактических и психолого- педагогических задач. Эти задачи требуют определённого уровня профессиональной подготовки педагогов, владения методами и технологиями на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел». Проектная деятельность обучающихся в ходе совместной учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение общего результата деятельности. Важным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Примерные этапы проектирования:
Выработка концепции проекта,
Определение целей и задач проекта,
Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
Создание плана проекта, программы деятельности,
Организация деятельности по реализации проекта,
Реализация проекта,
Осмысление проекта, рефлексия результатов деятельности.
Алгоритм проведения учебного проекта:
Формулировка замысла проекта, описание продукта проектной работы, его соответствие условиям будущего использования.
Формулировка целей, направленных на выполнение замысла проекта.
Постановка задач, направленных на получение конкретного продукта проектной работы.
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.
Получение конкретного продукта проектной деятельности.
Проверка возможности использования продукта в конкретных условиях.
Практическое использование полученного продукта.
Оценка свойств разработанного продукта.
Администрации общеобразовательной организации важно понимать:
Что дает проектная деятельность обучающимся?
Как научить учителей руководить проектной работой учащихся?
Как оценивать успешность работы обучающегося в проектной деятельности?
Учителю нужно знать:
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом?
Как его разработать?
Как оценить достижение цели и задач в результате выполнения учебного проекта?
Как осуществить учебный проект?
Целями проектной деятельности для педагогического коллектива нашей школы были выделены следующие:
1. Достижение положительной динамики развития профессиональной компетентности педагогов в результате участия в проектной деятельности.
2. Развитие самостоятельного мышления обучающихся, позитивной адаптации и интеграции в современном мире посредством привлечения их к проектной деятельности.
3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах проектной деятельности учащихся.
Для эффективной организации проектной деятельности необходимо создание нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовая база школы обеспечивает следующие группы условий организации проектной деятельности обучающихся.
Первая группа условий – это условия, которые требуют либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ. К этой группе относятся следующие требования: выявление и развитие способностей обучающихся; организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков; организация общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей ОО дополнительного образования детей; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления, действия и т.п.
Вторая группа условий – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований, как: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников; достижение планируемых результатов освоения ООП и т.п.
Третья группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательной деятельности (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками, уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации), развитие материально-технической базы, расширение взаимодействия с социальными партнерами, производственными предприятиями. Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимися в школе построено в виде целенаправленной систематической работы на всех уровнях образования.
Проектная деятельность организована в рамках урочной и внеурочной деятельности: урочная деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, др.; внеурочная деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: проекты, научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Проектная деятельность обучающихся является продуктивным подходом в современном образовании, который позволяет мотивировать обучающихся к познавательной деятельности, способствует индивидуальному развитию творческих способностей, что отвечает задачам общего образования, а также дает возможность создать условия для развития и выбора обучающимся в дальнейшем сферы профессиональной деятельности.
За то время, в течение которого учащиеся нашей школы имеют возможность ведения проектной и исследовательской деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, было реализовано множество проектов, основными целями которых можно назвать:
Углубление представлений учащихся о некоторых методах исследований, изучение взаимодействия различных природных и человеческих факторов;
Формирование целостного представления о возможностях прикладных программ, Интернет-технологий; развитие познавательного интереса, логического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Развитие комплексного аналитического мышления, способности систематизировать накопленные знания, проводить обобщающий и сравнительный анализ;
Развитие творческих способностей учащихся; формирование коммуникативных навыков: умение слушать, говорить, аргументировано вести дискуссию;
Развитие у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива, навыков общения и работы в группах. Подводя итог вышесказанного, еще раз хочется подчеркнуть, что проектная деятельность составляет основу обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, формировании ключевых компетенций, включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации.