Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации обучения.
Сеймур Пейпурт.
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов.
Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста
Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям.
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
- Развитие интереса к предмету;
- Приобретение исследовательского опыта;
- Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории;
- Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- Получение дополнительных знаний по теме;
- Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.
Первое с чем сталкиваются педагоги, это определение, отбор темы. Как возникает сама идея проекта? Иногда проект рождается в ходе учебной работы, происходит понимание, что без проекта не обойтись. Иногда темы проекта предлагают сами дети, родители, часто темы проекта вытекают из предметного содержания и интеграции несколько предметов (окружающий мир, изобразительное искусство, математика, технология, русский язык). В процессе работы над проектом возникают идеи конечного продукта.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
- «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании».
Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.
Известно, что проект – это пять П.
Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Этапы работы над мини – проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П».
Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.
- Мотивационный.
- Планирующий.
- Информационно-операционный.
- Рефлексивно-оценочный.
Мини – проекты могут быть как персональными, так и групповыми.
Преимущества персональных проектов: | Преимущества групповых проектов: |
1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, | 1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества, |
2. у учащегося формируется чувство ответственности | 2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, |
3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, | 3. на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, |
4. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. | 4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию. |
Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными.
- ролевое
- эстафетное
- диалогическое
- конвейерное
- через пары сменного состава
Формы продуктов проектной деятельности
- Анализ данных социологического опроса
- Сравнительно-сопоставительный анализ
- Атлас, карта, учебное пособие
- Выставка
- Газета, журнал, справочник
- Модель, коллекция
- Игра, поход, экскурсия
- Постановка, мини-театр
Виды презентаций проектов.
- Деловая игра
- Демонстрация продукта
- Инсценировка-диалог литературных героев
- Игра с классом
- Доклад
- Реклама
- Ролевая игра
- Спектакль
- Соревнование
Как же оцениваются мини-проекты?
Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.
- Выполнение принятых этапов, законченность
- Качество изделия, его оригинальность
- Полнота раскрытия темы проекта
При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:
- Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.
- Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.
Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.
Первый год учителя нашей школы работали над учебными проектами в 1 классе. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.
Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс» ученики представили учебные проекты.
Во время работы над проектом «Моя семья» учителястолкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому мы решили восполнить этот пробел в знаниях детей.
Исследование включало в себя несколько этапов:
- Был проведен классный час «История возникновения фамилий». Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
- С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
- Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.
- Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?
- создаёт ситуацию успеха;
- ориентирует на быстрый практический результат;
- учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
- быстро ориентироваться в ситуации;
- строить новые отношения в сотрудничестве;
- проявить свои организаторские способности.
- уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
- осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.
В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:
- Поисковые (исследовательские).
- Работа в сотрудничестве.
- Коллективного планирования.
- Менеджерские навыки.
- Коммуникативные.
- Презентационные.
Литература.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение –что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала“Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред.Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
- Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
"Похвальное слово знакам препинания"- 4 класс проект по русскому языку
В 4 классе на уроках русского языка при обобщении знаний детям в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, презентацию или сообщение на тему "Похвальное слово знакам препинания".
Птицы зимой - презентация для детей 2-3 класса
Презентация "Птицы зимой "предназначена для детей 2-3 класса на урок окружающий мир. В школе часто проводятся мероприятия, посвященные животным, птицам, например, "Покормите птиц зимой". Зимой птицам надо помогать, особенно тем, кто не улетает на зиму на юг. В некоторых школах делают скворечники и кормушки, кормят зимующих птиц.
Титульный лист образец для школы 1 - 2 класс
В современной школе детям в 1 - 2 классе учителя в качестве дополнительного задания предлагают выполнить проекты по окружающему миру, по математике и другим предметам. Правильное оформление такого домашнего задания начинается с вопроса - как оформить титульный лист проекта? Где скачать шаблон?
Титульный лист портфолио ученика начальной школы
Уже в начальной школе в современной системе образования детям предлагается составлять портфолио. Как много можно услышать замечаний родителей по этому поводу. Действительно, учеба зачастую перекладывается на родителей, которым необходимо дома иметь современные принтеры (цветные), сканеры и т.д.
Шаблоны презентаций для школы
Для выполнения школьных проектов, будь то домашнее задание или конкурс всегда нужны интересные, разнообразные, оригинальные шаблоны презентаций PowerPoint. Некоторые шаблоны настолько, часто используются, что стали узнаваемыми многими учителями.
Цифра 1 презентация 1 класс
Математический проект "Числа в загадках, пословицах и поговорках" - часто встречающийся вид домашнего задания в 1 классе. Формы проекта весьма разнообразны - сообщения, доклады, рефераты. Самая популярная форма такого проекта - презентация.
Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Презентация "Зачем нужны знаки препинания" 4 класс
В 4 классе на уроках русского языка при обобщении знаний детям в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, презентацию или сообщение на тему "Зачем нужны знаки препинания".
Слайд 2
Цели имеют право на существование
Традиционное обучение Ритм классно-урочной системы Цель учителя – пройти программу Цель ученика – стать умнее, выучить для экзамена «Человек знающий» как продукт традиционного обучения Метод проектов Цель учебно-познавательной деятельности – результат, который достигается путём решения теоретически или практически значимой проблемы Внешний результат применим на практике Внутренний результат – опыт деятельности
Слайд 3
О единстве школы с жизнью
«… С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно … использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И наоборот, … он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Джон Дьюи
Слайд 5
Использование метода проектов в 1920-е г.г. привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют: - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; - слабую разработанность методики проектной деятельности; - гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения; - сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
Слайд 6
Требования к учебному проекту (5 «п»)
4 Проблема 1 2 3 5 Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация (портфолио)
Слайд 7
Классификация проектов по продолжительности
Краткосрочный (выполняемый на уроках) Долгосрочные Краткосрочные Мини-проект Долгосрочный (годичный) Недельный (в рамках проектной недели) «Планы – это мечты знающих людей» Эрнст Фейхтерслебен
Слайд 8
Циклограмма долгосрочного проекта
Сентябрь - октябрь Ноябрь- декабрь Декабрь- февраль Март Апрель- май 5.Выбор формы презентации, подготовка презентации, презентация, самоанализ, самооценка 4. Оформление продукта 1. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы, планирование деятельности, выбор форм продукта 2. Сбор информации 3. Структурирование информации, изготовление продукта, подготовка продукта «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребёнком, последнее – за учителем». Коллингс
Слайд 9
Циклограмма недельного проекта
До начала проектной недели 1-й день 2-3-й дни 4-й день 5-й день 5. Выбор формы презентации, подготовка презентации, презентация, самоанализ, самооценка 4. Оформление продукта 1. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы, планирование деятельности, выбор форм продукта 2. Сбор информации 3. Структурирование информации, изготовление продукта, подготовка продукта «Проект – достояние свободного человека. Целевой установке нет места в жизни раба или крепостного». У. Х. Килпатрик
Слайд 10
Вопросы для обсуждения
Подведение итогов проектной недели Достигнута ли цель проекта? Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи? В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться? Какой из этапов работы над проектом запомнился больше всего и почему? Что в проектной неделе понравилось больше, а что меньше?
Слайд 11
Циклограмма проекта, выполняемого на уроке
1-й урок Неделя между 1-м и 2-м уроками 2-й урок 1-3 недели между 2-м и 3-4-м спаренными уроками 3-4-й спаренные уроки 5. Выбор формы презентации, подготовка презентации, презентация, самоанализ, самооценка 4. Изготовление продукта, подготовка продукта, оформление продукта 1. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы, планирование деятельности, выбор форм продукта 2. Сбор информации 3. Структурирование информации «Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне». Джон Дьюи
Слайд 12
Циклограмма мини-проекта
1-й урок (в числе 2-х спаренных): 0-20-я минуты 1-2-й уроки: 20-50-я минуты 2-й урок (из двух спаренных) 70-80-я минуты 4. Самоанализ, самооценка 3.Презентация 1. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы, планирование деятельности, выбор форм продукта 2. Сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта, подготовка продукта, оформление продукта «Мы привыкли к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают». Джон Дьюи 2-й урок (из двух спаренных) 50-70-я минуты
Слайд 13
Персональные или групповые?
Преимущества персональных проектов: План работы выстраивается и отслеживается с максимальной точностью Формируется чувство личной ответственности Приобретается опыт выполнения всех этапов работы Формирование важнейших общеучебных умений и навыков Преимущества групповых проектов Формируются навыки сотрудничества Выполняется глубже и разностороннее Появляется свой ситуативный лидер на каждом этапе Появляются подгруппы с элементом соревнования
Слайд 14
Классификация по доминирующей деятельности
Практико-ориентирован-ный Ролевой Творческий Информацион-ный Исследовательс-кий Доминирующая деятельность учащихся «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии» ДжакомоЛеопарди
Слайд 15
Классификация по комплексности и характеру контактов
По комплексности: монопроекты и межпредметные проекты Внутри-классные Внутри-школь-ные Регио-наль-ные Между- народ-ные
Слайд 16
Телекоммуникационный проект
Носит межпредметный, даже международный характер Его выполнение требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации Например: Интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами; Межшкольные литературные журналы, газеты; Экологические проекты; Сравнительное изучение курсов истории, географии, преподающихся в разных странах; Изучение и анализ результатов спортивных соревнований, проведение совместных соревнований.
Слайд 17
Роль учителя
Энтузиаст (вдохновляет и мотивирует) Специалист (обладает знаниями и умениями) Консультант (организует доступ к информационным ресурсам) «Человек, который задаёт вопросы» (наводящие вопросы при преодолении трудностей) Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта «Будущее – в руках школьного учителя». Виктор Гюго
Слайд 18
Формы продуктов проектной деятельности
Web-сайт Анализ данных социологического опроса Атлас, карта Видеофильм Выставка Газета, журнал Действующая фирма Законопроект Игра Коллекция Костюм Модель Музыкальное произведение Мультимедийный продукт Оформление кабинета, школы Постановка Прогноз Праздник Система школьного самоуправления Справочник Сравнительно-сопоставительный анализ Учебное пособие Экскурсия
Слайд 19
Примеры:
Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х г.г. Популярное пособие «Право на каждый день». Частотный словарь английского молодёжного сленга. Главы из учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания. Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог быть. Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне. Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье». Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Слайд 20
Проектная папка
В составе: паспорт проекта; планы выполнения проекта; промежуточные отчеты; вся собранная информация по теме; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчёты о дискуссиях, совещаниях группы; краткое описание всех проблем и способов решения; эскизы, чертежи, наброски продукта материалы к презентации; другие рабочие материалы. Данная папка позволяет: организовать работу каждого участника группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы объективно оценить ход работы; судить о личных достижениях, развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при выполнении других смежных проектов.
Слайд 22
Примеры:
Инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессознательного. Пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк. Ролевая игра, имитирующая поведение муравьёв неизвестного науке вида в муравейнике. Инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-парадоксов. Беседа Чацкого и представителей «фамусовской Москвы» с «современными людьми» по теме «Проблема ума и безумия».
Слайд 23
Система оценки работ
Вопросы для жюри: Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? Предполагается ли присуждение мест или номинаций? Как будет происходить оценка проектов – по предметным секциям или «единым списком»? Проблемные места при оценке: Предметная компетентность жюри (Оно должно обязательно включать в состав специалистов по всем предметам, отраженным в проектах данной секции) Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили места и номинации» (Лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы итоговый балл видели все)
Слайд 24
Примеры критериев
Пример №1 Самостоятельность работы над проектом Актуальность и значимость темы Полнота раскрытия темы Оригинальность решения проблемы Артистизм и выразительность выступления Раскрытие содержания проекта на презентации Использование средств наглядности, технических средств Ответы на вопросы Пример №2 Важность темы проекта Глубина исследования проблемы Оригинальность предложенных решений Качество выполнения продукта Убедительность презентации
Слайд 25
Проекты и проблемы
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Нельзя превратить проект в реферат. Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности, обеспечив содержательное единство темы Вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности не всегда решается.
Слайд 26
Школьники о проектной деятельности
3. Отмечают как положительное высокую степень самостоятельности 4. Стали выше оценивать свои возможности и способности 1. Считают этап обработки информации самым интересным 2. Выделяют самой интересной исследовательскую часть работы 1 2 3 4 32% 56% 62% 74% «Постигая все до предела, будь бесконечен». ЛаоЦзы
Слайд 27
Чему учит работа над проектом?
Распределять правильно время; Анализировать собственные действия Презентовать результаты своего труда Доделывать все до конца Достигать поставленной цели Рассматривать тему с разных точек зрения
Слайд 28
Источники
Картинки:http://bio2012.ucoz.ru/news/na_uroke/1-0-2 http://ru.dreamstime.com/% Информация - Педагогическая лоция (Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003 г. Фон - www.themegallery.com
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА ЗЕМЛЕ. Авторы: ученики 3 «Б» класса ГБОУ«Гимназии№1592» г. Москвы Шадрин Пётр Абрамова Яна Устинова Мария Кукоев Александр Кирилкина Мария Конахина Анна Руководитель: Е.А.Васильченко 2013- 2014г. 1 Содержание: Введение…………………………………………………………3 1. Теоретическая часть исследования темы «Необычные памятники на Земле»…………………...7 1.1. История возникновения памятников………………..7 1.2. Какие бывают памятники……………………………….9 2. Практическая часть исследования темы «Необычные памятники на Земле»………………….14 2.1. Организация работы для создания макета своего памятника……………………………...16 2.2. Презентация макета памятника…………………….17 Заключение…………………………………………………....20 Литература…………………………………………………… 21 Приложение 2 Введение. Актуальность темы. В любой стране есть популярные туристические достопримечательности, увидеть которые мечтает каждый путешественник. Но кроме этих «мест паломничества» иностранных туристов в любом уголке земного шара можно обнаружить интересные, необычные, иногда смешные, иногда пугающие монументы. Давайте вместе совершим экскурсию к самым необычным памятникам мира! 3 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить историю возникновения необычных памятников в разных уголках нашей планеты. Тех, чей внешний вид, история или местоположение делают их непохожими на другие. Гипотеза: Сегодня необычных памятников по всему миру не счесть. Зачастую о них не знают даже некоторые местные жители. Допустим, что каждый памятник хранит в себе целую жизнь, со своей удивительной историей. 4 Задачи: 1. Изучить литературу по теме проекта 2. Подобрать информацию (фото, история возникновения) 3. Составить группы памятников 4. Придумать макет памятника и подготовить презентацию Объект исследования: Материал по теме, иллюстрации. Предмет исследования: Памятники и сооружения, макеты. 5 Для решения поставленных нами задач были использованы следующие Методы исследования: - обзор и сбор информации из книг, газет, брошюр и т.д. - опрос взрослых - обзор в интернете - собственное наблюдение 6 1. Теоретическая часть исследования темы «Необычные памятники на Земле» 1.1. История возникновения памятников Памятник - это некоторое сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. Существуют различные виды памятников: - статуя или группа статуй, бюст; - скульптурная группа; - плита с рельефом или надписью; - надгробные памятники; - триумфальная арка, колонна, обелиск, монолит; - абстрактная композиция; - техника, установленная как памятник. 7 Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной. Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны. В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты (напр., Здудичский каменный крест). На Руси существовала традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции - мемориальную и культовую. Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. В XVIII-XIX веках возникают большие мемориальные сооружения, например получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских). В конце XX - начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы. 8 1.2. Какие бывают памятники В каждой стране есть фонтаны и скульптуры, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира, как например, статуя Свободы в Америке или фонтан Трэви в Риме. Также в каждом городе каждой страны есть памятники известным политическим деятелям, в России невероятно популярен памятник В. И. Ленину. Но только в последние лет 50 стали делать памятники, которые вызывают улыбку у прохожих и желание с ними сфотографироваться. Появились памятники еде, вещам, персонажам фильмов и мультфильмов, нашим чувствам и порокам, выраженным в металле, дереве или гипсе. Эти необычные скульптуры превратились в самостоятельные достопримечательности, о которых пишут в новостях, и посмотреть на которые съезжаются горожане и жители других городов. 9 Мы нашли достаточно много информации, которая оказалась очень интересной и познавательной. История возникновения некоторых памятников оказалась довольно загадочной, фантастической, имеющей необычную историю возникновения. Самые интересные и загадочные памятники мы рассмотрели более подробно, начиная с даты возникновения данного сооружения, знакомством с авторами и местом расположения этих достопримечательностей. 10 Кносский дворец -Греция Стоунхендж Великобритания Колизей Италия 11 БЕРЛИНСКИЙ ПАМЯТНИК КНИГАМ Памятник картошке Памятник дереву, плодоносящему стулья 12 Памятник дереву, плодоносящему стульями В центре города Киева можно увидеть памятник дереву, на котором растут….стулья. И скамейку, на которой отдыхают стулья, но уже, по всей видимости, взрослые, созревшие, повидавшие жизнь и встретившие свою четвероногую любовь. Автор этих памятников – «Железных дел мастер», скульптор Владимир Белоконь. Его «перу» принадлежат еще несколько оригинальных монументов. 13 Памятник солнечной системе в Москве Памятник Юрию Гагарину в Лондоне Памятник собаке Лайке в Москве Памятник доктору Айболиту в Анапе Памятник колыбель в Кемерово 14 Памятник Коньку – Горбунку в Ишиме Фонтан оркестр в Тбилиси Памятник сантехнику 15 2. Практическая часть исследования темы «Необычные памятники на Земле» 2.1. Организация работы для создания своего памятника В результате работы по данной теме проекта, исследуя различные уголки нашей Земли, используя свои наблюдения, у каждого участника проекта возникла идея – создать свой памятник. Главная задача была в том, что памятник должен быть индивидуален, необычен, со своей удивительной историей. При создании проектных работ активное участие принимали не только учащиеся, но и родители. Работа проводилась поэтапно. Первым делом, каждый участник изобразил свою идею на листе бумаги. Далее, в течении нескольких недель, предстояло каждому участнику сделать макет памятника. По окончании работы, участники проекта представили свои работы в классе. 16 2.2. Презентация макетов памятников. Авторские работы участников проекта: «Памятник вымершим животным на Земле» Автор: Абрамова Яна Цель создания заключается в том, чтобы люди задумались, пока не стало поздно и смогли спасти вымирающие виды животных. Место установки: при входе в Московский зоопарк, куда приходит множество людей и не задумываются, что многие виды находятся на грани вымирания. «Памятник четырехлистному клеверу» Автор: Устинова Мария Цель создания: осчастливить всех детей гимназии и подарить им немного волшебства. Дело в том, что это цветок-легенда. Найти его-большая удача. Нашедшего такое чудо- всегда преследует везение и успех. Место установки: перед входом в гимназию, чтобы каждый ученик перед занятиями мог потереть лист клевера на удачу. 17 Памятник «Яркий мир красок» Автор: Конахина Анна Цель создания: показать, насколько велика роль красок в нашей жизни. Название памятника очень точно отражает мир окружающий нас, с его многообразием всевозможных красок. Место установки: перед зданием Государственной Третьяковской Галереи. Это место наиболее точно показывает, как цвет очаровывал людей на протяжении всей истории человечества. Памятник «Снеговик против глобального потепления» Автор: Шадрин Пётр Цель создания: привлечь внимание общественности к проблеме изменения климата и необходимости снижения выбросов парниковых газов. Место установки: установить в каждом районе города, а именно в парках, где гуляет много семей с детьми. Летом, этот памятник будет напоминать о зимних забавах. 18 «Памятник двуручной пиле Дружба» Автор: Кукоев Александр Цель создания: показать значимость дневника в жизни учителей, учеников и родителей. В связи с новейшими технологиями, по указу Правительства России, к 2014 году все школы должны перейти на использование «Электронного дневника». Скорее всего, бумажный дневник уйдет в прошлое. Этот памятник будет напоминать каждому жителю о своей школьной жизни. Место установки: «Парк школьников» в столичном районе Тропарево – Никулино. Цель создания: показать людям этот древний инструмент, который использовался на протяжении сотен лет. Много сооружений было построено с использованием этого инструмента. Само название говорит о том, что пилить двуручной пилой можно только дружно вдвоём. Место установке: город Архангельск, так как в данной местности заготавливают много брёвен для строительства. «Памятник школьному дневнику» Автор: Кирилкина Мария 19 Вывод: Изученные материалы подтвердили нашу гипотезу о том, что памятники и монументы – это хранители истории. Чаще всего они величественные и торжественные, которые хранят отпечаток событий или целой эпохи, отражают человеческие чувства. Необычных памятников на Земле огромное множество и каждый из них несет в себе удивительную историю создания. Ничто так не украшает человека, как искренняя и добрая улыбка. И ничто так не украшает город, как чистые ухоженные улицы, красивая архитектура и необычные монументы. Работая над проектом, мы убедились, что памятники есть практически на любую тематику. В своих проектных работах мы постарались показать, какие еще памятники можно установить на нашей Земле. Мы считаем, что наши работы могли бы принести пользу нашей планете. Глядя на них, человек должен задуматься о своих поступках, о смысле жизни, а самое главное - помнить и чтить свою историю… 20 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: 1. Энциклопедия «Животные-рекордсмены» Издательство: Махаон, 2009 г. 2. Большая иллюстрированная энциклопедия животных Издательство: Иностранка, 2009 г. 3. Д. Самин, «100 великих памятников» Издательство: Вече, 2009 г. 4. 100 чудес света. «Величайшие сокровища человечества на пяти континентах» Издательство: Мир книги, 2008 5. Джозеф Манке, Сара Костелло, Патрик Бейд. 1000 произведений великих скульпторов. Издательство: ЗАО "БММ" (2007 г.) 6. Людмила Доронина. Мастера русской скульптуры. В 2 томах. Том 2. 8. Скульптура XX века. Издательство: Белый город (2010 г.) 7. Шаг к бронзе. Издательство: Русский музей (2008) www.wikipedia.org www.factroom.ru www.iscience.ru www.worldofanimals.ru www.paifo.ru www.log-in.ru www.liveinternet.ru 21 ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Презентации проектных работ участников. 2. Макеты памятников участников проекта.