План
1.1. Деятельность. Проектная деятельность.
1.2. Проект. Типология проектов.
2. Теоретические аспекты проектирования.
2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).
2.2. Моделирование. Проектирование.
В течение всего дня визита преподаватели собрались для обсуждения достижений проекта до сих пор и для разработки будущего. Точная дата визита будет дана только в сентябре, потому что выяснилось, что школа-партнер в Турции подвергается организационным изменениям и должна ждать решения властей о зимнем прекращении. Во время ознакомительной поездки в Грасицкую гимназию у нас была возможность дать учащимся, участвовавшим в проекте, из всех школ-партнеров подарки, которые мы предварительно подготовили для наших студентов, и продвигать наш регион и природу.
3. Организация проектной деятельности.
3.1. Трудности при проектировании.
3.2. Этапы работы над проектом.
3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.
4. Темы проектов.
5. Тезаурус.
6. Практикум.
Проектная деятельность
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.
Это были картины, изображающие региональные цветы, окрашенные масляной краской на холсте. Подводя итог визиту в партнерскую школу в Литве, важно подчеркнуть исключительные возможности, которые она дала своим ученикам в практическом использовании английского языка в жизненных ситуациях и в области наблюдения и сравнения природы Польши и Литвы. Студенты нашей школы могли также узнать о невероятном гостеприимстве наших восточных соседей и иметь незаменимую возможность почувствовать себя равными гражданами Европы.
Они преодолели препятствия застенчивости и избавились от комплексов происхождения и места жительства. Этот проект финансируется при поддержке Европейской комиссии. Дизайн или публикация отражает только позицию автора, и Европейская комиссия не несет ответственности за содержание, содержащееся в нем. Четыре ученика нашей школы и два учителя были во французском городе Ганг и были гостями студентов и преподавателей из Колледжа Св. Мишель.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Целью визита было установление личных связей и сотрудничества между учениками и совместное выполнение последующих задач, вытекающих из предопределенной программы деятельности в проекте. В первый день визита преподаватели и студенты из стран-партнеров во Франции были встречены французским режиссером и учениками школы и их родителей. Студенты и преподаватели наблюдали за короткой формой представления, представленной хозяевами, и были приглашены на приемные закуски. Затем наши ученики познакомились с французскими семьями, чтобы провести их дни.
Деятельность. Проектная деятельность
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Проектная деятельность содержит:
Во второй день визита была запланирована поездка в заповедник на Средиземном море, где участники могли полюбоваться красотой природы. Это была возможность увидеть единственное место во Франции, где выращивается рис и смотреть на дикую природу этого района. Впечатления от брони были исключительными, и они останутся в памяти воспоминаний участников поездки. Природа Франции была не только полностью отличной от родной, но и очень разнообразной по себе. После плодотворного посещения заповедника студенты и учителя прошли через красивый приморский город Святой Марии де Меер, любуясь его окрестностями и гостеприимной атмосферой.
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
На третий день обмена студенты и преподаватели имели возможность представить всем известным историкам и современным деятелям из нашей страны. Во французских колледжах были стенды, демонстрирующие культуру каждой страны, где студенты представили свои собственные плакаты известных людей со своей родины. Интерес к людям, представленным на плакатах, был отличным и вызвал студентов, чтобы поговорить со своими сверстниками и учителями на английском языке. После выступлений польские, французские, турецкие, румынские и литовские студенты отправились вместе в школьный сад колледжа Сент-Мишель, где они посеяли семена цветов, привезенных из своих стран.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Учителя также обменялись заранее подготовленными семенами местных цветов, которые вскоре будут засеяны в садах питомника. Одной из запланированных мероприятий проекта является наблюдение за ростом растений и представление его на графиках. Другой день, четвертый день посещения французской школы, ознаменовался пением вместе. Студенты и преподаватели представили заранее подготовленные песни о природе каждой страны. Наши ученики старших классов также прекрасно пели на 4-х языках, которые записывались в фотографиях и видеозаписях.
Все учащиеся, участвующие в визите во Францию и наши хозяева, также совместно исполнили песню «Цвета природы», которая была составлена и написана турецкими координаторами. Обмен уроками пения и пения был большой проблемой и приключением для студентов, которые впервые встретились и должны были работать вместе. Это была отличная возможность убедить студентов, насколько важно добиться совместного успеха в выполнении поставленных перед ними задач, в этом случае научиться петь на нескольких языках.
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
В тот же день в Библиотеке города Ганг состоялась международная конференция по системам образования в странах-участницах. Учителя из разных национальностей представили информацию о системе образования на своей родине на форуме, а затем ответили на вопросы других участников конференции. Они были приглашены мэром города Ганга чиновникам, работающим в Европейском Союзе, и государственным чиновникам из района Монпелье. Дискуссия, последовавшая за презентациями систем образования, была очень интересной, и хороший акцент для учителей нашей гимназии состоял в разговорах с людьми, которые посетили Ягеллонский университет и выразились в превосходной степени о польской системе образования.
Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
Пятница, последний день нашего визита в партнерскую школу в Ганге, была наполнена эстетическими впечатлениями и передана студентам и преподавателям в поход в красивый ландшафтный парк. У нас была возможность полюбоваться крутыми скалами ущелья, дно которых мы блуждали. По дороге хозяева показали нам оливковые рощи, выращенные в виде террас, чтобы не нарушить естественное строительство ущелья. Декорации были прекрасны, хотя непостоянная погода не позволила нам подняться на скалы ущелья, запланированные французами.
Вечером 03 наша делегация тепло поблагодарила хозяев за прекрасное время, а затем тепло попрощалась с хозяевами из Франции и вернулась в Польшу. Основной целью визита партнера во французской школе было открыть для себя красоту природы в этом регионе Европы и отметить сходства и различия в отношении польского характера. Эта цель была достигнута благодаря многочисленным поездкам в места, особенно богатые природой.
Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
Другой очень важный проект состоял в том, чтобы уравнять шансы студентов, построить их личности и развиться, живя в культурах сверстников из других культур и стран. Благодаря ежедневному контакту с семьями наших французских сверстников наши ученики средней школы обнаружили, что их уровень жизни в Польше подобен и что они являются равными гражданами Европы. Необходимость использования английского языка нарушала проблемы ученика и позволяла им понимать важность использования иностранного языка и обучения в школе.
В заключение, партнерский визит в Ганг во Франции позволил детям и преподавателям нашей младшей средней школы не только познакомиться с условиями жизни их коллег, но и открыть новые горизонты и помочь оценить разнообразие природы в Европе. Фотоконкурс под названием «Зима - это волшебство».
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
Цель конкурса - принести красоту польской природы иностранцам. Каждый участник должен предоставить не более 2 фотографий, сделанных им в цифровой форме, г-же Агате Пиотровской или г-же Алине Коман. Крайний срок доставки - 28 февраля. После получения фотографий от всех участников конкурса жюри выберет лучшие произведения, которые будут выпущены в большом формате и представлены в школьном зале.
Есть также привлекательные призы для победителей. Рождественские пожелания школам-партнерам от участников проекта из нашей школы. До Рождества учащиеся, участвующие в проекте, делали рождественские открытки для партнеров из иностранных школ. Наши партнеры из Литвы и Франции также отправили нам рождественские открытки. Мы призываем всех видеть работу. Победивший проект дизайна «Объединенные краски европейской природы».
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
Викторина о Литве. Викторина о Турции. Посещение турецкой школы состояло из серии встреч, проводившихся с понедельника по пятницу в начальной школе Юнус-Эмре. Рабочим языком встреч был английский. Хозяева и главные координаторы проекта предоставили учителям из стран-партнеров возможность представить свои школы и страны достойными, поскольку первый день встречи был проведен с местной прессой и телевидением. На пресс-конференции представители каждой страны представили мультимедийную презентацию студентов своей школы, представляющих институт и его образование.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
В рамках ряда последующих ежедневных встреч во время визита в Турцию преподаватели из партнерских школ проекта обсудили детали деятельности по проекту, установили даты проведения дальнейших встреч и подробностей. Проект, в котором участвовала наша школа, был написан в феврале этого года, и было предусмотрено 6 школ-партнеров. К сожалению, в процессе ликвидации Национальное агентство в Греции, которое было шестым участником проекта, не предоставляло грант школе, предусмотренной в качестве участника нашей деятельности.
Из-за этой ситуации другим школам-партнерам пришлось пересмотреть план проекта и договориться о разделении обязанностей, предусмотренных в проекте для греческого партнера. После бесед сопровождались визиты в страны-партнеры, подготовка которых требует большого участия учителей и связана с большой ответственностью за учащихся, участвующих в таких встречах. Обсуждались даты запланированных визитов, льготные транспортные средства, размещение и организация занятий.
Проект. Типология проектов
Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) Предварительный текст какого-либо документа.
3) Замысел, план.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Дополнительным приятным элементом пребывания учителей в Турции были поездки, в ходе которых хозяева показывали посетителей города и интересные места в непосредственной близости от Бурсы. Это были короткие, но вдохновляющие перерывы через неделю, полные интенсивной работы.
Посещение Бурсы позволило нам определить многие необходимые детали проекта и сблизиться между учителями, которые будут полагаться на себя и предпринять согласованные усилия в течение следующих двух лет проекта. Проект в техническом школьном комплексе. Генерал Владислав Андерс в Белостоке.
Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .
Школа была сформирована по инициативе и потребностям региона, благодаря растущей металлургической и электротехнической промышленности. Оба сектора по-прежнему представляют собой экономический профиль региона. В дополнение к образованию молодежи школа предлагает широкий спектр услуг, ориентированных на местные предприятия, курсы по безработице, курсы корпоративного кадрового обеспечения, анализ рынка. После обширной презентации участникам было предложено посетить музейный зал школы и технические мастерские.
ИТ, электронная и мехатроника. Интересно, что в ходе занятий молодежь также управляет школьным интернет-телевидением. После официальной части начались занятия по проекту - обсуждение графика мероприятий, конечных продуктов, определяющих дату следующего посещения.
Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах.
Что такое проектно-исследовательская деятельность
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка - это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в отлично справляется проектно-исследовательский метод.
Проектно-исследовательская деятельность - эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.
Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Цели проектной образовательной технологии
- создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников
- формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач
- развитие коммуникативных и исследовательских навыков
- активное развитие мышления.
Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» - продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.
Итак, проектно-исследовательский метод - это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.
Классификация проектов: от презентации до курсовой
В качестве проекта могут рассматриваться методы изучения окружающей действительности различных жанров: от реферата до оригинального оформления своего исследования, от эффектной презентации до серьёзной защиты по методу защиты курсовой или дипломной работы.
Для того чтобы учителю овладеть тем или иным методом руководства детских проектов, нужно знать, какие типы проектов существуют:
- Исследовательские проекты. Школьники проводят , изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
- Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
- Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
- Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы
На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы:
- Тематика проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций государственной системы образования, в соответствии с учебными программами.
- Тема для проекта может быть инициативой учителя в рамках определённого предмета или изучаемого учебного материала.
- Тема проекта может быть основана на профессиональном интересе педагога или интересах учащихся.
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью углубить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать .
Чаще всего тематика проектов младших школьников основывается на изучении какого-либо актуального вопроса современной жизни. В этом случае ученик не только узнаёт больше, но и развивает творческие и аналитические способности.
«Совет учителю. Приступая к работе над проектом в начальной школе, важно помочь ученику подобрать правильный тип проекта, учитывая выбранную тему».
Когда с темой и типом проекта всё понятно, педагог должен уделить внимание правильной организации деятельности ученика. А для этого надо знать план и структуру будущей проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности
Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:
- Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и , при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно - обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
«Совет. Особое внимание уделите презентации результатов. Расскажите детям о том, как правильно выступать перед публикой».
Особенности проектной деятельности
Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой в начальной школе то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Введение метода проектов в начальной школе имеет свои особенности. Полноценная проектная деятельность не подходит младшим школьникам. Главная задача здесь - учесть особенности учеников (возрастные и психологические).
Есть мнение, что в начальной школе лучше всего ограничить выполнение проекта одним-двумя уроками. Или же - заниматься проектами на внеклассных занятиях. Прежде чем приступить к полноценным проектам, учеников следует сначала обучить решать проектные задачи. В ходе такой задачи школьники получают уже готовый комплект заданий. Проектные задачи имеют коллективный характер и могут стать первым шагом к освоению детьми основ проектной деятельности.
Видео о том, как осуществляют проектную деятельность младших школьников в одной из гимназий
Организация проектной деятельности
Одним из важных аспектов проектной деятельности является её организация.
Прежде чем приступить к проектной работе с учениками младших классов, учитель должен:
- в доступной форме познакомить школьников с методами научного познания
- научить сотрудничать учеников друг с другом
- использовать индивидуальный подход при работе с учениками
- пробовать организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных, прямо на уроке
- задавать на дом задания исследовательско-творческого характера.
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
- Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития младшего школьника.
- Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
- Должны быть для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
- Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
- Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
- Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
- При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
- Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для младших школьников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Атмосфера сотрудничества
Проектная деятельность имеет характер , а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).
Какая роль отводится здесь учителю?
Учитель - инициатор увлекательных начинаний. Насколько интересно его предложение детям, настолько выше его авторитет. Успешный учитель тот, кто хорошо сможет организовать самостоятельную проектную работу учеников, активизируя их изобретательность, креативность и находчивость. Именно такой учитель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал.
«Это интересно. Метод проектов - это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика и учителя».
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
- «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
- «Специалист»: компетентен во всём.
- «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
- «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
- «Модератор»: организовывает обсуждение и ученика в правильное русло.
- «Координатор»: организовывает сотрудничество.
- «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.
Педагог призван помочь ученикам:
- получить доступ к различным источникам информации
- преодолеть трудности, возникающие в ходе выполнения проекта
- научить быть внимательным и ответственным при исполнении проекта
- проанализировать готовый проект, дать рекомендации.
Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.
Выводы
Проектная деятельность - прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.