Работа, совершаемая двигателем, равна:
Впервые этот процесс был рассмотрен французским инженером и ученым Н. Л. С. Карно в 1824 г. в книге «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу».
Целью исследований Карно было выяснение причин несовершенства тепловых машин того времени (они имели КПД ≤ 5 %) и поиски путей их усовершенствования.
Цикл Карно — самый эффективный из всех возможных. Его КПД максимален.
На рисунке изображены термодинамические процес-сы цикла. В процессе изотермического расширения (1-2) при температуре T 1 , работа совершается за счет измене-ния внутренней энергии нагревателя, т. е. за счет подве-дения к газу количества теплоты Q :
A 12 = Q 1 ,
Охлаждение газа перед сжатием (3-4) происходит при адиабатном расширении (2-3). Изменение внутренней энергии ΔU 23 при адиабатном процессе (Q = 0 ) полностью преобразуется в механическую работу:
A 23 = -ΔU 23 ,
Температура газа в результате адиабатического рас-ширения (2-3) понижается до температуры холодильни-ка T 2 < T 1 . В процессе (3-4) газ изотермически сжимает-ся, передавая холодильнику количество теплоты Q 2 :
A 34 = Q 2 ,
Цикл завершается процессом адиабатического сжатия (4-1), при котором газ нагревается до температуры Т 1 .
Максимальное значение КПД тепловых двигателей, работающих на идеальном газе, по циклу Карно:
.
Суть формулы выражена в доказанной С . Карно теореме о том, что КПД любого теплового двигателя не может превышать КПД цикла Карно, осуществляемого при той же температуре нагревателя и холодильника.
Работу многих видов машин характеризует такой важный показатель, как КПД теплового двигателя. Инженеры с каждым годом стремятся создавать более совершенную технику, которая при меньших давала бы максимальный результат от его использования.
Устройство теплового двигателя
Прежде чем разбираться в том, что такое необходимо понять, как же работает этот механизм. Без знания принципов его действия нельзя выяснить сущность этого показателя. Тепловым двигателем называют устройство, которое совершает работу благодаря использованию внутренней энергии. Любая тепловая машина, превращающая в механическую, использует тепловое расширение веществ при повышении температуры. В твердотельных двигателях возможно не только изменение объема вещества, но и формы тела. Действие такого двигателя подчинено законам термодинамики.
Принцип функционирования
Для того чтобы понять, как же работает тепловой двигатель, необходимо рассмотреть основы его конструкции. Для функционирования прибора необходимы два тела: горячее (нагреватель) и холодное (холодильник, охладитель). Принцип действия тепловых двигателей (КПД тепловых двигателей) зависит от их вида. Зачастую холодильником выступает конденсатор пара, а нагревателем — любой вид топлива, сгорающий в топке. КПД идеального теплового двигателя находится по такой формуле:
КПД = (Тнагрев. - Тхолод.)/ Тнагрев. х 100%.
При этом КПД реального двигателя никогда не сможет превысить значения, полученного согласно этой формуле. Также этот показатель никогда не превысит вышеупомянутого значения. Чтобы повысить КПД, чаще всего увеличивают температуру нагревателя и уменьшают температуру холодильника. Оба эти процесса будут ограничены реальными условиями работы оборудования.
При функционировании теплового двигателя совершается работа, по мере которой газ начинает терять энергию и охлаждается до некой температуры. Последняя, как правило, на несколько градусов выше окружающей атмосферы. Это температура холодильника. Такое специальное устройство предназначено для охлаждения с последующей конденсацией отработанного пара. Там, где имеются конденсаторы, температура холодильника иногда ниже температуры окружающей среды.
В тепловом двигателе тело при нагревании и расширении не способно отдать всю свою внутреннюю энергию для совершения работы. Какая-то часть теплоты будет передана холодильнику вместе с или паром. Эта часть тепловой неизбежно теряется. Рабочее тело при сгорании топлива получает от нагревателя определенное количество теплоты Q 1 . При этом оно еще совершает работу A, в ходе которой передает холодильнику часть тепловой энергии: Q 2 КПД характеризует эффективность двигателя в сфере преобразования и передачи энергии. Этот показатель часто измеряется в процентах. Формула КПД: η*A/Qx100 %, где Q — затраченная энергия, А — полезная работа. Исходя из закона сохранения энергии, можно сделать вывод, что КПД будет всегда меньше единицы. Другими словами, полезной работы никогда не будет больше, чем на нее затрачено энергии. КПД двигателя — это отношение полезной работы к энергии, сообщенной нагревателем. Его можно представить в виде такой формулы: η = (Q 1 -Q 2)/ Q 1 , где Q 1 — теплота, полученная от нагревателя, а Q 2 — отданная холодильнику. Работа, совершаемая тепловым двигателем, рассчитывается по такой формуле: A = |Q H | - |Q X |, где А — работа, Q H — количество теплоты, получаемое от нагревателя, Q X — количество теплоты, отдаваемое охладителю. |Q H | - |Q X |)/|Q H | = 1 - |Q X |/|Q H | Он равняется отношению работы, которую совершает двигатель, к количеству полученной теплоты. Часть тепловой энергии при этой передаче теряется. Максимальное КПД теплового двигателя отмечается у прибора Карно. Это обусловлено тем, что в указанной системе он зависит только лишь от абсолютной температуры нагревателя (Тн) и охладителя (Тх). КПД теплового двигателя, работающего по определяется по следующей формуле: (Тн - Тх)/ Тн = - Тх - Тн. Законы термодинамики позволили высчитать максимальный КПД, который возможен. Впервые этот показатель вычислил французский ученый и инженер Сади Карно. Он придумал тепловую машину, которая функционировала на идеальном газу. Она работает по циклу из 2 изотерм и 2 адиабат. Принцип ее работы довольно прост: к сосуду с газом подводят контакт нагревателя, вследствие чего рабочее тело расширяется изотермически. При этом оно функционирует и получает определенное количество теплоты. После сосуд теплоизолируют. Несмотря на это, газ продолжает расширяться, но уже адиабатно (без теплообмена с окружающей средой). В это время его температура снижается до показателей холодильника. В этот момент газ контактирует с холодильником, вследствие чего отдает ему определенное количество теплоты при изометрическом сжатии. Потом сосуд снова теплоизолируют. При этом газ адиабатно сжимается до первоначального объема и состояния. В наше время существует много типов тепловых двигателей, которые работают по разным принципам и на различном топливе. У всех у них свой КПД. К ним относятся следующие: Двигатель внутреннего сгорания (поршневой), представляющий собой механизм, где часть химической энергии сгорающего топлива переходит в механическую энергию. Такие приборы могут быть газовыми и жидкостными. Различают 2- и 4-тактные двигатели. У них может быть рабочий цикл непрерывного действия. По методу приготовления смеси топлива такие двигатели бывают карбюраторными (с внешним смесеобразованием) и дизельными (с внутренним). По видам преобразователя энергии их разделяют на поршневые, реактивные, турбинные, комбинированные. КПД таких машин не превышает показателя в 0,5. Двигатель Стирлинга — прибор, в котором рабочее тело находится в замкнутом пространстве. Он является разновидностью двигателя внешнего сгорания. Принцип его действия основан на периодическом охлаждении/нагреве тела с получением энергии вследствие изменения его объема. Это один из самых эффективных двигателей. Турбинный (роторный) двигатель с внешним сгоранием топлива. Такие установки чаще всего встречаются на тепловых электрических станциях. Турбинный (роторный) ДВС используется на тепловых электрических станциях в пиковом режиме. Не так сильно распространен, как другие. Турбиновинтовой двигатель за счет винта создает некоторую часть тяги. Остальное он получает за счет выхлопных газов. Его конструкция представляет собой роторный двигатель на вал которого насаживают воздушный винт. Ракетные, турбореактивные и которые получают тягу за счет отдачи выхлопных газов. Твердотельные двигатели используют в качестве топлива твердое тело. При работе изменяется не его объем, а форма. При эксплуатации оборудования используется предельно малый перепад температуры. Возможно ли повышение КПД теплового двигателя? Ответ нужно искать в термодинамике. Она изучает взаимные превращения разных видов энергии. Установлено, что нельзя всю имеющуюся механическую и т. п. При этом преобразование их в тепловую происходит без каких-либо ограничений. Это возможно из-за того, что природа тепловой энергии основана на неупорядоченном (хаотичном) движении частиц. Чем сильнее разогревается тело, тем быстрее будут двигаться составляющие его молекулы. Движение частиц станет еще более беспорядочным. Наряду с этим все знают, что порядок можно легко превратить в хаос, который очень трудно упорядочить. Рабочее тело, получая некоторое количество теплоты Q 1 от нагревателя, часть этого количества теплоты, по модулю равную |Q2|,отдает холодильнику. Поэтому совершаемая работа не может быть больше A = Q 1
- |Q 2 |.
Отношение этой работы к количеству теплоты, полученному расширяющимся газом от нагревателя, называется коэффициентом полезного действия
тепловой машины: Коэффициент полезного действия тепловой машины, работающей по замкнутому циклу, всегда меньше единицы. Задача теплоэнергетики состоит в том, чтобы сделать КПДкак можно более высоким, т. е. использовать для получения работы как можно большую часть теплоты, полученной от нагревателя. Как этого можно достигнуть? Цикл Карно.
Допустим, что газ находится в цилиндре, стенки и поршень которого сделаны из теплоизоляционного материала, а дно - из материала с высокой теплопроводностью. Объем, занимаемый газом, равен V 1 .
Рисунок 2
Приведем цилиндр в контакт с нагревателем (Рисунок 2) и предоставим газу возможность изотермически расширяться и совершать работу.
Газ получает при этом от нагревателя некоторое количество теплоты Q 1 .
Этот процесс графически изображается изотермой (кривая АВ
). Рисунок 3
Когда объем газа становится равным некоторому значению V 1 ’< V 2 ,
дно цилиндра изолируют от нагревателя,
после этого газ расширяется адиабатно до объема V 2 ,
соответствующего максимально возможному ходу поршня в цилиндре (адиабата ВС
). При этом газ охлаждается до температуры T 2 < T 1 .
Итак, на участке ABC
газ совершает работу (А > 0),
а на участке CDA
работа совершается над газом (А < 0).
На участках ВС
и AD
работа совершается только за счет изменения внутренней энергии газа. Поскольку изменение внутренней энергии UBC = –
UDA
, то и работы при адиабатных процессах равны: АВС = –АDA.
Следовательно, полная работа, совершаемая за цикл, определяется разностью работ, совершаемых при изотермических процессах (участки АВ
иCD
). Численно эта работа равна площади фигуры, ограниченной кривой цикла ABCD
. В реальных двигателях не удается осуществить цикл, состоящий из идеальных изотермических и адиабатных процессов. Поэтому КПД цикла, осуществляемого в реальных двигателях, всегда меньше, чем КПД цикла Карно (при одних и тех же температурах нагревателей и холодильников): Из формулы видно, что КПД двигателей тем больше, чем выше температура нагревателя и чем ниже температура холодильника. Неравенство Клаузиуса
Подведённое количество теплоты, квазистатически
полученное системой, не зависит от пути перехода (определяется лишь начальным и конечным состояниями системы) - для квазистатических
процессов
неравенство Клаузиуса обращается в равенство
. Энтропия, функция состояния S
термодинамической системы, изменение которой dS
для бесконечно малого обратимого изменения состояния системы равно отношению количества теплоты полученного системой в этом процессе (или отнятого от системы), к абсолютной температуре Т:
Величина dS
является полным дифференциалом, т.е. ее интегрирование по любому произвольно выбранному пути дает разность между значениями энтропии
в начальном (А) и конечном (В) состояниях: Теплота не является функцией состояния, поэтому интеграл от δQ зависит от выбранного пути перехода между состояниями А и В. Энтропия
измеряется в Дж/(моль·град). Понятие энтропии
как функции состояния системы постулируется вторым началом термодинамики
, которое выражает через энтропию
различие между необратимыми и обратимыми процессами
. Для первых dS>δQ/T для вторых dS=δQ/T. Энтропия как функция внутренней энергии
U
системы, объема V и числа молей n i i
-го компонента представляет собой характеристическую функцию (см. Термодинамические потенциалы
). Это является следствием первого и второго начал термодинамики и записывается уравнением:
где р
- давление
, μ i - химический потенциал i
-го компонента. Производные энтропии
по естественным переменным U, V
и n i
равны: Простые формулы связывают энтропию
с теплоемкостями при постоянном давлении С р
и постоянном объеме C v
: С помощью энтропии
формулируются условия достижения термодинамического равновесия системы при постоянстве ее внутренней энергии, объема и числа молей i
-го компонента (изолированная система) и условие устойчивости такого равновесия: Это означает, что энтропия
изолированной системы достигает максимума в состоянии термодинамического равновесия. Самопроизвольные процессы в системе могут протекать только в направлении возрастания энтропии
. Энтропия относится к группе термодинамических функций, называемых функциями Массье-Планка. Другие функции, принадлежащие к этой группе - функция Массье Ф
1 = S - (1/T)U
и фцнкция Планка Ф 2 = S - (1/T)U - (p/T)V
, могут быть получены в результате применения к энтропии преобразования Лежандра.
Согласно третьему началу термодинамики (см. Тепловая теорема
), изменение энтропии
в обратимой химической реакции между веществами в конденсированном состоянии стремится к нулю при T
→0: Постулат Планка (альтернативная формулировка тепловой теоремы) устанавливает, что энтропия
любого химического соединения в конденсированном состоянии при абсолютном нуле температуры является условно нулевой и может быть принята за начало отсчета при определении абсолютного значения энтропии
вещества при любой температуре. Уравнения (1) и (2) определяют энтропию
с точностью до постоянного слагаемого. В химической термодинамике
широко используют следующие понятия: стандартная энтропия
S 0 , т.е. энтропия
при давлении р
=1,01·10 5 Па (1 атм); стандартная энтропия
химической реакции т.е. разница стандартных энтропий
продуктов и реагентов; парциальная молярная энтропия
компонента многокомпонентной системы . Для расчета химических равновесий применяют формулу: где К
- константа равновесия
, и - соответственно стандартные энергия Гиббса
, энтальпия и энтропия реакции; R
-газовая постоянная. Определение понятия энтропия
для неравновесной системы опирается на представление о локальном термодинамическом равновесии. Локальное равновесие подразумевает выполнение уравнения (3) для малых объемов неравновесной в целом системы (см. Термодинамика необратимых процессов
). При необратимых процессах в системе может осуществляться производство (возникновение) энтропии
. Полный дифференциал энтропии
определяется в этом случае неравенством Карно-Клаузиуса: где dS i >
0 - дифференциал энтропии
, не связанный с потоком тепла а обусловленный производством энтропии
за счет необратимых процессов в системе (диффузии
. теплопроводности
, химических реакций и т.п.). Локальное производство энтропии
(t
- время) представляется в виде суммы произведений обобщенных термодинамических сил X i
на обобщенные термодинамические потоки J i
: Производство энтропии
за счет, например, диффузии компонента i
обусловлено силой и потоком вещества J
; производство энтропии
за счет химической реакции - силой Х=А/Т
, где А
-химическое сродство, и потоком J
, равным скорости реакции. В статистической термодинамике энтропия
изолирированной системы определяется соотношением: где k
- постоянная Больцмана
. - термодинамический вес состояния, равный числу возможных квантовых состояний системы с заданными значениями энергии, объема, числа частиц. Равновесное состояние системы отвечает равенству заселенностей единичных (невырожденных) квантовых состояний. Возрастание энтропии
при необратимых процессах связано с установлением более вероятного распределения заданной энергии системы по отдельным подсистемам. Обобщенное статистическое определение энтропии
, относящееся и к неизолированным системам, связывает энтропию
с вероятностями различных микросостояний следующим образом: где w i
- вероятность i
-го состояния. Абсолютную энтропию
химического соединения определяют экспериментально, главным образом калориметрическим методом, исходя из соотношения: Использование второго начала позволяет определять энтропию
химических реакций по экспериментальным данным (метод электродвижущих сил, метод давления пара и др.). Возможен расчет энтропии
химических соединений методами статистической термодинамики, исходя из молекулярных постоянных, молекулярной массы, геометрии молекулы, частоты нормальных колебаний. Такой подход успешно осуществляется для идеальных газов. Для конденсированных фаз статистический расчет дает значительно меньшую точность и проводится в ограниченном числе случаев; в последние годы в этой области достигнуты значительные успехи. Похожая информация. >>Физика: Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей
Запасы внутренней энергии в земной коре и океанах можно считать практически неограниченными. Но для решения практических задач располагать запасами энергии еще недостаточно. Необходимо еще уметь за счет энергии приводить в движение станки на фабриках и заводах, средства транспорта , тракторы и другие машины, вращать роторы генераторов электрического тока и т. д. Человечеству нужны двигатели - устройства, способные совершать работу. Большая часть двигателей на Земле - это тепловые двигатели
. Тепловые двигатели - это устройства, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую. где Q 1
- количество теплоты, полученное от нагревателя, а Q 2
- количество теплоты, отданное холодильнику. Так как у всех двигателей некоторое количество теплоты передается холодильнику, то η<1. Как и следовало ожидать, КПД машины Карно прямо пропорционален разности абсолютных температур нагревателя и холодильника. Формула (13.19) дает теоретический предел для максимального значения КПД тепловых двигателей. Она показывает, что тепловой двигатель тем эффективнее, чем выше температура нагревателя и ниже температура холодильника. Лишь при температуре холодильника, равной абсолютному нулю, η
=1. ??? Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Физика 10 класс
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, Разделы:
Физика
Тема: «Принцип действия тепловой машины.
Тепловая машина с наибольшим коэффициентом
полезного действия». Форма:
Комбинированный урок с
использованием компьютерных технологий. Цели:
План урока.
№ п/п
Вопросы
Время
Теоретический материал
С давних времён человек хотел освободиться от
физических усилий или облегчить их при
перемещении чего-либо, располагать большей
силой, быстротой. Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко
всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило
как бы дополнением «продолжением»,
«усовершенствованием» человека. В ХVIII веке
попробовали заменить живую силу силой пара и
применяли к безрельсовым повозкам термин
«автомобиль». Почему же счёт возраста автомобиля ведут от
первых «бензиномобилей» с двигателем
внутреннего сгорания, изобретённых и
построенных в 1885-1886 годах? Как бы забыв о паровых
и аккумуляторных (электрических) экипажах. Дело в
том, что ДВС произвёл подлинный переворот в
транспортной технике. В течение длительного
времени он оказался наиболее отвечающим идее
автомобиля и потому надолго сохранил своё
главенствующее положение. Доля автомобилей с ДВС
составляет на сегодня более 99,9% мирового
автомобильного транспорта. <Приложение
1
> Основные части теплового двигателя
В современной технике механическую энергию
получают главным образом за счет внутренней
энергии топлива. Устройства, в которых
происходит преобразование внутренней энергии в
механическую, называют тепловыми двигателями. <Приложение 2
> Для совершения работы за счет сжигания топлива
в устройстве, называемом нагревателем, можно
воспользоваться цилиндром, в котором
нагревается и расширяется газ и перемещает
поршень. <Приложение 3
>
Газ, расширение которого вызывает перемещение
поршня, называют рабочим телом. Расширяется
же газ потому, что его давление выше внешнего
давления. Но при расширении газа его давление
падает, и рано или поздно оно станет равным
внешнему давлению. Тогда расширение газа
закончится, и он перестанет совершать работу. Как же следует поступить, чтобы работа
теплового двигателя не прекращалась? Для того
чтобы двигатель работал непрерывно, необходимо,
чтобы поршень после расширения газа возвращался
каждый раз в исходное положение, сжимая газ до
первоначального состояния. Сжатие же газа может
происходить только под действием внешней силы,
которая при этом совершает работу (сила давления
газа в этом случае совершает отрицательную
работу). После этого вновь могут происходить
процессы расширения и сжатия газа. Значит, работа
теплового двигателя должна состоять из
периодически повторяющихся процессов
(циклов) расширения и сжатия. На Рисунке 1 изображены графически процессы
расширения газа (линия АВ
) и сжатия до
первоначального объема (линия CD).
Работа
газа в процессе расширения положительна (AF > 0
ABEF
. Работа
газа при сжатии отрицательна (так как AF < 0
)
и численно равна площади фигуры CDEF.
Полезная
работа за этот цикл численно равна разности
площадей под кривыми АВ
и CD
(закрашена
на рисунке). Коэффициент полезного действия тепловой
машины
Рабочее тело, получая некоторое количество
теплоты Q 1 от нагревателя, часть этого
количества теплоты, по модулю равную |Q2|,отдает
холодильнику. Поэтому совершаемая работа не
может быть больше A = Q 1 - |Q 2 |.
Отношение
этой работы к количеству теплоты, полученному
расширяющимся газом от нагревателя, называется коэффициентом
полезного действия
тепловой машины: Коэффициент полезного действия тепловой
машины, работающей по замкнутому циклу, всегда
меньше единицы. Задача теплоэнергетики состоит в
том, чтобы сделать КПДкак можно более
высоким, т. е. использовать для получения работы
как можно большую часть теплоты, полученной от
нагревателя. Как этого можно достигнуть? Цикл Карно.
Допустим, что газ находится в цилиндре, стенки и
поршень которого сделаны из теплоизоляционного
материала, а дно - из материала с высокой
теплопроводностью. Объем, занимаемый газом,
равен V 1 .
Приведем цилиндр в контакт с нагревателем
(Рисунок 2) и предоставим газу возможность
изотермически расширяться и совершать работу.
Газ
получает при этом от нагревателя некоторое
количество теплоты Q 1 .
Этот процесс
графически изображается изотермой (кривая АВ
). Когда объем газа становится равным некоторому
значению V 1 ’< V 2 ,
дно цилиндра
изолируют от нагревателя,
после этого газ
расширяется адиабатно до объема V 2 ,
соответствующего
максимально возможному ходу поршня в цилиндре
(адиабата ВС
). При этом газ охлаждается до
температуры T 2 < T 1 .
Итак, на участке ABC
газ совершает работу (А
> 0),
а на участке CDA
работа совершается
над газом (А < 0).
На участках ВС
и AD
работа
совершается только за счет изменения внутренней
энергии газа. Поскольку изменение внутренней
энергии UBC
= –
UDA
, то и
работы при адиабатных процессах равны: АВС =
–АDA.
Следовательно, полная работа,
совершаемая за цикл, определяется разностью
работ, совершаемых при изотермических процессах
(участки АВ
и CD
). Численно эта работа
равна площади фигуры, ограниченной кривой цикла ABCD
. В реальных двигателях не удается осуществить
цикл, состоящий из идеальных изотермических и
адиабатных процессов. Поэтому КПД цикла,
осуществляемого в реальных двигателях, всегда
меньше, чем КПД цикла Карно (при одних и тех же
температурах нагревателей и холодильников): Из формулы видно, что КПД двигателей тем больше,
чем выше температура нагревателя и чем ниже
температура холодильника. Задача № 703
Двигатель работает по циклу Карно. Как
изменится КПД теплового двигателя, если при
постоянной температуре холодильника 17 о С
температуру нагревателя повысить со 127 до 447 о С? Задача № 525
Определите КПД двигателя трактора, которому
для выполнения работы 1,9 · 107Дж потребовалось 1,5
кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 ·
107Дж/кг. Выполнение компьютерного теста по теме. <Приложение 4
>
Работа с моделью тепловой машины.Работа теплового двигателя
Двигатель Карно
Разновидности
Другие виды тепловых двигателей
Как можно повысить КПД
Впервые наиболее совершенный циклический процесс, состоящий из изотерм и адиабат, был предложен французским физиком и инженером С. Карно в 1824 г.
Теперь охлажденный газ можно изотермически сжимать при температуре Т2.
Для этого его нужно привести в контакт с телом, имеющим ту же температуру Т 2 ,
т. е. с холодильником,
и сжать газ внешней силой. Однако в этом процессе газ не вернется в первоначальное состояние - температура его будет все время ниже чем Т 1 .
Поэтому изотермическое сжатие доводят до некоторого промежуточного объема V 2 ’>V 1
(изотермаCD
). При этом газ отдает холодильнику некоторое количество теплоты Q 2 ,
равное совершаемой над ним работе сжатия. После этого газ сжимается адиабатно до объема V 1 ,
при этом его температура повышается до Т 1
(адиабата DA
). Теперь газ вернулся в первоначальное состояние, при котором объем его равен V 1 , температура - T 1 ,
давление - p 1
,и цикл можно повторить вновь.
В полезную работу фактически преобразуется только часть количества теплоты QT,
полученной от нагревателя, равная QT 1 – |QT 2 |.
Итак, в цикле Карно полезная работа A = QT 1
– |QT 2 |.
Максимальный коэффициент полезного действия идеального цикла, как показал С. Карно, может быть выражен через температуру нагревателя (Т 1)
и холодильника (Т 2):
Карно Никола Леонар Сади (1796-1832гг.) - талантливый французский инженер и физик, один из основателей термодинамики. В своем труде «Размышление о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» (1824 г.) впервые показал, что тепловые двигатели могут совершать работу лишь в процессе перехода теплоты от горячего тела к холодному. Карно придумал идеальную тепловую машину, вычислил коэффициент полезного действия идеальной машины и доказал, что этот коэффициент является максимально возможным для любого реального теплового двигателя.
Как вспомогательное средство для своих исследований Карно в 1824 году изобрёл (на бумаге) идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Важная роль двигателя Карно заключается не только в его возможном практическом применении, но и в том, что он позволяет объяснить принципы действия тепловых машин вообще; не менее важно и то, что Карно с помощью своего двигателя удалось внести существенный вклад в обоснование и осмысление второго начала термодинамики. Все процессы в машине Карно рассматриваются как равновесные (обратимые). Обратимый процесс – это такой процесс, который протекает настолько медленно, что его можно рассматривать как последовательный переход от одного равновесного состояния к другому и т. д., причём весь этот процесс можно провести в обратном направлении без изменения совершённой работы и переданного количества теплоты. (Заметим, что все реальные процессы необратимы) В машине осуществляется круговой процесс или цикл, при котором система после ряда преобразований возвращается в исходное состояние. Цикл Карно состоит из двух изотерм и двух адиабат. Кривые A - B и C - D - это изотермы, а B - C и D - A - адиабаты. Сначала газ расширяется изотермически при температуре T 1 . При этом он получает от нагревателя количество теплоты Q 1 . Затем он расширяется адиабатно и не обменивается теплотой с окружающими телами. Далее следует изотермическое сжатие газа при температуре Т 2 . Газ отдает в этом процессе холодильнику количество теплоты Q 2 . Наконец газ сжимается адиабатно и возвращается в начальное состояние. При изотермическом расширении газ совершает работу A" 1 >0, равную количеству теплоты Q 1 . При адиабатном расширении B - C положительная работа А" 3 равна уменьшению внутренней энергии при охлаждении газа от температуры Т 1 до температуры Т 2: A" 3 =-dU 1.2 =U(T 1)-U(Т 2).
Изотермическое сжатие при температуре Т 2 требует совершения над газом работы А 2 . Газ совершает соответственно отрицательную работу А" 2 = -A 2 = Q 2 . Наконец, адиабатное сжатие требует совершения над газом работы А 4 = dU 2.1 . Работа самого газа А" 4 = -А 4 = -dU 2.1 = U(T 2)-U(Т 1). Поэтому суммарная работа газа при двух адиабатных процессах равна нулю. За цикл газ совершает работу А"=A" 1 +А" 2 =Q 1 +Q 2 =|Q 1 |-|Q 2 |. Эта работа численно равна площади фигуры, ограниченной кривой цикла Для вычисления коэффициента полезного действия нужно вычислить работы при изотермических процессах A - B и C - D. Расчеты приводят к следующему результату:
(2)
Коэффициент полезного действия тепловой машины Карно равен отношению разности абсолютных температур нагревателя и холодильника к абсолютной температуре нагревателя. Главное значение полученной Карно формулы (2) для КПД идеальной машины состоит в том, что она определяет максимально возможный КПД любой тепловой машины. Карно доказал следующую теорему: любая реальная тепловая машина, работающая с нагревателем температуры Т 1 и холодильником температуры Т 2 , не может иметь коэффициент полезного действия, превышающий КПД идеальной тепловой машины.
КПД реальных тепловых машин
Формула (2) дает теоретический предел для максимального значения КПД тепловых двигателей. Она показывает, что тепловой двигатель тем эффективнее, чем выше температура нагревателя и ниже температура холодильника. Лишь при температуре холодильника, равной абсолютному нулю, КПД равно 1. В реальных тепловых двигателях процессы протекают настолько быстро, что уменьшение и увеличение внутренней энергии рабочего вещества при изменении его объема не успевает компенсироваться притоком энергии от нагревателя и отдачей энергии холодильнику. Поэтому изотермические про цессы не могут быть реализованы. То же относится и к строго адиабатным процессам, так как в природе нет идеальных теплоизоляторов. Осуществляемые в реальных тепловых двигателях циклы состоят из двух изохор и двух адиабат (в цикле Отто), из двух адиабат, изобары и изохоры (в цикле Дизеля), из двух адиабат и двух изобар (в газовой турбине) и др. При этом следует иметь в виду, что эти циклы могут также быть идеальными, как и цикл Карно. Но для этого необходимо, чтобы температуры нагревателя и холодильника были не постоянными, как в цикле Карно, а менялись бы точно так же, как меняется температура рабочего вещества в процессах изохорного нагрева и охлаждения. Другими словами, рабочее вещество должно контактироваться с бесконечно большим числом нагревателей и холодильников - только в этом случае на изохорах будет равновесная теплопередача. Разумеется, в циклах реальных тепловых двигателей процессы являются неравновесными, вследствие чего КПД реальных тепловых двигателей при одном и том же температурном интервале значительно меньше КПД цикла Карно. Вместе с тем выражение (2) играет огромную роль в термодинамике и является своеобразным «маяком», указывающим пути повышения КПД реальных тепловых двигателей.
В цикле Отто сначала происходит всасывание в цилиндр рабочей смеси 1-2, затем адиабатное сжатие 2-3 и после ее изохорного сгорании 3-4, сопровождаемого возрастанием температуры и давления продуктов сгорания, происходит их адиабатное расширение 4-5, затем изохорное падение давления 5-2 и изобарное выталкивание поршнем отработанных газов 2-1. Поскольку на изохорах работа не совершается, а работа при всасывании рабочей смеси и выталкивании отработавших газов равна и противоположна по знаку, то полезная работа за один цикл равна разности работ на адиабатах расширения и сжатия и графически изображается площадью цикла.
Сравнивая КПД реального теплового двигателя с КПД цикла Карно, нужно отметить, что в выражении (2) температура Т 2 в исключительных случаях может совпадать с температурой окружающей среды, которую мы принимаем за холодильник, в общем же случае она превышает температуру среды. Так, например, в двигателях внутреннего сгорания под Т 2 следует понимать температуру отработавших газов, а не температуру среды, в которую производится выхлоп.
На рисунке изображен цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с изобарным сгоранием (цикл Дизеля). В отличие от предыдущего цикла на участке 1-2 всасывается. атмосферный воздух, который подвергается на участке 2-3 адиабатному сжатию до 3 10 6 -3 10 5 Па. Впрыскиваемое жидкое топливо воспламеняется в среде сильно сжатого, а значит, нагретого воздуха и изобарно сгорает 3-4, а затем происходит адиабатное расширение продуктов сгорании 4-5. Остальные процессы 5-2 и 2-1 протекают так же, как и в предыдущем цикле. Следует помнить, что в двигателях внутреннего сгорания циклы являются условно замкнутыми, так как перед каждым циклом цилиндр заполняется определенной массой рабочего вещества, которая по окончании цикла выбрасывается из цилиндра.
Но температура холодильника практически не может быть намного ниже температуры окружающего воздуха. Повышать температуру нагревателя можно. Однако любой материал (твердое тело) обладает ограниченной теплостойкостью, или жаропрочностью. При нагревании он постепенно утрачивает свои упругие свойства, а при достаточно высокой температуре плавится. Сейчас основные усилия инженеров направлены на повышение КПД двигателей за счет уменьшения трения их частей, потерь топлива вследствие его неполного сгорания и т. д. Реальные возможности для повышения КПД здесь все еще остаются большими. Так, для паровой турбины начальные и конечные температуры пара примерно таковы: Т 1 = 800 К и T 2 = 300 К. При этих температурах максимальное значение коэффициента полезного действия равно:
Действительное же значение КПД из-за различного рода энергетических потерь приблизительно равно 40%. Максимальный КПД - около 44% - имеют двигатели внутреннего сгорания. Коэффициент полезного действия любого теплового двигателя не может превышать максимально возможного значения
где T 1 - абсолютная температура нагревателя, а Т 2 - абсолютная температура холодильника. Повышение КПД тепловых двигателей и приближение его к максимально возможному - важнейшая техническая задача.
Принципы действия тепловых двигателей.
Для того чтобы двигатель совершал работу, необходима разность давлений по обе стороны поршня двигателя или лопастей турбины. Во всех тепловых двигателях эта разность давлений достигается за счет повышения температуры рабочего тела (газа) на сотни или тысячи градусов по сравнению с температурой окружающей среды. Такое повышение температуры происходит при сгорании топлива.
Одна из основных частей двигателя - сосуд, наполненный газом, с подвижным поршнем. Рабочим телом у всех тепловых двигателей является газ, который совершает работу при расширении. Обозначим начальную температуру рабочего тела (газа) через T 1 .
Эту температуру в паровых турбинах или машинах приобретает пар в паровом котле. В двигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах повышение температуры происходит при сгорании топлива внутри самого двигателя. Температуру T 1
температурой нагревателя."
Роль холодильника.
По мере совершения работы газ теряет энергию и неизбежно охлаждается до некоторой температуры T 2
, которая обычно несколько выше температуры окружающей среды. Ее называют температурой холодильника
. Холодильником является атмосфера или специальные устройства для охлаждения и конденсации отработанного пара - конденсаторы
. В последнем случае температура холодильника может быть немного ниже температуры атмосферы.
Таким образом, в двигателе рабочее тело при расширении не может отдать всю свою внутреннюю энергию на совершение работы. Часть теплоты неизбежно передается холодильнику (атмосфере) вместе с отработанным паром или выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин. Эта часть внутренней энергии теряется.
Тепловой двигатель совершает работу за счет внутренней энергии рабочего тела. Причем в этом процессе происходит передача теплоты от более горячих тел (нагревателя) к более холодным (холодильнику).
Принципиальная схема теплового двигателя изображена на рисунке 13.11.
Рабочее тело двигателя получает от нагревателя при сгорании топлива количество теплоты Q 1
совершает работу A
´ и передает холодильнику количество теплоты Q 2 .
Коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя
.Невозможность полного превращения внутренней энергии газа в работу тепловых двигателей обусловлена необратимостью процессов в природе. Если бы тепло могло самопроизвольно возвращаться от холодильника к нагревателю, то внутренняя энергия могла бы быть полностью превращена в полезную работу с помощью любого теплового двигателя.
Согласно закону сохранения энергии работа, совершаемая двигателем, равна:
Коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя
называют отношение работы A´
, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученной от нагревателя:
КПД теплового двигателя пропорционален разности температур нагревателя и холодильника. При T 1 -T 2
=0 двигатель не может работать.
Максимальное значение КПД тепловых двигателей.
Законы термодинамики позволяют вычислить максимально возможный КПД теплового двигателя, работающего с нагревателем, имеющим температуру T 1
, и холодильником с температурой T 2
. Впервые это сделал французский инженер и ученый Сади Карно (1796-1832) в труде «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» (1824).
Карно придумал идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Идеальная тепловая машина Карно работает по циклу, состоящему из двух изотерм и двух адиабат. Сначала сосуд с газом приводят в контакт с нагревателем, газ изотермически расширяется, совершая положительную работу, при температуреT 1 ,
при этом он получает количество теплоты Q 1
.
Затем сосуд теплоизолируют, газ продолжает расширяться уже адиабатно, при этом его температура понижается до температуры холодильника T 2
. После этого газ приводят в контакт с холодильником, при изотермическом сжатии он отдает холодильнику количество теплоты Q 2
, сжимаясь до объема V 4
Карно получил для КПД этой машины следующее выражение:
Главное значение этой формулы состоит в том, что любая реальная тепловая машина, работающая с нагревателем, имеющим температуру T 1 ,
и холодильником с температурой T 2
, не может иметь КПД, превышающий КПД идеальной тепловой машины.
Но температура холодильника практически не может быть ниже температуры окружающего воздуха. Повышать температуру нагревателя можно. Однако любой материал (твердое тело) обладает ограниченной теплостойкостью, или жаропрочностью. При нагревании он постепенно утрачивает свои упругие свойства, а при достаточно высокой температуре плавится.
Сейчас основные усилия инженеров направлены на повышение КПД двигателей за счет уменьшения трения их частей, потерь топлива вследствие его неполного сгорания и т. д. Реальные возможности для повышения КПД здесь все еще остаются большими. Так, для паровой турбины начальные и конечные температуры пара примерно таковы: T 1
≈800 K и T 2
≈300 K. При этих температурах максимальное значение коэффициента полезного действия равно:
Повышение КПД тепловых двигателей и приближение его к максимально возможному - важнейшая техническая задача.
Тепловые двигатели совершают работу благодаря разности давлений газа на поверхностях поршней или лопастей турбины. Эта разность давлений создается с помощью разности температур. Максимально возможный КПД пропорционален этой разности температур и обратно пропорционален абсолютной температуре нагревателя.
Тепловой двигатель не может работать без холодильника, роль которого обычно играет атмосфера .
1. Какое устройство называют тепловым двигателем ?
2. Какова роль нагревателя, холодильника и рабочего тела в тепловом двигателе?
3. Что называется коэффициентом полезного действия двигателя?
4. Чему равно максимальное значение коэффициента полезного действия теплового двигателя?
(минут)
1
Показать необходимость применения
тепловых машин в современных условиях.
2
Повторение понятия «тепловой машины». Виды
тепловых машин: ДВС (карбюраторный, дизельный),
паровая и газовая турбины, турбореактивный и
ракетный двигатели.
3
Объяснение нового теоретического материала.
Схема и устройство тепловой машины, принцип
работы, КПД.
Цикл Карно, идеальная тепловая машина, её КПД.
Сравнение КПД реальной и идеальной тепловой
машины.
4
Решение задачи № 703 (Степанова), № 525
(Бендриков).
5
Работа с моделью тепловой машины.
6
Подведение итогов. Домашнее задание § 33, задачи
№ 700 и № 697 (Степанова)
Создавались сказания о коврах самолётах,
семимильных сапогах и волшебниках, переносящих
человека за тридевять земель мановением жезла.
Таская тяжести, люди изобрели тележки, ведь
катить легче. Потом они приспособили животных –
волов, оленей, собак, больше всего лошадей. Так
появились повозки, экипажи. В экипажах люди
стремились к комфорту, всё более совершенствуя
их.
Стремление людей увеличить скорость ускоряло и
смену событий в истории развития транспорта. Из
греческого «аутос» – «сам» и латинского
«мобилис» – «подвижный» в европейских языках
сложилось прилагательное «самодвижущийся»,
буквально «авто – мобильный».
Наличие нагревателя, рабочего тела и
холодильника принципиально необходимое условие
для непрерывной циклической работы любого
теплового двигателя.
Впервые наиболее совершенный циклический
процесс, состоящий из изотерм и адиабат, был
предложен французским физиком и инженером С.
Карно в 1824 г.
Теперь охлажденный газ можно изотермически
сжимать при температуре Т2.
Для этого его
нужно привести в контакт с телом, имеющим ту же
температуру Т 2 ,
т. е. с холодильником,
и сжать газ внешней силой. Однако в этом процессе
газ не вернется в первоначальное состояние -
температура его будет все время ниже чем Т 1 .
Поэтому изотермическое сжатие доводят до
некоторого промежуточного объема V 2 ’>V 1
(изотерма CD
). При этом газ отдает
холодильнику некоторое количество теплоты Q 2 ,
равное совершаемой над ним работе сжатия.
После этого газ сжимается адиабатно до объема V 1 ,
при этом его температура повышается до Т 1
(адиабата DA
). Теперь газ вернулся в
первоначальное состояние, при котором объем его
равен V 1 , температура - T 1 ,
давление
- p 1
,и цикл можно повторить вновь.
В полезную работу фактически преобразуется
только часть количества теплоты QT,
полученной
от нагревателя, равная QT 1 – |QT 2 |.
Итак,
в цикле Карно полезная работа A = QT 1 –
|QT 2 |.
Максимальный коэффициент полезного действия
идеального цикла, как показал С. Карно, может быть
выражен через температуру нагревателя (Т 1)
и холодильника (Т 2):