ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
В этом учебном году мы провели круглый год весь школьный проект под названием «Изменения года» на курсе, соответственно. цикл календарного года с его изменениями корней, народными традициями, обычаями, пранистами, трудности, конечно, наиболее тесно связаны с нашим регионом. Наша цель - познакомить студентов с многолетним опытом с нашими предписаниями, научиться включать регулярное повторение национальных законов, проникать и понимать время и использовать эти компетенции как источник вдохновения для создания художественного.
Обмен природой в отдельные сезоны как таковые является частью учебной программы по некоторым предметам, но связанные темы также затрагивают другие образовательные области и, конечно же, жизни каждого человека. Ясно, что мы хотим использовать обучение в контексте и «для жизни». Проект будет сопровождаться школьными соревнованиями, деятельность школы и мероприятия будут такими, как ежедневные проектные дни и экскурсии. В конце учебного года мы хотели бы выразить признательность за проделанную работу по этому вопросу.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности .
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности , носит характер исследования.
Наша школа входит в число десяти выбранных школ в Чешской Республике, которые получили поддержку в предоставлении школьного посредничества в качестве инструмента предотвращения и разрешения конфликтов. Школа - это место, где пересекаются многие жизненные истории. Каждый день в ней встречаются учителя и дети, но другие персонажи - родители, сверстники, братья и сестры или даже соседи - входят и входят в общее пространство прямо и косвенно. В небольшом пространстве разные мнения, отношения, ценности или стремления объединяются, и, конечно же, это также вызывает конфликты.
Последовательность работы над проектом
работы над проектом | Деятельность учащихся Они могут быть очевидными или скрытыми, индивидуальными или групповыми, но всегда влияют на атмосферу школы, влияют на условия обучения, здоровье и межличностные отношения. Говорят, что конфликт - это пряность жизни - это справедливо в предположении, что люди в конечном итоге соглашаются. Чтобы посредничать, посредничество может быть полезным. Посредничество - один из лучших способов разрешения конфликтов. Применение к судебным, семейным, соседним, трудовым или личным отношениям. Ее заклинание заключается в общении, которое имеет четкие правила. Посредник - третий, нейтральный человек, который помогает сторонам в споре искать примирительный путь через взаимоприемлемое соглашение. | Деятельность |
|
Подготовка Долгосрочная статистика гласит, что до 80% соглашений заканчиваются соглашением. В Чешской Республике посредничество еще не введено в школьную среду. Однако опыт из-за рубежа показывает, что это эффективный и эффективный метод смягчения напряженности в школьных колледжах и как наладить более тесные отношения между участниками школьной жизни. Наша школа входит в десятку выбранных школ в Чешской Республике, которые получили поддержку в отношении внедрения посредничества в качестве инструмента предотвращения и разрешения конфликтов. Во всех десяти школах участвуют руководство, учителя и ученики. У двух учителей из каждой школы есть дневная медитационная подготовка на 100 часов, и в среднем девять детей во втором классе участвуют в почти пятидесятичасовом обучении так называемых равных или равноправных посредников с контролируемой практикой. | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. Руководство и преподавательский состав поддерживаются регулярным наблюдением. Весь педагогический корпус нашей школы уже завершил семинар по вопросам коммуникации и разрешения конфликтов и узнал, что такое посредничество в школе привлекает и приносит. Руководитель школы вместе с консультантом по вопросам образования встречается с руководством других участвующих школ на стимулирующих семинарах для совместного обсуждения темы. Мы посещаем начальника школы, школьного советника и 10 детей из возрастной группы. Более половины тренинга по медиации успешно завершено. Мы учимся одинаково слушать каждую из негласных сторон, помогать им формулировать взаимные требования, чтобы они были понятны друг другу и побуждали обе стороны находить взаимоприемлемое соглашение. Возможно, самым сложным является отступление от роли судьи. В школе мы привыкли постоянно решать что-то и решать. В качестве посредников мы не ищем решений, но помогаем людям в конфликте находить решения для себя, и они могут продолжать встречаться в школьной среде, где они вместе. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. По завершении нашего образования с января мы ждали три месяца, в течение которых наши профессиональные посредники пойдут в школу и помогут нам внедрить и поддерживать посредничество в школе. Весь проект поддерживает грант Исландии, Лихтенштейна и Норвегии через Агентство по социальной интеграции Управления правительства Чешской Республики. Наш опыт будет включен в методологию, которая будет ориентировать другие школы. Мы благодарим нашего основателя за долгосрочную поддержку в улучшении качества нашей работы и за родителей, которые посвятили свое доверие проекту. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности . «Дополнительный час движения» в больнице РумбуркаМы рады, что мы находимся в начале этой идеи и что наши ученики имеют возможность воплотить в жизнь новые и очень практические навыки. Романка Бушкова, была включена в качестве пилотной школы в рамках проекта «Час Движения Экстра» под эгидой Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики. Основная цель проекта - улучшить отношения детей с физической нагрузкой во время посещения школы. Целевая группа - дети в начальной школе, посещающие школьный клуб. Почему дети из школьного лагеря? Первоначальная идея проекта основана на деятельности третьего обязательного элемента физического воспитания в начальных школах. Однако это не было реализовано, и поскольку шесть спортивных ассоциаций согласились с некоторыми представителями Министерства образования, молодежи и спорта по альтернативе, был создан проект «Час дополнительного движения». | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.) Условием входа было, помимо участия детей из школьного клуба, укомплектование квалифицированным руководством в проекте. Новички постепенно познакомились с основами пяти видов спорта. Это был шестой вид спорта, который должен быть хоккеем, но из-за реконструкции ледового катка в Рамбурке мы не могли этого понять. Каждый вид спорта состоял из 6 часов обучения после 1 часа в неделю. Во-первых, дети изучали основные навыки отдельных видов спорта, и последний урок всегда был посвящен самой игре в форме турнира. Правила были адаптированы к возрастной группе детей и всегда сопровождались в конце турнира наградами для всех детей от гарантов отдельных видов спорта. Иллюстрация фото «Дополнительные часы времени». Самая большая награда, однако, только готова для самых молодых спортсменов в конце учебного года. Вместе со свидетельством каждый, кто прошел все виды спорта, получает диплом с собственным именем и подписями нынешних высших представителей Чешской Республики в индивидуальных видах спорта, которые прошли дети. 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта Наша школа входит в число 21 пилотной школыМинистерство образования, молодежи и спорта объявило экспериментальную проверку систематической поддержки гражданского образования в школах. Цель экспериментального испытания заключается в проверке реализации пилотных школ парламентов учащихся и создании консультационных центров для поддержки других школ в будущем. Из охваченных школ было отобрано 21 школа всех типов из всей Чешской Республики. Во вторник в нашей школе была проведена первая встреча наших партнерских школ для участия в реализации проекта посредничества в школе с представителями Управления социальной интеграции Управления правительства Чешской Республики. Проект будет обеспечивать образовательные и вспомогательные мероприятия для учащихся и педагогов в школах Устецкого и Моравскоселезского районов. Регион Усти представляет нашу школу, начальную школу Тиршова Румбурк, начальную школу и Красную Липу, начальную школу Иржикова и гимназию Варнсдорфа. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Второй год чешско-германского лагеря, ориентированного на обучение языку и деятельность адреналина, состоялся в начале праздников. Чешские дети улучшились на немецком и, наоборот, немецкие дети на чешском языке. В этом году в лагере приняли участие 27 детей в возрасте от 12 до 17 лет, то есть дети с шестого по одиннадцатый класс. Один вечер был посвящен художественной деятельности. Путешествие назад было также отличным приключением. Одной из ежедневных обязанностей детей было вести дневник, всегда на иностранном языке. Детям и преподавателям очень понравился лагерь, и самая большая награда - это много новых дружеских отношений, которые сохраняются. Следует напомнить, что ученики в этом лагере получали определенную сумму. Наша школа была партнером в проекте «Информационные центры цифрового образования», который был реализован Национальным институтом дополнительного образования. В настоящее время проект успешно завершен. В рамках проекта были приобретены планшеты для педагогов и реализованы образовательные программы, направленные на использование этих мобильных устройств в образовании. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
|
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Наша школа была выбрана в качестве пилотной школыПреподаваемые языки на Мальте и в Берлине уже выполнены. В настоящее время школа ожидает утверждения заявки на проект. Цель экспериментальной проверки - проверить эффективность программы, направленной на повышение активности учащихся на первом уровне начальных школ. Долгосрочная цель - изменить свой образ жизни, в котором движение будет иметь прочное место, что должно внести существенный вклад в отмену негативного развития здоровья нашего населения. Попытка проверить сосредоточена на начальном и среднем уровне школы. в год начальной школы, то есть возраст, в котором формируются относительно стабильные и стабильные формы жизни. | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта В программе предполагается, что позитивное отношение к движению в этой возрастной группе положительно скажется на проблемах детей наиболее эффективно или даже предотвратит их, что подтверждается вышеупомянутыми исследованиями в начальной школе. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте «Дети на старте». Проект «Информационные центры цифрового образования»Наша школа стала партнером проекта «Информационные центры для цифрового образования», реализуемого Национальным институтом дополнительного образования. В нем задействовано 37 начальных школ, 13 из которых составляют до 200 учеников и 7 средних школ. Основная цель проекта - развитие цифровой компетентности педагогического персонала в школах посредством интенсивного обучения, поддерживаемого наставничествоми и обучением. Проект начался с подготовки директоров в области государственных закупок и безопасности труда в виртуальной среде. |
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
Критерии оценки | Самооценка |
по команде |
||
Представление (15 баллов) | ||||
Ответы на вопросы (15 баллов) | ||||
проектирования | Интеллектуальная активность (10 баллов) | |||
Творчество (10 баллов) | ||||
Практическая деятельность (10 баллов) | ||||
Умение работать в команде (10 баллов) | ||||
Достигнутый результат (15 баллов) | ||||
Оформление (15 баллов) |
85 – 100 баллов – «отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Критерии оценки | ||
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | ||
Объём разработок и количество предлагаемых решений | ||
Практическая ценность | ||
Уровень самостоятельности участников | ||
Качество оформления записки, плакатов и др. | ||
Оценка рецензентом проекта | ||
Качество доклада | ||
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | ||
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | ||
Ответы на вопросы учителя | ||
Ответы на вопросы учащихся |
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Критерии оценки | ||||||||||||||||||||
Оформление и выполнение проекта | Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность | |||||||||||||||||||
Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите | ||||||||||||||||||||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | ||||||||||||||||||||
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||||||||||||||||||||
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | ||||||||||||||||||||
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость | ||||||||||||||||||||
Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | ||||||||||||||||||||
Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках биологии, географии, химии, физики, МХК, истории, обществознании. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т. д. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой . Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе , к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций. Еще один вид проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные проекты , которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность предметного и метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору, носит развивающий, личностный характер. Примером могут служить работы учащихся школы: «Иллюзии восприятия», «Влияние цвета на психофизическое состояние школьников», «Быстрое питание – скорое заболевание», «А в деньгах ли счастье?», «Демографические проблемы города Рассказово», «Внеземные формы жизни» и др. Такого рода проекты способствуют подъему уровня ключевых компетенций у участников, т. к. требуют решения сложных задач из разных научных и социальных полей, привлечения знаний, полученных из различных источников, быстрой реакции, навыков сотрудничества, понимания, умения работать в команде, аргументации решений и отстаивания своего мнения. Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы . С этой целью для учащихся старших классов разработан, и третий год преподается спецкурс «Введение в исследовательскую деятельность » . Цель изучения спецкурса – это развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. Содержание спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов, занятия призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите. Отбор содержания спецкурса проводился с учётом другого вида внеклассной работы - функционирования школьного научного общества учащихся. Деятельность школьного научного общества учащихся регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ, Устав НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, экспедиции. Одним из главных результатов нашей работы с НОУ мы считаем создание атмосферы научного поиска. С целью создания условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков проектной деятельности для учащихся начальной школы разработана программа дополнительного образования «Эрудит». Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Общий курс программы рассчитан на 2 года по направлениям – гуманитарному и математическому. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей. В деятельности мини – школы «Буратино» (классы предшкольного обучения) уже на протяжении трех лет практикуется разработка совместных творческих проектов детей – дошкольников и их родителей. На школьной научно – практической конференции учащиеся мини – школы наравне со старшеклассниками представляют свои проекты. Учащиеся начальной школы традиционно представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных, метода мозгового штурма и ролевой игры). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Мой город Рассказово», «Экология в сказках и красках», «В мире сказок», «От чего вымерли динозавры», и др.). Наша школа имеет давние традиции патриотического воспитания, поэтому большое место в проектной деятельности учащихся мы уделяем проектам военно – патриотической, краеведческой и поисковой направленности . Данная работа осуществляется в рамках деятельности клуба «Память». Члены клуба исследуют и собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий. Их проекты направлены на охрану памятников истории родного города, а также на организацию просветительской и культурно-массовой работы среди учащихся и жителей микрорайона. В Комнате военно – исторической славы имени Героя России А. Комягина на основе материалов поисковой работы проводятся уроки Мужества и экскурсии (используются материалы исследовательских проектов «Наш земляк А. Комягин», «Тамбовщина в годы Великой Отечественной войны», «Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества», «Их именами названы улицы города» и др.). В рамках работы школьной «Малой экологической академии» мы реализуем еще одно направление проектной деятельности – это разработка эколого – социальных проектов, связанных с природоохранной деятельностью и благоустройством родного города. Проекты, реализуемые школьниками, направлены на повышение уровня экологического образования населения, вовлечение его в природоохранную деятельность путем привлечения к экологическим акциям и работе в добровольческих бригадах по благоустройству территории города и близлежащих рекреационных территорий («Долой свалки», «День рододендрона», «Школьный дворик», «День птиц», «Биомониторинг реки Арженка» и др.). Большими возможностями в осуществлении проектной деятельности располагает школьная детская организация «Единение». Проекты, реализуемые в рамках этого движения, являются организационно – социальными проектами, воспитывают гражданскую позицию школьников, формируют их лидерские качества. Очень интересным получился проект президента школьной детской организации «Школьный город», как модель школьного самоуправления», в основе которого лежит структура и устройство современного города. Коллективные проекты учащихся начальной школы «Школа моей мечты» и «Школа будущего» дает возможность проследить отношение школьников к современным проблемам школы, а также проявить активность и инициативу в осуществлении мечты об идеальной школе. Однако главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы. Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. В школе существует положение о конференции и регламент ее организации, точно по срокам планирующий каждое действие оргкомитета. Разработаны информационные инструктирующие материалы о содержании деятельности каждой из групп. Ежегодно на конференции появляется что-то новое: приглашение выпускников, родителей, авторов докладов из других школ, стендовая сессия и т. д. Начиная с прошлого года, конференция переросла в День науки. В этом учебном году Управляющий Совет Школы принял решение о ежегодном поощрении школьников, предоставивших лучшие работы на школьную научно – практическую конференцию. Лучшие работы учащихся хранятся в школьной библиотеке и любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации служат хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке. В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то сейчас портфолио - это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое информационно – технологическое оборудование: два компьютерных класса, один из которых соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, два мультимедийных проектора, интерактивная доска, две видеокамеры , цифровой фотоаппарат, химическая и биологическая лаборатории, большая медиатека. Кроме того, с этого учебного года с приобретением программного продукта "КМ-Школа", разработанного компанией "Кирилл и Мефодий", в школе появилась возможность эффективной реализации единого информационного образовательного пространства. Данный образовательный контент соответствует современным образовательным стандартам и способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Педагогам и учащимся школы для проведения поиска нужной информации в рамках проектной деятельности и самостоятельных учебных исследований можно не обращаться к другим источникам, т. к. полнота контента максимальна. Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей . С этой целью в школе в рамках комплексно – целевой программы «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся» были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования. Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Технология компетентностно-ориентированного образования. Дебаты», на заседаниях школьных методических объединений рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности». Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно – практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и регионального уровней, появились призеры всероссийских конкурсов. Сами педагоги проявляют значительный интерес к разработке педагогических проектов. Так, с этого учебного года успешно реализуется проект, разработанный творческой группой классных руководителей «Опять двойка», в котором отрабатывается модель социально-педагогического взаимодействия с родителями детей, имеющих трудности в обучении. С 2006 года школа реализует проект, разработанный творческой группой учителей начальной школы и мини – школы «Буратино» летнего профильного лагеря «Дошкольник». Администрацией школы был разработан и в настоящее время реализуется проект «Малая экологическая академия». Проект «Мы выбираем жизнь», разработанный в соавторстве директора школы и школьного психолога, на всероссийском конкурсе психологических проектов занял третье место. Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе. Литература: 1. Бобиенко подходы к проблеме ключевых компетенций // www. *****/science/veatnik/2003/issue2/ 2. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20. 3. Маркачев, метода проектов в школьной практике/ , // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36 4. , Ухова ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии№ 4.- с.61 . Этапы проведения проектаПодготовительный или вводный (погружение в проект).1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). 1.2. Определение цели, формулирование задач. 1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. 1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т. д.). 1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Поисково-исследовательский этап. 2.1. Определение источников информации. 2.2. Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3. Подготовка к исследованию и его планированию. 2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Трансляционно-оформительский этап. 3.1. «Предзащита проекта». 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1. определение даты и места; 3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео - и фотосъемка и проч.); 3.3.3. стендовая информация о проекте. Заключительный этап. 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы . К руководителю (организатору) проектаПредложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т. п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов). Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта. Продумайте практическую/ теоретическую значимость проекта. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся). Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта. Предложите критерии оценки успешности проекта. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников). Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.Общие правила для руководителя проектаПодходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно. Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; – старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; – старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию. В процессе работы не забывайте о воспитании. Диагностики учащихся
Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна? Какой школьный предмет вам наиболее интересен? По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу? Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где? Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)? Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы? Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города? Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта? Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Представление проекта предполагает подготовку следующих документов, которые составляются совместно учащимся – автором проекта и учителем – руководителем проекта.
Перечень документов, представляемых к защите проектных
и учебно-исследовательских работ учащихся
Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся (см. таблицу). Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта. Список оборудования (учебного, научного, изготовленного самостоятельно), использовавшегося в реализации целей и задач проекта. (Требуется только для исследовательских проектов.) Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом. Перечень статей, публикаций, монографий, научных и научно-популярных книг (из представленного библиографического списка), на которые в процессе работы были написаны рефераты, рецензии, аннотации, составлены конспекты. (К списку приложить по одному примеру составленного реферата, рецензии, аннотации, конспекта.) Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов). Эти документы позволяют отследить формирование необходимых учебных умений и навыков, определить, как выполняемая работа помогает учащемуся осваивать основной материал.
1. Паспорт исследовательского проекта
Название проекта. Цели проекта. Авторы проекта (школа, класс, количество участников). Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень) Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень). Тип проекта.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности , физическая культура. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык , литература, иностранный язык , математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Методы, использованные в работе над проектом. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет , реферат, макет, другое (вписать). Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий , технический центр, другое (указать). Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия , научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт). Словарь исследователя (понятийный аппарат).
2. Паспорт социального проекта
(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
Название проекта. Цели проекта. Авторы проекта (школа, класс, количество участников). руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень). Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень). Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны. Область социального исследования. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Методы, использованные в работе над проектом. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать). Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать). Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык). Словарь исследователя (понятийный аппарат).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспертиза проектных работ позволяет организовать работу в виде внутришкольного конкурса, в виде направления работы ученического научного общества с итоговой конференцией и т. п. Но при этом надо понимать, что четкая система экспертизы проектов позволяет не только объективно определить победителя (если организован конкурс проектных работ), но и объективно оценить качество работы автора проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.
Для экспертной оценки формируется экспертная комиссия. В эту комиссию желательно привлечь родителей, обладающих необходимой квалификацией. Возможно привлечение преподавателей и аспирантов вузов, с которыми школа работает по договору. Также возможно привлечение учителей других школ района.
Экспертиза проводится в два этапа: сначала проводится экспертиза представленных документов, а затем проводится экспертиза непосредственно при презентации проекта. Экспертиза представленных документов осуществляется не менее чем двумя экспертами, компетентными в данной образовательной области (еще раз повторимся, что желательно привлечение специалистов из высших учебных заведений, компетентных в указанных областях знаний). Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.
Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации.
Если проектов представлено много, то целесообразно проводить презентацию проектов не в виде конференции, а в виде стендовых докладов. В последнем случае каждому эксперту формируется перечень проектов для обязательной оценки.
ТАБЛИЦА 1
Оценка презентации исследовательского проекта № _______________
За каждую позицию в графе «имеется» начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие того или иного элемента, по которому идет оценка. Затем оценивается качество выполнения присутствующегоa элемента по трехбалльной шкале. Оценка отражается в соответствующей колонке. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки «+» в соответствующих графах – графах «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
ТАБЛИЦА 2
Оценка презентации социального проекта №_________________________
За каждую позицию в графе «имеется» начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие того или иного элемента, по которому идет оценка. Затем оценивается качество выполнения присутствующего элемента по трехбалльной шкале. Оценка отражается в соответствующей колонке. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки «+» в соответствующих графах – графах «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. Я прошла дополнительную профессиональную подготовку как тьютор школьной обучающей площадки по программе Intel «Обучение в 21 веке».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.