Цель:
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий спортивно-игровой программы
«Туристическая полоса»,
посвящённой Всемирному Дню туризма
Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.
Задачи:
Формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность;
Развитие интереса воспитанников к туристической деятельности, здоровому образу жизни;
Развитие силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости;
Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Место и время проведения: 27 сентября 2011 г., 15.00, территория возле ЦРТДиЮ
Участники: воспитанники и педагоги объединений ЦРТДиЮ.
Ход программы
Вед.: - Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне и проведём сейчас вместе с вами соревнования под названием: «Туристическая полоса».
И для начала, поиграем.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если "да" - в ладоши хлопни,
Если "нет" - ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг , расчёска,
Пылесос , верёвка, соска.
Вездеход , бинокль, духи ,
Две засушенных блохи ,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка ,
Молоток, кусачки, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат -
Вот и собран наш отряд. Молодцы!
Деление детей на 2-4 команды (по объединениям)
Вед: - Наша туристическая полоса состоит из 2-х этапов, каждый со своими заданиями.
1-ый этап
Вед.: - Как вы знаете, отправляясь в поход, самое главное - хорошо подготовиться, и распределить роли.
Выбор обязанностей членов команды
(листочки с названиями обязанностей)
Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:
1) капитан;
2) завхоз;
3) костровой;
4) кок;
5) медик;
6) летописец.
Вед: - Для каждого из вас будет определённая задача.
Конкурс 1 для капитанов
« Ориентирование»
Капитанам нужно сделать:
«2 шага на юг, 3 шага на запад, 4 шага на север и 1 на восток»
Конкурс 2 для завхозов
«Собираем вещи»
(мольберты, мел)
Завхозам надо собрать вещи в поход, написав их названия на мольберте. У кого больше получится? Время выполнения – 3 минуты.
Пример: палатка, спальник, подушка, котелок, нож, соль, крупа, макароны, топор, лопата и т.д.
Конкурс 3 для костровых
«Виды костров»
(щепки или палочки)
Костровым надо сложить из приготовленных щепок костры - «звезда», «шалаш», «колодец».
Конкурс 4 для коков
Эстафета «Сбор грибов»
(изображения грибов, корзины или вёдра)
Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды. Участники бегут до места расположения грибов и берут за раз только один из них. Время выполнения – 3 минуты.
Ассортимент съедобных грибов : сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.
Ассортимент ядовитых грибов : мухомор, бледная поганка, ложные опята.
Конкурс 5 для медиков
«Первая помощь»
(бинт /4 шт./, 4 гимнастические палки - «шины», «носилки» /4 шт./)
Медикам нужно оказать первую помощь при переломе ноги (правой), наложив шину, и транспортировать пострадавшего до ориентира.
Конкурс 6 для летописцев
«Экология в походе»
(кусочки или комочки бумаги с написанными изнутри словами напутствия)
Вед: - Наше путешествие подходит к концу, и нам пора отправляться домой. Но мы с вами хорошо помним правила поведения в природе и знаем, что, уходя, туристы должны навести порядок.
Поэтому в следующем конкурсе всей команде нужно быстро собрать бумажки, а затем летописцы из собранных слов составляют напутствие всем, кто отправляется в поход.
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
2-ой этап
Вед.: - Итак, отправляемся в обратный путь. А для этого необходимо пройти все препятствия.
Каждый член команды выполняет задание только после прохождения испытания предыдущим участником.
Участники по очереди: прыгают по кочкам, проходят по бревну, переправляются по канату, пролезают сквозь паутину.
- «Болото» («кочки»)
- «Переправа через реку» (бревно)
- «Переправа через пропасть» (канат, натянутый между футбольными воротами или деревьями) Держась руками и ногами за канат в подвешенном состоянии, переправиться на другую сторону.
- «Паутина» (натянутая между деревьями верёвка)
Подведение итогов. Награждение.
Вед.: - Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!
Виды костров
капитан капитан капитан капитан кок кок
кок кок
костровой
костровой
костровой
костровой
завхоз завхоз
завхоз завхоз
летописец
летописец
летописец
летописец
медик медик
медик медик
Добрым быть совсем не просто,
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
Добрым быть совсем не просто,
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
Добрым быть совсем не просто,
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
Добрым быть совсем не просто,
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
Сценарий туристско-краеведческого праздника для школьников 6-8 класса «По родному краю с рюкзаком»
Цели:Образовательные:
- популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности человека в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
- формирование навыков туристкой техники;
- изучение основ туристского быта.
Развивающие:
- развитие активной туристско-спортивной деятельности детей;
- развитие интереса к изучению туризма.
Воспитательные:
- воспитание физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.
Задачи:
- познакомить с понятием «туризм», видами туризма;
- познакомить с правилами укладки рюкзака;
-научить надевать страховочную систему;
-познакомить с правилами установки бивака;
-дать элементарное представление о типах костра, научить
выкладывать костры различных типов;
-познакомить с основными обязанностями участников группы.
Оборудование: тематические иллюстрации; веревка; скейт; обручи; туристическое снаряжение; дрова для костра, личное снаряжение.
План занятия:
1.Вводный этап.
2.Основной этап.
2.1.Знакомство.
2.2.Разминка « Викторина»
2.3 Эстафета «Соберись в поход»
2.4 Доберись до места
2.5 Снаряжение туриста.
2.6. Переправа.
2.7.Установка бивака.
2.8.Зажги костер
3.Итоговый
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас туристско-краеведеческий праздник «По родному краю с рюкзаком». Мы с вами совершим увлекательнейшее путешествие в мир туризма. Узнаем, чем занимаются и что узнают туристы в походах и на соревнованиях, а также, что объединяет этих романтиков дороги.
-Кто же такие туристы, и чем они занимаются?
- Что означает слово «туризм»? Это слово произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься всеми видами туризма.
-Какие виды туризма известны вам?
Преподаватель:
Молодцы, ребята! Но перед тем как начать наш праздник я представлю сегодня жюри, которое будет оценивать. (Представление жюри). И первый наш конкурс « Викторина».
1.Конкурс « Викторина» (приложение)
Преподаватель:
Молодцы! -Итак, мы отправляемся в дорогу. Без какого важного предмета туристского снаряжения поход не состоится? (рюкзак)
-Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его. Укладка рюкзака - это целая наука. Постичь некоторые ее азы мы попробуем сейчас.
- Первый участник с пустым рюкзаком бежит к обручу, в котором рассыпаны разные предметы. Его задача: взять только один предмет, который может пригодиться в походе, положить его в рюкзак, вернуться к команде и передать рюкзак следующему игроку, который выполняет такое же задание. Внимание, в обруче есть лишние предметы, которые не понадобятся нам в походе, проявите мышление и смекалку.
2.Конкурс « Соберись в поход»
Преподаватель:
Рюкзак собран, можно отправляться в поход. Во время похода на нашем пути могут возникнуть препятствия. И следующий конкурс « Доберись до места»
3.Конкурс «Доберись до места»
(“Мышеловка” (строим так: между двумя гимнастическими скамейками натягиваем волейбольную сетку.) пролезание под сеткой, « переправа» (скейт и веревка), бревно, навесная лестница, подъем, траверс, спуск (шведская лестница))
Преподаватель:
Препятствии, которые вы преодолели, могут встретиться вам в походе. А вы знаете, что для того, чтобы их преодолеть необходимо специальное снаряжение. Для того, чтобы преодолевать препятствия, нужно научиться пользоваться страховочной системой, которая позволит сохранить жизнь человеку в самых сложных ситуациях. И мы приступаем к следующему конкурсу « Снаряжение туриста»
4.Конкурс « Снаряжение туриста»
(одевание системы, перчаток, каски, пристегивание карабинов)
Преподаватель:
Продолжаем наш поход. Все туристы должны уметь выходить из любых ситуаций. Впереди у вас речка и маленькая лодка в которую вся команда не помещается. И сейчас задание для капитанов которые должны команду переправить на следующий берег. В руках у капитана команды находиться обруч, это и есть лодка. Капитан стоит в обруче, по очереди он берёт себе в обруч по одному члену команды и бегом переправляются на другой берег. И так до тех пор, пока капитан не переведёт всю команду.
5.Конкурс « Переправа»
Преподаватель:
До места стоянки мы с вами, ребята, благополучно добрались. Что необходимо сделать далее? Правильно. Разбить лагерь.
6.Конкурс « Установка бивака» (палатка)
Преподаватель:
Молодцы ребята, лагерь установили. Но какой поход без туристического костра. И се
йчас каждая команда зажжет свой костер. В руках у каждого игрока команды находятся по одному полену. По сигналу ведущего ребята по очереди бегут до линии, где они должны построить костёр, в виде колодца. Последний игрок бежит и ставит в внутрь костра макет огня. Чем указывая жюри, что костёр зажжён.
7.Конкурс « Зажги костер»
Преподователь:
- Наше путешествие подошло к концу. Все показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!
Преподаватель:
Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения. Наш праздник подходит к концу. Но любое путешествие должно заканчиваться на хорошей ноте и сейчас наше жюри подвело итоги. Вам слово. (Награждение)
Прилождение
Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3.На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6.Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7.Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8.Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9.Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.
МБОУ ВМР «Семёнковская
основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Туристические соревнования
«Школа безопасности»
Разработал учитель
Щенников Алексей Анатольевич
п.Семёнково
2014г.
Цели:
1. Совершенствовать в соревновательной обстановке технику преодоления различных туристических препятствий, умение ориентироваться на местности, устанавливать палатку, разводить костёр, готовить пищу в походных условиях
2. Развивать физические качества: силу, быстроту,
выносливость, ловкость.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и
товарищества среди учащихся. Бережное отношение к
природе.
Место проведения: старый танкодром
Участники: юноши и девушки 7,8,9 классов.
Оборудование: туристические верёвки – 4 шт., карабины – 6 шт.,
палатки – 2 шт., флажки, секундомеры, лыжные палки,
волейбольный и футбольный мячи, аптечка, карты местности,
карандаши, спички, топор, лопата.
Программа соревнований.
Полоса препятствий.
Ориентирование.
Разведение костра.
Установка палатки.
Туристический стол.
Туристический футбол.
Метание бревна.
Бурлаки на Вологде.
Туристическая песня.
Ход мероприятия.
За несколько дней до туристического слёта участники обязательно проходят инструктаж по технике безопасности и о примерной программе соревнований, чтобы заблаговременно подготовиться.
После завтрака учащиеся вместе с классными руководителями выдвигаются к месту соревнований. Преподаватели ОБЖ и физкультуры вместе с помощниками заблаговременно готовят место соревнований: устанавливают препятствия, готовят контрольные пункты для ориентирования, место для установки палатки и разведения костра. Также обозначают место для лагеря каждой группе.
По прибытию участников на место проводится общее построение. Главный судья соревнований приветствует участников, объясняет порядок проведения и выявления победителей. После построения даётся время для подготовки и участники отпускаются в свой лагерь.
За победу в каждом конкурсе даётся 1 балл, за второе место – 2 балла, за третье место – 3 балла.
Полоса препятствий.
Переправа «маятник».
Спуск и подъём.
Разрушенный мост.
Навесная переправа.
Параллельные верёвки.
Электрическая стенка.
Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Команда должна преодолеть все
препятствия за наименьший промежуток времени и с меньшим количеством
штрафного времени. Разрешается помощь команды. За нарушение при
прохождении препятствия даётся 15 секунд штрафа.
Ориентирование по карте.
Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Эстафета.
Юноша и девушка от команды получают карту, на которой отмечены контрольные пункты. Соответствующие КП отмечены на местности флажками с контрольными буквами. Юноша и девушка ищут свой КП и возвращаются к месту старта для передачи эстафеты. Две другие пары ищут другие КП с контрольными буквами. После финиша третьей пары участники команды должны составить из контрольных букв слово, что и будет считаться окончанием эстафеты. Победитель определяется по времени.
Разведение костра.
Состав команды: 2 юноши.
Каждой команде обозначено место костра при помощи вбитых в землю лыжных палок. На определённой высоте к палкам привязана верёвка. У команды имеются только спички. По команде команды должны развести костёр из подручных материалов. Победитель определяется по перегоревшей верёвке. Заготовлять хворост заранее нельзя.
Установка палатки.
Состав команды: 2 юноши и 2 девушки.
Перед началом соревнований участники имеют возможность потренироваться в установке палатки. Затем по жребию команды выполняют задание на время, по которому и определяется победитель. Судья имеет право указывать на недостатки, которые необходимо команде исправить.
Туристический стол.
Учащиеся не занятые в спортивных соревнованиях оформляют туристический стол из продуктов, взятых с собой. Допускаются и домашние заготовки. Победитель определяется по качеству приготовленных блюд, по их разнообразию и художественному оформлению.
Туристический футбол.
Состав команды: 2 юноши.
Участники каждой команды связаны между собой. Ворота обозначены лыжными палками. Команда, пропустившая гол выбывает из соревнований.
Метание бревна.
От каждой команды выступает один юноша. Он должен метнуть как можно дальше бревно, любым способом. Победитель определяется по результату броска.
Бурлаки на Вологде.
Состав команды: 3 юноши и 3 девушки.
К автомобилю привязан канат с петлями для участников. По жребию команды выходят на старт, берутся за петли и по команде в течение 15 секунд тащат автомобиль по прямой. По окончании времени судья делает отметку по передней оси автомобиля. Победитель определяется по дальности пробега.
Туристическая песня.
Представители команд исполняют песню, которая соответствует
обстановке, времени года, соревнованиям. Оценивается качество исполнения.
По окончании программы соревнований судьи подводят итоги.
Победитель определяется по наименьшей сумме мест в конкурсах и соревнованиях. Пока судьи считают, команды наводят порядок в своих лагерях и сдают их руководству. После наведения порядка проводится общее построение, на котором подводятся итоги соревнований, отмечаются победители. Учащимся ещё раз доводятся правила передвижения по автодорогам. Затем учащиеся организованно выдвигаются в город. Награждение проводится на следующий день в лицее на торжественной линейке.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность. В учебно-воспитательном процессе сегодня актуальным является всестороннее развитие подрастающего поколения. Здесь большую роль играет обучение и воспитание детей не только на уроках, но и на лоне природы. Все большее распространение среди воспитания учащейся молодежи приобретает туризм.
Спортивный туризм включает в себя туристские походы (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический), экспедиции и соревнования по туристскому многоборью. В процессе проведения названных мероприятий проводится формирование личности ребенка и гражданина государства.
Среди самых действенных форм пропаганды туризма и привлечения широких масс к активным формам отдыха являются массовые показательные, тренировочные мероприятия и соревнования (слеты, конкурсы, игры, тренировочные сборы, тренинги и т.д.). Они вместе с тем, что выполняют культурно-просветительские, краеведческие, воспитательные функции, способствуют улучшению физической подготовки, техническому совершенствованию, организации содержательного отдыха все большего числа людей, популяризации туризма среди населения.
Проведение туристских соревнований имеет достаточно давнюю историю, но массового характера эти меры стали приобретать с 50-х годов XX в. Сегодня они проводятся на различных уровнях - от туристских секций до международными форумов, в которых принимают участие сотни тысяч туристов и краеведов.
Под термином "соревнования" понимают стремление опередить, превзойти, победить других. Что касается туристских соревнований, то здесь важно не только и не столько получить победу, сколько выяснить уровень технической и тактической подготовки, общефизической и специальной тренированности, исследовать новые образцы снаряжения и приемы его использования в условиях, максимально приближенных к походным.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему исследования: "Особенности проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп".
Объект исследования - школьный туризм.
Предмет исследования - особенности проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп.
Цель исследования - проанализировать особенности проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп.
Согласно с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации и проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп
2. Проанализировать особенности организации слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп
3. Исследовать особенности организации и проведения слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп
Методологической основой исследования является положение о единстве умственного, нравственного и физического воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт,. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), организационные основы построения туризма, экскурсионной и краеведческой работы в России (В.А. Герд, Н.А. Гейнике, П.В. Иванов, Б.Е. Райков и др.). В анализе содержания образования и организации процессов воспитания и обучения были использованы работы А.А. Остапца-Свешникова (1974, 1989), В.В. Кочергина (1974), И.Н. Пилата (1970), АД. Солдатенкова (1969), А.Е. Сейненского (1969), И.Н. Бескаравайного (1961), П.И. Истомина (1978), В.М. Куликова (1983), В.А. Квартального (1998), К.В. Бардина (1973) и других.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, обобщение, сравнение.
Научная новизна исследования заключается в обосновании программно-методического обеспечения соревнований учеников различных возрастных групп.
Практическая значимость полегает в том, что полученные данные могут применяться в учреждениях системы дополнительного образования, включая Центры детско-юношеского туризма.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп
1.1 Общая характеристика школьного туризма
Туризм - одно из важнейших явлений современности, которое подчиняется действию объективных законов развития общества. Как вид человеческой деятельности туризм имеет большое значение, которое со временем будет все больше возрастать.
Туризм - один из видов активного отдыха, в котором сочетаются познавательные, спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные цели. Доминантными могут быть различные вариации познавательных или спортивных целей, другие только дополнять их, и наоборот.
В словаре русского языка Ожегова, туризму и экскурсиям дано такое определение: "Туризм (такой вид спорта) - групповые походы с целью физического закаливания. Экскурсии - поездка куда-нибудь с образовательной или развлекательной целью". Большая советская энциклопедия сообщала: "Туризм - прогулка, путешествие, в котором сочетается отдых с изучением отдельных районов страны или стран" Моргунов Б.П. Туризм. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2114 // Физ. воспитание. - М.: Просвещение, 1978. - 166с. .
Ученый П. Олдак считает, что в современном смысле под туризмом понимают все виды передвижения населения, не связанные с изменением места жительства и работы. А польский ученый А. Марианский определяет туризм как миграцию, что не имеет постоянного характера. Есть и такое определение туризма: "Под туризмом следует понимать одну из форм миграции населения. добровольное путешествие с целью отдыха, лечения, участия в научных, деловых и культурных встречах" (В. Азар) Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010 .
По другим определениям, туристами надо считать людей, которые поехали к своим родным, рыбаков, грибников и т.д. Или тех, кто лечится в другом городе, ученых, бизнесменов, артистов, коммивояжеров и др. Всех их объединяет временное пребывание за пределами постоянного места жительства.
Понятие "отдыхающий" шире, чем понятие "турист", поскольку отдыхающими есть и те, кто отдыхает дома, в санатории. И мы приходим к выводу, что туризм существенно отличается от пассивного отдыха и от многих видов деятельности человека и его досуга. Нужно четко сформулировать цели и задачи, которые ставит и несет в себе туристская деятельность Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн.С. - Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58 .
К туристам следует отнести людей, которые временно и добровольно находятся за пределами постоянного места жительства с целью использования свободного времени для отдыха, связанного с ознакомлением с историческими, географическими, архитектурными и другими выдающимися местами, природой, со спортивным оздоровлением с помощью активного передвижения, с проведением поисковой или исследовательской работы, имеющей любительский характер и не обусловленной рабочей деятельностью.
Туризм используют как разноплановое воспитательное средство, помогающее человеку развивать духовные, интеллектуальные и физические силы, сформировать характер, овладеть жизненно необходимыми навыками и умениями. Туризм имеет особое значение для воспитания детей и молодежи во всех странах, где заботятся о подрастающем поколении.
Детский и молодежный туризм имеет свое назначение Теребина П.В. Туризм как фактор формирования личности подростка // Университетские чтения - 2010 / Федер. агентство по образованию, Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - Ч. 11: Секции 5-8 симпозиума 2. - С. 132-136:
Воспитание уважения и любви к своему Отечеству;
Углубление и расширение знаний, которые ребенок получил в школе и в семье;
Использование знаний на практике; профориентация и подготовка к трудовой деятельности; физическое развитие и оздоровление;
Воспитание положительных черт характера (выносливость, ответственность, мужество, взаимопомощь, настойчивость, уважение к людям и т.д.).
Основа достижения этих целей и задач - туристское путешествие, поход, обучение в кружках туристско-краеведческого направления.
Туристское путешествие - мероприятие, в котором воспитательная, образовательная и спортивная работа проводится в естественном общении, в совместной жизни младших и старших (ученика и учителя), становится эффективным средством комплексного воспитания и обучения детей и молодёжи.
Разнообразие впечатлений, полученных туристами, имеет большое значение для преодоления профессиональной ограниченности, расширение образовательного и культурного уровня.
Конкретизируя сказанное, определим следующие образовательные функции туризма относительно школьников Правила проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий с ученической и студенческой молодежью. / Сборник законодательных и нормативных актов об образовании. - Вып. 2. - М., 2004:
1. Закрепление материала школьной программы - географические понятия, основы геологии, геоморфологии, гидрологии, метеорологии, географии растений и животных, геодезии, картографии и ландшафтоведения.
2. Углубление знаний и получение новых по теме: рекреационная география, мелиорация, охрана природы, топография, туризмоведение.
3. Формирование практических навыков по: ориентированию на местности, чтению топографического материала, топографической съемки, составлению графиков и схем, определению высот и расстояний на местности, определению минералов и горных пород. Обработка наблюдений.
4. Формирование навыков экспедиционной работы:
В подготовительный период - разработка темы наблюдений, определение целей и задач, поиск и обработка исходных данных, составление планов и подготовка необходимого снаряжения;
В походе или экспедиции - определение объектов исследований и наблюдения за ними, обработка и запись наблюдений, выполнение поставленных целей и задач, коррекция их по условиям, проверка и доработка исходных данных;
В камеральный (заключительный) период: обработка и систематизация полученных данных, их классификация, выводы и оформления отчета.
С образовательными и познавательными функциями туризма связано с его воспитательное значение. В туристских походах складываются условия для близкого контакта с природой, для ее эстетического восприятия, формирования бережного отношения к природным богатствам, понятие сути и значения дела охраны природы. Непосредственное практическое знакомство с историей и культурой страны помогает молодому поколению понять и ценить свою Родину, ее народ Любимова Л.А. Специфика организации детского туризма // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 256-257 .
В путешествии люди находятся в коллективе, в постоянном контакте с другими людьми, очень часто в нестандартных условиях и обстоятельствах. Все это способствует формированию товарищества и коллективизма, взаимопомощи и отзывчивости к окружающему, толерантности, умению находить компромисс и достигать общего мнения. Причем, и это крайне немаловажно, не притесняя, а развивая собственную индивидуальность, личностные качества и способности.
Туризм положительно влияет на физическое развитие молодежи. Врачи установили, что школьники, которые занимаются туризмом, болеют на 30-35% меньше других и на 40-45% дольше могут заниматься физическим и умственным трудом Круглов Д.Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков // Воспитание школьников - 2010. - № 3 (138). - C. 47-49. .
Образовательное и воспитательное значение туризма ярко охарактеризовал писатель К. Паустовский: "Если хотите быть настоящими сыновьями своей страны и всей Земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, которые создают духовные ценности, - будьте верными музе дальних странствий и путешествий по мере своих сил и свободного времени, потому что каждое путешествие - это проникновение в сферу значительного и прекрасного" Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010 .
1.2 Особенности организации туристских соревнования для учеников разного возраста
Среди самых действенных форм пропаганды туризма и привлечения широких масс к активным формам отдыха являются массовые показательные, тренировочные мероприятия и соревнования (слеты, конкурсы, игры, тренировочные сборы, тренинги и т.д.). Они вместе с тем выполняют культурно-просветительские, краеведческие, воспитательные функции, способствуют улучшению физической подготовки, техническому совершенствованию, организации содержательного отдыха все большего числа людей, популяризации туризма среди населения. Проведение туристских слетов и соревнований имеет достаточно давнюю историю, но массовый характер начали приобретать с 50-х годов XX ст. Сегодня они проводятся на различных уровнях - от туристских секций в международных форумов, в которых принимают участие сотни тысяч туристов и краеведов Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49 .
Понятие "слет" и "соревнования" часто употребляются параллельно и даже отождествляются друг с другом, хотя отличаются друг от друга по своей цели и программе: соревнования, как правило, выступают составной частью слетов, хотя могут проводиться и самостоятельно. Под термином "соревнования" понимают стремление опередить, превзойти, победить других. Что касается туристских соревнований, то здесь важно не только и не столько победить, сколько выяснить уровень технической и тактической подготовки, общефизической и специальной тренированности, испытать новые образцы снаряжения и приемы его использования в условиях, максимально приближенных к походным.
Съезды, слеты предусматривают проведение собраний, совещаний людей, объединенных общей целью, членов той или иной массовой организации. Главная задача туристских слетов - популяризация туризма, общение единомышленников, обмен опытом, идеями, демонстрация новых образцов снаряжения и т. Но, не снижая значение этих мер, следует сказать, что слеты и соревнования не должны подменять основную форму деятельности в туризме, которой является организация и проведение походов Кодыш Є.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990 .
Разнообразие массовых туристских мероприятий обусловливает необходимость их классификации. Эта последняя осуществляется по трем основным параметрам: форме, масштабу, классу. Среди форм туристских мероприятий можно назвать первенства, отборочные соревнования, товарищеские встречи. Слеты чаще проводятся в виде конкурсов, выставок, семинаров, вечеров и т.д. Масштабность слетов и соревнований определяется широтой участия в них команд или отдельных представителей разных регионов или организаций. Эти меры могут происходить на международном, межобластном, областном, районном уровне или в рамках турбазы, школы, секции и т.п. Класс соревнований по их сложности определяется в диапазоне от I до IV и зависит от характера и количества этапов, длины, сложности препятствий, перепада высот, используемых технических приемов и т. д Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
Во время слетов возможно любое сочетание масштаба и класса соревнований. В ходе широкомасштабных соревнований, как правило, преобладают несложные дистанции 1-II классов, поскольку основной целью является популяризация туризма и обмен опытом. В то же время соревнования отдельных вузовских коллективов секций и т.п. Могут включать дистанции III-IV классов. Практика осуществления туристских мероприятий свидетельствует о целесообразности проведения соревнований (кроме лыжных) весной, до начала туристского сезона, с целью проверки готовности групп к походам, а слетов - осенью, после окончания походов, что позволяет подвести итоги и определить задачи и планы на следующий сезон. Интересной формой проведения слетов является сочетание в их программе нескольких видов туризма Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973 .
Подготовка к слету (соревнованию) начинается в середине года, при составлении планов массовых мероприятий на следующий год. Эта работа начинается с создания организационного комитета и утверждении его состава организацией ответственной за проведения слета (соревнования). В оргкомитете, как правило, представлены сотрудники администрации, работники туристической сферы, главный судья соревнований и ряд штатных работников, ответственных за различные аспекты подготовки мероприятия. В круг обязанностей организаторов слета (соревнования) входят: создание оргкомитета, утверждение судейской коллегии; получения разрешения местных органов на проведение мероприятия; материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение; безопасность участников и гостей. Оргкомитетом разрабатывается "Положение о слете (соревновании)", складывается и осуществляется план подготовки и проведения мероприятия. Его функции предусматривают также прием и размещение участников, организацию питания и медицинского обслуживания, подготовку и обустройство места соревнований и хранения инвентаря, организацию информационного обеспечения. Разработанное положение заранее направляется участникам. Оно содержит следующие сведения: цель и задачи мероприятия, время и место проведения, руководство его подготовкой и осуществлением, требования к участникам, программа соревнований и конкурсов, объем финансирования, порядок и срок подачи заявок на участие в слете, условия приема участников, определение результатов соревнований, награждение победителей Кодыш Е.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990 .
Выбор места проведения массовых мероприятий требует учета ряда обязательных условий: оно должно обеспечивать удобство постановки дистанций, размещение участников, гостей и болельщиков, а также иметь удобные подъезды и подходы. Обязательным условием осуществления массовых мероприятий является безопасность проведения соревнований и расположения лагеря. Необходимо обеспечить также безусловное выполнение природоохранных мероприятий.
Одним из важных аспектов осуществления массовых мероприятий является организация свободного времени их участников. Необходимо предусмотреть проведение выставок туристского снаряжения, фоторабот, а также интересных встреч, подготовить программы вечеров песни и т.д. Для школьников в программу туристского слета, кроме соревнований, включают различные конкурсы и спортивные игры.
Соревнования по различным видам туризма могут быть составной частью программы слета или проводиться в виде отдельных мероприятий. Широко практикуется проведение соревнований по пешеходному, горному, водному, лыжному, велосипедному туризму, а также по туристскому ориентированию. Класс их сложности может варьировать в пределах от I до IV.
Пешеходный туризм. Среди мероприятий подобного рода наибольшее распространение получили соревнования по пешеходному туризму. Они привлекают своей зрелищностью, доступностью для всех желающих, их проведение не требует создания специальных условий даже в пределах города или в пригороде. Программа соревнований может включать дистанцию кросс-похода, дистанцию полосы препятствий, а также выполнение специальных задач. Техническая сложность этапов соревнования адаптируется к рельефу местности и условий, в которых они проходят.
Горный туризм. Соревнования по технике горного туризма состоят из командного и индивидуального преодоления дистанций, пролегающих через участки горного или расчлененного рельефа, а также выполнения специальных технических приемов. Это один из самых зрелищных и популярных видов соревнований по туризму. Отдельные элементы соревнований по технике горного туризма входят в программу соревнований по пешеходному туризму Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010 .
В ходе соревнований предусмотрено преодоление дистанций по заданному или самостоятельно выбранному маршруту. Допускается использование различных специальных технологий на одной дистанции или соединения нескольких дистанций в одну трассу. Как правило, соревнования проводятся на высотах, не требующих акклиматизации.
Дистанция предполагает наличие различных видов препятствий, характерных для горной местности - скальных массивов, крутых травянистых, снежных и ледовых склонов, водных преград. На равнинной территории трассы для этого вида соревнований пролегают крутыми склонами речных долин, через произведенные карьеры, кирпичные или бетонные стены сооружений и т.п.
Набор этапов разной степени сложности может быть таким: подъем и спуск по крутому склону (травянистом, снежном, ледовому), преодоление отвесных скальных участков (подъем по скале, спуск на веревке), водных преград. Подготовка к соревнованиям по технике горного туризма требует наличия специальных средств безопасности. Участки скальных выходов очищаются от камней, земли, песка. Подходы к трассе, а также место нахождения судей и зрителей должны располагаться на безопасном участке. Участникам соревнований необходимо иметь средства страховки.
Водный туризм. Соревнования туристов-водников привлекают большим и разнообразным набором препятствий, техническими способами плавания и плавучими средствами. Соревнования могут проводиться на байдарках, плотах, катамаранах. В водном туризме шире, чем в других видах, используется самодельное снаряжение. Соревнования туристов-водников проводятся в личном, лично-командном и командном зачете.
Лыжный туризм. Соревнования по лыжному туризму по своей программе близки к пешеходному. Они в основном имеют те же этапы, дополненные этапами по лыжной технике. Учитывая природные условия, в которых проводятся эти соревнования, проблема безопасности участников дополняется заботой о здоровье туристов, обусловлена возможностью обморожения Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49 .
В последнее время широко практикуются соревнования по велосипедному туризму. Велотуристы соревнуются в технике езды на велосипеде, преодолении кросс-трассы, велосипедного ралли. Соревнования по ориентированию. Спортивное ориентирование выделилось в отдельный вид спорта. Но этапы ориентирования на местности традиционно включаются в программу туристских слетов. Они позволяют выяснить уровень овладения навыками ориентирования, необходимыми каждому туристу, и способствуют их совершенствованию.
Соревнования по ориентированию проводятся в таких видах: движение в заданном направлении, движение по выбору, движение по маркированной трассе. Каждый их участник на старте получает топографическую карту и должен обеспечить пролегания маршрута через контрольные пункты (КП) в определенном порядке или на выбор. На маркированной трассе основной задачей участников является точное нанесение на карту линии маршрута и местонахождения КП.
Длина дистанции в этих соревнованиях для мужчин составляет 6-15 км, для женщин - 4-9 км. Значительно короче она в соревнованиях школьников Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.
Район для проведения соревнований избирается с таким расчетом, чтобы на местности были четкие ограничительные объекты - шоссе, река, поле и т.п. Предварительно участников необходимо проинформировать о вынужденные действия на тот случай, если им придется сойти с трассы, или в случае потери ориентировки. Необходимо предупредить их также о всех опасных объектах на протяжении трассы (болота, обрывы и т.д.) и обозначить эти места на карте.
В походе детской группы почти все тактические вопросы в группе решают взрослые - руководитель и его заместители, и только за редким исключением в этом принимают участие дети. На соревнованиях школьников вопросом прохождения дистанции занимаются тренеры, что не принимают участия в прохождении маршрута, и результат команды полностью зависит от их тактических решений. Поэтому соревнования среди школьников не всегда отражают реальную картину подготовленности команд, несмотря на высокий технический уровень детей, их знаний и умений. Большое внимание в организации и проведении соревнований нужно уделить качеству подготовки исходного материала, четкой работе судейской коллегии, ее квалификации, которая должна быть на очень высоком уровне. Исходный материал, который готовится начальником дистанции и его помощниками, заключается в планировании определенного набора препятствий (этапов), которые оборудуются на местности и наносятся на карте соревнований. Обязательно нужно предусмотреть оборудование нескольких равноценных нитей на каждом этапе Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн.С. - Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58 .
Желательно, чтобы расположение этапов было на естественных препятствиях, а не имитированных, что снизит уровень соревнований и потеряется естественность самого этапа.
школьный туризм туристический слет
Глава 2. Предложения по проведению соревнований по туризму
2.1 Особенности организации соревнований по пешеходному туризму
Соревнования по пешеходному туризму проводятся на коротких и длинных дистанциях "Полоса препятствий", "Кросс-поход", "Спасательные работы".
"Полоса препятствий" - короткая дистанция, насыщенная техническими этапами, которые установлены на естественных или искусственных препятствиях. Она может включать выполнение специальных задач.
"Кросс-поход" - длинная дистанция, которая предусматривает прохождение определенного маршрута с преодолением этапов и (или) выполнением специальных задач, которые установлены на естественных или искусственных препятствиях. Маршрут проходится с ориентированием по карте или задается другим способом (по описанию, азимутально, маркировкой и т.д.). Кросс-поход может быть многодневным и осуществляться в условиях спортивного похода.
"Спасательные работы" - короткая или длинная дистанция, которая предусматривает транспортировку условно пострадавшего силами команды на определенных участках дистанции или через этапы и (или) специальные задания.
Параметры дистанций должны соответствовать требованиям таблицы 1 "Параметры дистанции".
Таблица 1 Параметры дистанции
Класс дистанции |
Количество технических этапов |
Протяженность дистанции |
Количество этапов с самонаведением (не менее) |
Количество этапов с транспортировкой пострадавшего на дистанции. "Спасательные работы" (не менее) |
Оценка дистанции (баллов) |
|||
Полоса препятствий (не более), спасательные работы |
Кросс-поход (Не менее) |
Общая сумма баллов (Не менее) |
Общая сумма баллов за технические этапы, п.1-19 п.2.1.7 (Не менее) |
|||||
Не проводится |
||||||||
Не проводится |
Перечень этапов и специальных приемов:
Дистанции могут проходиться в заданном судьями порядке, по выбору команды, в виде эстафеты и прочее, что определяется Положением и Условиями соревнований.
Класс дистанции определяется балльной оценкой, протяженностью дистанции, общим количеством этапов, этапами определенной сложности, количеству этапов с самонаведением, а для "Спасательных работ" количеством этапов с транспортировкой пострадавшего.
Дистанция (часть дистанции) считается пройденной при прохождении командой (участником на личных дистанциях) полного маршрута (взятие в заданной последовательности всех контрольных пунктов дистанции или прохождения всеми маркированными коридорами движения по дистанции) и преодоления не менее пятидесяти процентов от общего количества этапов (специальных задач).
Старт команд может быть раздельным, групповым, общим. Интервал старта между командами (участниками) должен быть таким, чтобы они не создавали помех другим командам (участникам) при преодолении дистанции. Старт может быть принудительным или по готовности команды, дистанции, определяется Условиями.
В случае, когда одна команда может догнать другую, дистанция должна иметь соответствующее количество равноценных вариантов преодоления этапов. В случае, если одна команда догнала другую и создаются препятствия в преодолении дистанции, то одной из этих команд предоставляется отсечка (останавливается при работе на дистанции) и любые действия всех участников этой команды прекращаются до окончания отсечки, кроме случаев связанную с безопасностью.
Начинать работу команды на этапе кросс-похода разрешается при наличии на этапе не менее двух участников команды и после того, как судьи на этапе будет сдана командная карточка. В случае прибытия на этап до окончания работы на этапе всех членов команды - команда снимается с этапа, а дальнейшее движение по дистанции членов команды и выдача команде карты осуществляется только после прибытия всех участников команды на этап.
Движение участников по дистанции (этапу) в обратном направлении разрешается в пределах коридоров движения, если при этом обеспечено соблюдение условий безопасности, предусмотренные для преодоления таких этапов. Для регулирования времени проведения соревнований допускается введение судейского ограничения времени, которое может применяться в виде контрольного, заданного, оптимального времени на дистанции или части дистанции.
После окончания контрольного времени действия команды (участника) по прохождению прекращаются, а результат не засчитывается - команда (участник) снимаются с этапа (дистанции). По совпадения заданного времени действия команды прекращаются, судьями фиксируются положения и местонахождение участников, снаряжения, потерпевшего, груза. Действиям команды предоставляется судейская оценка и назначается штраф. По окончании заданного времени команда освобождает дистанцию, часть дистанции, этап и продолжает преодолевать следующую часть дистанции.
При превышении оптимального времени на команду (участника) налагается штраф из расчета 1 балл за каждые 30 секунд (полные или неполные) превышение оптимального времени. Превышение определяется как разница между фактически израсходованным на преодоление этапа временем и установленным оптимальным временем.
На прохождение дистанции "Кросс-похода" судейской коллегией рассчитывается судейское ограничение времени с учетом класса соревнований и конкретных погодных условий. Контрольное время этапов рекомендуется назначать в полтора раза больше расчетного времени, определяется начальником дистанции при ее планировании.
Началом работы на любом этапе считается выход любого участника линии старта (если она есть), контрольную линию, или контакт участника с системой регистрации этапа или иное действие, обусловленное Условиями. Завершением прохождения (финишем) этапа, специального задания, специального приема считается момент выхода за линию финиша последнего участника команды и снаряжения, или если истек контрольный (заданный) время, или по команде капитана в случае прохождения этапа всеми участниками.
Количество участников на финише дистанции, на промежуточных этапах и КП должно быть таким же, как и на старте, за исключением случая, когда участник сошел с дистанции и оставлен командой на этапе или на КП с судьями с соответствующей судейской отметкой в командной карточке и протоколе, количество участников на финише и последнем техническом этапе должно быть одинаковым. О неполном составе команды на этапе капитан обязана известить судей этапа до начала работы на современном этапе. Если участник, не сошел с дистанции не является на этап для прохождения (с соответствующей фиксацией в протоколе этапа), то команда снимается с этапа.
2.2 Порядок проведения чемпионата среди учащейся молодежи по пешеходному туризму в помещении
Нами был разработан порядок проведения чемпионата среди учащейся молодежи по пешеходному туризму в помещении
1. Цель Чемпионата
Популяризация и дальнейшее развитие пешеходного туризма как эффективного средства гармоничного развития личности, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.
2. Время и место проведения
Чемпионат среди учащейся молодежи по пешеходному туризму в помещении (далее - Чемпионат) на базе общеобразовательной школы № 30.
3. Руководство Чемпионатом
3.1 Общее руководство подготовкой и проведением Чемпионата осуществляет оргкомитет, утвержденный приказом.
3.2 Непосредственная организация и проведение соревнований Чемпионата возлагается на областной центр туризма и краеведения учащейся молодежи, который утверждает Главную судейскую коллегию (ГСК) соревнований.
4. Программа Чемпионата
4.1 Чемпионат проводится в соответствии с действующими:
а) Правилами соревнований по спортивному туризму;
б) Руководством по проведению соревнований по пешеходному туризму;
в) Порядком проведения Чемпионата.
4.2 Спортивная программа Чемпионата включает:
4.2.1 Лично - командные соревнования на дистанции "Полоса препятствий". Класс дистанции: средняя возрастная группа - I. Командный зачет по 6-ти лучшим результатам (из них не менее 2-х девушек).
4.2.2 Командные соревнования на дистанции "Полоса препятствий". Класс дистанции: средняя возрастная группа - II. Состав команды - 6 человек, (не менее 2-х девушек).
5. Участники соревнований
5.1 К участию в Чемпионате допускаются команды учащихся учебных заведений.
5.2 Соревнования проводятся в средней группе - учащаяся молодежь 2000-2003 годов рождения.
5.3 Состав делегации - 11 человек, в том числе 8 спортсменов (из которых не менее 2-х девушек), представитель команды, тренер команды, судья от команды. Судья должен иметь: сблокированную систему, рукавицы, 3 карабина, тормозное устройство, электронные часы, секундомер.
Делегация, что не имеет необходимого зачетного состава команды, получает лишь личные зачеты на дистанции лично-командных соревнований.
Представитель, тренер и судья каждой команды должны самостоятельно обеспечить себя нагрудными "бейджиками", с указанием фамилии, имя, отчество, статуса, без которых их пребывания в районе дистанций соревнований будет невозможным.
5.4 Команды должны иметь снаряжение для прохождения дистанции, что гарантирует безопасность участников (участники выступают в сблокированных системах, касках и спортивной одежде, полностью закрывающей локти и колени спортсменов).
Все участники Чемпионата во время пребывания в спортивном зале школы № 30 в обязательном порядке должны быть в спортивной форме и переменной спортивной обуви без шипов. В случае невыполнения этого требования участники к соревнованиям на дистанциях допущены не будут.
6. Подведение итогов и награждение
6.1 Общий результат команды определяется по сумме мест, которые заняла команда в соревнованиях на отдельных дистанциях.
6.2 При равенстве суммы мест предпочтение отдается команде, имеющей лучший результат в командных соревнованиях на дистанции "Полоса препятствий".
6.3 Команды, что не получили зачета на дистанции соревнований, занимают места после команд, имеющих более полный зачет.
6.4 Победители и призеры в личных соревнованиях на дистанции "Полоса препятствий" награждаются грамотами и медалями.
Условия прохождения дистанций Чемпионата среди учащейся молодежи по пешеходному туризму в помещениях
Сокращение
ПС - пункт страховки ДСП - двойные судейские перила самостраховки КС - командная страховка СС - судейская страховка СП - судейские перила КП - командные перила ПО - полиспастная опора ГО - грузовая опора ЛО - локальная опора ППС - промежуточной пункт страховки ПЗВ - промежуточное заданное время |
ЗСК - заглушенный судейский карабин с / с - самостраховка к. л. - Контрольная линия ЗВ - заданное время ИУ - исходный участок ЦУ - целевой участок УП - участок препятствия БЗ - зона этапа безопасна ОЗ - зона этапа опасна ОЛ - ограничительная линия ИСС - индивидуальная страховочная система |
Лично-командные соревнования на дистанции "Полоса препятствий"
Общие положения
1. Класс дистанции - II (27,5 б.)
2. Длина - 100 м.
3. Набор высоты - 9 м. (0,9 б.)
4. Количество этапов - 10, из них 2 с самонаведением.
ЗВ (заданное время) ~ 10-12 мин.
7. Состав команды 8 человек (зачет по 6 лучших результатах - не менее 2 девушек).
8. Ориентировочный стартовый интервал - 3 мин.
9. Участник прибывает на старт за 10 мин. для прохождения технической комиссии.
11. Преодолением (прохождением) этапа участником считается окончание движения на этапе. При окончании ЗВ наличие штрафа фиксируется, если участник не преодолел (не прошел) этап.
1. Преодоление препятствия с помощью маятника:
Длина этапа - 4м.
Оборудование этапа: к. л. - на ИУ и ЦУ; СП - на УП.
Переправа участника по приведенных СП с с / с схватывая узлом или усом за петлю проводника.
2. Параллельные веревки:
Длина этапа - 12м.
Оборудование этапа: к. л. - на ИУ, СП - на ЦУ; СП - на УП.
3. Траверс склона:
Длина этапа - 6м. Крутизна склона до 50 0 .
Оборудование этапа: СП на ИУ и ЦУ; СП - на УП.
Участник движется по СП наклонных перилах на самостраховке.
4. Переправа по бревну:
Длина этапа - 6м.
Оборудование этапа: СП на - ИУ, на ЦУ - ЛО и СП; СП и бревно - на УП.
Участник движется по СП на самостраховке скользящим карабином.
5. Навесная переправа:
Длина этапа - 12м.
Оборудование этапа: СП и ЛО - ИУ; к. л. и ЛО (петля) - СД; СП - на УП.
Участник движется по ДСП на карабине и организует сопровождающую веревку. Этап преодолевается согласно Руководству.
Этапы 2-5 участник проходит без потери самостраховки.
6. Подъем спортивным способом:
Длина этапа - 5м. Крутизна склона до 50 0 .
Оборудование этапа: к. л. - на ИУ СП на - ЦУ; СП - на УП.
Участник движется по СП на самостраховке прусиком.
7. Траверс склона:
Длина этапа - 11м. (1м. + 4м. + 6м.). Крутизна склона до 50 0 .
Оборудование этапа: СП на - ИУ и ЦУ; СП - на УП.
Участник движется по судейским горизонтальным перилам на самостраховке скользящим карабином.
8. Крутонаклонная навесная переправа вниз:
Длина этапа - 15м. Крутизна наклона перил - 35 0 .
Оборудование этапа: СП, ЛО (ЗСК) - на ИУ: к. л., БЗ - ЦУ; ДСП - на УП. Участник движется по ДСП перилах на самостраховке карабином. Организует страховку выпуском.
Этапы 6-8 преодолеваются без потери самостраховки.
9. Подъем по скальному участку:
Оборудование этапа: металлическая лестница, БЗ-на ИУ; ОЛ, СС на печатной плате; ЛО (ЗСК), ПО (2 ЗСК) - на ЦУ;
Участник осуществляет подъем свободным лазанием с верхней СС.
10. Спуск по вертикальным перилам:
Оборудование этапа: СС на печатной плате; ЛО, ГО (2 ЗСК) - на ИУ; БЗ - ЦУ;
Участник приводит перила, организует спуск с использованием тормозного устройства, и верхней судейской страховкой. В начале этапа ЛО (ЗСК), СС ВО (ЗСК), в конце безопасная зона.
Этапы 9-10 участник проходит без потери самостраховки.
ЗЧ. Финиш.
Использование технических устройств согласно установок.
Командные соревнования на дистанции "Полоса препятствий"
Общие положения
1. Класс дистанции - II (40 б.)
2. Длина - 80 м.
3. Набор высоты - 6 м. (0.6 б.)
4. Количество этапов - 8, из них 7 с самонаведением.
5. Судейские ограничения времени:
ПЗВ-1 ~ 15 мин.
ЗВ ~ 25 мин.
Окончательные значения ПЗВ и ЗВ будут объявлены не позднее чем за час до старта первой команды.
6. Все участники соревнований должны быть обеспечены: ИСС, защитными касками с номерами участников и буквой "К" у капитана, формой, которая должна закрывать локти и колени.
7. Состав команды 6 - не менее 2 девушек.
8. Ориентировочный стартовый интервал - 20 мин.
9. Команда прибывает на старт за 20 мин. для прохождения технической комиссии.
10. Движение по дистанции в обратном направлении разрешается: на участке ЗВ - старт до окончания ЗВ.
11. Преодолением (прохождением) этапа участником считается окончания движения на этапе. При окончании ЗВ наличие штрафа фиксируется, если участник не преодолел (не прошел) этап.
Порядок и техника прохождения этапов дистанции
Оборудование этапа: 6 веревок диаметром 6 мм, 2 веревки диаметром 10 мм, 3 карабина, опора труба.
Участники завязывают 6 узлов, по одному из каждой группы.
2. Преодоление препятствия с помощью маятника:
Длина этапа - 4м.
Оборудование этапа: к. л., ЛО-петля - на ИУ и ЦУ; СП - на УП.
Команда движется по судейским перилам, самостраховка усом, организует сопровождающую веревку. В начале и в конце этапа КЛ, ЛО-петля
3. Параллельные веревки:
Длина этапа - 12м.
Оборудование этапа: к. л., ЛО (петля) на ИУ, 2 ГО (2петли), ЛО (ЗСК) - на ЦУ; СП - на УП.
Команда движется по судейским перилам, самостраховка усом, организует сопровождающую веревку.
4. Переправа по бревну через овраг:
Длина этапа - 15м. Бревно 6м.
Оборудование этапа: ПО (ЗСК), ПО (петля), ЛО (ЗСК) - на ИУ; 2 ГО (петля, ЗСК), ПО (ЗСК) - на ЦУ; бревно - на УП.
Первый участник переправляется по бревну с КС, остальные - по бревну с с / с по приведенным КП. Разрешается приведение одинарных перил.
5. Навесная переправа:
Длина этапа - 12м.
Оборудование этапа: 2 ГО (2петли), ЛО (ЗСК) - на ИУ; ГО (петля),
ЛО (петля), К.Л. - ЦУ; ДСП - на УП.
Команда движется по двойным судейским перилам на карабине и организует сопровождение Этапы 3-5 команда проходит без потери страховки.
6. Подем по скальному участку:
Длина этапа - 6м. Крутизна - 80°.
Оборудование этапа: металлическая лестница, БЗ, ЛО (петля), ПО (петля), КС, СС-на ИУ; металлическая лестница - на печатной плате; ЛО (петля), 2х (2 ЗСК) - на ЦУ; Участник осуществляет подъем свободным лазанием с верхней СС и нижней КС (транспортировки груза запрещено), остальные из верхней КС. Параллельный подъем запрещено.
7. Спуск по вертикальным перилам:
Длина этапа - 6м. Крутизна - 90°.
Оборудование этапа: металлическая лестница, 3ГО (3 ЗСК), КС-на ИУ; ВО (петля), ЛО (петля), БЗ-на ЦУ;
Команда приводит перила, организует спуск с использованием тормозного устройства, и верхней КС. Параллельный спуск запрещен.
8. Движение по шестах:
Длина этапа - до 12м.
Оборудование этапа: 6 шестов и 7 опор - на УП; к. л. - на ИУ и ЦУ. Команда вкладывает шеста.
Этапы 7-8 преодолеваются без потери страховки.
Лидирование на дистанции разрешается.
Заключение
В туризме заложены широкие возможности воспитания, повышения культурного, образовательного и интеллектуального уровня детей и молодежи. В нем есть рекреационная оздоровительная и познавательная деятельность. Главным мотивом деятельности путешественников выступает познавательный интерес, для полного удовлетворения которого туризм имеет большие и разнообразные возможности.
Познавательные функции туризма осуществляются тогда, когда перед туристами раскрывается смысл всего, что они видят в природе, памятниках истории и архитектуры, культуре и хозяйственной деятельности человека.
Поэтому программирование содержания туристского путешествия, его маршрута и объектов осмотра выступает как программирование познавательной деятельности. Тем самым в туризме приобретает свое выражение своеобразная форма образования и самообразования. Он помогает понять и проследить на практике закономерности и взаимосвязи, существующие в природе (в частности, географические).
В процессе педагогического исследования было установлено, что действующая учебная программа по спортивному туризму для школьников не в полном объеме решает задачи обучения . Для подготовки юных туристов необходимо достаточно обоснованное планирование с учетом всестороннего развития занимающихся, а также физиологических и психологических особенностей детей .
Список литературы
1. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
2. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
3. Винокуров В.К. Безопасность в альпинизме. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
4. Власов АЛ. и др. Турист. Библиотека туриста. - М., 1974.
5. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис Plus. - 2013. - № 1. - С.62-67.
6. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведении: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. - Минск: Современная школа, 2010
7. Кодыш Е.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.
8. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010.
9. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С.45-49.
10. Круглов Д.Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков // Воспитание школьников - 2010. - № 3 (138). - C.47-49.
11. Любимова Л.А. Специфика организации детского туризма // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2014. - Т. 19, № 1. - С.256-257.
12. Молчанова Л.Д. Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": [сайт]. - М., 2014. - URL: http://festival.1september.ru/articles/600061/
13. Моргунов Б.П. Туризм. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2114 // Физ. воспитание. - М.: Просвещение, 1978. - 166с.
14. Правила проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий с ученической и студенческой молодежью. / Сборник законодательных и нормативных актов об образовании. - Вып.2. - М., 2004.
15. Теребина П.В. Туризм как фактор формирования личности подростка // Университетские чтения - 2010/Федер. агентство по образованию, Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - Ч.11: Секции 5-8 симпозиума 2. - С.132-136.
16. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.
17. Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн.С. - Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С.51-58
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Основные принципы проведения соревнований по подвижным играм. Организация соревнований. Правила организации и проведения соревнований. Соревнования по подвижным играм должны быть красочно оформлены. Мгновенная доступность результатов соревнований.
контрольная работа , добавлен 25.08.2008
Этапы планирования лыжных соревнований. Подготовка к проведению соревнований, их материально-техническое обеспечение. Работа судейской коллегии. Подготовка мест соревнований. Соревнования по лыжным гонкам. Индивидуальный спринт и завершение соревнований.
реферат , добавлен 22.05.2012
Легкая атлетика и сущность спортивных соревнований, основные вопросы их организации, форма проведения и календарь. Условия проведения эстафеты. Цели и задачи соревнований по легкой атлетике. Приоритетные направления развития физической культуры и спорта.
курсовая работа , добавлен 26.10.2010
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Особенности планирования соревнований. Подготовка к проведению соревнований. Материально-техническое обеспечение соревнований. Работа судейской коллегии. Подготовка мест соревнований.
контрольная работа , добавлен 10.11.2010
Классификации групп клиентов туристических фирм. Особенности и основные принципы обслуживания туристов. Потребности детско-юношеских и молодежных групп, клиентов среднего возраста, сеньоров. Особенности организации туров для разных возрастных групп.
курсовая работа , добавлен 11.05.2014
Виды соревнований по спортивным играм. Документы отчетности, предоставляемые главным судьей по окончании соревнований, составление календаря. Число игр, необходимых для проведения состязаний по системе с выбыванием. Смешанная система мировых соревнований.
контрольная работа , добавлен 25.04.2015
Изучение правил бокса. Порядок проведения соревнований. Продолжительность и победа в поединке. Разрешенные для ударов места. Запрещенные приемы. Характер и способы проведения Всероссийского турнира класса "А" по боксу. Положение о соревнованиях и отчет.
курсовая работа , добавлен 17.05.2015
История развития туризма в СССР, основные функции и задачи "Центрального совета по туризму и экскурсиям". Особенности подбора кадров для учреждений и организаций различных туристских систем, ведение работы по изысканию новых маршрутов и экскурсий.
контрольная работа , добавлен 07.12.2012
Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.
эссе , добавлен 30.11.2014
Основы классифицирования дистанций и технических этапов туристско-прикладного многоборья. Принципы и сущность планирования и постановки на местности дистанций и технических этапов соревнований. Основной порядок определения результатов соревнований.
Среди самых действенных форм пропаганды туризма и привлечения широких масс к активным формам отдыха являются массовые показательные, тренировочные мероприятия и соревнования (слеты, конкурсы, игры, тренировочные сборы, тренинги и т.д.). Они вместе с тем выполняют культурно-просветительские, краеведческие, воспитательные функции, способствуют улучшению физической подготовки, техническому совершенствованию, организации содержательного отдыха все большего числа людей, популяризации туризма среди населения. Проведение туристских слетов и соревнований имеет достаточно давнюю историю, но массовый характер начали приобретать с 50-х годов XX ст. Сегодня они проводятся на различных уровнях - от туристских секций в международных форумов, в которых принимают участие сотни тысяч туристов и краеведов Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.
Понятие "слет" и "соревнования" часто употребляются параллельно и даже отождествляются друг с другом, хотя отличаются друг от друга по своей цели и программе: соревнования, как правило, выступают составной частью слетов, хотя могут проводиться и самостоятельно. Под термином "соревнования" понимают стремление опередить, превзойти, победить других. Что касается туристских соревнований, то здесь важно не только и не столько победить, сколько выяснить уровень технической и тактической подготовки, общефизической и специальной тренированности, испытать новые образцы снаряжения и приемы его использования в условиях, максимально приближенных к походным.
Съезды, слеты предусматривают проведение собраний, совещаний людей, объединенных общей целью, членов той или иной массовой организации. Главная задача туристских слетов - популяризация туризма, общение единомышленников, обмен опытом, идеями, демонстрация новых образцов снаряжения и т. Но, не снижая значение этих мер, следует сказать, что слеты и соревнования не должны подменять основную форму деятельности в туризме, которой является организация и проведение походов Кодыш Є.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.
Разнообразие массовых туристских мероприятий обусловливает необходимость их классификации. Эта последняя осуществляется по трем основным параметрам: форме, масштабу, классу. Среди форм туристских мероприятий можно назвать первенства, отборочные соревнования, товарищеские встречи. Слеты чаще проводятся в виде конкурсов, выставок, семинаров, вечеров и т.д. Масштабность слетов и соревнований определяется широтой участия в них команд или отдельных представителей разных регионов или организаций. Эти меры могут происходить на международном, межобластном, областном, районном уровне или в рамках турбазы, школы, секции и т.п. Класс соревнований по их сложности определяется в диапазоне от I до IV и зависит от характера и количества этапов, длины, сложности препятствий, перепада высот, используемых технических приемов и т. д Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
Во время слетов возможно любое сочетание масштаба и класса соревнований. В ходе широкомасштабных соревнований, как правило, преобладают несложные дистанции 1-II классов, поскольку основной целью является популяризация туризма и обмен опытом. В то же время соревнования отдельных вузовских коллективов секций и т.п. Могут включать дистанции III-IV классов. Практика осуществления туристских мероприятий свидетельствует о целесообразности проведения соревнований (кроме лыжных) весной, до начала туристского сезона, с целью проверки готовности групп к походам, а слетов - осенью, после окончания походов, что позволяет подвести итоги и определить задачи и планы на следующий сезон. Интересной формой проведения слетов является сочетание в их программе нескольких видов туризма Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
Подготовка к слету (соревнованию) начинается в середине года, при составлении планов массовых мероприятий на следующий год. Эта работа начинается с создания организационного комитета и утверждении его состава организацией ответственной за проведения слета (соревнования). В оргкомитете, как правило, представлены сотрудники администрации, работники туристической сферы, главный судья соревнований и ряд штатных работников, ответственных за различные аспекты подготовки мероприятия. В круг обязанностей организаторов слета (соревнования) входят: создание оргкомитета, утверждение судейской коллегии; получения разрешения местных органов на проведение мероприятия; материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение; безопасность участников и гостей. Оргкомитетом разрабатывается "Положение о слете (соревновании)", складывается и осуществляется план подготовки и проведения мероприятия. Его функции предусматривают также прием и размещение участников, организацию питания и медицинского обслуживания, подготовку и обустройство места соревнований и хранения инвентаря, организацию информационного обеспечения. Разработанное положение заранее направляется участникам. Оно содержит следующие сведения: цель и задачи мероприятия, время и место проведения, руководство его подготовкой и осуществлением, требования к участникам, программа соревнований и конкурсов, объем финансирования, порядок и срок подачи заявок на участие в слете, условия приема участников, определение результатов соревнований, награждение победителей Кодыш Е.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.
Выбор места проведения массовых мероприятий требует учета ряда обязательных условий: оно должно обеспечивать удобство постановки дистанций, размещение участников, гостей и болельщиков, а также иметь удобные подъезды и подходы. Обязательным условием осуществления массовых мероприятий является безопасность проведения соревнований и расположения лагеря. Необходимо обеспечить также безусловное выполнение природоохранных мероприятий.
Одним из важных аспектов осуществления массовых мероприятий является организация свободного времени их участников. Необходимо предусмотреть проведение выставок туристского снаряжения, фоторабот, а также интересных встреч, подготовить программы вечеров песни и т.д. Для школьников в программу туристского слета, кроме соревнований, включают различные конкурсы и спортивные игры.
Соревнования по различным видам туризма могут быть составной частью программы слета или проводиться в виде отдельных мероприятий. Широко практикуется проведение соревнований по пешеходному, горному, водному, лыжному, велосипедному туризму, а также по туристскому ориентированию. Класс их сложности может варьировать в пределах от I до IV.
Пешеходный туризм. Среди мероприятий подобного рода наибольшее распространение получили соревнования по пешеходному туризму. Они привлекают своей зрелищностью, доступностью для всех желающих, их проведение не требует создания специальных условий даже в пределах города или в пригороде. Программа соревнований может включать дистанцию кросс-похода, дистанцию полосы препятствий, а также выполнение специальных задач. Техническая сложность этапов соревнования адаптируется к рельефу местности и условий, в которых они проходят.
Горный туризм. Соревнования по технике горного туризма состоят из командного и индивидуального преодоления дистанций, пролегающих через участки горного или расчлененного рельефа, а также выполнения специальных технических приемов. Это один из самых зрелищных и популярных видов соревнований по туризму. Отдельные элементы соревнований по технике горного туризма входят в программу соревнований по пешеходному туризму Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010.
В ходе соревнований предусмотрено преодоление дистанций по заданному или самостоятельно выбранному маршруту. Допускается использование различных специальных технологий на одной дистанции или соединения нескольких дистанций в одну трассу. Как правило, соревнования проводятся на высотах, не требующих акклиматизации.
Дистанция предполагает наличие различных видов препятствий, характерных для горной местности - скальных массивов, крутых травянистых, снежных и ледовых склонов, водных преград. На равнинной территории трассы для этого вида соревнований пролегают крутыми склонами речных долин, через произведенные карьеры, кирпичные или бетонные стены сооружений и т.п.
Набор этапов разной степени сложности может быть таким: подъем и спуск по крутому склону (травянистом, снежном, ледовому), преодоление отвесных скальных участков (подъем по скале, спуск на веревке), водных преград. Подготовка к соревнованиям по технике горного туризма требует наличия специальных средств безопасности. Участки скальных выходов очищаются от камней, земли, песка. Подходы к трассе, а также место нахождения судей и зрителей должны располагаться на безопасном участке. Участникам соревнований необходимо иметь средства страховки.
Водный туризм. Соревнования туристов-водников привлекают большим и разнообразным набором препятствий, техническими способами плавания и плавучими средствами. Соревнования могут проводиться на байдарках, плотах, катамаранах. В водном туризме шире, чем в других видах, используется самодельное снаряжение. Соревнования туристов-водников проводятся в личном, лично-командном и командном зачете.
Лыжный туризм. Соревнования по лыжному туризму по своей программе близки к пешеходному. Они в основном имеют те же этапы, дополненные этапами по лыжной технике. Учитывая природные условия, в которых проводятся эти соревнования, проблема безопасности участников дополняется заботой о здоровье туристов, обусловлена возможностью обморожения Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.
В последнее время широко практикуются соревнования по велосипедному туризму. Велотуристы соревнуются в технике езды на велосипеде, преодолении кросс-трассы, велосипедного ралли. Соревнования по ориентированию. Спортивное ориентирование выделилось в отдельный вид спорта. Но этапы ориентирования на местности традиционно включаются в программу туристских слетов. Они позволяют выяснить уровень овладения навыками ориентирования, необходимыми каждому туристу, и способствуют их совершенствованию.
Соревнования по ориентированию проводятся в таких видах: движение в заданном направлении, движение по выбору, движение по маркированной трассе. Каждый их участник на старте получает топографическую карту и должен обеспечить пролегания маршрута через контрольные пункты (КП) в определенном порядке или на выбор. На маркированной трассе основной задачей участников является точное нанесение на карту линии маршрута и местонахождения КП.
Длина дистанции в этих соревнованиях для мужчин составляет 6-15 км, для женщин - 4-9 км. Значительно короче она в соревнованиях школьников Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.
Район для проведения соревнований избирается с таким расчетом, чтобы на местности были четкие ограничительные объекты - шоссе, река, поле и т.п. Предварительно участников необходимо проинформировать о вынужденные действия на тот случай, если им придется сойти с трассы, или в случае потери ориентировки. Необходимо предупредить их также о всех опасных объектах на протяжении трассы (болота, обрывы и т.д.) и обозначить эти места на карте.
В походе детской группы почти все тактические вопросы в группе решают взрослые - руководитель и его заместители, и только за редким исключением в этом принимают участие дети. На соревнованиях школьников вопросом прохождения дистанции занимаются тренеры, что не принимают участия в прохождении маршрута, и результат команды полностью зависит от их тактических решений. Поэтому соревнования среди школьников не всегда отражают реальную картину подготовленности команд, несмотря на высокий технический уровень детей, их знаний и умений. Большое внимание в организации и проведении соревнований нужно уделить качеству подготовки исходного материала, четкой работе судейской коллегии, ее квалификации, которая должна быть на очень высоком уровне. Исходный материал, который готовится начальником дистанции и его помощниками, заключается в планировании определенного набора препятствий (этапов), которые оборудуются на местности и наносятся на карте соревнований. Обязательно нужно предусмотреть оборудование нескольких равноценных нитей на каждом этапе Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн.С. - Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58.
Желательно, чтобы расположение этапов было на естественных препятствиях, а не имитированных, что снизит уровень соревнований и потеряется естественность самого этапа.