Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.
Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рабочая программа
по черчению
(учебная дисциплина )
(классы)
2012-2013
(сроки реализации)
Разработчик:
Галкина Ольга Леонидовна
Учитель высшей квалификационной категории
Игрим
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерная образовательная программа по черчению для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.
Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2004г)
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения, компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Овладение способами деятельностей:
Умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
Способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
Умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
Обязательный минимум содержания образования по черчению
1. Объекты графических изображений и их пространственные характеристики.
2. Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях.
3. Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства.
4. Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации.
5. Элементы конструирования и моделирования изделий.
6. Геометрические построения на чертежах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях | Познакомиться с историей развития чертежа и стандартизации в России, иметь представление о методах проецирования (центральном, параллельном), иметь общие сведения об использовании компьютерной техники в создании конструкторской документации, знать метод ортогонального (прямоугольного) проецирования, знать способы построения проекционного чертежа (способ вспомогательной прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического рисунка предметов, уметь пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок, читать чертежи несложных изделий различного назначения, деталировать |
Тематический план в 8 классе
Обобщение знаний |
Итого: | 35 |
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения- в тетрадях.)
Работы
1. Линии чертежа
2. Чертеж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов
5. Построение третьей проекции по двум данным
6. Чертеж детали
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать :
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь :
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения в 8 классе (35 часа в год)
знаний | умений | навыков |
1 четверть Тема четверти: “Введение” (9 часов) |
26.09 | Чертежный шрифт. |
3.10 | Чертежный шрифт | Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт».Развитие графических навыков. Работа с учебником, справочными материалами | Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) | работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее. | Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Учебники, чертежные инструменты, тетради. Учебные таблицы, образцы работ. 1)Работа над прописными буквами. 2) Работа над строчными буквами. 3) Заполнение основной надписи. |
10.10 | Оформление основной надписи | Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт».Развитие графических навыков. | Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) | работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее. | Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Учебники, чертежные инструменты, тетради. Учебные таблицы, образцы работ. 1)Работа над прописными буквами. 2) Работа над строчными буквами. 3) Заполнение основной надписи. |
26.12 | Аксонометрические проекции. Контрольная работа | навыки графической культуры. |
3 четверть |
16.01 | Технический рисунок. | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции». | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике. Особенности построения технического рисунка. | Развитие пространственного мышления | навыки графической культуры. | Учебные таблицы «Построение аксонометрических проекций», рабочие тетради и учебники. |
20.03 | Деление окружности Сопряжение |
3.04 | Деление окружности Сопряжение | Познакомить с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей. Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей. Политехническое образование | Познакомить с приёмами деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей | Показать связь между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, развитие навыков работы чертёжными инструментами | Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе | Форматы, чертёжные принадлежности |
1 час – резервное время
Тематический план 9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования |
Сечения и разрезы |
Итого: |
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Чертежи типовых соединений деталей (4ч). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. г
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (7 ч). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Выполнение машиностроительного чертежа (3уровня)
ОБЗОР РАЗНОВИДНОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков и т. п.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать :
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
условности изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь представления :
об изображениях соединений деталей;
об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь :
выполнять необходимые разрезы и сечения;
правильно выбирать главное изображение и число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях.)
Работы
1. Эскизы деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции)
2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза (По одному или двум видам детали)
3. Чертеж детали с применением разреза (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
4. Устное чтение чертежей
5. Эскиз с натуры (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
6. Чертеж резьбового соединения
7. Чтение сборочных чертежей
8. Деталирование (С выполнением технических рисунков 1-2 деталей)
10. Чтение строительных чертежей (С использованием справочных материалов)
11. Выполнение чертежа детали (Контрольная работа по сборочному чертежу)
Календарно-тематическое планирование уроков черчения в 9 классе (35 часа в год)
знаний | умений | навыков |
20/10 | Наложенные сечения | Назначение сечений. Научиьт построению эскизов деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции) Научить правилам выполнения вынесенных сечений . | Проверка знаний по теме «Сечение». Построение вынесенных сечений. | Умение пространственного мышления, умения самостоятельно решать техническую задачу | Навыки самостоятельной работы при выполнении технической задачи. | Индивидуальные карточки заданий, рабочая тетрадь. |
Разрезы Отличие разреза от сечения | Развитие пространственного мышления. Умения по чертежу находить разрез и сечение. | Дать понятие разреза, его отличия от сечений. Закрепление знаний по теме «Сечение». | Контроль умений построения сечений вынесенных и наложенных Узнавать разрез на чертеже. | Навыки самостоятельного принятия решения о выборе способа выполнения сечения Построения разреза.. | Форматы, индивидуальные задания. Учебная презентация «Отличие разреза от сечения», |
Разрезы Построение разреза | Построение горизонтального разреза, умение определять способ изображения секущей плоскости. Развитие пространственного мышления. | Построения разрезов, обозначения секущей плоскости, выделения фигуры сечения, входящей в разрез. Особенности построения горизонтальных разрезов. | Умения построения разрезов с применением большей доли самостоятельности в работе. | Навыки самостоятельной работы над графическими изображениями. | Учебная таблица «Построение горизонтальных разрезов», рабочие тетради, учебники. |
18 | Разрезы | Научить особенностям применения местных разрезов Продолжение развития пространственного представления | Правила выполнения местных разрезов. | Умения применять на практике местные разрезы. | Навыки выполнения машиностроительных чертежей |
1 час резервное время КРИТЕРИИ ТЕКУЩИХ ОЦЕНОК При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений; б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится , если ученик: а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения; б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится , если ученик: а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. Оценка «2» ставится , если ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится , если ученик: а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочным материалом; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка «4» ставится , если ученик: а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь; б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом; в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений. Оценка «3» ставится , если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «2» ставится , если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь; б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Контроль за усвоением школьниками графических знаний и умений осуществляется с помощью итоговых заданий. Каждому школьнику выдается комплект, состоящий из 8 заданий, и условие графической работы, которые позволяют выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений. Результаты выполнения заданий оцениваются по подготовленным заранее ответам на них. После контроля ответов на вопросы школьники выполняют итоговую графическую работу на построение чертежа детали, содержащего три необходимых изображения (например, полный фронтальный разрез или соединение части вида с частью разреза, или половины вида и половины разреза, а также вид сверху и вид слева). Проверка выполнения итоговой работы и ее оценка осуществляются по общепринятым критериям. Перечень учебно-методической литературы 1.Программы общеобразовательных учреждений Черчение; изд. «Просвещение», Москва 2004г 2. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений «Черчение»; А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, Москва, Астрель, 2004 г. 3. В.Н.Виноградов Тематическое и поурочное планирование по черчению; изд. «Экзамен» Москва 2006г 4 А.Д.Ботвинников Методическое пособие по черчению;АСТ, Астрель Москва; 2004г 5. Т.В.Кучукова. Комплект рабочих тетрадей. Черчение. Москва Издательский центр «Вента-Граф» 2006 г. МБОУ СОШ № 39 Х. Трудобеликовский, Красноармейского района, Краснодарского края Рабочая программа по предмету «Черчение и графика» 8 класс учителя изо и черчения I квалификационной категории Жуковой Ирины Михайловны 2015 – 2016 уч.год Пояснительнаязаписка Рабочая программа по предмету «Черчение и графика» составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений «Технология, трудовое обучение» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2005 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 4-е издание. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ. Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика». Курс черчения и графики в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Примерная программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, развития творческого потенциала у школьника и коммуникативных способностей у школьников. Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся. Целью данного курса является обучение учащихся графической грамотеи элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом в 8-9 классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Задачей данного курса является: Формировать знания об основах прямоугольного проецирования на три плоскости проекции, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения изометрической проекции и технического рисунка; Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мы-шление на основе анализа формы предметов; Научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях. Общая характеристика учебного предмета. Приоритетной цельюшкольного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы : Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом Цели и задачи курса: Программа ставит целью: а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи: · Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять наего составные элементы; · Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; · Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; · Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; · Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно Место учебного предмета в учебном плане. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе изучение предмета «Черчение и графика». Оно направлено развить пространственные представления и воображения; пространственное илогическое мышление, творческие способности учащихся. В авторской программе предмет «Черчение и графика» рекомендуется изучать в 8-9 классах в объёме не менее 68 часов (по 34 часа в каждом классе), по учебному плану МБОУ СОШ № 39 изучение данного предмета предусматривает в 8 классе (34 часа), в 9 классе рекомендовано изучать элективным курсом: «Техническое черчение» -17 часов, «Графика»-17 часов. В 8 классе в разделе «Формы и формообразование» количество часов -2, вместо 4 часов по авторской программе. Добавлены 2 часа на изучение темы «Порядок чтения чертежей деталей»
Для полного усвоения теории и выполнения графических работ темы базовой части распределены следующим образом:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися следующих результатов: Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: Ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей; Повышение требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики, Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в формировании пространственно-логического мышления, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: Формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления; Формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; Необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение и графика»: Развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся; Научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами. Научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета; Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях; Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению. Введение (2 час) Введение Основные правила выполнения чертежного шрифта. Масштабы чертежа. Построение сопряжений. Графическая работа № 3 «Геометрические построения». Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Ортогональное (прямоугольное) проецирование Комплексный чертёж предмета. Основные виды чертежа Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм -2 часа Построение развёрток основных геометрических тел. Изометрические проекции окружностей. Графическая работа № 6«Аксонометрия». Технический рисунок – 4 часа Технический рисунок. Чтение чертежа Тематическое планирование.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Учащиеся должны знать: Приёмы работы с чертежными инструментами; Простейшие геометрические построения; Приемы построения сопряжений; Основные сведения о шрифте; Правила выполнения чертежей; Основы прямоугольного проецирования на одну, две, три перпендикулярные плоскости проекций; Принципы построения наглядных изображений. Учащиеся должны уметь: Анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и разверткам; Анализировать графический состав изображений; Выбирать оптимальное количество видов на комплексном чертеже отдельных предметов; Проводить самоконтроль правильности выполнения простейших графических работ; Приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятель-ности человека. Обязательный минимум графических работ в 8 классе: 1.«Основные линии чертежа». 2. «Чертёж плоской детали». 3. «Геометрические построения» 4. «Эскизирование» 5. «Чертёж детали в трёх видах с нанесением размеров» 6. «Развёртки» 7. «Технический рисунок в аксонометрии 8.«Выполнение чертежа с преобразованием формы». Учебно– методическая литература: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,Вышнепольский В.С. Учебник «Черчение 8-9 класс» Москва. Астрель. 2009 г. Карточки- задания по черчению для 8 класса. Москва. Просвещение. 2001 г. Набор деталей для графической работы. Диафильмы по черчению. Программы Общеобразовательных учреждений «Черчение» Москва. Просвещение.2005 г. Обсуждено Согласовано на заседании МО, протокол № 1 заместитель директора от _22. 08 2014 г. 28.08. 20 14 г.___ Руководитель МО __________ Хазова Л. _ _______ Паршакова Г,И. (подпись председателя МО) (Ф.И.О.) | 18.09.2019, 01:40 |
№ п/п |
Разделы |
Кол-во часов по программе |
|
Введение |
|||
Чтение ивыполнение чертежей |
|||
Сечения и разрезы |
|||
Сборочные чертежи |
|||
Итого: |
35 часов |
Программа основной школы выражает логику развития содержанияучебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями.
2.Содержание учебного предмета YIII (или IX) класc(35 часов)
Введение (4 часа)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Метод проецирования и графические способы построенияизображений (6 часов)
Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов.
Аксонометрические проекции.Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Выполнение изображений способами приращения толщины, разности и суммы. Технический рисунок. Решение творческих задач.
Чтение ивыполнение чертежей (7 часов)
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части; сопряжения). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Построение третьей проекции предмета по двум заданным. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Творческие задачи на пройденный материал.
Сечения и разрезы (9 часов)
Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Обозначение разрезов на чертеже. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже детали. Неполные изображения. Условности и упрощения на чертежах. Решение занимательных творческих задач по теме «Разрезы»
Сборочные чертежи (9 часов)
Общие сведения об изделии, о соединениях деталей.
Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.
Разъемные и неразъемные соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.
Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение сборочного чертежа.
Деталирование.Выполнение чертежа простой сборочной единицы.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
Обязательный минимум графических работ
Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали.
Чертеж детали, содержащий сопряжения.
Эскиз детали с натуры (с нанесениемразмеров)иеё технический рисунок.
По чертежу детали выполнить необходимые сечения.
По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений.
Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
Контрольная работа: По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали.
3. Требования к уровню подготовки учеников
Результаты изучения курса «технология» приведены далее иполностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Иметь представления:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры и пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
о видах соединений;
о чертежах различного назначения.
Знать:
основы метода прямоугольного проецирования;
способы построения прямоугольных проекций;
способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
правила оформления чертежей.
Уметь:
правильно пользоваться чертежнымиинструментами;
выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами и ЕСКД;
деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одного из них;
осуществлять преобразованиепростой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять детали в новом положении;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
4. Инструменты, материалы и принадлежности для черчения
Доска чертёжная ученическая с рейсшиной(для формата А4).
Готовальня школьная
Угольники чертежные с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°.
Трафареты для вычерчивания эллипсов.
Бумага (чертежная, в клетку, калька).
Карандаши марок «ТМ», «2М».
Мягкий ластик.
Инструмент для оттачивания карандаша.
5.Межпредметные связи
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрия), при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений - резьба, сопряжения), технологией (технологии художественной обработки материалов),информатикой (компьютерная графика).
6.Литература в помощь учителю
Ботвинников А.Д. и др. Методическоле пособие по черчению- М.: ООО «Из-во Астрель»: 2008.
Владимиров Я.В. Черчение: учеб.пособие / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. - М.: Владос, 2008.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения М.: ВЛАДОС, 2005.
Литература для учащихся
1. Ботвинников А.Д. Черчение. / А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградов В.П., Василенко Е.Н.,Альхименок А.А. и др Словарь-справочник по черчению, - М.: Просвещение, 2006.
3. Владимиров Я.В. Рабочая тетрадь по черчению / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. - М.: Владос, 2008.
4. Воротников И.А. Занимательное черчение, М.: Просвещение, 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара»
Утверждено к использованию
ПРОГРАММА
Предпрофильного курса
"Черчение"
ДЛЯ 9 КЛАССОВ
учитель высшей категории
Самара, 2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по черчению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Технологическое образование базируется на трех основных компонентах:
знание и понимание основных принципов графической грамотности.
умение решать графические задачи, используя основные методы построения изображений.
развитие пространственного воображения.
Программа курса предполагает продолжение последовательного знакомства с ранее не изученными разделами графики, закладывает основу для дальнейшего углубления и расширения политехнического кругозора детей. Учащиеся получат первоначальные знания о принципах изображения внутреннего устройства машиностроительных деталей и изделий, а также основах строительных чертежей и других изображений.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение блока «Черчения» в рамках ППП в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение графических технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды графической деятельности по созданию развитию пространственного воображения;
овладение специальными графическими умениями, необходимыми для чтения технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуал творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний в самостоятельной практической деятельности.
формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, осмысления рациональности использования технологий и воздействия их на окружающую среду.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Черчение» проводится в 9 классе. На занятия отводится 1 час в неделю, 17 часов.
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
формирование уважительного отношения к иному мнению.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области графики в условиях развития технологического общества; готовность к повышению своего образовательного уровня;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной работы;
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах и социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования получат следующие знания и умения.
Технологическая грамотность.
Учащийся научится :
определять вид графического изображения;
определять вид материала, из которого выполнена деталь по спецификации;
понимать общие правила проецирования — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание, графические работы с опорой на стандарты и правила выполнения чертежей, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия, делать выводы по проделанной работе.
Учащийся :
определять способы проецирования;
анализировать состав сборочной единицы по сборочному чертежу;
планировать возможные варианты выполнения чертежа в зависимости от необходимого количества изображений.
Графическая грамотность.
Учащийся научится :
представление о форме и размерах при рациональном использовании чертежа,
отличать разрез от сечения на чертеже и знать отличия разреза и сечения;
разрабатывать чертежи, эскизы несложных предметов;
выбирать необходимое количество видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания при решении творческих задач с элементами конструирования.
применять приёмы рациональной безопасной работы чертёжными инструментами: (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся получит возможность научиться :
различать разрезы в зависимости от расположения на плоскостях проекций, простые разрезы от сложных разрезов;
применять в процессе разработки чертежей стандарты ГОСТ;
узнавать на чертеже болтовые, шпилечные, шпоночные, штифтовые, заклепочные, сварные и другие способы соединения деталей;
применять условности и упрощения, принятые при выполнении сборочных чертежей;
составлять чертеж детали по сборочному чертежу;
Содержание учебного предмета.
Чтение и разработка чертежей деталей - 6 часов
Значение графики в практической деятельности люде. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Понятие о стандартах. Анализ геометрической формы предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетов формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Выполнение эскизов деталей.
Сечения и разрезы - 6 часов
Общие сведения о сечениях и разрезах. Сечения и разрезы, их назначение и правила выполнения. Соединение вида и разреза. Тонкие спицы на разрезах. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Сборочные чертежи - 5 часов
Общие сведения о соединении деталей. Изображение и обозначение резьбы. Виды соединений: болтовые, шпилечные, шпоночные, штифтовые. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения, условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п.п. | № урока в теме | Тема урока | Что изучается на уроке | Цифровые образовательные ресурсы | Сроки учебная неделя |
Анализ геометрической формы предмета | §10 рис.99 а, б | 1 неделя |
|||
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | §11 | 2 неделя |
|||
Проекции вершин, ребер и граней предмета | §12-14 | 3 неделя |
|||
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | §15.1-15.2 | 4 неделя |
|||
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | §16 построить развертку | 5 неделя |
|||
Порядок чтения чертежей деталей. Выполнение эскизов деталей | §17-18 | 6 неделя |
|||
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений | §20 - 22 | 7 неделя |
|||
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. | §23 | 9 неделя |
|||
10. | Соединение вида и разреза. Соединение половины вида и половины разреза | §25 | \\Bear\media\Технология\Графика\9графика\Соединение вида и разреза.pptx | 10 неделя |
|
11. | Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях | §26-27 | \\Bear\media\Технология\Графика\9графика | 11 неделя |
|
12. | Обобщающий урок по теме «Сечения и разрезы» | §28-29 | 12 неделя |
||
13. | Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. | §30-31 | \\Bear\media\Технология\Графика\9графика\Изображение и обозначение резьбы.ppt | 13 неделя |
|
14. | Чертежи болтовых соединений. Чертежи шпилечных соединений | §32.1-32.2 | 14 неделя |
||
15. | Чертежи шпоночных соединений. Чертежи штифтовых соединений | §33.1-33.2 | \\Bear\media\Технология\Графика\9графика\Шпоночные и штифтовые соединения.ppt | 15 неделя |
|
16. | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | §34-35 | 16 неделя |
||
17. | Порядок чтения сборочных чертежей | §36-37 | 17 неделя |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образо-вательного процесса
УМК:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение - М.: «Астрель», 2014.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1 учительский компьютер с колонками, подключенный к медиапроектору.
Настенный экран.
Принтер и планшетный сканер.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (\\bear\Media\Технология ).
карточки для выполнения графических и практических работ.
ГосударГ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа г. Беслан
«Рассмотрено»Руководитель РМО
_________________________
Протокол №____ от ____
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
О.В.Щербинина__________
«Утверждаю»
Директор
Л.П.Дзуцева_____________
Рабочая программа
По черчению
На 2017-2018 учебный год
Для 8 класса
(1 час в неделю) 34 часа в год
Патока Марина Евгеньевна
Учитель изобразительного искусства и черчения
1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов, образовательных программ нового поколения и методических пособий:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образова тельной программы основного общего образования, п редставленных в федеральном государственном обра зовательном стандарте общего образования второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
программы для общеобразовательных учреждений «Черчение», М.: Просвещение, 2000. Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов;
программы курса «Черчение»: Образовательная область «Технология»: Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа. – М.: Вентана-Граф, 2004.
методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник Черчение – Москва: Астрель, 2013 г. 1. Черчение для 7-8 кл. (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский) - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.: Просвещение,1987, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
4.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
5.Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2004 - 160 с.
6.Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.
7.Презентации уроков по темам курса черчения, разработанные учителем ГБОУ СОШ г. Беслан Патока М.Е.
Для учащихся:
1. Черчение для 7-8 кл. (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский) - М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
4.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Создание федеральных государственных стандартов основного общего образования сделали необходимым обновление содержания графического образования. В настоящее время основной концепцией стратегии модернизации образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ.
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у обучающихся творческого мышления и исследовательских способностей. На сегодняшний день очень актуален вопрос образования школьника, не просто познающего окружающий мир, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Поэтому современная общеобразовательная школа способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями.
В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.
Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она
содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей обучающихся;
обеспечивает овладение обучающимися общечеловеческим языком техники: умением читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
формирует понимание обучающимися значения прогрессивной технологии производства;
способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
оказывает влияние на формирование личности обучающегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, умение концентрировать внимание, наблюдательность и др.;
помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и т.д.
Огромную важность в образовании личности в современный период приобретают вопросы непрерывного образования на основе умения учиться. Теперь это не просто усвоение графических знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение модели графического образования - от модели знаний, умений и навыков к модели развития личности. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.
Рабочая программа нацелена на создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации, самообразованию и самосовершенствованию.
Создание Рабочей программы по курсу «Черчение» было обусловлено тем, что возникла необходимость приведения в соответствие подходов в обучении черчению, применяемых сегодня и подходов, выдвигаемых ФГОС ООО и требованием времени. Отличительными чертами данной программы является разноуровневый подход в обучении черчению, при котором каждый обучающийся имеет возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разноуровневый поход в обучении позволяет учителю создавать ситуацию успешности для каждого обучающего, повышает учебную мотивацию и интерес к предмету.
базовый уровень;
уровень повышенной сложности, основанный на базовом уровне, углубляющий его содержание с включением дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Теоретический материал и практические работы, относящиеся к повышенному уровню сложности, отмечены звездочкой*. Данный материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели и задачи курса :
предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса с учётом особенностей образовательного пространства учреждения, использование разнообразных форм организации учебного процесса, повышение эффективности образовательного процесса через развитие метапредметных компетенций. Данная программа призвана конкретизировать требования федерального государственного общего образования к результатам освоения, определить наиболее важные на каждом возрастном этапе характеристики обучения и воспитания.
обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности обучающихся;
обучить основным правилам и приемам построения графических изображений;
сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
содействовать привитию обучающимся графической культуры;
научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Педагогические технологии обучения:
Технология развития критического мышления через организацию творческой деятельности учащихся
Проблемное обучение
Технологии групповой работы
Условия и средства формирования универсальных учебных действий:
Учебное сотрудничество
Совместная деятельность
Рефлексия
Педагогическое общение
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
проблемный
эвристический
модельный
программированный
Методы контроля усвоения материала:
практические работы, тестирование, письменный зачет).
фронтальная устная проверка
индивидуальный устный опрос
графические диктанты
письменный контроль (контрольные, самостоятельные и
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме.
Содержательная часть программы состоит из теоретического материала и графических работ. Графические работы помогают обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков. Учитель имеет право выбирать количество и характер графических работ для достижения планируемых результатов. Графические работы могут оцениваться как выборочно (обучающие и тренировочные), так и у всех обучающихся (итоговые). Итоговая работа проводится обязательно на уроках или в виде домашнего задания. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение графических работ в ходе почти каждого урока, когда графическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения. В конце программы приведен список рекомендованных учебных материалов для обучающихся и методической литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и изложения отдельных разделов курса. В программе дано примерное распределение времени на изучение тем, которое учитель имеет право изменить в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.
В основу рабочей программы положены педагогические и дидактические принципы, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ООО и социальному заказу участников образовательного процесса.
Черчение в основной школе изучается в 8 классе. Общее число учебных часов в год 34 ч. - 1 ч. в неделю.
Построение содержания курса Черчения для основной школы опирается на курс геометрии, который изучается в 7 классе. В его содержании присутствуют некоторые графические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению черчения.
Учебно-тематическое планирование
Планируемые результаты изучения черчения
Выпускник научится:
выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
рационально использовать чертежные инструменты;
основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости;
понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;
приемам основных геометрических построений;
основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
узнавать на изображениях соединение деталей;
характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
выполнять необходимые разрезы;
правильно определять необходимое число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, форсированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Изучение черчения в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрприемы;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении графических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной графической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию графических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты обучения :
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
формирование представлений о черчении как об универсальном языке техники;
умение видеть графическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать графические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты обучения в основной школе включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению; формирование пространственного мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по черчению являются:
формирование понятий о чертежах в системе прямоугольного проецирования, правилами выполнения чертежей, приёмов построения сопряжений, основными правилами выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
формирование представлений о выполнении технического рисунка и эскизов, изображений соединения деталей, особенностях выполнений строительных чертежей;
овладение рациональным использованием чертежных инструментов;
формирование умений и навыков анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
формирование умений и навыков читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов, выбирать необходимое число видов на чертежах;
формирование умений осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
формирование умений применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
формирование представлений о сборочных чертежах и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой
черчению 8 класс на 2017 – 2018 уч. год
Подразделы и темы
Кол-во часов
Сроки изучения
Графические и практические
работы
Учащиеся должны
знать
Учащиеся должны уметь
план
факт
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Техника выполнения чертежей и правила их оформления 8ч
1. Учебный предмет «Черчение».
Какие инструменты и принадлежности должны быть на уроке (готовальня, циркуль, линейка, треугольники)
Настроить циркуль к работе, подготовить карандаши Т и М.
§1 стр. 10-14 папку для черчения
2. Правила оформления чертежей.
Понятие о стандартах ЕСКД, размеры А4 297 х 210 мм, где помещают основную надпись на чертеже и размеры основной надписи 22 х 145 мм
Чертить рамку и основную надпись
§ 2.1-2.2. стр.14-17, оформление А4 верт-но
3. Линии чертежа.
Названия линий и их назначения.
1. сплошная линия толстая основная
2. штриховая линия
3. штрихпунктирная тонкая.
4. сплошная тонкая
5. штрихпунктирная
6. сплошная волнистая
Чертить линии различной толщины и начертания
§ 2.3 стр.17-19 инструменты к Гр.р. рис.24
«Линии чертежа»
Правила оформления чертежа.
Вычертить рамку и графы основной надписи по размерам начертить виды линий
Миллиметровая бумага
5. Шрифты чертежные.
Чему соответствует размер шрифта. Чему равна ширина прописных букв. Как писать чертежным шрифтом
На миллиметровой бумаге написать алфавит шрифтом
§ 2,4 ст. 21-24, написать Ф.И дом. адрес
6. Написание шрифта чертежного.
Как правильно заполнять Г./р. 1
Заполнить основную надпись на формате А 4 шрифтом 3,5 названия чертежа шрифтом 7 или 5
Написать любое предложение
7. Размеры. Масштабы.
Как наносят размеры, какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины D и R .
Наносить необходимые размеры
§ 2.5- 2.6 стр.25-29
Г./р.№2: «Чертеж плоской детали»
Правила выполнения чертежей с условными изображениями и обозначениями, установленные государственным стандартом.
Начертить рамку, основную надпись, М изображения 2:1, заполнить основную надпись
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных проекции 6 ч
9. Проецирование.
Что называется проецированием. Виды проецирования: центральное, параллельное, косоугольное, прямоугольное.
Строить проекцию фигуры, центральное и параллельное, косоугольное проецирования
§3 стр.31 – 34
10. Проецирование на одну плоскость проекций.
Вертикальная плоскость обозначается буквой V . Эта плоскость называется «фронтальной»
Проецировать на фронтальную плоскость проекций.
§4.1. стр. 34 – 35
11.Проецирование на вторую плоскость проекций.
Горизонтальная плоскость обозначается буквой Н. линии пересечения плоскостей H и V называют осью проекций Х.
Проецировать на горизонтальную плоскость проекции.
§4.2. стр. 35 – 36
12. Проецирование на третью плоскость проекций.
Профильная плоскость проекции обозначается буквой W . Линия пересечения плоскостей H и W называется осью проекций У.
Проецировать на профильную плоскость проекции
§ 4.2. стр. 37 – 38, з.стр.39
13. Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Определение вида: фронтальная плоскость – вид спереди (главный), горизонтальная – вид сверху, профильная – вид слева; расположение видов на чертеже.
Уметь анализировать форму и конструкцию предметов и графических изображений.
стр. 39-41 рис. 56(б) все на «4» и «5», один на «3»
Г./р. № 3: «Проецирование на три плоскости проекции»
Начертить три вида по моделям
Раздел 4. Аксонометрические проекции. Технический рисунок 5 ч
15. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций.
Виды аксонометрических проекций: фронтальная диметрическая, изометрическая. Порядок построения квадрата и треугольника.
Строить фронтальную диметрическую и изометрическую плоскости проекции; построения квадрата и треугольника.
§6 стр. 45 – 47, §7.1. стр. 47 – 48
квадрат, треугольник стр.49
16. Аксонометрические проекции плоских фигур.
Порядок построения шестиугольника.
Строить фронтальную и изометрическую проекции шестиугольника.
З. табл.1 шестиугольник стр.49
17. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Порядок построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов.
Порядок построения изометрической и фронтальной диметрической проекций отличается лишь в расположении осей и в длине отрезков откладываемых вдоль оси У
Строить аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
З. 11 стр.51
18. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
Определение эллипса, овала. Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности.
Построить изображение в изометрической проекции окружностей, вписанных в куб.
§8. стр. 52 -55, р.64 а,г
19.Технический рисунок.
Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции. Как можно выявить объём предмета на техническом рисунке, определение технический рисунок.
Выполнить технический рисунок.
§9 стр. 56 – 57 рис.71.
Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей 15 ч
20. Анализ геометрической формы предмета.
Что называется, анализом геометрической формы. Как легче определить форму предмета по чертежу?
Анализировать геометрические формы предмета.
§ 10, стр.58 – 60
21 – 22. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
Основы метода прямоугольного проецирования и построение аксонометрических изображений.
1.проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда, правильного треугольника.
2.проецирование шестиугольной призмы, правильной четырехугольной пирамиды, цилиндра и конуса.
§ 11.1 – 11.2 стр. 61 – 64
§11.3-11.6 стр.64 – 67.
23.Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета.
Что называют: вершиной, ребром, гранью, кривой поверхность, видимая и невидимая вершина.
Определять вершины, ребра, грани
стр. 68 – 70, з. 21(1-4)
Г./р. № 4: «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»
25. Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьего вида.
Последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. Для какой цели используются линии проекционной связи. Порядок построения третьей проекции по двум данным.
Построить третью проекцию по двум данным.
§13 стр. 79 – 87, з.33 р.111(в),
з.34 р.112 (б)
Г./р. № 5: «Построение третьего вида по двум данным».
27. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежа. Деление окружности на равные части.
Деление окружности на 4; 8; 3; 6; 5 частей.
Строить окружность и делить с помощью циркуля на 4; 8; 3; 6; 5 частей.
стр. 99 - 101
28. Сопряжения.
Что называют сопряжением, цент сопряжения, точки сопряжения.
Сопряжения двух пересекающих прямых, построения сопряжения дуги окружности и прямой.
§15.3 стр. 102 – 105, рис. 135
Г./р. № 6: «Чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений»
Построить сопряжение.
30. Эскизы.
Назначение эскизов, требования, которые должны удовлетворять эскиз. Порядок выполнения эскизов.
Выполнить эскизы деталей.
§ 18 стр. 118 – 121 рис. 155 (б)
Г./р. № 7: «Эскиз и технический рисунок детали».
Построить эскиз и технический рисунок детали.
32.Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы.
Как располагаются виды на чертеже.
Выполнить чертеж предмета в трех видах и преобразовать его форму
Стр.117, з.5
Г./р. № 8: «Выполнение чертежа предмета».
Размеры рамки, основной надписи, как располагаются виды, как наносятся размеры
Начертить рамку, основную надпись, построить три вида с натуры и указать размеры.
34. Работа над ошибками.
Виды контроля и возможные варианты его проведения
Индивидуальный контроль (контроль учителем):
устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль:
проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Контроль графических и практических работ.
Методика формирования результирущей оценки:
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Оценка работ учащихся.
За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится , если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится , если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится , если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится , если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.