Сейчас стимулировать рост растений могут практически все садоводы и огородники. Для этого существуют специальные препараты, ускоряющие прорастание, укоренение, плодообразование. При использовании средства для стимуляции ускоряется не только рост, повышается урожайность, уровень сопротивляемости заболеваниям, плохим погодным условиям.
Солнечный свет используется растениями для преобразования углекислого газа и воды в сахара посредством фотосинтеза. В его отсутствие растения не могут производить пищу, необходимую для процветания. Те, которые не получают достаточного солнечного света, будут иметь тонкие, высокие стебли, направленные на свет, и могут засыхать, если они не получают достаточного света. Растения, которые получают слишком много солнечного света, тоже не будут хорошо развиваться; они могут отбеливать и гореть. Для растения, для которого требуется много солнечного света, требуется в среднем от восьми до 12 часов солнца в день, а одно, которое не требует такого большого количества света, требует от пяти до шести часов.
Какие бывают стимуляторы для роста растений
Препараты для регулировки роста растений широко распространены сейчас. Они существуют разных типов. Одни средства влияют на удачное корнеобразование, повышают уровень прорастания семян (огурцов, томатов, перцев). Другие больше действуют на утолщение стебля, способны регулировать цветение, формирование завязи. Большую роль эти средства играют в защите маленькой рассады. Еще выделяются стимуляторы роста растений, сделанные из природных вытяжек грибов, водорослей, бактерий, угля и торфа. А есть созданные штучным образом, тоже очень эффективны.
Растения, которые требуют частичного оттенка, должны получать косвенный солнечный свет или фильтровать, а прямой солнечный свет - всего несколько часов в день. Как и все живые существа, растениям нужна вода, чтобы выжить. Это трубопровод для питательных веществ и пищи, которые необходимы растениям. Количество требуемой воды будет варьироваться в зависимости от разных видов растений, так как некоторые, например африканские фиалки, предпочитают влагу, а другие, такие как кактусы, процветают в более сухих условиях.
Как правило, если почва сухая на ощупь, растения следует поливать. Есть три основных питательных вещества, которые растения получают из почвы: азот, фосфор и калий. Кроме того, имеются вторичные питательные вещества и микроэлементы, которые также получают из почвы. Требуемое количество каждого питательного вещества может варьироваться, и мало или много определенных питательных веществ могут препятствовать росту, ослаблять их или даже заставлять их засыхать. Растения используют питательные вещества из почвы, поэтому его необходимо заполнить удобрениями или удобрениями, или питательные вещества в конечном итоге закончится.
Янтарная кислота для растений
Содержится в буром угле, животных организмах и некоторых растениях, в янтаре. Приобрести этот препарат можно в виде таблеток или хорошо растворяющегося в воде белого порошка. Вещество нетоксично, неопасно даже при передозировке. Применяется янтарная кислота с целью лечения слабых растений, для стимуляции роста корней, при формировании новых побегов, увеличении количества цветков. Средство считается универсальным средством, но никак не удобрением. Готовят раствор способом растворения 2 г препарата в 1-2 литрах теплой воды. Используют не позднее, чем через 3 суток.
Размер доступного пространства напрямую связан с ростом растений. Растения, которые имеют большую площадь, чтобы расти, расширят свои корни и будут процветать. Те, кто живет в трудных местах или имеют только небольшую площадь для роста, будут иметь узкие корни и близко друг к другу, что приведет к атрофированному росту.
Многое написано о том, как лучше всего воспитывать ребенка. Какой лучший источник искать руководства в этом вопросе, чем Тора, чье определение и цель - «обучение». Мы видим, что Тора сравнивает человека с «деревом в поле». Для этих отношений есть много причин. Давайте рассмотрим связь как парадигму образования.
Гуминовые удобрения
Сделаны из натурального сырья: сапропеля, торфа, бурого угля. Гуминовые удобрения действуют на общее состояние почвы. Благодаря внесению таких веществ улучшается ее структура, влагоемкость, водопроницаемость повышаются, уменьшается плотность. Растение, посаженное в такую почву, получает все питательные вещества в доступной (усвояемой) форме. Лучше обрабатывать сами растения (замачивать семена или корни рассады), эффективность средства возрастает при контакте гуминовых кислот с самим растением. Придерживаться инструкции при работе с раствором очень важно.
Воспитание ребенка подобно росту дерева. В обоих случаях цель состоит в том, чтобы предоставить вам то, что вам нужно, чтобы стимулировать потенциал, который у вас есть. Когда вы перестаете думать, ребенку нужны те же вещи, что и дерево, нужно расти: Земля.
Каждый из этих четырех элементов представляет собой базовый компонент, необходимый для обеспечения ребенка тем, что им нужно, чтобы расти и развиваться должным образом. Земля: Земля обеспечивает питательные вещества к дереву. Применительно к образованию ребенка, он представляет собой как ценности, которые мы хотим, чтобы они впитывали, так и связь, которую мы хотим, чтобы он чувствовал. Ребенок не гриб; он имеет глубокие корни, которые соединяют вас с почвой, богатой питанием. Чем сильнее связь с этим источником, тем сильнее будет его рост.
Борная кислота
Подкормка растений в домашних условиях приводит к ускорению их развития. Борная кислота часто используется с этой целью в садоводстве, огородничестве. Ее применение еще способствует увеличению количества завязи, улучшению вкусовых качеств полученных плодов. Препарат не вызывает ожога у человека при попадании на кожу, но может копиться в организме, плохо выводится почками. Избыток бора для растений опасен, проявляются симптомы: ожоги на нижних листках, пожелтение, скручивание верхних.
Земля также представляет собой стабильность, неподвижность. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, зная, что существуют ценности и правила, которые неприкосновенны. Он не получает одноразовые, модные ценности, ценности, которые «здесь сегодня, завтра будут устаревшими».
В одной из своих статей об образовании раввин Яков Лидер цитирует фермера, который описывает поведение крупного рогатого скота каждый раз, когда он брал его на новые пастбища. Сначала животные проверили забор, чтобы убедиться в отсутствии пробелов. Таким образом, он объяснил это явление: когда они увидели, что границы, которые их закрыли, были неприкосновенны, они могли удобно пастись. Не отвлекайтесь на возможность побега.
Стимулятор роста растений для цветения
Часто садоводами и огородниками используются такие биологические стимуляторы роста для растений, как ускорители цветения, содержащие гиббереллин. Даже если условия не позволяют в данное время ему выпустить завязь, некоторые препараты способны этому посодействовать. Подходят такие средства для обработки комнатных орхидей, помидоров, винограда, картофельных насаждений, то есть – разных культур. О самых популярных стимуляторах вы узнаете ниже.
Применение этой концепции к образованию очень сильное. Чтобы наши дети были счастливы и успешны, они должны чувствовать себя в безопасности и доверять правилам и ограничениям, установленным их родителями. Существует много решений о благополучии и будущем ребенка, о которых ей не нужно беспокоиться, конечно, не на этом этапе жизни.
Вода: Вода имеет решающее значение для роста растения. Среди прочего, это помогает растворить питательные вещества, чтобы они были поглощены растением. Вода также гарантирует, что корни не высохнут, чтобы они продолжали функционировать хорошо. Почва, богатая питательными веществами, становится бесполезной, если растение не обладает способностью поглощать их.
Бутон
Является препаратом натурального происхождения, стимулятором цветения, плодообразования. Действующим веществом являются гиббереллиновые кислоты солей натрия. Средство «Бутон» увеличивает количество завязи, предотвращает их отпадание, появление пустоцветов, улучшает количество урожая, его вкусовые качества, гарантирует содержание витаминов. Этот стимулятор роста для растений несет умеренную опасность, следование инструкциям обязательно.
В работах хасидизма вода представляет смирение. Смирение - незаменимое качество, когда дело доходит до того, что оно открыто для поглощения новой информации. У наших детей должно быть смирение, чтобы учиться; если они думают, что они уже все знают, они не узнают.
Точно так же мы, учителя и родители, должны иметь смирение, чтобы преподавать. Обучая наших детей, мы должны смиренно принимать и «опускаться» до их уровня. Мы должны перевести то, что мы имеем в виду на языке, который они хорошо понимают и поглощают. Это одна из причин, почему мудрость сравнивается с водой. Вода, как и мудрость, становится более комфортной в нижнем контейнере.
Завязь
Гибберсиб (так еще называют этот препарат) создан для увеличения количества завязи на растениях, ускорения созревания цветков. Используется еще для защиты от плохих погодных условий, даже при них стимулятор в разы повышает урожайность. Рабочий раствор (1 г на 1 л воды) используется для распрыскивания в день его приготовления. На этой же фазе (бутонизации, цветения) часто используют препарат «Иммуноцитофит». Он применяется для создания иммунитета у растений против мучнистой росы, серой гнили, фитофтороза, бактериозов.
В нем рассказывается история хасида, который пошел проконсультироваться с раввином Шнером Залманом из Лиади о проблемах, которые он испытывал с воспитанием своих детей. Когда он добрался до двери дома рабби Шнеура Залмана, он увидел через окно, что его Ребе играет со своим внуком. Рабби Шнеур Залман ползал на земле со своим внуком на спине, как будто мальчик катался на пони.
Хасид ушел и вернулся немного позже, чтобы поговорить с раввином Шнером Залманом. Вода также представляет прозрачность и чистоту. Например, если вы хотите производить яблоки, нужно оросить семя яблока водой; невозможно производить яблоки путем орошения оранжевых семян яблочным соком. Чистая вода порождает специфический потенциал каждого семени. Чтобы выявить особый потенциал каждого ребенка, он должен получить чистую воду, неизменные истины Торы. Затем он будет развиваться и развиваться особым образом и вносить свой особый вклад в еврейский народ.
Стимулятор корнеобразования
Фитогормоны гиббереллины помогают семенам прорастать. Ауксины же считаются веществами, отвечающими за растяжение клеток в тканях растений. Средство, содержащее ауксины, является корнеобразователем, ускорителем роста стеблей. Для выращивания рассады очень полезно иметь под рукой препарат, стимулирующий ее рост с самого первого дня. Существую немало препаратов, которые используются с этой целью, о них вы узнаете далее.
Солнце: Дереву нужен свет и тепло, излучаемые солнцем. Свет: Мы не должны просто рассказывать нашим детям, что делать; мы должны показать им красоту и богатство того, что правильно. Родители должны не только обучать своих детей тому, что делать; должен освещать мир детей. Они должны передать светящийся иудаизм. По словам Книги Притчей Торы ор, «Тора - это свет». Учение Торы освещает, показывает, что правильно и неправильно, а не просто навязывает это.
Тепло: мы должны обеспечить наших детей безусловной любовью. Наша любовь к ним должна быть такой же предсказуемой, как восход солнца. Они никогда не должны чувствовать, что наша любовь к ним условна. Они должны знать, что даже когда мы злимся, мы все еще любим их. Эта безусловная любовь внушает им чувство собственного достоинства и безопасность, что позволяет им уверенно противостоять вызовам жизни.
Корневин
Стимулятор роста для растений, ускоряет корнеобразование. В продаже имеется в пакетиках по 5 г. Может использоваться в сухом виде: стебелек припудривается в порошке перед высадкой. Раствором (пакетик на 5 л воды) поливают мелкую рассаду после посадки в грунт. Некоторые специалисты утверждают, что для лучшего корнеобразования нужно обработать компост (можно взять «Байкал», «Гумат натрия»), которым удобряется почва. Это обеспечит повышенную урожайность, обеспечит защиту растениям при заморозках, улучшит микрофлору грунта.
«Воздух» предлагает две вещи: пространство и атмосферу. Пространство: так же, как дерево нуждается в пространстве для роста, так и ребенок нуждается в собственной идентичности и «пространстве», в котором он развивается. Вам нужно провести время, какое-то личное время с родителями. Возможно, у вас есть только ваши таланты или увлечения, которые нужно развивать. Это включает в себя не раскрытие чего-то, что было ей доверено.
Он не позволил бы кому-либо войти в «пространство» этого человека без разрешения. Атмосфера: Очень важно знать окружающую среду, окружающую ваш тип и «качество воздуха», которое он дышит, как дома, так и дома. Есть ли у него взаимное уважение и любовь между родителями? Он видит их счастливыми и безопасными с собой и тем, что они делают? О чем они говорят дома?
Циркон
Этот препарат – не только стимулятор роста корней. Он действует, как усилитель развития, укоренитель для маленькой рассады, корнеобразователь для семян. Действие «Циркона» помогает молодым насаждениям выжить даже в неблагоприятных погодных, световых условиях. Применение стимулятора снижает риск возникновения заболеваний (бактериоза, фитофтороза, фузариоза и др.), при этом он практически безвреден для людей, животных, насекомых. Препарат «Атлет» зарекомендовал себя тоже, как отличный помощник в стимуляции роста рассады.
Атмосфера определяется не столько тем, что сказано, сколько тем, что сделано. Чуть позже они пожаловались мне, что сын делает то, что они сказали ему не делать. Мы много раз говорили ему, что это поведение неприемлемо для нас. Как он просто отвернулся от образования, которое мы ему даем? - спросили они. «Он не игнорирует тебя», - сказал я. Вы были очень успешны в своем образовании. Главный урок был у него узнан.
То, что ваш ребенок «дышит» в атмосфере, где оно растет, более важно, чем то, что он слышит. Помните: деревья никогда не жалуются. Аналогичным образом, дети часто не адекватно выражают то, что им нужно, и когда им это нужно. Они часто страдают в тишине. Наша задача - заботиться о драгоценном семенах, которые были помещены в нашу помощь.
Гетероауксин
Полезен при корнеобразовании, но на этом работа питательного препарата не заканчивается. Обработка раствором помогает приживаться рассаде, повышает всхожесть луковичек и семян, предотвращает отпадание листиков, завязи. «Гетероауксин» повышает урожайность, выход семян из плодов, увеличивает их качество. Для пересаживаемой рассады готовят раствор (2 таблетки на 10 л воды), в котором и замачивают ее корни на 20 часов. После высадки поливают остатками жидкости. «Крезацин» обладает похожим действием, семена в его растворе перед посевом замачивают на 5 часов.
Исследование показывает действие генов для роста растений. Что было реализовано, так это то, что этот ген способен объединить две важные информации, когда дело доходит до роста и развития. Первая из информации заключается в том, как ваши энергетические запасы находятся в форме глюкозы - углевода, необходимого практически для всех форм жизни, - и где химическая энергия и углерод содержатся для строительства живых молекул. Вторая информация заключается в том, как доступность воды в почве, информация, закодированная в количестве одного из наиболее важных для растений гормонов, абсцизной кислоты, которая сигнализирует всему организму, если в почве достаточно воды, чтобы она могла нормально расти или если вам нужно внести некоторые коррективы.
Эпин
Используется для омоложения уставших, ослабленных насаждений, стимуляции образования корней, повышения уровня защиты от вредителей и болезней. Для опрыскивания 5 мл препарата разводится в 5 л воды. Вечером проводится процедура тщательного смачивания каждого листика. Раствор не хранится более 3 суток. «Этамон», «Гумат калия», «Проросток», «Экосил» имеют похожее действие и очень помогают при размножении растений, ускорении их роста, укоренении, повышении урожайности.
Биолог Клеверсон Карлос Матиолли - автор документа, написанного в сотрудничестве - сообщает, что понимание того, как происходит этот процесс корректировки, может быть основополагающим для понимания того, как растение обрабатывает изменения, происходящие в окружающей среде, особенно в то время, когда перспективы изменения климата могут произойти в ближайшие десятилетия из-за глобального потепления. Понимание того, как растения могут справляться с водным стрессом и потреблением энергии, может служить ключом, который может быть использован в будущем для управления другими растениями, которые, в отличие от этого модельного завода, имеют экономические интересы, такие как сахарный тростник, сахара или эвкалипта.
Как использовать биостимуляторы роста растений
Каждый препарат должен применяться только согласно инструкции. Любое отклонение может привести к печальным последствиям: противоположному результату или неконтролируемому росту растений. Существует некий ритуал, который проводится многими садоводами и огородниками для выращивания разных культур. Можете подробнее узнать о нем ниже (последовательность обязательно сохранять). Добиться стимуляции роста помогут:
- Растворы «Гетероауксина» или «Корневина». Замочите в них семена на 6 часов, после высадите в грунт. Это увеличит процент всхожести.
- Препараты для укрепления и роста корней («Этамон», «Эпин»). После появления ростков необходимо позаботиться об образовании хорошей корневой системы. Целесообразно производить опрыскивание согласно инструкциям.
- Средства для укоренения (к примеру, «Корневин»). Перед высадкой рассады в открытый грунт необходимо замочить ее в растворе стимулятора. После этого рекомендуется 2 раза в месяц обрабатывать насаждения «Этамоном» для их укрепления, адаптации, ускорения цветения.
Можно ли приготовить регулятор роста растений самостоятельно
Необязательно покупать средства для ускорения роста рассады или своих комнатных любимцев. Все, что нужно вам для этого, можете найти у себя дома. К примеру, сок алоэ очень полезен для создания корешков у черенка. Верхушки любой травы со двора, перетертые или замоченные – тоже отличный стимулятор. Раствором из проращенного и перетертого ячменя (настоять на воде) целесообразно поливать рассаду или цветы. Стимуляторы роста для растений можно приготовить еще из отвара сухих грибов, меда, яичного белка, веточек ивы, луковой шелухи.
Видео: стимуляторы и удобрения для растений
Основные условия, необходимые для роста и развития растений,— тепло, свет, воздух, вода, питание. Все эти факторы одинаково необходимы и выполняют определенные функции в жизни растений.
Жизненный цикл роста и развития делится на определенные этапы — фазы. Условия внешней среды сильно влияют на рост и развитие растений. Установлено, что воздействием пониженной температуры на прорастающие семена и прогреванием сухих семян можно ускорить развитие растений и увеличить урожай. На основании этого наукой разработаны, а практикой широко используются специальные рекомендации по прогреванию, проращиванию, закаливанию семян некоторых овощных культур, а также клубней картофеля. Продолжительность этих процессов и температура различны и зависят от культур.
Тепло
Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы и зависят от происхождения, вида, биологии, фазы развития и возраста растения.
Семена теплолюбивых культур прорастают при температуре выше 10°С. Такие растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. При температуре ниже 10—12°С их рост и развитие приостанавливаются, они ослабевают и быстрее поражаются грибными и бактериальными болезнями. При более низкой температуре они погибают. Наиболее благоприятная температура для роста, развития и плодоношения теплолюбивых культур выше 20°С. Практическое значение в некотором повышении холодостойкости теплолюбивых культур имеют приемы по закалке семян и рассады низкими и переменными температурами, также повышенные дозы калия при подкормках.
Семена холодостойких культур прорастают при температуре ниже 10°С. Температура 17—20°С наиболее благоприятна для развития и плодоношения растений этой группы. При понижении температуры рост холодостойких культур продолжается, однако, если всходы подвергаются длительному воздействию низких температур (2—0°С), многие растения преждевременно выбрасывают цветоносный побег, не образуя ни полноценного урожая, ни семян. Особенно резко это проявляется у растений свеклы и сельдерея. Капуста после высадки ее в грунт может переносить не только продолжительные низкие температуры, но и кратковременные заморозки, которые не отражаются на дальнейшем росте и развитии. Осенью же, перед уборкой, заморозки в 4—5°С не сказываются отрицательно на качестве продукции в том случае, если кочаны перед срезкой оттают на корню. Зимостойкие культуры хорошо зимуют в грунте под снежным покровом при морозах в 30~С и более, а весной начинают расти вслед за стаиванием снега.
Молодым растениям, приспосабливающимся к условиям внешней среды и к самостоятельному корневому питанию, необходима температура как днем, так и ночью ниже, чем семенам при прорастании. Это необходимо и для равномерного развития надземных органов и корневой системы, от чего зависит нормальный рост и развитие растений. С развитием листьев и стеблей, когда начинается воздушное питание растений,температура должна быть выше. В этот период особенно важно правильное соотношение между температурой и освещением. В солнечную погоду повышение температуры не сказывается отрицательно на развитии растений,при пасмурной же погоде температуру по возможности необходимо снижать. Особенно ее нужно снижать ночью, так как при высокой температуре без света растения вытягиваются, ослабевают, что не только задерживает сроки поступления урожая, но и отрицательно сказывается на его величине. В период бутонизации, цветения и плодоношения необходима повышенная температура для всех растений как днем, так и ночью, особенно для культур, выращиваемых в теплицах и парниках,у которых нарастание плодов происходит в основном ночью.
Свет
Основной источник света — солнце. Только на свету растения создают из воды и углекислого газа воздухасложные органические соединения. Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. Требования к условиям освещения у растений не одинаковы. Для южных растений длина светового дня должна быть менее 12 часов (это растения короткого дня); для северных — более 12 часов (это растения длинного дня).
К растениям короткого дня относятся баклажаны, перец, большинство сортов помидоров, кукуруза, фасоль, кабачки, патиссоны, тыква и сорта огурца, выращиваемые в открытом грунте.
К растениям длинного дня относятся корнеплоды, капуста, зеленные культуры, лук репчатый, чеснок и некоторые тепличные сорта огурца, изменившие свою биологическую природу в результате длительного выращивания зимой в теплицах.
Искусственно укорачивая или удлиняя световой день, можно повысить урожай и значительно улучшить его качество. В естественных условиях в открытом грунте этого достигают ранневесенними и позднелетними посевами.
Наибольшее практическое значение свет приобретает при выращивании рассады и овощей в теплицах зимой. В это время растения испытывают наибольший недостаток света, так как, во-первых, это самое темное время года и, во-вторых, значительная часть светового потока поглощается, проходя через остекленную поверхность теплицы, и затеняется шпроссами. Для усиления освещенности используют различные электролампы и светоустановки. Освещенность растений на стеллажах и под парниковыми рамами зависит также от правильного их размещения. Загущение растений отрицательно сказывается на их качестве.
В открытом грунте для равномерного освещения растений необходимы своевременные прополки и прореживания. Однако и среди овощных растений есть теневыносливые культуры, что позволяет выращивать их в междурядьях плодовых деревьев или в несколько затененных местах (лук репчатый на перо, лук многоярусный, лук-порей, щавель, ревень, спаржа).
Вода
Влажность не только почвы, но и воздуха необходима растению на протяжении всей его жизни. Прежде всего вода вместе с теплом пробуждает семя к жизни.Образовавшиеся корешки всасывают ее из почвы вместе с растворенными в ней минеральными солями. Вода (по объему) является главной составной частью растений. Она участвует в создании органических веществ и в растворенном виде разносит их по растению. Благодаря воде растворяется углекислый газ, высвобождается кислород, происходит обмен веществ, обеспечивается нужная температура растения. При достаточном запасе влаги в почве рост, развитие и плодообразование протекают нормально; недостаток влаги резко снижает урожай и качество продукции.
Требования растений к влаге. Овощные растения особенно требовательны к влаге, что объясняется значительным содержанием ее в овощах (от 65 до 97%, в зависимости от культуры), а также большой испаряющей поверхностью листьев. Содержание влаги в тканях листа должно быть не менее 90—95%. При уменьшении ее даже на 10% листья привядают, работа их нарушается.
Требовательность растений к влаге по периодам роста и развития неодинакова. Особенно она высока при прорастании семян. Вот почему рекомендуется высевать намоченные и пророщенные семена в хорошо пролитые бороздки. В период формирования корневой системы решающее значение имеет содержание влаги в слое почвы 5—15 см. При этом нужно знать, что редкие обильные поливы значительно полезнее частых, но недостаточных. При частых поливах почва сильно уплотняется, требует рыхления, корни растений начинают располагаться в верхнем слое почвы. Это нежелательно, так как последний быстро просыхает, растрескивается,а корни с массой всасывающих корневых волосков надрываются, много их повреждается и при рыхлении почвы. Временный перерыв в поливах заставляет корни в поисках воды устремляться в нижнюю часть пахотного слоя, что улучшает обеспеченность растений не только водой, но и пищей. Особенно влаголюбивы огурцы, капуста, зеленные культуры, редис, а также рассада овощных культур.
Как сказывается недостаток влаги на качестве продукции. При недостатке влаги в почве растения зеленных культур и редиса преждеврехменно стареют, не сформировав урожая. Листья и корнеплоды грубеют, приобретая горьковатый вкус. То же происходит и с плодами огурцов. Капуста приостанавливает рост кочанов, а головки цветной, не достигнув должного размера, желтеют и рассыпаются.
У плодовых овощных культур (помидоры, огурцы, кабачки, патиссоны и др.) повышенная требовательность к влаге проявляется в момент завязывания плодов и плодоношения. В это время особенно опасны большие перерывы между поливами. Без достаточного количества влаги рост плодов, кочанов и корнеплодов прекращается, а в солнечную погоду поверхностные ткани их быстро пробковеют и теряют эластичность. Возобновление поливов вызывает растрескивание плодов, кочанов и корнеплодов, делая продукцию некачественной.
Корнеплоды и бобовые особенно нуждаются в воде в первый период роста. В последующем, развивая длинные корни (до 130—300 см), они используют влагу из нижних слоев почвы и нуждаются в поливе лишь при продолжительней засухе. Такие же требования к влаге предъявляют тыква, дыня, арбуз. Для растений лука значение влаги особенно велико при формировании листовой розетки, а у картофеля в период бутонизации, цветения и клубнеобразования.
Рассада при недостатке влаги преждевременно стареет, листья бледнеют, грубеют. При высадке в грунт такая рассада плохо приживается, поступление урожая задерживается, а у цветной капусты не образуются головки.
Что делать, если участок обеспечен водой недостаточно? При недостатке воды для полива ее в некоторой степени может заменить «сухой полив». Так называют своевременное рыхление почвы в междурядьях после полива или дождя. Такое рыхление не дает образоваться корке, нарушает капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние, и значительно сокращает испарение влаги из почвы. Это обеспечивает также свободный доступ воздуха к корням, а также усиливает жизнедеятельность полезных микроорганизмов. Имеются и особые приемы выращивания растений без полива, основанные на использовании влаги из нижних слоев почвы для обеспечения ею высеянных и высаженных растений.
Температура поливной воды. Все теплолюбивые культуры, особенно огурцы, нужно поливать водой с температурой не ниже 20°С. Полив холодной водой — одна из причин массового заболевания растений и резкого снижения урожая. В теплицах и парниках воду для полива подогревают. В условиях открытого грунта вода нагревается на солнце, для чего ее заблаговременно наливают в бочки, чаны, или она нагревается в специально устроенных на участках небольших водоемах.
Поливать растения в солнечные часы не рекомендуется. Исключением являются огурцы, «припарку» которых делают днем при выращивании их в теплицах, парниках и под пленочными укрытиями. Полив теплолюбивых культур лучше проводить в теплую погоду в вечерние, а при продолжительной засухе — в ночные часы. Чрезмерная влажность почвы также нежелательна, так как при этом излишняя влага вытесняет из почвы кислород, что нарушает дыхание корней Это наблюдается чаще на пониженных местах при большом количестве осадков. Чтобы избежать этого, от мест застоя воды делают отводные канавки, борозды, а после отвода воды почву при первой возможности рыхлят.
Воздух
Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ, который является единственным источником углеродного питания. Содержание углекислого газа в воздухе ничтожно и составляет 0,03%. Обогащение воздуха углекислым газом идет в основном благодаря выделению его из почвы. Большую роль в образовании и выделении почвой углекислого газа играют органические и минеральные удобрения, вносимые в почву. Чем энергичнее в почве процессы жизнедеятельности микроорганизмов, тем активнее разлагаются органические вещества, а следовательно, тем больше углекислого газа выделяется в приземный слой воздуха. Другой источник пополнения воздуха углекислым газом — живые существа, выделяющие его при дыхании Повышение содержания углекислого газа в воздухе положительно сказывается на всех процессах в растениях, особенно ускоряет плодоношение.
Как повысить содержание углекислого газа в воздухе? В теплицах содержание углекислого газа повышают искусственно до 0,4—0,7%, используя для этого сухой лед (твердую углекислоту) и углекислый газ из баллонов. В открытом грунте несколько увеличить содержание углекислого газа в приземном слое воздуха можно внесением в почву повышенных доз органических удобрений (навоза, торфа, компоста), жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета и минеральных удобрений.
Не меньшее влияние на развитие растений оказывает и относительная влажность воздуха. Чем суше воздух, тем сильнее испаряют растения воду и тем выше их температура, а все это увеличивает расход питательных веществ в ущерб откладываемым в запас. При длительном снижении влажности воздуха наступает воздушная засуха которая может перейти в почвенную. Поливы почвы, особенно методом дождевания, несколько повышают влажность воздуха и поэтому более эффективны для растений. Чрезмерная влажность воздуха также отрицательно сказывается на растениях, усиливая различные грибные заболевания. В теплицах, парниках и под пленкой избыточную влажность понижают вентиляцией.
Питание растений
Для нормального роста и развития растениям требуются различные элементы питания. Кислород, углерод, водород растения получают из воздуха и воды; азот, фосфор, калий, серу, магний, кальций, железо — из почвенного раствора. Эти элементы потребляются растениями в больших количествах и называются макроэлементами
. Бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, которые также необходимы растениям, но в небольших количествах, называются микроэлементами
.
Упрощенно процесс питания растения протекает так. Корни с массой корневых волосков всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями и подают ее в листья через стебель по восходящим токам. Листья через устьица и в меньшей степени стебли и корни поглощают из воздуха углекислый газ. В зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, под действием солнечного света из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом. Основное количество выработанных в листьях органических веществ затрачивается на построение стеблей, листьев, корней, цветков и плодов.
Потребность растений в элементах питания изменяется в зависимости от культуры, возраста, скороспелости и способности выносить питательные вещества с урожаем из почвы. Молодому растению с первых дней жизни необходимо усиленное минеральное питание. Поэтому земляные смеси для выращивания рассады заправляют удобрениями. Молодые растения потребляют меньше питательных веществ, но, имея недостаточно развитую корневую систему, они более требовательны к их наличию в верхних слоях почвы, причем в легкоусвояемой форме. Этим же обусловлена повышенная требовательность к питанию и взрослых растений некоторых культур, имеющих малоразвитую корневую систему. К таким культурам относится лук, который развивает корни главным образом в поверхностном слое почвы.
Растения с коротким периодом развития (скороспелые) наиболее требовательны к запасу питательных веществ в почве, так как формируют урожай за более короткий срок. Эта требовательность увеличивается, если скороспелые растения густо размещены и имеют недостаточно развитую корневую систему. К таким растениям относятся все зеленные (салат, шпинат, укроп), некоторые пряные, а также редис и летняя редька. Растения с продолжительным периодом развития потребляют больше питательных веществ, но требовательность их к запасам этих веществ в почве ниже, так как период их использования более растянут. Это относится к поздним сортам капусты, моркови, свеклы. Способность растений выносить питательные вещества из почвы неодинакова и зависит от культуры и урожая.
Примерный вынос основных элементов минерального питания из почвы в зависимости от культуры и урожая (в кг с 1 га)
Культура |
Продолжи- тельность
|
Урожай
(Ц с 1 га) |
Вынос элементов питания | |||
всего | в том числе | |||||
азота | фосфора | калия | ||||
Капуста поздняя | 160-180 | 1000 | 910 | 319 | 109 | 482 |
Капуста ранняя | 100-125 | 500 | 425 | 150 | 50 | 225 |
Морковь | 135-140 | 500 | 425 | 153 | 47 | 225 |
Помидоры | 135-150 | 400 | 260 | 103 | 16 | 141 |
Огурцы | 65-100 | 300 | 264 | 79 | 63 | 122 |
Лук | 100-110 | 300 | 247 | 90 | 37 | 120 |
Редис | 25-30 | 100 | 119 | 50 | 18 | 51 |
Значение отдельных элементов питания. Овощные растения больше всего выносят из почвы калия, но это не значит, что вносить его в почву нужно больше, чем азота и фосфора (исключением являются пойменные и торфяные почвы). Это объясняется тем, что калий хотя и вымывается дождями из почвы, но легче поглощается почвой и лучше усваивается растениями. Он повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость, увеличивает содержание сухого вещества, повышает сахаристость, улучшает вкус плодов и картофеля.
Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов. При недостатке в почве усвояемого азота растения плохо развиваются, становятся светло-зелеными, урожай резко снижается, ухудшается его качество. Излишнее количество азота в почве также нежелательно, особенно при недостатке фосфора. Это вызывает усиленный рост листьев, стеблей, побегов. Цветение и плодоношение задерживаются, что снижает общий урожай и особенно ранний.
Огромна в жизни растений и роль фосфора. Он входит в состав сложных белков, участвует в построении клеток растений, повышает усвоение и действие других элементов питания. Так, при совместном действии фосфора и калия растения делаются более устойчивыми к полеганию, Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции.
Магний играет большую роль во многих жизненных процессах растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении.
Кроме этих основных, в почве должны быть и другие макроэлементы, а также микроэлементы. При недостатке любого из них нарушается нормальное развитие растения. Недостаток того или иного элемента питания можно обнаружить по некоторым внешним признакам растения.
При недостатке в почве азота листья растения становятся бледно-зелеными. Рост замедляется. Новые листья, если они образуются, очень мелкие и с тонкими пластинками. При остром недостатке азота листья желтеют и опадают.
При недостатке фосфора листья приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а вдоль жилок листа с нижней стороны в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют, а не желтеют.
Недостаток калия вызывает появление по краям листьев вначале бледно-желтой каймы, а в последующем ярко-желтой. При остром голодании листья приобретают неправильную форму, в середине их появляются бурые пятна, кайма становится буро-коричневой и рассыпается. Характерно, что при недостатке этих основных элементов питания изменение окраски, а при остром голодании и отмирание начинается с нижних листьев.
При недостатке кальция рост растений замедляется, они становятся карликовыми. Старые листья остаются зелеными, стебли деревенеют. Для помидоров характерно пожелтение верхних листьев, а нижние остаются зелеными. Растения ослабевают, поникают, верхушечные почки отмирают.
При недостатке железа (на любой почве) у растений первым поражается верхушечный побег. Листья в верхней части растения становятся бледно-зелеными, а затем желтыми (хлороз), но ткань листа не отмирает. Для помидоров характерно пожелтение и отмирание молодых листьев.
При недостатке магния хлороз развивается в первую очередь на нижних листьях. Зеленая окраска исчезает, между прожилками появляются желтые пятна, придающие листьям пестроту. Пожелтевшие участки листа приобретают различную окраску. Постепенно они буреют и отмирают. У помидоров, кроме того, листья становятся ломкими и закручиваются книзу.
Появление внешних признаков свидетельствует продолжительном голодании растения. Чтобы не допустить нарушения в питании растений, необходимо за ними постоянно наблюдать и своевременно проводить соответствующие подкормки.