Эве́ны - сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Язык
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык.
В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.
В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин.
Общая численность
Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ.
Численность эвенов в России по годам:
Численность по России за 2002 г.
Религия и обычаи эвенов
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы XIX в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале XIX в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребёнок, не знаешь как его назвать и крестить некому».
В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII-XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
Пища эвенов
Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.
Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.
Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.
Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Готовцев Егор
М-РК - 17
Сегодня в мире насчитывается свыше 20 тысяч представителей этого интересного народа. Большинство из них проживает в Якутии, но помимо нашего региона эвенов можно встретить в Магадане, Хабаровске, на Камчатке и Чукотке. Единственным районом, где большинством населения являются эвены, считается Эвено-Бытантайский улус Якутии, куда я и отправилась, чтобы узнать тайны этого народа.
Сказать, когда именно возник этнос невозможно. Известно, что в 17 веке, когда на северные земли пришли первооткрыватели, то эвены занимали территорию от Лены до Охотского моря и от рек Алдана и Ульи до Северного Ледовитого океана. Тогда их называли ламуты и селились они либо в верховьях гор, либо рядом с морем. А появились эвены в результате смешения эвенков с юкагирами и коряками. Поэтому и переняли у них многие обычаи. Можно даже сказать, что эвены заимствовали все, что видели у других народов, переделывая это под свой лад.
Раньше эвены делились на мелкие группы в зависимости от территории проживания. На территории современного Эвено-Бытантайского района между верхоянских хребтов жили и живут эвены под названием – тюгесиры. Это в честь зимней птички – тундерной чечётки, которую они считают своим покровителем.
Здесь же в дружбе с эвенами соседствовал народ саха (в такой сильной дружбе, что произошла серьезная ассимиляция). Народы переняли друг у друга многие традиции. Сейчас сложно понять какие именно. Поменялся даже язык эвенов. Под влиянием якутского появилась западная разновидность эвенского. В районе мне не удалось услышать её.
К сожалению, на родном эвенском языке сегодня общаются единицы. Как мне сказали, все это пережитки советского времени, тогда малочисленным народам запрещали говорить на своих языках. Общаться можно было либо на русском, либо на якутском. В результате язык был утрачен. Чтобы сохранить культуру народа, в школах и даже детских садах преподают эвенский язык, но дома дети все равно говорят по-якутски или по-русски.
Язык исчезает не только из-за исторической несправедливости. Язык эвенов – это язык кочевников. Без кочевья не будет и народа, а с каждым годом становится все меньше оленеводов. Большой пласт слов и терминов, посвящённых традиционному промыслу, сегодня уже неизвестен. Говорят раньше язык делился на мужской и женский, в зависимости от деятельности. Оленеводы и охотники использовали одни слова, женщины при готовке абсолютно другие, хотя обозначили они одни и те же вещи. В принципе, эвенский похож на эвенкийский язык. Относится к тунгусо-манчжурской группе. Так что далекими предками эвенов могли быть японо-корейцы или монголы. А официальная письменность у языка появилась лишь в 30-ые годы 20 века.
Не смотря на то, что язык умирает, в районе живы народные промыслы. Эвенские мастерицы с удовольствие изготавливают национальные костюмы. Одежда эвенов состояла из кафтана и нагрудника. Летом их делали из ровдуги (это выделенная замша из оленей шкуры), зимой из меха. Чтобы изготовить один такой наряд, понадобится шкура трех, а возможно и четырех оленей. Так что это дорогая одежда, но очень теплая зимой и прохладная летом.
Интересно, что юкагиры и эвены носили одинаковую одежду, она вообще ничем не отличалась. А вот у эвенков и эвенов есть отличия. В первую очередь они касаются узоров. Эвены любят изображать графические узоры: ровные линии, оленьи рога, шахматы. Унты этого народа всегда можно узнать по орнаменту. Кстати, главная цель всех этих узоров – это отпугнуть злых духов. Поэтому они так и расположены: на подоле кафтана, нагруднике, краях рукавов: чтобы злые духи не пролезли. Эвенская магия.
Как и многие северные народы, эвены являются язычниками. У них распространён анимизм, одухотворение животных, а также поклонение духам предков. Главным божеством считалось солнце. Оно не имело ни женского, ни мужского рода. Ему поклонялись круглогодично и его изображали на всей одежде. Мне даже удалось поучаствовать в специальном обряде: в круговом танце Сэдьэ, с помощью которого эвены благодарят солнце за все хорошее, что оно послало. Взявшись за руки, танцующие перемещаться по кругу в определенном ритме и с определёнными словами. Со временем ритм ускоряется и в конце обрывается на самом интересном месте.
А ещё эвены верили, что у каждого человека есть свой олень покровитель, который берет на себя все беды. Таких оленей называли солнечными. И если что-то случалось с их хозяевами, то оленей забивали, чтобы отвести несчастье. Кто бы, что не говорил, но вся жизнь эвена вращалась вокруг оленя. Он пища, он одежда и он же транспорт. Чтобы дети продолжали традицию предков, в младенчестве им дарят олененка, будущие телята которого также будут принадлежать им. Став взрослыми эвены имеют целое стадо.
С приходом православия многое поменялось. Меня удивило, что эвены считались самым православным народом из всех сибирских народов - у них даже существовал в хозяйстве специальный олень для перевозки икон каждого хозяина при перекочевке. Сейчас, конечно, таких оленей нет, но во многих домах стоят иконы.
Конечно, всех интересует вопрос: чем же отличаются эвены от эвенков? Как мне объяснили, это родственные этносы. Раньше эвенки (тунгусы) и эвены (ламуты) были одним народом и просто относились к разным родовым группам. Тунгусы кочевали по тайге, ламуты по открытой местности рядом с морями и горами. Со временем эвены отделились настолько сильно и смешались с юкагирами и коряками, что стали самостоятельным народом. Вот и все.
В исторической литературе до 30-х годов ХХ столетия эвенов и эвенков называли тунгусами. Термин «ламуты», принятый в этнографической литературе до установления официального названия в 1930-х годах «эвен», восходит к русским актам ХVII в., в которых «ламутами» или «ламутками» называются отдельные территориальные группы эвенов, обитавшие по рекам Яна, Бытантай, Тумара, Ньора, Саганджа, Томпо, Хара-Улах, Омолой, Индигирке и Колыме.
В ХIХ - начале ХХ вв. этноним «ламуты» употреблялся как полуофициальное обозначение большинства восточных групп эвенов, тогда как их официальным названием продолжал оставаться этноним тунгусы.
Большинство современных эвенов называет себя эвен, которое произносится представителями различных диалектных групп по-разному: эвэн-эбэн-ывын-ыбын. Распространены и региональные самоназвания: орочел (т.е. "оленные", эвены северо-восточной части Охотского побережья и Камчатки), илкан (т.е. "настоящие люди", нижнеколымские эвены) и др. Исследователи по-разному переводят этот этноним: «спустившийся с гор», «здешний», «местный» и др. С 1930-х гг. данный этноним стал официальным названием эвенской народности. Ко времени включения северо-востока Сибири в состав Русского государства эвены имели следующие общественные институты: патронимия, большую патриархальную и малую семьи. Основной социальной ячейкой эвенского общества являлся отцовский род. Роды представляли собой коллективы кровных родственников, связанных общностью происхождения, которые имели характерные родовые названия и отличались устойчивым составом.
Из книги "История и культура эвенов"
До сих пор среди исследователей нет единого мнения о происхождении эвенов. Пытаясь определить область первоначального формирования его предков, исследователи рассматривают ее в связи с общей проблемой этногенеза эвенков и этнической историей других тунгусо-маньчжурских народов.
Вопросами происхождения собственно эвенов до М.Г. Левина никто не занимался. Он считает, что область формирования древних тунгусских групп находилась по соседству с ареалом формирования тюрко- и монголоязычных народов» [Левин, 1958, с. 300].
Существует и другая гипотеза происхождения тунгусо-маньчжурских народностей – акад. А.П. Окладникова, согласно которой первоначальное формирование их было связано с древним неолитическим населением Прибайкалья, откуда расселялись все тунгусоязычные племена по Сибири и далее – к Дальнему Востоку [Окладников, 1955, с. 53]. Таким образом, эвены и эвенки являются сравнительно поздними пришельцами из других районов Сибири. В связи с проблемой этногенеза народов алтайской языковой общности исследователи придают серьезное значение генезису оленеводства.
Считается, что их появлению в указанном регионе предшествовало возникновение и развитие оленеводства, что оленеводство, действительно, сыграло исключительную роль в заселении тунгусскими племенами огромного пространства Сибири и Северо-Востока. На основании археологических данных А.П. Окладников и Р. С. Васильевский определяют и хронологические рамки появления тунгусских племен в Охотском побережье – ХV - ХVII вв. [Васильевский, 1971, с. 22]. Формирование эвенов в самостоятельную народность происходило в процессе культурного взаимодействия определенных тунгусских родов с дотунгусским населением Северо-Востока. Древние юкагиры представляли собой автохтонное население Якутии, тунгусы появились здесь не ранее ХII в. Приход на Среднюю Лену в ХIII – ХIV вв. якутов заставил часть «оламутившихся» тунгусов переместиться ниже по течению Лены, а также на Алдан, Маю и Охотское побережье.
Со второй половины ХVII в. началось освоение эвенами-оленеводами территорий, расположенных к северу от Верхоянского хребта, а вместе с этим и вторичная ассимиляция юкагиров в бассейнах рек Яна, Индигирка, Колыма и Анадырь, в процессе которой окончательно сложился культурный облик современных эвенов [История и культура эвенов, 1997, c. 22].
Первые упоминания об эвенском народе содержатся в описаниях С.Крашенинникова [Крашенинников, 1949, c. 529], Г.Сарычева [Сарычев, 1802, c. 48-50], Т.Лессепса [Лессепс, 1802] и др. Этнографическое описание эвенов было выполнено участником второй Камчатской экспедиции Беринга-Чирикова Я.И.Линденау [Линденау, 1983, c. 53-76]. Среди сообщений первой половины ХIХ в., в той или иной мере упоминающих об эвенах, следует выделить наблюдения А.И.Кибера [Кибер, 1824] и И.Булычева [Булычев, 1856].
Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. выходят труды Н.Слюнина [Слюнин, 1900], С.Патканова [Патканов, 1906], С.Бутурлина [Бутурлин, 1907, c. 21], содержащие ценные сведения о жизни, быте и культуре эвенов. Первой этнографической работой об эвенах колымо-омолонской группы является публикация В.Г.Богораза [Богораз, 1900]. Особого внимания заслуживает исследование И.А.Худякова, где автором подробно освещаются самобытный характер верований эвенов, специфика семейно-родовых отношений и т.д. [Худяков, 1969, c. 99-110]. Планомерное изучение эвенов начинается с 20-х гг. ХХ в. в этот период над глубоким исследованием хозяйства, быта и языка работали Е.П.Орлова [Орлова, 1930, с. 39-48], М.Г.Левин [Левин, 1932, 1936, 1958] М.К.Расцветаев [Расцветаев, 1933] и др.
После создания эвенской письменности в 1932 г. стали выходить в свет различные издания на эвенском языке – буквари, разговорники, самоучители.
Со второй половины ХХ в. появляется значительное количество новых публикаций по эвенам. Был изданы труды Г.М.Василевич [Василевич, 1951, 1958, 1960, 1969], И.С.Гурвича [Гурвич, 1956, 1966, 1977], Б.О.Долгих [Долгих, 1960], М.Г.Левина [Левин, 1932, 1936, 1956, 1958], С.И.Николаева [Николаев, 1964], У.Г.Поповой [Попова, 1981], Е.Д.Прокофьевой [Прокофьева, 1961], М.К.Расцветаева [Расцветаев, 1933] А.Б.Спеваковского [Спеваковский, 1980, 1984], В.А.Туголукова [Туголуков, 1970, 1980, 1982, 1984, 1985], языковедческие работы В.Д.Лебедева [Лебедев, 1959, 1982], К.А.Новиковой [Новикова, 1956, 1958, 1966], А.А. Бурыкина , А.А.Петрова [Петров, 1991, 1998], Л.Д.Ришес [Ришес, 1955], В.А.Роббека [Роббек, 1982, 1984, 1988, 1989, 1992], фольклористические исследования Е.А.Крейновича [Крейнович, 1979], В.Д.Лебедева [Лебедев, 1978], К.А.Новиковой , А.А.Петрова [Петров, 1992] и т.д.
Подводя итог изучению эвенов, можно сказать, что усилиями нескольких поколений отечественных исследователей накоплен разносторонний и богатый материал, который требует своего глубокого и всестороннего изучения.
По данным переписи 1989 г. насчитывалось 17199 эвенов. Преимущественными районами расселения эвенов в Якутии являются Усть-Янский - 939 эвенов, Эвено-Батантайский – 903, Томпонский – 753, Кобяйский – 677, Момский - 645, Аллаиховский – 544, Нижнеколымский – 520, Булунский – 384, Среднеколымский – 364, Оймяконский – 322, Алданский – 231, Верхнеколымский – 197, Верхоянский – 189, Абыйский – 142, Орджоникидзевский – 125, Амгинский – 103 [История и культура эвенов, 1997, с. 34-57]. Общий прирост эвенов в Якутии в 1979-1989 гг. составил 2905 человек, в том числе естественный – 1560 человек. Восстановило национальность «эвен» 1345 человек [История и культура эвенов, 1997, с. 31]. Существенное увеличение численности эвенов следует объяснять не только следствием миграционных процессов в Якутии, но и значительным ростом национального самосознания, так во многих случаях произошло восстановление национальности, т.е. эвенами назвали себя многие метисы, ранее значившиеся как якуты, эвенки и т.д. В Магаданской области основными районами проживания эвенов являются Ольский (822) Северо-Эвенский (734). Более 700 эвенов живет в Омсукчанском (295), Сусуманском (140), Среднеканском (132), Хасынском (66), Ягоднинском (45) и Тенькинском (31) районах области. Восстановление коренной национальности для Магаданской области не было характерно в момент переписи.
На Чукотке абсолютное большинство эвенов сосредоточено в Билибинском и Анадырском районах (Омолоне, Анюйске и Ваегах) – соответственно 807 и 448 человек. Прирост эвенов в Чукотском автономном округе составил более 24%. На Камчатке в Быстринском районе в 1989 г. проживало 672 человека. А в районах Корякского автономного округа (Аянка, Оклан) - 713.
Для эвенов Хабаровского края в межпереписной период характерен существенный прирост населения – более 30 %, практически весь он достигнут за счет естественного прироста (29,8 %). Большинство хабаровских эвенов (1125) живет в Охотском районе.
Таким образом, материалы переписи 1989 г. свидетельствуют о достаточно высоких темпах прироста эвенов в большинстве районов их проживания. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Якутии проживало 7562 эвенов. Удельный вес эвенов от общей численности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) составлял 64,9%.
Охота, рыболовство и оленеводство составляли основу комплексного кочевого хозяйства эвенов Якутии. Ареал кочевий разных родов охватывал огромную территорию с низовьев Вилюя до Индигирки, с низовьев Алдана до Охотского моря.
Представитель династии Алексеевых Местникова(Алексеева) Н.А.
Эвены к приходу русских состояли из трех культурно-хозяйственных групп: кочевников-оленеводов, оседлых рыболовов (пешие тунгусы) и полуоседлых скотоводов на Алдане (дельяны). В середине XVII в. оленеводы кочевали в горно-таежной зоне Якутии и горных районах севера Охотского моря. Их иногда называли дондэмнэл, буквально - материковые, горные.
Большинство эвенов-оленеводов к приходу русских сосредотачивалось в острогах Верхоянского хребта, примыкающих к Охотскому побережью. Присоединение к России, ясачная политика государства, бесчинство служилых людей, столкновение с казаками и корякам побудили эвенов-оленеводов, начиная со второй половины XVII в., продвигаться в малозаселенные районы Северо-Востока, тем самым расширяя ареал кочевий эвенов вплоть до XIX в.
Всего в районах проживания эвенов на Охотском побережье и в горных районах Верхоянья, на низовьях Вилюя и Алдана было зафиксировано более 40 кровных родов, большая часть которых принадлежала к пешим тунгусам. Крупные роды эвенов - Годниканский, Горбиканский, Дельянский, Киларский, Уяганский, Эжанский, Буякирский, Долганский включали как оленнных, так и пеших (безоленных) групп сородичей. Численность эвенов-оленеводов на середину XVII в. В.А. Туголуков определил в 3,6 тыс. чел., пеших тунгусов - 4,8 тыс. чел. Всего 8,4 тыс. человек.
3. История и обычаи эвеновК приходу русских в XVII в. эвены являлись уже сформировавшимся этносом. Их территориальные группы были расселены к северу и северо-востоку от эвенков (Северо-Западное Верхоянье, бассейны Индигирки, Колымы, побережье Охотского моря). Жили и продолжали жить в близком соседстве с якутами, чукчами, коряками и юкагирами. Поэтому в хозяйстве и культуре эвенов много черт, роднящих их с этими народами, особенно с юкагирами.
Происхождение эвенов неразрывно связано с этногенезом эвенков. В бассейнах Колымы, Яны и Индигирки тунгусы вступали во взаимоотношения с юкагирскими племенами и восприняли многое из юкагирской культуры. Это в дальнейшем привело к формированию эвенов-ламутов. Продвижение эвенов на восток, в северную часть Охотского моря, относится ко второй половине XVIII в. А на Камчатку они попали только в 40-х гг. XIX в.
Этноним "ламут", принятый в этнографической литературе до установления официального единого названия "эвен", восходит к русским документам XVII в., в которых этим термином обозначались территориальные группы народности, обитавшие по рекам Яне, Индигирке, Колыме. Корень этого термина происходит от слова "ламу", обозначавшее море, озеро. Русские данный этноним впервые восприняли от якутов.
Эвенский язык, входящий в состав тунгусо-маньчжурских языков, подразделяется на две группы говоров - восточную и западную.
В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Среди кочевых охотско-колымских эвенов различалась группа хозяйств с большим радиусом кочевок, охватывавшая бассейны Колымы, Омолона, Индигирки. Другие группы хозяйств кочевали с малым радиусом кочевок, держась главным образом в бассейне Охотского моря, входившего в Якутскую область.
Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. В старину на волка не охотились, т.к. он считался запретным животным. Оленогонных собак не держали. Рыболовство имело лишь подсобное значение. Так, в горных речках ловили хариуса и другую рыбу. Ее били острогой, ловили удой в проруби.
У эвенов бытовали два типа жилищ: эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы "мешать" проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
В XVII-XVIII вв. эвены продолжали жить в условиях патриархально-родовых отношений. Они разделялись на экзогамные патрилинейные роды, которые часто были рассеяны на большом пространстве. Поэтому эти роды дробились, и поэтому части их дополнительно к родовому названию получали еще и порядковые номера. Уже по данным XVII в. можно констатировать у них далеко зашедшее разложение кровного рода и имущественную дифференциацию. В ее основе, как у любого кочевого скотоводческого народа, лежало владение оленями.
Эвенский олень отличается от корякского и чукотского большим ростом, силой и выносливостью. В документах XVII-XVIII вв. зафиксированы сведения о том, что чукчи и коряки охотно выменивали своих оленей на эвенских, отдавая за одного двух своих.Существовал, как и у эвенков, обычай "нимат", коллективного распределения продуктов охоты и рыболовства. Так, охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял ее между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным.
В XVII в. семья эвенов была патриархальной. Тем не менее в отношениях отмечалось независимое положение женщин в семье. Сыновья до раздела с отцом были в полной зависимости от него.
Свадебная обрядность у эвенов в основном схожа с эвенкийской. За невесту уплачивали калым - тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили ее с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали ее жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.
При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.
В религиозных представлениях эвенов существовал культ "хозяев" природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Зафиксирован также широко распространенный в Северной Азии культ медведя. Так, эвен, получивший в качестве нимата медведя, устраивал общественный праздник, на котором съедалось мясо медведя. Его кости хоронили на свайном помосте, складывая их в строго анатомическом порядке. Местами сохранялся древний обряд похорон черепа медведя путем укрепления его на вершине невысокой лиственницы.
Костюм эвенского шамана отличается от эвенкийского и якутского меньшей сложностью, в частности, отсутствовали кованые железные изображения духов. А бубны сравнительно узкоободные, круглые, небольшого диаметра. Они стоят ближе к амурскому варианту шаманских бубнов.
В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И.А.Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он "отправится на восток". Томпонские эвены, по материалам В.А.Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - "чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие". Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
В эвенском традиционном календаре каждый месяц начинался с новолуния. В дни солнцестояний, по их мнению, открывались двери в верхний мир. Земными "преддвериями" его служили две лиственницы, между которыми натягивалась веревка с пучками подшейных волос священного оленя. Во время проведения этого календарного обряда человек, вышедший за эти "небесные ворота", превращался как бы в "птицу-оленя", затем - в "птицу-стерха-оленя". Это и другие материалы свидетельствуют о развитом культе солнца, связанном с почитанием божественного оленя.
В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.
В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец "сээдьэ", имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро.
4. Музыка эвенов
Музыкальная культура малочисленных северных народов имеет некоторые общие черты. Преобладает одноголосно-монодический склад с элементами бурдонного многоголосия. Распространена традиция индивидуального песнетворчества, в том числе в жанре личных именных песен-оберегов, имеющих три вида: детская (сочиненная матерью), взрослая (сложенная самостоятельно и с годами незначительно обновляемая) и предсмертная (подводящая итог жизни). Бытуют также личные наигрыши и танцы, песни необычных жанров - "мухоморные", "пьяные", "сонные" и др. Распространены обычаи импровизации песен и наигрышей по различным поводам (приветственные и гостевые песни, импровизируемые хозяином в честь гостя), "товарищества по песне" и дарения песни.
Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др.
Главный музыкальный инструмент - бубен различных типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен"). Широко распространен варган-зубанка (т.н. зубной бубен - "женский" аналог бубна), ударные и шумовые инструменты ("пропеллеры"-жужжалки, металлические колокольчики, погремушки, трещотки), используются духовые и струнные (музыкальные луки, 1- и 2-струнные смычковые типа скрипки и альта).
По этномузыкальной классификации музыка эвенов относится к т.н. лесотундровой группе. Музыку лесотундровиков-оленеводов отличает свободная вариантность и вариационность развития, сложная метроритмика, "разрастающиеся" лады (в процессе исполнения звукоряд постепенно расширяется), богатая орнаментика (микроинтервалика, необычные шумотембры - завывания, горлохрипение, покрики и др. типы звукоподражания), напевно-речевое интонирование.
Объем напевов - от терции-кварты до квинты-октавы. Преобладает сольное импровизационное музицирование средней громкости, сравнительно независимое как от речевых, так и от танцевальных прообразов. В процессе исполнения громкость растет, метроритм активизируется, начальный тон повышается (с эпизодическим возвращением на исходную высоту). Вокальные тембры - приглушенно-шероховатые, инструменты - ударно-шумовые.
Среди талантливых народных музыкантов-эвенов отмечена Л.Рехлясова, среди эвенских композиторов (главным образом мелодистов) - Э.Клепечин.
5. Шаманство эвенов
Шаманство эвенов почти не изучено, и поэтому любые материалы, связанные с описанием шаманских обрядов эвенов, и в особенности тексты таких ритуалов, представляют значительный интерес для этнографов и лингвистов. Ниже представлены материалы по шаманству булунских эвенов (Якутия), записанные в 1928 г. финским ученым А.Сотавалта от студента отделения народов Севера ЛГУ Гаврила Никитина во время его пребывания в Финляндии. Среди них один текст камлания, обращенный к верховному божеству, называемому во всех описываемых образцах по-якутски Айыы (текст 6.1), три описания шаманских ритуалов, в том числе два ритуала, совершаемых женщиной-шаманкой (тексты 6.2-6.3), и один отрывок шаманского заклинания, обращенного к духам-хозяевам местностей (текст 6.5).
Для собственно обрядовых текстов чрезвычайно характерно обращение к духам-хозяевам местностей - гор, рек, ручьев, в обращении к божеству Айыы содержится призыв к духу-покровителю охоты; из данных текстов явствует, что заметную роль в шаманской практике эвенов играли дух-хозяин жердей юрты и дух-хозяин бубна.
Практически во всех текстах отразилось сложное устройство Вселенной, которая, по данным материалам, насчитывает шесть или девять сфер-ступеней. Это сообщение дает дополнительную ценность рассматриваемому источнику, так как обычно вселенная у эвенов делится на три сферы: средний мир - мир людей, верхний мир - мир верховного божества и нижний мир - мир мертвых.
В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека (текст 6.4, описывающий ритуал лечения больного). Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена - возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.
Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara "полная луна") и т.п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.
По опубликованным текстам нетрудно составить представление, что объем знаний о шаманской практике, в частности, о смысле ритуалов и устройстве мира, посещаемого шаманами, был довольно значительным и вполне соизмерим с объемом знаний лучших информаторов наших дней, представляющих наиболее старшее поколение.
:
21 830 (Всероссийская перепись 2010 г.)
Украина
:
104 (2001)
Расселение и численность
Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ . Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, в Камчатской области - 1779 (из них в Корякском автономном округе - 751), в Чукотском автономном округе - 1407, в Хабаровском крае - 1272.
Численность эвенов в России:
Численность эвенов в населённых пунктах (2002 г.)
село Тополиное 671
село Кустур 296
село Берёзовка 267
село Казачье 179
село Хайыр 178
село Оленегорск 137
село Тахтоямск 212
село Хаилино 165
Язык
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык. Расселение тунгусских племён (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров , впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами . Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. Кроме официальной регистрации национальности они ни чем не выделяются в среде якутов и многими считаются такими же саха, но номинирующими себя эвенами лишь для использования социальных льгот, предоставляемых государством.
До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 года). Алфавит на латинской основе для эвенского языка был утверждён в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменностей народов Севера. В 1936 была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932-1934 были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.
В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенского языка в школах, педучилищах, ВУЗах. Преподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение якутского и русского языков в качестве языков межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре.
Религия и обычаи эвенов
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы ХIХ в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов , указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале ХIХ в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребенок, не знаешь как его назвать и крестить некому».
В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII-XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.
В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец «hээдьэ», имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро. Был распространен культ солнца, которому в жертву приносили оленей. поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины. Жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.
В настоящее время есть эвенские писатели и поэты (Н. С. Тарабукин, А. А. Черканов и др.), пишущие на родном языке. Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).
Хозяйство
В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует обще сибирской закономерности. У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, больше сохраняется национальная культура и, как правило, родной язык. Потребностями оленеводства определялся образ жизни и атрибутика эвенской культуры. Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70 % эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. п. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, «по частям тела». У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой) и заканчивался августом, месяцем «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.
По территории расселения значительно варьировал транспорт, особенно олений. Для эвенов на Охотском побережье, вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного оленьего транспорта, он, как правило, сосуществовал с традиционным для тунгусов вьючно-верховым оленеводством.
Традиционные поселения и жилища. Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки дьугадьак. Разнообразными были и жилища - тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т. п. Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. В старину на волка не охотились, так как он считался запретным животным.
У эвенов бытовали два типа жилищ: эвено-эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
В XVII-XVIII вв. эвены продолжали жить в условиях патриархально-родовых отношений. Они разделялись на экзогамные патрилинейные роды, которые часто были рассеяны на большом пространстве. Поэтому эти роды дробились, и поэтому части их дополнительно к родовому названию получали ещё и порядковые номера. Уже по данным XVII в. можно констатировать у них далеко зашедшее разложение кровного рода и имущественную дифференциацию. В её основе, как у любого кочевого скотоводческого народа, лежало владение оленями. Существовал обычай «нимат», коллективного распределения продуктов охоты и рыболовства. Так, охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял её между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным.
В XVII в. семья эвенов была патриархальной. Тем не менее в отношениях отмечалось независимое положение женщин в семье. Сыновья до раздела с отцом были в полной зависимости от него.
Свадебная обрядность у эвенов в основном схожа с эвенкийской. За невесту уплачивали калым - тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.
При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.
Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с её эстетической ценностью (она богато декорирована) охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Пища
Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.
Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.
Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. ХХ в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.
Социальная организация
Общетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией. В ХVIII в. у эвенов формируются, так называемые, административные роды, в состав которых входят не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания. Эти объединения выступают в качестве субъектов экономического права в сфере организации хозяйственной жизни, уплаты ясака и т. п. Традиционные родовые связи реализуются через нормы экзогамии, институты родовой взаимопомощи, по перераспределению мясной добычи между всеми членами стойбища (обычай «нимат»), что обеспечивало патронат над всеми сородичами, систему родовых культов. Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека. В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они «глаза» матери, «душа» отца. Их не принято было наказывать, гость вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Имянаречение проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нём. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды взрослой деятельности в соответствии с половой принадлежностью. До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.
Брачный возраст устанавливался в 16-17 лет, были возможны и ранние браки. Воспитание детей, в случае отсутствия родителей, возлагалось на сородичей, был распространен обычай аванкулата. При заключении брака обязательно выплачивался калым, обычно оленями. Основным типом семьи эвенов была малая с четкими сферами разделения труда, но паритетными ролями супругов в принятии общесемейных решений. Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, в то время как в экономической и имущественной сферах, в условиях патриархальных отношений и начал социальной дифференциации, главенствующее положение занимает мужчина. Большую роль в общественной жизни эвенов играли люди старшего поколения, знатоки и хранители традиции. Неформальной была роль старейшины рода, локальной группы, организатора хозяйственной и общественной жизни.