• Разное
  • Финансы
  • Инвестиции
  • Цветы
  • Огородник

К современной системе специальных образовательных услуг относятся. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

К современной системе специальных образовательных услуг относятся. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Одна из целей образования на современном этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь - быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

Еще по теме Современная система специальных образовательных услуг.:

  1. 13.3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  3. 15. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в школе.

Специальная педагогика… международный педагогический термин. Английский корень «special» (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области и педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека По данным городской психолого- медико- педагогической консультации в 2008году только в Саранске было выявлено - с задержкой психического развития- 440 детей с умственной отсталостью- 56 детей с речевыми нарушениями – 1477 детей с неврозами и синдромами- 277 детей




Принципы перестройки специального образования образование для всех детей с особыми образовательными нуждами; раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; сокращение разрыва между моментом возникновения нарушения в развитии и началом оказания ребенку комплексной помощи; вариативный стандарт специального образования, учитывающий индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка; смысловой акцент на личностном, социально-эмоциональном аспекте; обеспечение семье выбора организационных форм обучения; непрерывное образование на протяжении всей жизни; целенаправленное обучение ребенка за пределами образ. учреждения; включение родителей в процесс коррекционного воспитания и обучения; подготовка кадров специалистов нового поколения.


Система специального образования Республики Мордовия представлена следующими учреждениями: МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 91 компенсирующего вида» для детей с нарушениями интеллектуальной сферы (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 22» для детей с нарушениями органов зрения (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 24» (ГО Саранск) для детей с нарушениями речи (г. Саранск); 7 специальных (коррекционных) групп при массовых детских садах для детей с задержкой психического развития (ГО Саранск); 68 логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи и заиканием (ГО Саранск); 20 специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития при массовых ОУ (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа-интернат I-II вида для глухих и слабослышащих детей (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа VIII вида (г. Саранск) и специальные (коррекционные) школы- интернаты (г. Темников, г.Инсар, с. Поводимово Дубенского района, г. Краснослободск) для детей с нарушениями интеллекта; Специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (г. Ардатов).


Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»


В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.


Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Республики Мордовия Название учрежденияВсего Обучающихс я Инвалидо в Сирот Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат IV вида Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифферен­цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения :

· ясли-сады;

· детские сады;

· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);


· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специаяистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды , а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами . Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий , таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность . Известно, что родители вносят некоторую пла­ту за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.


Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад – с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга­низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего, это дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 000, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­ пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

· с тяжелыми нарушениями речи – до 6 и 10 человек;

· с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет – до 12 человек;

· глухих – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабослышащих – до 6 и 8 человек;

· слепых – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием – до 6 и 10 человек;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата – до 6 и 8 че­ловек;

· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;


· с задержкой психического развития –до 6 и 10 человек;

· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

· с туберкулезной интоксикацией – до 10 и 15 человек; часто болеющих – до 10 и 15 человек;

· со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп;

· с иными отклонениями в развитии – до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю, (Основание: инструктивное письмо Минобразования Рос­сии от 29.06.99 № 000/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах – «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования проис­ходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной рабо­ты с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испы­тывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)

2-я ступень - основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида только в подготовитель­ный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном об­разовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность пе­рехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в разви­тии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обу­чаться в школе VII вида в течение года.

Специальную педагогическую помощь дети получают на инди­видуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на ло­гопедических занятиях.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразо­вательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.

Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.

Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится по трем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень - с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре­жиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 01.01.01 г. № 000.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками , фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку; Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования . Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образо­вательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образова­тельное пространство детей и подростков с тяжелыми и множест­венными нарушениями развития.

Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной пе­дагогики сообразно возможностям местных социокультурных ус­ловий, национальных и региональных особенностей.

Петров Андрей Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ

Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.

В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:


  • Психолого-медико-педагогические комиссии;

  • Психолого-медико-социальные центры;

  • Диагностические, реабилитационные центры;

  • Логопедические пункты;

  • Службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСПП:

  1. Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

  3. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

  4. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

  5. Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

  6. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

  7. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

  8. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

  • Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

  • Увеличение перечня проблем.

  • Качественный рост показателей развития ребенка.

  • Нормализация внутрисемейных отношений.

  • Качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь , от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:


  • Ясли-сады,

  • Детские сады,

  • Дошкольные детские дома,

  • Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:


  1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

  2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

  3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

  4. Разработка специальных комплексных программ.

  5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

  6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

  7. Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.


В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:


  • Психолого-медико-педагогические комиссии;

  • Психолого-медико-социальные центры;

  • Диагностические, реабилитационные центры;

  • Логопедические пункты;

  • Службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСПП:

  1. Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

  3. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

  4. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

  5. Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

  6. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

  7. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

  8. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

  • Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

  • Увеличение перечня проблем.

  • Качественный рост показателей развития ребенка.

  • Нормализация внутрисемейных отношений.

  • Качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь , от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.
3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:


  • Ясли-сады,

  • Детские сады,

  • Дошкольные детские дома,

  • Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:


  1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

  2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

  3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

  4. Разработка специальных комплексных программ.

  5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

  6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

  7. Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.

Категории

  • Разное
  • Финансы
  • Инвестиции
  • Цветы
  • Огородник
  • Птицеводство
  • Напитки
  • Красота и здоровье
  • Своими силами
  • Сад и огород
  • Финансы и бухучет
  • Истории
  • Садоводство
im30.ru. Отдых. Туризм. Путешествия. Финансы. Инвестиции. Садоводство.