Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.
Наименование программы |
|
Комплексные |
|
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» |
Веракса Н.Е. Комарова Т.С. Васильева М.А. |
Парциальные |
|
Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. |
Филичева Т.Б., Чиркина В.Г. |
«Безопасность» - программно – методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста |
Стеркина Р.Б. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. |
Программа социального развития детей «Я, ты, мы» |
Князева О.Л. |
«Изобразительная деятельность в детском саду» технология |
Комарова Т.С. |
Программа по экологическому воспитанию «Наш дом Природа» и методические рекомендации к ней |
Рыжова Н.А. |
«Экология для малышей» |
Гончаровой Е.В. Гавриловой О.Н., Моисеевой Л.В. |
Программа патриотического воспитания «Город, в котором я живу» |
НГГУ, рецензенты: Н.Д.Наумов Н.С. Малетина, Л.А.Ибрагимова |
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительная деятельность» |
Шестакова А.В. |
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкально-ритмические композиции» |
Буренина А.И. |
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Театр физического воспитания и оздоровления» |
Ефименко Н.Н. |
Дополнительная общеобразовательная программа коммуникативно-речевой направленности «Обучение чтению» |
М.: Просвещение, 2009Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком. Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел "Коррекционная и инклюзивная педагогика", если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе? Ответ: к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть. Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей - ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка? Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249). Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае? Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний. Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны. Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно", но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно" в организационном разделе ООП ДО. Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением? Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249). Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу. Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это. не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО. Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки? 1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.
Ответ. 1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеоб разовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО. Да это так. Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию: Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».
Замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.); Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.
Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».
Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».
Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности» 2. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ). Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249) Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться: Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.
3. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:
Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности - адаптированную образовательную программу (согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы? Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ. Цель: формирование полноценной фонетической системы языка, Задачи:
развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) Основные направления программы.
Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью. Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН. 1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. 2.Соблюдение последовательности коррекции звуков. В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия. В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании , так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию. Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков. При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска). Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи. Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями. Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи. Обучение на занятиях: В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении» основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия:
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка. Задачи и содержание индивидуальных занятий:
Логопедическое обследование детей проводят в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова. 1. Обследование звукопроизношения Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов. Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков звуки к, г, х Коля пьет кофе. Галя гамак губы нога погода Коля мак окно У Кати клюква, ха хо ху ах ох ух хобот ухо мох У Гали болит губа. Дети едят уху. Вот летит муха. У хаты поет петух. звуки е, я, ё, ю аи, ой, уй, эй; дай – даю – даёт Мая купает утку. лёд Люба Лида лебедь плита, клетка, клюв пальма моль даль Лена и Лида купили пальму. Лиля и Люда катали Олю. звуки с, сь сад оса автобус Сима косить ось Соня стоит на мосту. Вася несёт сено. яма, мая, юг йод, юбка, каюта, мой, моя, моё купай – купаю – купает катай – катаю – катает Мая копает яму. Лёва любит лимоны. са со су ас ос ус ся, сё, сю, ась, ось усь аза, озо, узу У Зины земляника. ац оц уц звуки з-зь за зо зу зубы козы тазы Зина бузина У Зои ваза. цапля лицо боец На сцене поёт певица. УЦыли кольцо. шапка кошка мышь Миша и дедушка покупают шахматы и шашки. Кошка видит мышку. жук жаба одежда пиджак Жук лежит, летать не может, ждёт он, кто ему поможет. звуки ррь рука парад хор Рома кормит рыб. рярерю арьорьурь репа ряды берег берет море порядок лекарь ребята сидят в третьем ряду. моряки подняли якорь. Зина идёт в музей. ажа ожо ужу лапа палатка гол Алла мыла куклу Клаву. ча чо чу ач оч уч чайник дочка ночь Леночка наливает в чайник водичку. Ученики учат уроки. щука овощи плющ Щенок лезет в цель. В реке щуки и лещи. В ящике клещи и щётка. Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками. звуки кгж звуки ль – звуки с сь звуки з зь звуки ш – ж звуки с – звуки з – ком том какой – такой бок – бот тыква – книга так – как хобот – гудок я – ля, ля–яля – ляляля – яай – альоль – ой мой – моль бой – боль ямка – лямка мой лимон; моя клюква Юля поливает лилии. сася сяса сад – сядь оса – оси квас – квась нос – носик зазя зяза аза азя зона Зина ваза вези газон газета завозить шажа аша ажа жо шо ошо ожо ноша – ножи мыши – вожжи каша – кожа вишни – вижу Саша шаса саш-шас Саша сушит сушки. зажа жаза зожо жозо жук – зуб ножи – зонты кожа – коза одежда – звезда звуки ч – щ – съ – ть чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца чашка часовщик ученица учительница носильщик Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей 1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку. 2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее. 3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их. 4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку. 5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки. 6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет. 7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их. 8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 77 9. «Найди свою пар у». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого – с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку. 10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу. 2. Обследование фонематического слуха Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий. 1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос – нож, усы – уши, удочка – уточка, дочка – точка, змея – земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду. 2. «К то самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком. 3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2–3 слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов. 4. «Какие подарки принес Буратино». Вволшеб-ном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук. 5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная Шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком. 3. Обследование слоговой структуры слова Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звукона-полняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т. д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик, сковорода, скатерть, троллейбус и т. п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записывают те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение. Устойчивость внимания, работоспособность_____________ Состояние общей и мелкой моторики Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) и подвижность артикуляционного аппарата Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ________________ Различие звуков на слух и в произношении________________________ Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод)1__________ Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)_________ Словообразование Грамматический строй Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.–С. 5–11. Речевая карта Фамилия, имя ребенка____ Дата рождения (месяц, год) Домашний адрес Где находился ребенок до поступления в группу Жалобы родителей Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений) Уровень общего развития ребенка 1 В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний. Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 26 мая 1970 г. было утверждено Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Согласно этому документу, Министерство образования, краевые и областные отделы народного образования получили право организовывать деятельность логопедических детских садов, яслей-садов с круглосуточным и дневным пребыванием детей, а также открывать логопедические группы при массовых дошкольных и школьных учреждениях. Логопеды и психоневрологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии, содержание и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной МПК от 12 февраля 1969 г. Основной целью работы данных комиссий является определение речевого статуса ребенка на основании изучения целого ряда документов, подробной беседы с родителями, детального обследования самого ребенка и вынесение окончательного решения о его зачислении (или не зачислении) в дошкольное учреждение или группу для детей с нарушениями речи и сроках обучения. При этом определен ряд необходимых для предоставления комиссии документов на каждого ребенка: – выписка из истории его развития; – заключение педиатра об общем состоянии ребенка; – заключение психоневролога (невропатолога) о состоянии интеллекта; о наличии (отсутствии) органического поражения ц. н. с. – первичное заключение логопеда об уровне развития речевой деятельности ребенка; Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 81 – педагогическая характеристика (в том случае, когда ребенок посещал дошкольные учреждения). Анализируя все вышеуказанные документы, медико-педагогическая комиссия решает, подлежит ли ребенок зачислению в логопедическое учреждение. Противопоказания к зачислению могут быть следующие: – наличие у ребенка снижения слуха; – наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих; – снижение интеллектуального развития; – нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка; – наличие психопатоподобного поведения; – наличие эпилептических припадков; – наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа. Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля. В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает. Комплектуют следующие группы: – для детей с недоразвитием фонетической стороны речи (звукопроизношения) и недостаточным фонематическим слухом. В эти группы зачисляются дети пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12человек; – для детей с ринолалией и дизартрией. Если такой возможности не предоставляется, то эти дети попадают в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. И тогда логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения. В оптимальном варианте группы комплектуются с учетом возраста и структуры речевого дефекта. Если такой возможности не предоставляется, то ведущим принципом отбора является характер речевой патологии. <...> При приеме ребенка в логопедическое дошкольное учреждение необходимо предоставить следующие документы: – путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное учреждение; – заявление родителей с просьбой о зачислении; – заключение медико-педагогической комиссии; – свидетельство о рождении ребенка (заверенная копия); – справка о прививках и отсутствии контакта с инфекционными больными. Дети, достигшие семилетнего возраста, переводятся для обучения в общеобразовательную школу. Оставить ребенка на повторный курс обучения можно лишь по заключению психоневролога, если для этого есть соответствующие показания. В случае незачисления ребенка в логопедическую группу родителям необходимо обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации для направления ребенка в учреждения другого профиля. Требования к оформлению документации, представляемой на медико-педагогическую комиссию Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы. Врач дает заключение об интеллектуальном развитии ребенка. Логопедическая характеристика освещает особенности речевого развития ребенка. Важно определить степень сфор-мированности каждого из компонентов языковой системы. Обязательным является подтверждение каждого из высказанных положений образцами детской речи. Заканчивается такая характеристика логопедическим заключением, которое должно полностью соответствовать недостаткам, описанным выше. Комплектование групп для детей с фонетико-фонематичееким недоразвитием 83 Педагогическая характеристика раскрывает особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения программы детского сада. При этом воспитатель отмечает: – насколько ребенок проявляет интерес к занятию; – какие виды работ вызывают наибольшие трудности; – насколько ребенок усидчив во время занятий; – как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой; – насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий; – как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений; – какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач. Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжетно-ролевая, игра-драматизация и т. д., важно оценить: – может ли ребенок организовать подобные игры; – какую роль при этом отводит себе; – может ли регулировать игровые отношения вербально (т. е. с помощью речи); – в какой степени необходима помощь со стороны взрослых; – каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.); – использует ли предметы-заместители; – предпочитает играть один или с товарищами; – играет молча или оречевляет выполняемые действия; – каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр. Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает активность ребенка на прогулке, степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке, особенности ребенка в процессе приема пиши (не попер-хивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.). Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон. Такая подробная характеристика позволяет спрогнозировать оптимальную адаптацию ребенка к новым условиям и безболезненное вхождение в новый коллектив. Филичева Т.Е., Туманова Т.Е. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 7–12. |