Вот уже второй месяц в Самарском епархиальном музее действует выставка с необычным названием: «Сызранская икона: миф и реальность». На открытии выставки, которое состоялось 17 сентября, присутствовали - и дали очень высокую оценку представленной экспозиции - Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, вице-губернатор Самарской области Сергей Александрович Сычев. Представил выставку Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Владелец коллекции Андрей Александрович Кириков привез в Самару из Москвы около шестидесяти икон. В этих старинных, покрытых патиной веков, иконах дышит святость, в них запечатлены благородство и сдержанность тонкого письма.
Андрей Александрович убежден, что все эти иконы были написаны в Сызрани, известной прежде своими иконописными мастерскими:
- Посмотрите, иконы отличаются широкой полосой с весьма типичным орнаментом, завитком. Вот это узорочье - вообще формальный «паспорт» сызранской иконы! Цветовое решение их весьма ограничено, можно определить всего три-четыре колористических варианта. Это традиционные иконы, известные среди старообрядцев как икона греческого письма. Лики абсолютно иконописны, лишены живописных изысков. В позд-нейшие времена, в конце XIX - начале XX века, конечно же, икона начинает тяготеть к господствовавшим тогда вариантам.
- В чем особенность старо-обрядческой иконы? - спрашиваю у Кирикова. - Чем она отличается от икон нового письма?
Лучшие образцы старообрядческой иконы написаны в традициях древних, византийских. Естественно, что сложение перстов на этих иконах двоеперстное - это общеизвестно. Мы видим плоское изображение, без придающих объем теней. Искусствоведы с сожалением говорят о том, что в XVII веке в русское иконописание пришла европейская живопись и во многом лишила икону ее художественной простоты.
- Почему все же именно сызранская икона развилась как школа? Есть же более мощные центры старообрядчества, скажем, Иргиз.
- Иргизская икона тоже существует, но… Трудно сказать: может быть, в Сызрани иконописцы подобрались более творческие… Сызрань большой город, и старообрядческое купечество имело возможность финансировать этот промысел. С начала XIX века в Сызрани появляется несколько иконописцев. Что было до этого, сведения не дошли, но в эти времена иконописцы уже писали иконы, обучали учеников.
- Известны ли фамилии мастеров?
- Корневая вершина сызранской иконописи - это Давид Васильевич Попов, он же Порфиров: уникальная фигура, старообрядческий начетчик, то есть он был и руководителем общины. Он оставил очень много следов в архивных документах - не только как иконописец. С его именем связано усиление раскола в отдельных деревнях под Сызранью. Это, конечно, трагедия народа и Церкви. Но нельзя отрицать, что у старообрядцев сохранились древние традиции иконописи. И в то же время Попов воспитал целую плеяду иконописцев: это и Бочкаревы, и династия Качаевых, отец и сын. Иконы отца, Александра Павловича Качаева, представлены здесь, на выставке.
Директор Епархиального музея Ольга Ивановна Радченко на открытии выставки высказала глубокую благодарность владельцу коллекции, а я задала ей вопрос:
- Почему экспозиция названа «…миф и реальность»?
- Кириков провел очень большую кропотливую работу, сличая иконы между собой, устанавливая по отдельным элементам принадлежность иконы тому или иному мастеру, вообще к сызранской иконописной школе. И все же здесь нельзя быть абсолютно уверенными в том, что все иконы коллекции принадлежат именно к сызранской школе. Владелец убежден в этом, он очень много работал в государственном архиве Ульяновской области, очень много просмотрел материала, связанного с иконописцами Сызрани. Но искусствоведы не все собранные Кириковым иконы относят к сызранской школе. Так, искусствовед из московского музея имени Андрея Рублева определила, что в этой коллекции есть и Палех, и Мстера. А это уже иконы не старообрядческого письма. На некоторых иконах на оборотной стороне стоят клейма, свидетельствующие о том, что это работы мастеров из Сызрани. Принадлежность других икон к определенной школе иконописи пока еще с абсолютной достоверностью не установлена. Так что точку ставить рано…
Как бы то ни было, уже сами по себе эти иконы - к какой бы иконописной школе они ни относились, старообрядческой или Православной, вызывают подлинное молитвенное чувство, радуют дивным мастерством исполнения. Смотришь на них - и проникаешься убежденностью в том, что все они писаны глубоко и сердечно верующими иконописцами, для которых важно было не только неукоснительно соблюсти строгие каноны, но и передать величие и красоту Горнего мира…
До конца ноября продолжит свою работу выставка сызранских икон в Самарском Епархиальном музее. И вы еще можете успеть соприкоснуться с этим чудом неотмирной красоты.
На фото: Митрополит Калужский и Боровский Климент (слева) и Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий открывают выставку сызранских икон; иконы из собрания московского коллекционера Андрея Кирикова в Самарском Епархиальном музее; Митрополит Климент знакомится с иконами, представленными на выставке.
Ольга Ларькина Фото М. Булаева 20.10.2006Сызранская икона - настоящее творение искусства, которое является ярким представителем старообрядческой иконописи. Однако об этих творениях мало кто знает. Андрей Кириков решил положить этому конец и показать всем, какое богатство есть в мире.
Сызранская икона - настоящее творение искусства, которое является ярким представителем старообрядческой иконописи. Однако об этих творениях узнали уже довольно поздно, во второй половине XIX, но первые упоминания появились еще в начале века. На сегодняшний день Сызранские иконы приобрели много поклонников за свой особый стиль и необычайное великолепие. Самой большой коллекцией этих творений владеет Андрей Кириков, который приложил немало усилий, чтобы показать их миру. Ведь в связи с постоянными преследованиями старообрядцев, которые писали эти иконы, Сызранские иконы долго скрывались, и знали о них только самые великие знатоки подобных духовных ценностей. Это послужило причиной тому, что их не выставляли на выставках, музеях и тщательно скрывали от общественности.
Андрей Кириков решил положить этому конец и показать всем, а особенно русскому народу, какое богатство есть в мире. Именно поэтому он проявил инициативу создания фильма «Тайна Сызранской иконы». Он снят в популярном детективном жанре с очень интригующим сюжетом. Благодаря этому многие люди смотрели его и проявили интерес к старообрядческой иконописи. Таким образом, Андрей Кириков достиг своей цели - Сызранской иконой заинтересовались многие ценители искусства и люди из простого народа. Но по-другому и быть не могло, ведь эта религиозная живопись, созданная в византийском и древнерусском стиле, обладает необыкновенной красотой. Это послужило причиной организации выставки, где все смогли увидеть иконы Сызранской школы, которые так долго скрывались.
Старообрядческие работы можно узнать среди всей живописи по особой стилистике и своеобразным приемам исполнения. Все Сызранские иконы писались на доске из кипариса с ковчегом, при этом ее поверхность специально обрабатывалась, окрашивалась и профилировалась. Только после этого на доске начинали писать, и то исключительно темперой, что позволяло вырисовывать с особой точностью даже мельчайшие детали. Затем икона покрывалась лаком, благодаря чему эти творения отлично сохранились до наших дней. Их отличительной чертой является двойная опуш по полям и украшение орнаментной лузгой, на некоторых экземплярах имеется золотая кайма. Все это придает им еще большую привлекательность и ценность. Теперь, благодаря активной работе Андрея Кирикова, всю эту красоту смогут увидеть многие люди. Однако его самое большое достижение в том, что все его действия способствуют восстановлению пробелов в истории и культуре России.
Транскрипт
1 СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ СЫЗРАНСКАЯ ИКОНА Королева А.Д. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Саратов, Россия OLD BELIEVERS ICON OF SYZRAN Koroleva A.D. Saratov State University Saratov, Russia Что значит икона для православного сознания это рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживание, жалость, сострадание, умиление, восхищение и т. п., а соответственно, и стремление к подражанию изображенным персонажам. Также икона несет в себе эстетическое предназначение благоукрасить храм. Цель христианского искусства очищение, катарсис (греч. καθαρσις). Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Икона прежде всего церковный литургический образ, который занимает важное место в православном богослужении и в повседневной молитвенной жизни. Слово икона происходит от греч. eikōn образ, изображение. Искусство иконописи имеет глубокие корни. Почитание икон основывается на постановлении VII Вселенского собора (787г.), где было дано строгое богословское обоснование иконы, которое сводится к тому, что в результате Боговоплощения люди смогли в лице Иисуса Христа созерцать самого Бога. В иконе нет стремления к индивидуальному самовыражению, мастериконописец оставался чаще всего анонимным. Самым важным в писании 1
2 икон является точное следование канону, который зафиксирован в собрании иконописных образцов лицевых подлинниках. Для иконы характерны: подчеркнутая условность изображения, обратная перспектива; отсутствие внешнего источника света (свет исходит от ликов и фигур); символическая функция света (голубой цвет небес, золото символ святости, красный жертвы Христа или же царского достоинства); единовременность изображения (все события происходят одновременно). Русская икона в своем традиционном виде сохранялась, прежде всего, в среде старообрядчества. Староверы берегли древнюю икону, свободную от нововведений, высоко чтили и сохраняли своеобразное понимание ее красоты. После реформы Никона в середине XVII века русское православие раскололось на два течения: старообрядческое и новое, поддержанное государством. Верующие, которые придерживались старых церковных обрядов, подвергались гонениям, но после указа Екатерины II 1762 года старообрядцы были приглашены для заселения берегов Волги. К концу XVII века в Среднем Поволжье появляются первые старообрядцы, а в конце ХIХ века в Самарской и Симбирской губерниях их насчитывается уже несколько десятков тысяч. Сызрань являлась одним из старообрядческих центров Поволжья, экономическим и торговым регионом, где получает свое развитие иконописное ремесло. Первые упоминания об иконописных мастерах Сызрани появляются в конце XVIII века. В это время своим мастерством иконописи прославился священнослужитель Ильинского храма Алексей Афиногенов, который писал иконы для своего храма и местных церквей. Со второй пол. XIX века иконописью в Сызрани занимались монахини женского Сретенского монастыря, в то же время свое развитие получила сызранская старообрядческая иконописная школа. Сравнивая сызранскую школу с другими старообрядческими направлениями в иконописи (Ветковская, Невьянская, Поморская, Сибирская 2
3 школы), можно точно утверждать, что местная школа имеет свои традиции в написании икон, которые не встречаются в других мастерских. Художественная, историческая, эстетическая и духовная ценность сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция не столько в технике, сколько в ее духовной составляющей. Основой для иконы использовали ковчежную доску из кипариса. Основа из кипариса считалась самой прочной из всех пород дерева, о чем и говорит хорошая сохранность сызранских икон. Большинство работ снабжено двойной каймой с орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки. Ромашка представляется в виде круга, вокруг которого расположены лепестки. Этот солнечный цветок используется как орнаментальная розетка, часто ее дополняли другими декоративными элементами, в сызранской иконе это лепестки и трилистник. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменяется золотой каймой. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Присутствие патрональных святых свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Часто на иконах среди святых изображается образ ангела хранителя. Шрифт, который встречается на сызранской иконе, - вытянутый полуустав (поморская вязь). Сызранская икона имела особенный колорит он более разнообразен, чем кажется вначале, но преимущественно преобладает сдержанная цветовая гамма. Возникновение этой школы тесно связано с деятельностью сызранского потомственного иконописца и духовного наставника поморской общины Д.В. Попова (Порфиров). Он обучил целую плеяду мастеров иконописцев, являющиеся продолжателями сызранского письма. Среди его учеников была чета Дьяконовых, которая в дальнейшем 3
4 работала в г. Казани; также осевшие в г. Самаре отец и сын Качаевы, а это означает, что происходило распространения традиционных черт сызранской иконописи за пределы Сызранского уезда. Рассмотрим работу А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими". Икона выполнена в конце ХIХ века. На обратной стороне иконы сохранилась бумажная марка: "Похвальный отзыв Казанской ремесленно-сельскохозяйственной выставки. Иконописец А.П. Качаев, Сызрань". Данная надпись позволяет нам точно определить мастера, который выполнял данную икону. А.П. Качаев являлся учеником Д.В. Попова, а это значит, что данную икону можно отнести к сызранской иконописной школе. Основание, т. е ковчежная доска, выполнена из кипариса. Сама икона выполнена в традиционной технике с использованием темперной краски, с преобладанием темно-коричневых тонов. Характерной особенностью для сызранской иконы является присутствие двойной каймы, одна из которых украшена растительным орнаментом в виде стилизованной ромашки. Все фигуры на иконе симметрично расположены. В центре фигура восседающего Господа Вседержителя в возрасте проповедничества, изображенная в традиционных одеждах, с раскрытым текстом Евангелия, и благословляющая рукой, сложенной в двоеперстие. В ногах Вседержителя коленопреклонены Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. По правую руку от Господа Вседержителя расположена Богородица, по левую же Иоанн Предтеча, их образы склонены в молении. В руках они держат развернутые свитки. За спиной Вседержителя расположены фигуры ангелов. Выше расположены с правой стороны: фигуры Иоанна Богослова и Апостола Петра; с левой стороны: Апостола Павла, Иоанна Златоуста. Раскрытый текст Евангелия, развернутые свитки, Поморский полуустав (поморская вязь) с характерными декоративными завитками вокруг буквиц относит икону к поморской иконописи. Особенность написания имени Спасителя "постароверски" с одним "I" (1С ХС), в отличие от "никонианского" титла "IИС ХС" не является атрибутивным признаком, так как православные 4
5 иконописцы ХIХ-ХХ веков употребляли традиционное написание имени Христа, подражая древним мастерам. В его технике написания икон можно проследить черты сызранской иконописной школы. Наибольшую известность получили его ученики - братья Бочкаревы. Александр Архипович Бочкарев начал свое обучение иконописному ремеслу в 80-е годы XIX века. Уже в 1889 году он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, и его коллекция была удостоена похвальной грамоты. Благодаря этой выставке о сызранской школе иконописи узнала вся страна. В конце ХIХ века Бочкарев открыл в Сызрани свою иконописную мастерскую (Бочкаревская школа иконописи), где он обучал учеников. Его ученик, известный иконописец из Хвалынска, Г.А. Комиссаров писал свои иконы «по пошибу» сызранской старообрядческой школы. А.А. Бочкарёв Г.А. Комисаров «Святитель Николай Чудотворец» «Святитель Николай Чудотворец» (частная коллекция А.А. Кирикова) (частная коллекция А.А. Кирикова) 1898г. Сызрань 1896г. Хвалынск Сравним икону Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец». В этих двух иконах мы видим традиционные приемы написания образа Святителя Николая Чудотворца, где фигуру святого представляют по пояс, правой рукой благословляющего двоеперстно, а левой рукой поддерживающего Евангелие. Святитель 5
6 Николай одет в крестчатую ризу, вверху в медальонах располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325г. Традиционным являются изображать святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, эта черта встречается в иконе Г.А. Комиссарова. А на иконе А.А. Бочкарёва, святитель изображен с раскрытым Евангелием, такое написание относит её к старообрядческой иконописи ХIХ века, написанной в традициях живописи ХVII в. Этим двум иконам присущи сдержанность колорита, лаконичность композиции, удлиненная пропорция фигуры. На полях иконы А.А. Бочкарёва присутствуют патрональные святые, можно предположить, что икона выполнена на заказ, среди святых расположена фигура ангела-хранителя (часто изображаемого на сызранской иконе). На обеих иконах присутствует широкая пологая лузга, что так же присуще сызранской школе. По тёмному фону лузги, ограниченному по краям тонкими белильными линиями, нанесен золотой орнамент (чередующиеся стилизованный цветок ромашки и завитки в форме трилистника), это встречается на иконе Г.А. Комиссарова, а на иконе А.А. Бочкарева используется на пологой лузге только золотая полоса. Давая анализ икон Г.А. Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и А.А. Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец», А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими" можно проследить черты стилистического сходства, устойчивые художественные традиции, что дает основание рассматривать сызранскую иконопись как самостоятельную школу. После наивысшего расцвета сызранской старообрядческой школы, в конце 30-х годов XX века она прекращает своё существование, связи с кончиной самого А.А. Бочкарёва, основателя сызранской школы иконописи, и принудительного отказа его сына от написания икон. Несмотря на всё это, произведения этой школы дошли до нашего времени. Поначалу сызранская школа была известна в узких круга людей, интересующихся иконописью, но 6
7 в настоящие время меценаты и коллекционеры активно занимаются возрождением этой школы иконописи. Под руководством Леонида Глухова в городе Сызрани действует Культурно-просветительная организация «Возрождение», участники которой пишут иконы в традиции сызранской школы. В неё были приглашены молодые специалисты из соседнего села Холуй для восстановления техники письма этой школы. Известным коллекционером сызранской иконы является А.А. Кириков, его коллекция насчитывает более 60 икон данной школы. Проводятся выставки, посвященные сызранской школе иконописи, так в Самаре была проведена выставка икон Сызранской старообрядческой школы, где А.А. Кириков представил своё собрание икон, так же был издан каталог выставки. В 2010 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, прошла выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги». Главная цель проведение выставок, познакомить широкую публику с тем сохранившимся наследием, которое оставили после себя сызранские мастера иконописи. Литература: 1. Мочалова Е.Г, Кириков А.А. Старообрядчество и Сызранская школа иконописи//город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики, т. I. Сызрань, С А.А. Кириков//Каталог выставки «Сызранская икона».- Самара, с.: ил. 3. Е.Г. Мочалова. Сызранская Икона//Информационный вестник. Самарская область. Этнос и Культура С Г.Молчанова. Местная иконопись//красный Октябрь. Декабрь
ПАЛЕХСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИКОНОПИСИ «Знаний, полученных за годы учебы в Палехском художественном училище, было не достаточно. Помогали Трудолюбие, Стремление бережно изучать Иконописное дело Старых Мастеров,
2 декабря 2016 779 В кафедральном соборе Ижевска появился образ всех святых годичного круга богослужения Фото: Ижевская и Удмуртская епархия На иконе, установленной в Михайловском соборе столицы Удмуртии,
Сложно представить Христианскую религию, прежде всего Православную, лишив ее поклонения святому образу Иконе. Восторг перед Иконой это постижение целостности бытия, радость смирения, единение с высшим
Карелин В.Г., Мельников Н.П. Произведения иконописи Троицкой церкви в Мире (Материалы к Каталогу движимых памятников Беларуси) В настоящем сообщении использованы материалы обследования действующих храмов
Русская икона XIV и XV в. Высший этап Феофан Грек Мощь, сила, энергия, порыв Андрей Рублев Лиризм, мягкость, плавность Дионисий Праздничность, торжество Феофан Грек Конец 14 начало 15 века высшая точка
»ÒÚËÌÌÓÂ Î Ó ÂÒÚ˪ Недавно в мастерскую «Канон» поступила на реставрацию интересная и редкая по сюжету икона «Пир царя Ирода» (собрание С.А. Фролова, илл. 1). 1 На ней изображено одно из событий Нового
Урок 5 модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКиСЭ. 4класс. Тема: Во что верят православные христиане.
Ювелирный Интернет Магазин Дари Золото Модель (код): Цена: 7"616 руб Золотая икона `Ангел Хранитель`. Размер 2,7 см. Размер без ушка 2,0 см. Золотая нательная икона требует особого исполнения.
Самостоятельная работа к теме «Кухня иконописца: как писался святой образ на Руси? Техника и технология древнерусской живописи» Используя материалы курса и электронные ресурсы напишите эссе - фантазийное
1 Начальная ступень «История Христианской Церкви» (70 часов). Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. История христианской церкви является основополагающей дисциплиной в системе
Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626-1686). Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 2 Володарского муниципального района Нижегородской области Рассмотрена на заседании Утверждено Методического совета Приказом по МБОУ
Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви Управление образования городского округа «Город Якутск» ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Ф.И.О. Дата Школа, класс Учитель
К.А. Федорова Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов ПРАОТЕЧЕСКО - ПРОРОЧЕСКИЙ И ДЕИСУСНЫЙ ЧИНЫ ИКОНОСТАСА XVII И XIX ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
Экспертное заключение о группе изделий ООО «ФРЕЗА» MasterTree, предложенных к рассмотрению в качестве произведений народного художественного промысла 20 февраля 2017 г. На искусствоведческую экспертизу
МБОУ ДО «Детская художественная школа 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету
Утверждаю Директор ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Е.Л. Духанина 2012 г. Календарно-тематическое планирование работы молельной комнаты в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» на 2012-2013гг. СЕНТЯБРЬ Тема:
ПЛАН РАБОТЫ кафедры лаковой миниатюрной живописи на 2016-2017 учебный год Научно-исследовательская работа Наименование работы (тема) Научный Срок Форма п руководитель выполне представления /п Ответственный
«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 01.04.19 Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с портретом» Цель: обобщить представления родителей о роли портретной живописи в эстетическом развитии дошкольников.
Рабочий лист по теме: «Культурное наследие христианской Руси» Откуда на Русь пришло христианство? Задание первое. Восточные славяне обычно называли Греческим царством, а - Царьградом. Это было сильное,
Календарно-тематическое планирование. Наименование темы. Кол-во часов Введение в предмет. 2 Россия наша Родина. 3 Самая главная встреча. 4 Введение в православную традицию. 5 Есть только одна книга. 6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 36 имени генерала А.М. Городнянского г. Смоленска КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 4 класс (программа Б.М.
Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7 классов. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего
Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ Задание 1. Знаете ли вы значения данных слов и выражений? Напишите напротив каждого из них перевод на родной язык. в отличие от кого? чего? (предлог) воспроизводить / воспроизвести
Православная икона [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2002. - (Электронная библиотека. Т.4). - CD. Этот диск - вклад издательства ДиректМедиа в возрождение православных традиций России.
Роль Александро-Невского Новоярмарочного собора в жизни Нижнего Новгорода «Храм это Дом Божий, Храм это школа благочестия..» (Поучение протоиерея Василия Ермакова) Выполнила: Матвеева Варвара, ученица
Облачение священнослужителей Церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре. Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное
«Сибирская православная иконопись» Возрождение духовных ценностей, традиционных для русского общества; В старину иконы называли «книгами для неграмотных». Сегодня языку иконописи, тому, кто изображен на
Троице-Сергиевой Лавры, на иконе «Сретение» в ГТГ, затем на гиматиях Илии и Моисея на иконе «Преображение», приписываемой Феофану Греку. 9190829591319 И сегодня лучше определить для икон удобное, красивое
Иконы www.for3d.ru Наименование Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0104 Святой
Иконы www.for3d.ru Наименование Цена, руб Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ 1650.0 Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ 2450.0 Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель
Проект набора колоколов Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря Иконографическая программа новых колоколов с лицевыми изображениями для колокольни Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального
20 октября 2017 1054 Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне» Фото: public domain Теперь полотно представлено с новым названием «Амвросий Медиоланский
Тема проекта Андрей Рублев как символ православного миросозерцания Автор: Главщикова Настя Школа: ГБОУ Школа 1883 «Бутово» Класс: 7 Руководитель: Ерзылева Ирина Алексеевна Почему в современном мире оскверняют
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Направление подготовки бакалавров «Лазерная техника и лазерные технологии» 1.Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования
ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Русские народные промыслы Подготовила и провела куратор 7 класса: Басова И.А. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: Цель: Познакомить ребят с историей русских народных промыслов,
1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов икон древнего святого. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных
Проект - исследование Храм Христа Спасителя и его Храм историческая Христа и архитектурная Спасителя ценность
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона» Выполнила учитель ОРКСЭ МБОУ ООШ 18 п. Заводской МО Ейский район: Соседка Н.Ю. 2017 г. Урок 15. Тема урока: «Икона».
Путешествие в Город мастеров Жемчужины русских промыслов Народные промыслы России Карта «Народные промыслы центральной России» «Плат Узорный» Павловский Посад город в Московской области, известен с XIV
Преподобный Андрей Рублев, иконописец Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.
К 6 0 0 - Л Е Т И Ю О С Н О В А Н И Я О Б И Т Е Л И Ферапонтов монастырь в ликах и лицах ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ. 8 (АКАФИСТА) ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИНИАН 15 АРХИЕПИСКОП ИОАСАФ 20 БЛАЖЕННЫЙ ГАЛАКТИОН 31 ПРЕПОДОБНЫЙ
НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени
Год книги. Наследие. Псалтирь Год книги - это повод вспомнить, что вначале было все-таки слово... В череде просветительских и культурных мероприятий, которые будут сопровождать этот год, главными действующими
Икона Божией Матери «Млекопитательница» В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на святой Афонской
Открытое приглашение к участию в международном иконографическом конкурсе на тему: «Воскресение Иисуса Христа» Общая информация о конкурсе Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП) (www.eiao.org) является
1 Платок и православие Платок и русская женщина Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось
1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов проекта ансамбля икон. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных
1 «Устройство православного храма и богослужение» (112 часов) Начальная ступень Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. «Устройство православного храма и богослужение» изучает
Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» Рабочая программа по дисциплине ВЧ. 03 Основы
ÓÄÊ 281.93 ÁÁÊ 86.372 Ï68 Ñåðèéíîå îôîðìëåíèå Êîíñòàíòèíà Êàëåíäàðåâà Ï68 Ïðàâîñëàâíûå ïðàçäíèêè / àâò.-ñîñò. Â.À. Èçìàéëîâ. Ìîñêâà : Ýêñìî, 2015. 64 ñ. (Ðåëèãèÿ. Ïðàâîñëàâíàÿ âåðà äëÿ íà èíàþùèõ). ISBN
1. Цель и задачи практики Целью копийной практики является написание списков с древних икон. При этом ставятся следующие задачи: изучение рисунка, живописных особенностей, техники и композиции древней
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 25» г. Химки 141410, Московская область, город Химки, Молодежный проезд, д. 4, телефон 8-498-720-48-10 Творческая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного
Сообщение написано семьёй Богуш Тема: «Житие преподобного Сергия Радонежского» Толковый словарик Житие описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем
УРОК 5: «Во что верят православные христиане» ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ Проповедовать учить. Собор святых славных и всехвальных апостолов от 70-ти. Икона Апостол посланник. Так называли учеников Иисуса Христа
Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для уровня среднего общего образования создана на основе: - программы для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев по учебному
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ 03. «Основы иконописи»
ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ Серия коллекционных медалей: «ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ» состоит из двух серий медалей: 1 серия медали весом 1 кг и диаметром 100 мм, 2 серия медали диаметром 2 тр.унции и 5
Малоизвестному направлению в иконописи XVIII-XIX веков посвящен новый художественный альбом «Сызранская икона». В книге представлено более 60 икон письма сызранских старообрядцев. Все эти иконы принадлежат собранию известного московского коллекционера А.А.Кирикова, который уже много лет изучает, собирает и пропагандирует работы сызранских староверов-иконописцев.
Исследователи отмечают, что несмотря на принадлежность большей части икон периоду XVIII-XIX веков времени, обнаруживается полная чуждость сызранского иконописания академическому стилю. Академическая церковная живопись с ее типичными попытками портретного письма, объемными подачами фигур, яркими красками и особой ценностью икон, написанных на сусальном золоте, была типична для России этого периода. Не стало исключением и иконописание Симбирской губернии в целом. Что же касается именно сызранских икон есть все основания констатировать: хотя и писались они в период, когда преобладал академический стиль, освободивший живопись от всех тех условий, исполнения которых требовала Восточная церковь, всё же сызранское иконописание сохранило и донесло до XX века иконы, выполненные в классической манере древних икон. Причем, в отличие от палешан, работавших много и плодотворно в разных стилях, переживших как яркий случай, как эпизод «письмо греческого пошиба», сызранцы понимали греческое письмо совсем иначе. Последнее для них было единственно возможным смыслом и сутью иконы. «Наука древностей и искусства православного Востока обязательна для русской археологической науки не только как среда наиболее ей близкая, родственная и потому понятная, но и как исторически унаследованная», — пишет Н.П. Кондаков о генезисе памятников православной художественной культуры. Греческое письмо имело свое предназначение, оно основывалось на соблюдении общих и незыблемых правил, которые передавались из поколения в поколение и создавали универсальность и единство стиля.
Исследовав множество архивных документов, собиратель коллекции А. А. Кириков убедился, что исключительно все сызранские иконописцы принадлежали к строверию. В таком свете нам становится понятной приверженность сызранских иконописцев каноническому письму, где сама икона являлась отражением мироощущения старообрядчества, его стремления к коллективной целостности в противостоянии окружающему социуму. Есть основания считать справедливым утверждение, что именно икона становится одним из инструментов распространения влияния сызранских старообрядческих общин.
Из архивных материалов известно, что уже во второй четверти XIX века купец Сидельников имел в Сызрани свой магазин, в котором продавались иконы местного производства, и стоили они дорого — от 5 до 15 рублей серебром. Иконы также можно было купить или заказать у мастеров-одиночек, либо в иконописных и иконостасных заведениях. Подобных мастеров и заведений, пря¬мо или косвенно связанных с Сызранским уездом, по архивным сведениям за вторую половину XIX века, насчитывается не менее 70.
Иконный промысел процветал, годовой налог за иконописное производство с мастера был небольшим и составлял 1 руб. 70 коп., зa содержание мастером рабочего или подмастерья налог составлял 1 руб. 15 коп., содержание ученика — 57 коп. (из «Книги Сызранской ремесленной управы на записку прихода и расхода сумм городских дохоходов по каретному и столярному цеху»). В то время работа над иконостасом, «с его покраской и позолотой в некоторых местах резьбы и карнизов золотом на гульфарбу» стоила 300 руб. А трехлетний контракт на обучение ученика с содержанием стоил от 100 до 150 рублей.
В целом иконописание в Сызранском уезде носило заказной характер, о чем свидетельствуют изображения патрональных (тезоименных) святых на полях большинства икон. Подавляющее число мастеров уезда принадлежало к общине поморцев-беспоповцев, приемлющих браки, однако сызранское иконописание само по себе не было явлением внутриконфессиональным. Иконописцы выполняли заказы также для старообрядцев приемлющих священство, для единоверцев и для представителей господствующей церкви тяготеющих к канонической иконе.
Иногда старообрядческие иконописцы выполняли заказы синодальных храмов, что нередко приводило к разного рода недоразумениям. Так в рапорте от 2 октября 1886 года благочинного Л. Павпертова новообрядческому епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию по поводу вновь отстроенной церкви Казанской Богоматери в с. Батраки Сызранского уезда было указано, что новый иконостас не вполне соответствует «православному» виду: «Лики в иконах написаны не согласно представляемым подрядчиком икон в образце, но много темнее с красноватым оттенком, как у единоверцев. На трех иконах Христа Спасителя: на горнем месте в алтаре, по правую сторону царских врат, над аркую в трапезе, и на двух иконах святителей на клиросах в нижнем ярусе иконостаса, перстосложение благословляющей руки не вполне православное, большой перст присоединен к концам двух малых перстов и не выражает ХС. При осмотре мною храма и иконостаса было более пятидесяти человек прихожан православных и несколько раскольников, и все единогласно высказали, что иконы так написаны по их желанию и им очень кажутся, и просили меня ходатайствовать перед Вашим Преосвященством об оставлении иконостаса в этом виде. Если Вашему Преосвященству благоугодно будет сделать им снисхождение, то церковь к освящению совершенно готова». Резолюция епископа Варсонофия гласила: «Освятить храм в желаемое прихожанами время».
В Сызрани были зарегистрированы случаи преследования староверческих иконописцев. Правда поводом к арестам служила не иконописная, а религиозная деятельность последних. Так извествнейший сызранский иконописец Давид Васильевич Попов был осужден в 1869 году за содержание «раскольничей» моленной.
Альбом «Сызранская икона» содержит более 60 иллюстрация с изображениями икон, а также вводную статью А. А. Кирикова. Приобрести это редкое издание можно в книжном магазине Московской митрополии, старообрядческих храмах г. Москвы и Самары.
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» находится в бывшем селе Кашпир, ныне входящее в состав города Сызрань Самарской области.
На Руси есть великое множество икон «явленных», то есть, явившихся людям каким-то чудесным образом. Им поклонялись, молились, их глубоко почитали, как покровительниц и спасителей. И Сызрани была дарована высшая благодать: в 1713 году на источнике возле села Кашпир на берегу реки Волга явилась людям святая икона, Феодоровская икона Божией Матери.
Во времена СССР источник заливали бетоном, мазутом, но вода, а тем более святая, всегда найдет дорогу к людям. И источник продолжал жить. Несколько лет назад начались работы по восстановлению родника, где произошло явление святого образа. Родник расчистили и поставили колодец. Возвели часовню и рядом устроили купальню. 25 июня, в день празднования иконы Феодоровской Божией Матери, на источнике всегда служится молебен. Сейчас территория источника хорошо обустроена, построен храм.
Святой источник в честь иконы Божией Матери «Феодоровская»
В один из летних дней 1713 года к безымянному источнику, находившемуся ниже села Кашпир, пастухи гнали скот. Сюда же шли хлебопашцы на отдых. Вдруг недалеко от родника пастухи увидели необыкновенный свет. Это явление затем повторялось несколько дней кряду, но каждый раз, когда пастухи подходили к роднику, свет исчезал. Наконец, в один из дней пастухи увидели над чудным местом еще более яркий свет, который, впрочем, опять исчез, как только они подошли к роднику со стадом. На сей раз они увидели святую икону, стоявшую на камне.
Весть о чуде быстро облетела ближайшие селения. Местные священнослужители благоговейно взяли икону и перенесли в приходской храм. Но в последующую ночь явленная икона из запертого храма «ушла» на прежнее место своего явления. Узнав об этом, жители Кашпира снова устремились к роднику и молились перед иконою о том, чтобы Небесная Владычица сподобила иметь эту икону в их приходском храме. Священнослужители с иконами и хоругвями вновь пошли к роднику. Здесь, перед стоявшей на камне святой иконой, был отслужен благодарственный молебен, после чего икона была вторично внесена в приходской храм.
Когда в 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани, его жители на общем совете решили перенести святой образ из Кашпира в Сызранский собор. Но на следующий день кашпирский землевладелец, пахавший землю и пришедший на родник, увидел здесь святой образ Божией Матери и поспешил сообщить об этом властям.
Взволновались жители Сызрани и решили крестным ходом перенести икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно икону из монастыря в город для общественного молебствия. 12 июня начался крестный ход. В толпе была одна крестьянская девица, страдавшая проказою на лице. Черпая из родника воду и умывая свое лицо, она в слезах просила Божию Матерь об исцелении от проказы. Крестный ход еще не вошел в Сызрань, а девица получила исцеление. Все прославили Бога и Пресвятую Богородицу за такое благодеяние.
Об этой чудесной истории знала вся дореволюционная Россия. Нескончаемым потоком сюда ехал православный люд. Перед иконой Божией Матери, которую стали именовать «Феодоровской», молились, а к колодцу шли за необыкновенно вкусной да к тому же целительной водой.
После революции колодец-родник много раз пытались уничтожить. Последнюю попытку власти предприняли в 1968 году, когда в колодец были вылиты три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода. После этого «ядовитый колодец» власти решили сравнять с землей. Но машинист бульдозера наотрез отказался от «иудиной» работы. Ее выполнил за немалые деньги чужак, но потребовавший, чтобы кабина бульдозера была забита фанерой - боялся быть узнанным людьми.
Но Россия не забывала о святыне. Все эти годы сюда шли и приезжали люди. По рассказам стариков, раскапывающих это место, «мазут удавалось отмывать только керосином». Когда колодец полностью откопали и очистили от отравы, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил здесь водосвятный молебен и благословил брать воду.
Вскоре жительница поселка Управленческий Светлана П. на свои сбережения купила сруб, и рядом с колодцем появилась часовня. На средства прихожан самарского храма святых Петра и Павла была оборудована купальня. Местные жители, как смогли, благоустроили святое место.В течение 2006-2007 годов источник реконструировали: был произведен полный ремонт колодца, поставлен новый дубовый сруб, сам колодец вычищен и углублен на полтора метра. Над колодцем срублена часовня, изготовлен купол, завезена новая купель из нержавеющей стали. К источнику провели дорогу. В 2008 году здесь завершено строительство летнего храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и совершено его освящение священническим чином. В этом же году сооружена и освящена вторая купальня.
О чем просят. Люди верят, что по молитве перед Феодоровской иконой Богородицы Божия благодать через святую воду исцеляет от онкологических заболеваний, а бездетным посылает потомство.
Вот несколько таких историй. Жительница Пензы долго молила Богородицу исцелить ее от рака. И вот видит сон: стоит она на высоком берегу большой реки, за спиной - кладбище, а внизу колодец-источник, вокруг люди. Слышит голос: «Здесь ты найдешь исцеление». Через несколько месяцев болящая оказалась в Сызрани. С неизвестными паломниками неожиданно для себя поехала «к чудотворному» источнику. И с высокого берега вдруг узнала место, показанное ей во сне. Сколько же потом было благодарных молитв и слез за исцеление от рака.
Раба Божия Светлана «за ребеночком» приехала с Камчатки. И вымолила- таки у Богородицы дитя. Через два года уже приехала с Ильей, упала на колени перед святым образом: «Матерь Божия, вот твой подарок!».
У жительницы Самары Татианы то и дело случался выкидыш. Врачи помочь не могли. Шли годы. Как за последней надеждой уже немолодые Татиана и ее муж Константин приехали в Феодоровскую обитель. И вскоре у них родился Коленька.
Через год супруги снова приехали - просить у Царицы Небесной Машеньку...
Находились и неверующие, пытавшиеся истолковать все делом случая. Возможно, для таких 17 июля 2000 года было явлено чудо: в вечернем небе над Сызранью встала Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках - точный образ Феодоровской иконы. В течение трех минут люди могли наблюдать очень четкое панорамное изображение.
В июне 2007 года по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия святой источник передан Сызранскому мужскому монастырю. В 2007 году здесь установлена новая купальня.