Специалистам кадровых служб ежедневно приходится решать непростые вопросы, соблюдать предусмотренные законом процедуры, оформлять многочисленные документы. И каждому порой хочется убедиться в том, что он все сделал правильно, ни о чем не забыл в спешке или переключившись на другие важные дела.
Проведением специальной оценки условий труда занимается отдел охраны труда, но и кадровая служба решает проблемы спецоценки. Напомним основные моменты ее проведения, с тем чтобы вы могли быстро проверить, все ли сделано правильно и в срок.
Каждый работник имеет право на работу в безопасных условиях, поэтому работодатели должны проверять, каким образом воздействуют на сотрудников вредные и опасные факторы производственной среды. С 1 января 2014 г. работодатели столкнулись с необходимостью проведения для этих целей специальной оценки условий труда (СОУТ). С момента вступления этого нововведения в законную силу прошло уже чуть больше полутора лет, но в практике его применения не перестают возникать трудности.
От результатов спецоценки зависит уровень гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам, чьи рабочие места признаны вредными (опасными). Также от итогов СОУТ зависят размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые зависят от установленных классов условий труда.
За непроведение спецоценки, как и за нарушение порядка ее проведения, работодатель и должностные лица компании могут быть привлечены к административной ответственности.
Участие кадровика в подготовке к про ведению СОУТ
Вместе с инженером по охране труда представитель отдела кадров должен составить перечень обследуемых рабочих мест (с учетом штатного расписания). Если они находятся в разных цехах или разных отделах, кадровику нужно согласовать порядок проведения предстоящего обследования.
Нормативная база
- Статьи 92, 117, 210, 212, 217, 356, 357 Трудового кодекса РФ.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).
- Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверж дении перечня рабочих мест в организациях, осуще ствляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Такая декларация действительна в течение 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ст. 11 Закона о СОУТ).
Если допустимые условия труда работника были продекларированы, необходимость проведения медосмотра в данном случае может быть обусловлена не работой с вредными и (или) опасными условиями труда, а, например, работой, связанной с движением транспорта или работой в организациях пищевой промышленности, общепита и торговли, медицинских организаций и детских учреждений и др. (ст. 213 ТК РФ). Кроме того, существуют иные законы, устанавливающие необходимость проведения медицинских осмотров.
Действия работодателя по проведению СОУТ
Издать приказ, которым утверждается состав комиссии. Комиссия несет ответственность за качество СОУТ. В нее входит нечетное количество человек:
- специалист по охране труда;
- представители отдела кадров, профсоюзной организации (при ее наличии) и др. Возглавляет комиссию представитель работодателя.
Принять локальный нормативный акт, регулирующий процедуру СОУТ, в котором:
- четко разграничить обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового подразделения;
- закрепить конкретные обязанности кадровиков в части спецоценки.
Если такое положение в организации уже действует, проверить разграничение компетенций в нем и при необходимости внести соответствующие изменения.
Внести изменения в локальные нормативные акты о защите персональных данных. Информация, касающаяся СОУТ, является персональными данными.
Ознакомление работников с результатами СОУТ
Работники должны быть ознакомлены с картой специальной оценки под подпись в течение 30 дней с момента проведения СОУТ. В случае отказа работника от ознакомления с картой СОУТ следует составить соответствующий акт.
Нормативная база
Трудовая пенсия по старости досрочно назначается с учетом списков работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений. Все эти перечни обретают силу тогда, когда эксперт, который проводит СОУТ, выявит по указанным в них профессиям наличие вредных условий труда. Работник лишается права на досрочную пенсию в случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны вредными, но выяснится, что работодатель не отчислял за него взносы в Пенсионный фонд РФ.
Использование результатов исследований вредных производственных факторов для СОУТ
При проведении СОУТ могут использоваться результаты исследований (испытаний) вредных производственных факторов, выполненных на рабочих местах в порядке производственного контроля. Однако это возможно в том случае, если такие исследования выполнены испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в установленном законодательством России порядке, не ранее чем за 6 месяцев до проведения СОУТ. Решение об использовании результатов принимает комиссия работодателя по представлению эксперта той организации, которая проводит СОУТ.
Ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ или ее непроведение
Внеплановая СОУТ
В целях выполнения требований ст. 17 Закона о СОУТ внеплановая спецоценка должна проводиться при каждом выявлении профессионального заболевания, если причиной такового стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для данного рабочего места. Кроме того, внеплановая СОУТ должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Внеплановую СОУТ можно и не проводить, если условия труда остались прежними, а изменилось только название должности, например: была должность «кассир», а стала «старший кассир», но объем работы тот же; или отдел продаж раньше был в структуре главного управления, а теперь входит в маркетинговую службу с сохранением названий должностей и профессий.
Дополнительный оплачиваемый отпуск
Специалисты, которые проводят СОУТ, обязательно отметят в отчете продолжительность дополнительного отпуска для работника, который трудится на определенном рабочем месте.
Спецоценка условий труда — мероприятие, обязательное для всех российских фирм-работодателей в силу требований ТК РФ. Проводится она в целях определения уровня вредных факторов в офисе или на производстве. В чем наиболее примечательные нюансы спецоценки, расскажем в нашей статье.
Спецоценка условий труда: ее сущность
Специальная оценка условий труда регламентируется положениями ст. 212 ТК РФ, которые появились в кодексе после издания закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Порядок ее проведения содержит приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н. А за спецоценкой условий труда утвержден приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н.
Прежде всего, данное мероприятие предполагает выявление вредных либо опасных для здоровья людей, работающих в офисах и на производствах, факторов. Посредством спецоценки условий труда также определяется степень воздействия обнаруженных факторов на сотрудника, а также то, насколько соответствующие показатели отклоняются от тех или иных норм. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников.
По итогам спецоценки условий труда для каждого инспектированного рабочего места устанавливается один из 4 классов условий труда (опасные, вредные, допустимые, оптимальные), а также их подкласс.
Как соотносятся специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест
Спецоценка условий труда по закону № 426-ФЗ заменила собой аттестацию рабочих мест сотрудников. По содержанию оба мероприятия в целом схожи. Но вот правовые последствия аттестации и спецоценки условий труда несколько различаются.
Так, по факту проведения первой процедуры и выявления вредных условий на тех или иных рабочих местах сотрудники фирмы получают право:
- на уменьшение длительности рабочей недели (она не должна превышать 36 часов);
- минимум 7 дней, добавляемых к отпуску;
- повышение оклада по должности минимум на 4%.
В свою очередь, итоги спецоценки условий труда предопределяют появление у работника права на все указанные льготы, только если условия на его рабочем месте были оценены как соответствующие подклассам вредности от 3,3 и выше.
Кроме того, итоги спецоценки условий труда определенным образом влияют на величину дополнительных отчислений работодателя в ПФР, установленных п. 3 ст. 428 НК РФ.
Если, например, то или иное рабочее место оценено как соответствующее классу опасных условий труда, то компания-работодатель, которая провела спецоценку условий труда, обязана будет уплачивать в ПФР взнос в размере 8% от зарплаты сотрудника, занятого на соответствующем рабочем месте, если как вредный — то от 2 до 7%. Но если класс рабочего места по факту спецоценки условий труда определен как допустимый или оптимальный, размер данного взноса будет равен 0.
В свою очередь, нормы отчислений в ПФР при аттестации определяются по иным принципам. Они, во-первых, фиксированные, а во-вторых, как правило, меняются законодателем ежегодно (чуть позже мы рассмотрим специфику данной схемы подробнее).
Вместе с тем схожесть аттестации и спецоценки условий труда обуславливает некоторую преемственность данных процедур.
Аттестация и спецоценка: аспекты преемственности
Так, если фирма до вступления в силу закона № 426-ФЗ провела аттестацию рабочих мест, то в течение 5 лет с момента ее завершения она вправе не инициировать спецоценку условий труда (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки условий труда согласно критериям п. 1 ст. 17 закона № 426-ФЗ.
Еще 1 аспект преемственности аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда заключается в том, что тарифы в ПФР, установленные ст. 428 НК РФ, частично применяются также фирмами, которые провели аттестацию. Так, если по факту аттестации условия труда на рабочих местах были оценены как вредные или опасные, взносы в ПФР по ним будут соответствовать тем, которые определены для вредных или опасных условий, фиксируемых при спецоценке условий труда.
Однако если по итогам аттестации условия на рабочих местах были классифицированы как допустимые или оптимальные, фирме, если она затем не проведет спецоценку, придется уплачивать в ПФР взнос по нормам пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Как раз тем, которые, как мы отметили выше, фиксированные и ежегодно меняются государством. Сегодня они могут составлять 6 или 9% — в зависимости от вида выполняемых сотрудниками работ, перечисленных в ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Для каких фирм спецоценка рабочих мест обязательна
В общем случае спецоценка рабочих мест обязательна для всех юрлиц и ИП, имеющих наемных сотрудников, работающих на территории предприятия, то есть не удаленно и не на дому (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ). Фирме необходимо сделать спецоценку условий труда в 2017 году в кратчайшие сроки (в частности, сразу после регистрации юрлица или ИП в ФНС и найма первого сотрудника), если она еще не провела аттестацию, результаты которой сохраняют силу в течение 5 лет.
ВАЖНО! Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, на фирму может быть наложен штраф согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вместе с тем если в компании отсутствуют рабочие места, включенные в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также признанные вредными в силу текущих НПА или по факту аттестации, спецоценка условий труда фирмой может быть отложена, так как крайний срок ее проведения в данном случае — 31 декабря 2018 года.
Нужна ли СОУТ на временных рабочих местах, узнайте .
Кто непосредственно проводит спецоценку рабочих мест по условиям труда
Инициатором юридических действий при проведении спецоценки условий труда должна быть фирма, имеющая наемных сотрудников. Она же должна финансировать расходы на осуществление данного мероприятия.
Однако по закону о спецоценке условий труда проводит ее сторонняя организация, имеющая необходимые компетенции. Чаще всего это аккредитованная Министерством труда структура, предоставляющая услуги в сфере охраны труда для частных фирм. Специальная оценка условий труда, таким образом, фактически является внешним, аутсорсинговым сервисом, заказываемым компанией-работодателем.
Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах
Вынужденная нанимать стороннюю фирму компания-работодатель в ходе осуществления спецоценки условий труда может нести существенные расходы. В общем случае необходимо провести исследование на предмет вредных и опасных факторов всех рабочих мест в фирме. Но есть 1 способ сократить их количество — классифицировать соответствующие места как аналогичные. Тогда и расходов у компании-заказчика будет ощутимо меньше.
- располагаются в одном и том же или отдельных, но единообразных помещениях;
- оснащены однотипной климатической инфраструктурой;
- задействуются работниками, решающими одни и те же производственные задачи, занимающими одну и ту же должность, имеющими одинаковую профессию, работающими в одно и то же время.
Экономия в данном случае получается за счет того, что спецоценка условий труда по закону № 426 ФЗ допускается для 20% аналогичных рабочих мест от их общего количества. При этом оцениваемых мест должно быть не менее 2 (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).
Что делать с результатами спецоценки
После того как спецоценка условий труда проведена специализированной фирмой, оформляется отчет на основе формы, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Его должны подписать сотрудники проверяющей организации, а также представители компании, заказавшей проведение специальной оценки условий труда.
Сводная информация по отчету, в котором фиксируются результаты спецоценки условий труда, должна быть размещена на сайте компании-работодателя (п. 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ). Также фирма должна письменно ознакомить сотрудников с итогами специальной оценки условий труда в течение 30 дней с момента ее проведения (п. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).
Если согласно отчету о проведении спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы или если с 01.05.2016 условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, необходимо оформить декларацию по спецоценке условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 3 ФЗ от 01.05.2016 № 136-ФЗ).
Часто возникает вопрос: кто сдает декларацию по спецоценке условий труда — работодатель или специализированная фирма, которая проводила спецоценку? Для ответа нужно опять обратиться к ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ. Согласно этой норме составление декларации и ее подача в Государственную инспекцию по труду является обязанностью работодателя. Минтруд России в п. 5 приказа от 07.02.2014 № 80н указывает на срок подачи декларации работодателем — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Что изменено в законе о спецоценке с 2016 года
- компаний, основной деятельностью которых является спецоценка условий труда в 2016 году;
- работодателей.
Так, среди существенных изменений можно выделить:
- обязанность работодателя обратиться в специализированную компанию по проведению оценки опасных и вредных для здоровья производственных факторов при наличии обращения своих работников;
- декларация по спецоценке условий труда с 2016 года предоставляется не только в случаях, когда условия труда были признаны безопасными/безвредными, но и в случае установления допустимых/оптимальных условий.
Итоги
Специальная оценка условий труда — мероприятие, которое должны проводить все российские компании-работодатели. Если ранее фирма уже занималась аттестацией рабочих мест, то спецоценку условий труда можно на законных основаниях перенести на 5 лет. Если в компании нет вредных рабочих мест, а также позиций, указанных в перечне, утвержденном постановлением № 781, и корреспондирующих с ним НПА, специальную оценку условий труда можно отложить до 31.12.2018.
Для проведения специальной оценки условий труда фирма-работодатель должна обратиться в специализированную организацию, аккредитованную Министерством труда. Экономии на оплате ее услуг может способствовать наличие у заказчика специальной оценки условий труда значимого количества альтернативных рабочих мест, из которых можно оценивать только 20%, но как минимум 2 рабочих места.
Вопрос
Порядок и условия проведения Спецоценки Условий труда. Если в штате работают работники по совместительству, нужно ли на них оформлять Спецоценку? Можно ли приказом о проведении Спецоценки в октябре, отсрочить и избежать наказания (штрафов)?
Ответ
Проведение спецоценки - обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.
Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее — Закон N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда на рабочем месте в общем случае проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Непроведение специальной оценки условий труда или проведение ее с нарушением порядка, установленного законодательством о специальной оценке условий труда, влечет административное наказание по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 руб.; на юридических лиц — от 60000 до 80000 руб.
Однако в соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018. таким образом, издание приказа о проведении СОУТ может отсрочить наказание, т.к. это является одним из этапов оценки.
Порядок проведения специальной оценки условий труда:
Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда
Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда
Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда
Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда
Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда при проведении специальной оценки
Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда
Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда
Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда
Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда
Сроки проведения:
Оценка условий труда должна быть проведена:
1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах — не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно.
2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах , которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014.
В Законе N 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Данный вывод следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 и суды (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014).
3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, — в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:
а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).
Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится в следующих случаях (ч. 1 ст. 17 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»):
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.