1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.
2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.
3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.
С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье ). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.
Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.
Какие работодатели и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда
Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).
! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.
Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).
! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).
Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда
Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:
1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.
Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:
- реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- , а также смывающих и обезвреживающих средств;
- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
- и другие расходы, указанные в Правилах.
2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда ( , приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.
3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8,0 процента |
Вредный | 3.4 | 7,0 процента |
3.3 | 6,0 процента | |
3.2 | 4,0 процента | |
3.1 | 2,0 процента | |
Допустимый | 2 | 0,0 процента |
Оптимальный | 1 | 0,0 процента. |
4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.
5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.
Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.
Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Законодательные и нормативные акты:
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
- Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
- Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»
Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе
♦ Рубрика: , .ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Когда нужны чеки «возврат прихода»
При выдаче денег покупателям, которые вернули товар (отказались от работы, услуги), нужно выбить чек с признаком расчета «возврат прихода». Но не всегда ясно, подпадает ли та или иная ситуация под это правило. Мы обсудили разные случаи со специалистом ФНС.
Больничные пособия-2018: какими они будут
По информации Минтруда, максимальная величина больничных, пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком в следующем году будет выше, чем в текущем.
Как налоговики будут доказывать злоупотребления налогоплательщиков
С 19.08.2017 действует новая статья НК, которой установлены признаки злоупотребления налогоплательщиками своими правами. При наличии этих признаков уменьшение налоговой базы и/или суммы налога к уплате могут быть признаны неправомерными. ФНС опубликовала рекомендации по практическому применению этой нормы.
Подрядчик уплатил НДС, а суд не признал работы выполненными: что делать?
НДС, начисленный и уплаченный подрядчиком в бюджет по работам, которые суд признал невыполненными, подрядчик может принять к вычету. Вопрос лишь в том, каким образом это лучше сделать: внести корректировки в книгу продаж за соответствующий период или принять налог к вычету на основании своего же счета-фактуры.
Не каждый НДС-вычет можно отложить на три года
Норма, позволяющая применять вычет НДС не только в периоде, в котором возникло право на него, но в последующие периоды, распространяется не на все виды вычетов.
Сообщать в ИФНС о своей недвижимости и транспорте нужно будет по новой форме
ФНС обновила формы документов, которые физлица представляют в налоговую инспекцию, чтобы сообщить об имеющихся у них объектах обложения налогом на имущество и транспортным налогом, а также о выбранных объектах недвижимости, в отношении которых предоставляется льгота.
Содержание журнала № 12 за 2014 г.Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.
Спецоценка: просто о сложном
Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам
С этого года все организации обязаны проводить спецоценк уч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.
Кого касается спецоценка
Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку
Даже если у вас работает всего 2 человека - директор и бухгалтер, - вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико вч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк еч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .
Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки
Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о.
Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка
Если все сотрудники фирмы - дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .
Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у.
Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк ич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .
В офисах надо проводить спецоценку
Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов - не проводитс яч. 2 , ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .
Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес тч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк иподп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92 , , , 219 ТК РФ ;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм еприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива мч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани ипп. 3- 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :
- <или> почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- <или> в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
- <или> посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).
Оценивают не штатные единицы, а рабочие места
Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.
Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться
Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ
Сроки проведения спецоценки
Для новых фирм сроки те же, что и для действующих
Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго дап. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
“ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны еп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ . Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки - то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и” .
Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ
Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.
Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.
Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации
Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф уч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .
Как проводить спецоценку
Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку
Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда → Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны трудаЗа проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.
Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани яч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .
Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке
Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.
При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е” .
Роструд
На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить
Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно - хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9 , ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ . Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места хч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ .
Аналогичные рабочие места - это рабочие мест ач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ :
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
Одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
В одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
С использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
Обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Итоги спецоценки
Куда надо направлять результаты спецоценки
По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче тч. 1- 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм еприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико вч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ . Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.
Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюсЕсли у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет ач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .
Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск ап. 4 ч. 2 ст. 4 , ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .
Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре
В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест ест. 57 ТК РФ . Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.
3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.
После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение мст. 57 ТК РФ ; . Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани яп. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ , такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.
Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году
До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру дап. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .
Это как миниму мстатьи 92 , , 147 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; п. 1 Постановления Правительства от 20.11.2008 № 870 :
- увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;
- дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
- сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.
Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк ич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность »Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 .
Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация хст. 57 ТК РФ .
Взносы в ПФР по доптарифу не зависят от результатов аттестации
Если по результатам аттестации установлен оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, но у вас есть рабочие места, приведенные в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списке № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , вы должны платить взносы в ПФР по доптарифу в размере 4%ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; ч. 2 ст. 58.3 Закона 24.07.2009 № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 . Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.
Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу
Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , то платить взносы в ПФР по доптарифу не над оПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1) . Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.
Начиная с 2014 года работодатели обязаны будут проводить специальную оценку условий труда. Специальная оценка заменит собой аттестацию рабочих мест по условиям труда. Федеральный закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Согласно положениям ст.3 данного закона, специальная оценка условий труда является:
единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника*. *С учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:
надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Методику проведения спецоценки утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом №426-ФЗ.
Пятилетний срок исчисляется:
со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Для организации и проведения спецоценки работодатель должен:
организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным, утвердить график проведения спецоценки. В состав комиссии включаются представители:
работодателя (в том числе специалист по охране труда), выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Если спецоценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются:
Работодатель – ИП лично, Руководитель организации, Другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда*). представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). *Так же можно включать в комиссию представителей или специалистов, привлекаемых по договору для осуществления функций по охране труда.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест*.
*Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:
Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах). Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения. На которых работники: работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени*. *При ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых:
производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В отношении таких рабочих мест спецоценка проводится учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.
Эксперт организации, проводящий спецоценку, должен идентифицировать потенциально вредные и/или опасные (далее- опасные) производственные факторы на рабочих местах.
Результаты идентификации утверждаются комиссией.
При осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:
Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников. Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов. Случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов. Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов. В случае, если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.
В случае, если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном ст.12 закона №426-ФЗ.
Идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест*:
1) работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;
3) на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.
*Перечень подлежащих исследованиям опасных производственных факторов на таких рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных, опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 закона №426-ФЗ.
В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:
для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет); для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Однако, 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».
В соответствии со ст.11 закона №421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП – от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.
Так же с 2015 года предусмотрены штрафные санкции и для организаций, занимающихся проведением спецоценки на основании гражданско-правовых договоров с организациями-работодателями.
КоАП пополнится статьей 14.54 - Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Согласно положениям пункта 1 данной статьи, нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 руб. до 100 000 руб.
За повторное правонарушение штраф могут наложить:
на должностных лиц - в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет); на юридических лиц - в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).