Для фирм, занимающихся вредным или опасным производством, существуют особые правила по его организации, периодически осуществляется комплекс проверок, который называется аттестация рабочих мест.
Работодатели без каких-либо исключений (физические и юридические лица) должны соблюдать правила охраны труда независимо от того, в какой форме зарегистрировано их предприятие и в какой сфере они ведут свою деятельность. Но на практике многие владельцы компаний эти требования игнорируют. В какой-то степени это связано с большой стоимостью услуг по осуществлению аттестации рабочих мест , а также с тем, что далеко не все руководители в курсе того, что это обязательная процедура.
Аргументы «за». Главный аргумент для инициирования оценки условий работы - это требование Трудового законодательства РФ. В пользу таких мероприятий высказываются и сотрудники фирм. В их глазах участок производственного процесса, который прошел аттестацию рабочих мест по условиям законодательства, является, в первую очередь, безопасным, а также специалист имеет шанс получать льготы и выплаты, если его занятие признано «вредным».
Руководителю пройденная процедура оценки позволит уйти от уголовного преследования, когда на предприятии произойдет инцидент (несчастный случай), а также административной ответственности при незапланированной проверке различных госструктур (прокуратуры, Роспотребнадзора и других). Следует выделить и тот факт, что количество причин, вынуждающих работодателя осуществлять аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2016 году, сильно повысилось в сравнении с предыдущими периодами.
Аргумент «против» - это трудный механизм процедуры оценки и ее высокая цена.
Обязательные критерии и условия аттестации рабочих мест прописаны в Приказе Министерств здравоохранения и социального развития. При проведении мероприятий организация должна руководствоваться действующими нормативными документами. Суть аттестации рабочих мест - совокупная спецоценка участков деятельности сотрудников для обнаружения негативных условий на предприятии, вычисления уровня их влияния и проведения комплекса работ по повышению безопасности факторов производства согласно положениям охраны труда.
Временные рамки проведения процесса определяются на основании того, что каждое рабочее место обязано подвергаться анализу не реже одного раза в 5 лет. Данный срок рассчитывается от даты, с которой стартовала процедура.
Осуществление незапланированной аттестации рабочих мест нужно лишь тогда, когда на предприятии вводится должность, которой раньше не было. При таких обстоятельствах оценка обязана быть проведена не позднее шестидесяти дней после начала функционирования нового служебного поста.
Аттестация рабочих мест в РФ своими силами для предприятия запрещена, поэтому нужно обратиться к сертифицированной компании. Выбор подобной фирмы - также очень непростой процесс. Аттестующая организация - это юридическое лицо, которое прошло аккредитацию по регламенту, определяемому нормами закона. Фирма на основании административного договора с руководителем компании проводит замеры и анализирует условия труда по параметрам гигиены, травмобезопасности, снабжения персонала защитными приспособлениями, приборами, разрабатывает нужные документы.
Помимо этого, в процессе работы предприятие-объект проверки наделено возможностью потребовать от сертифицированной организации специальной справки о том, что она обладает аккредитацией и имеет официальное разрешение предоставлять услуги аттестации рабочих мест по условиям труда. Лучше, если все эти вопросы будут выяснены до начала сотрудничества на стадии обсуждения контракта. Также работодатель может заключить договоры на проведение аттестации рабочих мест по вредным условиям труда сразу с несколькими организациями.
Мнение эксперта
Проведение аттестации рабочих мест может быть выгодно
Павел Полянский,
инженер по охране труда
Для компании, которая организует в своих стенах работу по аттестации рабочих мест, существует целый комплекс выгод:
- происходит сокращение налоговых отчислений, так как после оценки выделяются льготы и выплаты сотрудникам (в случае, когда их рабочее место приобретет статус вредного/опасного), которые не подлежат обложению налогами;
- появляется возможность улучшить условия труда на основании предписаний государственных органов без ущерба для финансового состояния организации путем отнесения затрат на покупку спецодежды, средств защиты и т. д. на себестоимость производимого вашей компанией товара;
- аттестация сможет сильно уменьшить степень ответственности работодателя, когда с одним из сотрудников произойдет несчастный случай, так как можно будет сослаться на тот факт, что компания выполнила все, что от нее зависело, предоставив персоналу наиболее безопасные условия труда.
Как изменилась аттестация рабочих мест в 2016 году
Специальная оценка условий труда - комплекс действий по выделению вредных/опасных производственных процессов предприятия, а также анализ степени их воздействия на людей. Это понятие заложено в нормативных актах. В ходе специальной аттестации рабочих мест принимают во внимание все не выполняющие установленные нормативы факторы (гигиены, безопасности УТ).
Цель процедуры - выявить, существуют ли на конкретном предприятии вредные/опасные УТ, оценить, оборудованы ли рабочие места фирмы в соответствии с требованиями, которые установлены нормативными документами. Если отклонения от правил будут обнаружены, то придется выплачивать сотрудникам дополнительные деньги, тем самым компенсируя нанесенный здоровью ущерб.
За понятием «аттестация» сейчас закрепилось название специальной оценки. В 2015 году были сформулированы два новых положения, которые будут работать и в новом году:
- Ужесточились наказания за несвоевременное прохождение процедуры (если сроки нарушены). Данное положение прописано в КоАП РФ.
- Произошли и в механизмах аттестации рабочих мест изменения, особенно в части оценки биологических факторов.
В 2015 году обсуждался законопроект, который планировал отменить проведение таких действий на малых и средних предприятий. Но он не был утвержден, и поэтому проходить процедуру аттестации рабочих мест придется всем фирмам.
Сначала нужно выполнить эту работу тем предприятиям, где трудятся люди определенных профессий, которые помещены в реестры вредности (существуют Список №1, №2).
В 2016 г. в ней могут не принимать участие те организации, где аттестация закончилась до января 2014 года (не прошло время давности - 5 лет). В 2016 году все компании без исключения (и те, в которых опасных/вредных рабочих мест найдено не было) обязаны подать декларацию по принятому регламенту.
Какие предприятия должны пройти процедуру в 2016 году? Исходя из положений законодательства, итоги проведенной аттестации рабочих мест имеют срок действия 5 лет. Из этого определяем, что если фирма проходила процедуру до 2014 г., до того момента, когда заработал 426 ФЗ, то выполнение спецоценки условий труда вы можете отсрочить и сделать ее через 5 лет, но не позднее 31.12.18 - именно до этого времени на всех предприятиях страны должны быть осуществлены данные работы.
До 2019 года для всех организаций РФ действует «переходный период». Но имеется ряд причин, по которым компания должна будет провести процедуру специального оценивания труда, не дожидаясь 5-летнего срока или начала 2019 года. Это касается таких производств, сотрудники которых ведут свою трудовую деятельность во вредных/опасных условиях.
Но существует и целый ряд таких специалистов, для которых проходить спецоценку УТ не нужно. Это сотрудники, которые осуществляют свой рабочий процесс на дому удаленным способом или дистанционно, а также те, кто вступил в деловые отношения с нанимателем, не являющимся коммерческой структурой.
Рабочее место, подлежащее аттестации: перечень
Формируя реестр рабочих мест, важно не забыть поместить в него определенную информацию:
- точное наименование каждой должности или специальности со структурным подразделением;
- техническое оборудование и машины, которые эксплуатируются на каждом трудовом месте производства (их полное наименование, модель, заводской номер);
- используемые дополнительные устройства;
- применяемое сырье;
- подробное описание всех рабочих процессов предприятия.
Следует учесть тот факт, что чем более полный список вы сформулируете, тем качественнее и легче ваше предприятие пройдет процедуру обязательной аттестации рабочих мест. Сейчас в принудительной форме проходит оценка условий труда таких категорий:
- офисных специалистов;
- управленцев;
- сотрудников фонда социального страхования РФ;
- фармацевтов;
- нестационарных рабочих мест;
- специалистов из области строительства;
- педагогов;
- медицинского персонала;
- бухгалтеров;
- директора.
Такие рабочие места должны быть аттестованы по приказу Минздравсоцразвития РФ №342н в новой редакции. Следует отметить, что в прошлом руководителям предприятий приходилось устраивать спецоценку всех рабочих участков.
Аттестацию обязаны проходить специалисты, которые трудятся в офисах. Но тут существуют некоторые исключения. Например, сейчас нет необходимости подвергать процедуре таких сотрудников, которые работают только на ПК либо эксплуатируют:
- стационарные принтеры/сканеры/ксероксы, которые применяются ограниченное количество времени для решения задач самой компании;
- любое бытовое оборудование, которое не используется в рабочем процессе;
- любое другое офисное оборудование.
Нестационарные рабочие места - такие, трудясь на которых специалист не прикреплен к определенной территории, но при этом его рабочие обязанности везде идентичны, носят монотонный характер. В данном случае аттестация проходит путем выяснения и уточнения количества типичных рабочих процессов со сравнительно постоянным уровнем опасных факторов.
- Охрана труда на предприятии - право работника, обязанность работодателя
Обязательна ли аттестация рабочих мест в офисе
Из вышеизложенного кажется, что малые компании практически целиком сняли с себя обязательства по прохождению аттестации рабочих мест. Причиной такого заблуждения служит тот факт, что от нее на официальном уровне освобождены должности с персональными компьютерами, бытовым оборудованием, которые не используются в технологическом процессе. Но, как показывает практика, все не так просто.
Во-первых, эти нововведения были применены только с февраля 2013 года, тогда как в фонд социального страхования России данные по аттестации рабочих мест следует отправлять на начало года, то есть к февралю месяцу все работы необходимо завершить.
Во-вторых, специалисты, которые находятся за персональными компьютерами более 50 % своего времени, должны проходить обязательный медицинский осмотр два раза в год. А соответствующие нормативы устанавливают, что необходимость освидетельствования состояния здоровья сотрудника влечет и требование к аттестации его рабочего места.
Существует и положительный момент: по итогам проведения оценки условия труда, признанные неопасными, в повторной процедуре не нуждаются.
Проводя аттестацию, вы реализуете требования, прописанные в законодательстве, не получая при этом штрафов лично для себя как для руководителя и для своей компании. Помимо этого, имеется вероятность осуществить процесс за счет финансовых средств ФСС. Поскольку по итогам аттестации рабочих мест проводятся расчеты для компенсаций и льгот специалистам организации, она сможет уменьшить нагрузку по выплате налогов для вашей фирмы. Также вы будете вправе на законных основаниях внести в себестоимость товара затраты на изменение в лучшую сторону условий работы, например, средства на покупку новой спецодежды для персонала, индивидуальных средств защиты сотрудников и так далее. Аттестация рабочих мест значительно понижает уровень персональной ответственности при появлении несчастных случаев на вашем предприятии, так как вы вполне сможете доказать то, что безопасность во время рабочего процесса была обеспечена, что также является немаловажным аргументом в пользу проведения этой процедуры.
Аттестация - очень важный механизм в системе социально-экономических отношений, в связях работник-наниматель. Она, во-первых, позволяет увеличить прозрачность бизнеса, показать сотруднику, что осуществлять трудовую деятельность в данной фирме не опасно для жизни и здоровья. Несмотря на финансовые затраты, связанные с проведением этой процедуры, она обязательно принесет свои плоды в долгосрочной перспективе как для работника, так и для компании. От несчастных случаев никто не застрахован, поэтому к вопросам безопасности нужно подходить тщательно и готовить персонал к нестандартным ситуациям на производстве. Ваши коллеги должны знать, как выйти из такого положения и как помочь другим сотрудникам.
- Обязательным условием является участие сертифицированной компании в составе аттестационной комиссии. Эта организация имеет аккредитацию и внесена в специальный реестр. Как следствие, начать процедуру следует с ее выбора (обязательно проверьте реестр организаций на наличие выбранной вами компании).
- Следующим шагом будет издание внутреннего распоряжения в свободной форме о необходимости проведения работ. Данный приказ аттестации рабочих мест по условиям труда подписывается директором компании.
- В непременном порядке в документе указывают состав аттестационной комиссии (сертифицированная организация, которая проводит оценку, один или несколько работников, ответственных за охрану труда, члены профсоюзной организации, которые будут представлять интересы вашего предприятия), временные рамки процедуры и ФИО председателя (это сотрудник из вашей компании).
Фирма производит замеры условий на каждом отдельно взятом рабочем месте для того, чтобы выяснить уровень выполнения обязательных требований и степень их совпадения с нормами охраны труда. Эти данные в итоговом виде будут сформулированы в отчете, к которому прикрепится вся необходимая документация (этот перечень изложен в пункте 44 «Порядка проведения аттестации»).
После того, как отчет будет утвержден всем составом комиссии, его передают в инспекцию труда, прикладывая документы из обязательного перечня:
- сводную ведомость, в которой зафиксированы все итоги проведения аттестации рабочих мест;
- полные данные о сертифицированной компании, которая проводила работу;
- сопроводительное письмо, составленное на бланке работодателя;
- сроки для отправки пакета документов ограничены 10 днями со времени выхода приказа о завершении процедуры.
- Аттестация менеджеров по продажам: готовая программа для управленцев
Что такое карта аттестации рабочих мест и какая информация в ней фиксируется
Карта аттестации рабочих мест формируется в процессе оценки первым шагом до того момента, когда сотрудник начинает исполнять свои функции. Ни для кого не секрет, что степень различий в тонкостях должностных обязанностей специалистов может очень сильно варьироваться. Вне зависимости от этого, условия для персонала на производстве должны отвечать всем критериям, установленным нормативной документацией в РФ. Формирование карты происходит согласно правилам безопасности труда. Начать деятельность специалист не имеет права в случае, когда такой документ не составлен, так как она может привести к производственным травмам либо смерти, и ответственным за это будет только руководитель фирмы.
Аттестация рабочих мест предоставляет возможность комплексно дать оценку ситуации по отношению к установленному производственному процессу. Существует определенное количество критериев безопасности и вредности условий труда. Выполнение рабочих функций на местах, не прошедших аттестацию, прямо запрещено законом (если она обязательна для данного типа производственных зон).
- Оценка травмобезопасности - этот критерий используется для того, чтобы уберечь персонал от ситуаций, представляющих угрозу его жизнедеятельности. В ходе проведения аттестации на предприятии в одном из разделов карты указывается рассчитанная специалистами величина травмобезопасности, по которой можно судить о степени защищенности жизни и здоровья сотрудников.
- В нашей стране существует множество компаний и большое количество рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют минимальным требованиям законодательства. И найти такие участки довольно легко. Любой работодатель обязан следовать нормам и предписаниям закона. В противном случае ему могут грозить штрафы, а также определенные ограничения. В ходе аттестации может возникнуть запрет осуществления должностных обязанностей на отдельно взятом рабочем месте или их группе.
- Льготы и выплаты за тяжелые и вредные условия труда предоставляются в тех случаях, когда сотрудник занимается особо опасной работой. Организация обязана обеспечить ему некоторые привилегии, которые смогут поспособствовать восстановлению его организма, иммунитета и трудоспособности. Большинство работодателей пытаются уйти от выплат такого рода. Следовательно, любому новому сотруднику в компании рекомендуется проверить наличие карты аттестации рабочих мест и изучить этот документ. Если руководитель не предоставляет дополнительные льготы, то специалист имеет право подать жалобу в соответствующие органы для решения этой проблемы.
- Проведение различных мероприятий на производстве нацелено на изменение условий труда в лучшую сторону, а также на сохранение здоровья персонала. Непосредственная ответственность за жизнь и самочувствие работников лежит на плечах главы компании. Именно он в первую очередь должен быть заинтересован в создании безопасного процесса производства, удобных рабочих мест, минимизации рисков потери трудоспособности коллектива. Говоря конкретнее, наиболее мотивирована администрация, уважающая деятельность своего персонала и рассчитывающая на то, что предприятие будет функционировать длительный период времени, в противных случаях это может привести к негативным последствиям как для самого руководителя, так и для всей организации в целом.
- При поступлении на работу очередного сотрудника директор компании обязан организовать инструктаж по технике безопасности и правилам действия во время чрезвычайных ситуаций на предприятии. Каждый новый работник должен быть в курсе, как помочь коллегам в случае аварии или несчастного случая на производстве. Если же сотрудникам такой инструктаж прочитан не был, это может привести к губительным последствиям.
Каждая аттестационная карта пронумерована и соответствует определенной должности в фирме. В ней указывается уровень соблюдения норм гигиены, опасности процессов, обеспеченности сотрудника СИЗ. В карте отражается форма организации производственного цикла, расписание работы в компании, технические и электронно-вычислительные средства, устройства, используемые данным специалистом в ходе выполнения должностных обязанностей. Также для составления этого документа исследуют общие характеристики и критерии опасности работ, хронометраж, планировку помещений.
- Доплата за работу: за что нужно платить сотрудникам сверх положенного
Кем и когда проводится аттестация рабочих мест
Эту работу осуществляет сама компания совместно с организацией, которая специализируется на проведении оценки условий труда. Она представляет собой юридическое лицо, имеющее государственную аккредитацию. Эта организация заключает договор с работодателем и проводит процедуру согласно его положениям.
Директор должен сформировать комиссию и составить график, по которому будет осуществляться спецоценка условий труда на рабочих местах в организации. Аттестационная комиссия обязана состоять из следующих работников:
- специалиста по охране труда;
- одного или нескольких работников, которые представляют интересы работодателя;
- одного или нескольких членов профсоюза;
- сотрудника организации, проводящей для вас аттестацию рабочих мест на предприятии.
Период проведения определяется следующим образом:
- срок аттестации новых рабочих мест установлен в рамках шестидесяти рабочих дней после их ввода в эксплуатацию;
- по истечении этого периода работодатель будет должен выплатить штраф до 30 тыс. руб. ввиду невыполнения требований законодательства;
- если руководитель не погасит обязательство по какой-либо причине, то возможна приостановка деятельности фирмы органами государственного контроля на срок от одного до трех месяцев.
Аттестации рабочих мест и ее стоимость проведения в России
Стоимость всей процедуры аттестации рабочих мест складывается, исходя из таких видов работ:
- осуществляется сбор, исследование и подготовка первичной документации, которая необходима для оценки;
- проводятся инструментальные замеры фактических уровней, и делается обзор факторов производства. На любом рабочем месте какие-либо критерии исходят из технических и технологических характеристик процессов;
- выполняются лабораторные изыскания, анализ информации по итогам исследования и оформляется пакет документов.
Средняя стоимость аттестации одного рабочего места в зависимости от факторов
№ п/п |
Наименование фактора |
Стоимость (руб.) |
Микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение) |
||
Освещение (естественное освещение (КЕО), коэффициент пульсации освещенности, отраженная блескость, яркость рабочей поверхности, освещенность рабочей поверхности, неравномерность распределения яркости) |
||
Неионизирующие электромагнитные поля и излучения (электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), ЭМИ от ПЭВМ и ВДТ, электростатическое поле, постоянное магнитное поле, ЭМИ радиочастотного диапазона) |
||
Источники ионизирующих излучений |
||
Аэроионный состав воздуха |
||
Шум постоянный, непостоянный |
||
Вибрация общая и локальная |
||
Химический фактор |
||
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) |
||
Тяжесть трудового процесса |
||
Напряженность трудового процесса |
||
Травмобезопасность рабочих мест |
||
Оценка обеспеченности СИЗ |
||
Карта аттестации |
Как организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
В законодательстве РФ зафиксирован установленный регламент процедуры оценки рабочих мест в каждой фирме. Также существует ряд обязательных документов, которые надо подготовить.
Когда руководитель компании запланировал осуществить оценку условий труда на рабочих местах, в том числе в фирме, которая занимается торговлей, то ему необходимо иметь представление о процессе и обладать знаниями о том, в каком порядке осуществлять действия, а также понимать, с какой процедуры следует начать и как в дальнейшем пользоваться данными, полученными по итогам спецоценки.
В первую очередь, глава компании несет ответственность за организацию соответствующих работ, а также за их оплату. Порядок аттестации рабочих мест таков: сначала руководитель организации должен поручить кому-либо из сотрудников составление договора с аккредитованной государственными органами компанией, которая проводит оценку условий труда.
Шаг 1: Выбираем специализированную компанию, которая проведет спецоценку.
Выбор организации, которая будет проводить аттестацию - весомый этап в предстоящей работе. Его нужно осуществлять тщательно: обзорно рассмотреть несколько фирм, взять три варианта, изучить их и остановиться на наиболее подходящем. К подбору такой организации нельзя подходить формально. Компания должна быть профессиональной, с опытом на рынке и соответствующими разрешениями от государственных органов. Ей необходимо иметь дипломированных специалистов, ведь речь идет, прежде всего, о жизни и здоровье ваших работников.
Это первый шаг, с которого необходимо начинать. Заключать договор стоит только с сертифицированными компаниями, которые аккредитованы на проведение подобной аттестации и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников.
Существует специальный реестр, в который занесены все фирмы, имеющие право на осуществление работ по оценке условий труда на предприятии. На данный момент там находится около двухсот компаний, которые обслуживают все регионы России. Кроме того, в реестре указаны их адреса, полные наименования и другие дополнительные данные.
Организация по аттестации рабочих мест персонала в своем штате должна содержать более пяти профессионалов высокого класса и аккредитованных работников. Обязательным условием является наличие высшего образования в области гигиены труда не менее, чем у одного сотрудника. Весь перечень требований, которые предъявляются к аккредитованной государственными органами компании, организующей соответствующую работу, описаны в ст. 19 ФЗ № 426.
В процессе аттестации рабочих мест сотрудники такого предприятия руководствуются принципом независимости, а также опираются на действующие нормативно-правовые акты.
Шаг 2: Составляем и заключаем договор.
После определения аккредитованной организации следующим этапом будет разработка протокола разногласий и подписание договора на проведение комплекса мер, необходимых для аттестации рабочих мест. Данный документ имеет гражданско-правовой характер.
Шаг 3: Формируем комиссию, которая проведет спецоценку условий труда.
Чтобы осуществить процедуру аттестации условий труда на предприятии, главе компании необходимо разработать и подписать приказ о формировании комиссии. Обязательное условие для ее состава - нечетное число членов. Затем нужно утвердить план-график выполнения работ.
Комиссия должна иметь следующий состав:
- член профсоюзной организации, сотрудник самой компании (для малого предприятия - это личное присутствие главы фирмы);
- менеджер по охране труда. Если аналогичная должность в штате вашей компании отсутствует, то нужно воспользоваться услугами стороннего профессионала, с которым также следует заключить договор ГПХ;
- специалист аккредитованной государством фирмы по оценке условий труда.
Выбор членов комиссии, которые будут руководить аттестацией, - важный этап в работе. Его нужно осуществлять внимательно: рассмотреть несколько кандидатур, остановиться на трех-четырех сотрудниках, переговорить с ними. К подбору остальных членов комиссии также нельзя подходить формально. Специалист должен быть профессионалом с большим опытом работы и соответствующими знаниями в области охраны труда.
Шаг 4: Устанавливаем список мест для проведения специальной оценки.
Список мест для проведения аттестации нужно утвердить еще до начала работ. Далее специалисты из компании, осуществляющей процедуру, устанавливают классы аттестации рабочих мест в организации.
Полученные результаты оценки условий труда утверждает только комиссия. Небезопасным зонам специалисты присваивают соответствующий уровень вредности при аттестации рабочих мест. Все обнаруженные факты отрицательного воздействия измеряются в обязательном порядке. Если негативные моменты на предприятии выявлены не были, рабочие места объявляются допустимыми и не подвергаются исследованиям на вредные факторы. В этом случае работодатель должен заполнить и предоставить декларацию соответствия условий труда требованиям нормативной документации.
Шаг 5: Формируем результаты комиссии в отчете.
После завершения аттестации рабочих мест эксперты организации обязаны сформировать специализированный отчет, который включает в себя:
- список рабочих мест, которые подлежали оценке;
- приказ руководителя организации о создании аттестационной комиссии;
- полная информация о сертифицированной организации, которая проводит работу;
- график проведения мероприятий;
- карты, таблицы, которые отражают класс вредности условий труда на аттестуемом производстве;
- все ведомости об итогах спецоценки;
- все протоколы, которые составлялись при заседании аттестационной комиссии;
- разработанный план мероприятий, нацеленных на улучшение условий труда предприятия;
- заключение экспертов.
Присвоение классов и подклассов условиям труда в результате аттестации рабочих мест
По требованию постановления по аттестации рабочих мест фиксируются классы/подклассы условий труда в организации - часть 2 статья 3 Закона. Установленные такие категории принимаются в расчет при вычислении суммы дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд России.
По уровню вредности/опасности условия труда делятся на четыре класса (часть 1 статья 14 Закона):
- первый класс - оптимальные условия труда;
- второй класс - допустимые условия труда;
- третий класс - вредные условия труда;
- четвертый класс - опасные условия труда.
Оптимальными признаются такие обстоятельства, при которых воздействие опасных/вредных факторов производства совсем отсутствует или его уровень не выходит за рамки нормативов.
Допустимыми считаются условия труда, при которых степень влияния негативных явлений на предприятии остается в границах установленных предельных значений, а физическое состояние сотрудников реабилитируется во время отведенного времени на отдых или к началу новой рабочей смены.
Вредными признаются такие рабочие обстоятельства, при которых действие факторов производства выходит за принятые рамки. Эти условия подразделяются на следующие подклассы:
- подкласс 3.1 - вредные условия труда первой степени - это такие обстоятельства, при которых для реабилитации организма сотрудника необходимо гораздо больше времени, чем до следующей рабочей смены;
- подкласс 3.2 - вредные условия труда второй степени - при них специалист приобретает профессиональные заболевания начальной или легкой стадии (он вполне трудоспособен), которые появляются после продолжительной работы на данном предприятии (15 и боле лет);
- подкласс 3.3 - вредные условия труда третей степени - это такие условия, при которых у сотрудника появляются профессиональные болезни легкой и средней степени тяжести (он теряет трудоспособность) в период его работы на данном производстве;
- подкласс 3.4 - вредные условия труда четвертой стадии - при них у специалиста может появиться профессиональное заболевание в тяжелой форме (происходит потеря общей трудоспособности) в период его работы на данном предприятии.
Использование эффективных средств индивидуальной защиты работниками организации может влиять на изменение класса/подкласса вредности. В таком случае он уменьшается на один порядок комиссией по проведению аттестации рабочих мест на основании специального заключения об оценке условий труда (ч. 6 ст. 14 Закона).
Изменение класса/подкласса вредности более чем на один порядок в сторону снижения возможно по согласованию с Роспотребнадзором (ч. 7 ст. 14 Закона). Процесс поправок классификации условий работы в большую или меньшую сторону регламентируется методикой, которая была утверждена Министерством труда, Роспотребнадзором и Российской комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений.
Опасными определяют обстоятельства, при которых на сотрудника влияют вредные/опасные факторы производства в степени, угрожающей жизни или здоровью, а последствия таких воздействий способны вызывать острые профессиональные болезни. Как следствие, специалисты подобных предприятий, которые трудятся во вредных/опасных условиях, получают дополнительные выплаты, работодатели обязаны отчислять за них взносы в ПФР.
По результатам спецоценки условий труда определяется сумма данных выплат - каждой должности присваивается определенный класс вредности из четырех существующих, и чем выше класс, тем значительнее выплаты в Пенсионный фонд России. Важно помнить то, что с 01.01.2015 итоги аттестации рабочих мест в обязательном порядке необходимо предоставлять в Фонд социального страхования. Если же в вашей организации условия труда определены как оптимальные или допустимые, то выплачивать дополнительные взносы в ПФР работодатель не обязан - в этом случае для него действует нулевой тариф. Максимальная ставка для опасного класса условий труда зафиксирована на отметке 8 %.
- Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников
Штрафы и другие санкции за несвоевременное проведение аттестации рабочих мест
Если ваша организация вовремя не прошла аттестацию рабочих мест или не выполнила ее вовсе, то это, несомненно, влечет за собой привлечение к административной ответственности. Кроме этого, если условия труда на предприятии не соответствуют принятым нормам, то руководитель предприятия обязан выплатить штраф, который включает в себя две части:
- индивидуальный штраф, назначаемый лично руководителю в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат;
- штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.
Если руководитель организации пренебрег законом, связанным с охраной труда, по аттестации рабочих мест повторно, то его предприятие будет вынуждено остановить свою деятельность на срок до трех лет. При этом сертифицированная организация, которая осуществляла работы, на период 2016 года не несет никакой ответственности - ее обязательства регулируются лишь договором с работодателем.
Ульяна Фадеева
частнопрактикующий юрист, Член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). В связи с развитием высоких технологий во всех сферах деятельности человека и все большей информатизацией труда растет количество офисных рабочих мест. Согласно данным Росстата о численности занятых в различных сферах экономики и их распределении по профессиональным группам количество работников, работающих в офисе, за 2014 год составило почти 32 млн. человек. Всего занятое население за 2014 год составляет 71,5 млн. человек. Следовательно, почти 45 % работников трудятся в офисах. В отношении такого внушительного количества рабочих мест работодатели обязаны обеспечить безопасные условия труда.
Итак, какие мероприятия и в какие сроки необходимо провести, чтобы доказать контролирующим органам исполнение своих обязанностей по обеспечению безопасных условий труда в офисе?
Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон) обязывает работодателей проводить специальную оценку в отношении офисных рабочих мест. С необходимостью спецоценки в отношении офисных рабочих мест определились, но остается вопрос - в какой срок?
Интерес для практического применения представляет ч. 6 ст. 27 Закона, в которой установлено, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. При этом в качестве исключений в ч. 6 ст. 10 Закона поименованы рабочие места:
работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Другими словами, из общего правила по предоставлению «отсрочки» исключены рабочие места, которые не нуждаются в проверке (этап идентификации не проводится) и наличие вредных и (или) опасных производственных факторов презюмируется .
Очевидно, что офисные рабочие места не относятся к указанным в ч. 6 ст. 10 Закона, и можно сделать обоснованный вывод из буквального толкования Закона, что в отношении них действует «отсрочка». Однако не все так однозначно, поскольку переходные положения в Законе имеют противоречивые формулировки и порождают много толкований. За полтора года его действия накопилась определенная правоприменительная практика, которая позволяет проанализировать различные позиции и взвесить риски.
Итак, если аттестация офисных рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить специальную оценку до 2018 года? О том, существует ли возможность «отодвинуть» момент проведения спецоценки, а также о практических рекомендациях, как минимизировать затраты на эти мероприятия, читайте в настоящей статье.
Офисные рабочие места неоднократно оказывались в фокусе внимания законодателя. Для полного понимания проблематики немного «предыстории». В соответствии с ранее действовавшим п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 аттестации подлежали все без исключения рабочие места. Эксперты Минэкономразвития РФ признали эти требования обременительными и неэффективными, и 12 декабря 2012 г. Приказом № 590н были установлены исключения в виде рабочих мест, на которых работники исключительно заняты работой на компьютере и использованием оргтехники. Однако необходимость обязательного проведение медосмотров для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г.), автоматически влечет необходимость проведения аттестации рабочих мест (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.). Поэтому Минтруд РФ дал разъяснения, в котором даны уточнения: "Если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться" (Письмо Минтруда РФ от 08.04.2013 г. № 15-1-859). Для того чтобы воспользоваться «привилегией» не проводить аттестацию, необходимо было подтвердить соблюдение предельной нормы времени работы за компьютером и обеспечить доказательства того, что остальное рабочее время работа не была связана с компьютером (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22.08.2013 г. по делу № 33-5043).
В сложившейся ситуации, начиная с 2013 года, работодатели, в основном, не проводили аттестацию офисных рабочих мест, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития России № 590н от 12.12.2012 г. Наиболее «сознательные» работодатели документировали факт соблюдения 50-процентного лимита рабочего времени сотрудников на компьютере. Таким образом, подавляющее большинство предприятий в настоящее время не имеет возможности использовать результаты аттестации офисных рабочих мест по причине ее отсутствия.
Для ответа на вопрос о возможности проведения поэтапной специальной оценки в отношении рабочих мест, на которых аттестация не проводилась, проанализируем две противоположные точки зрения.
Позиция 1. Офисные рабочие места подлежат поэтапной специальной оценке до 2018 года.
Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 27 Закона следует, что правила о поэтапном проведении специальной оценки распространяется в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация, то есть рабочих мест, в отношении которых не известно, имеются или отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы (Письмо Минтруда от 08.12.2014 г. № 15-1/В-1829 «О сроках проведения специальной оценки»). Офисные рабочие места подходят под этот критерий, поскольку они являются потенциально безопасными и в отношении них проводится первый этап спецоценки - идентификация. Необходим ли следующий этап (измерение вредных факторов), будет зависеть от содержания заключения организации, проводящей спецоценку. Следовательно, на проведение специальной оценки офисных рабочих мест есть время до 2018 года (Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 г. № 33-5613, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 № 11-11698/2014).
Позиция 2. Офисные рабочие места подлежат специальной оценке с 2014 года.
Проведение спецоценки поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 01.01.2014 была проведена аттестация. Суды считают, что данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона, при наличии результатов аттестации можно провести спецоценку в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона применению не подлежит. Если организация не проходила аттестацию рабочих мест, то спецоценку нужно провести незамедлительно . В подтверждение такой позиции приводятся Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 г. № 33-823, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014, Определении Архангельского областного суда от 23.03. 2015 г. № 33-1316/2015.
Представляется, что первая позиция более аргументирована применительно к рассматриваемому вопросу. Проанализировав судебные решения, приведенные в пользу второй позиции, следует отметить, что на судебное решение повлияли следующие обстоятельства:
обязательность проведения аттестации по ранее действовавшему законодательству и не проведение ее по каким-либо причинам. Если рабочее место предполагает работу с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то суд примет сторону контролирующих органов, обяжет провести специальную оценку в силу того, что ранее рабочие места подлежали аттестации;
момент введения рабочего места: до или после вступления в силу закона (с 01.01.2014). После вступления Закона в силу все вновь организованные рабочие места подлежат внеплановой специальной оценке в течение 6 месяцев (пункт 1 ч. 1 ст. 17 Закона). На рабочие места, введенные до вступления в силу Закона, распространяются переходные положения.
Итак, если для того, чтобы воспользоваться «отсрочкой» по проведению спецоценки до 2018 года, необходимо иметь обширную доказательственную базу для подтверждения следующих фактов.
Во-первых, факт того, что рабочие места предполагают работу с ПЭВМ не более 50% рабочего времени, и они не подлежали аттестации по ранее действовавшему законодательству. Требуется документально показать, как распределяется рабочее время при исполнении трудовой функции по той или иной должности. Законодательство не детализирует порядок проведения хронометражных наблюдений. Представляется, что работодатель вправе самостоятельно разработать такой порядок в локальных нормативных актах с регламентацией способов средств фиксации, порядка документального отражения результатов наблюдений, назначить ответственных лиц . Доказательствами могут служить также трудовые договоры, должностные инструкции, протоколы работы компьютера с выписками времени начала работы на компьютере, времени завершения работы на компьютере, задания в письменном виде, отчеты о выполнении поручений, не связанные с работой ПЭВМ, сведения о командировках, графики оптимального расходования рабочего времени при выполнении трудовых обязанностей, которые оформляются в виде приложений к должностной инструкции, и другие документы (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 г. № 20АП-952/2015 по делу № А68-8419/2014, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 .08.2013 г. по делу № 33-5043).
Во-вторых, важным фактором для обоснования законности не проведения аттестации и использования «отсрочки» является момент введения рабочих мест. Рабочие места должны быть введены в тот период, в который на них распространяется законное освобождение от аттестации. Начало такого момента определяется действием новой редакции Порядка проведения аттестации, согласно которой проверять офисные рабочие места необязательно, то есть с 26.02.2013 года. Поскольку ранее действующий порядок предусматривал 60 рабочих дней для аттестации новых рабочих мест, то последний 60-й рабочий день для проведения аттестации должен приходиться на 26.02.2013 (дату отмены такой аттестации) или быть позднее. В ином случае налицо будет неисполнение обязанности по аттестации. Конечной датой, когда рабочие места должны быть введены - 31.12.2013 г., поскольку с 01.01.2014 г. вступил в силу Закон о специальной оценке. Необходимо учитывать, что вновь организованное рабочее место - это рабочее место, которое до его введения отсутствовало в штатном расписании работодателя. Такое рабочее место должно быть определено в штатном расписании, обоснование введения нового рабочего места может содержаться в технической документации, расчетах, служебных записках и других документах. Доказательством введения новых рабочих мест в конкретный период может служить Выписка из Единого государственного реестра, свидетельствующая о создании или реорганизации предприятия.
Как мы видим, обосновать право на «отсрочку» достаточно сложно, и необходимо юридически грамотно подготовить большой объем документации, в связи с этим предприятие оказывается в уязвимом для контролирующих органов положении. Штрафы могут существенно превысить стоимость специальной оценки .
Для снижения затрат на спецоценку можно использовать следующие правовые механизмы.
Во-первых, снизить расходы за счет выявления аналогичных рабочих мест, то есть исследовать условия труда на одинаковых рабочих местах можно выборочно. От общего количества рабочих мест непосредственно оцениваются только 20 процентов, следовательно, расходы можно уменьшить в 5 раз по сравнению с ситуацией, если бы оценки подлежало общее количество рабочих мест.
Во-вторых, снизить расходы за счет определения в договоре не общей стоимости оценки, а стоимости по отдельным этапам. Например, в отношении офисных рабочих мест предусмотреть в договоре стоимость только этапа идентификации. При выявлении вредных факторов и необходимости измерений можно будет оформить дополнительное соглашение к договору. Если вредных факторов не будет выявлено, то специальная оценка завершится на данном этапе и дорогостоящие измерения не потребуются.
Таким образом, при первоначальном подсчете расходы на спецоценку могут составить «кругленькую» сумму. Во время финансового кризиса, когда ликвидность оставляет желать лучшего, вопрос о переносе срока специальной оценки имеет существенное значение. Однако при принятии решения в пользу «отсрочки» необходимо учитывать, что рано или поздно спецоценку проходить придется, а право на поэтапное ее проведение, возможно, придется отстаивать в суде.
По данным сайта http://www.gks.ru (Таблицы «Распределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год»; «Занятое население по занятиям на основной работе, в среднем, за год»)
Стоимость спецоценки государством не регулируется и устанавливается по гражданско-правовому договору. На рынке сложилась средняя стоимость спецоценки одного рабочего места 1000-3500 рублей. За не проведение спецоценки предприятие могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей (