Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников (НДФЛ).
Обязательно требуется формирование налоговой отчетности. Все действия реализуются согласно установленному законодательству.
Вся величина налоговых сборов обозначается термином «налоговая нагрузка» — данная характеристика позволяет оценить финансовое состояние конкретного предприятия.
Базовые сведения
Налоговая нагрузка – одно из основных понятий-характеристик, позволяющее наиболее адекватно оценить положение дел на конкретном предприятии.
Потому руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными понятиями и вопросами.
К основополагающим возможно отнести следующие:
- необходимые определения;
- средние показатели в государстве;
- действующие нормативы.
Необходимые определения
Для понимания действующих законодательных норм в обязательном порядке требуется заранее ознакомиться с понятиями основных терминов.
Наиболее важными на данный момент являются следующие:
- налоговая нагрузка — совокупная, налоговое бремя;
- ИП (индивидуальный предприниматель);
- кредитная организация;
- налог;
- НДФЛ;
- налогооблагаемая база;
- рентабельность.
Совокупная налоговая нагрузка – это отношение всей суммы уплаченных налоговых сборов к полученной в результате коммерческой деятельности предприятия прибыли.
Также данный термин трактуется как налоговое бремя предприятия. Так как налоговая нагрузка – это отношение, то для вычисления её применяется достаточно простая формула.
Обычно такие данные требуются налоговой инспекции — составляются статистические данные.
ИП, индивидуальный предприниматель – ведущее коммерческую деятельность лицо, зарегистрированное в специальном государственном реестре и работающее на особом налоговом режиме.
Осуществляет выплату не только налогов на прибыль и иных, но также представляет собой налогового агента для своих работников.
Кредитная организация – юридическое лицо, которому выдано специальное разрешение ЦБ РФ для проведения банковских операций с целью извлечения прибыли.
В обязанности таких учреждений также входит уплата налоговых сборов различного типа. Такие учреждения удостаиваются максимально пристального внимания со стороны ФНС.
Налог – некоторая выражаемая в деньгах величина, перечисляемая в пользу государства. Существует множество различных видов налогов. .
Его выплачивают определенные категории предприятий, занимающиеся деятельностью, обозначенной в законодательных нормах.
Данный показатель может быть различным, он варьируется в зависимости от отрасли и сегмента экономики. Государство различным образом изменяет величину этого налогового сбора.
Налог на прибыль одновременно решает сразу две задачи:
- позволяет пополнить бюджет государства;
- дает возможность осуществлять регулирование экономического развития.
Также большое влияние на бюджетное бремя оказывает налог на добавочную стоимость.
Но применение данного сбора актуально лишь для некоторых, отдельных предприятий, занимающихся определенным видом деятельности. Потому при анализе бюджетного бремени НДС учитывается далеко не всегда.
Как рассчитать по формуле
Формула для расчета налоговой нагрузки на предприятии, ведущим свою деятельность на территории РФ, достаточно проста.
Но при этом несколько неточна. Налоговые органы, составляющие статистические данные, достаточно усреднено рассчитывают данный показатель. Допускается несколько способов расчета этой величины.
Федеральная налоговая служба использует следующую формулу:
НН – величина налоговой нагрузки;
СН – суммарное количество всех налогов, которые были перечислены в пользу государства в течение рассматриваемого налогового периода;
ВБ – размер бухгалтерской выручки.
Минфин использует схожую формулу, дающую практически аналогичные показатели. Но формат данного метода несколько отличается от применяемого Федеральной налоговой службой.
Также существуют иные методики расчета, обозначаются они в учебниках по экономике.
Но их сложно применить на практике, потому ФНС и Минфин используют максимально упрощенные методы вычислений. Так удается минимизировать вероятность допущения ошибок.
Практическое снижение на предприятии
Снижение налогового бремени на конкретное предприятие – относительно сложная задача. Существует множество легальных схем уменьшения необходимого к выплате налога.
К наиболее распространенным и простым можно отнести:
- переход на иную систему налогообложения;
- оптимизация расходов, налогов;
- изменение формы собственности;
- реорганизация.
Первый способ является наиболее эффективным, но воспользоваться им можно будет лишь при наличии определенных факторов. Оптимизация расходов, налогов, реорганизация также приносит не меньше пользы.
Но зачастую становится причиной повышенного внимания со стороны Федеральной налоговой службы. Это приводит к увеличению вероятности проведения камеральной, выездной проверки.
Особенности в зависимости от объекта
Налоговое бремя – сложный, динамический, постоянно изменяющийся показатель. Потому стоит при его определении учитывать большое количество самых разных факторов.
Причем касается это не только отрасли, в которой работает предприятие, но также самого типа налога. Так как применительно к различным сферам величина отчислений НДС, иных сборов может существенно отличаться.
К наиболее важным вопросам сегодня можно будет отнести следующее:
- налог на добавленную стоимость – НДС;
- налог, налагаемый на прибыль;
- налог на фонд оплаты труда.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
На данный момент налог на добавочную стоимость представляет собой сбор, выплачиваемый при свершении с ними следующих действий:
- реализация;
- передача в безвозмездное пользование;
- строительные работы;
- импортирование.
При учете НДС в случае вычисления налоговой нагрузки следует учитывать возможность принятия его к вычету, возмещения.
Также налог на добавочную стоимость может не учитываться в случае, когда свершается операция, не являющаяся объектом налогообложения.
Также нет необходимости в выплате НДС при работе на . Величина данного налога определяется просто.
В конце налогового периода из суммарного количества НДС необходимо вычесть положенные предприятию . Именно эта величина и будет учитываться при определении налоговой нагрузки.
На прибыль
Налог на прибыль представляет собой прямой вид отчислений в бюджет государства. Величина его прямо пропорционально зависит от конечного результата финансовой деятельности определенного типа предприятия.
Процедура вычисления данного налога проста, включает в себя всего одно действие:
Результат данной процедуры и есть налог на прибыль. Необходимо помнить о большом количестве различных нюансов, непосредственно влияющих на данный показатель.
Все их требуется учитывать. При вычислении налоговой нагрузки на предприятие данный налог является одним из самых важных факторов.
На фонд оплаты труда
Одним из самых важных налогов сегодня является НДФЛ – величина его может колебаться в зависимости от типа дохода от 9% до 35%.
Стандартной и наиболее распространенной ставкой является 13% — такой налог платят все резиденты РФ.
Несмотря на то, что НДФЛ платит из своего кармана работник, но не работодатель, данный показатель учитывается при вычислении налоговой нагрузки.
ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru. Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.
Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.
Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2018 году: как рассчитать
Налоговая нагрузка — показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.
Формула расчета налоговой нагрузки организации:
сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 «Выручка» годового отчета о финансовых результатах x 100%
Для расчета нагрузки в 2018 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.
В2018 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.
В2018 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.
Налоговая нагрузка по отраслям на2018 год
ФНС определяет коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т.е. среднее значение для каждой отрасли (п. 1 критериев оценки рисков проверки, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/).
Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 концепции планирования проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/ , письмо Минфина от 23.06.2016 № 03-02-08/36472).
Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года.
Показатели налоговой нагрузки по отраслям на2018 год
Безопасная рентабельность по видам экономической деятельности 2017
Если у организации показатели хоть немного отличаются от средних, может прийти письмо или вызов в инспекцию.
Региональные показатели налоговики не афишируют. Калькуляторы для расчета региональной нагрузки есть в сервисах на сайтах УФНС по Петербургу nalog.ru/rn78/, по Кировской области nalog.ru/rn43/. Но это исключения.
Инспекторы могут ориентироваться не только на цифры ФНС. Например, ревизоры высчитывают среднюю нагрузку по отдельному налогу и по региону. С ними сравнивают данные компании.
При плохих показателях инспекторы вызывают руководителя и главбуха для пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Еще налоговики требуют письменные пояснения на камералках на основании статьи 88 НК РФ. Инспекторы заявляют, что низкая нагрузка — это ошибка или противоречие в декларации. Также они могут прислать обычное письмо с предложением проанализировать показатели.
Калькулятор расчета налоговой нагрузки в 2018 году
Рассчитайте показатели своей компании по приведенной выше формуле или используйте наш Калькулятор расчета налоговой нагрузки taxcalc.gazeta-unp.ru. В нем вы можете отдельно рассчитать:
- налоговую нагрузку компании;
- рентабельность проданных товаров;
- рентабельность активов компании.
Сервис доступен для всех подписчиков газеты.
Как работать с калькулятором расчета налоговой нагрузки
В сервисе укажите год, за который считаете налоговую нагрузку, и выберите вид экономической деятельности. Далее запишите суммы налогов, которые вы заплатили за год.
Строка 030 + 040 — 050 (сумма к уплате за вычетом возмещения).
Если результат отрицательный, ставьте сумму с минусом.
Строка 180 листа 02 + строка 040 листа 04. Положительное число.
Значение надо ввести с минусом. Напишите сумму переплаты, которую компания получила на расчетный счет или зачла в течение года (кроме возмещения НДС и акцизов).
- выручки — из строки 2110
- процентов к получению — из строки 2320 отчета о финансовых результатах;
- прочих доходов — из строки 2340 отчета о финансовых результатах.
Пример объяснения низкой налоговой нагрузки
На любой запрос безопаснее ответить хотя бы формально. Иначе возможен штраф 200 рублей (ст. 126 НК РФ). К тому же скрытность вызовет подозрения у инспекторов, они могут начать предпроверочный анализ для выездной.
Есть два варианта. Первый вариант — составить простую отписку. Подробно отвечать нет смысла, если налоговики голословно заявляют о низкой нагрузке и не приводят никаких цифр. Попросите более четко сформулировать вопрос. Уточните у инспекторов, какие показатели они насчитали у компании и чему они должны соответствовать.
Если организация небольшая, то после письма с уточнением от нее скорее всего отстанут. Если налогоплательщик крупный и важный для инспекции, то она проведет анализ. Тогда станет ясно, на какие претензии компании отвечать.
Стоит расписать причины подробно, если компания рискует попасть на выездную. Расскажите, из-за чего сложились показатели, приведите расчеты и планы выхода из ситуации.
Плохие показатели могут быть временными, тогда подчеркните это и поясните, почему цифры должны улучшиться. Если спрашивают о рентабельности, проверьте показатель по основной деятельности. Если она прибыльная, объясните это инспекторам. Налоговики лояльнее относятся к убыткам, которые вызваны внереализационными расходами.
Вопросы о нагрузке и рентабельности не опасны. 90 % коллег из-за них ни разу не уточняли отчетность. Компания не обязана стремиться к средним цифрам по стране. Расскажите налоговикам, почему у вас сложились такие показатели, и ревизоры снимут претензии.
Риск выездной проверки невелик. В 2016 году налоговики проверили всего 0,64 % компаний, которые ведут деятельность, то есть одну из 155.
Нет таких показателей нагрузки и рентабельности, при которых проверка придет обязательно. Но если нагрузка 1 % и меньше, компанию станут анализировать на предмет проверки.
По итогам анализа ревизию могут назначить при двух условиях. Во-первых, у компании должны быть признаки схем, например однодневки в цепочках контрагентов. Во-вторых, у организации должны быть активы, за счет которых налоговики взыщут доначисления.
Если у компании нет имущества и денег для взыскания, инспекторам неинтересно ее проверять. Ведь потом миллионные доначисления зависнут и будут портить статистику налоговой. Но существует другой риск. Инспекторы могут передать информацию следователям, и они сами займутся проверкой. Тогда возможно уголовное дело против руководства организации.
В ваших интересах убедить налоговиков, что компания не занимается махинациями. Если сложилась запредельно низкая нагрузка, давайте подробные пояснения инспекторам.
Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .
Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Совокупная нагрузка
вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
- НДС – 1, 1 млн. руб.;
- налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
- налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
- транспортный налог – 250 тыс. руб.
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Нагрузка по конкретному налогу
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Уровень нагрузки по налогу на прибыль
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп
– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп
– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др
– доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн
– иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Уровень налоговой нагрузки по НДС
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
- ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
- Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
- Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
- Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Лидирующими факторами, сдерживающими текущее развитие компаний, по-прежнему остаются: неопределенность экономической ситуации (4,0 балла из 5,0), высокий уровень налогообложения (4,0 балла).
Половина предпринимателей (51%) сообщает, что за последний год При этом об увеличении нагрузки в большей степени говорят представители крупного бизнеса (57% представителей крупного бизнеса по сравнению с 53% представителями среднего бизнеса и 48% малого).
Согласитесь, ситуация настораживающая. Поэтому мы попросили экспертов компании «Правовест Аудит» прокомментировать полученные данные.
С ростом налоговой нагрузки не все однозначно?
Предприниматели, зачастую, под ростом налогов понимают изменение технологий налогового администрирования. Контролёры научились выявлять «серые» схемы. И вот запрет на такую схемотехнику, по принципу «приоритет формы над содержанием», для предпринимателей оборачивается «ужесточением контроля и дополнительным давлением».
При этом ставки НДС, налога на прибыль и НДФЛ в 2018 году не менялись.
Рассмотрим классический пример того, как появляются налоговые проблемы. Партнёры создают новую компанию. Кто—то отвечает в компании за сбыт, кто-то — за производство, кто-то предоставил актив. Никто не задумывается о структурировании функций на стадии становления. Но бизнес расширяется. Открываются новые розничные точки. Под новые точки регистрируются новые компании исключительно в целях сохранения права на УСН.
Однако система управления не меняется растущим бизнесом. Тот, кто отвечал за сбыт, за этот сбыт и продолжает отвечать. Правда, теперь уже в рамках двух и более компаний. Коллектив работает как единый организм. И когда бизнес вырастет настолько, что управлять им в ручном режиме сложно, появляется параллельная «управленческая» структура, для которой приходится выстраивать параллельные взаимосвязи и документооборот.
И вот жизнедеятельность такой управленческой структуры порождает налоговые риски и обвинения в незаконном дроблении бизнеса, на которое еще несколько лет назад налоговики могли не обращать внимания из-за сложности судебных разбирательств.
Налоговых проблем можно избежать, если заранее продумывать юридическую структуру на вырост и регулярно проводить налоговое планирование.
Налоговая статистика для понимания ситуации
Оценивая эффективность работы Федеральной налоговой службы, связанной с выявлением фактов уклонения от уплаты налогов, необходимо отметить следующее.
Большая доля доначислений (84%) пришлась на выездные налоговые проверки (общее количество — 20 162 проверки), средняя результативность около 11 млн. рублей (без учета пени и штрафов) по итогам 2017 года.
Минимум — 16,5 млн. руб., а в среднем — 55 млн. руб. — такие суммы доначислений по итогам 2017 года по Москве и Санкт-Петербургу.
Детальная статистика в статье — «Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года »
В чем усиление налогового контроля?
За последние три года практически весь бизнес ощутил действенные меры государства по повышению собираемости налогов. Это автоматизированная система контроля АСК НДС, онлайн—кассы, маркировка некоторых групп товаров и т.д. Помимо жизненной необходимости, наполнить бюджет страны, государство объясняет ужесточение собираемости борьбой с недобросовестной конкуренцией со стороны предпринимателей, демпингующих на рынке за счёт неуплаты налогов и получающей выигрыш на фоне предпринимателей, ведущих прозрачный бизнес. Все эти меры успешно реализует ФНС, рапортуя о росте поступлений в бюджет.
Одни и те же меры по ужесточению контроля за бизнесом по—разному отражаются на бизнесе разных масштабов. Что плохо «Ашану», то малому предпринимателю — смерть.
Налоговый прессинг растёт. Причем это не только увеличение налоговой нагрузки, но и бесконечные истребования пояснений и документов в рамках камеральных проверок. Хотя уже третий год подряд снижается количество выездных налоговых проверок, суммы доначислений по результатам их проведения растут более чем на 30% ежегодно. Благодаря тому, что налоговая служба более тщательно проводит предпроверочный анализ, используя риск—ориентированный подход. Если выездная налоговая проверка началась, то доначислениями она заканчивается в 98,5% случаев!
Cтремительные и весьма кардинальные изменения в фискальной сфере не могли не отразиться на бизнес—среде. Собственники бизнеса опасаются личных имущественных рисков, помимо существенных налоговых рисков, в виде колоссальных сумм доначислений. Это связано с тем, что примеров на практике предостаточно, когда собственник / руководитель расплачиваются из личного кармана по налоговым долгам компании (субсидиарная ответственность).
Возросло количество уголовных дел против предпринимателей за последние 2 года. При этом в 2017 году добились послабления меры наказания только 44 бизнесмена (из сообщения Бориса Титова — уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ).
Полагаем, что в такой ситуации нужно работать на опережение: самостоятельно (до налогового органа) выявлять возможные зоны налогового риска и своевременно исключать опасность претензий со стороны инспекции. Это можно сделать силами системы внутреннего контроля компании, но как показывает жизнь, более эффективно, привлечение профессионалов, которые комплексно «продиагностируют налоговое здоровье» компании и помогут миновать налоговые риски, будут рядом при возникновении претензий со стороны контролирующего органа и помогут отстоять интересы компании. Без эффективных превентивных мер для налоговой безопасности и развития бизнеса сегодня не обойтись.
Эксперты компании «Правовест Аудит»
Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.
Состав видов деятельности
Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.
Виды показателей
Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:
Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.
Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.
Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) | Период 2017 года | |
ВСЕГО | 10,8 | 3,6 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,3 | 5,5 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,5 | 5,4 |
лесоводство и лесозаготовки | 7,5 | 6,8 |
рыболовство, рыбоводство | 7,9 | 5,5 |
Добыча полезных ископаемых – всего | 36,7 | 1,8 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего | 45,4 | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 18,8 | 4,1 |
Обрабатывающие производства – всего | 8,2 | 2,2 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 28,2 | 2,4 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,1 | 4,2 |
производство кожи и изделий из кожи | 7,9 | 4,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 2,0 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 4,4 | 1,8 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 9,2 | 4,3 |
производство кокса и нефтепродуктов | 5,1 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 1,9 | 2,4 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,0 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,3 | 2,6 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 8,9 | 3,5 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,4 | 2,4 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 8,8 | 3,9 |
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 9,9 | 4,3 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 12,5 | 5,3 |
производство электрического оборудования | 6,7 | 3,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 4,7 | 4,8 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,1 | 1,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего | 6,8 | 2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,1 | 2,2 |
производство и распределение газообразного топлива | 1,3 | 1,4 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,5 | 4,5 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего | 8,4 | 4,8 |
Строительство | 10,2 | 4,3 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего | 3,2 | 1,2 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 2,7 | 1,1 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,1 | 0,9 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,6 | 2,2 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего | 9,5 | 5,7 |
Транспортировка и хранение – всего | 6,8 | 4,8 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 8,5 | 6,8 |
деятельность трубопроводного транспорта | 4,5 | 2,1 |
деятельность водного транспорта | 9,3 | 4,1 |
деятельность воздушного и космического транспорта | отр. | 3,0 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 14,4 | 11,6 |
Деятельность в области информации и связи – всего | 16,4 | 5,2 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 21,3 | 6,3 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 15,4 | 9,2 |
Источник информации о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности на 2018 год – официальный