• Разное
  • Финансы
  • Инвестиции
  • Цветы
  • Огородник

Метод проектов в условиях фгос. Проектная деятельность в реализации фгос

Метод проектов в условиях фгос. Проектная деятельность в реализации фгос

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

Определим, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

3) Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

Повышение мотивации учащихся при решении задач;

Развитие творческих способностей;

Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

Формирование чувства ответственности;

Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Виды проектов в школе

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Последовательность работы над проектом

работы над проектом

Деятельность

учащихся

Деятельность

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

Критерии оценки

Самооценка

по команде

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творчество (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)

85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удов-но»; менее 50 баллов - «неуд-но».

Критерии оценки

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учащихся

180 – 140 баллов – «отлично»; 135 – 100 баллов – «хорошо»; 95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Критерии оценки

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность

Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

200 – 155 баллов – «отлично»; 154 – 100 баллов – «хорошо»; менее 100 баллов - «удовлетворительно».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

· обозначение проблемы;

· обозначение цели;

· продуманность пути решения;

· обозначение конечного результата;

· реальность проекта;

· образовательный эффект;

· регламент;

· культура речи;

· свободное владение материалом;

· культура оформления работы;

· наглядность;

· умение вести дискуссию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №9»

Выступление на педагогическом совете

«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»

Подготовила:

Голубцова Е. Н.,

учитель начальных классов

г. Елизово

Актуальность метода проектов

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих невероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Сегодня в школе необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

Задачи:

    способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

    создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

    формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

    предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Этапы работы над проектом в начальной школе

Подготовительный период

    Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при составлении проекта).

    Формирование вопросов (интересующих детей).

    Работа с информацией.

Основной период

    Постановка проблемы.

    Выбор темы.

    Сбор сведений. Создание информационного проекта.

    Постановка частных проблемных вопросов. Выбор тем для самостоятельного исследования.

    Выдвижение гипотез.

    Определение цели и задач исследования.

    Разработка плана исследования.

    Реализация исследования.

    Определение результатов исследования. Формирование вывода.

    Презентация продукта проекта.

    Самооценка и самоанализ.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Система действий учителя и учащихся:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы.

Проблемные вопросы и ситуации, созданные учителем.

Вопросы самих учеников, выходящие за учебные темы.

2. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

3. Выделение подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

4. Выдвижение гипотез.

Учитель направляет и корректирует.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы, которые будут проверяться в ходе работы над проектом.

5. Определение цели и задач исследования.

Учитель помогает сформулировать цель и задачи проекта, исследования.

Учащиеся принимают задачи.

6. Разработка плана исследования.

Учитель помогает спланировать деятельность.

Намечают план исследования.

7. Формирование творческих групп.

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

8. Реализация исследования.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

9. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, сочинение, видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

10. Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

11. Презентация продукта проекта.

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы.

12. Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Минусы и плюсы проектной технологии

Минусы

Возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

Плюсы

Учащиеся приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы Интернета. Приобретают навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. Формируется интерес к познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация. Учащиеся много обсуждают и задумываются: для чего им эта информация? Как ее применить на практике?

“Плюсов” больше! Метод проектной технологии позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Применение метода проектов способствует формированию у воспитанников следующих компетентностей:

    коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

    информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

    личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Свое выступление я хочу закончить словами великого русского писателя и учителя Л. Н. Толстого: «…Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…»

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.

4. Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.

5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000.

6. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс, 2011.

7. Иванова Н. В., Марунина Г. Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М.: Аркти, 2011

Категории

  • Разное
  • Финансы
  • Инвестиции
  • Цветы
  • Огородник
  • Птицеводство
  • Напитки
  • Красота и здоровье
  • Своими силами
  • Сад и огород
  • Финансы и бухучет
  • Истории
  • Садоводство
im30.ru. Отдых. Туризм. Путешествия. Финансы. Инвестиции. Садоводство.