Лекция 1
Общие основы педагогики
Понятие о педагогике.
Педагогику рассматривают как систему наук о воспитании и образовании людей разных возрастов.
Наука о воспитании человека приобрела свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка в течении жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом разных наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека . Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Объект, предмет и функция педагогики.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека . Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Среди всего многообразия педагогических целей выделяют :
1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
Задачи педагогики, ее понятийный аппарат.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Каузальные (случайные) связи . Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Задачи педагогики определяются педагогическими целями.
1) образование;
2) воспитание;
3) обучение.
Образование является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
1) начальное;
2) среднее;
3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
1) общее;
2) профессиональное;
3) политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья;
2) друзья;
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
5) литература;
6) искусство;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
1) знания;
2) умения;
3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Педагогика в системе наук
Система педагогических наук
Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
1) ясельная педагогика;
2) дошкольная педагогика;
3) педагогика школы;
4) педагогика среднего специального образования;
5) педагогика профессионально-технического образования;
6) педагогика среднего специального образования;
7) педагогика высшей школы;
8) производственная педагогика;
9) социальная педагогика;
10) сравнительная педагогика;
11) педагогика «третьего» возраста;
12) исправительно-трудовая педагогика;
13) специальные педагогические науки;
14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
Производственная педагогика(педагогика взрослых) изучает:
1) закономерности обучения работающих;
2) переориентацию на новые средства производства;
3) повышение квалификации работающих;
4) переориентацию на новые профессии.
Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения . При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны 2 вида методов:
1) беседа;
2) интервьюирование анкетирование.
4. Эксперимент
Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
1) глобальные;
2) локальные.
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации . Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
1) «мысленный»;
2) «стендовый»;
3) констатирующий;
4) созидательно-преобразующий;
5) контрольный.
«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса .
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Существует несколько основных понятий, или категорий, дидактики . Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование . Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.
Исследователей дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все-таки не привлекают.
Не менее важным в дидактике является и обучение . Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.
Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.
Еще одно дидактическое понятие – учение. Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».
Принципы обучения – это еще одна категория дидактики . Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.
Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения . Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.
Знания – это еще одно понятие дидактики . Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.
Не менее значимой категорией в дидактике считают умения . Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.
Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т. е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.
Все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны . Но они являются и самостоятельными элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано это прежде всего с потребностями общества, изменяющимися в соответствии с его развитием и формированием самой дидактики.
Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "продукты педагогической деятельности" и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями. Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по - разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно - исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:
– как ценность развивающегося человека и общества;
– как процесс обучения и воспитания человека;
– как результат процесса обучения и воспитания;
– как систему образования.
Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.
Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.
Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Понятие «формирование» - еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности»
Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Самовоспитание
– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере. Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого. Одним из способов реализации педагогического взаимодействия является совместная деятельность педагогов и учащихся. Существует мнение, что при совместной (или коллективной) деятельности тормозится развитие личности. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии. Установлено, что среди единомышленников, объединенных общей деятельностью, человек чувствует себя более уверенно, испытывает состояние духовного подъема, осознает собственную значимость. Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
Введение
Заключение
Словарь основных терминов
Список использованной литературы
Введение
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
Предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Подумав немного, можно назвать категории из любой науки, неважно естественной или социально-гуманитарной. К основным педагогическим категориям относятся образование, обучение, воспитание. Рассмотрим их последовательно, строя материал таким образом, чтобы, описав многообразие подходов и взглядов многочисленных авторов показать сложность проблемы и, может быть, ее практическую неразрешимость. Цель работы - исследование взаимосвязи категорий педагогической науки.
Поначалу зададимся вопросом: что имеют в виду люди (для которых русский язык -- родной), произнося слово «образование»? Когда про одного человека говорят, что он получил (или имеет) хорошее образование, а про другого -- что у него вовсе нет никакого образования, то под образованием подразумевают некий объект, достояние человека, которое он может каким-то образом приобрести и в дальнейшем иметь в своем распоряжении. В то же время про об-разование можно сказать, что оно происходит, разворачивается, так что это понятие обозначает одновременно и процесс создания объек-та, о котором говорилось выше. (В русском языке многие отглаголь-ные существительные такого вида -- например, «излучение» -- обо-значают одновременно процесс и его результат: «происходит излуче-ние света» и «прибор показывает наличие рентгеновского излучения»)
Чтобы определиться в этой проблеме, обратимся к трактовке понятия образования, принятого как категория в классической дидактике (хотя и там по заявлениям специалистов нет единого мнения на этот счет).
До периода 50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-х уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978 г., где записано, что это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Таким образом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческой общественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова- процесс и результат. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3 сказано, что это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза). Получение образования - достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами». Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2012. С.223.
Следует отметить, что с научно-педагогической, а не с правовой точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. «Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).
Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результатах. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.
Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный. Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
В современном понимании грамотность - это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2012. С.225.
Категория «профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственые, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.
Представляет интерес определение понятия образования, приведенное в «Международной стандартной классификации образования» (МСКО), последняя версия которого утверждена в октябре 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции этой организации. В нем под образованием понимается «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» (п. 12) и далее в п. 13-16 раскрывается смысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:
Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);
Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);
Организованное - планируемое в соответствии с определенной последовательностью четко обозначенными или подразумеваемыми целями;
Устойчивое предполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, но соответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М., 2014. С.65.
Для практики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действоваьть на их основе.. В тех случаях, когда необходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, мы будем употреблять термин «образовательная система» или «система образования».
По мере развития науки и практики понятие "образо-вание" (даже не успев устоятся) претерпевает изменения Оно развивается, допол-няется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нем появятся новые важные акценты и производные, такие как дистанционное образование (ДО) и открытое образование (ОО).
Рассматривая категорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулировать самостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительно ознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначала приведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затем попытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.
1. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
2. Обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;
3. Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы;
4. Обучение - двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека; профессиональный компетенция обучение воспитание
5. Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.225.
Обучение - целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения ими служебных и боевых задач.
Анализ приведенных и других определений показывает, что в них можно выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление) и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Итак, с позиций системного анализа, основным недостатком большинства определений категории обучение, с нашей точки зрения, является то, что не указана система в которой происходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется как система. Исходя из этого, можно предложить такое определение категории обучение: Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе.
На современном русском языке целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удается описать одним словом, для этого используют обычно два: «образование» и «воспитание». Эти по-нятия, хотя и не обладают достаточной четкостью и объемы их ча-стично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся в совре-менном русском языке. Говоря о воспитании, также подразумевают либо процесс -- совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм, либо результат этого процесса -- воспитанность человека. А понятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах.
Интересно, что в английском языке слово «education» (от лат.«educatio» -- воспитание, разведение, выращивание) тоже охватывает весь процесс приобщения человека к культуре общества, как это было и в русском языке во времена В.И. Даля. Большой англо-русский словарь дает для него следующую совокупность значений: воспита-ние, развитие (характера, способностей), культура, образованность, образование, просвещение, обучение. На русский язык его обычно переводят в зависимости от контекста; либо как «образование», либо как «воспитание». Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.112.
Словосочетание «philosophy of education» принято переводить как «философия образования». В названии социального института, кото-рый берет на себя заботу о приобщении юных к культуре, также нет отдельного упоминания о воспитании, он именуется системой обра-зования.
Ближе определение воспитания в понимании Л.Д. Столяренко. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2013. С.123.
Ю.Г. Фокин трактует воспитание несколько иначе, но оно звучит более конструктивно. Воспитание (в высшей школе) специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.
Какое бы определение воспитания не выбрали ясно, что работу по содержанию этого понятия надо проводить и она особенно важна в системе ОО, когда участники образовательного процесса распределены в пространстве и времени.
Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека - результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это - идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.118.
Значит, формирование личности человека - это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Независимо от того какую информацию получает человек, он ее анализирует сознательно или подсознательно, следовательно это приводит к тому, что человек выносит свою точку зрения на данную ситуацию, и, соответственно, работает над своим самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Эти факторы, в свою очередь, определяют само понятие воспитание человека. Из этого следует, что воспитание только теоретически можно разделить на составные части для простоты его изучения, на самом деле все эти части взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.
Заключение
Таким образом, основными категориями в классической, традиционной педагогике являются образование, обучение, воспитание. При формировании категорий в педагогике существуют различные подходы (плюрализм), а при трактовке сущности в зоне каждого подхода проявляется еще многоаспектность. Наличие плюрализма характерно, особенно в гуманитарных науках и является положительным фактором для истинного понимания явления.
Для практических целей целесообразно использовать из многоаспектного набора понятия образования - «результат» в значении слов: «человек получил высшее образование). Одиночное слово «образование» использовать в смысле «система образования». Например, корректно употреблять словосочетание «система образования», а не просто «образование» в таком контексте. Например, в тексте «…влияние системы образования на процессы в обществе», более правильно, чем просто «влияние образования на процессы в обществе». Термин «образование» в понимании (аспекте) как процесс лучше не использовать, а заменять его в тексте и речи термином «обучение». В этом случае становится все на свои места
Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Словарь основных терминов
Человек - это социальное существо, которое не может жить вне общества, без кон-тактов с окружающими.
Личность - это индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения.
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и соци-альных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое-образия и неповторимости.
Субъект - это индивид как носитель сознания, обла-дающий способностью к деятельности.
Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.
Интеллект - это надлежащее соотношение частей, соразмерность, характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Способность - это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Список использованной литературы
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н./Д.: Феникс, 2015. - 416с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д.: Феникс, 2016. - 480с.
3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2012. - 431с.
4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 423с.
5. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.: ИПП, 2014. - 128с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предмет и задачи педагогической науки. Содержание основных категорий педагогики. Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
шпаргалка , добавлен 13.08.2010
Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии, структура личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений. Значение воспитания как предмета педагогики. Система понятий и теорий педагогики.
контрольная работа , добавлен 25.01.2010
Особенности педагогической профессии. Воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних учителей (гувернеров). Задачи перед школой на разных этапах развития общества. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению.
статья , добавлен 21.12.2013
Определение педагогической антропологии как человековедения, служащего воспитанию и обучению людей. Принципы и задачи педагогической антропологии как науки, ее место в структуре педагогической науки. Человек развивающийся как объект изучения педагогики.
контрольная работа , добавлен 20.12.2010
Сущность и значение педагогической культуры. Характеристика профессиональной деятельности. Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности. Активные способы обучения студента реальным условиям.
курсовая работа , добавлен 16.01.2014
Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.
контрольная работа , добавлен 25.06.2012
История педагогики. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой. Методологические основы педагогической науки. Методология педагогики.
курсовая работа , добавлен 14.02.2007
Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.
реферат , добавлен 26.10.2011
Исследование особенностей педагогической деятельности с точки зрения влияния на нее личностных качеств профессионала. Изучение методов измерения профессиональной пригодности и готовности педагога, новых методик и технологий профессионального обучения.
реферат , добавлен 07.05.2012
Структура психологических и дидактических способностей учителя начальных классов. Содержание потребностей и мотивации педагогической деятельности, уровень мобилизации и активизации знаний, умений и навыков, профессионально значимых свойств личности.
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".
Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:
формируется под влиянием потребностей общества;
любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики – человек.
А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтомуобъектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):
Теоретические функции:
обогащение, систематизация научных знаний;
обобщение опыта практики;
выявление закономерностей в педагогических явлениях.
Практические функции:
повышение качества воспитания;
создание новых педагогических технологий;
внедрение итогов педагогических исследований в практику.
Прогнозирование:
научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.
Задачи педагогики :
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Категории педагогической науки
Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении: – это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении: – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении: – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении: – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Сегодня образование понимается как:
ценность развивающегося человека и общества;
процесс обучения и воспитания человека;
как результат последнего;
как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)
Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.
Основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение. На сегодняшний день допускается многовариантность трактовки этих понятий, что делает скрытым и неясным их содержание, создает здесь путаницу и затрудняет их применение. Поэтому важно разобраться с этими категориями более обстоятельно.
Еще в 1860-х гг. на страницах российских педагогических журналов развернулась дискуссия, начатая Л.Н. Толстым по поводу различения понятий "воспитание" и "образование". В дискуссии приняли участие такие известные педагоги, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Г. Редкий, В.Г. Белинский, П.Р. Фурман, В.Я. Стоюнин, Н.И. Пирогов, Н.И. Кареев, В.В. Розанов, Ф.П. Гааз, А.Ф. Кони, А.Н. Острогорский.
К сожалению, участники той дискуссии так и не пришли к компромиссу, высказывая разные, порой прямо противоположные точки зрения. Однако некоторые выводы сделать все-таки можно: 1) практически все авторы различают понятия "образование" и "воспитание" и не считают их синонимами, однако одни (в частности, Л.Н. Толстой) считают их практически несоприкасаемыми, другие же (их большинство) полагают, что дефинитивно эти понятия пересекают друг друга; 2) большинство авторов понимает под образованием интеллектуальную сферу развития личности, связанную в первую очередь с усвоением основ наук, т.е. фактически сводят образование к систематическому обучению. Под воспитанием же подразумевают либо духовное (в первую очередь нравственное) воздействие на личность, т.е. сферу воздействия, отличную от образования, либо же в целом процесс формирования характера, в таком случае воспитание является более широким термином, чем образование, и включает его в себя в качестве составной части.
Таким образом, ведя речь об образовательно-воспитательных системах, процессах, сферах, пространстве, необходимо упорядочить, структурировать информацию о них. Как мы пытались показать выше, структурная иерархия знания, относящегося к педагогической сфере (традиционная для советской педагогики - общая педагогика, дидактика, теория воспитания), не подходит для этих целей в современных, изменившихся условиях. Представления о структуре педагогических знаний, характерные для западной научной школы, не совсем адекватны сложившимся отечественным традициям.
Для объяснения этого феномена обратимся к истории развития термина "педагогика" и терминологическим дискуссиям, характеризующим традиции западной научной школы.
По мнению Ф. Бест , история педагогики как теоретической дисциплины тесно связана с историей педагогических учебных заведений. Так, во Франции курс педагогики был введен в 1883 г. Однако преподаватели вскоре почувствовали необходимость различать "общую педагогику", т.е. систематическое и последовательное изложение философских основ педагогических доктрин Платона, Монтеня, Руссо, Монтессори, Ферьера, Декроли, Дьюи и др., и "специальную" или "практическую" педагогику, призванную помочь будущим учителям в преподавании той или иной конкретной дисциплины. Таким образом, можно было говорить о "педагогике математики", "педагогике чтения", "педагогике естествознания", восходящих к так называемому предметному уроку (kcon de chose).
Одновременно в университетах создавались кафедры педагогической науки, возглавлявшиеся философами, известными социологами (такими, например, как Дюркгейм), но отнюдь не педагогами. В результате произошло разделение между университетской элитой, занимавшейся педагогической наукой, и нормальными школами, на долю которых выпали практические аспекты педагогики.
К тому времени детская психология уже полностью сложилась в самостоятельную науку, труды Пиаже и Валлона получили мировое признание, особенно после Второй мировой войны, и педагогика претерпевала свое первое превращение - она становилась "психопедагогикой". В 1950-1960-е гг. в университетах создаются кафедры психопедагогики. Однако в те же годы многие специалисты выступали против использования этого термина как "плохо продуманного и необоснованного" .
В 1971 г. М. Дебесс и Г. Миаларе, пытаясь внести ясность в терминологические споры и освободить педагогику от ее двойственного и псевдонаучного статуса, предложили использовать термин "педагогические науки" .
Безусловно, что касается статуса, педагогические науки обрели заметное преимущество благодаря определению границ и методов исследования, а также установлению связей с уже сложившимися научными дисциплинами. Следуя этой тенденции, возрастная психология, когнитивная психология, социология образования, история педагогики и социальная психология воспитания утвердились как самостоятельные научные отрасли, в большей степени связанные с социальными науками, нежели с такой специфической областью, как педагогические науки. Следствием этого стала маргинализация термина "педагогика", тесно связанная с европейской традицией выхолащивания его первоначального содержания и фрагментацией знаний о воспитании.
Параллельно с этой непроизвольной маргинализацией термина "педагогика" в 1970-е гг. появилась тенденция отождествления ее с социальной психологией и даже "динамикой" малых групп. Эти тенденции привели к еще одному существенному превращению: недирективная педагогика, взявшая за образец направление американской социальной психологии К. Роджерса, стала претендовать на всеобъемлющую роль. Не следует недооценивать воздействия смешения одного из педагогических направлений и собственно педагогики, поскольку именно вокруг него возобновились в 1984 г. горячие споры. Желание раз и навсегда "покончить" с педагогикой, намеренно смешивая ее с недирективным обучением, еще более обострилось и сказалось на педагогических исследованиях. Дискуссия эта касалась и терминологии.
Так, в английском языке термин "educational sciences" ("педагогические науки") не нашел широкого применения и более широко используется словосочетание "educational research" ("педагогические исследования"). Дело не просто в терминологических различиях или трудностях перевода, так как само выражение "педагогические науки" известно в англоязычных странах давно благодаря Герберту Спенсеру, написавшему в 1861 г. книгу "Педагогика как наука". Разумно было бы предположить, что из-за огромного объема научных публикаций в англоязычных странах предпочтение отдается обсуждению результатов исследований, а не мировоззренческим проблемам, связанным с правомерностью названия и самого существования педагогических наук как таковых.
Что касается термина "педагогика", то он также не получил широкого распространения в английском языке. Соответствующая словарная статья отсутствует в "Британской Энциклопедии" (Encyclopedia Britanica, 1985), а индекс отсылает читателя к статьям "Обучение", "Искусство как средство воспитания", "Философия образования" и "Социальные аспекты образования". Отсутствует такая статья и в "Международной энциклопедии образования" (International Encyclopedia of Education, 1985, 1989). В то же время французская "Универсальная энциклопедия" (Епсусlopedia Universalis, 1985) посвящает этой теме 15 страниц, 4 статьи.
По мнению М. Дебовэ , во франкоязычных странах термин "sciences de l"education" (науки об образовании) утвердился в последние десятилетия и постепенно вытесняет термин "pedagogie" (педагогика). Аналогичные изменения происходят в испано- и португалоязычных странах. Термин "педагогика", по-видимому, более прочно укрепился в немецком, в меньшей степени в итальянском языке. Но споры между сторонниками педагогической науки в единственном числе (Ersiehung-swissenschaft) и педагогических наук во множественном числе (Ersienhungswissenshaften) не затухают.
Во франкоязычных странах дискутируется само содержание "наук об образовании": область приложения нескольких дисциплин; комплекс смежных отраслей, сохраняющих неразрывные связи с дисциплиной-прародительницей, или же полноправная самостоятельная наука? Ограничительная концепция, преобладающая в настоящее время во Франции, выделяет дидактику из сферы наук об образовании и противопоставляет их педагогике. Термин "didaktik" заимствован из немецкого педагогического вокабуляра и означает знание взаимосвязи между содержанием обучения, учащимися и учителями. Постепенно множественное число "didactiques" вытесняет единственное, как бы подчеркивая, что конкретное содержание каждого предмета так же значимо, как и способ презентации того или иного конкретного знания.
Таким образом, пройдя длительный путь развития, общая педагогика в структуре европейского научного знания стала либо философией образования, либо социологией образования, либо социальной психологией образования. С другой стороны, специальная педагогика превратилась в дидактику. Эти различные области, к которым следует добавить историю педагогики, когнитивную психологию и психосоциологию, объединены под названием "науки об образовании".
Следовательно, можно констатировать, что в рамках западной научной школы в течение последнего столетия произошел существенный пересмотр позиций, связанных с педагогической наукой. Возникло множество самых разнообразных и разноплановых наук, относящихся к сфере образования. Как видно из приведенного обзора, такая наука, как педагогика, фактически потеряла свой предмет и утратила свою значимость и свое место как отрасль научного знания. Однако и в других своих названиях науки об образовании связаны исключительно с образовательной сферой. Куда же исчезло понятие "воспитание"?
Дело в том, что процессы воспитания практически выключены из европейских институциональных образовательных структур. Поэтому воспитание не выделяется (на уровне государственной политики) в качестве структурного звена в работе образовательных учреждений. Сам же феномен "воспитание", конечно, подвергается исследованию и изучению. Но исследуется он в двух практически мало связанных между собой направлениях. Первое направление рассматривает процесс воспитания либо в плане роста и развития человека вообще (педагогическая антропология), либо в плане определения его смысла, целей, социальных ориентиров и т.д. (философия воспитания). Второе направление имеет своей целью исследование и доведение до уровня практических рекомендаций способов и приемов межличностного взаимодействия взрослых с детьми разного возраста (детская и возрастная психология, психология общения), а также группового взаимодействия и взаимодействия с группой (социальная психология, социальная психология воспитания).
Таким образом, науки, связанные с воспитанием, также теряют свой предмет в ареале научной области, определяемой как "педагогика", и становятся либо философией воспитания, либо практической психологией воспитания.
В нашей стране, как известно, сложились иные подходы к воспитанию и образованию. На уровне государственной политики традиционно образовательные учреждения отвечали и отвечают не только за осуществление процессов образования, но и за воспитание детей в рамках этих учреждений. А такая наука, как педагогика, вовсе не утратила своего прежнего значения, можно даже говорить о повышении ее статуса и рейтинга в ряду гуманитарных и социальных дисциплин. Хотя нельзя исключить и того, что изоляция советской педагогической науки от мировой в течение 70 лет просто затормозила тенденции "размывания" педагогической науки, наблюдающиеся в западном научном мире. Очевидно, эти тенденции скажутся в скором времени и на состоянии российской педагогической науки.
Советский период развития педагогики внес существенные уточнения в определение базовых понятий. Наиболее продуктивной в этом смысле и достаточно устоявшейся к настоящему времени является точка зрения, согласно которой воспитание можно трактовать в трех смыслах: широком социальном, понимаемом как "социальное формирование" (введение этого термина приписывают Н.К. Крупской); широком педагогическом, включающем в себя в качестве составных частей обучение и "чистое" воспитание; и в узком педагогическом ("чистое" воспитание).
Под воспитанием в широком социальном смысле понимается вся совокупность социальных влияний, оказываемых на человека в процессе его жизнедеятельности. Скажем, если нам говорят, что человек воспитывался в довоенные годы в нашей стране, мы уже можем представить себе особенности этого человека, его психологии, его мировосприятия. Если же человек получил воспитание в 1960-1970-е гг. в США, то это уже личность иного рода. Таким образом, под воспитанием в широком социальном смысле понимается социальное формирование личности в определенных территориальных рамках и в определенный исторический период. Воспитание в широком социальном смысле в качестве составляющих включает воспитание в широком педагогическо м смысле, организованное воздействие общества на человека и стихийные воздействия. Воспитание в широком педагогическом смысле в качестве составляющих включает воспитание в узком педагогическом смысле и обучение. Организованное воздействие общества осуществляется через СМИ (средства массовой информации) и через партии, общественные движения и религиозные организации. Стихийные же воздействия включают в себя макровоздействия (географические и климатические особенности, особенности культурной, этнической, национальной среды) и микровоздействия (семья, особенности уклада, ближайшее окружение). В целом структуру воздействия различных факторов на личность можно изобразить так, как показано на рис. 1.
Под воспитанием в широком педагогическом смысле понимается целенаправленный и специально организованный процесс воздействия (взаимодействия) на личность, осуществляемый в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми - педагогами. И в этом смысле, как отмечают многие ученые, в частности Г. Нойнер и Ю.К. Бабанский, оно тождественно понятию "образование".
Под воспитанием в узком педагогическом смысле понимается специальная система воспитательной работы, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности.
Под обучением подразумевается передача знаний, умений, навыков и формирование опыта творческой деятельности в определенной предметной области.
Из представленной схемы видно, что в реальности на личность оказывает влияние огромная масса факторов. От силы их влияния и направленности во многом зависит то, какой сформируется отдельная личность. В тоталитарных государствах воздействие на личность осуществляется не только посредством специального педагогического формирования, но и через другие факторы - организованные и стихийные, включая и микровоздействия (фашистская Германия, коммунистический Китай и Советский Союз). "Исторический опыт великих диктатур, - писал в свое время Д. Андреев в своей "Розе Мира", - с необыкновенной энергией и планомерностью охватывавших население громадных стран единой, строго продуманной системой воспитания и образования, неопровержимо доказал, какой силы рычаг заключен в этом пути воздействия на психику поколений. Поколения формировались все ближе к тому, что представлялось желательным для властей предержащих. Нацистская Германия, например, ухитрилась добиться своего даже на глазах одного поколения" .
Рис. 1
В тех же случаях, когда государственное устройство не имеет столь тоталитарно жестких рамок, классическим примером формирования личности "на заказ" являются воспитание и образование, получаемые в закрытых образовательных учреждениях, минимально допускающих или вовсе не допускающих влияния извне на личность, т.е. жестко ограниченное рамками воспитания как педагогического формирования (закрытые частные школы, военные школы, монастырские школы).
Другая педагогическая идея исходит из признания важности стихийных влияний на личность. Именно в процессе стихийных влияний проявляется активность и избирательность самой личности, оказывающейся в условиях отсутствия внешних принудительных воздействий. Конечно, реально стихийные воздействия далеко не всегда характеризуются отсутствием внешнего принуждения и насилия. Однако сторонники позиции естественной активности и избирательности личности рассматривают стихию именно в позитивном смысле этого слова - как свободу от нажима и принуждения и предоставление возможности личности осуществлять свободное волеизъявление и выбор. Эти представления проецируются и на воспитательно-образовательный процесс. Основная идея сводится к тому, что наиболее полное раскрытие и самореализация личности возможны лишь при такой организации образовательного процесса, которая соответствует естественным условиям жизни свободного человека. Современному человеку вследствие имеющегося у него опыта и сформированных представлений о том, что из себя должны представлять воспитание и образование, такой подход может показаться утопичным, вредным, а в крайних своих проявлениях - и антигуманным. Однако обратимся к высказываниям Л. Андреева, который утверждал, что сущность государства, равно как и этический облик общества, не может быть преобразована в мгновение ока. Немедленный полный отказ от принуждения - утопия. Но этот элемент будет убывать во времени и в общественном пространстве. Всякая дисциплина слагается из элементов принуждения и сознательности, и от соотношения этих двух элементов между собой зависит тот или иной род дисциплины. Наибольшей степенью принуждения и почти полным отсутствием сознательности обладает дисциплина рабовладельческих хозяйств, тюрем и концентрационных лагерей. Немного больше сознательности в воинской муштре. По мере же ослабления в дисциплинарных системах элемента принуждения возрастает и заменяет его собой категорический императив внутренней самодисциплины. На воспитании именно этого импульса построится вся новая педагогика. Думается, что предсказания великого мыслителя, хотя и очень медленно, постепенно, но оправдываются, новое понимание мира внедряется в сознание людей. Общественные изменения, сопутствующие настоящему времени, дают основание для надежд по поводу именно такого хода изменения общественного сознания.
Глава 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ИСТОЧНИКИ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ