Серия Warhammer 40,000
Дата выхода: 1992-2011 г.г.
Жанр: Стратегия в реальном времени
Серия Warhammer 40,000 самая популярная и одна из самых продаваемых игр. Поклонники постоянно ждут выхода новой игры. Самой знаменитой является Warhammer 40,000: Dawn of War. Игрок выбирает расу (Имперская гвардия, Космодесант,Тау, Некроны, Орки, Хаос, Эльдары с каждой игрой появляются всё новые расы) за которую хочет играть, после чего на планете или планетах выбирает место которое хочет захватить и сражается с той расой которая владеет этой землёй.
Бой происходит в реальном времени на местности на которой происходит сражение. Игроки захватывают специальные точки которые дают влияние и строят генераторы дающие энергию, на эти ресурсы строятся сооружения, войска и производятся улучшения. Каждая раса обладает своими войсками, супер юнитами и героями и способностями. Цель игры в кампании захватить все земли и стать покровителем всех земель.
Серия Civilization
Дата выхода: 1991-2013 г.г.
Жанр: Глобальная пошаговая стратегия
В Civilization Создана полная модель развития человечества начиная с самых древних времён и до современности Игрок должен создать и развивать свою могучую империю, среди других конкурентов, условием победы может является военная победа над всеми, победа по очкам, Игра заканчивается 2050 г. либо культурой или же построить космический корабль и улететь к Альфе Центавра. Сила и развитие цивилизации состоит из развития и создания новых городов, создание производство в городах войск, научные и военные исследования. Также в игре можно создавать чудеса света.
Для процветания цивилизации игрок должен уметь сосредотачивать и балансировать между научным прогрессом, наращиванием военной мощи, пополнением казны, развитием инфраструктуры и культуры, дипломатическими контактами и торговлей с другими цивилизациями. Игрок может поучаствовать в исторических событиях которые происходили, управлять лидерами такие как Сталин, Напалеон, Рамзес II, Екатерина II и так далее. Какая из серии лучшая трудно сказать. Кто-то говорит что часть самая лучшая, кто-то что четвёртая. Приверженцы графики заявляют что пятая самая лучшая из этой серии.
Warcraft III
Жанр: стратегии в реальном времени с элементами RPG
В народе так называемый «Варик» была одной из наиболее ожидаемых игр: более 4,5 миллиона предварительных заказов и более одного миллиона копий игры, проданных менее чем за месяц, что сделало её самой быстро распродаваемой компьютерной игрой Игра получила большое количество положительных рецензий, множество изданий отметили игру титулами «Лучшая игра года» и «Лучшая стратегия года». Также игра получила высокие оценки и у игроков.
В игре есть 4 расы: Альянс (люди), Нежить, Орда (Орки) и Ночные эльфы. Каждая раса имеет своих уникальных героев, которые в сражениях получают опыт и новый уровень. С каждым уровнем открываются новые способности героя. Также герои могут покупать или поднимать с убитых мобов предметы, которые улучшают боевые характеристики героев и окружающих его войск. На разных картах игроки захватывают рудники с золотом и добывают лес, на эти ресурсы строят базу и юнитов и улучшают их характеристики.
Heroes of Might and Magic III
Жанр: Пошаговая стратегия с элементами RPG
Heroes of Might and Magic III пошаговая фэнтези игра, третья часть из серии стала культовой и приобрела множество поклонников по всему миру. Несмотря на уже устаревшую графику, в неё до сих пор играют тысячи игроков по всему миру. Четвёртая и пятая часть игры вышли уже с более лучше графикой и улучшенным гейплеем, поэтому если вы не являетесь фанатом старых игр, и любите графику, то лучше всего играть в последние части.
Игрок путешествует по глобальной карте героями которые управляют мифическими существами, исследуя новые земли захватывая города и сражаясь с врагами. На карте игрок передвигает всего лишь одного героя и может пройти только некоторое расстояние или сделать одно или нескольких действий, после чего он пропускает ход и уже враги под управлением компьютера делают свой ход. Нападая на врагов вы перемещаетесь в боевой режим, армия врагов и ваша армия существ стоят напротив друг друга, передвигая по очереди боевые единицы нужно уничтожить врагов. С развитием городов можно открывать новые возможности и заклинания. Нанимать войска.
StarCraft II
Жанр: стратегии в реальном времени
StarCraft II является второй частью культовой первой части вышедшей в далёком 1998 г. Вторая часть игры стала самой ожидаемой игрой года в связи с большой популярностью первой части и полностью оправдала свои надежды у игроков. Многие игровые российские и зарубежные порталы поставили игре оценки свыше 9 баллов из 10, В рейтинге игроков получила 9,3 балла.
Сюжет игры и все действия происходят в далёком будущем, а точней XXVI веке в отдалённой части галактики Млечный Путь. Три расы Терраны, Зерги, и Протосы противостоят друг другу. Игроки добывают два вида ресурсов минералы и газ веспен на которые после чего строят здания и нанимают боевые единицы. Главной задачей является уничтожение базы противника. Каждый вид юнитов обладает своими сильными и слабыми сторонами, поэтому для уничтожения определённых типов войск противника надо нанимать войска которые хорошо их уничтожают.
Серия Total War лучшая Rome: Total War
Жанр: пошаговая глобальная стратегия, стратегия в реальном времени
Total War рус. «Тотальная война» серия игр которая насчитывает уже семь игр и различные дополнения. Разные игры охватывают разные временные исторические периоды и государства. Самой популярной и культовой является Rome: Total War вышедшей в 2004 г. действия в которой происходят в Древнем Риме в период Республики с 270 года до н. э. до 14 года н. э. Например, действия Shogun: Total War происходят в Японии Shogun: Total War в XVI веке где праящие династиии противостоят друг другу. Empire: Total War - во времена европейских колониальных войн и так далее.
Геймплей игры очень похож на Civilization. Игрок управляет войсками, городами и поселениями на глобальной точке. После завершения всех действий игрок пропускает ход после чего конкуренты управляемые ИИ делают свой ход. Если вы или ваш враг нападёте друг на друга, то вы перемещаетесь на тактическую карту, где и управляете в реальном режиме всеми своими войсками, атакуя ими и расставляя в удобных позициях на карте.
Command & Conquer: Red Alert 1,2,3
Дата выхода: 1996 г. и 2000 г.
Жанр: Стратегия в реальном времени
Red Alert - игра вышедшая в прошлом веке и захватившая умы и души геймеров по всему миру, до сих пор в нее играют тысячи людей, более 30 миллионов проданных копий. Действие игры разворачивается в альтернативной истории, где войска союзников защищают Европу от агрессивного Советского Союза. Игрок может выбрать одну из двух воюющих сторон: Альянс или СССР. Соответственно, цель игры за Союзников - остановить Сталина, пока он не захватил весь мир, за СССР - добиться полного захвата Европы. В зависимости от выбранной стороны, победа игрока приводит к одной из двух альтернативных концовок.
Сражения в игре проходят как на земле, так на воде и в воздухе. Каждая сторона может иметь свою базу и может обучать сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Каждая сторона также имеет уникальные особенности,.Игровая механика представляет собой то,что теперь даже простой пехотинец может уничтожить танк. Танк может легко уничтожить пулеметный дот, небольшая группа гранатометчиков так же легко справится с танком, если он не прикрыт противопехотной техникой или своей пехотой, что вынуждало использовать в бою различные типы войск.
Серия игр Europa Universalis
Дата выхода: 2000-2013 г.
Жанр: пошаговая глобальная стратегия,
Продолжает серию глобальных стратегий Europa Universalis. Как и предыдущие игры серии, третья часть предлагает Вам возглавить одно из государств мира. Суть игры: развить национальные идеи, которые дают игровой державе те или иные преимущества; по мере открытия новых государственных технологий появляется возможность выбрать одну из национальных идей. Действие игры происходит в реальном времени, однако скорости реакции от игрока не требуется, так как в любой момент игры можно поставить паузу. Игра происходит на схематично изображённой карте мира, разбитой на более чем 1500 морских и наземных провинций.
Играющий может взять под управление любую страну из существовавших в этот исторический период (всего около 200 государств). Под его контролем находятся экономика страны, формирование армий и флотов и управление ими, дипломатия, внедрение новых технологий, внутренняя политика государства, изменение государственной религии и колонизация новых земель.
Особенностью игры является привязка к реальной истории (замечу, что в третье части серии уже не привязывается к истории и геймплей более свободен) ; существуют предопределённые заранее для каждой страны исторические правители, каждый из которых обладает определёнными способностями, влияющими на игру, существовавшие в действительности полководцы (такие, как Суворов или Наполеон I Бонапарт), первопроходцы, исследователи и мореплаватели (такие, как Колумб, Ермак и Фернан Магеллан), а также исторические события, которые как правило происходят в той же стране и в то же время, что и в реальной истории (например, в 1517 происходит событие, дающее возможность перейти в протестантизм)
Company of Heroes 1,2
Дата выхода: 2006 г
Жанр: Стратегия в реальном времени
По геймплею Company of Heroes очень похожа на Warhammer 40,000: Dawn of War. Игрок командует целыми отрядами бойцов, но есть отдельные уникальные единицы. Каждый отряд имеет шкалу жизней (не отдельный боец) и если при повреждении отряда жизни заканчиваются, то весь отряд погибает. Игрок может оснащать различным вооружением, отряды пехоты, выбирая сам какое оружие перспективней в сражении. После гибели отряда остаётся вооружение которое можно подобрать и вооружить им другой отряд. Это относится даже к оружию стационарного типа, такому как противотанковые орудия, станковые пулемёты и миномёты.
Каждая сторона в игре разделена на три уникальных направления-пехотное, десантное и танковое у американцев и оборонительную, наступательную и пропагандистскую у немцев, продвижение в которых даёт доступ к новым боевым единицам и атакам (например, налёт штурмовиков). Другим важным отличием является то, что отряды и юниты в игре имеют три уровня опыта. После уничтожения противника получается новый уровень который увеличивает повреждение, скорость, здоровье, броню или дальность обзора боевой единицы, в зависимости от её типа.
В Игре имеется три вида ресурсов: вооружение, топливо и личный состав. Личный состав используется для строительства зданий, найма новых боевых единиц, как пехотных, так и бронетехники, топливо, в свою очередь, для постройки зданий и бронетехники, а вооружение - для обеспечения отрядов дополнительным оружием, например, гранатомётом, для артиллерийских и авиаударов или для того, чтобы ваша техника получила новые возможности. Пополнение ресурсов осуществляется с помощью контрольных точек.
Age of Empires III
Жанр: Стратегия в реальном времени
Age of Empires III стратегия заслужившей всемирное признание благодаря своему инновационному и увлекательному игровому процессу. Age of Empires получила большие рейтинги на игровых порталах и журналах. Особенностью этой игры является грамотно проработанный искусственный интеллект (противник которым управляет компьютер). Игрок управляет одной из держав (Великобритания, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Российская империя, Османская империя, Франция), которая отправилась на завоевание нового света (Америка).
Основное действие происходит в колониях, на привычной для подобных игр карте, но теперь у каждой державы есть родной город в Старом Свете. Он служит единственной цели - помощи своей колонии. В игре три ресурса: пища, дерево и деньги. Которые добывают различные постройки. Переходы между эпохами, пятью эпохами: исследований, колонизации, крепостей, индустриальная и эпоха империи. Военные академии тренирует, перевязывает отправляет в колонии солдат. Пехота зависит от национальной принадлежности города, у испанцев это будут родельеро, а у русских - стрельцы и казаки. В академии также проводится улучшение параметров войск.
Сражения происходят в реальном времени. Максимальная численность отряда и группы солдат, выделенных «рамкой», - 50 юнитов. У стреляющей пехоты четыре построения: обычная шеренга, которая удобна для стрельбы залпом, разреженный строй, снижающий потери от артиллерийского огня, рукопашный бой и каре. У пехоты ближнего боя три построения, два таких же, собственно ближний бой и каре, и круговое построение для прикрытия стрелков. Кавалерия выучилась трем построениям - все те же ближний бой и каре, а также режим наступления с пониженной скоростью, но с нанесением повреждения по площади.
XCOM: Enemy Unknown
Жанр: Стратегия, Пошаговая тактика, Тактическая RPG
Игра является ремейком (переделка) популярной и старой игры X-COM: UFO Defense вышедшей в далёком 1993 году. На планету Земля нападают пришельцы и начинают инопланетное вторжение. Игра ведется от лица командира секретной международной организации XCOM (подразделение по борьбе с инопланетянами), которая располагает самыми передовыми технологиями, вооружением и научными разработками человечества. В ней работают лучшие специалисты мира - военные и ученые. Организация должна вести боевые действия против инопланетян, угрожающих существованию человеческой цивилизации.
Игроку предоставляется центральная база XCOM, с которой осуществляется стратегическое руководство организацией: наблюдение за действиями пришельцев на глобальной карте мира при помощи спутниковой сети, распределение финансирования на развитие научно-технического потенциала, вооружение и размещение перехватчиков для уничтожения летающих тарелок, а также проведение боевых операций против пришельцев силами имеющихся бойцов в наземных стычках. База представляется игроку в виде «муравьиной фермы» - среза грунта, позволяющего смотреть на помещения «сбоку».
В Тактическом бою бойцы выполнить до двух действий по очереди - перебежку, выстрел, бросок гранаты, использование аптечки. У каждого бойца всего три характеристики: меткость, сила воли и очки здоровья.
После первого продвижения в звании солдат получает специализацию. Это может быть штурмовик, снайпер, тяжёлый пехотинец или солдат поддержки.
Homeworld
Жанр: стратегия в реальном времени
Проработанная графика и трёхмерное игровое пространство - реализация шести степеней свободы (можно рассматривать поле боя, боевой флот под разными углами) передвижения игровых объектов и наличие продуманного управления флотом в трёх измерениях. Богатый и сложный сюжет, постепенно раскрывающийся непосредственно в процессе игры. В следующей игровой миссии игрок получает тот флот, с которым завершил предыдущую.
В начале игры игрок может выбрать флот двух рас Кушан, либо Таидан: на дальнейшем сюжете это не отражается никак, меняются лишь боевые единицы. Ключевой особенностью флота как Кушан, так и Таидан является наличие главного материнского корабля, выполняющего роль основной базы операций. Материнский корабль имеет собственное вооружение, и гипердвигатель, позволяющий преодолевать значительное пространство.
Весь космический флот делится на боевой флот и флот поддержки. Флот поддержки включает в себя специальные корабли, такие как сборщик и контроллер ресурсов, исследовательский корабль, зонд, судно-детектор кораблей невидимок, генератор гравитационного колодца. Боевой флот подразделяются на классы: Малые корабли - истребители, корветы, Тяжёлые корабли - фрегаты, Сверхтяжёлые корабли, Флагманы.
Серия игр Stronghold
Дата выхода: 2001-2014 г.
Жанр: стратегия в реальном времени
Игровая система всех игр серии базируется на экономическом симуляторе средневекового города или замка. В играх присутствует ряд уникальных параметров, характерных только для игр серии Stronghold. Так, в первом Stronghold впервые был введён параметр «популярность», влияющий на работоспособность и количество населения. Боевая система стандартная для стратегий - непосредственное управление группами юнитов.Экономическая составляющая - одна из главных в играх серии. Существуют достаточно сложные и длинные производственные цепочки. Как правило, в играх серии большее внимание уделено именно экономической, а не военной составляющей средневековых замков.
Во всех играх серии, кроме Stronghold Kingdoms, существуют кампании (серии сюжетно-связанных миссий) и режим редактора карт. В Stronghold единая кампания, в остальных играх существует несколько кампаний.
Во всех играх, кроме Stronghold и Stronghold Kingdoms, есть возможность играть против компьютерных противников на выбранной карте. В Stronghold и Stronghold 2 присутствует режим осады (осада или защита замка без ведения экономики). В первых играх серии (до Stronghold 2 включительно) присутствует режим свободного строительства (ведение экономики без войны).
Spore
Жанр: Стратегия в реальном времени, симулятор бога
Spore игра является симулятором эволюции жизни на планете, а также стратегией и космическим симулятором. Цель игры состоит в развитии существа от микроорганизма до продвинутой космической расы. Во время прохождения игры есть возможность вносить изменения в существо, улучшая его характеристики.Так же, по мере развития,игрок будет самостоятельно создавать различную технику и здания, или выбирать готовые варианты из каталога.
В начале игры под управление игрока попадает микроорганизм, живущий в водной среде. На данном этапе игра - Чтобы выжить, микроорганизму необходимо питаться кусочками мяса или водорослями, а также стараться, чтобы вас не съели другие плотоядные существа. С поеданием пищи клетка растёт и превращается в микроорганизм. После чего существо выбирается на землю, где так же развивается. Со временем под вашим руководством окажется племя, цивилизация и космос которыми вы должны будете управлять.
Ground Control 1,2
Дата выхода: 2000 г, 2004 г
Жанр: Тактическая стратегия в реальном времени
Эта игра являлась передовой игрой своего жанра и снискала множество наград. Ground Control имеет трёхмерную графику и свободно вращающуюся камеру, позволяющую игроку смотреть на бой с любого ракурса. В игре полностью отсутствуют сбор ресурсов, развитие базы и исследования. Цель игрока - управление ограниченным количеством боевых единиц и выполнение с их помощью разнообразных заданий.
Главная цель игры - уничтожение войск и зданий оппонента с использованием особенностей рельефа и сильных сторон собственной армии. Боевые единицы включают в себя различные типы бронетехники, самолётов и солдат, доставляемых на поле боя орбитальными челноками. После начала очередной миссии игрок не может вызывать подкрепления, что требует тщательного выбора боевых единиц и их конфигурации до битвы.
Важнейший элемент игры - требование к тактическому подходу в любой ситуации. Каждый отряд имеет свои ярко выраженные сильные и слабые стороны. Боевые единицы объединены в отряды. Игрок может отдавать приказы только отрядам, хотя сами единицы будут сражаться и получать повреждения отдельно. Существует четыре категории отрядов: пехота, бронетехника, поддержка, и авиация. Игрок может выбирать конфигурацию каждого отдельного отряда до битвы. Например, танковый отряд корпорации Крэйвен может существовать в четырёх конфигурациях: разведывательная, лёгкая, основная, и тяжёлая. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки, поэтому различные конфигурации подходят для разных задач.
Тибериумная серия Command & Conquer
Дата выхода: 1995-2010 г.
Жанр: Стратегия реального времени
ерия успешных компьютерных игр, имеющая наибольшие продажи среди серий стратегий. Действие игры разворачивается в альтернативной временной реальности, условно современной нашей, в которой по всему миру идёт война между двумя глобальными группировками - международными войсками ООН, объединёнными в Глобальную Оборонную Инициативу, и военно-религиозным Братством Нод во главе с его харизматичным лидером Кейном, борющимися за обладание инопланетной субстанцией тиберием, медленно распространяющимся по всей планете.
Геймплей игры строится по принципу -собрать ресурсы построить базу уничтожить противника. Единственным источником денег (кредитов) в игре является тиберий. Другим важным ресурсом в игре является электроэнергия, производимая только энергостанциями. Различные сооружения и юниты, производимые игроком, в совокупности образуют технологическое древо, в котором доступ к технологически более совершенным, а соответственно, более дорогим сооружениям и юнитам. База может быть защищена различными сооружениями, в число которых входят как заградительные укрепления.
Человек любит играть. Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника - всё это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. Игра для нас - не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общения.
Когда сегодня речь заходит о настольных играх, обыватель первым делом вспоминает домино и карты (реже - шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Конечно, это не так. Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы. Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настоль ных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.
Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов как таковых: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Большинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но, наверное, всё произошло более прозаично: шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки, в колыбели цивилизации.
МАНКАЛА
Древнейшей настольной игрой считается манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala - перемещение) - это большая семья игр с перекладыванием камешков. Её история, по самым строгим предположениям, насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Камни с выбитыми рядами лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в пустыне Калахари (отсюда другое название игры - калах). Даже в пирамиде Хеопса нашли такую «доску» с игровым полем. Эти игры широко распространились и дожили до наших дней. Манкала издревле была популярна у кочевых народов: не надо возить с собой доску и фигурки - достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен, и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. В западной Африке это оуа и овари, у казахов и киргизов - тогыз кумалак, а у индийцев - паллантуджи и олинда келия. Самой редкой игрой этого семейства является трёхрядная габата из Эфиопии и Сомали, а самыми сложными - четырёхрядные бао и омвесо из центральной Африки. В Германии детский вариант игры продаётся под названием Apfelklau («Укради яблоко»), в СССР она называлась калах. Названий множество, число рядов, лунок и камней варьируется, но основные принципы схожи: нужно занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.
Азартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне…
Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую» память человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков - одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки - голод и недород. Здесь же «прячутся» древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.
…а современные любители и вовсе довольствуются песочком
Манкала завораживает и производит на неискушённого наблюдателя впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Соперник не должен «голодать», и, если он теряет все семена, нужно дать ему своих, чтобы продолжить игру. Хороший манкалист вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила «Кто хочет получать, должен научиться отдавать» и «Кто лучше сеет - больше соберёт». Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их - захватывающее дело. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики. Многие фирмы производят эту игру (есть даже варианты для четырёх игроков), однако всех затмевают знаменитые резчики республики Гана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.
Игру эту окружает множество мифов. Масаи верят, что манкалу придумал Синдилло, первый человек. В Гане игра овари была частью боевой подготовки - перед походом воины играли в неё, проверяя свою реакцию. А если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становился преемником. Эта же игра упомянута в малийском эпосе «Сундьята» народа мандинго. А современные малийские ученики играют в овари после школы.
Бао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) - игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков»
В Буркина-Фасо проходят регулярные турниры между городами. Профессиональные игроки Танзании изучают тактику и стратегию игры бао так же серьёзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них. У племени йоруба существуют две разновидности такой игры: в одну (абапа или айоайо) играют мужчины, в другую (нам-нам или просто айо) - женщины и дети.
Название овари связывают с именем Катакие Опоку Варе I, короля Ашанти (древнего государства на территории современной Ганы), который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры: после партии супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. Однако в соседнем Того есть пословица-предостережение для ярых игроманов: «Овари - главная причина разводов». А король Ганы Шунба Балонгобо так любил эту игру, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для овари на коленях и ещё одной на голове как символами власти и ума.
Игра использовалась и в погребальных ритуалах: люди развлекали дух умершего, пока тело не похоронено. На деревенской площади обычно было две доски - прямая и выгнутая, и селяне выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединиться. По этой же причине считалось опасным продолжать игру после заката, а доски ночью выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть.
Удивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везения, всё зависит от внимания и интеллекта. В том, что касается игр, человечество нескоро вернётся к подобному подходу.
ИГРА ИЗ ГОРОДА УР
С возникновением первых крупных городов, ставших центрами древней цивилизации, появляются и первые «настоящие» настольные игры с передвижением фишек по доске. На звание древнейшей претендуют несколько; все они относятся к семейству гонок и играются при помощи костей.
Первую - «Шахматы Вавилона», древнюю шумерскую игру, - обнаружил в 1927 году британский учёный-археолог сэр Леонард Вулли при раскопках древнего города-государства Ур в Месопотамии, на территории современного Ирака. На игровой доске 20 квадратов. Они сгруппированны в два блока - большой и малый, - соединённых мостиком. К доске прилагаются по семь фишек и кости в виде тетраэдров. Этот царский набор исключительно красив, богато инкрустирован пластинками перламутра, красного известняка и лазурита, а сложная разметка полей явно несёт не только орнаментальную, но и смысловую нагрузку. На всех досках из гробниц есть восемь квадратов, отмеченных розетками, - такие восьмилепестковые цветы изображались у входа во Врата Иштар. Узор прочих квадратов на разных досках различался или отсутствовал. Названия и правил этой игры история не сохранила, поэтому ныне её называют «Царская игра из города Ур» или просто ур. Существуют предполагаемые реконструкции правил, основанные на записях с более поздних глиняных табличек, но не факт, что они относятся именно к этой доске.
То была эпоха первых великих царств и завоеваний, что не могло не отразиться на игре. Выемки символизировали реку, а игра - военный поход за эту реку и возвращение домой с добычей. Фишки вводились на доску, двигались через мостик на малый блок, описывали петлю и возвращались, а по пути рубили фишки противника. Урская игра также была гадательной практикой (будет поход удачен или нет) и частью ритуала инициации воина - ведь игры нардового типа развивают мышление и реакцию, учат быстро принимать решения в стремительно меняющейся обстановке и действовать практически интуитивно.
СЕНЕТ
Ещё один претендент на первенство - египетская игра сенет.
В древнем Египте сенет был самой популярной и важной игрой. Как светское развлечение сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), а в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово «сенет» означает «прохождение»). Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку. Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.
Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян. Для них смерть была не завершением жизни - она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость. Людям XXI века трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла под покровительством богов, нет, - древний человек играл непосредственно с богами. Он знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов.
Первые находки игровых наборов для сенета относятся к числу сенсационных открытий начала XX века. Тогда археологи обнаружили среди прочих вещей загадочные, похожие на косметички палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. В эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Фараоны Аменхотеп III и Рамсес III были страстными любителями сенета, в гробнице юного Тутанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра таб, в которую играют бедуины в Судане.
Египтяне не записывали правила игр, разве что в папирусе Рамсеса III есть заклинание для прохождения сенета (вот когда появились первые чит-коды!). Вероятно, это знание считалось чем-то элементарным. Манера египетского рисунка такова, что изображения, при всей их точности, не позволяют сделать выводы о ходах фигур, однако хорошо видны их количество и начальная расстановка. Существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов правил.
В сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы. По-египетски фишки назывались Ibau - «танцоры». Это необычно. Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне - их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять. Правила сенета сводятся к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. Пять полей в конце последнего ряда помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.
Существует легенда о возникновении сенета. Когда бог солнца Ра узнал, что богиня неба Нут по ночам сожительствует с богом земли Гебом, он разгневался и наложил проклятие: отныне Нут ни в один из 360 дней года не могла родить детей. Нут попросила помощи у бога мудрости Тота. Отменить проклятие Ра было нельзя, и Тот решил раздобыть новые дни. Он заглянул в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и Тот выиграл пять суток. Эти пять новых дней Тот поместил в конце года. Власть Ра на них не распространялась, и Нут отныне могла рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Гора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Небетхет. Так появились младшие боги Великой Девятки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном - только 355, люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре.
Сегодня сенет популярен как развивающая игра для детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок, а после сериала «Остаться в живых» о нём узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, диктуя героям правила поведения).
Сенет красив. Он не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен. Основные приёмы в этой игре - рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии сенет превращается в азартную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале - в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.
Долгое время считалось, что сенет произошёл от шумерской игры ур, но сегодня многие склонны думать, что у этих игр разные корни. Урская игра короче, стартовые дорожки в ней разделены, фишки входят на доску постепенно и описывают петлю, а розетки находятся на равном расстоянии друг от друга. Доска для сенета суть одна длинная дорожка, изогнутая для удобства, фишки встают на доску до начала игры, а «дома» сгруппированы на «финишной прямой». Возможно, предком сенета является игра мехен: поле для неё тоже представляет собой одну дорожку - изображение змеи, свернувшейся в спираль (иероглиф «mhn», собственно, и означает «виток», «спираль»).
МЕХЕН
Эта третья, тоже «змеиная», как и сенет, игра очень стара - в неё играли только в эпоху египетского Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой обнаружили в гробницах III династии (2868-2613 гг. до н.э.), а один из самых лучших наборов найден в гробнице фараона Хесу; в него входило ещё шесть фишек-львов и мраморные шарики. На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, на некоторых - по часовой, но голова всегда находится в центре. Есть поля в 40 ячеек, другие достигают 70, 80 и большего числа ячеек - 127 и даже 400. В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи, - их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Учёные склоняются к мнению, что мехен символизировал различные аспекты в жизни египтян - солнечный и лунный календари, систему для расчёта благоприятных дней и прочее. Вообще многие древние игры представляли собой нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в её современном понимании.
Правила мехена утеряны. Самой удачной и непротиворечивой считается реконструкция историка и известного исследователя игр Тимоти Кендалла, но и она довольно запутанна. Можно с уверенностью сказать, что мехен - единственная известная многопользовательская древнеегипетская настольная игра: в неё могли играть одновременно до шести игроков. К доске прилагался набор из шести фигурок-львов и комплект фишек-путников. Количество ходов определялось тремя палочками, а вход и уход фишки с доски регулировала сложная система накопления выпавших единиц. Фишки двигались от хвоста змеи к голове и обратно. Достигший финиша игрок получал фишку-льва - та могла есть «путников». Побеждал игрок, чья фишка-лев съела большее количество простых фишек.
Египтяне признавали за мехеном роль не менее сакральную, чем за сенетом. Мехен - богинязащитница в виде змеи, охраняющая ладью Ра во время её плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра, защищая его от другого божества - злого змея Апопа. Апоп - воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает. Мехен - женская ипостась бога Сета (египтяне часто объединяли своих богов и богинь), а Сет - персонаж противоречивый: он убийца Осириса, но при этом защитник Ра (Атона). Часто его изображали в виде человека с головой змеи, стоящего на носу ладьи Ра с копьём, или в виде змея с двумя головами, готового отразить угрозу с любой стороны.
Игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра, одобренное его телохранителем. Она упоминается в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», в главе 172 египетской «Книги мёртвых» и определённо входила в обряды инициации. Не исключено, что мехен был и гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали, ибо на ранних досках нет никаких полей: древние считали, что сделать насечки на божественной спине - значит попытаться «убить» змею, что расценивалось как недобрый поступок. Игра полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего царства, но примерно в то же время мехен начинает встречаться в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите, а также в пустынях, окружающих Египет и Нубию. Удивительно, но в некотором роде мехен дожил до наших времён в виде мавританской игры сик и суданской гиены.
ТЬЯУ (АСЭБ)
А шумерская игра ур в слегка изменённом виде всё-таки проникла в Египет! Примерно во времена XVII династии (около 1783-1552 до н. э.) в Египте стали появляться доски для сенета с короткими полями в 20 квадратов на обороте. В трудах авторитетных исследователей игр Белла и Мюррея эта игра носит название тьяу, но Дэвид Парлетт (игровед, консультант энциклопедии «Британника», создатель игры «Заяц и черепаха») считает, что она называлась асэб, а это слово явно не египетское. Это был Второй переходный период, крушение Среднего царства, эпоха восстаний рабов, раскола и анархии. С Ближнего Востока вторглись кочевые племена гиксосов, которые, вероятно, и принесли с собой игру ур: характерные изображения их колесниц встречаются на игровых наборах тех лет. При этом игра довольно сильно изменилась и упростилась. Тьяу (у древних египтян это был просто эмоциональный возглас типа «Держи!», «Поймал!», «Бинго!» и тому подобное) была популярна во время Нового царства, доски для неё находили по всему Египту, в Судане, на Крите, а недавно (что совсем удивительно) обнаружили и в еврейском анклаве города Кохин в Индии. Часто её тоже называют сенетом, порождая путаницу (в видеоигре Tomb Rider есть квест, где Ларе Крофт нужно выиграть «в сенет»; так вот, на самом деле это тьяу).
Тьяу действительно похожа на шумерскую ур: у них по 20 клеток, раздельные стартовые дорожки, узкий «мостик», схожее расположение меченых квадратов, кратное четырём, и доски в начале игры пусты. В тьяу фишек пять, они входят на поле с боковых дорожек, общей дистанцией для них является только средний ряд в 12 клеток. Фишки рубят друг друга, а срубленные вводятся в игру заново. Если фишка остановилась на меченом квадрате, игрок получает дополнительный бросок.
К этому времени египтяне стали подозревать, что палочки - далеко не лучший генератор случайных чисел. Несложно подсчитать, что чаще всего при системе 5хD2 выпадает двойка (6 из 16 бросков), далее идут единица и тройка (4 из 16), а 4 и 0 (то бишь 5) даёт 1 бросок из 16. Появились игральные кости нового поколения: две «бабки» по образцу надкопытных коровьих суставов. У них уже 4 значимых стороны (хотя две из них одинаковые), что в сумме даёт 4 варианта комбинаций. Вскоре их заменила одна палочка квадратного сечения вроде толстой спички с числами на длинных сторонах. Стоит заметить, что три «пирамидки» шумерской игры дают такой же результат.
И ур, и тьяу таят в себе массу загадок. Они слишком красивы, гармоничны и концептуально завершены - это явно результат долгих проб и ошибок. Шумеры много воевали, и, возможно, игра попала в город Ур уже в готовом виде как трофей. При раскопках Шахри-Сухте («Сожжённого города») в Ираке было найдено около пятидесяти досок, и они довольно сильно различаются. А в 2001 году в Иране в долине реки Халил возле города Джирофт нашли руины древнего города-государства конца III тысячелетия до н.э., принадлежащего забытому народу, чья культурная и этническая принадлежность пока не установлена. Есть версия, что культура Джирофта могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством Аратта, соперничавшим с Уруком. Жители этих городов были искусными земледельцами и ремесленниками, но археологи не обнаружили никакого оружия, настолько это была мирная цивилизация.
Джирофтским игровым доскам около пяти тысяч лет, но тем не менее это версии гораздо более древней игры
Изделия джирофтских мастеров имеют своеобразный «межкультурный» стиль. Среди них есть плоские фигурки из терракоты и хлорита с характерной разметкой. Эти игральные доски в виде орлов и скорпионов учёные датируют 2600 годом до н.э. У одних палеток «хвост» прямой, у других согнутый, на самых древних досках даже не 20, а всего 16 полей и нет разметки. Играли же, скорее всего, бусинами. Уж не здесь ли происходила эволюция этой игры? К сожалению, эти раскопки долгое время велись бесконтрольно, музеи наводнили фальшивки, и загадки Джирофта ещё ждут своих исследователей.
Наверняка у древних египтян не раз возникала идея соединить достоинства нескольких игр. Подтверждением служит «Двойное тьяу» на «дополненной» доске. Найдено всего три доски такого типа, и все три разные. Очень похоже, что первая доска - просто тьяу с петлёй для разворота; на доске второго типа игроки начинали игру с разных концов и двигались навстречу друг другу, а третий вариант рассчитан на четырёх игроков. Наверняка эти игры делались по заказам отчаянных игроманов и оказались чересчур громоздкими, а потому распространения не получили.
ШЕН («СОБАКИ И ШАКАЛЫ»)
Последняя игра не такая древняя, как сенет и мехен, не имела сакрального значения, но это определённо самая красивая и уж точно самая узнаваемая из всех игр, которые появились в древнем Египте. Название её утеряно. Сэр Уильям Флиндерс Петри, обнаруживший первую такую доску, классифицировал её как «Игру в 58 дырочек». Её называют «Собаки и шакалы» из-за характерной формы фишек, шен - по иероглифу, написанному возле финиша, а также «Щитовой» и «Пальмовой» игрой, поскольку на доске, напоминающей по форме щит, рисовали пальму. Игра появилась во времена IX династии (2135-1986 гг. до н.э) и к XII династии приобрела такую популярность, что египтяне стали брать её с собой в «загробную жизнь». Множество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в Египте, в Сирии, в городе Ур, в руинах древнего города Гезер в современном Израиле, в Сузах в Иране и на сопредельных территориях.
На доске две дорожки и множество полей. Доска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверстия и играть тонкими палочками. Форма поля была различной. Шумерские доски напоминают подошву ботинка, коптские - уступчатый «кирпичик», египетские - щит, а древнееврейские - скрипку. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью, как шен. Просто завораживает Фиванский набор из гробницы принцессы Ренхисенхеб (Среднее царство, 1810-1700 до н.э.). По сложности конструкции, грациозности линий и тонкости отделки он подобен музыкальному инструменту. Древние мастера долго резали и гнули дерево и кость, добиваясь таких изящных форм. Фишки тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодня образцом для копирования. Именно эта находка послужила моделью для реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сетхи и царевна Нефертари играют в такую игру.
Можно только догадываться, по каким правилам играли в неё древние египтяне, но на поле есть отметки, линии и даже надписи, направляющие движение фишек. Гонки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чья фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» - «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой. Кривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и ящерок.
Собака и шакал много значили в культуре и религии древнего Египта, олицетворяя границу двух миров. Собака - друг, сторож, животное дня, её лай - сигнальная система для общения с людьми. Шакал же - полная её противоположность: ловкач, ворюга, живёт в пустыне, охотится по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребёнка. Собака простодушная, шакал - хитрец и притворщик. Собака беспорядочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. Вместе с тем они прекрасно скрещиваются. Анубис, египетский бог-покровитель умерших, изображался в виде человека с головой шакала, а его жена Инпут, богиня Дуата (места пребывания умерших), - в виде женщины с головой собаки. Их дочь, Кебхет, была богиней чистой прохладной воды, её изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).
Анубис был сыном Осириса и его сёстры Небетхет; история его рождения, потери, нахождения в корзинке в тростниках и усыновления богиней Исидой заслуживает отдельного рассказа (позже она послужит поводом для усыновления другого, очень известного египетского младенца). Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже полагалась явлением возвышенным. До появления культа Осириса он был главным божеством Запада, проводником душ через Царство мёртвых. Анубис взвешивал сердце покойного на Весах Истины, а после возлагал на мумию руки, превращая усопшего фараона в «ах» («просветлённого»), и тот оживал. Это был бог-на-грани, богловкач, одновременно страж могил и покровитель воров и торговцев. Над ним нельзя было смеяться, но вполне можно было подшутить - он бы это оценил. Греки отождествляли его с Гермесом. Когда Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с египетским Анубисом и получили… Германубиса.
Если сенет был игрой Тота, бога мудрости, а мехен - игрою Сетха, то «Собаки и шакалы» были вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостасях. Это была самая лёгкая, весёлая и безобидная игра Древнего Египта: дорожки играющих не пересекаются, а фишки рубят друг друга необычным и забавным образом - как только игрок достигает оазиса, последняя фишка его противника снимается с доски. Побеждает тот, кто приведёт к финишу больше фишек. Почему-то кажется, что эта игра не была серьёзной - игроки дурачились, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Кто дошёл? Кого срубили? Это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются: они же едины, ну а нам наградою - прохладная вода от их любимой дочери Кебхет.
Ну и с возрастом игры не всё так просто. Отверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии Египта: оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также с Сириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Нила. Древние египтяне полагали число 60 сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). Такое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейся не такой уж банальной. Кто знает, возможно, шен однажды предстанет перед нами самой древней из всех игр, уходя корнями к первым астрономическим календарям.
А на сцену уже готовились выйти молодые государства Греции и Рима, которые добавили новые вехи на пути развития настольных игр.
Но об этом - в другой статье.
Эволюция игр древнего мира охватывает тысячелетия. В шахматы и домино играли еще египтяне и римляне во времена военных походов при фараонах и царях. Колыбелью первых игр археологи называют север Африки, где зародились античные цивилизации мира.
Настольные игры древного мира
Историки называют первой настольной игрой древности бросание жребия . Камешек удерживали в ладони, а потом бросали на любую поверхность или доску. Победителю доставались почести или добыча. Стоимость «сделки» определялась социальным статусом и уровнем благосостояния игроков. Считается, что игра произошла от обычая, принятого в раннем язычестве шаманами. Они кидали кости животных и веточки на хорошую погоду или предсказывали будущее.
Другая настольная игра древности манкала возникла, предположительно, 5000 лет назад. Некоторые ученые склоняются к тому, что возраст этого увлечения составляет более 8000 лет. Камни, добытые для игры, были найдены храмах Фив и Мемфиса на территории Египта. Похожие артефакты обнаруживали в поселениях пустыни Калахани. Доска с камнями манкала находилась в пирамиде Хеопса при открытии памятника древности. Сегодня традиция игры сохраняется у кочевых народов Африки и Азии. Для соревнования достаточно иметь горстку кофейных зерен. В песке вырывается 12 лунок и можно начинать игру. Название игры у народов разное: на западе Африки - это овари (оуа), у киргизов - кумалак, у индийских племен - олинда келия. Играют в манкала в и Сомали.
В древнем мире люди использовали для игры любой камень на дороге. Обозначенные ими рисунки отображают эволюцию человечества - переход от собирательства и охоты к земледелию. Числа 4 и 12, выбранное для большинства игр, символизировало времена года и месяцы. Полные лунки означали благосостояние и урожай, пустые - голод. Так возникли первые счетные доски.
Существует легенда о том, что игру овари придумал первый на земле человек по имени Синдилло. Эту историю окружает множество , возникших на берегах древнего поселения Гана. Ее использовали в качестве боевой подготовки - перед наступлением в бой проверялась реакция солдат. Сегодня овари популярна в Мали. Правила рассчитаны на соревнование в интеллекте и сноровке. Шанс получить победу благодаря везению равен нулю.
Первые настольные игры с фишками возникли в городе Ур. Известна в древности была игра «Шахматы ». Шумерская игра - доска с фишками была найдена при раскопках государства Урна территории Месопоматии (Ирак) в 1927 году. На доске были сгруппированы 20 соединенных мостиком квадратов. К прилагались фишки. Найденный экземпляр археологами принадлежал царской семье. Набор инкрустирован перламутром и лазуритом. На поле изображены Врата Иштар.
Игры про древний мир
Возникновение игр было связано с религиозными представлениями. В Древнем Египте выигрыш означал покровительство и Сенета. Древние римляне считались самыми ярыми любителями игр. Их стремление к победе превращалось в кровопролитные зрелища на сцене Колизея в центре Рима и многочисленных амфитеатров, разбросанных по территории всех провинций могучей империи. Игра Ур носила гадательный характер. По ней войны узнавали, успешным ли будет поход.
Египетский Сенет заслужил важное место в жизни династии фараонов. Появление игры связывается с V периодом, начавшимся примерно 3500 лет назад. Позднее это увлечение получило религиозное значение и стало ассоциироваться с путем в потусторонний мир Осириса. «Сенет» означало с древнеегипетского языка «прохождение». Сенет упомянут в « » и других текстах ритуального значения эпохи Нового цраства. Игра изображена на стенах гробницы царицы Нефертити в Долине Мертвых.
Благодаря археологическим находкам стало известно, что страстными игроками были фараоны Рамзес III и Аменхотеп III. Комплект для игры в Сенет находился также в . Игра была распространена на территории Древнего Египта с периода Древнего царства (около 2600 г до н.э.). Последние упоминания об увлечении обнаружены датируемые 350 г. н.э. - временем оккупации Римской империей Египта. Правила игры Сенет были записаны в папирусе Рамзеса III вместе с заклинаниями к успешному прохождению препятствий в другом мире.
Скачать игры: древний мир
Сегодня можно очутиться в древнем мире, став участником следующих игр.
Мифы Древней Греции большинству из нас знакомы еще со школьной скамьи, легенды о храбрых героях, эпических битвах и жутких чудовищах еще тогда будоражили детские умы. Древнегреческая культура породила великих ученых, философов и деятелей искусств, архитектура древних храмов и дворцов по сей день вызывает восторг даже у простого обывателя. И как же порой хочется приоткрыть завесу тысячелетий и заглянуть в этот удивительный мир, полный реальных и воображаемых чудес! Что ж, попробуйте примерить на себя образ великого героя, полководца, царя или даже отпрыска Зевса-громовержца.
16. Zeus’ Battlegrounds
Успех PUBG породил волну клонов, где механику Battle Royale пытаются совмещать с самыми разными сеттингами. Что уж говорить, если даже в таких проектах, как WoT и Crossout появился режим королевской битвы, пусть и в виде ивентов. Неудивительно, что компания Industry Games решила попробовать заработать на тренде, начав делать свою Королевскую битву.
Правда, сеттинг для нее выбран совсем уж непривычный. Сражения происходят на горе Олимп, а участвуют в них аж полубоги, отпрыски плодовитого Зевса. Сам Зевс следит за ходом битвы и периодически сужает пылающее вокруг кольцо огня. Разработчики обещают рубилово 100 игроков одновременно и большое многообразие оружия и щитов. Пока игра только выбирается в ранний доступ, так что сложно судить, насколько она хороша или плоха. Время покажет, выиграет ли этот баттл-рояль битву за существование.
15. Numen: Contest of Heroes
Эту игру по мифам Древней Греции выпустила в 2009 году та же чешская студия Cinemax, которая прославилась хардкорной РПГ Inquisitor. Numen у чехов получился гораздо проще во всех смыслах. По факту игра – очередной клон Titan Quest, да и сюжет не блещет новизной – нужно помочь Богам вернуть украденный у них серп Кроноса.
В самом начале герой выбирает себе одно из 9 божеств-покровителей и свой класс. В игре всего 3 класса: воин, маг или лекарь. Главное отличие игры от других подобных Action/RPG – наличие у ГГ восьмерых конкурентов в виде героев, служащих остальным божествам. Так что, чтобы добыть серп Кроноса раньше всех, придется попотеть. При этом с коллегами можно не только враждовать, но и объединяться ради решения сложных проблем. Еще один плюс игры – интересные и нестандартные квесты.
14. Loki: Heroes of Mythology
Loki: Heroes of Mythology – хак-н-слешер 2007 года выпуска, в котором чудным образом переплетены легенды древнегреческой, ацтекской, древнеегипетской и скандинавской мифологий. Логика и хронология событий принесены здесь в жертву величайшему из всех божеств – веселью. В итоге получился лихой экшен, который вихрем проносит нас через множество легенд и исторических событий, знакомит с разнообразными мифическими и реальными личностями и позволяет начистить морды, клювы и лица всяческим легендарным монстрам.
С точки зрения ролевой системы игра интересна наличием параллельно привычной шкале опыта полоски «веры», которая заполняется путем принесения жертв божеству-покровителю и открывает доступ к заклинаниям и пассивным скиллам. К сожалению, бои не блещут разнообразием, а побочные квесты скучноваты.
13. Will Rock
Will Rock – позабытый ныне и не очень популярный в свое время шутер от первого лица, созданный по мифам Древней Греции. Герой игры – юный археолог Уильям Рок, отправившийся в экспедицию в храм, который оказывается битком набит всевозможными древнегреческими божествами и монстрами. Уиллу приходится отложить в сторону кирку и тетрадь и взять дробовик, чтобы спасти от злодеев прелестную юную деву.
С точки зрения геймплея и оружейного арсенала игра очень похожа на знаменитый Serious Sam. Точно так же со всех сторон одновременно на нашего героя бегут, летят, ползут и плывут орды разнообразных врагов. Разве что окружение здесь разрушаемо – и то эта фишка взята у Red Faction. Порекомендовать эту игру сейчас можно разве что любителям винтажных шутеров, которые в 2003 году не заметили Уилла в тени его более Серьезного брата.
12. Alexander: The Heroes Hour
Графика этой игры считалась устаревшей еще в момент ее выхода, в бородатом, как древний грек, 2004 году. По игре видно, что украинская студия Meridian’93, известная скорее по казуалкам, старалась выжать максимум из крайне скудного бюджета.
Игроку предстоит управлять группой из трех бойцов – девы-воительницы, искусной в дальнем бою, храброго воина с щитом и мечом и могучего громилы с боевым молотом. Вся эта разношерстная компания должна выполнять поручения знаменитого Александра Македонского, улучшая по мере развития сюжета свои навыки и добывая шмот.
Вначале прокачка скиллов слабо влияет на боевую эффективность, но дальше открывается доступ к убойным комбо. В сюжет игры разработчики не добавляли отсебятины и почти достоверно пересказали фрагменты боевого пути великого полководца.
Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах.
11. Grepolis
10. Rise of the Argonauts
Rise of the Argonauts – эпическая Action/RPG по древнегреческой мифологии, созданная Liquid Entertainment и вышедшая в 2008 сразу на ПК, Xbox 360 и PS 3. Игра рассказывает вольную трактовку знаменитого мифа о Ясоне и его верных аргонавтах. Игроку предстоит длинный путь в Колхиду и обратно, во время которого он сможет познакомиться с новыми людьми, убить адову кучу монстров и, конечно же, прокачать навыки одной из четырех линеек.
За навыки здесь отвечают 4 древнегреческих бога, а прокачать их можно, посвящая богам разнообразные подвиги. Из новомодных фишек в игре присутствует редукция интерфейса – полоска здоровья есть только у Ясона, о состоянии врагов можно судить по их боевой эффективности (попадание в ногу приводит к хромоте, раненной рукой враг не может сражаться) а вместо инвентаря используется трюм Арго.
9. Спарта: Война Империй
Спарта: Война Империй – одна из немногих бесплатных браузерных стратегий, действие которой происходит не в набившем уже оскомину средневековье , а в Древней Греции. Игроку предстоит принять управление небольшим полисом в разгар вторжения персов.
Развитие происходит по стандартной для браузерки схеме – нужно добывать ресурсы, возводить новые строения и тренировать войска. Фишка игры – необходимость заключения соглашений с определенными ИИ-полисами для того, чтобы получить доступ к самым крутым юнитам.
Кроме стандартной возможности объединяться в альянсы и воевать друг с другом, существует механика Легенд – глобальных квестов для множества игроков, которые могут сильно поменять расстановку сил. Интересный сеттинг, великолепная графика и увлекательный геймплей – вот 3 повода поиграть в эту игру.
8. Age of Mythology
Age of Mythology – это спин-офф легендарной Age of Empires, разросшийся до масштабов отдельной франшизы и ставший легендой сам по себе. В отличие от оригинала, пытавшегося достоверно воссоздать исторические события и знакомившего нас с реальными историческими личностями, Age of Mythology посвящена древнегреческим, древнеегипетским и скандинавским мифам.
Практически все составляющие игры, кроме сеттинга и сюжета, перенесены из оригинала с косметическими правками. При этом среди игровых ресурсов присутствует так называемое «благословение», которое выражает то, насколько боги довольны игроком. Тратится оно на мифических юнитов, а зарабатывают его разные фракции по-разному – греки вымаливают в храмах, суровые норды добывают в бою, а египтяне по привычке строят монументы один эпичней другого.
7. Age of Empires
Age of Empires – воистину легендарная RTS , которая оказала огромное влияние на жанр в целом и породила множество подражателей. Microsoft Game Studios в далеком 1997 году удалось создать удивительный сплав классической стратегии в реальном времени и 4X-игр . В получившейся игре динамичность и простота геймплея RTS сочеталась с вдумчивостью и возможностью долгосрочного развития с качественным изменением возможностей, характерными для игр типа Civilization.
В оригинале события игры ограничивались античностью. Age of Empires 2 расширил временные рамки происходящего до средневековья, а Age of Empires 3 – до времен колонизации Америки. В 2011 году вышла Age of Empires Online, а в 2018 переиздание пережила самая первая игра серии, ремастер которой был выпущен под названием Age of Empires: Definitive Edition.
6. Spartan VR
Spartan VR – игра, которая пока что находится в раннем доступе, но уже привлекла к себе внимание околоигрового коммьюнити. И неудивительно, ведь в этой игре нам обещают ни много ни мало, а полное погружение в мир древней Спарты. Игрок сможет почувствовать себя могучим спартанцем и лично поучаствовать в эпичнейших сражениях.
Игра разрабатывается специально для Oculus Rift и HTC Vive , а минимальные системные требования начинаются с солидных 16 Гб RAM, так что к ее выходу любителям историй про царя Леонида и его суровых подчиненных придется серьезно проапгрейдиться. Все, кому уже посчастливилось оценить эту игру, говорят о великолепной графике (что неудивительно для only-VR игры). А вот сюжета в Spartan VR пока что нет вообще, так что на данный момент уместно говорить, что игра находится в состоянии технического демо.
5. 12 Labours of Hercules
12 Labours of Hercules –казуальная стратежка по мотивам легенды о подвигах знаменитого Геракла. Суть игры заключается в том, чтобы с помощью друзей и нанятых рабочих расчистить на карте путь в определенную точку и запастись в процессе необходимым количеством провианта. Когда оба этих условия будут соблюдены, отдыхавший до тех пор могучий герой немедленно ринется в бой и осуществит свой грандиозный подвиг. При этом на выполнение задачи обычно дается очень ограниченное время, так что работать добровольным и не очень помощникам нашего великого героя придется очень быстро.
Игру отличает легкий и незамысловатый геймплей, отменный юмор и веселая мультяшная графика . На серьезный образовательный проект или шедевр геймдева игра, конечно же, не тянет – зато в ней отлично можно убить часик-другой, получив море фана.
4. Apotheon
2. Hegemony Gold: Wars of Ancient Greece
Hegemony Gold: Wars of Ancient Greece – одна из немногих игр про Древнюю Грецию на ПК, которая предлагает нам не поучаствовать в разборках богов или походах Александра Македонского, а познакомиться с историей жизни незаслуженно забытого отца великого завоевателя – Филипа II Македонского.
Кроме незаезженного сеттинга, игра может похвастаться глубоко проработанным логистическим аспектом. В этой RTS недостаточно просто обводить гоплитов рамочкой и строить их в фалангу – войскам нужны еда и оружие, чтобы ковать оружие в городах нужна руда и так далее. У голодных солдат резко падает мораль, что может обернуться поражением даже от гораздо более слабого соперника. При этом пропускная способность дорог ограничена, так что приходится тщательно планировать перемещения своих войск и развитие своей империи.
1. Assassin`s Creed Odyssey
Масштабный, разнообразный и чертовски красивый приключенческий экшен , действие которого разворачивается в Древней Греции времен Пелопоннесской войны. Игрокам предстоит выступить в роли потомков спартанского царя Леонида и встать на одну из сторон в кровопролитном конфликте.
Разработчики приложили немало усилий, чтобы воссоздать Грецию во всей ее красе. Assassin`s Creed Odyssey содержит гигантский открытый мир , где нашлось место снежным горам, густым лесам, песчаным пляжам, огромным городам, а также бескрайним морским просторам, которые можно свободно исследовать на своем корабле . Здесь же можно встретить известных исторических личностей – например, Сократа или Аристофана.
28.03.2018 Павел Макаров
Стратегии один первых и некогда самых популярных жанров компьютерных игр на ПК, наиболее ярким представителем которого была «Эпоха Империй» — RTS в сеттинге средневековья. Первые представители жанра — это игры с простыми механиками: строительство базы, строительство юнитов, нападение на противника. Постепенно стратегии усложнялись, вводились элементы исследования, которые улучшали юнитов и и строения, появлялась возможность путешествовать через эпохи и т.д. В данной статье мы приведем топ 15 наиболее ярких и запоминающихся стратегий про средневековье.
Дата выхода:
2018 год
Жанр:
градостроительный симулятор, стратегия в реальном времени
Разработчик:
Shiro Games
Издатель:
Shiro Games
Northgard – средневековая RTS от команды Shiro Games, в которой вам предстоит обжить континент Нордгард и заселить его могучими викингами. Параллельно придется отбиваться от зверей, мертвяков и налаживать дипломатические отношения с местными жителями – йотунами.
Обучайте народ различным ремеслам, грамотно распоряжайтесь добытыми или завоеванными ресурсами, умудряясь пережить зиму и набеги врагов. Только тактика и стратегия позволят расширить свое влияние на новых землях, кишащих очень умным ИИ.
Дата выхода:
2016 год
Жанр:
стратегия в реальном времени
Разработчик:
GSC Game World
Издатель:
GSC Game World
Cossacks 3 – масштабная стратегия в реальном времени от разработчиков GSC Game World, рассказывающая о сражениях в промежутке между XVII-XVIII вв. На победу играет несколько факторов: количество ранее добытых ресурсов, выбор войска и оружия, ландшафт, физика и даже время суток.
Вступите в схватку, выбрав одну из 20 наций, включив в борьбу до 32000 юнитов одновременно.
Мультиплеер на 8 человек с возможностью создания команд точно не наскучит.
Дата выхода:
2014 год
Жанр:
стратегия в реальном времени
Разработчик:
SkyBox Labs, Big Huge Games
Издатель:
Microsoft Studios
Rise of Nations – игра в жанре RTS от Big Huge Games. Игра являет собой синергию традиционной стратегии и градостроительного симулятора, схожего с Civilization, поскольку здесь имеются и национальные границы, и даже чудеса света.
Максимальная достоверность происходящего: караваны открывают новые пути, морские торговые кампании создают собственный флот, а города представляют собой ключевые постройки на континенте, вокруг которых завязан геймплей. Создайте свое чудо света, чтобы использовать блага, данные этим строением.
Дата выхода:
2015 год
Жанр:
симулятор строительства средневековых осадных орудий, песочница
Разработчик: Spiderling Studios
Издатель: Spiderling Studios
Besiege – инди-проект в жанре песочницы, разработанный командой Spiderling Studios. Задача игрока – создать особое устройство для достижения цели при прохождении уровня. С каждой новой открытой картой уровень сложности существенно возрастает, а потому машину то и дело приходится улучшать и модернизировать (добавить брони, водрузить катапульту или транспортировочный крандля удобства перемещения тяжелых предметов).
Полная свобода действий с самых первых минут. Главная задача – достичь цели любым способом.
Дата выхода:
2014 год
Жанр:
симулятор строительства средневековых замков, стратегия в реальном времени
Разработчик:
FireFly Studios
Издатель:
FireFly Studios
Stronghold Crusader 2 – сиквел оригинального castle-сим проекта от FireFly Studios. Продолжение также является смесью RTS и градостроительного симулятора, в котором главному герою предстоит сделать непростой выбор между Крестоносцами и Арабскими борцами за справедливость. Дальнейшая судьба Святых земель напрямую зависит от действий полководца.
Восхищаетесь Ричардом Львиное Сердце? У вас будет возможность поиграть от его имени, умудряясь управлять 25 типами различных юнитов с особыми способностями. Сложно, но интересно.
Дата выхода:
2006 год
Жанр:
пошаговая , тактическая стратегия в реальном времени
Разработчик:
The Creative Assembly
Издатель:
SEGA
Medieval II: Total War – глобальная пошаговая стратегия в реальном времени от команды The Creative Assembly. События параллельно развернутся в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. Вам предстоит пережить такие исторические события, как открытие пороха «Черная смерть», вторжение монголов и не только.
Участвуйте в Крестовых походах во славу Исламу или Христианству, переписывайте историю на свой лад, не сдерживая себя никакими ограничениями. На войне все средства хороши.
Помериться силами? LAN-режим на 8 человек как раз подойдет для этих целей.
Дата выхода:
2013 год
Жанр:
стратегия в реальном времени
Разработчик:
Skybox Labs, Hidden Path Entertainment, Ensemble Studios
Издатель:
Microsoft Studios
Age of Empires II HD – переиздание культовой стратегии от Ensemble Games в новом качестве. За ремейк отвечала студия Skybox Labs, что никак не повлияло на геймплей и атмосферу проекта. Игроку доступно 13 цивилизаций с уникальными юнитами и технологиями.
Пользоваться последними не так и просто – требуется создать соответствующее здание, после чего развить способность «с нуля». И помните, что каждая фракция обладает как сильными, так и слабыми сторонами: вы можете выиграть в стоимости замка, но проиграть в качестве обороны.
Дата выхода:
2017 год
Жанр:
пошаговая стратегия про викингов с элементами RPG
Разработчик:
Logic Artists
Издатель:
Logic Artists
Expeditions: Viking – стратегия в реальном времени от Logic Artics. Вас только что назначили вождем клана викингов, живущих в небольшой деревушке. Задача предельно проста – заставить поселение расцвести и процветать. Верные хускарлы последуют за вожаком куда угодно, хоть в Вальхаллу.
Выбирайте стиль предводителя по своему усмотрению, выбирая оптимальные для себя навыки и особенности героя. Заключайте мирные союзы и вписывайте свое имя на страницы истории, где обязательно отыщется место для подвига.
Дата выхода:
2012 год
Жанр:
глобальная стратегия про средневековье
Разработчик:
Paradox Development Studio
Издатель:
Paradox Interactive
Crusader Kings II – глобальная RTS от студии Paradox Development Studio. Игра воссоздает феодальную систему отношений средневековой Европы и стран Ближнего Востока, включая не только общую картину событий, но и личные взаимоотношения между персонажами. Здесь то и дело будут возникать интриги и даже борьба за Папский трон.
Игрок сам выбирает династию, вокруг которой и строится сюжет. Изучайте историю в игровой форме, наблюдая за реально существующими личностями.
Дата выхода:
2017 год
Жанр:
глобальная стратегия про средневековье с элементами RPG, пошаговые сражения
Разработчик:
Overhype Studios
Издатель:
Overhype Studios
Battle Brothers – тактическая RPG с огромным открытым миром от Overhype Studios. Вам предстоит научиться управлять отрядом наемников в эпоху средневековой Германии. Все бои пошаговые, по принципу пошаговой стратегии Heroes Might and Magic.
Вне битв герой должен разыскивать для себя новые квесты и заботиться о благосостоянии наемников (оружие, доспехи, провиант). Игра нашпигована фетнезийными персонажами и представителями немецкого фольклора.
Дата выхода:
2014 год
Жанр:
градостроительный симулятор средневековой деревни
Разработчик:
Shining Rock Software LLC
Издатель:
Shining Rock Software LLC
Banished – градостроительный сим от Shining Rock Software, разбавленный элементами стратегии. Вы становитесь эдакой божией дланью, поскольку главный ресурс игры – люди. Они рождаются, работают, размножаются и умирают. Ключевое мерило успеха – поддержка благосостояния подданных. Недостаточно построить дом – его нужно еще заселить.
Никаких условий и условностей: стройте что угодно, только бы ресурсов хватило. 18 типов ремесел не даст заскучать, тем более стандартной стратегии здесь нет – все на ваше усмотрение.
Дата выхода:
2005 год
Жанр:
глобальная стратегия про средневековье
Разработчик:
Black Sea Studios Ltd
Издатель:
Paradox Interactive
Knights of Honor – RTS от команды Black Sea Studios в историческом сеттинге. Вам предстоит править целой династией с королем во главе. Создавайте наследников, заключайте взаимовыгодные договоры с представителями иных королевств, княжеств и султанатов (пакты, альянсы, торговые соглашения).
Упор в игре сделан на экзотические товары, поскольку именно они отвечают за преимущество той или иной державы и ее выгодное положение относительно прочих государств.
Дата выхода:
2017 год
Жанр:
глобальная стратегия про средневековье
Разработчик:
Reverie World Studios
Издатель:
Reverie World Studios
Medieval Kingdom Wars – глобальная стратегия в реальном времени от разработчика Reverie World Studios. Исторический сеттинг и огромный живой мир средневековой эпохи. Создавайте города, воюйте во имя короля, участвуйте в масштабных осадах и показывайте свои тактические навыки в бою.
Режим кампании с обилием международных и внутренних интриг, сетевой режим и не только. Вас ждет до боли реалистичный симулятор выживания, где придется даже охотиться на крыс, чтобы спасти не только свою шкуру, но и подконтрольный гарнизон. Сложно, но захватывающе.
Дата выхода:
2005 год
Жанр:
экономическая стратегия, градостроительный симулятор средневекового города
Разработчик:
Ubisoft Blue Byte Studio
Издатель:
Ubisoft
The Settlers: Heritage of Kings – пятая серия RTS The Setters от студии Blue Byte Software. В этой части разработчики отказались от стандартного сеттинга, добавив множество элементов геймплея, схожего с Cossacks: Europian Wars.
Вы перевоплотитесь в персонажа Дарио, деревня которого была уничтожена Черными рыцарями. Герою предстоит возглавить ополчение, чтобы выгнать незваных гостей со своей территории.
Дата выхода:
2015 год
Жанр:
Разработчик:
Creative Assembly
Издатель:
SEGA
Total War: Attila – проект, сочетающий элементы RTS и пошаговой стратегии. Разработан студией Creative Assembly и по факту является 9 частью сети Total War.
Действия разворачиваются в 395 году Н.Э с момента раскола Римской Империи. Играть предстоит за великого вождя Атиллу, параллельно управляя собственным государством. Постройкам уделено особое внимание: производственные здания могут загрязнять атмосферу, санитарные – очищать. Необходимо искать баланс между промышленностью и экологией.