Как известно, в России празднуют два Новых Года – один, как и во всём мире, наступает в ночь с 31 декабря на 1 января, второй, «Старый Новый Год» – наступает в ночь с 13 января на 14 января.
История происхождения «Старого Нового Года» такова: революционные события 1917 года привели к власти большевиков, было создано правительство, названное Советом Народных Комиссаров (Совнарком), и оно выпустило целую серию декретов.
Это же логично – перейти на единую календарную систему со всеми христианскими странами Европы. Особенно если учесть, что Албания, Болгария, Румыния, Югославия, Греция и Турция в те времена – это единое государство, - Оттоманская Порта (Турция). Преобладающая религия, в которой, – магометанство (ислам). Эти территории управляются не христианскими правителями и им переходить на календарь «от Рождества Христова» нет никакого интереса.
И вот тут возникает закономерный вопрос:
Если в России начали жить по Григорианскому календарю в 1700 году, то как возникла разница в 13 дней, которая была исправлена лишь в 1918 году?
Может быть в России, также, как и в Швеции, рассчитывали погасить разницу в датах между Юлианским и Григорианским календарями, за счёт исключения високосных дней в течение 40 лет, но не смогли исполнить это в течение намеченного срока и в конце концов вынуждены были использовать Юлианский календарь?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Предпосылки
В России начала ХХ века продолжал использоваться старый юлианский календарь , в то время как почти во всех европейских странах к тому времени был принят григорианский календарь . Сохранение старого стиля было связано с православной традицией - в РПЦ традиционно использовался юлианский календарь. После Октябрьской революции церковь была отделена от государства, соответственно и привязка гражданского календаря к церковному утратила особую актуальность. Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен уже на одном из первых заседаний СНК 16 (29) ноября 1917 года . На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и Православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы Церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был В. И. Ленин .
Принятие
Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и 26 января (8 февраля) 1918 года подписан В. И. Лениным. В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1 февраля по юлианскому календарю, а 14 февраля по григорианскому календарю. До 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках предлагалось проставлять и число по старому.
Церкви введение нового стиля не коснулось - РПЦ пользуется юлианским календарём до настоящего времени.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Декрет от 26 января 1918 года" в других словарях:
- «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Декрет от 26 января 1918 года Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря нормативно правовой акт РСФСР … Википедия
Орфографическая реформа 1917 1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита. Содержание 1 История реформы 2 Содержание… … Википедия
Орфографическая реформа 1917 1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита. Содержание 1 История реформы 2 Содержание… … Википедия
Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия
Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия
Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия
Декрет об образовании Крымской автономии в составе России - В древние времена в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров (от имени которых происходит название горной и прибрежной части Крыма Таврия, Таврида) и скифов, позднее на побережье Крыма основали свои колонии греки. С IV V веков Крым объект… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Годы 1914 · 1915 · 1916 · 1917 1918 1919 · 1920 · 1921 · 1922 Десятилетия 1890 е · 1900 е 1910 е 1920 е · 1930 е … Википедия
1918 год. 6 февраля (24 января ст.ст.) Совет Народных Комиссаров издает Декрет о переходе на Григорианский календарь.
Согласно декрету в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.Новый календарь получил в обиходе название «новый стиль» в отличие от «старого стиля» - юлианского календаря, принятого в России при Петре I.
В Русской православной церкви после периода колебаний григорианский календарь был формально введён патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. Однако нововведение вызвало несогласие в церкви, и поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Церкви только 24 дня, и она вернулась к Юлианскому календарю.
Вот что писали поводу введения «нового стиля» современные газеты:
Докладная записка к декрету о введении в Российской Республике нового календаряПольза, которую принесет замена Юлианского календаря принятым почти во всем мире Григорианским, с точки зрения международного общения настолько велика и разнообразна, и, вместе с тем, настолько очевидна, что обосновывать ее нет никакой надобности. Достаточно сказать, что Григорианский календарь уже при прежнем режиме был принят в военном и коммерческом флоте и употреблялся в различных случаях прежними министерствами иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел, а равно - при астрономических и метеорологических наблюдениях. Вопрос о введении в России нового стиля, возбуждавшийся не раз и бывший довольно близко к разрешению еще в 1830 году, может быть рассматриваем с четырех точек зрения: церковной астрономической, юридической и экономической. Для церкви введение нового стиля связано с исчислением дней передвижных праздников, главным образом, Пасхи и с отношениями между православной и католической церквами. Что касается исчисления праздников, то давно уже авторитетные представители церкви указывали, что переход к другому календарю не разрушает канонов.
Основным препятствием было опасение, что введение Григорианского счисления будет истолковано как уступка православия католичеству. Ныне, при изменившихся политических обстоятельствах, не может быть и речи о каких-либо посягательствах католичества по отношению к православию, так, что и это препятствие отпадает. ...
Введение нового стиляДекрет принадлежит к числу наиболее безобидных актов большевистской власти. Расхождение русского и западно-европейского календарей всегда представляло значительные неудобства при сношениях с заграницей. Эти неудобства были особенно заметны в сфере международной торговли, ...
Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как-раз большевики. Это объясняется отнюдь не " революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами " исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели России, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы. ...
К реформе календаряОпубликованный вчера декрет о реформе календаря, которая должна последовать не далее 1 февраля, встретил в духовных кругах в высшей степени отрицательное отношение. Церковь новый стиль не признает ни в коем случае. Высказываются мнения, что новый стиль не будет признан и всей Россией, так как большинство крестьянского населения не по календарям, которых не имеет, а по церковным праздникам.
Комиссариат народного просвещения календарную реформу предлагал провести не ранее середины лета текущего года. Был намечен особый план составления для деревни новых календарей и соответствующей литературы.
В первую очередь предполагалось обратиться ко всем без исключения существующим в России конфессиональным исповеданиям, прося их разъяснений, насколько приемлем для них предполагаемый комиссариатом срок календарной реформы.
Все эти мероприятия, к сожалению, не получили осуществления. События последних дней и в особенности энергичные настояния эмигранта Чичерина, заставили Совет Народных Комиссаров действовать с большею решительностью.
История в лицах
Из Заявления Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский "новый" стиль).Ныне вопрос о введении нового стиля в церковное употребление снова возбуждается Правительством, и с его стороны заявлено настоятельное желание, чтобы Нами были приняты решительные меры к согласованию церковного календаря с гражданским. Принимая во внимание свои прежние опыты, Мы считаем себя вынужденными заявить, что решительно не находим возможным их повторять. Новое Наше распоряжение о реформе календаря, пока не достигнуто общее согласие по этому вопросу всех Православных Церквей, и в глазах верующих, и по существу дела было бы лишено канонического основания и оправдало бы противодействие народа. По Нашему глубокому убеждению, такое распоряжение, настойчиво проводимое Нами и, может быть, поддержанное мерами государственного воздействия, послужило бы причиной больших волнений и несогласия в Церкви.
Церковь в настоящее время переживает беспримерное внешнее потрясение. Она лишена материальных средств существования, окружена атмосферой подозрительности и вражды, десятки епископов и сотни священников и мирян без суда, часто даже без объяснения причин, брошены в тюрьму, сосланы в отдаленнейшие области республики, влачимы с места на место; православные епископы, назначенные Нами, или не допускаются в свои епархии, или изгоняются из них при первом появлении туда, или подвергаются арестам; центральное управление Православной Церкви дезорганизовано, так как учреждения, состоящие при Патриархе Всероссийском, не зарегистрированы и даже канцелярия и архив их опечатаны и недоступны; Церкви закрываются, обращаются в клубы и кинематографы или отбираются у многочисленных православных приходов для незначительных численно обновленческих групп; духовенство обложено непосильными налогами, терпит всевозможные стеснения в жилищах, и дети его изгоняются со службы и из учебных заведений потому только, что их отцы служат Церкви. При таких условиях произвести еще внутреннее потрясение в лоне самой Церкви, вызвать смуту и создать, в добавление к расколу слева, раскол справа канонически незакономерным, неосмотрительным и насильственным распоряжением было бы тяжким грехом пред Богом и людьми со стороны того, на кого Промыслом Божиим возложен тяжелый Крест управления Церковью и заботы об Ее благе в наши дни.
Но изменение церковного календаря, предположенное Первым Всероссийским Собором 1917-1918 гг., при некоторых обстоятельствах могло бы быть осуществлено в закономерной и безболезненной форме.
Этому в значительной мере содействовало бы невмешательство в течение реформы со стороны гражданской власти, потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет ее осуществление. Пусть будет предоставлено самой Церкви преодолеть те затруднения, которые встают на пути введения нового стиля в богослужебную практику. Реформа календаря выдвинута потребностями жизни во всех Православных Церквах, и можно думать, что в недалеком будущем она будет принята Церквами без всяких внешних побуждений. Невмешательство в это церковное дело гражданской власти вполне отвечало бы принципам отделения Церкви от государства и свободы религиозной совести, возвещенным нашими основными законами. Правда, Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета уже издано распоряжение, приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Но престиж Правительства нисколько не пострадал бы, если бы оно, не отменяя формально этого распоряжения, объявило к началу 1925 г. список дней отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на соответствующие числа нового стиля, так, например, чтобы Рождество Христово значилось не под 25 декабря, а под 7 января, подобно тому и воспоминание об известном выступлении рабочих не переносится на новый стиль, но приурочивается к 9(22) января, а праздник Октябрьской революции падает не на 25 октября нового стиля, а на 7 ноября. Напротив, невмешательство имело бы для Правительства свою выгодную сторону, так как при насильственном введении нового стиля весь одиум нссочувствующих этой реформе падает не на духовенство, а на гражданскую власть, вынудившую духовенство пойти против сложившегося церковного быта.
Отправившись спать 31 января 1918 года, россияне проснулись 14 февраля. В этот день вступил в силу «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». С этого времени страна перешла от юлианского к новому григорианскому исчислению времени.
Всё врут календари
Созданный в Риме в I веке до нашей эры юлианский календарь (по имени Юлия Цезаря) имел погрешность - он был длиннее астрономического года на 11 минут и 14 секунд. Незначительная на первый взгляд неточность привела к тому, что за каждые 128 лет накапливались лишние сутки. В результате календарь начал отставать от природных явлений, а главное от астрономического весеннего равноденствия, которое Вселенский Христианский собор постановил отмечать 21 марта. Интересно, что к концу XVI века (почти через 1280 лет) астрономический момент весеннего равноденствия в юлианском календаре переместился уже на 10 дней - с 21 на 11 марта. Поэтому многие ученые начали поднимать вопрос об исправлении системы летоисчисления. Реформу календаря провел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. По его поручению астрономы составили новый календарь, в котором удалили 10 суток, и после 4 октября наступило 15.
Но новый календарь также не является совершенным: он отстает от астрономического на 26 секунд. Согласно григорианскому, в году (не считая високосные) 365 дней. А наша планета проходит это расстояние за 365 дней 5 часов 48 минут. Получается, что каждый год, в котором ровно 365 дней, у нас накапливаются «не покрытые» календарем часы, которые спустя четыре года образуют почти сутки. Чтобы это компенсировать и предотвратить смещение фактических сезонов года относительно календарных, астрономы предложили добавлять один день в каждом четвертом феврале. Но, чтобы не перебирать лишнее время, ученый Луиджи Лилио придумал считать високосными годами только те из них, число сотен в которых делится на четыре. Так, если 1600 год был високосным (так как 16 делится на 4 без остатка), то следующие вековые года (1700, 1800 и 1900) должны быть в календаре простыми, а 2000-й - високосным. Благодаря введению нового календаря, который по имени папы получил название григорианский, 21 марта вернулось в точку весеннего равноденствия. Но, несмотря на то, что «новый стиль» летоисчисления является более точным, его внедрение было длительным и трудным. Сначала его приняли католические страны Западной Европы - Италия, Испания, Португалия, Франция, Нидерланды, Польша. Позже всех к григорианскому календарю пришли Турция (в 1925 году) и Египет (в 1928 году).
Казусы при пересчете лет Для перевода дат с юлианского на григорианский календарь к первому надо прибавить определенное количество дней в зависимости от столетия. Так, в XIV веке - это 8 суток, в XIV - 9 суток, в XVI - XVII - 10 суток, в XVIII - 11 суток, в XIX - 12 суток, в XX - XXI - 13 суток. Незнание этого правила несколько раз приводило к забавным случаям. Так, все знают, что Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года по «старому стилю». В XIV веке разница составляла +8 дней, значит по новому стилю эта дата приходится на 16 сентября. А в 1980 все центральные газеты сообщили, что 600 лет со дня Куликовской битвы состоится 8 сентября. Получается, что событие состоялось 31 августа. А корреспонденты журнала «Знание - сила» вообще вычли 12 суток, сообщив, что битва произошла 27 августа 1380 года.
Принятие календаря в России
Юлианский календарь, введенный Петром I с 1700 года, просуществовал в России 218 лет. «Трудно сказать, почему Петр I не ввел григорианский календарь, - рассказывает профессор Казанского университета, доктор исторических наук Игорь Ермолаев . - Вероятно, здесь сказались противоречия между католицизмом и православием, а также нежелание императора вступать в конфликт с церковью».
О том, что нужно переходить на «новый стиль» в России поняли только в начале XIX века. Но первые попытки не принесли успеха. Против реформы сначала выступил министр народного просвещения Карл Ливен, а затем православная церковь , которая, к слову, до сих пор живет по «старому стилю». В конце XIX века ученый-химик Дмитрий Менделеев также выступил за принятие григорианского календаря, но святейший Синод заявил о несвоевременности его введения.
Переход заметили не все Переход России к григорианскому календарю произошел после Октябрьской революции 1917 года. Уже через три недели после свержения Временного правительства большевики начали готовить календарную реформу. 24 января Владимир Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь. В силу этого первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15 и т.д.», - говорится в декрете.
Причиной перехода стал тот факт, что григорианский календарь более точный астрономически, и по нему уже жила большая часть Земли. Ленин не хотел, чтобы Россия отставала от других стран.
«Основная масса населения, среди которой были люди неграмотные, реформы не заметила. Рабочие и бывшие крестьяне радио не слушали, газеты не читали, а о праздниках узнавали в церкви, поэтому переход на новое летоисчисление прошел спокойно, без бунтов», - говорит Игорь Ермолаев.
Среди интеллигенции долгожданная реформа была встречена с большим удовлетворением. Однако люди так привыкли жить по «старому стилю», что после реформы первое время ориентировалась сразу по двум календарям. В связи с этим в книгах начали указывать две даты: если событие дореволюционное, то основная дата пишется по юлианскому, а в скобках указывается григорианская, и наоборот.
Еще одним из пережитков юлианского календаря можно считать тот факт, что россияне продолжают праздновать Новый год по «старому стилю» в ночь с 13 на 14 января.
Почему РПЦ не приняла григорианский календарь?
Русская православная церковь в своем богослужении продолжает пользоваться юлианским календарем, в связи с чем и празднует Рождество не в ночь на 25 декабря, а по «старому стилю» на 7 января (спустя 13 дней). Высшее духовенство полагает, что веских причин отказываться от юлианского календаря нет, ведь он освящен многовековым использованием в Церкви. Кроме того, при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) неизбежны нарушения богослужебного Устава, ведь дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским.
Кстати, несходство между датами Юлианского и Григорианского календарей увеличивается каждое столетие. В XX-XXI веках это различие составляет 13 дней, а с марта 2100 года достигнет 14 дней. Поэтому, если традиции сохранятся, с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут праздновать на день позже - 8 января.
Соответствующий декрет Совнаркома В. Ленин подписал 26 января. Согласно этому документу следом за 31 января 1918 г. наступило не 1 февраля, а сразу 14‑е. А вскоре большевики провели и ревизию праздничных дат.
Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря Фото: Public Domain
Почти сразу же советское правительство ликвидировало в календаре так называемые царские дни, имевшие отношение к событиям из жизни дома Романовых , и установило вместо них собственные праздники. К концу 1918 г. нерабочими стали считать 1 января — Новый год, 22 января — день памяти событий Кровавого воскресенья (расстрела демонстрации рабочих 9 января 1905 г. по старому стилю), 12 марта — низвержение самодержавия, 18 марта — День Парижской коммуны, 1 мая — День Интернационала и 7 ноября — День Пролетарской революции.
Календари первых лет советской власти сегодня выглядят поразительно: в них мирно уживаются пролетарские и церковные праздники (Пасха, Вознесение, Троица, Духов день, Преображение, Рождество). Последние назывались «особыми днями отдыха», хотя и не оплачивались, как другие праздники. Новые власти не решались резко ломать вековые традиции, ведь большая часть населения молодой Советской России были людьми верующими. Вдобавок многие православные ничего не имели против нового режима. Зачастую они участвовали в демонстрациях по случаю большевистских праздников и даже несли в руках транспаранты с антирелигиозными лозунгами, имея под рубахой нательный крест.
Например, советский календарь за 1929 г. К вопросу о дне празднования Рождества и первом дне недели pic.twitter.com/UtltgYmlmk
— Slava (@slavkous) 27 декабря 2015 г.
На зелёный, розовый, жёлтый рассчитайсь!
В 1929 г. большевики развернули новое наступление на «пережитки прошлого» и придумали особый советский календарь. Он предполагал 5-дневную неделю, уничтожая 7-дневный христианский недельный цикл — воскресенья превращались в рабочие дни. Реформе предшествовало постановление СНК о переходе на непрерывное производство.
Единый табель-календарь был введён в действие в начале 1930 г.: 360 дней, которые делились на 72 пятидневки, оставшиеся 5 дней сделали праздничными. Все рабочие в СССР были разделены на 5 групп, имеющих свой цвет (зелёный, красный, фиолетовый, розовый, жёлтый). Каждая группа имела в пятидневке свой выходной день. Реформа оказалась очень непопулярной — из-за несовпадающих выходных сильно усложняла личную жизнь граждан. Уже к концу 1930-х от тотальной перекройки календаря в СССР отказались.
Были и другие неприжившиеся идеи. Союз воинствующих безбожников, например, предложил переименовать все месяцы года. Месяцы Ленина , Маркса , Свердлова , Энгельса , Сталина должны были заменить собой январь, февраль, апрель, октябрь и декабрь. Март планировалось назвать месяцем революции, а ноябрь — Великой революции. Маю повезло, ему решили оставить старое название, а вот июнь мог превратиться в месяц советской Конституции. Июлю, августу и сентябрю уготовили названия месяцев жатвы, мира и Коминтерна.
Новый, он же старый
Далеко не все из введённых большевиками праздников прижились. Например, День Парижской коммуны (18 марта), бывший поначалу нерабочим, «умер» уже в 1929 г. Видимо, укрепившийся к тому времени Сталин в отличие от Ленина не так сильно ценил заслуги парижских коммунаров. День памяти самого Ленина (22 января), совмещённый с годовщиной Кровавого воскресенья, перестали отмечать в 1951 г. (вспоминать заслуги Ильича стали в день его рождения, 22 апреля по новому стилю, приурочивая к этому дню Всесоюзный коммунистический субботник). А к началу 1930-х на официальном уровне упразднили и все церковные торжества. В итоге из перешедших в советский календарь дореволюционных праздников до наших дней дожили лишь Новый год и Рождество Христово.
С празднованием Нового года вообще случилась занятная история. В годы Первой мировой его называли «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу». После революции Новый год и ёлки (эти деревца, правда, раньше наряжали скорее по поводу Рождества, а не новолетия) поначалу не запрещали, да и сам Ленин их любил. Однако уже в 1927 г. в рамках антирелигиозной кампании под лозунгом «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» повели борьбу с Новым годом и ёлками. Сегодня трудно поверить, но с 1930 по 1947 г. все советские люди в первый день нового года работали как ни в чём не бывало.
Рождество же в Советской России считалось «особым днём отдыха» с 1919-го по 1929‑й, причём до 1923 г. в связи с переходом на григорианский календарь его отмечали 7-8 января, а потом перенесли на 25-26 декабря. Но с 1930 г. этот праздник в СССР запретили. Вновь красным днём календаря православное Рождество стало у нас лишь в 1991 г.
Вводя григорианский календарь, советская власть подарила народу и ещё один неожиданный праздник — старый Новый год. Называется он так потому, что смена лет по старому юлианскому календарю приходится на 0.00 14 января по новому стилю. Многие иностранцы удивляются этому празднику и считают его чисто русским изобретением, хотя на самом деле его отмечают не только в бывших республиках СССР, но и в некоторых других странах, даже в Швейцарии.