Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.
Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.
Детство и юность
1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.
Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.
Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.
Молодой Антон Макаренко в армии
Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.
В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.
Педагогика
Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ - «Глупый день» - Макаренко отправляет .
В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.
Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.
Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.
В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД - 1» и «Педагогическая поэма».
И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.
Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике . Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.
В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.
Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».
Личная жизнь
Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.
В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.
Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».
Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.
Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.
Смерть
Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.
Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.
Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.
Библиография
- 1932 – «Мажор»
- 1932 – «Марш 30 года»
- 1932 – «ФД-1»
- 1935 – «Педагогическая поэма»
- 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
- 1937 – «Книга для родителей»
- 1938 – «Честь»
- 1938 – «Флаги на башнях»
- 1939 – «Лекция о воспитании детей»
Цитаты
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
Педагогическая деятельность А. С. Макаренко впитала в себя лучшие достижения классической и новой педагогики. Его наследие - достижение всего прогрессивного человечества, которое стремится-к гуманного образования. Он решал сложные педагогические проблемы, которые волнуют нас и сейчас. Поэтому мы уверенно говорим "А. С. Макаренко - наш современник", "С А. С. Макаренко - в XXI век". Его разработки в педагогике не утратили своего значения и сегодня.
Первая стратегическая линия его мировоззрения - вера в педагогику, ее опережающего функцию в развитии ребенка, подростка, юноши. Он постоянно подчеркивал, что настоящая педагогика питается самой жизнью. Говоря о результатах своей работы, он говорит: "... не-я это создаю и не кучка педагогов, создает это" чудо "вся атмосфера жизни". Воспитывает каждый квадрат земли. Единство воспитания и жизни красной нитью проходит через все творчество педагога.
Большое значение трудов А. С. Макаренко в разработке целей воспитания. Для каждой эпохи и для каждого поколения, считал А. С. Макаренко, цель воспитания должна определяться диалектически, то есть ее нужно находить в требованиях общества в настоящее время. А. С. Макаренко с предельной точностью определил цели воспитания, выполнил задачу формирования человека-бор-это, патриота, труженика, коллективиста с высоким чувством социальной ответственности и дисциплины.
А. С. Макаренко обосновал взаимосвязь воспитания и изучения личности ребенка, коллектива и личности, обучения и воспитания; показал соотношение педагогики с другими науками, раскрыл пути согласования школьного, семейного и внешкольного воспитания. Проблеме создания гармонии общественной и личной интереса в воспитании Антон Семенович посвятил много лет педагогической деятельности и многие страницы своих произведений. В этой гармонии он видел счастье человека и суть воспитания. Воспитание в коллективе он рассматривал как метод, общий для всех и который в то же время дает возможность развиваться каждому.
Важным уроком для нас вывод выдающегося педагога о том, что гуманизм заключается не в красивых словах и декларациях, а в ответственности, повседневной реальной работе по созданию нормальных условий для здорового быта, учебы, труда, освоения профессии, физического роста и духовного роста молодого человека. Именно на настоящем заботе о наших детях, их развитие мы должны сегодня проверять гуманизм и демократизм руководителей воспитательных заведений, организаторов народного образования, ученых, педколлективов и педагогов.
Теория педагогического коллектива, разработана и воплощена в жизнь А. С. Макаренко, и сегодня помогает обновить воспитательную работу в учебных заведениях. Модель ученического коллектива, созданная А. С. Макаренко, является непревзойденной. Это коллектив, который возникает на основе совместной деятельности и общих целей, четкой демократии жизни детей. "Коллектив учителей и коллектив детей, - писал Макаренко, - это не два коллектива, а один коллектив, и прежде всего коллектив педагогический". Высокий динамизм жизни коллектива, тесные связи между его членами, открытое, демократическое обсуждение всех вопросов на общем собрании, в других органах ученического самоуправления постепенно становятся залогом здорового общественного мнения; периодическая замена актива, уровне требования к каждому и обязательный отчет за работу перед коллективом становятся перегородкой для чванства, зазнайства, бюрократизма.
Понятно, что конкретные формы организации самоуправления, которые существовали в колонии им. М.Горького, в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского, не все и не всегда могут быть перенесены в практику современной школы. Но дух дискуссии, коллективной выработки решений и сознательной дисциплины, атмосфера, формировала чувство хозяина в своем коллективе и стране, - все это должно тщательно изучаться нашей школой, детскими организациями в новых условиях. По Макаренко, "дисциплина - это прежде всего не средство воспитания, а результат, и уже потом она становится средством". Дисциплина формируется уважением к коллективу, увлеченностью обучением, работой.
А. С. Макаренко, продолжая работу прекрасных педагогов 20-30-х гг., Разработал методы воспитания детей, доказал необходимость всех педагогических средств, направленных на реализацию целей воспитания. Благодаря А. С. Макаренко в теорию воспитания и в практику нашей школы широко вошли такие методы воспитания, как: организация коллектива, формирование общественного мнения, сочетание уважения с требовательностью, создание позитивных традиций, использование соревнования, умных и мотивированных видов поощрений. Не утратила актуальности и в современных условиях макаренковская идея перспективных линий, как метода развития коллектива и личности. "Воспитать человека, - писал А. С. Макаренко, - значит воспитать перспективные пути достижения завтрашней радости».
А. С. Макаренко подчеркивал значение игры как метода обучения и воспитания: "Нужно идти навстречу постоянному стремлению детей к игре".
Вклад Макаренко в разработку методики воспитания мы видим и в том, что он не только показал, что должен делать воспитатель, но и раскрыл, как это следует делать: "Воспитание детей - это легкое дело, когда она делается без нервов, на основе здорового, спокойного, нормального, умственного и веселой жизни ". / т. VИИ, с.157 /. К этому должен стремиться каждый воспитатель, особенно молодой.
В основу воспитания коллектива и личности А. С. Макаренко ставил коллективный труд, органично совмещенную с учебой, игрой, спортом. Центральное место в его системе отводится сочетанию полноценного среднего образования с производительным трудом на технически хорошо оборудованной базе. Главное для Макаренко - не "игра в труд", а организация детского производства на хозрасчетной основе, как на настоящем предприятии. Системе профтехобразования нужно смело включать учащихся в систему производственных отношений, ибо только сфера производства формирует чувство ответственности за качество продукции, за результат труда, при сохранении оборудования, своевременную поставку.
Вклад Макаренко в современную педагогическую науку невозможно переоценить, его система прошла через огонь жизненного опыта. Дела и идеи Антона Семеновича изучаются и распространяются во всем мире. Много внимания уделял Макаренко вопросам физического и эстетического воспитания детей и молодежи. На первом месте должно стоять задача - выпустить здоровое поколение. "Дохлые производители и строители нам не нужны, неврастеники только испортят наше дело", - писал Антон Семенович / т. И, с.190 /,
В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского каждый день начинался утренней зарядкой на свежем воздухе, независимо от погоды, колонисты любили спорт: лыжи, коньки, футбол теннис и др. Каждый коммунар должен был сдавать нормы значков БГПО и ГТО. Проводились занятия по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике. Наиболее эффективным средством физического воспитания Антон Семенович считал игру, он сам направлял работу по разработке и внедрению игр, которые все время менялись. Занятия военным спортом дисциплинировало колонистов, облагораживало их физически и эстетически. Большое значение придавалось туристическим походам. Коммунары прошли весь Крым, Кавказ, Украина, совершили путешествие по Волге - это способствовало укреплению здоровья, физическому развитию детей.
Физическое воспитание сочеталось с эстетическим. Это проявлялось прежде всего в элементах военизации и символики (сигналы, рапорты и др.), В ритуальных мероприятиях и действиях. Сильным средством эстетического воспитания был хор, оркестр, театр, кино, клубная работа, чтение художественной литературы, занятия изобразительным искусством, большое количество цветов как в помещениях, так и на всей территории колонии и коммуны. В коммуне был гектар прекрасного цветника, лучшая в Харькове оранжерея. С большим эстетическим вкусом проводились в колонии праздник первого снопа и праздник труда. А. С. Макаренко хорошо играл на скрипке, неплохо рисовал, был талантливым режиссером и актером, для годовщины коммуны он писал сценарии и пьесы. В спектаклях "Ревизор", "Лес" он играл роль городничего и Несчастливцев. Он заботился об эстетической образованность своих воспитанников. Заинтересовавшись "Евгением Онегиным", коммунары провели теоретическую Онегинську конференцию. Профессор-литературовед прочитал лекцию о романе, музыковед дал характеристику одноименной опере Чайковского. Оркестр изучил ряд произведений композитора. Коммунары в полном составе прослушали оперу в театре, был проведен конкурс на лучшее чтение "Евгения Онегина". Антон Семенович знал весь роман наизусть, любил поэзию, мог без конца декламировать стихи А. Тютчева, А. Пушкина, Т. Шевченко, И. Крылова, К. Чуковского. Макаренко был обаятельным человеком, общение с ним доставляло людям положительные эмоции. Он был достаточно эрудированным и интеллигентным.
Поучительна организована А. С. Макаренко работа по культурному обслуживанию населения соседних сел. В коммуне было много кружков, клубов, главным был кружок изобразительного искусства, в котором насчитывалось 120 человек. Рисовали и писали в коммуне очень много, например, в праздника 1 Мая однажды было написано лозунгов общей длиной в три километра четыреста метров, и сделали это 11 воспитанников за одну ночь.
Родным братом этого кружка был, как писал А. С. Макаренко, ребусника, который включал до 100 коммунаров. В программу эстетического воспитания А.С.Макаренко включал и красоту одежды, речи, движений, быта, труда, отдыха. Он высоко ценил художественную простоту, естественность, чувство меры, не мог терпеть грубости, бестактности, расхлябанности, хвастовства в работе, движениях, разговоре, поступках. Он постоянно пытался обеспечить единство внутренней и внешней красоты человека, единство этики и эстетики. Шлифовка эмоционально-волевой сферы формировало у воспитанников хорошие эстетические вкусы и высокие человеческие идеалы, к которым они стремились не только в период пребывания в коммуне или колонии, но и всю свою жизнь.
Теоретические основы семейного воспитания детей и подростков
В первые годы советской власти царило негативное отношение к семье как средства воспитания, но уже в 20-30-х годах появилось новое отношение и к ней. А. С. Макаренко исходил из того, что семья является человеческим коллективом. Он критиковал парную семейную педагогику, педагогические беседы в семье, когда родители и дети попадают в ситуацию прямого противостояния. А. С. Макаренко на первое место в воспитании ставил родителей и педагогов, которые направляют и руководят воспитанием. Для правильного воспитания ребенка "совсем не нужен какой-то особый время и не нужно много времени. Воспитание требует значительно больше души, внимания, чувство ответственности, а не времени. И чем ребенок старше, тем меньше требуется время, тем напряженнее ответственность" / т. ИИИ, с.471-473 /.
Решающим фактом семейного воспитания является выполнение родителями их гражданского долга перед обществом. Родители воспитывают детей в каждый момент жизни, даже тогда, когда их нет дома. "Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и как говорите о других людях, как вы радуетесь, грустите, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение» (т.IV, с.63).
Значительным вкладом в педагогическую науку является учение Макаренко о родительский авторитет, основой которого является жизнь и труд родителей. Он дал глубокий анализ различных типов авторитета (подавление, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа).
А. С. Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители. Если до шести лет ребенок воспитывался правильно и в ней воспитаны определенные привычки активности и торможения, то на такого ребенка никто не повлияет плохо. Очень вредно влияют на детей ссоры и раздражительность в семье - признак распущенности, отсутствия дисциплины, недостатков в мировоззрении. Должна быть не только четкая цель воспитания, но и продуманная детализированная программа воспитания.
Антон Семенович Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
Жизнь и деятельность А.С.Макаренко
А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. С пяти лет отец выучил его писать, читать. Он умел петь, рисовать, играть на скрипке, интересно рассказывал, представлял. И всю жизнь потом и рисовал и страстно любил театр.
В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его жизнью.
Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний.
Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.
А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет Кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.
В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.
В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.
Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.
В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.
Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской. Реальная практика и в самом деле расходилась с тем, что строил Макаренко. «Коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический. Если почувствуете, что вам не "хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками».
В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.
В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета” появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать” в человеке лучшее.
Интересная история
Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги.
Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой”. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.
В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.
Воспитание в коллективе и через коллектив
Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива
Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.
Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.
Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.
Значение игры в воспитании
А. С. Макаренко считал, что имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого работа, служба”.
А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.
Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками.
Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.
Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.
Педагогика А.С.Макаренко в наши дни
А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.
Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.
В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания.
С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа.
Он и умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то тетке поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог-а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»
на тему: Антон Семёнович Макаренко.
Введение
Биография
Основные педагогические идеи
Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя
Заключение
Список литературы
Введение
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В данном реферате предложены основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?
Требование к личности учителя одна из ключевых проблем. Ведь педагог - главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чем заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?
Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества.
Биография
Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году
Антон поступает учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель - Антон Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.
В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медаль. В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове. В 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького. В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он - помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько минут Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.
Педагогические идеи и взгляды
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
Рассмотрим теперь основы педагогики А.С. Макаренко.
Воспитание детей в коллективе
Коллектив - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:
общая цель;
общая деятельность;
дисциплина;
органы самоуправления;
связь данного коллектива с обществом;
По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого - возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.
Педагогический коллектив - это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган - это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган - это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.
Дисциплина и режим.
Дисциплина - это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание - это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
Режим - средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
Трудовое воспитание. Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны. Проблема семейного воспитания. Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.
Рассмотрим теперь коллективизм в понятии А. С. Макаренко
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).
Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:
Умение работать в коллективе;
Развитую способность к коллективному творчеству;
Товарищескую солидарность и взаимопомощь;
Активное участие в коллективной деятельности;
Заботу о своем коллективе и его перспективах;
Осознание себя хозяином коллектива;
Ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;
Умение приказать и подчиниться товарищу;
Желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;
Принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.
Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе рассмотрел такие вопросы, как:
строение коллектива;
взаимоотношения в коллективе;
педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;
нравственное и трудовое воспитание;
стиль работы;
самоуправление, традиции;
индивидуальный подход к детям.
Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений - стояли в центре, но вой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.
Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.
Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности - в поле, у станка, в классе.
Воспитатель - это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ. Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности. Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. Но, «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).
участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.
Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.
В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.
Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя
Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко. Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём. Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений. Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения должны, прежде всего, составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект - личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив - как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.
Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.
Гуманизм педагогики Макаренко. Любимым писателем А.С. Макаренко был Максим Горький, его оптимистический, реальный подход к жизни, с верой в человека. Многие принципы и взгляды Макаренко близки по духу произведениям Горького, и важное место в этой системе взглядов занимает идея о личности педагога. Так, Макаренко писал: « Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением. Такое отношение к человеку есть отношение марксистское».
Одним из ярких последователей и преемников педагогических идей Макаренко был выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Опираясь на идеи и принципы Макаренко и следуя им, он писал: «Воспитатель должен выражать своим доверием, прежде всего оценку лучшего, доброго начала в человеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Признаком дремучего педагогического невежества он считал то, что отдельные воспитатели, оказывая доверие воспитаннику, одновременно напоминают ему: за тобой много грешков, я об этом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим. «Подобные слова учителя - соль на рану в человеческом сердце: воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытки учителя». Доверие в форме прощения воспитаннику проступка ни в коем случае не должно быть предметом специального, усиленного внимания со стороны воспитателя и учеников коллектива.
Педагогическая цель в понимании Макаренко. Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.
Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной. Мы не можем допустить никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.
Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога - разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.
Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.
Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.
Однако писал Макаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать».
Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко. В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников - одна из центральных. Мысль К. Маркса о том, что «…действительное духовное богатство индивидуума всецело зависит от богатства его действительных отношений», послужила основанием для макаренковского утверждения: «Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Учителя в конечном счёте для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям - ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.
Отношения педагогов и учащихся в школе - это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.
В трудах А. С. Макаренко с большой полнотой были раскрыты с марксистско-ленинских позиций сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в советской школе. Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новатор подчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.
А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».
А.С. Макаренко высмеивал и осуждал возню с «уединенной» личностью, разоблачал «педагогические теории», доказывавшие, что хулигана нельзя вызвать в коридор. Умение увидеть в человеке положительные силы, уважать их, но не умиляться и не снижать требований, не останавливаться перед самым суровым осуждением - такое отношение к человеку А.С. Макаренко называл марксистским, подлинно гуманным. Соединение требования с уважением к личности воспитанника он считал основным принципом советской педагогики.
Кроме того, Макаренко считал: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах. Этот дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.
Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу.
Все данные о воспитаннике, какие возникнут в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».
В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко о том, что логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они всегда должны оставаться отношениями старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.
Педагогический опыт по Макаренко. При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания. «Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко. Особенности педагогических приёмов по Макаренко. Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод - «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться»,
в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе. макаренко педагогический воспитание
Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.
Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.
е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.
Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.
Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.
макаренко педагогический коллектив обучение
Заключение
Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.
Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу - как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они - коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель - всегда пример для своего ученика во всем.
Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим.
Список литературы
Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. - М., 2000.
Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и социальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики / Под ред.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. - Т.4 - М.: Педагогика, 1983-1986.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
(1888-1939) советский педагог и писатель
Для современного читателя имя Макаренко Антона Семеновича, связано с определенным периодом нашей истории - тридцатыми годами, когда организовывались первые советские колонии для малолетних преступников. Именно тогда и были написаны основные книги Макаренко.
Он родился в семье мастера-железнодорожника в украинском городке Белополье, неподалеку от Харькова. После школы Антон поступил в одногодичную учительскую семинарию в Кременчуге, а после ее окончания в 1905 году начал работать учителем начальных классов в железнодорожных школах. Там ему приходилось преподавать практически все предметы, а также заниматься воспитанием учеников, поскольку иногда случалось, что в одном классе оказывались учащиеся разного возраста, требовавшие индивидуального подхода.
Девятилетняя работа учителем оказалась хорошей школой, о которой Антон Макаренко с благодарностью вспоминал всю жизнь. Однако он вскоре понял, что имеющихся у него знаний недостаточно, и поступил в Полтавский учительский институт. Там он проучился три года и в 1917 году, когда начались революционные события, вновь стал преподавать.
После Октябрьской революции, Антон Макаренко стал директором школы в городке Крюков на Днепре, а через год перебрался в Полтаву, где также стал заведовать школой. В 1920 году его судьба резко меняется. Началась борьба с детской беспризорностью, и Макаренко получил задание организовать колонию для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Она находилась в деревне Куряж, неподалеку от Полтавы.
Поскольку среди направленных в колонию подростков было много правонарушителей, а также уголовных преступников, Антону Макаренко пришлось разработать систему достаточно жесткого казарменного воспитания. Она основывалась на принципах коллективной педагогики. Единственным инструментом воздействия он считал воспитание коллективного начала, которое и являлось основным средством подавления личности. Этот принцип в середине двадцатых годов подвергся жестокой критике со стороны специалистов-педологов.
Литературной работой Антон Семенович занялся в начале века. Но в то время он практически писал для себя, только в начале двадцатых годов прислал один из своих очерков Максиму Горькому , который приветствовал педагогические изыскания Антона Макаренко, но весьма прохладно отозвался о его литературных способностях. Тем не менее Макаренко продолжал писать и в 1932 году выпустил свою первую книгу - сборник очерков «Марш тридцатого года». Он рассказал в нем историю перевоспитания нескольких беспризорников, а также описал свою систему воспитания.
Книга была послана Горькому в Италию, и после его благожелательного отзыва, Макаренко создал свое основное произведение - «Педагогическую поэму». По форме это автобиографический роман, в котором главный герой занимается перевоспитанием беспризорников. Книга Антона Семеновича Макаренко соединяет черты литературного произведения и научного труда.
Любопытно, что начиная с первого издания она выходила с большими цензурными сокращениями, поскольку издатели старались смягчить жесткую систему воспитания, предлагаемую Макаренко.
Критика со стороны специалистов-педологов привела к тому, что в 1927 году он был отстранен от руководства колонией, однако благодаря контакту с ОГПУ переехал в Харьков, где организовал коммуну им. Ф. Дзержинского, в которой продолжал развивать свою систему воспитания.
Важно заметить, что во время путешествия по СССР в 1928 году Горький посетил колонию Антона Макаренко, а также открытую им к тому времени Полтавскую колонию беспризорников. Писатель пришел в восторг и стал решительным сторонником его педагогических методов.
К тому времени необходимость в этой системе оказалась настолько насущной, что власти практически закрывали глаза на то, что предлагаемая Макаренко теория и практика воспитания - не что иное, как развитие взглядов Троцкого , в свое время раскритикованных еще В. И. Лениным.
Антон Семенович Макаренко соблюдал внешние приличия и говорил о том, что нужно перевоспитывать через труд, поэтому в колонии было организовано производство, в частности, выпускались фотоаппараты ФЭД.
Правда, с 1937 года он уходит с педагогической работы «переезжает в Москву. Там он целиком посвящает себя литературе и в том же году выпускает «Книгу для родителей», в которой предлагает ввести разработанную им систему семейного воспитания. Она основывалась на жестком контроле, а сама семья рассматривалась как одна из форм коллектива. Другие отношения не признавались. Примечательно, что книга Макаренко явилась одним из средств обоснования широко применявшегося в те годы принципа обоюдной ответственности детей и родителей.
В последующие годы Макаренко опубликовал еще одну повесть - «Флаги на башнях» (1938), в которой рассказал о жизни своих воспитанников уже в юношеском возрасте, а также после их выхода из колонии. В отличие от «Педагогической поэмы», в этой книге Антон Макаренко дал сильно идеализированное изображение своих воспитанников.
Последние три года своей жизни он тяжело болел туберкулезом, но продолжал работать до последнего дня: выступал с лекциями, публицистическими статьями в газетах, писал киносценарии по своим произведениям. Последнее из них - автобиографический роман «Пути поколения», в котором он рассказал о своем детстве и юности, - осталось незавершенным.
Еще до Великой Отечественной войны, произведения Антона Макаренко были переведены на немецкий язык, а в начале восьмидесятых годов в Западной Германии было опубликовано полное собрание сочинений писателя без цензурных изъятий и купюр.