Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник - все это об одном человеке - о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.
Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) - родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец - Савелий Соколов - служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.
Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу - она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.
Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого - ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет - ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом - преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество
10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород - по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем - 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург - председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.
Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.
Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности
Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни - постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде - в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.
Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен - прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.
Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.
Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры
Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.
Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды - «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).
Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.
К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.
Дни памяти: 19 июля (старый стиль) — 1 августа (новый стиль), 13 августа (старый стиль) — 26 августа (новый стиль) — (преставление, второе обретение мощей)
Святитель Тихон Задонский - один из крупнейших богословов Русской Церкви, причем в подлинно святоотеческом смысле - богословствовании от своего опыта. Тихону Задонскому пришлось жить в XVIII веке - веке атеизма по преимуществу, где вера понималась как этнографический признак простого народа. В России это усложнялось глубочайшим упадком Церкви после петровских реформ. Аверинцев называл Тихона Задонского «главным русским христологом», и действительно фигура Спасителя, особенно страдающего, занимает в трудах Тихона Задонского центральное место. Другая характерная черта его творчества – опасение за будущее христианства, понимание атеизма не просто как греха, а чего-то фундаментального в судьбах Европы. Его творчеством был увлечен Достоевский: старец Зосима (особенно его богословие) списано, часто дословно, с Тихона Задонского, а не с Оптинцев, как часто думают.
ДЕТСТВО И УЧЕБА
Будущий святитель родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда). В миру его звали Тимофеем Савельевичем Кирилловым. При поступлении в Духовное училище, по обычаю того времени, фамилию изменили: он стал подписываться Соколовским или Соколовым.
Отец умер рано и мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем! » Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.
В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Благодаря старшему брату Петру, служившему дьячком в Новгороде и взявшему его на свое иждивение, в 1738 г. Тимофей был записан в училище. Спустя два года он был принят в новоустроенную Духовную семинарию, в число 200 кандидатов, из общего числа 1000, как наиболее способный к наукам, на казенный счет. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю! “».
Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет, так как в ней остро не доставало учителей. Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Но жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные.
Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти и тленности всего сиюминутного. В другой раз чувство близости Бога он пережил как-то ночью. Вышел немного освежиться на крыльцо. «Вдруг разверзлись небеса, - рассказывал он, - и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни… »
МОНАШЕСТВО И ПОСТАВЛЕНИЕ ВО ЕПИСКОПЫ
В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…
В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: «Молод еще… «, хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. «Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом » - сказал Первоприсутствующий. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его, еще архимандрита, на Херувимской песни как епископа: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем », - и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом ».
В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Там он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась.
ВОРОНЕЖСКАЯ КАФЕДРА
В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, от Орла до Черного моря, в то время была одной из труднейших для церковного управления и считалась «дикой».
Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин. Монастырям и архиерейским домам было назначено крайне скудное содержание, отчего они приходили в запустение. Архиерейский дом в Воронеже окончательно развалился, кафедральный собор разрушался, разбитые колокола не звонили. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве. На Украине расцвели секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Немало раскольников было в Воронежской епархии. Немало было там также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Среди высших классов были распространены французские вольнодумные идеи Вольтера и энциклопедистов. Русское общество было мало образовано и подхватывало модные идеи без критики и следовало им слепо, иногда до карикатурности. Кощунства и глупые выходки против Церкви считались признаком образованного, передового человека. Кто не проповедовал атеизма, считался закостеневшим фанатиком и ханжой. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно понес свой крест.
Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Прежде всего он принялся за обучение духовенства, которое было необразованно и нерадиво до крайности. С трудом верится, что священники не только не знали службы, но даже не умели как следует читать, не имели Евангелия! Святитель сейчас же распорядился, чтоб после проверки не знающих службы и чтения присылали к нему. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием.
Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах» . Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния» . Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о посмертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.
Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Пожаром, опустошающим души, называл святитель общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники.
В грозных проповедях обличал он бесчинства масленицы и особенно языческий праздник «Ярило». Праздник этот начинался от среды после и тянулся до вторника Петровского поста. В среду с раннего утра шел народ из Воронежа и окрестных деревень на площадь за Московскими воротами, где раскидывались ярмарочные балаганы с различными приманками. Молодой человек в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом изображал собою Ярило. Он плясал неистовый танец, а за ним плясала и бесновалась пьяная толпа. Все это сопровождалось драками и руганью. И вот однажды - это было 30 мая 1765 года - в самый разгар безобразия неожиданно появился на площади святитель и, грозно обличая «смердящий» праздник, угрожал отлучением от Церкви. Он говорил с такою пророческой силой и пламенной убедительностью, что в один миг, тут же, на глазах святителя, толпа разнесла в щепки балаганы и лавчонки и чинно разошлась по домам. В следующее воскресенье святитель произнес в соборе обличительную проповедь, во время которой вся церковь стонала и громко рыдала. А после множество народу приходило к Владыке в его загородный дом и, стоя на коленях, со слезами каялись. Праздник Яриле больше не повторялся.
Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею. Народ любил своего пастыря. Про него говорили: «Надо его слушаться - а то он Богу пожалуется «.
НА ПОКОЕ
Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре.
Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй! » Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз.
Святитель по характеру своему был горячим, раздражительным и склонным к превозношению. Много должен был он потрудиться, чтобы переломить в себе эти качества. Горячо взывал он о помощи к Господу Богу и стал преуспевать в кротости и незлобии. Когда слышал, проходя мимо, как иной раз издевались над ним монастырские служки или настоятель, говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои ».
Раз сидел он на крылечке кельи и мучился помыслами самомнения. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, шепнув на ухо: «Не высокоумь! » И дивное дело, сейчас же почувствовал святитель, как бес высокоумия отступил от него. В благодарность за это положил святой Тихон выдавать юродивому ежедневно по три копейки.
Другой раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.
Но самым тяжелым искушением для святителя была безотчетная тоска и уныние. В такие минуты кажется, что от человека отступает Господь, что все погружается в непроглядный мрак, что сердце каменеет, а молитва останавливается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь отвращает Лицо Свое. Такое безблагодатное состояние невыносимо тягостно, так что иноки в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и совсем оставляют иноческий подвиг. Святитель боролся с приступами уныния различными средствами. Или работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, или уезжал из монастыря, или усиленно трудился над своими сочинениями, или пел псалмы. Часто помогало в такие минуты скорби общение с друзьями, которых он навещал подолгу, иногда месяца по три и больше. Друзья, разгонявшие облака душевной грусти святого Тихона, - схимонах Митрофан, елецкий купец Кузьма Игнатьевич и старец Феофан, которого святитель звал «Феофан, моя утеха». Немудрый, добрый и наивный старичок часто утешал святого Тихона своей детской ясностью и простотой беседы. Но иногда уныние бывало чрезмерным.
Как-то напало на святителя уныние, доходившее до отчаяния, случилось это на 6-й неделе Великого поста. Восемь дней не выходил он из кельи, не принимал ни пищи, ни питья. Наконец написал Кузьме, чтоб приехал немедля. Тот встревожился и, несмотря на весеннюю распутицу и половодье, сейчас же приехал. И любовь друга, который с опасностью для жизни отозвался на зов, и беседа с ним совершенно успокоили святителя. И тут произошел случай, о котором упоминают все жизнеописатели святого Тихона: неожиданно вошел он в келью к отцу Митрофану и застал его и Кузьму Игнатьевича за ужином. Оба были чрезвычайно смущены, так как ели уху и рыбное заливное в неположенное по уставу постное время. Святитель не только успокоил словами «Любовь выше поста», но и сам отведал ухи, чем растрогал их до слез.
На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776) .
Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет.
КОНЧИНА
Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою ». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный ». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года «.
К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане: «Вот до чего довел себя человек: будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю!»
Незадолго до смерти он увидел во сне высокую лестницу, на которую должен подняться и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать.
Скончался святитель в воскресенье, как и было ему возвещено, на 59-м году жизни 13 августа 1783 года . «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.
Задонский Богородицкий мужской монастырь
Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале XVII века. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского Московского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.
Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области .
7 заветов святителя Тихона Задонского
По материалам портала «Русская семерка» (
1. Искать в горе счастья
Не раз в своих сочинениях святитель Тихон подчеркивал важность победы над собой, называл именно эту победу – истинным счастьем христианина. Побеждается «смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию»… Если помнить об этой высокой цели, становится ясно, как удавалось святому радоваться многочисленным бедствиям – ведь они помогали ему увидеть зло, которое кроется в его сердце, а значит, и побороть его. Читаем и у Достоевского слова старца Зосимы: «Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь…»
2. Искать везде Бога
Нет такого места, где бы не присутствовал Бог, и помнить об этом полезно. С одной стороны, чтобы было стыдно грешить, с другой – чтобы не искать одобрения ни у кого, кроме Него: «Он на всяком месте, но местом не заключен: Он со мной и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек все, что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет - добро или зло ».
3. О глупости греха
Грех страшен, темен и… глуп. Ведь если посмотреть на него ясным взором, увидишь, как ничего не выигрываешь, совершая его: «Всякий человек грешит и тем казнит себя! Сам грех его - казнь ему. Обижает другого - и обижается сам, уязвляет - и уязвляется, озлобляет - и озлобляется, бьет - и бывает битым, убивает - и убивается, лишает - и лишается, клевещет - и оклеветан бывает, осуждает - и осуждается, хулит - и хулится, ругает - и бывает поруган, прельщает - и прельщается, обманывает - и обманывается, унижает - и унижается, смеется - и бывает осмеян. Словом, какое бы ни сделал зло ближнему, себе большее зло делает. Так грешник ту меру, которую мерит ближнему своему, себе наполняет с избытком!»
«Согрешить - дело человеческое, но упорствовать в грехе - дело дьявольское
», - писал Тихон Задонский, давая надежду кающимся и устрашая грешников.
4. Думать, прежде чем стать начальником
Начальники – тема и простая, и сложная, и открытая, и деликатная одновременно. Начальнику сложно, но необходимо быть настоящим христианином, побеждающим свои страсти. «Худо и немысленно людьми повелевать, а от страстей быть обладаему», - пишет святитель. Разум и добрая совесть нужны начальнику, чтобы не быть, как слепой, без дороги, и созидать, а не разорять общество. «Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы». Самыми же большими вредителями общества Тихон Задонский называет лихоимцев, говоря, что они страшнее иноплеменных врагов. «Долг начальствующих – спасать, а не губить ».
5. Не смотреть свысока
Начальнику или не начальнику – всякому непросто увидеть самого себя, найти и не побояться заглянуть в глубины своей совести. Особенно сейчас, когда множество теорий переплетаются безо всякой системы в голове человека, и он умеет посмотреть на все под десятью углами. Святитель Тихон здесь, как и многие святые отцы, за простоту. И чтобы было написано просто, приводит ясную метафору: «Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят ».
6. Измерять силу искушениями
Тем, у кого тяжелые искушения, святитель советует радоваться, ведь Бог не попустит человеку искушение выше его силы. Если же искушения нарастают – это может значить, что человек крепнет духовно, и может больше на себя взять. Это может значить внимание Божие и Его любовь. «В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение ».
7. Учиться настоящей любви
Кажется, и беды, и счастье, по святителю Тихону, - признак Божьей любви к человеку. И если человек любит Его в ответ, то он любит и все, что полюбил Господь. А значит, и каждого человека. «Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние », - пишет Тихон Задонский. И добавляет о радости: «Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости ». Недаром этому светлому и любвеобильному пастырю молятся в унынии и об излечении от депрессии, прося его научить человека радоваться о Боге.
Тропарь, глас 8
От юности возлюбил ece Христа, блаженне, образ был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением; темже и вселися в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.
Иной тропарь, глас 4
Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси; темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Апостолов приемниче, святителей украшение, Православныя Церкве учителю, Владыце всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.
В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.
В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества - «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Келейник передал это Преосвященному. «Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда», - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.
Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также - «Об истинном христианстве» (1776).
Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».
Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.
Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6 канона).
Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.
Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей». Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин.
Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59-м году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.
Память святителя Тихона Задонского совершается 13 / 26 августа
Икона святителя Тихона Задонского
Святитель Тихон Задонский - покровитель Скита нашей обители. Именно в честь него в парке "Сокольники" выстроен деревянный храм, недавно названный протоиереем Артемием Владимировым "загородным имением". В храме хранится икона святого.
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.
В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.
В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Инструкция о совершении браков". Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В "Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. ("Наставление о собственных всякого христианина должностях" было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества - "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного- мира" - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.
Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), а также - "Об истинном христианстве" (1776).
Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".
Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.
Всю свою жизнь святитель "досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает" (песнь 6 канона).
Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: "Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста". И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.
Икона святителя Тихона Задонского в Скиту Алексеевского монастыря в Сокольниках
Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство". Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: "Будет по просьбе твоей". Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: "Скажи ми, Господи, кончину мою". И тихий голос на утренней заре сказал: "В день недельный". В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: "Через три года можешь войти, но теперь потрудись". После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. "Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". "Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя". Святитель сказал со слезами: "Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины". Во время болезни он часто причащался Святых Таин.
Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.
ТВОРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
Сюжет о святителе Тихоне Задонском на телеканале "Царьград ТВ" (2016 год)
Житие Тихона Задонского играет чрезвычайно важную роль в русском православии. Труд учит милосердию, смирению и великой любви к Богу. Подробней о жизни святого вы узнаете из нашей статьи.
Полное житие Тихона Задонского
Жизнь святителя была трудной, однако он не уставал прославлять Господа и нести в мир Его Слово. Из биографии подвижника мы видим, насколько близок он был к Всевышнему, не забывая при этом о духовном воспитании мирян.
Святитель Тихон Задонский
Видео «Молитва святителю Тихону Задонскому»
Аудиозапись молитвы святителю Тихону Задонскому.
Детство и отрочество
В 1724 году у церковнослужителя Савелия Кириллова из Новгородской губернии родился сын, которого нарекли Тимофеем. Вскоре отец умер, оставив вдову с пятью детьми. Видя бедственные условия, которые претерпевала семья, один бездетный богатый ямщик предложил усыновить мальчика. Мать с трудом согласилась, однако вернувшийся из армии старший брат не дал женщине совершить этого. Он пообещал, что найдет средства и будет обучать ребенка грамоте.
До 14 лет Тимофей жил вместе с матерью. Житие их было очень бедным, а потому мальчик ел черный хлеб, запивая его водой. Когда подворачивался случай, он работал на поле у помещика, чтобы принести домой хоть какую-нибудь еду.
Вскоре вышел указ императрицы Анны, которым все неграмотные дети родом из семей церковнослужителей должны служить родине. Чтобы спасти сына от воинской службы мать решила отдать его в духовную семинарию. Благодаря старшему брату Тимофей быстро устроился на новом месте, начав свой образовательный путь.
Годы обучения
У мальчика была сильная тяга к знаниям, а потому вскоре его перевели на бесплатное обучение. Несмотря на это, Тимофей все равно остро нуждался в средствах. Он вынужден был за деньги отдавать часть своего пайка, чтобы покупать свечи. Такая бедность часто становилась поводом для шуток среди остальных учеников. Однако юноша никогда не злился на обидчиков, продолжая скрупулезно изучать грамоту.
Старания будущего монаха не прошли даром. Учился он лучше всех, а экзамены всегда сдавал только на высшие оценки. Он достиг высот в риторике, теологии, грамматике, а когда выпустился из семинарии, был назначен преподавателем греческого языка. По совместительству Тимофей также обучал богословию и красноречию.
Среди коллег молодой человек отличался скромностью, доброжелательностью, благочестием. Именно преподавая в семинарии, будущий святой окончательно осознал, что должен идти по пути Божьему. Он начал еще тщательней изучать Евангелие и неустанно молиться.
Период монашества
Апрель 1758 года обозначился для Тимофея как начало монашеского пути. Приняв постриг, он был наречен именем Тихон. Далее инок отправился в Санкт-Петербург, где вскоре стал иеромонахом. Получив должность преподавателя при здешней семинарии, будущий святой обучал учеников философии, а позже был назначен префектом.
Спустя несколько лет преподобный переезжает в Тверскую губернию, где получает сан архимандрита Желтикова собора. Там же он становится игуменом и продолжает свою преподавательскую деятельность, читая богословие учащимся местной семинарии. Параллельно святитель пишет свой первый труд, где описывает принципы христианской веры.
Другие священнослужители пророчествовали архимандриту высшие чины, однако Всевышний рассудил иначе. Когда пришло время назначать нового епископа, все безоговорочно указали на святителя. Так, Тихон Задонский в 37 лет становится духовным учителем всея Руси.
Житие Тихона Задонского
Жизнь в покое
Выполнение обязанностей епископа наложило свой отпечаток на здоровье преподобного. Почувствовав ухудшение самочувствия, он в 1767 году оставил должность и возвратился к аскетичному монастырскому житию. Свои дни инок проводил за чтением молитв, Священного Писания, составлением собственных трудов. Ежедневно он посещал храм, молясь за спасение всех мирян.
Тихон много странствовал по разным обителям, отдавая все свои деньги бедным. Однажды он посетил Елец, где встретился с заключенными, чтобы наставить их на путь истинный. Бог наделил святителя даром предвидения, способностью творить чудеса, а также читать мысли. Чудотворец очень любил общаться с людьми, помогал нуждающимся, утешал, выслушивал и давал советы.
Скончался преподобный 13 августа 1783 года, а ровно через 78 лет его канонизировали, возведя в святые.
«Сокровище духовное» и другие книги
По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:
- о принципах христианства;
- письма келейные и посланные;
- про евангельское учение;
- нравоучительные слова;
- проповеди епаршеских трудов.
Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.
В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.
Чудеса по молитвам к святителю
Святой Тихон помогает всем искренне просящим. Молитвы к нему совершают чудеса там, где медицина оказывается бессильной. Ниже представлены только несколько случаев чудесного исцеления:
- Врачи не могли вылечить больную циррозом печени монахиню, и та с последней надеждой обратилась к образу святого в Задонске. После долгой молитвы болезнь отступила.
- У одной женщины от холеры умирал супруг. Она долго молилась чудотворцу о спасении ее мужа, и тот вскоре поправился.
- Многие свидетели рассказывали, что преподобный приходил к ним во сне после молитвы, а на утро они просыпались здоровыми.
Почитание святого Тихона Задонского
Святителя глубоко почитают во всем православном мире. Ведь именно он не дал окончательно укорениться атеизму в XVIII веке, обращая все больше и больше людей к истинной вере.
Дни памяти
Поминают святого несколько раз в году:
- 26 августа;
- 17 сентября;
- 23 сентября.
Также день памяти приходится на Собор Тверских святых.
Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост
Где находятся мощи
Во время правления советской власти святыня долгое время принадлежала музею. Лишь в 1988 году она была передана кафедральному собору Орловской епархии. Спустя три года, на день памяти чудотворца, мощи окончательно вернули во Владимирский храм Рождество-Богородицкой обители города Задонск.
Иконы святителя
Первые портреты были написаны еще при жизни преподобного. Сегодня изображения святого можно увидеть во многих храмах страны в виде икон, фресок, росписей или мозаик. Иногда рядом с Тихоном Задонским на них можно увидеть святителя Митрофана Воронежского.
Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост. На святом всегда надет архиерейский наряд, как символ святости и высокого сана. Левой рукой преподобный удерживает посох, а правая поднята для благословения.
О чем просят святого
Верующие приходят к Тихону Задонскому с просьбой о помощи в разных жизненных ситуациях. Они молятся чудотворцу о следующем:
- исцелиться от болезней;
- искоренить из души злобу;
- одолеть печаль;
- победить депрессию;
- избавиться от алкогольной или наркотической зависимости;
- избежать бедности.
Молитва Тихону Задонскому
Попросить святителя о чуде можно в храме. Если церковь посетить не получается, читать молитву можно дома.
После себя великий русский богослов оставил большое количество мудрых заветов. Его наставлениям следуют до сих пор, воспитывая в молодом поколении любовь к Богу и желание идти по праведному пути.
Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому. Святитель Тихон Задонский – великий христианский учитель и проповедник, миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Святитель Тихон Задонский - небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете.