Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны . Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас- это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь.
Безусловно, война унесла миллионы жизней, но есть те, кто вернулись. Те, кто ещё живет в этой стране, за которую 70 лет назад отчаянно боролся. Это те, кто обеспечил нам жизнь и будущее.
Почему нельзя забывать войну? Память - это то единственное, кроме слов, чем мы можем сказать спасибо. Помня, о несчастьях, которые принесла война, мы доказываем, что принесенные жертвы были не зря.
Когда в 1941 году дети, отцы, мужья - уходили воевать, они были готовы к тому, что кому-то не суждено вернуться, но они смотрели в будущее. В наш мир. Нас там не было и мы не можем представить, что пережили родственники этих бойцов. Как было матери, которая провожала своего сына на войну, зная, что видит его в последний раз. Или жене -молодой матери, ребенок которой оставался без отца. Они росли и доживали жизнь в освобождённой стране. Жили за себя и за тех, кто не вернулся с поля боя. И мы сейчас живем за них.
Почти в каждой семье есть собственный герой. Есть те семьи, героям которых удалось вернуться. Который прошли через все ужасы войны и передали свою историю другим. Подвиг каждого из них должен оставаться отпечатком в наших душах.
Стыдно за тех ребят, которые растрачиваю даренную им жизнь понапрасну. Воспринимая жизнь, как должное, мы со временем убираем в себе чувство благодарности. Семьдесят лет назад люди,не задумываясь, отдавали свои жизни, ради будущего для новых поколений. Они не думали о памяти и чести, которую в итоге заслужили. Самое важное было - освободить страну и людей. Прекратить господство одной нации. И им это удалось.
Вот, почему важно помнить о тех днях, когда часть населения была навсегда стерта с Земли.
О тех семьях, которые навсегда потеряли своих родных и близких.
О тех детях, которые только появясь на свет, жили в нескончаемом страхе.
И, конечно, о тех, кто дошел до наших дней.
Не забывать о прошлом и смотреть в настоящее.
И, в доказательство нашей памяти, каждый год, в каждой семье, наступает момент молчания и благодарности.
«Помним, чтим, гордимся!» Эссе, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Клюева Наталья Владимировна, учитель английского языка МБОУ СОШ №27 им.Ю.С.Кучиева, г.Владикавказ, РСО-АланияОписание материала: Предлагаю вашему вниманию эссе, посвященное моему дедушке – ветерану Великой Отечественной войны. В эссе включены стихи собственного сочинения. Публикация может быть полезна всем, кто помнит нашу историю и гордится своими предками.
Цель: Развитие чувства патриотизма и понимания исторической значимости великого дня Победы.
Задачи: Способствовать воспитанию уважения и чувства гордости к старшему поколению, подарившему нам великую Победу; воспитывать гражданскую позицию и ответственность.
9 мая 2015 года – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. Всего одна строчка, а как она объемна и значима, сколько в ней душевной боли и страдания наших отцов, матерей и дедов, ковавших, несмотря ни на что, такую долгожданную победу над фашизмом, показав героизм и мужество, которые всегда были отличительной чертой нашего народа на протяжении многих веков. Это именно они были главными творцами победы, и вызывает гнев и возмущение высказывания некоторых историков и политиков о принижении их роли в освобождении народов Европы от нацизма.
Их героизм не знает предела, а гордость за них переполняет наши благодарные и верные сердца. Они прошли горнило жестоких сражений, но остались скромными и порядочными, светящимися изнутри человеческой добротой, всегда внимательными и заботливыми, нежными и чуткими, строгими, но справедливыми. Таким и запомнился мне мой дед, Клюев Анатолий Андреевич, начавший войну в отрогах Кавказа и закончивший её в Вене, столице Австрии. Передо мной лежит старая пожелтевшая фотография.
Стремительно преодолевая ход времени, на меня смотрят мудрые, согревающие душу глаза моего дедушки, ушедшего на войну совсем юным (ему не было и восемнадцати лет), еще не создавшего семью, только начавшего находить предназначенный ему судьбой жизненный путь, верившего в то, что впереди у него большие возможности реализовать свои планы и надежды.
Но началась война, и надо было пройти это тяжелейшее испытание, победить коварного и жестокого врага, оставаясь при этом Человеком с большой буквы, способного, не щадя собственной жизни, защитить взрастившее и воспитавшее его Отечество, и только потом, практически начав с нуля, строить мирное и светлое будущее для своих детей и внуков. Такая выпала доля на его поколение. Но оно выстояло и победило. Честь и слава нашим героям, оставшимся на поле боя и вернувшимся с Победой.
Моего дедушки уже нет в живых, старые раны сократили его жизнь, но память о нем всегда жива, и порой нахлынувшие чувства вызывают слёзы на глазах, а сделали ли мы всё, что могли, для такого близкого и дорогого нам человека.
Оглядываясь назад, вижу его 9 мая, надевшего боевые награды и ордена, стоящего у высокого тополя на берегу Терека. Он стоит, опёршись на дерево, и задумчиво смотрит вдаль. Проходит час, другой… Что он там видит, о чём думает? Может вспоминает ушедших товарищей, не доживших до этого дня, может видит танковый бой под Прохоровкой, где получил контузию и тяжелейшее ранение в голову, а может переплывает Днепр и выходит на правый берег, а потом хочет напиться, а вода красная от крови наших бойцов, а может снова идет в бой, чтобы освободить Будапешт и Вену, а может перед ним возникают всполохи победного салюта 45 года. Кто знает…Потом он возвращается домой, выпивает фронтовые 100 грамм, и так каждый год 9 мая.
Небольшой штрих из жизни фронтовика, а сколько в нем смысла и благородства, уважения к тем, кто дал нам возможность вот уже 70 лет отмечать такой великий день.
За всё я деду благодарна,
За труд его большой,
За созданный нам кров,
За ратные дела,
За боевые раны,
За Русь святую пролитую кровь.
Гранитный памятник ему поставлю
И сделаю ограду и скамью…
И будто в сад, который им оставлен,
Я на могилу приведу семью.
Что создано им я сохраню, украшу,
И научу беречь своих детей,
Пусть и они в саду, что им посажен.
Растят цветы и радуют людей!
И мне не хочется поверить в это,
Что навсегда он ушел от нас,
Нет, он живет и будет жить на свете!
Светильник маяка горит и не погас!
Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за всех нас. Это память священна и благородна. И сейчас это становится актуальным, как никогда. Невозможно поверить, что в начале XXI века в некоторых странах Запада, особенно в Прибалтике и на Украине, возрождаются идеи фашизма, поднимают головы недобитые бандеровцы и нацисты, марширующие по улицам Риги и Киева при полном попустительстве и даже благосклонности местных властей. Не верится, что в год 70-летия Великой Победы это происходит на наших глазах. Нельзя допустить разрастания этой вакханалии, необходимо задушить это чудовище в зародыше.
И я думаю, я уверена, что мы, потомки победителей, сделаем это, не посрамим их и дадим достойный отпор современным варварам и посягателям на самое дорогое для человека – его жизнь. Это наша судьба, наш священный долг перед ветеранами, перед их светлой памятью.
Помним, чтим, гордимся Вами!
Верим, что через много лет
Победу добытую в мае
Никто не забудет вовек!
Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго...
Рассказ, оставшийся в сердце
Эту историю-быль о событиях времен Великой Отечественной войны рассказала мне моя бабушка - единственный раз в жизни и только мне.
На территории оккупированного Донбасса обосновались нацистские военные формирования, состоявшие в том числе из итальянцев и румын. Обустраиваясь на захваченной территории, они выгнали мирных жителей из их домов. Никто с местными не церемонился - жилища захватывались, а скромные пожитки хозяев просто вышвыривались в окна. В результате люди вынуждены были ютиться по несколько семей в одной комнате, разделенной занавесками, - такое жилье называлось «угол».
Дедушка ушел на фронт в начале войны, бабушка осталась единственной кормилицей семьи. Семья была бедная, и вскоре все мало-мальски приличные вещи в доме были обменяны на продукты, потому что начался голод. Ели лебеду и картофельные очистки… Моей маме было три года, когда началась война, а ее младшая сестренка недавно родилась. Дожив до середины войны, она так и не научилась ходить из-за систематического недоедания… Однажды, уйдя на поиски хоть какой-нибудь еды, бабушка не смогла вернуться: во время облавы ее поймали полицаи и отправили в концлагерь. Дети остались на попечении старушки свекрови.
Через три месяца работы в концлагере в нечеловеческих условиях была назначена отправка в Германию. Бабушка умоляла оставить ее, жестами объясняя, что у нее двое детей. И над ней сжалились (а ее младший брат, который был вместе с ней в концлагере, был отправлен в Германию, где сгинул без следа). Вот только когда она вернулась домой, оказалось, что детей уже не двое - младшая дочка умерла от голода, не дождавшись всего трех дней до возвращения мамы…
Раздавленная горем мать отправилась на кладбище и стала рыть мерзлую землю могилы. Она достала гроб, открыла его и стала оплакивать своего погибшего ребенка. Пережить боль от потери ребенка почти невозможно. Еще горше было оттого, что, уходя, бабушка обещала скоро вернуться и малышка ждала маму долгие дни, вздрагивая от каждого хлопка входной двери. Но так и не дождалась…
История не для слабонервных, не правда ли? А теперь представьте, что историю эту я услышала маленькой девочкой. Я родилась под мирным небом, посмотрела немалое количество героических фильмов о войне, и эта, рассказанная бабушкой история моей семьи казалась мне такой странной и страшной… Но, став взрослой, я обнаружила, что бабушкин рассказ навсегда остался в моей памяти в виде шрама на сердце, который начинает болеть всякий раз, когда речь заходит о той страшной войне.
Сегодня, когда я смотрю, как едят мои дети, я думаю о том, какой это ужас для матери, когда твой голодный ребенок просит кушать, а дать ему нечего. И мне внутри очень больно, хотя я родилась после войны и голода не знала. А еще порой всплывают в памяти фото замученных во время войны детей - и я содрогаюсь от ужаса.
Кто-то может сказать: «Ну и зачем все эти отрицательные эмоции в нашей, сегодня мирной жизни?»
Восприятие боли войны как своей собственной - это прививка против искажений истории. Пусть на сердце будут шрамы от пережитой боли, зато это не позволит никому сбить ваш внутренний нравственный компас, никогда не заставит сомневаться в героизме бабушек и дедушек! Пропустив боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним. И исчезает желание уехать за тридевять земель в поисках счастья, а наоборот, появляется желание отдать все свои таланты и умения на благо родной страны и русского народа.
Успеть не опоздать
Пока ребенок мал, мы оберегаем его от слишком жестокой информации о мире и людях. Но надо помнить, что база воспитания человека - возраст до пубертата. Вступив в сложный переходный возраст, ребенок перестает быть ребенком - он постепенно превращается во взрослого и отрывается от родителей. У подростков формируется своя «стая», в которой мнение сверстников, а тем более вожака, становится на порядки значимее, чем мнение взрослых - родителей дома, учителей в школе.
Кажется, что вот наконец-то с подросшим ребенком можно говорить на равных. Но может оказаться, что он откажется вас слушать, более того, выскажет свое мнение, которое может оказаться диаметрально противоположным вашему. Подростки могут быть упрямы и трудны в общении, поэтому фундамент воспитания необходимо создавать до вступления в сложный возрастной период. Конечно, сам воспитатель должен обладать всеми теми прекрасными качествами, которые стремится привить своему воспитаннику.
Преемственность поколений
В последние годы предпринимаются многочисленные попытки переписать историю Второй мировой войны и пересмотреть ее итоги. Можно говорить о том, что баланс в мире, возникший после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, пошатнулся… Поэтому именно сегодня особенно важно передать детям и внукам настоящие знания и память о Победе в самой страшной войне в истории человечества, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.
Однако в современном мире психологический, интеллектуальный, духовный разрыв между поколениями оказывается настолько велик, что общество, пожалуй, впервые в истории сталкивается с ситуацией, когда опыт предшественников и историческую память народа передать молодому поколению оказывается очень непросто. Давайте рассмотрим более подробно, как лучше передавать память о Великой Отечественной войне нашим детям.
Наша героическая история
Очень важный вопрос: как преподавать историю детям? Фактическая история всегда содержит и предательство, и вероломство, и море крови... Однако, чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним, надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают настоящую гордость за своих предков. Именно так и делают в разных странах мира, и даже если гордиться нечем, то придумывают легенды. В одном герое концентрируют все самое лучшее.
История русского народа и государства - по-настоящему героическая. Однако сегодня, когда отсутствует государственная идеология, а против нашей страны ведется непрекращающаяся информационная война, нам пытаются преподнести совсем … Такое положение дел продолжается уже третье десятилетие и в результате привело к тому, что даже в школе детям рассказывают не о героизме наших предков, а о самых слабых и трудных моментах истории: о тяжелейших потерях и бездарном военном руководстве в первые дни и месяцы войны, о заградотрядах, гнавших солдат в атаку под страхом смерти и т. п.
Такая неправильная подача информации, когда факты истории порой искажаются до неузнаваемости - об одних важных вещах и событиях умалчивается, а другие, напротив, преподносятся в излишне утрированной форме, - в итоге приводит к тому, что у детей возникает не гордость за Победу народа, а желание оправдаться. В худшем случае школьники вообще не идентифицируют себя с народом-победителем и готовы отречься от Родины и покинуть страну.
Поэтому воспитание наших детей в духе любви к Родине, передача им исторической памяти русского народа - это вопрос «Быть или не быть?» для всего русского мира! Сегодня всем нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы не потерять целое поколение, ведь сегодня это дети, а завтра - русский народ. Как помочь им ощутить всем своим существом гордость за подвиги героических предков? Знанием настоящей неискаженной истории, формированием исторической памяти о подвигах нашего народа.
Праздник со слезами на глазах
Конечно, начинать надо с праздника - великого Дня Победы. Активно вовлекать в это важное событие можно даже маленьких детей, начиная с дошкольного возраста. В преддверие праздника познакомьте малыша с историей георгиевской ленточки, приобретите флажки и значки с символикой 9 мая. Покажите фото из семейного архива и расскажите о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, адаптируя эти семейные истории для восприятия их маленьким ребенком.
В настоящее время в школах и детских садах организуются праздничные концерты, парады военной техники, встречи с ветеранами, куда могут прийти все желающие, - обязательно принимайте в них участие. Вместе смотрите Парад Победы на Красной площади и праздничный салют, которые транслируются на всю страну.
Последние несколько лет в День Победы по улицам российских городов и всего мира шествует - примите участие в шествии вместе с ребенком, желательно всей семьей. Память об этом знаменательном событии сохранится надолго, возможно, на всю жизнь. В этом вам помогут фото и видео вашего участия в шествии. Но еще важнее то особое ощущение единения, когда, следуя в многочисленной колонне людей, несущих портреты героических предков, вы можете почувствовать себя частью большого целого - русского народа.
Расскажите ребенку о смысле Вечного огня, вместе возложите цветы к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, что можно сделать неподалеку от дома. Когда ребенок подрастет, можно организовать экскурсию в Парк Победы на Поклонной горе в Москве, к мемориальному комплексу «Героям-панфиловцам» в Московской области, посетить Мамаев курган и увидеть величественную скульптуру «Родина-мать зовет!» в Волгограде и другие памятники, посвященные героизму нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне.
Вот только если остановиться на этом, то День Победы останется для детей, родившихся спустя десятилетия, только праздником. И мы не увидим у них те самые слезы на глазах, о которых поется в песне «День Победы»… Чтобы пропустить Великую историю русского народа и его Победы через сердце, необходимо получить чувственные впечатления - вовлечься эмоционально, почувствовать боль тяжелых утрат, гордость за героизм и радость долгожданной Победы как свою собственную.
Священная боль
Сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню Победы, часто эти сведения остаются формальными. Без подлинной вовлеченности, без чувственного проживания не получается привить детям историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и пилотки с красными звездочками, воздушные шары триколор - это красиво, радостно и приятно. А должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце, стать прививкой на всю жизнь - от зверства, от фашизма, от ужасов войны. Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно необходимо.
Младшему школьнику предложите для чтения серию книг «Пионеры-герои», рассказывающую о подвигах детей во время Великой Отечественной войны. Подберите другие книги о войне, рассказывающие о ней правдиво, без искажения истории. Вместе послушайте военные песни, которые мало кого оставляют равнодушными. Посмотрите с ребенком фильмы о войне - как старые, так и новые, обсудите увиденное. О том, как массово уходили добровольцами на фронт, как ловили шпионов и диверсантов, как подростки стояли у станков, делая детали для танков и самолетов… Как всей огромной страной жили одной надеждой, одной целью - Победой! Как каждый отдавал от себя максимально, чтобы победу приблизить.
Познакомьте ребенка постарше с документами времен Второй мировой войны - фото, видео, текстами. В последние годы были открыты и стали публично доступными архивы времен Великой Отечественной войны. Загляните с ребенком на эти сайты - почитайте описания проявленного в ходе боев героизма в представлениях к наградам. Загляните с ним в лица детей войны на документальных фотографиях - голодных, испуганных, лишенных родителей и крова, замученных до смерти. Вместе прочитайте блокадный дневник Тани Савичевой или дневник еврейской девочки Анны Франк. Прочитайте письма фронтовиков.
Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию взрослой информации, можно посмотреть документальные кадры военной хроники, свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших городов от фашистов, так и о жестоких издевательствах фашистов и тех, кто их поддерживал, над мирным населением…
Фильм-потрясение, который смотреть очень больно, но необходимо. Для любого, кто увидит этот фильм и пропустит его через себя, жизнь разделится на до и после. Фильм - вакцина от жестокости, нацизма и ужасов войны.
Сегодня мы живем под мирным небом, наши дети не знают голода и лишений - они едят сладкие пирожные и смотрят американские мультфильмы. Однако подлинные знания о самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества, в которой наш народ сумел победить, совершенно необходимы: как минимум - чтобы сохранить себя, как максимум - чтобы уважать свои корни, любить свою Родину и вместе создавать будущее.
Чтобы семена воспитания взошли
Занявшись патриотическим воспитанием ребенка, современные родители могут столкнуться с проблемами… Ребенок может не захотеть слушать о войне - такая информация ощущается для них трудной, болезненной, требующей выхода из зоны комфорта. Или даже если ребенок слушает и смотрит, то остается безучастным, не вовлеченным в происходящее на страницах книги или на экране. Он не идентифицирует себя с героями этой войны и русским народом. Но не стоит отчаиваться.
Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. У маленького ребенка культурный слой пока не развит - приобщение к культуре продолжается вплоть до подросткового возраста. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго.
Происходит это в основном за счет , которая создает психологически очень здоровые и правильные ассоциативные ряды, дает верные ориентиры в жизни, наращивает и укрепляет внутренний нравственный стержень. Ведь культура - это безусловная ценность человеческой жизни, это внутренний запрет на проявления жестокости по отношению к другим людям. «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена, «Дети подземелья» Владимира Короленко или «Без семьи» Гектора Мало - такие произведения подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его эмоционального развития, и таким образом работает и развивается душа ребенка.
Если культурный слой у человека развит, то со временем семена воспитания взойдут. И тогда вы обнаружите, что «никто не забыт и ничто не забыто». И наши дети и внуки будут тоже плакать в День Победы.
Если мы будем по-настоящему заниматься нашими детьми, только в этом случае у нас будет будущее: мы сможем со спокойной душой передать нашим подросшим детям страну и государство с уверенностью, что Россия для них - настоящая Родина, что они сохранят нашу великую страну и уверенно поведут ее в будущее.
Корректор: Наталья Коновалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »Зачем нам помнить о войне? Затем, что подвиг каждого из переживших эти годы должен жить в наших душах вечно. Подвиг солдата, смело идущего навстречу смерти; подвиг тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков; подвиг детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Почему важно помнить о войне
Празднование Дня Победы уже давно стало традицией в нашей стране. Как всем известно, любые традиции имеют свой психологический смысл. Именно через традиции из поколение в поколение передаются установки, морально-нравственные ценности, знания и убеждения.
Празднование 9 мая дает нам почувствовать принадлежность к стране, оно дает нам почувствовать себя членом российского общества, почувствовать, что ты не один. Через этот праздник прививается чувство патриотизма, любви к родине, понятие того, что есть «хорошо», а что «плохо».
Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны . Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь.
У времени есть своя память- история. И мы должны помнить…
Наши солдаты защитили не только страну – множество самых разных народов они спасли от угрозы уничтожения. И заплатили за это спасение страшную цену. Нельзя забывать то, что было сделано ради тебя, чтобы ты мог жить на Земле. Важно, чтобы слова от частого повторения не стёрлись, не потеряли своей остроты. Чтобы в нынешних детях, которые, может, и живого фронтовика не видели (у многих прадедушки ушли ещё до их рождения) продолжала жить эта память прошлого. Поэтому так нужны нам сейчас свидетельства каждого очевидца, каждого человека, который вживую, из первых уст, может рассказать, как всё было тогда…
Мы счастливый народ: мы родились под мирным небом, не слышали воя бомб и грохотов канонады, не видели ужасов войны.
Война… Как много боли принесла она людям. И только те люди, которые сумели пережить ее, могут понять, какое же страшное на самом деле значение имеет это слово. И даже невозможно передать весь тот ужас, который несет за собой война. Ее события не могут оставить равнодушным ни одного человека на свете, каким бы он не был и, безусловно, все те люди, которые прошли через все ее тяжкие испытания не просто имеют право, они должны зваться героями.
Эта война была самой страшной, самой жестокой и разрушительной и самой масштабной по количеству жертв во все века – 26,6 миллионов человек.
Эта война была самой трудной: против Советского Союза воевала не только Германия, но едва ли ни вся Европа. Вслед за Гитлером в июне 1941 года войну СССР объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия и Хорватия. Тесно сотрудничали с Германией Испания, Болгария. На стороне Германии дрались соединения и части, укомплектованные гражданами Испании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Югославии, Албании, Люксембурга, Швеции, Польши. По сути дела это был «Крестовый поход всего Запада против СССР».
И всё же мы одолели многократно превосходящие силы врагов. И потому победу в этой Великой войне именуем тоже Великой.
Победа над фашизмом принесла спасение всей Европе, всему миру. Но сейчас – не об этом. Победа принесла спасение русскому народу. Я выделяю сейчас русских, потому что из 8 млн. 600 тысяч погибших на фронте советских солдат и офицеров 5 млн. 756 тысяч человек – русские; потому что русские являются титульной нацией, составляют 84% населения нынешней России, чтобы сказать: в той войне спасена была жизнь огромной и великой нации, спасена была великая культура. А это значит, что историю Великой Отечественной войны и Великую Победу надо рассматривать не только с точки зрения потерь и страданий, но также в категориях Радости и Счастья «со слезами на глазах»… Да, это была трагедия, но трагедия оптимистическая. Мы победили – и это самое главное.
Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети - наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.
Давайте сообща ответим на этот вопрос: помним ли мы? Поднимите руки только те, у кого в Великой Отечественной войне погибли отец, мать, брат или сестра, дед или бабушка, прадед или прабабушка и другие близкие родственники, о которых вы помните. Пожалуйста, поднимите руки!
Помним!.. Помним родных, помним их друзей и товарищей – знакомых и незнакомых, помним Неизвестного солдата! Смертью смерть поправ, они обрели вечную жизнь!.. День Победы для них – это День Воскресения из мёртвых. Они живы, пока мы их помним.
Низко поклонимся ветеранам войны и труда нашего университета! Когда-то их были сотни, теперь живы двадцать человек, четырнадцать из которых сегодня стоят рядом с нами!..
И праздник Победы 9 мая будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились.
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ...
Великая Отечественная война – это страшное событие для нашей страны. Россия потеряла миллионы людей. Прошло уже немало лет после победы над фашистами, но все равно каждый россиянин знает историю военных лет. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов, поздравляют их в День Победы, гордятся ими. Лично я благодарен всем, кто воевал, всем кто побеждал, кто погиб. Уважаю тех, кто выжил. Ведь все в то время зависело лишь от их воли к победе. Они победили! Мне кажется, любой здравомыслящий человек чтит память тех, кто погиб в той ужасной войне, уважает тех, кто живет и не забудет о подвигах, которые совершались тогда.
У меня в семье никто не воевал. Правильнее сказать, что никто из моей семьи не был на фронте. Все граждане Советского Союза сделали что-нибудь, чтобы солдаты, которые сражаются и умирают, смогли победить. Кто-то рыл окопы, кто-то стоял у станка на заводе, кто-то ухаживал за ранеными в госпиталях, а кто-то отдавал последнюю краюху хлеба. Моя бабушка была труженицей тыла, поэтому я не могу сказать, что она не воевала. Каждый в то время воевал, но каждый воевал по-своему: кто-то с автоматом в руках на линии фронта, а кто-то, стоя у станка в тылу.
Сейчас нам, конечно, тяжело представить события того времени, а, глядя на улыбающихся старичков-ветеранов, с трудом верится, что они пережили ужас и хаос войны. Посмотрите на них. На их груди покоятся ордена и медали. Вот медаль за мужество, а вот за отвагу. Медаль ведь не дают просто так, значит, человек заслужил ее. Эти люди на войне защищали свою Родину, а раз так, то они значит они прожили свою жизнь не напрасно.
Я не могу себе представить весь тот ужас, который им пришлось пережить. Давайте мысленно перенесемся назад, когда сегодняшние ветераны были молодыми и еще не знали что будет война. Представляете, что им пришлось пережить? А сейчас они стоят на параде, как ни в чем не бывало и улыбаются. Но посмотрите им в глаза. Они плачут. Они плачут, потому что война – это страшно. Сейчас у современной молодежи сформировано четкое мнение о том, что война – это романтика, а 9 Мая – это еще один повод, чтобы погулять и повеселиться с друзьями.
А ведь если бы мы тогда не победили, то кто знает, каким бы стал современный мир? Никто уже не помнит тех страшных событий, бессмысленных смертей. Я говорю «бессмысленных», потому что смерть солдата всегда бессмысленна. Кто такой солдат? Прежде всего гражданин. А кто такой гражданин? Гражданин – это просто человек, который хочет быть счастливым. Но вместо того чтобы просто жить и радоваться жизни, солдат берет в руки винтовку и идет на фронт. Там солдат будет убивать врагов своей страны, убивать яростно и фанатично. Солдат знает, что если сейчас он не отдаст свою жизнь, то потом могут умереть все те, кого он любит: его родные, друзья, дети, любимая, которая ждет его дома.
Подумайте о том, что никто из политиков, тех, что развязывают войны, ни разу не воевал. Поэтому я и говорю, что смерть солдата бессмысленна, потому что во время боя он далек от политических хитросплетений. Во время боя солдат знает одно: он должен сражаться – иначе умрут те, кого он любит, а смерть близкого еще страшнее, чем собственная смерть.
Человечеству свойственно забывать. В нашем городе уже второй год проходит акция: людям раздают георгиевские ленты. Зачем? Чтобы люди помнили. Но присмотритесь повнимательнее, эти ленточки привязывают к сумкам, повязывают на запястье, и заплетают в волосы лишь потому, что это необычно и красиво. И только ветераны носят георгиевские ленты у сердца. Они помнят. Я тоже хочу помнить, но не могу, потому что меня тогда еще не было. Знаете, иногда мне кажется, что это хорошо, что человечество все забывает. Да, хорошо, что через несколько поколений люди забудут эту проклятую войну, потому что война – это очень страшно.
Евгений Завражнов,
студент I
курса