Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович
Психотерапия личной истории
Психотерапия личной истории
Существует, однако, не только этакая двуплановая (точнее, двухуровневая) модель работы с прошлым, настоящим и будущим, а целая область психотерапии, которую я, собственно, и создал как единое целое. Это психотерапия личной истории, которая, очевидно, вполне заслуживает отдельного разговора…
Разновидность психотерапии, о которой пойдет речь дальше, исторически возникла довольно давно - еще в эпоху 3. Фрейда. Именно он и его коллеги впервые обнаружили, что ранние (чаще всего детские) впечатления являются как бы базой, на которой основывается все последующее развитие человека. Это своеобразный фундамент, на котором стоит все здание его жизни. И если основа эта не очень удачная (фундамент ни к черту не годится), рассчитывать на удачную жизнедеятельность как-то не приходится (здание будет неустойчивым или, в лучшем случае, не очень высоким).
В основе здесь лежит все та же модель SCORE. Согласно этой модели (теперь подробно), в настоящем (см. рис. 49) мы имеем дело с неким весьма неприятным симптомом (Simptom), который должны заменить куда более приятным (а в чем-то даже и полезным) Результатом (Outcome). Он (результат) в свою очередь сменится очень даже хорошим Эффектом (Effect), т. е. внешними последствиями ваших внутренних изменений. Но произойдет это тогда (и только тогда), когда (и если) мы обнаружим Причину (Cause) нашего Симптома: чаще всего некую психотравму, послужившую основой для последующего бессилия в соответствующей его области. И эта психотравма случилась только потому, что Там и Тогда вам не хватило каких-то Ресурсов, которые у вас очень даже присутствуют Здесь и Теперь. И если вы (святое дело!) внесете их в область Причины, ваше Бессознательное само, безо всякой вашей помощи и объяснений, переделает все наилучшим образом.
Начинается психотерапия личной истории, как правило, с размещения на полу Обобщенной Линии Жизни посредством психотехнологии создания ОЛЖ.
Выделите свободное (по прямой) пространство размером не менее 3–4 метров (чуть позднее вы поймете, почему). Встаньте как бы сбоку этого самого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете «на природе») проходит воображаемая Линия Вашей Жизни. Определитесь, где относительно вас будет находиться прошлое (слева или справа), а где - будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра вашей линии определите точку настоящего и поместите на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заметок, но не обычными, а на клею). Теперь, глядя в свое прошлое, также отметьте ее подобным уже использованному или иным маркером. После всего этого обратите свой взор в будущее, представьте, что оно для вас длительно, если не бесконечно. И после осуществите его временную разметку, положив маркеры на точки, которые, по вашему мнению (а лучше - по мнению вашего бессознательного), соответствуют месяцу, трем месяцам, полугоду и году.
Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд Из книги Управление состоянием автора Булыгин ЕгорТехника «Изменение личной истории» Выберите в пространстве место, где вы сможете играть в Алфавит.Рядом с выбранным местом представьте себе на полу абстрактную линию времени. Отметьте бумажками (или чем-нибудь еще) где на этой линии времени находится сегодняшний день, и
Из книги Торговец и попугай. (Восточные истории и психотерапия). автора Пезешкян НоссратВОСТОЧНЫЕ ИСТОРИИ И ПСИХОТЕРАПИЯ Dr. med. Nossrat PeseschkianDER KAUFMANN und der PAPAGEIOrientalische Geschichten als Medien in der PsychotherapieMit Fallbeispielen zur Erziehung und SelbsthilfeFischer Taschenbuch VerlagИллюстрировано примерами из психотерапевтической практики для воспитания и психологической самопомощиПеревод с немецкого
Из книги Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев автора Берендеева МаринаО личной гигиене А теперь о совсем личном – личной гигиене. Спутница цивилизации или…Французские специалисты составили список болезней, одной из причин которых является чрезмерная чистоплотность. Первым в списке значится бактериальный вагиноз. Он нередко развивается
Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens HomoФундаменты личной психики Человек постоянно стремится модифицировать собственные стратегии, находить новые более эффективные пути существования. И достигая определенного момента развития, кто-то раньше кто-то позже, в вопросах улучшения стратегий, помимо выбора
Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 HomoФундаменты личной психики Человек постоянно стремится модифицировать собственные стратегии, находить новые более эффективные пути существования. И достигая определенного момента развития, кто-то раньше кто-то позже, в вопросах улучшения стратегий, помимо выбора более
Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей АлексеевичПринципы личной эффективности 1. Поразмышляем о продуктивности и креативности. Кого можно считать креативным человеком? Того, кто может создавать что-то новое и необычное.Теперь ответьте на вопросы: «Что важнее для креатива – четкая последовательность или свобода? Где
Из книги Черепахи до самого низа [Предпосылки личной гениальности] автора Гриндер ДжонПРЕДПОСЫЛКИ ЛИЧНОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ
Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова АнжелаДень 25 Назад в будущее. Переписывание личной истории Сейчас мы с вами подошли к очень важной теме. Возможно, что «переносчиками» негативных мыслей оказались в свое время наши собственные родители. И не из-за того, что они желали нам зла - ни в коем случае, - а просто
Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина СеменовнаНарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной
Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш РоджерДАО ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Дуэйн Элджин Многие из тех, кто исследовал возможности расширенного осознания, согласятся, что за видимой путаницей случайных событий лежит глубинная гармония, подвижное равновесие, упорядоченное развертывание реальности как
Из книги Жизнь, полная женщин. Учебник по соблазнению автора Романов Сергей АлександровичПереход от легенды к истории или от одной истории к другой Если ты ни с того ни с сего начнешь рассказывать историю, тебя не поймут. Сам посуди: ты тут такой нарисовался, сообщил, что идешь на встречу, что вам с девушкой вроде бы по пути и что вместе идти веселей, и вдруг начал
Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович3.4. Психотерапия личной истории Мы все находимся в канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды. О. Уайльд Важно отметить, что именно на интенциональном уровне психотерапии мы начинаем работать с прошлым и будущим - неважно, себя или клиента. Причины здесь достаточно
Из книги История вашего будущего автора Ковалев Сергей ВикторовичПсихотерапия личной истории Существует, однако, не только этакая двуплановая (точнее, двухуровневая) модель работы с прошлым, настоящим и будущим, а целая область психотерапии, которую я, собственно, и создал как единое целое. Это психотерапия личной истории, которая,
Из книги автораЧасть I Психотерапия личной истории Как ни крути, а человечество многим обязано психоанализу и отцу его, великому 3. Фрейду. Потому что именно он (Фрейд, а не психоанализ) постулировал, как минимум, два теоретических положения, которые на много лет определили развитие
Сергей Ковалев
История вашего будущего
В книге известного российского психолога и психотерапевта, автора оригинальной системы и направления прикладной психологии - интегрального нейропрограммирования - рассказывается о влиянии прошлых (детских) проблем на будущее взрослого человека, а также о том, как можно, избавившись от своего и чужого прошлого, сделать собственную жизнь эффективной и счастливой. Для психологов, психотерапевтов, коучей, врачей, педагогов и воспитателей, а также для всех, кто хочет стать и быть благополучным во всех отношениях.
Вместо предисловия, или О том, зачем вам эта книга
Вместо введения, или Совсем немного необходимой теории и практики
Основные положение ВВН, Карты реальности,
Дилемма Ж. Лакана, Зависимости и созависимости,
Благополучие человека, Программы жизнедеятельности,
Проблема и запрос, Результат и эффект
Вместо теоретических рассуждений, или Нечто важное и даже интересное по поводу нашего детства
Концепция контуров человеческого бессознательного Т. Лири,
Стадии развития ребёнка по 3. Фрейду, Теория смены стадий возрастного развития Э. Эриксона,
Стадии развития по Л. Выготскому
Часть I. Психотерапия личной истории
Глава 1. Освобождение от ига прошлого
1.1. Ресурсирование собственной жизни
1.2. Устранение неэкологичных решений
1.3. Психотерапия критических инцидентов
Глава 2. Будущее, которое мы выбираем
2.1. Создание иного грядущего
2.2. Выбор на линии времени
2.3. Позитивация будущего
Часть II. Свои и чужие судьбы
Глава 1. Психотерапия сценариев жизнедеятельности
1.1. Паттерны сценарного процесса
1.2. Метакарты и банальные сценарии
1.3. Расширение личного сценария
Глава 2. Синдром предков
2.1. Созависимость с чужим прошлым
2.2. Проклятие семейной лояльности
2.3. Возвращение семейного проклятия
Вместо послесловия
Вместо предисловия, или О том, зачем вам эта книга
В таком уже безумно далёком от нас 1898 году отставной капитан и малоизвестный тогда автор по имени Морган Робинсон опубликовал роман «Тщетность, или Гибель Титана», который вполне можно было бы отнести к научной фантастике. Ибо в нём описывалось, как построенный в Ирландии огромный четырёхтрубный (одна труба - фальшивая - для симметрии) пароход, названный «Титаном», отправился в своё первое плавание к берегам Америки, столкнулся с айсбергом и утонул, унося с собой на дно более тысячи человеческих жизней.
Публикация романа прошла особо никем не замеченной. Однако, когда в 1912 году произошла самая, пожалуй, известная морская катастрофа всех времён и народов - гибель «Титаника», - «Тщетность» как бы подняли с полки, стряхнули пыль со страниц, и все были просто потрясены количеством совершенно невозможных совпадений в описании не только судьбы, но даже размеров «Титана» и «Титаника»...
Вплоть до настоящего времени роман Моргана Робинсона считается величайшим предвидением и точнейшим предсказанием в истории человечества. А ведь их - пророчеств и предсказаний - было ох как много. Ибо человек всегда и везде стремился познать будущее. Узнать, что именно ожидает его в туманном грядущем. Дабы оказаться Там-и-Тогда во всеоружии и быть полностью готовым к тому, что случится...
Не думаю, что именно вы, дорогой мой читатель, являетесь этаким исключением из общего правила. И тоже хотели бы хоть одним глазком подсмотреть в Завтра, чтобы убедиться, что оно будет лучше, чем вчера, или, по крайней мере, не хуже... А иначе как объяснить повальное увлечение составлением и чтением гороскопов, а также более серьёзные (и куда более дорогие) попытки узнать о будущем у всяческих колдунов и гадалок.
Так вот, ничего из этого вам на самом деле не надо (я имею в виду гороскопы и экстрасенсорные бдения). Потому что история вашего будущего давно уже написана. Вашим прошлым, а точнее, тем, что с ним сделали вы, ваша жизнь и ваши родители (а также прочие значимые другие). И всё в вашей жизни уже как бы даже предопределено - причём далеко не самым лучшим образом. А свобода, которая и поныне считается главным достижением демократии, для каждого из нас в отдельности (да и для общества в целом) абсолютно иллюзорна. Потому что якобы свободная ваша жизнь жёстко и целенаправленно задаётся бессознательными по сути (а значит, очень трудно изменяемыми) картами вашей реальности и программами вашей же жизнедеятельности. Делающими недоступным всё, что не находится в их пределах.
Пофантазируем, что вы в будущем и проблемы довольно давно уже не существует. И я интересуюсь, благодаря чему это стало возможным. Что вы мне ответите?
Далее следует осуществить фокусирование на исключениях и прогрессе , которое позволяет клиентам ощутить позитивную динамику и даже просто переключиться с плохого на хорошее, ибо воистину поливать нужно не сорняки, а цветы…
Давайте предположим, что ваша проблема в худшей стадии была равна 10 баллам. Какой балл сейчас? И как вы это объясните?
Были ли когда-нибудь такие времена или ситуации, в которых проблема отсутствовала или не возникала. Как вы это объясняете?
Что бы вы предложили, чтобы балл проблемы уменьшился еще больше? Что можно сделать, чтобы это произошло?
Условно предпоследним шагом (не слишком принятым в нашей стране) является распределение заслуг - своеобразные рассуждения о позитивном вкладе, которые другие люди внесли в решение проблемы клиента, что автоматически отменяет осуждение и, наоборот, поощряет уважение и благодарность.
Представьте, что в будущем, когда проблема уже не будет существовать, вы решите устроить некий «прием», чтобы отпраздновать это (перемену). Кого бы вы пригласили? И как отметили бы их заслуги?
Предположим, что вы захотели бы поблагодарить всех людей, которые вам помогали и помогли решить все это. Что бы вы сказали каждому из них?
Как объяснить эту перемену? Что вы сами сделали? В чем проявилось участие вашей семьи и самых близких? Что сделали профессионалы, чтобы помочь вам?
А завершается все это признанием проблемы как друга. Эта проблема не только принесла вам горе и несчастье, но и была полезна для решения других проблем или обучения нас чему-то «разумному, доброму и вечному» (А. Пушкин).
Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы?
Если эта проблема научила вас чему-то важному о жизни, о себе или о других людях - что это было в вашем случае?
Знаете, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы. Это происходит значительно позже. Представим себе, что через несколько лет мы встретимся, и я спрашиваю вас об этом. Как вы думаете, что бы вы ответили?
Упражнение 31.
Метамоделируйте все, что осталось вам неясным, чтобы получить глубинную, а не поверхностную структуру того, что есть.
Упражнение 32.
Все несколько сомнительные в плане достоверности и обоснованности проблемы и возражения переопределите за счет использования рефрейминга и фокусов языка.
Упражнение 33.
Возьмите некую условно главную проблему вашей социализации и выйдите на ее решение с помощью SFT.
3.4. Психотерапия личной истории
Мы все находимся в канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды.
О. Уайльд
Важно отметить, что именно на интенциональном уровне психотерапии мы начинаем работать с прошлым и будущим - неважно, себя или клиента. Причины здесь достаточно просты и понятны. Само по себе наличие цели предполагает ее осуществление во времени. Реализацию в будущем того, что принято к исполнению в настоящем, а зародилось или замыслилось когда-то в прошлом. При этом прошлое - это если и не основополагающее, то уж во всяком случае определяющее. Ибо в настоящем мы можем «принять к исполнению» только то, что соответствует картам прошлого. И ничего, что в них не входит или им противоречит, мы принимать не будем. То же и с будущим. У нас так же есть некие карты, отражающие черты грядущего. И все то, что им противоречит, никогда не осуществится…
Работа в модели SCORE
В чисто методическом плане эта работа также может осуществляться чисто психосемантически за счет консультативного использования так называемой модели SCORE, которая может быть отражена и выражена следующим образом:
Чтобы вы ее как бы исходно поняли (подробности см. далее), давайте предположим, что мы осуществляем SCORE-консалтинг человека (а на его месте вполне можете оказаться и вы), который пришел к нам по проблеме, скажем, здоровья. В этом случае первое, что мы делаем, так это уточняем симптом, с которым он пришел.
Какое именно здоровье (какая его область) вас более всего беспокоит?
(Как вы узнаете, что у вас есть проблемы со здоровьем?)
После этого обращаемся не сразу к причине столь плачевного состояния здравия у данного субъекта, как это часто рекомендуется в классическом НЛП, но к результату , который он хотел бы получить или обрести:
Что вы хотели бы иметь взамен (вместо того)?
И как вы узнаете, что это у вас есть?
Подобная последовательность действий не просто логична, но методологически обоснована. Поскольку не уводит клиента в его безрадостное прошлое, а, наоборот, открывает перед ним счастливое будущее (своеобразный сдвиг временной референции). Что, кстати, и реализует принцип центрации не на проблеме, а на ее решении.
После того как образ желаемого будущего создан, обдуман и обсужден, необходимо осуществить некое действие, вполне отвечающее принципу «два в одном». Необходимо обсудить эффект от обретения данного будущего, что одновременно позволяет осуществить проверку экологичности принятого решения и мотивировать клиента в плане его осуществления.
Представьте, что вы уже имеете то, что вы хотите.
Как это проявится в различных областях вашей жизни? И что это вам дает?
Последний из вышеприведенных вопросов должен быть реализован в виде уже известной вам «раскрутки вверх». Она выполняется ровно до момента, когда клиент, выражаясь фигурально и метафорически, «замурчит». После чего следует приступить к не самому приятному для него вопросу - о причинах наличествующего симптома.
Если бы вы знали, что в прошлом послужило основной причиной (причинами) вашего нынешнего плачевного состояния?
Здесь, если мы осуществляем психологическую, а не медицинскую консультацию, следует внимательно следить, чтобы клиент не «скатился» во врачебную тематику. Что можно легко сделать, если обратиться к описанной ранее модели «Мерседес SK». Из этой модели сам этот человек (но, разумеется, с участливым вниманием того, кто его консультирует) должен понять, что основными (и реально контролируемыми нами) «переменными», приведшими его в данном случае к нездоровью, являются:
Неэкологичные реакции на окружение (людей, места, события и т. п.);
- «вредные» состояния, причем более всего психологические;
Неэффективные (в основном неумелые и натужные) способы поведения, в том числе и в заботе о собственном здоровье;
Ослабляющие и ограничивающие убеждения, во-первых, в связи с исследуемой областью, во-вторых, по поводу себя, других и мира;
Неблагополучные (в трактуемом на данном уровне психотерапии смысле: т. е. неэффективные и несчастливые, а также несовершенные и неудачливые) Образы Себя.
Именно здесь ищется и находится ресурс, а, точнее, ресурсы изменения ситуации (которые, в данном случае, чаще вводятся в реальное настоящее клиента). Только в первую очередь - психосемантическое прояснение и переосмысление прошлого («Былое и думы», А. Герцен). Однако наибольшая польза от SCORE-консалтинга будет тогда (и, наверное, только тогда), когда все это будет завершено «инструментальной» психотерапевтической работой, то есть оптимизацией, адекватизацией и экологизацией выявленных и проблемных реакций на окружение, состояний, поведения, убеждений и Образов Самого Себя.
Психотерапия личной истории
Существует, однако, не только этакая двуплановая (точнее, двухуровневая) модель работы с прошлым, настоящим и будущим, а целая область психотерапии, которую я, собственно, и создал как единое целое. Это психотерапия личной истории, которая, очевидно, вполне заслуживает отдельного разговора…
С. В. Ковалев
ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОШЛОГО И СОЗДАНИЯ БУДУЩЕГО
ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ, ИЛИ УЧЕБНИКИ УМЕНИЯ ЖИТЬ
Москва 2008
ББК74.0 УДК 159.9 (075.8)
1лавныи редактор
Д. И. Фельдштейн, д. псх. н., профессор, академик РАО
Заместитель главного редактора С. К. Бондырева, д. псх. н., профессор, академик РАО
Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, д. мех. п., профессор, академик РАО В. А. Болотов, д. it. п., профессор, член-корреспондент РАО А. А. Деркач, д. псх. п., профессор, академик РАО
A. И. Донцов, д. исх. и., профессор, академик РАО И. В. Дубровина, д. исх. п., профессор, академик РАО
Ю. П. Зинченко, д. псх. п., профессор В. Г. Костомаров, д. филол. п., профессор, академик РАО
Н. Н. Малофсев, д. п. п., профессор, академик РАО В. Л. Матросов, д. физ.-мат. п., профессор, академик РАО Н. Д. Никандров, д. и. п., профессор, академик РАО
B. В. Рубцов, д. псх. п., профессор, академик РАО М. В. Рыжаков, д. п. п., профессор, академик РАО
Э. В. Сайко, д. ист. п., профессор
Ковалев С. В.
К56 Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить: Психотерапия личной истории: Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 232 с.
ISBN 978-5-9770-0356-8
В книге одного из лидеров отечественного нейролингвистичсского программирования впервые описывается методология и методы одной из наиболее интересных областей Восточной версии пейропрограммировапия (ВВН) как направления «продвинутого» НЛП: психотерапия личной истории. Подробно и доступно излагаются основы теории ВВН и методология данного вида психотерапии; мстоднчсскме аспекты изучения и использования Восточной версии пейропрограммировапия, а также практического осуществления психотерапии личной истории; психотсхпологии изменения прошлого и психотехнологии создания будущего.
Особую ценность книге придает то, ч то в пей, наряду с заимствованными пз различных источников, впервые приводятся авторские описания нсех рекомендуемых психотсхпологии работы с прошлым и будущим человека.
Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров, врачей, педагогов, а также всех, кго интересуется новейшими системами иейроирограм- мироваппя, НЛП. пепхотех пологим ми совершенства и удачливости, а также просто умением жить...
ББК 74.0 УДК 159.9 (075.8)
© Московский нснхолого-соннальный институт, 2008
ISBN 978-5-9770-0356-8 © Дизайн и верстка ООО «Багпра-2», 2008
Предисловие
Скажите, вы хотите стать благополучным, совершенным, и удачливым? Если нет, то поставьте эту книгу обратно на полку и быстрым (ну очень быстрым) шагом возвращайтесь в свою серую повседневность. Если да, то приготовьтесь к тому, чтобы принять участие в самой увлекательной в мире игре: развитии себя и других. А заодно еще и к тому, чтобы сделать свою жизнь эффективной и счастливой. Ибо это, пусть и немного суховатое (извините: объемы поджимали) учебное пособие - третье из серии «Восточная версия ней- ропрограммирования, или учебники умения жить» - предоставит вам уникальные возможности, которые иначе вы не получили бы ни за какие коврижки. Приобрести знания и навыки, способные самым серьезным образом улучшить вашу жизнь. И получить новую, высокооплачиваемую и очень нужную людям специальность и профессию (ну это если вы еще и не так уж долго у нас отзанимаетесь...).
Если же говорить более конкретно, то с помощью этой книги вы овладеете вполне достаточными для самостоятельного использования знаниями и навыками науки о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости: Восточной версии нейропрограммирования. И сможете избавиться от почти всех своих страхов и комплексов, обретя взамен эффективность и счастливость. Овладеете принципами, приемами и способами жизнедеятельности высокоэффективных и успешных людей. Приобретете ус
тойчивую и активную веру в себя: веру, способную изменять жизнь в нужную вам сторону. Обретете совершенство и удачливость (в любой области или сфере своей жизни). Узнаете Смысл, Предназначение и Цели собственной жизнедеятельности. И усвоите систему психотехнологий, которые позволят вам осуществлять обоюдовыгодные улучшения себя и других...
Введение
Нейролингвистическое программирование (НЛП) -
когда-то одно из популярных направлений прикладной психологии, а ныне вполне самостоятельная метанаука о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости - давно уже признано (в том числе и оппонентами) одной из наиболее эффективных систем изменений человека, группы и общества. Область применения НЛП чрезвычайно широка и, помимо психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и коучинга, включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически и/или психотерапевтически ориентированных психологических дисциплин и школ современной психотерапии , зачастую более декларирующих, чем демонстрирующих свою действенность, нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчивые) изменения в психике человека, а также весьма эффективные решения проблем как отдельного индивида, так и социума в целом.
В то же время именно сейчас НЛП переживает очевидный и обидный кризис. С одной стороны, этот кризис связан с устойчиво создаваемым некоторыми структурами мифом о едва ли не «преступной манипулятивности» нейролингвистического программирования, что на фоне знания НЛП (как населением, так и специалистами - психологами и психотерапевтами) на уровне известного
анекдота «И чего это Карузо все восхищаются? И сипит, и хрипит, и шепелявит, и ноты неверно берет...» - «А что, недавно слышали?» - «Нет, мне Моня напел...» буквально отвращает их от использования фантастических возможностей данной прикладной науки в пользу куда менее эффективных систем и психотехнологий. С другой же (что ну очень печально), данный кризис почти закономерно обусловлен пробелами в методологии, когда из-за слабой методологической базы нейролингвистическое программирование превратилось в некий конгломерат прекрасно работающих, но крайне слабоструктурированных в теоретическом плане психотехнологий, которые удачно и успешно растаскивают представители других школ и направлений. Отчего, по горьким словам Дж. Гриндера, одного из отцов-основателей этой науки, НЛП может как бы раствориться в них, исчезнув как шепот на ветру ...
Немаловажным (но уже для отечественного нейро- лингвистического программирования) оказалось и то, что к моменту прихода НЛП к нам, на Восток, там, на Западе, оно уже было диверсифицировано на многие школы и школки, представители которых истово и неистово отстаивали свое, «истинное» нейролингвистическое программирование и, соответственно, его и преподавали. И, если воспользоваться известной притчей о слоне и трех слепых, ныне в России мы не имеем «НЛП слона», а только лишь - совершенно отдельно! - нейролингвистическое программирование хобота, ушей и хвоста означенного животного... Эта беда усугубилась тем, что отечественные энэлперы, видимо, в силу врожденного российского комплекса неполноценности (как известно, компенсируемого комплексом превосходства), вместо соответствующей методологической работы, занялись дележом рынка и мелким администрированием, в основном направленным на отстаивание своей рыночной ниши...
Мы начали заниматься нейролингвистнческим программированием еще в конце 80-х годов прошлого века. И сразу же оказались вынуждены не только впитывать и воспринимать новое, поразившее нас своей эффективностью знание, но и структурировать и даже просто менять получаемую информацию. И первоначальное усвоение НЛП было осуществлено нами как бы в три этапа.
На первом этапе - структурном - обнаружив, что столкнулись с плохо организованной совокупностью (именно совокупностью, а не системой) изумительно работающих психотехнологий, мы попытались хоть как-то структурировать их по направлениям использования.
На втором этапе - системном - выяснив, что современное нейролингвистическое программирование уже как бы утратило свою целостность и распалось на четыре независимых направления (конативное, когнитивное, аффективное и имажинативное - см. более подробно далее), постарались как-то синтезировать все наиболее ценное, что было создано в рамках каждого из этих направлений.
На третьем этапе - методологическом - окончательно поняв, что нейролингвистическое программирование, при всей его «особливости», родилось не на пустом месте, а, наоборот, весьма ловко «позаимствовало», творчески изменив (часто до неузнаваемости), достижения других школ современной прикладной психологии и психотерапии, мы вернулись к «первоисточникам» и как бы заново, но «под углом» методологии НЛП, изучили гештальттерапию, психосинтез, транзактный анализ, краткосрочную позитивную терапию, психодраму, когнитивную и рационально-эмоциональную терапию и еще многое другое, включая аналитическую психоло
гию Юнга, классический психоанализ и индивидуальную психологию Адлера.
А потом произошло то, что и должно было произойти. Количество перешло в качество, и в результате углубленной работы над методологией уже только ней- ролингвистического программирования (самым слабым местом классического НЛП) родилась Восточная версия нейролингвистического программирования, которая 30 ноября 2005 года была официально признана комитетом по модальностям Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги самостоятельной авторской модальностью (методом и направлением) консультирования и психотерапии. А поскольку то, что получилось, оказалось заметно отличающимся от классического и от «продвинутого» НЛП, в качестве более краткого , но, может быть, даже и окончательного названия утвердилась номинация «Восточная версия нейро- программирования».
Полное описание этой самой Восточной версии нейропрограммирования будет дано нами в серии из шести-семи книг (одна из которых, возможно, будет полностью посвящена методологии). Третью из этих книг - «Психотерапия личной истории» - вы сейчас держите в руках. Книгу, которая (как, разумеется, предыдущая и все последующие) действительно позволит (мы приводим одно из «прикладных» определений Восточной версии нейропрограммирования) профессиональному и усердному пользователю достичь благополучия, совершенства и удачливости в любой области своей жизни (порукой тому наши, разбросанные по всему пространству России и СНГ ученики, жизнь которых, как по волшебству, изменилась в лучшую сторону).
Использованные выше термины «профессиональный» и «усердный», безусловно, нуждаются в поясие-
нии. Так вот, на наш взгляд, процесс обучения чему бы там ни было состоит из двух составляющих: усвоения знаний и нх освоения, что графически можно представить так (рис. 1).
При усвоении чего угодно мы имеем дело с традиционным обучением как увеличением количества знаний по некоему предмету, что, конечно же, расширяет возможности их использования, но ненамного. В случае же освоения речь идет, собственно, о расширении этих самых возможностей: практического ли, теоретического ли, но использования накопленного. Освоение усвоенного. Собственно, усвоение имеет отношение к профессионализму (с точки зрения профессионального статуса, присваиваемого по сумме усвоенного), тогда как освоение - все-таки к усердию в использовании усвоенного.
Так, многие практики НЛП, получившие желаемый сертификат, никогда больше не используют нейролингви- стическое программирование в достаточном для его освоения объеме (или же начинают усваивать нечто новое). Соответственно, людей, которые только лишь усваивают, ничего не осваивая, мы называем подмастерьями. Лю-
дей, которые, усвоив нечто, всю оставшуюся жизнь только лишь осваивают это, единожды усвоенное, - специалистами (помните, у К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя...»). А тех, кто четко выдерживает цикл усвоения-освоения и многократно повторяет его на протяжении всей своей профессиональной карьеры, а то и жизни, только лишь и можно назвать Мастерами.
Здесь в первый (но далеко не в последний) для этой книги раз упомянем, что осмысление накопленного опыта позволяет нам утверждать (ну, если хотите, то вслед Г. Бэйтсону, но по-другому), что в жизни, мышлении и в обучении люди действительно соблюдают определенные иерархии и классификации, имеющие уровневую структуру. И что таких уровней всегда и везде (хотя и с возможными исключениями) насчитывается три обобщенных (и девять их - обобщенных уровней составляющих). В качестве этих самых трех обобщенных уровней мы выделяем:
1) инструментальный,
2) интенционалъный и
3) смысловой.
Кстати, существование именно этих уровней хорошо показано в древней притче о трех каменотесах, которых спросили, что они делают. «Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни!» - раздраженно буркнул один (инструментальный уровень). «Зарабатываю себе на жизнь», - пожал плечами другой (уровень интенциональ- ный). «Я строго храм!» - гордо ответствовал третий (смысловой уровень).
Мы неоднократно будем еще возвращаться к этой универсальной для Восточной версии нейропрограммирования модели, а пока только лишь сообщим, что и в обучении также очень четко наблюдается три «больших»
уровня, как бы объединяющих в себе девять нейрологиче- ских уровней (НЛУ).
Инструментальный - отвечающий на вопросы «Где?» и «Когда?» (НЛУ окружения), «Что?» (НЛУ действия) и «Как?» (НЛУ способностей) применять.
Интенциональный - отвечающий на вопросы «Для чего?» (НЛУ намерений), «Зачем?» (НЛУ ценностей) и «Почему?» (НЛУ убеждений).
И смысловой - отвечающий на вопросы «Кому?» (НЛУ идентичности), «Во имя чего?» (НЛУ Миссии) и опять-таки «Где?» (НЛУ Смысла), но это уже из нового цикла обучения данного индивида...
В связи с этим нельзя не упомянуть, что еще одной возможной причиной кризиса современного НЛП выступают явственные недочеты в системе подготовки новоиспеченных энелперов. Поскольку подавляющее большинство «институтов» и даже «академий» (кавычки здесь более чем уместны) нейролингвистического программирования, объясняя НЛП только лишь на инструментальном уровне, систематически (а возможно, и целенаправленно) готовит только «подмастерьев» и лишь иногда - «специалистов». Число же центров подготовки Мастеров НЛП, имеющих полное, а не формальное право носить это гордое звание (то есть понимающих его дух, а не букву, содержание, а не форму), не превышает количества пальцев на руке - причем одной...
Остается добавить, что давно и не нами отмечено, что в области психических процессов, поведения и деятельности людей психологи могут почти все объяснить, но мало что изменить. В этом отношении нейролингвистическое программирование, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может оказаться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работающего с людьми, универсальным
инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой- выручалочкой» консалтинга, психокоррекции, психотерапии и коучинга.
Однако освоение НЛП требует усвоения не столько теоретических знаний , сколько практических навыков ^ многочисленных, порой, весьма трудных и обязательно как бы «пропущенных через себя». Именно поэтому данное пособие, помимо описания психотехнологий нейро- лингвистического программирования, снабжено еще и системой упражнений, последовательное прохождение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки.
Что же касается перехода от обучения НЛП к его применению, то здесь нам хотелось бы привести слова одного из наших учителей - директора ВС NLP Neuro- lingvistic programming institute M. Аткинсон, которая советует любую технику нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще десять раз - на друзьях и родственниках. И утверждает, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться, что она сработает на любом клиенте. Однако не будем скрывать, что полное и подлинное усвоение премудростей Восточной версии нейропрограммирования может быть осуществлено только на наших специальных курсах, программу и график проведения которых вы найдете в конце данной книги.
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ
«Нет ничего практичней хорошей теории». Эта известная, но несколько затертая из-за частного использования фраза, тем не менее, никак не утратила статуса абсолютной истины. Ибо только хорошее теоретическое обоснование (а иногда и объяснение) может обеспечить хорошие же практические результаты использования чего угодно. Конечно, доля этой теории может быть различной в различных же случаях, и, например, чтобы завести автомобиль, вовсе не обязательно знать последовательность происходящих при этом внутри автомобиля процессов. Однако использование психо- технологий психотерапии личной истории в частности, а также Восточной версии нейропрограммирования (ВВН) и НЛП в общем является процессом, намного превышающим по сложности управление автомобилем. И именно здесь чисто теоретическое обоснование и структуризация является необходимым (хотя и недостаточным) условием успешного применения методов, техник и психотехнологий данных дисциплин в конкретной практике. Именно в связи с этим в данной - первой - части нашей книги мы рассмотрим:
Основы теории ВВН и психотерапии личной истории;
Методические аспекты изучения и использования Восточной версии нейропрограммирования, а также практического осуществления данной психотерапии.
Основы теории ВВН и психотерапии личной истории
К сожалению, вплоть до настоящего времени методологическая база и Восточной версии нейропрограммирования, и НЛП, мягко говоря, страдает от незавершенности. Одной из причин этого печального и, как вы уже поняли, чреватого последствиями явления выступает отчетливая практическая направленность и исключительная востребованность специалистов по современному нейропрограммированию, ну никак не позволяющая им «остановиться и оглянуться». Другая же связана с совершенно неожиданным выходом нейропрограммирования в область эзотерического и даже метафизического знания, о чем мы подробно пишем в последующих книгах. Тем не менее вопрос о создании адекватной методологии остается открытым. Что, однако, не исключает наличия в области Восточной версии нейропрограммирования и НЛП некоего «джентльменского набора» теоретических сведений, без которых его изучение оказывается невозможным. К таковым в данной главе мы отнесли:
Начала и основы НЛП;
Цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования;
Методология ВВН как области профессиональной деятельности;
Модель «Мерседес SK» как основа планирования изменений;
Основные положения Восточной версии иейропро- граммирования;
Базовые предпосылки и основы теории психотерапии личной истории.
1.1. Начала и основы НЛП
В настоящее время в теоретическом плане НЛП рассматривается как «...модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации» или как «...современное направление постэриксонов- ской психотерапии... разрабатываемое с 1975 г.» . Как наука, нейролингвистическое программирование трактуется как «...область знаний, изучающая струк- туру субъективного опыта людей , занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» .
В практическом аспекте нейролингвистическое программирование рассматривается как наука о человеческом превосходстве, совершенстве и личном мастерстве. В данном плане оно трактуется как «...практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире... Это - исследование того, что составляет различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии» ).
Изучении, анализе и моделировании практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и некоторых других американских психотерапевтов;
Современных данных о межполушарной асимметрии, то есть о различиях в переработке информации левым и правым полушарием;
Работах Г. Бэйтсона, посвященных «экологии разума»;
Трансформационной грамматике Н. Хомского;
Исследованиях кибернетики в части искусственного интеллекта;
Теории логических типов Дж. Рассела;
Разработках поведенческой психологии (от И. Павлова до К. Прибрама).
В связи с этим нейролингвистическое программирование обоснованно рассматривается как междисциплинарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.
Базовые постулаты классического НЛП можно свести к следующим четырем.
1. Человеческий мозг и организм (сознание и тело) могут быть уподоблены компьютеру, имеющему набор программ, возникающих как следствие:
Генетического программирования;
Самопрограммирования;
Внушений значимых лиц и
Программирующего воздействия психотравматических ситуаций.
2. Большая часть программы человеческого био- компыотера не осознается и не предъявляется в речи. Од-
нако она отражается в глубинных речевых структурах и может быть выявлена посредством целенаправленно задаваемых вопросов.
3. Любые патологические симптомы имели в прошлом (и, возможно, имеют в настоящем) адаптивную функцию (то есть явились своеобразной уродливой формой адаптации к реальности), однако они могут быть перепрограммированы на более адаптивные и адекватные.
4. Для перепрограммирования людей необходима подстройка к ним (с созданием прочного раппорта) и использование эффективных технологий взаимодействия и воздействия. Однако любое перепрограммирование должно учитывать самоценность человека и руководствоваться принципом «не навреди».
НЛП также как бы построено на двух фундаментальных принципах .
1. Карта не есть территория. Согласно этому принципу человеческие существа никогда не смогут постичь всю полноту действительности, поскольку все, что мы познаем, есть только лишь наше восприятие этой действительности. И именно «нейрологические карты» действительности, а не сама действительность, определяют наши поступки и придают им смысл.
2. Жизнь и «Сознание» являются системными процессами. То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаза.
Поскольку вышеприведенные описания Р. Дилтса выглядят несколько умозрительно, уточним, что, соглас-
Ч ОТЕЦИАЛШП A/U 1MFAMATA.CDM
но первому принципу, человек живет в реальности своих «карт» (или в реальности, создаваемой этими картами) и, например, художник, ботаник и лесоруб, придя в один и тот же лес, увидят три разных леса.
Согласно же второму принципу (точнее, его дополнению) свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и, более того, не сводимы к ним. Однако они - свойства системы - могут быть изменены за счет воздействия на системообразующие элементы, отчего даже «точечное» воздействие на сознание и тело человека может изменить практически даже и все (в идеале) свойства этого самого сознания и тела.
В сути своей нейролингвистическое программирование действительно представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика - как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.
В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвисти- ческого программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людьми. Ну, а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует
свою психику (а психика, в свою очередь, - человека), чтобы получить необходимые результаты.
Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта - тому, как человек строит свой опыт, какие процессы лежат в основе данного построения и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые нейролингвистическое программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.