2.5. Компетентностный подход к оценке качества образования
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, проектная деятельность, (учебный) проект, компетенции и компетентности.
Ливийские партнеры возвращаются в свои родные университеты как мультипликаторы с информацией о «Изучении и исследованиях в Германии» и примерах успешной трансформации в их багаже. Фото: Бит Шиндлер-Ковац, Анис Буаттур. Кроме того, университеты-партнеры и исследовательские учреждения должны участвовать в совместных исследовательских проектах и, таким образом, стать потенциальными инкубаторами.
Личностные универсальные учебные действия
Из университета они не обладали навыками, связанными с рынком труда. Совместно учебные программы могут стать более практичными, а академическое образование в странах-партнерах улучшилось, предоставив карьерные перспективы выпускникам и экономическое развитие.
По мнению Е.С.Полат, метод проектов есть «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА».
В соответствии со сказанным выше, важнейшее значение имеет создание проблемной ситуации, «задающей» определённые «рамочные» условия выстраивания замысла проекта.
Спортивный ученый из Технологического института Карлсруэ в межкультурном экспертном диалоге с партнерами из арабского мира. Цель исследования - получить представление о том, как здоровые, активные и двигательные дети и подростки в Германии сегодня. Впоследствии были обсуждены возможности проведения аналогичных исследований в странах-партнерах при поддержке немецких экспертов. Отдельные участники семинара кратко рассказали о физической активности и двигательной активности детей и подростков в арабских странах, а также о существующих пробелах в исследованиях.
Здесь было бы полезно обратиться к арсеналу методических средств технологии (по другой версии – методики) проблемного обучения, накопленных как отечественными учёными (А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др.), так и педагогами зарубежья (Дж.Брунер, В.Оконь, Л.Резник и Р.Глейзер и др.).
По мнению М.В.Кларина, сочетание исследовательского характера обучения с опорой на собственный опыт учащихся ставит педагогов перед особыми трудностями: « Опыт учащихся нередко представляется им слишком ограниченным для того, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного исследования. Однако требование опоры на опыт слишком значима, чтобы им можно было пренебречь ради самого по себе «содержания предмета ». Одна из характерных тенденций зарубежных разработок в русле исследовательского обучения - изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся».
Вместе обсуждались возможные идеи для дополнительных исследований в этой области и их осуществимости. Отчет и фото: Флориан Энгель, Технологический институт Карлсруэ. Есть только несколько человек, которые зачислены в Бежу на курс «Аллеманд аппликация».
Инес Ксентини в Институте де Оливье в Сфаксе и д-р Ксентини вернулись в Тунис после своего исследовательского визита и работали вместе с Университетом Гейзенхайма, где доктор Инг. На церемонии открытия директор института подчеркнул важность международного сотрудничества для института. Сельскохозяйственные науки, а также производство оливковых и фисташковых культур, в частности, являются важными источниками дохода для Туниса. Защита растений и контроль над паразитами являются не только интересной и важной исследовательской проблемой, но и имеют конкретную и практическую значимость.
Опорой на опыт зарубежных педагогов автор приводит ряд критериев, относящихся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющих отбор проблем для учебных занятий. Обратиться к тексту Критерии значимости учебных проблем .
Как отмечает М.В.Кларин, при выборе учебных проблем (в нашем случае – проблем для проектной деятельности) необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учеников: «Надо знать пробелы в знаниях учеников и исходя из этого намечать направления и ориентиры для выбора будущих проблем, избегать ненужного дублирования с более низкой ступенью обучения. Однако слишком детальное планирование может привести к надуманности и искусственности. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию. Если же проблемы навязывать только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо этого подхода.
Лабораторные стажировки должны привносить больше практической и прикладной направленности в преподавание и исследование тунисского института-партнера, здесь немецкие университеты прикладных наук могут быть моделью и приносить свои сильные стороны и опыт.
«Сотрудничество с Германией» - это то, чего хотят более 50 представителей тунисского университета из самых разных дисциплин - от медицины до права. Немецкие университеты и научно-исследовательские учреждения пользуются популярностью и пользуются спросом на двусторонние и многосторонние партнерства.
Вопреки распространенному до сих пор в отечественной педагогической литературе (и не только литературе!) мнению, связь с непосредственным опытом, интересами и потребностями учащихся вовсе не означает узко-индивидуальной направленности обучения, его отрыва от научных знаний или общественной жизни...» .
(Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.)
Программа содействия преобразованию и поощрению демократии в университетах Египта, Туниса, Ливии, Иордании, Йемена и Марокко будет обеспечиваться Программой партнерства между Германией и арабскими странами. Для того, чтобы приблизить университеты к промышленности и практике на рынке труда, программа устанавливает партнерские отношения с практикой.
В дополнение к информации и информации мероприятие стало «важной» платформой для «старых» и новых партнеров по проекту: стендовые презентации были использованы для привлечения потенциальных новых партнеров по сотрудничеству с опытными координаторами немецко-тунисского университета и исследовательского проекта. Были обсуждены примеры передовой практики, но также были обсуждены возможности и препятствия в партнерских отношениях. И еще раз стало ясно, что потребность в обмене велик, даже в рамках тунисского академического сообщества.
В разработках по технологии проектного обучения встречается классификация уровней проблемности. Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся :
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает.
Тунисские партнеры не могут напрямую обращаться за партнерскими отношениями в университетах, но они могут быть инициаторами и драйверами совместных немецко-тунисских партнерских приложений. Дополнительная информация и сроки подачи заявок для отдельных программ финансирования.
Управление проектами - это разнообразная и сложная задача
Основное внимание в рабочих группах уделялось вопросам управления и планирования, устойчивости и воздействия, а также принципа партнерства. В отличие от сотрудничества, например, с Францией, немецко-тунисские партнеры требуют большей автономии и автономии. Управление проектами, планирование и организация находятся в руках координаторов, это как вызовы, так и возможности. Немецко-тунисские проекты открывают «свободные» пространства для самоорганизации и инноваций в исследованиях и преподавании.
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно её разрешает.
Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает её, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
В работах Е.С.Полат встречается перечень «общеучебных умений, необходимых для решения проблем». Это, в первую очередь, следующие умения:
После напряженного дня стало ясно: необходима поддержка управления проектами, необходимы более синергические связи и более эффективная работа в сети, и желательно повысить наглядность и присутствие проектов в университетах. У проектной группы был хороший дух: мотивированный и преданный делу, они хотят работать вместе более регионально и междисциплинарно и передавать «наилучшую практику» и советы. Группа также считает себя посредником и строителем мостов в Германии и хочет помочь углубить германо-тунисские университетские отношения.
Программа «Университетский диалог с исламским миром» содействует 3 совместным проектам с участием Туниса для развития сетей и учебных программ. Семинар по отбору в Суссе: «Начало профессиональной магистерской программы в африканских исследованиях». Декан факультета литературы и гуманитарных наук в Суссе, профессор Монцеф Бен Абдельджелил, представил недавно открытый «Центр антропологии» и Франц Когельманн, научный координатор Института африканских исследований, дал обзор связанных с Африкой институтов, программ и учебных курсов в Университете Байройта, Германия.
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Курсы профессиональной переподготовки
Проведя интервью со всеми заявителями, комитет семинара. В преподавании и исследованиях будущая магистерская программа направлена на развитие проблем развития в африканских контекстах и она должна быть открыта для всех аспектов африканских исследований, т.е. антропологии, изучения литературы, лингвистики, искусства, истории, права, религиоведения, социологии, географии и экономики. Интернационализация с точки зрения обмена преподавательским персоналом, учебы за рубежом и исследовательских коопераций хочет стать важной частью этой программы магистров.
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение и пр.)
Содействие контактам и сотрудничеству с дипломатическими учреждениями и различными национальными и международными организациями в области сотрудничества в целях развития. Использовать природные отходы для экономии энергии? Высушенное натуральное волокно идеально подходит для использования в качестве устойчивого изоляционного материала. Мейер теперь работает с командой исследователей вокруг профессоров.
Катарина Килиан-Ясин и др. Йорг Вудейски из Департамента промышленной инженерии Университета прикладных наук Пфорцхайм для содействия процессу и развитию бизнеса. Основная цель исследовательской группы состояла в обеспечении безопасности поставок компании сырыми «шарами для морских водорослей» и подготовке дальнейших эксплуатационных оптимизаций.
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
Что такое исследовательская деятельность студентов?
Тунисский студент-выпускник Мехер Сауди изучил производственные процессы и представил варианты снижения стоимости фрахта. Студент-бакалавр Йоханнес Крафт разработал прототип инструмента для эргономически улучшенной коллекции шариков. Взаимодействие результатов теперь открыло новые отправные точки для дальнейшей интенсификации исследовательского проекта, а также обмена в научной области. Он также увидел дальнейший потенциал и вскоре после возвращения команды из Туниса одобрил заявку на обширный исследовательский проект.
позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Помимо интереса к исследованиям в попугаи Посидонии, проект сотрудничества также дает представление о культуре Туниса и многообразии страны в текущем процессе трансформации, тем самым способствуя культурному обмену и передаче международных знаний. «Взаимное понимание, научный обмен и построение лучшего будущего для всех» - это то, как тунисский студент Рукая Иссауи суммирует потенциал этого исследовательского проекта, чтобы начать дальнейшее научно-техническое сотрудничество.
Познавательные универсальные учебные действия
Проект по-прежнему устойчив в другом отношении: для двух участвующих университетов совместный исследовательский проект теперь приведет к официальному подписанию соглашения о сотрудничестве. Это не просто еще один шаг к долговременным отношениям между университетом Эль-Манар и Университетом Пфорцхайма, но также между Тунисом и Германией.
Сюда же следует добавить – при создании компьютерных презентаций ученических проектов, выполняемых в MS Power Point или при оформлении результатов проекта в виде публикаций, веб-сайтов и пр. (как это делается в программе Intel) – существенный прирост компьютерной грамотности учащихся и их информационной компетентности.
В связи с этим работа в жанре «проект» не должна состоять только в разработке идеальной модели чего-либо или в «фантазировании на заданную тему». Проект в таком смысле этого слова может содержать описание опыта реализации замысла, описание (и представление) уже достигнутых результатов.
Чихеб Буден, проф. За последние два года появилась динамичная и целенаправленная междисциплинарная группа немецко-тунисских младших исследователей. Более подробную информацию можно найти на нашей домашней странице. Это, с одной стороны, послужило отправной точкой для всех потенциальных авторов будущих книг, в ходе которых обсуждалось намерение выявить в конце ежегодного сборника политических научных сборников, а также более точно предполагаемую структуру книги. Это дало всем стипендиатам инструменты, необходимые для совершенствования своего исследовательского проекта в течение следующих нескольких месяцев, и провести их эмпирические исследования в соответствии с научными стандартами.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть (в терминах, используемых Е.С.Полат):
характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
предметно-содержательная область проекта – монопроект (по учебному предмету, например, химия, английский язык, технология производства сельхозпродукции и т.п.; по какой-либо профессии, специализации, производственному обучению и т.п.), междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
Перечень формируемых компетентностей
Кроме того, г-н Карлстеттер предложил всем стипендиатам возможность индивидуально обсудить свои исследовательские проекты и вопросы, а также их выбор метода, обеспечив тем самым передачу его теоретического вклада в практику. Мы хотели бы поблагодарить всех, кто участвовал в этом успешном и интенсивном первом семинаре, и с нетерпением ожидаем дальнейшего и непрерывного сотрудничества в этом году!
Регулятивные универсальные учебные действия
Тасним Абдеррахим Сальма Бессес Лаура-Тереза Крюгер Катарина Макларрен. Встроенные системы - это системы обработки информации, специфичные для конкретной области, которые тесно связаны с окружающей средой. Благодаря достижениям в области интеграции, встроенные системы превратились в сложные многопроцессорные системы на чипе. Ученые работают в этой области. Поэтому отличительной чертой этой Зимней школы будет ее широкое влияние, участвуя в сокращении разрыва между научными кругами и промышленностью в Тунисе.
по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
(В современной экономике и менеджменте существуют иные определения сроков реализации проектов. Мы придерживаемся точки зрения Е.С.Полат.)
по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
1. Представление проблемной ситуации (вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация «малых групп сотрудничества» (термин Е.С.Полат), распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта . При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях педагоги определяют тематику с учётом интересов учебных предметов (дисциплин, учебных планов производственного обучения и т.д.), профессиональных интересов учащихся, в других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может и должна быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы (как познавательные, так и творческие).
Определяя тему учебного проекта, мы рекомендуем выбирать проблему, подлинно значимую для учащихся. Очевидно, что для учащихся (студентов) учреждений профессионального образования более значимыми могут быть практико-ориентированные, исследовательские проекты. Маловероятно, что учащихся могут заинтересовать т.н. «творческие» (зачастую полезные, но не вполне соответствующие возрасту, «украшательские» и пр. проекты).
В формулировках проблем, на решение которых нацелены проекты, можно отражать актуальные для современного российского общества вопросы: пути решения глобальных проблем человечества (включая экологические, экономические, проблемы безопасности и т.п.); совершенствования производственных процессов и технологий и т.п. Проекты могут быть нацелены на поиск и систематизацию информации по отдельным учебным дисциплинам и профессиям, поиск новых способов повышения качества продукции или услуг; на совершенствование взаимоотношений между учащимися (студентами) учреждений начального и среднего профессионального образования; налаживания социального партнерства с учреждениями и организациями из внешней среды образовательного учреждения и т.п. При этом ученические проекты по своему содержанию и значимости могут приближаться к т.н. «социальным проектам». Под социальным проектом понимают обычно проекты, нацеленные на решение реальных социально значимых проблем, предполагающие выход на сотрудничество с разными ветвями власти, связанные с улучшением условий жизни «микросоциума» (ближайшего окружения) ПУ, ПЛ, техникума, колледжа и т.п.
Естественно, что об основных проблемах современного общества, производства, научных проблемах ученики получают информацию в ходе предварительного (по отношению к проекту) обучения, а затем (если это необходимо) - специальных консультаций.
В связи с этим нельзя не сказать о том, что «хороший», весомый проект почти никогда не выполняется только на уроках по дисциплине (предмету), на уроках производственного обучения. Опыт показывает, что проект не только предполагает самостоятельную работу учеников индивидуально или в группах, но и может стать содержанием внеурочной деятельности по предмету, кружковой (секционной) работы и т.п.
Педагог ставит перед учеником проблемную задачу как руководитель, оценивает уровень его развития и способности к очередному этапу исследования как эксперт-аналитик, организует деятельность учащегося как менеджер. Соответственно, постоянно меняются позиции ученика. В результате деятельность педагога скорее напоминает деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий ученика.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к научным исследованиям. Они предполагают выдвижение гипотез, использование исследовательских методов, проведение экспериментов и т.п. Такие исследовательские проекты могут быть посвящены экологическим проблемам (например, «Экологическое состояние водоёмов нашего города»), выявлению закономерностей исторического процесса («Анализ причин неудач Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны»), анализу социально-экономических проблем («Структура рынка труда в нашем районе») и т.п.
Практико-ориентированные проекты обязательно предполагают практический «выход». Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация работы по представлению полученных результатов, возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта (например, «Влияние освещенности рабочего места на производительность труда швеи», «Возможности применения безотходных технологий на предприятии...», «Оптимальная скорость комбайна при уборке зерновых культур» и т.п.). Как правило, практико-ориентированные проекты удовлетворяют конкретный заказ.
Так называемые «информационные» проекты призваны научить учащихся добывать из разных источников и анализировать информацию, обрабатывать и представлять её, а иногда публиковать (в смысле – «обнародовать») информацию посредством Интернета. Такие проекты могут быть выполнены на любом материале («Галерея исторических портретов видных руководителей...завода», «Перспективные разработки в области создания новых строительных материалов», « Heidelberger Universitat » и т.п.).
(«Гейдельбергский университет» (нем.). Или “ FORTRAN = for (mula) tran (slator)” (англ.), или “ L"education professionelle en France ” (франц.). Конечно, речь не обязательно должна идти только о достопримечательностях и других реалиях зарубежных стран. Можно попробовать под руководством преподавателя иностранного языка рассказать по-немецки, по-английски о своём городе, училище, колледже и т.п.)
Особое место в современной технологии проектного обучения занимают т.н. « телекоммуникационные» проекты. Особенно интересны такие международные проекты для изучающих иностранный язык, т.к. с их помощью создается необходимая языковая среда и формируется потребность в общении на иностранном языке. Под учебным телекоммуникационным проектом предлагают понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленную на обмен информации между жителями разных стран.
Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге про екта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:
реферат, доклад, сообщение по теме проекта на научно-практическую конференцию, в ходе предметной недели;
представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся (студентов) профессионального училища (лицея, колледжа и т.п.);
подготовка словарно-справочных материалов по конкретной теме учебной дисциплины, профессии или междисциплинарной проблеме;
разработка учебных материалов (для учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.) по какой-либо теме;
представление диагностических заданий для организации теоретического этапа конкурса профессионального мастерства учащихся;
оформление альбома (стенда и пр.) с материалами по какому-либо предмету (истории, географии, литературе и пр.), краеведению своего региона или по истории базового предприятия, населённого пункта, учебного заведения и т.п.;
создание (издание, выпуск сигнального экземпляра) лицейского (училищного и т.п.) журнала, газеты, подготовка сценария спортивного, культурного мероприятия, праздника и т.п.);
создание информационного сайта учреждения профессионального образования в Интернете по какой-либо проблеме;
изготовление какого-либо материального объекта (тренажера, действующей модели и т.п.), имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
разработка идеи и (или) бизнес-плана по созданию малого предприятия, организации, которая может осуществлять известную ребятам деятельность (по изучаемой профессии, оказанию услуг населению и своим же товарищам и т.п.);
разработка программы (плана) действий в рамках конкретной деятельности (по исправлению или ликвидации каких-либо негативных явлений, профилактике вредных привычек и т.п.);
подготовка и проведение акции (профориентационной – для школьников 9-х – 11-х классов; по борьбе с курением - для учащихся учреждения профессионального образования; акции протеста против выбросов вредных веществ в атмосферу и т.п.) и необходимых материалов к ней;
обоснование конкретной законодательной инициативы, вносимой на обсуждение в местный орган власти
Итак, мы видим, что учащийся имеет право выбора из довольно обширного набора видов проектной деятельности, вполне посильных учащимся учреждений профессионального образования.
Работа над оформлением любого проекта предполагает, конечно же, определённую структуру:
1. Обоснование выбора темы проекта и его актуальности, цели проекта (цели исследования, проводимого в рамках проекта), (Можно использовать такую фразу: «Для реализации целей нашего проекта потребовалось провести исследование, целью которого являлась…».) которая затем «разворачивается» в веер задач проекта. Иногда необходимо сформулировать предположение (гипотезу), которая будет проверяться в ходе проекта, описать условия проведения проекта в жизнь, перечислить этапы реализации проекта, дать детальное описание предполагаемого результата проекта и т.д.
2. Описание изученности проблемы (история вопроса), традиционные способы решения проблемы (если они известны) и пр.
4. Выводы по проекту. При характеристике полученного продукта проекта должно быть показано достижение практического результата.
Немаловажно заметить, что проектная деятельность предполагает применение разных (но взаимоувязанных) педагогических технологий, в первую очередь т.н. «технологий компетентностно-ориентированного подхода» (обучение исследованию, дебаты, формирование критического мышления и т.п.).
Курсы профессиональной переподготовки
111 курсовВыдаем дипломы установленного образца
Выберите документ из архива для просмотра:
Итог.аттестация_модуль 4.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ Организация проектной деятельности.ppt
Библиотека
материалов
29 1
Описание презентации по отдельным слайдам:
№ слайда 1
Описание слайда:
Проектная деятельность как средство достижения требований ФГОС ООО к образовательным результатам Алексеенко Наталья Алексеевна доцент кафедры теории и методики преподавания математики и ЕНД
№ слайда 2
Описание слайда:
План От метода проектов к проектному обучению: история вопроса Проектная деятельность обучающихся как одно из условий реализации требований ФГОС ООО к образовательным результатам Проектное обучение как технология развития универсальных учебных действий обучающихся Особенности проектной деятельности Этапы работы над проектом Типология проектов Индивидуальный итоговый проект как форма демонстрации учебных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
№ слайда 3
Описание слайда:
1824 год, США – первые упоминания о методе проектов; 1919 год – государственное признание метода проектов в США: постановление Центрального школьного ведомства «Проектный метод в деле образования»; основоположник – философ-идеалист, основатель философии прагматизма (от лат. – действие) Джон Дьюи (1859-1952); теоретическая концепция – прагматическая педагогика; Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, «обучение посредством делания»; 1884-1916гг. – идеи Дьюи широко реализовывались его учениками; Уильям Килпатрик: учебный процесс должен строиться, исходя только из интересов ребенка История возникновения и развития метода проектов
№ слайда 4
Описание слайда:
Основные положения теории Дж. Дьюи усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования; опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды; обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность; педагог должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того
№ слайда 5
Описание слайда:
Опыт использования XX в., 20-е годы: метод проектов активно используется в учебном процессе во многих странах мира: США, Великобритании, Италии и т.д., в т.ч. в России (П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко). Утвержденные в 1930 г. Наркомпросом программы для начальной школы и для школ ФЗС были построены на основе комплексов-проектов («Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур»). Работая по комплексно-проектным программам, школа не смогла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний.
№ слайда 6
Описание слайда:
Основные условия применения метода проектов - наличие значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания; - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная); - применение исследовательских методов при проектировании; - структурирование этапов выполнения проекта; - самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
№ слайда 7
Описание слайда:
Конец XX – начало XXI в.: актуальность метода проектов Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Дидактической единицей в методе проектов является взятая из реальной жизни и лично значимая для обучающихся проблема. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
№ слайда 8
Описание слайда:
Новые цели образования Умение самостоятельно решать новые задачи; Умение работать с информацией; Умение учиться в течение всей жизни; Развитие коммуникативных умений. Образовательная среда: доступ к информации, условия для организации самостоятельных исследований и творческой деятельности учащихся
№ слайда 9
Описание слайда:
Программа развития УУД на ступени основного общего образования Конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО. Особое значение для развития УУД обучающихся на ступени основного общего образования имеет проектная деятельность. Что такое проект и каковы особенности проектной деятельности?
№ слайда 10
Описание слайда:
Проект - это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени (См.: Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
№ слайда 11
Описание слайда:
Из программы развития УУД на ступени основного общего образования Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
№ слайда 12
Описание слайда:
Проект характеризуется ориентацией на получение конкретного результата; предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; относительно жёсткой регламентацией срока достижения результата; предварительным планированием действий по достижению результата; планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата; выполнением действий и их одновременным мониторингом и коррекцией; получением продукта, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования
№ слайда 13
Описание слайда:
Структура проектной деятельности анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов.
№ слайда 14
Описание слайда:
Критерии Типы проектов Содержание Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические Уровень интеграции Монопредметные (выполняются на материале одного предмета) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные или мини-проекты (несколько дней, недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года)
№ слайда 15
Описание слайда:
Количество участников проекта Форма организации учебного процесса Индивидуальные, групповые, коллективные Учебные, внеучебные Способ преобладающей деятельности Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские Использование средств обучения - Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) - Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства Включенность проектов в тематический план - Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания). - Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
№ слайда 16
Описание слайда:
Проектное обучение - инновационная технология Проектное обучение – технология, обеспечивающая включение обучающихся в проектную деятельность, направленную на самостоятельное решение личностно значимых для них проблем и создание новых продуктов. Как вы думаете, почему ФГОС ООО определяет как обязательное направление организацию проектной деятельности обучающихся?
№ слайда 17
Описание слайда:
Учёт особенностей подросткового возраста Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
№ слайда 18
Описание слайда:
Учёт особенностей подросткового возраста Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития, проявлением у подростка значительных трудностей и переживаний; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества»; интенсивным формированием нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослости и собственной неуверенностью в этом (подростковый кризис независимости – разные формы непослушания, сопротивления и протеста).
№ слайда 19
Описание слайда:
Проектная деятельность в подростковом возрасте «Проектная деятельность является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие возрастносообразных новообразований – ответственности, инициативности и самостоятельности». (См.: Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
№ слайда 20
Описание слайда:
Проектный цикл отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности
№ слайда 21
Описание слайда:
Этапы работы над проектом (1) Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Ценностно-ориентационный Мотивация выбора объекта проектной деятельности; раскрытие цели и значимости проекта; организация обучающихся на реализацию проекта Осознание мотива деятельности, замысла (цели) проекта, значимости предстоящей проектной работы. постановка проблемы II. Конструк-тивный Объединение обучающихся в группы; помощь в составлении плана работы; консультация обучающихся, стимулирование их поисковой деятельности; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов, поиск литературы; выбор формы реализации проекта
№ слайда 22
Описание слайда:
Этапы работы над проектом (2) III. Оценочно-рефлексивный Стимулирование и корректировка деятельности обучающихся; организация деятельности по самооценке Коррекция, самооценка своей деятельности; оформление проекта в выбранной форме IV. Презента- тивный Подготовка экспертов; проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки обучающихся Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Оценка собственной деятельности
№ слайда 23
Описание слайда:
Ценностно-смысловая направленность проектного обучения Ценностно-ориентционный этап: Почему? Зачем? Во имя чего? Конструктивный этап: Что? Как? С помощью чего? Оценочно-рефлексивный: Всё ли мы сумели сделать? Как сделать лучше? Презентативный: Что получилось? Удовлетворены ли результатом?
№ слайда 24
Описание слайда:
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения Определение содержания учебного проекта и сроков проведения. Описание учебного проекта: предполагаемое творческое название, краткое содержание, предмет(ы), класс(ы), продолжительность, планируемые образовательные результаты, на достижение которых направлен проект (после завершения проекта обучающиеся смогут:), вопросы, направляющие процесс обучения. Формулирование проблем, выбор темы исследования, формирование групп. Определение творческого названия проекта. Определение результата (продукта), его фиксация в виде эскиза, определение и согласование критериев оценки результата проектной деятельности. Обсуждение и составление плана работы в группе (индивидуально) по достижению запланированных результатов. Обсуждение с обучающимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Самостоятельная работа обучающихся в группах: обсуждение задания каждого в группе. Самостоятельная работа групп. Оформление результатов проектной деятельности в выбранной форме, соотнесение с исходной ситуацией, корректировка, подготовка к защите. Самооценка собственной деятельности. Защита проекта. Оценивание результатов.
№ слайда 25
Описание слайда:
Пример оценивания проекта в баллах (1) Источник: // Профильная школа. - 2009. - №2.- с. 57-58. Для оценки итоговой работы разработаны специальные критерии как самого проекта, так и его публичной защиты (табл.1). При оценке проекта используется шкала: 5 баллов – работа полностью соответствует рассматриваемому критерию; 4 балла – работа достаточно полно соответствует рассматриваемому критерию; 3 балла – работа в общих чертах соответствует рассматриваемому критерию; 2 балла – работа, несмотря на недостатки, в целом соответствует рассматриваемому критерию; 1 балл – работа не соответствует требованиям, но недостатки могут быть в ближайшее время устранены; 0 баллов – работа не соответствует требованиям, а также недостатки не могут быть устранены в ближайшее время. Оценка качества проекта и его защита Оценка качества проекта проводится пошагово: 1–й шаг – оценка качества каждого параметра руководителем проекта; 2–й шаг – определение оценки качества проекта коллегами из группы; 3–й шаг – самооценка проекта каждым членом группы; 4–й шаг – перевод обобщенной количественной оценки в процентный показатель К, который рассчитывается как отношение реальной суммы баллов к их максимально возможному значению: К= (N1+N2+N3)*100/100+50n, где n – число человек в группе.
№ слайда 26
Описание слайда:
Пример оценивания проекта в баллах (2) Тема проекта Оценка руководителя проекта Оценка коллегами группы Самооценка работы Критерии работы Актуальность темы 0,1,2,3,4,5 0,1,2,3,4,5 0,1,2,3,4,5 Глубина раскрытия темы Связанность и систематичность изложенного материала Реальность с точки зрения используемых ресурсов Практическая ценность работы Соответствие требованиям, предъявляемым к проекту Качество оформления Критерии защиты Качество доклада Проявление глубины знаний по заявленной теме Ответы на вопросы преподавателя и коллег из группы Итого От 0 до 50 От 0 до 50 От 0 до 50
№ слайда 27
Описание слайда:
Пример оценивания проекта в баллах (3) N1– сумма баллов по оценке руководителя проекта; N2 – сумма баллов по оценке каждого члена группы; N3 – сумма баллов при самооценке проекта. 5 шаг– отнесение проекта к одному из 5-ти уровней (высокий, достаточно высокий, средний, допустимый и низкий) Уровень Процентный показатель Высокий К (85;100) Достаточно высокий К (70; 85) Средний К (40; 70) Допустимый К (20; 40) Низкий К (0,0; 20)
№ слайда 28
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ Источник: Чечель З.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы. – 1998. - №4. Достиг нутый резуль-тат (из 15 баллов) Офор мле- ние (из 15 бал-лов) Защита Процесс проектирования Предс-тавление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллов) Интел-лектуаль- ная актив-ность (из 10 бал-лов) Творчество (из 10 бал-лов) Прак-тичес-кая дея-тель-ность (из 10 бал-лов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Самооценка Педагог Коллеги по команде (классу)
№ слайда 29
Описание слайда:
Литература Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. Пахомова Н.Ю.Проектная деятельность учащихся: с чего начать? //Школьные технологии.- 2007. - №6.- с.117. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, 2008.-192с. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). http://www.iteach.ru/ - Программа Intel «Обучение для будущего» http://www.akipkro.ru/kpop-main/end/metodrekomend/uchitely.html - Метод проектов и особенности деятельности учителя по его реализации (сетевая консультация) http://erokina.volsk-sch11.edusite.ru/p29aa1.html - Проект «Питаться вкусно или правильно?»
Выбранный для просмотра документ Прил 1.docx
Библиотека
материалов
Приложение 1
Новое понимание метода проектов в образовании *
(из статьи В.С. Лазарева Новое понимание метода проектов в образовании //Педагогика. – 2011. -№ 10. с.3-11.)
Начнем с тех изменений, которые произошли в середине ХХ столетия в понимании проекта и проектирования. Разобраться в этом важно, поскольку нередко в образовательной практике, да и в теоретических изысканиях проектом называют то, что, по сути, им не является. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния само действие проектированием не будет и пользы не принесет.
Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.
Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:
он имеет единичный жизненный цикл (последовательность стадий производства чего-либо от начала до конца)
он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;
его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает каким-то только ему присущими особенностями;
он имеет более высокую неопределенность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий.
Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Другими словами, прежде чем начнет реализоваться проект, возникает актуальная потребность, нужда в чем-то. Но если мы знаем, как можно удовлетворить эту потребность, то проект не нужен. Нужно просто реализовать известный нам (стандартный) способ действий.
Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема.
В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.
Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов, качества которых и связи между которыми определяют качество самого проекта. В состав проекта входят:
проблема;
цели проекта;
план действий по достижению целей;
механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);
ресурсное обеспечение проекта;
действия, обеспечивающие реализацию проекта;
результаты реализации проекта;
команда проекта*.
* В частном случае проект может реализовываться одним человеком.
Компоненты проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения.
Жизненный цикл проекта проходит стадии:
постановки проблемы – проблематизации;
разработки способа решения проблемы;
планирования реализации решения;
практической реализации проекта;
завершения проекта.
Ставя проблему, определяют потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. Наличие потребности в изменениях – необходимое, но недостаточное условие для начала реализации проекта. Нужно еще, чтобы существовали возможности для достижения требуемого. Поэтому при разработке проекта следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий потребностям результат можно получить. Поскольку потребности не всегда совпадают с возможностями, цель будет реалистичной только при условии, что для ее достижения будут найдены соответствующие возможности.
Чтобы достичь цели, необходимо выполнить какие-то действия. Но прежде чем действия начнут выполняться, их нужно спланировать. План действий определяет, кто, что, когда, где должен сделать, каким должен быть желаемый результат. Решать сложные проблемы без хорошо продуманного плана – значит сильно увеличивать риск неудачи, особенно в тех случаях, когда проблема решается не одним человеком, а группой.
Выполнение всяких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. Каким бы замечательным ни был план, он останется лишь замыслом, если для его выполнения не окажется достаточных средств, или исполнители не будут обладать нужной квалификацией, или не окажется нужных технических возможностей. Поэтому в процессе планирования необходимо решить, какие потребуются ресурсы, и определить из каких источников они будут получены.
Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация. Хорошо продуманный план – основа успеха проекта. Но даже хорошие планы не могут предусмотреть всего. Поэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует плану. Если они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь его цели.
В настоящее время в системе проектирования существуют специальные средства. Позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать суть проблемы, выявлять и оценивать возможности для ее решения, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, оценивать риски и снижать их.
Таким образом, включить учащихся в проектированике значит включить их в деятельность по выявлению и решению проблем в каких-то сферах социальной действительности или же в собственной жизнедеятельности. Осуществляя это, они должны проходить все стадии жизненного цикла проекта, решая проектировочные задачи и оценивая их результаты; если этого не происходит, то имеет место псевдопроектирование.
Главным результатом включения учащихся в проектирование должно быть изменение в самих учащихся, они должны будут что-то узнать, чему-то научиться.
До недавнего времени российская школа была ориентирована на передачу учащимся готовых знаний. Она в лучшем случае формировала у них некую «картину мира», но не учила их изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учила действовать в этом мире. Вследствие этого школьное образование все более входило в противоречие с потребностями развивающегося социума и самих детей. Суть его в том, что объем новых знаний, добытых человечеством, непрерывно возрастает. Увеличивается и скорость добывания новых знаний. Школа в таком темпе не может обновлять содержание своих образовательных программ и наращивать его объем. И если она сохраняет ориентацию на передачу готовых знаний, то неизбежно будет транслировать все более устаревающие знания о мире. Поэтому закономерно ставится задача учить школьников самим добывать знания, развивать их познавательные умения. Развитие способности учащихся познавать действительность безусловно важно, но этого совершенно не достаточно для их полноценного образования.
Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку необходимо не только иметь хорошую картину действительности, но и обладать развитой способностью к ориентации в этой действительности. Эту способность называют практическим интеллектом. Практический интеллект – это особый тип мышления, обеспечивающий человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизни, ставить цели, планировать их достижение, принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать и оценивать их возможные последствия. Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако развитие только на основе опыта не приводит к высокому уровню развития. Чтобы научиться ставить цели, разрабатывать планы их достижения, оценивать и принимать эффективные решения, необходимо включаться в решение практических задач и развивать соответствующие интеллектуальные умения. Наилучшие возможности для этого представляет проектная деятельность. В ней разработаны универсальные средства постановки и решения проблем. Включение в нее и освоение этих средств позволит учащимся развивать следующие жизненно важные умения:
анализировать проблемные ситуации и ставить актуальные проблемы деятельности;
проектировать цели;
разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и делать обоснованный выбор;
планировать достижение целей;
прогнозировать и оценивать последствия решений;
эффективно работать в группе.
Первый этап – ценностно-ориентационный – включает следующий алгоритм деятельности обучающихся: осознание замысла проекта и мотива предстоящей деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект. Ученикам предлагается самостоятельно принять решение о необходимости выполнения выбранного ими проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и его выполнению. В этой связи обучающимся предлагается высказать идеи по разработке проекта. На доске записываются все идеи школьников, ни одна из них не отвергается.
Когда высказано достаточно много предложений, следует обобщить и классифицировать основные их направления. Чтобы выявит лучшую идею, ученики должны определить:
Какая из идей наиболее значима (для общества, для себя лично, для природы и т.д.);
Какая из идей не требует много времени для реализации;
Какая из идей имеет реальную возможность воплотиться в жизнь.
Определившись с идеей проекта, обучающиеся должны выявить проблемы, связанные с его реализацией. На данном этапе создается модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, осуществляется планирование будущей деятельности. Большую роль играет направленность школьников на успех предстоящего дела. На данном этапе работы над проектом обучающиеся задают себе рефлексивные вопросы: почему, зачем, во имя чего мы создаём проект?
Второй этап – конструктивный – включающий собственно проектирование. На этом этапе ученики, объединившись в группы по 4-5 человек или индивидуально, осуществляют планирование проектной деятельности. Они оговаривают вопросы, касающиеся сбора информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.), выявляют заказчика проекта. Заказчиками проекта могут быть обучающиеся класса или школы, учителя, общественность микрорайона и т.д.
При планировании деятельности важно не забывать о главной цели проекта, сроках его реализации и форме; учитывать наличие (или отсутствие) необходимой информации; придерживаться намеченных этапов работы.
Для того чтобы у обучающихся формировалось умение планировать проектную деятельность, они должны заранее составить список вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Это могут быть вопросы, раскрывающие особенности проекта, уточняющие какие-либо его нюансы, и любые другие вопросы, которые помогут правильно спланировать проектную деятельность.
Необходимость планирования любого вида деятельности отмечали некоторые ученые. Ведь «при наличии плана работы… ребёнок с малых лет приучается к порядку, к самоконтролю… испытывает душевное удовлетворение, которое даёт хорошо выполненная работа». Планирование проектной деятельности формирует у обучающихся способность увидеть собственную работу в целом, а также предоставляет возможность трудиться в индивидуальном ритме.
На данном этапе учитель оказывает обучающимся консультативную помощь. При этом ему следует организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый школьник смог проявить себя. Нередко в роли консультантов выступают обучающиеся, которые в дальнейшем будут помогать исследовательским группам в решении тех задач или иных задач. Если возникает необходимость (и есть возможность), то в качестве консультантов привлекают учёных, специалистов.
Поиск наилучшего варианта решения задач – важный аспект деятельности на данном этапе. Помощь учителя здесь может заключаться в подсказке нужных формулировок, которые позволяют обучающимся правильно выражать свои мысли. Кроме того, учитель даёт советы по организации поиска информации.
По времени это самый продолжительный этап. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы: как и с помощью чего мы создаём проект?
Третий этап – оценочно-рефлексивный, основу которого составляет самооценка и корректировка деятельности обучающихся. Содержанием этого выступает предмет индивидуальной или совместной деятельности.На основе оценочно-рефлексивной деятельности обучающиеся приходят к целостному осознанию и пониманию значимости проекта, критически относятся к себе и собственной деятельности. Кроме того, у обучающихся в процессе рефлексивного анализа формируются умения устанавливать последовательность выполнения проективных действий и осуществлять их контроль, видеть противоречия в изучаемых процессах и явлениях, вставать на позиции разных исследователей. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации проекта.
На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учёт критических замечаний учителя, товарищей по группе). Обучающиеся продумывают, как можно улучшить проект, что удалось и что не получилось, каков вклад каждого участника в создание проекта. Проект оформляется, компонуется и готовится к презентации.
Главнее вопросы, на которые отвечают обучающиеся на данном этапе: всё ли мы сумели сделать? Как сделать проект лучше?
Четвёртый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат общей и индивидуальной деятельности. На данном этапе проект окончательно оформляется в выбранной форме (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.). Защита проекта может проходить как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.
Кроме того, обучающиеся описывают приёмы, с помощью которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал.
В презентации группового проекта должны принять участие все обучающиеся, создававшие его. Роли участников проекта могут быть расписаны заранее.
Выступления участников проекта должны быть краткими, а их речь – свободной и уверенной. Для привлечения интереса к выступлению можно использовать различные наглядные средства: плакаты, слайды, карты, графики, а также включить в доклад цитаты, исторические факты, интересную информацию. Обучающиеся должны соблюдать регламент, придерживаться плана выступления.
Обязательными элементами заключительного этапа презентации являются вопросы к разработчикам проекта и краткое обсуждение выступления.
На презентативном этапе обучающиеся включаются в дискуссию, учатся конструктивно относиться к критике, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешённые вопросы. Главным вопросом, на который обучающиеся отвечают на этапе презентации, является вопрос «Что получилось?».
Как показывает практика, обязательной является консультация учителя на всех этапах проектной деятельности, в том числе и на завершающем этапе, когда к моменту сдачи проекта у обучающихся заметно возрастает напряжение. В этом случае школьникам целесообразно оказать содействие в выборе оптимального подхода к подготовке проекта для презентации. Можно посоветовать им рабочие материалы оформить в виде таблицы, схемы, картосхемы, графика. Особенно актуальным становится использование компьютерных программ, повышающих мотивацию обучающихся за счёт усиления их практической направленности.
При работе над проектом у обучающихся формируются универсальные учебные действия и ценностные ориентации. На каждом этапе работы над проектом обучающиеся должны задавать ценностно-смысловые вопросы: зачем? Во имя чего? Что получилось в результате? И т.д. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной деятельности.
Реализация проекта на основе самостоятельной деятельности, включённость обучающихся в образовательное пространство, их взаимодействие друг с другом и учителем позволяют успешно формировать ценностные ориентации.
* переработано составителем . Заочное обучение - на сайте «Инфоурок»  8 900 руб. / 600 часов
Похожие материалы
681542 681541 681512 681507 681494 681487 681459