Эпитет
(в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин) .
Эпитеты могут также выражаться:
- существительными
, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница
-зима;
мать -
сыра земля; Поэт - это
лира
, а не только
няня
своей души (М. Горький);
- наречиями
, выступающими в роли обстоятельств:
На севере диком стоит
одиноко
...(М. Ю. Лермонтов); Листья были
напряженно
вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
- деепричастиями:
волны несутся гремя и сверкая
;
- местоимениями
, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
- причастиями и причастными оборотами:
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак);
Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов,
не помнящих родства
(М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические
(в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка
золотая
,
бездонное
небо,
сиреневый
туман)
и метонимические
(в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая
походка (В. В. Набоков);
царапающий
взгляд (М. Горький);
березовым веселым
языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые
(гробовое
молчание,
свинцовые
волны
), индивидуально-авторские
(немой
покой (И. А. Бунин
), умильная
прелесть (Ф. И. Тютчев),
кудрявый
сумрак (С. А. Есенин))
и народно-поэтические
(постоянные) (красное
солнце,
буйный
ветер,
добрый
молодец
).
Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов
. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением ...
туманная
и
тихая
лазурь над
грустно-сиротеющей
землею (Ф. И. Тютчев),
гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин )) и другими тропами и фигурами.
Роль эпитетов в тексте Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. - уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): - создавать
контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский)
; И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев) |
В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные
и выразительные
(лирические).
Изобразительные
эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря
голубом
», «на
мертвом
небе»
и т. п.).
В выразительных
(лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы
безумные
людей»,
«томительная
ночи повесть»
).
Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.
Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи .
В широком смысле слова - эпитет - это определение, в которое вкладывается смысл понятия «художественный образ». «Это называемый признак, сопутствующий какому-нибудь слову», т.е. в простейшей форме это - прилагательное при существительном.
Принято считать, что эпитет - это литературоведческий термин. Л.И.Тимофеев отмечает, что троп представляет собой употребление слова в переносном значении, т.е. выделение вторичных его признаков для характеристики какого-либо явления.
Иначе говоря, троп есть сочетание слов, образующее новое значение, благодаря перенесению одного из вторичных признаков слова на другое слово.
Русский язык насыщен тропами. Говоря «опешить» или «ошеломить», мы не думаем о том состоянии, которое когда-то было действительно присуще человеку, оказавшемуся в трудном положении из-за того, что он потерял коня или получил удар по шлему: слово «разлука» не связано у нас с представлением о двух разошедшихся в противоположные стороны концах лука; слово «лукавый» не вызывает у нас представлений о кривизне лука.
Сами по себе тропы - явление языка, и могут быть встречены в любой области языковой деятельности, но именно в литературе они в особенности существенны, так как становятся чрезвычайно гибким средством индивидуализации изображения жизни.
В самом деле, так как троп выделяет чрезвычайной отчетливостью какой-либо один определенный признак явления, то, наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы, во-первых, индивидуализировать явление, а во-вторых, дать ему субъективную оценку.
В языке троп имеет, следовательно три основные задачи: познавательную, индивидуализирующую и субъективно-оценочную.
Поэтому именно в художественной литературе тропы, в особенности эпитеты, распространены и встречаются чаще всего. В связи с этим и говорят о языке художественной литературы как о языке образном, что в нем настолько часты художественно-изобразительные средства.
Как уже отмечалось, в широком смысле эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее и т.д. какое-либо понятие. В этом смысле эпитетом является любое прилагательное.
У нас до сих пор часто пытаются отделить понятие эпитета («художественное определение») от понятия определяющего слова по тем соображениям, что эпитет - художественное определение, т.е. красочное, образное и т.п., тогда как простое определяющее слово этой художественности не несет. С этой точки зрения в выражении «деревянные часы» перед нами не эпитет, а определение, а в выражении «роковые часы» - не определение, а эпитет. Эпитет есть слово или предложение, примененное к существительному или к его эквиваленту для того, чтобы подчеркнуть в изображенном явлении какое-нибудь его отличительное свойство, индивидуальное или родовое.
Таким образом, всякое одностороннее определение, усиливающее, подчеркивающее какое-нибудь характерное выдающееся качество предмета, является эпитетом.
Эпитет индивидуализирует, характеризует явление, выделяет в нем те признаки и свойства, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении, понимания и знания его, отношения к нему. Благодаря эпитетам писатель выделяет те свойства и признаки рисуемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Формой эпитета может служить всякое значащее слово, поскольку оно выступает как определяющее по отношению к другому (существительное: бродяга-ветер, царица грозная - чума, дева-роза; прилагательное: серебряная береза; наречие и деепричастие: жадно смотря, несутся сверкая).
Как известно, метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойства, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.
Всё ранее сказанное дает основание заключить, что эпитет - это образное, иногда метафорическое или метонимическое слово, которое используется в художественных и поэтических текстах для наиболее яркого, образного, выразительного описания реалий.
Обобщая роль эпитетов в художественной речи, можно выделить 8 основных пунктов их воздействия на текст:
- -усиливают выразительность, образность языка произведения;
- -придают художественную, поэтическую яркость речи;
- -обогащают содержание высказывания;
- -выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
- -создают живое представление о предмете;
- -оценивают предмет или явление;
- -вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- -помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Эпитет – это один из самых ярких выразительных средств в русской литературе, который мы используем ежедневно.
Причем, это не только школьная программа, где учеников «мучают» правилами и попытками запомнить, что же это за страшное слово, это в первую очередь слова, без которых наша жизнь станет скудной и не интересной.
Прежде чем продолжить, обязательно прочитайте, что такое , и .
Определение эпитета
Прежде всего, хочется привести такие примеры, которые используются как в русской классической литературе, так и в творчестве современных авторов.
Без примеров нельзя полностью понять, что же это за слово.
Тихий
ветер. Вечер сине-хмурый
.
Я смотрю широкими
глазами.
В Персии такие же точно куры,
Как у нас в соломенной
Рязани.
(С.А. Есенин)
Ещё пример.
…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые бусы янтарных , слезных на срезе , сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. (Дина Рубина)
Без использования эпитетов приведенные тексты, как и многие другие, показались бы сухими и неинтересными. Если выразить мысль более кратко, то эпитетом можно назвать определение при данном слове, благодаря которому слово приобретает выразительность и усиливает красоту произношения и восприятия.
Поэтому нам всем стоит окончательно разобраться как в понятии эпитета, так и во всех сложностях на пути к тому, что же можно назвать им и как отличить его от других выразительных средств.
Отличие эпитетов от метафор
Порой грань между определениями «метафора» и «эпитет» является очень тонкой и практически неразличимой. Но, тем не менее, разница между этими понятиями есть.
Метафора чаще всего характеризует слова в переносном смысле. Она также придает словам выразительность. Оба этих понятия входят в более широкую группу и называются тропами.
- Эпитеты – это понятия, которые обозначают какую-то определенную, важную черту в том явлении, которое они описывают.
- Метафора же представляет собой слова, используемые исключительно в переносном смысле, которые основаны на сходстве определенных признаков предметов;
Эпитеты могут выражаться только определенными частями речи:
- прилагательными (чаще всего), например, печальные глаза;
- существительными, которые используются в качестве приложений, например красавица -весна;
- наречиями, которые представляют собой образные определения действий (молчаливо застыли сосны);
- деепричастиями, если они приближаются к значениями образных определений действий (весна пришла, радуя и освещая всех солнцем).
Тот предмет, которому дается описание или определение всегда находится в том же предложении, что и эпитет.
Метафора может быть выражена существительными, и как правило, она представляет собой более сложную конструкцию.
- Эпитет всегда выражает определенную безусловную характеристику предмета либо предполагает собой оценку предмета автором.
- Метафора же выражает признак, который всегда характеризует оценку предмета автором. Она всегда выделяют сходство данного предмета с каким-то другим по его признакам, сравнивая его и преподнося в более ярком варианте.
Эпитет может впитывать в себя свойства других тропов, в том числе, и метафор. В таком случае выделяют более тонкие подвиды эпитетов, в частности, метафорические. Например, золотая осень.
Отличить эпитет от фразеологизма гораздо проще.
Фразеологизм – это всегда устойчивое словосочетание, которое устоялось на протяжении значительного промежутка времени.
Виды эпитетов
Часто пред нами встает еще одна проблема, как отличить эпитеты друг от друга. Ведь их выделяется сразу несколько видов. При этом на экзамене или просто в жизни каждому из нас хочется получить хорошую оценку и уважение окружающих.
Отличить эпитеты друг от друга по составу слова не слишком сложно, главное, запомнить, какие они бывают.
- Простые, Слитные и Составные.
Простые выражены одним словом, чаще всего прилагательным.
Слитные имеют два и более корней, которые воспринимаются, как одно целою по отношению к определяемому слову.
Составные , которые имеют два и более слова.
Существует еще одна классификация эпитетов по некоторым другим признакам:
- Общеязыковой. Это такие определения предметов, которые образованный человек использует в своей жизни довольно часто. Например, если попробовать подобрать эпитеты к слову «дерево», то можно насчитать их очень и очень много;
- Народно-поэтический. Это уже устоявшиеся фразы, которые сложно применить в каком-то другом контексте, нежели в уже привычном. Они все пришли из народного фольклора, у них есть специфика — переносить свойство одного предмета на другой. Например, синяя река, черный омут;
- Индивидуально-авторский. Это те эпитеты, которые практически невозможно встретить в повседневной жизни, но они прекрасно выглядят на страницах литературных произведений, особенно это касается художественных произведений. Например, вечер сине-хмурый .
- Это эпитеты, которые входят в состав устойчивых выражений . Они также практически не используются в повседневной речи. Пример, молочная река, кисельные берега.
Как видите ничего сложного.
Использование эпитетов в литературе
Невозможно представить ни одно литературное произведение без применения этого выразительного средства.
Они помогают составить более подробное мнение о том объекте, о котором нам хочет рассказать автор. Однако как недостаток, так и избыток эпитетов могут стать для автора «медвежьей услугой».
Цели, которые преследуют эпитеты в художественной литературе:
- Уделение внимания тому или иному признаку данного объекта;
- Пояснение и более полное раскрытие признака определяемого предмета;
- Использование для создания комического образа. Может быть основано, в том числе, на оксюмороне;
- Выражение индивидуального мнения автора;
- Наделение неживого предмета признаками живых существ, чтобы придать ему некоторые человеческие свойства, тем самым усилив его важность;
- Создание необходимой атмосферы (для книг ужасов, любовных романов это очень важно);
- Желание сделать так, чтобы читатель имел возможность сформировать именно свое мнение о том или ином объекте, предмете или персонаже.
Какую роль играют эпитеты в русском языке и литературе?
Для русского языка и литературы эпитеты играют значительную роль. Сложно представить нашу жизнь без употребления этих терминов. Речь была бы скучна и однообразна.
Они усиливают образность, яркость, художественность и литературность нашей речи. Ни одно признание в любви не может быть полноценным без применения эпитетов, восхваляющих вторую половину.
Эпитеты помогают выделить характерные черты, явления, помогают определить наше отношение к данным вещам. Для литературы – это одно из самых важных средств, с помощью которого автор может сказать нам, что он думает о том или ином предмете или событии, что чувствует по отношению к нему.
Данная тема не слишком сложная для понимания, которую можно изучить и понять. Причем, это не просто ненужные нам знания, которые на следующий день выветрятся из головы, но то, что прочно закрепится там и останется на всю жизнь.
Конечно же, какие-то знания, возможно придется и освежать, но знать, что обозначают все эти понятия, обязательно. Это важно, как при сдаче экзаменов, так и в обычной жизни.
Образование — то, без чего очень сложно прожить в современном мире. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы быть как можно образованнее.
Эпитет - это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.
Задача эпитета - создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).
Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры .
В русском языке выделяют различные виды эпитетов :
Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Оценочный эпитет - «чудесный вечер».
Описательный эпитет - «золотая осень».
Эмоциональный эпитет - «унылая пора».
Эпитеты также делятся на простые и сложные:
Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»);
Сложные эпитеты - словосочетанием («берег, милый для меня»).
Эпитеты. Задания.
1. Прочтите, сравните два отрывка. Какие слова, отсутствующие в первом отрывке, придают образность второму отрывку. Назовите эпитеты-определения, эпитеты- обстоятельства, эпитеты – дополнения.
1) Море смеялось. Под дуновением ветра оно вздрагивало и, покрывалось рябью, отражающей солнце, улыбалось небу.
2) Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрывалось мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
(М.Горький.)
Составьте предложения с выписанными эпитетами.
2. Прочтите, произведите синтаксический разбор по членам предложения (т.е. укажите подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения). Укажите определения и обстоятельства, которые являются здесь эпитетами (т.е. создают образность речи: помогают «видеть» предмет или действие).
Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженной дышим мы.
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.
Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.
В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке…
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.
Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Сребро метет, и рвет, и гонит
Над садом дикая метель, -
Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин...
Пусть за стеною, в дымке блеклой,
Сухой, сухой, сухой мороз, -
Слетит веселый рой на стекла
Алмазных, блещущих стрекоз.
(А. Белый)
3. Прочтите, выразительно. Отметьте эпитеты – определения, употребленные в прямом и переносном значении.
А захочешь – сомкни
На мгновенье ресницы,
К потемнелому небу
Притронься рукой.
И покажется город
Белокрылою птицей,
Пролетающей медленно
Над степною рекой.
Справа – трубы цехов,
Слева – музыка трактов.
И огнистые волны
Ветер плещет у ног.
За оградой урчит
Народившийся трактор -
Очень милый и теплый
Железный щенок.
(В.Сорокин)
4. Прочтите, отметьте эпитеты, перескажите.
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черёмуха?
- Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…
Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далёкий путь.
Увидав черёмуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
(З. Александрова)
5. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты. Какие слова, словосочетания в этом тексте мы можем считать ключевыми? Составьте план данного описания. Перескажите.
Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум - ровный, протяжный, как отголосок
дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное
воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый,
дремучий бор, которого не касались еще пила и топор лесного барышника.
Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью,
плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой;
сквозь полог сосновых игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие
папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие недвижимо,
не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые
травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой
истоме. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные
вздохи старого бора.
(В.Короленко)
6. Прочтите стихотворение. Обратите внимание на его лексические, фонетические, интонационные особенности. Попробуйте определить о чём оно. Выскажите свои предположения. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?
Даря человечество песней,
Забыв и покой и ночлег,
Она без дотаций и пенсий
Вступает в наш атомный век,
И пусть электронному зрению
Доверено многое, но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.
Пока вычислительный робот
Свершает свой верный расчёт,
Поэзии пристальный опыт
По тысячам русел течёт.
И где - то в работе бессрочной,
Что к лёгким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точёная точность стиха.
(В. Шефнер)
7. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?
А бригада - слово не водица,
Главное, железное, одно,
Это - боевая единица,
Наступленья верное звено.
Не запнемся и не подкачаем,
Слово это в сердце закрепя,
Все мы за бригаду отвечаем,
Каждый - отвечает за себя.
Честь бригады сердцем и руками,
Словно знамя, заслужив не зря,
Пронесем, как проносили знамя
Первые бригады Октября.
(Б.Ручьев)
8. Прочтите выразительно. Объясните знаки препинания. Объясните написание слов, вызывающих у вас затруднение. Найдите эпитеты, укажите среди них антонимы.
Не истомлённую, не праздную,
Не обеззвученную тьмой,
Я тишину люблю цветастую,
Живую, птичью надо мной.
Не безнадёжную, не гневную,
Не вздрагивающую от шагов,
А полноправную, полдневную,
В свеченье трав, в огне снегов,
В шуршанье чащ, дождей качании,
В простом спокойствии лица,
В сосредоточенном молчании
Мир создающего творца.
Не ту, что стынет в скуке девственной,
А ту, что, полня день вокруг,
Закономерно и естественно
Родит и вскармливает звук.
(И. Снегова)
9. Простите выразительно. Отметьте эпитеты. Найдите архаизмы.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне. (Е.Баратынский)
10. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты, укажите, какими членами предложения они являются. Составьте план данного описания, перескажите его.
1) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...
2) Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою...
(И.Тургенев)
Проанализируйте внимательно орфограммы, знаки препинания. Продолжите текст (напишите не менее пяти предложений, попробуйте закончить четверостишием, соответствующим данной теме).
11. Прочтите. Выпишите прилагательные в порядке нарастания признака качества. Почему эти прилагательные нельзя считать эпитетами?
Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. Прежде всего, он был не молод. В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. На фронт он мог не идти. Но в первый же день войны он записался добровольцем.
Во время первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. Сначала в батарее к нему относились с недоверием - уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. Бывают наводчики хорошие, способные. Бывают наводчики талантливые. Бывают выдающиеся. Он был наводчик гениальный. (В.Катаев)
12. Прочтите, ответьте на вопрос, почему необходимо было вносить редакционные исправления в «Отчет».
За соседним столом сидит Кирилл - по прозвищу Каюк - и творит. Здесь, в десятой лаборатории, вообще в ходу прозвища. Он пишет отчет и глух ко всему на свете. Как тетерев на току. Женька-лирик - поэт. Каюк - прозаик. Готов писать отчеты с утра до ночи, по четырнадцать часов в сутки, и все ему мало. Товарищи знают его страсть и пользуются ею: "Писать будет Каюк". И он пишет...
Каждый раз, когда Каюк заканчивает отчет, начинается "номер"; коллективное художественное чтение.
Братцы, вы только послушайте, что он пишет: "бесподобный метод интегрирования"...
- "Испытания носили двусмысленный характер"...
- "Интеграл ведет себя вполне прилично"...
Каждая фраза встречается хохотом.
Чаще всего за красный карандаш берется Вовка-критик. Он садится за отчет, вымарывает все цветистые фразы и вместо них ставит другие - скупые и скудные: "Эффективный метод интегрирования"; "мы были близки к решению этой задачи"; "в процессе испытаний были выявлены противоречащие друг другу факты"; "интеграл сходится в смысле главного значения"
СРАВНЕНИЯ.
Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым , вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем): На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. (А. Н. Толстой)
формой творительного падежа :
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов)
лексически - с помощью слов «подобный», «похожий»:
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Сравнения бывают:
членом простого предложения (отвечают на вопросы как? каким образом?)
сравнительным оборотом
в простом предложении: «Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял,
как снег
, теряя свои очертания» (А. П. Чехов).
частью бессоюзного сложного предложения: « Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.» (Некрасов)
зависимой часть сложноподчиненного
предложения: «
Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела,
- так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку.»
может представлять самостоятельный эпизод в такни повествования, будет состоять из нескольких предложений.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
храбрый как лев/ трусливый как заяц/ голодный как волк и др.
Задания. Сравнения.
1. Прочтите выразительно. Отметьте развернутые обращения.
Ты близко. Ты идешь пешком
Из города и тем же шагом
Займешь обрыв, взмахнешь мешком
И гром прокатишь по оврагам.
Как допетровское ядро,
Он лугом пустится вприпрыжку
И раскидает груду дров
Слетевшей на сторону крышкой.
Тогда тоска, как оккупант,
Оцепит даль. Пахнет окопом.
Закаплет. Ласточки вскипят.
Всей купой в сумрак вступит тополь.
(Б.Пастернак)
2. Прочтите выразительно. Охарактеризуйте сравнения.
Здесь – старина: все тот же сумрак древний,
И через пруд мосток скрипучий, хрупкий,
И вьет дорога наледь санных лент,
Но, как ряды реторт, стоят деревья,
И сучья, как неоновые трубки,
И тишь, как если б шел эксперимент...
И никуда не денешься! Со всеми
Или один, в пустыне и в толпе –
Не время нас несет! Мы носим время
В самых себе. Всегда в самих себе.
(И.Снегова)
3. Прочтите выразительно. Отметьте сравнения, укажите их виды.
Есть что‑то неизъяснимо‑трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами… Как‑то невольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какою‑то сострадательною любовью, иногда же просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, как‑то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы, пораженный, упоенный, невольно спрашиваете себя: какая сила заставила блистать таким огнем эти грустные, задумчивые глаза? что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки?
(Ф.М.Достоевский)
4. Прочтите. Отметьте своеобразие сравнений.
Слова - торжественные, слова,
Как пироги рождественские,
Слова как медленные шаги,
Как лакированные сапоги,
С царственными жестами,
Протягиваемые, жезлами.
Слова уважения,
Почитания,
Умиления:
Жертвоприношение,
Бракосочетание,
Благословение, -
Соединившие руки,
Как августейшие царствующие супруги.
Слова простейшие:
Есть, пить,
Небо, хлеб,
День, ночь,
Сын, дочь,
Свет, вода,
Стон, сон,
Быть, жить.
Это слова-однолетки,
Вполне годится
Обходиться ими
Слова - служащие,
Услужливо слушающие:
Что? как? так?
Они подаются к другим,
Как пальто и шинели,
Незаметны на слух.
Они вроде слуг
Стоят у фраз за плечами,
Придаются словам,
Как ложки и вилки,
Затыкают слова,
Как пробки бутылки.
А есть слова деловые,
Мастеровые, как:
Наждак, верстак,
Паковать, шпаклевать,
Поковка, ножовка, -
Обстоятельные,
Самостоятельные.
Есть слова,
Разящие и грозящие,
Обрывающие и убивающие,
Ждущие и жгущие,
Пирующие и целующие,
Губящие и любящие,
Злобные и добрые;
Слова как лекарственная трава,
Слова как еще не открытые
Как в пустыне
Приснившаяся листва…
(С.Кирсанова)
5. В стихотворении «Калитка» отметьте сравнения, укажите, чем они выражены.
Ободранную, словно липку,
Я вспоминаю до сих пор
Скрипуче-узкую калитку,
С размаху бившую в забор.
На ней порой катались мальчики.
И, эти шалости кляня,
Она скрипела злее мачехи
И хлопала, как западня.
А мы раскладывали гелий
И постигали письмена...
И чем скорее мы взрослели,
Тем уже делалась она.
Нас обступали грозно дали.
Война гремела наяву.
Над нами звезды созревали
И тихо падали в траву.
Оставив мамам боль, все чаще
Под пляску зарева и тьмы
Через калитку в мир горящий
Из детства уходили мы.
В калитке ветер сумасбродил,
Швырял бедняжку так и сяк.
И кто-то в бой собрался вроде,
Но зацепился об косяк...
Калитка била, как зенитка,
Горело неба полотно.
И пуль трассирующих нитка
Сливала жизнь и смерть в одно.
Но где ни шла бы наша рота,
Была калитка мне видна.
И Бранденбургские ворота
Казались уже, чем она.
Нам звезды путь спешили выткать,
Скрипела нам земная ось.
Не всем пройти через калитку
Еще раз в жизни довелось.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.
Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:
- - что это такое
- - какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
- - на какие виды они подразделяются
- - и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.
Что такое эпитет - примеры и определение
Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:
Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:
В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.
Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:
В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.
Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.
Именно эпитеты делают каждый из образов более полным :
- вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
- весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
- друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
- любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.
И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.
Эпитет - это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – более красивым.
Конструкции эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа .
Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается восхода солнца.
Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия :
Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)
Или существительные . Пример:
Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)
Или местоимения , с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)
Или и причастные обороты. Пример:
Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)
ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)
Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения , за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.
Виды эпитетов - украшающие, постоянные, авторские
Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:
- украшающие (их еще называют общеязыковыми);
- постоянные (народно-поэтические);
- авторские (индивидуальные).
Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:
ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.
К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали , и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):
ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.
Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же – или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.
МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)
Значение эпитетов для литературы и языка в целом
Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и ). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным , и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.
Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».
В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)
Что такое изложение и как его писать
Appbonus - заработок на скачивании и установке мобильных приложений на Андроид и iOs
Что такое интерпретация и какие вещи можно интерпретировать
Что такое харассмент и как от него защититься
Вербально или невербально - что это и какой вид общения важнее
Что такое лирика
Что нужно знать об ОСАГО - зачем нужна страховка, расчет ее стоимости (калькулятор) и проверка полиса по номеру в РСА
Как пишется слово НЕ ЗНАЮ - слитно или раздельно
Что такое Родина (Отчизна, Отечество)
Что такое социум и чем это понятие отличается от общества