Марте сорок три года. У нее и у ее мужа трое здоровых и вполне нормальных детей, которым восемь, десять и двенадцать лет. Она уже десять лет является активным членом церкви. Она лежит в больнице и восстанавливает силы после операции, но чувствует себя уже достаточно хорошо для того, чтобы с ней можно было поговорить.
Джуд пришел в больницу навестить свою тетю и заодно забежал повидать Марту. Он достаточно хорошо знал Марту, поскольку они уже восемь лет вместе трудились в различных церковных группах. Он немного волновался при мысли о том, что скажет Марте, потому что не привык навещать больных. Но все–таки Джуд решил обязательно повидать ее: когда он сам лежал в больнице, ему всегда было приятно, когда кто–нибудь его навещал.
Разговор
Разговор начал Джуд, поздоровавшись с Мартой и спросив, как она себя чувствует. Марта в ответ пожаловалась на то, что ей не очень–то весело лежать в больнице. Потом Марта замолчала, наступила небольшая пауза, и Джуд, сочувствуя Марте, сказал: «Я тебя очень хорошо понимаю, Марта, когда ты говоришь о больнице». Затем он во всех подробностях стал рассказывать Марте о тех «страданиях», которые ему причиняли врачи, медсестры и другие сотрудники больницы, когда ему самому довелось в ней лежать. Марта, не желая обидеть человека, который проявил к ней внимание и пришел ее навестить, улыбалась, кивала в знак внимания, слушая до конца все, что говорил Джуд. Затем Марта сказала: «Интересно, как поживают мой муж и мои дети. Трудно им, наверное, без меня». Джуд бодро ответил: «Тебе нечего волноваться, у тебя прекрасный муж. Я вижу в церкви, как он внимателен к детям. Моя жена постоянно твердит мне, что я должен обращаться с нашими детьми точно так же». Марта ответила спокойным, ровным голосом: «Наверное, ты прав». Джуд продолжал говорить о том, какой умный у Марты муж, как бы он сам хотел так же, как он, воспитывать детей, убеждая Марту, что ей нечего волноваться. Когда Джуд замолчал, Марта едва улыбнулась и поблагодарила его за то, что он зашел к ней. Джуд понял намек, пообещал заглянуть еще раз и распрощался.
Размышления
Этот разговор оставил Марту расстроенной и растерянной, ее не покидало чувство вины. Она расстроилась, потому что посетитель ее практически не слушал. Джуд больше говорил о своих переживаниях в больнице и о детях и не уделил внимания самой Марте. Более того, бодрая речь Джуда усилила чувство вины, которое было у нее и раньше, вызванное беспокойством о муже и детях. И наконец, Марта была в растерянности - по двум причинам. Во–первых, ей не давала покоя мысль о посетителе - она знала, что Джуд руководствовался самыми добрыми намерениями, когда навестил ее, но после его ухода она вздохнула с облегчением. Во–вторых, она не знала, как ей справиться с непокидавшими ее чувствами вины и тревоги.
Джуд покинул палату Марты с чувством облегчения, радуясь, что ему удалось найти тему для беседы, особенно после того, как разговор, казалось, зашел в тупик. Но ему все–таки было интересно, как же этот разговор прошел. Он старался ободрить Марту, сказав ей, какой у нее хороший муж, - Джуд действительно хотел бы так же хорошо воспитывать детей, но он чувствовал, что его слова не слишком–то подняли ей настроение. Джуду захотелось узнать, как, беседуя с людьми, помочь им почувствовать себя лучше; ему очень хотелось узнать основные принципы подобных разговоров.
ПОСЕЩЕНИЕ БОЛЬНОГО ОПЫТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Крис служила в этой церкви уже двенадцать лет. Она хорошо знала и любила Марту, так что, когда ей предстояло долгое отсутствие, доверяла Марте свою работу.
Разговор
Крис начала разговор, поприветствовав Марту и спросив, как она себя чувствует. Марта ответила, что лежать в больнице - дело малоприятное. Крис исподволь выяснила, о чем именно беспокоится Марта, разными словами выражая свои мысли и чувства. Скоро им обеим стало ясно, что больше всего Марту тревожило, как живется ее детям, пока она лежит в больнице. И это свое беспокойство она выразила очень эмоционально: «Я не уверена в том, что мой муж может так же заботиться о детях, как я. Я знаю, что мне не стоит волноваться об этом, но не волноваться я не могу».
После этих слов Крис постаралась выяснить, беспокоится ли Марта потому, что муж плохо заботится о детях, ругает их, не умеет обращаться с ними. Когда Марта заверила ее, что это не так, Крис сказала в ответ: «Мне кажется, что самое неприятное в твоем пребывании в больнице - это постоянное беспокойство о том, что твои дети не получают должной заботы от твоего мужа. Ты винишь себя за свое беспокойство, потому что на самом деле он любит их и может о них позаботится. Я права?». Марта согласилась с выводом Крис.
Затем Крис сказала: «Мне интересно, веришь ли ты в то, что настоящий христианин не должен испытывать чувство беспокойства?». Марта ответила: «Да, я верю в это. Моя мама часто повторяла слова Писания: "Не беспокойтесь", и я старалась никогда не забывать, что беспокойство - плохое чувство».
Высказав мысль Марты другими словами, Крис спросила ее, чем она конкретно обеспокоена относительно детей. Марта уточнила: «Я постоянно думаю о том, что с ними может случиться что–то страшное, а меня не будет рядом». Так Крис поняла, почему Марта чувствует себя виноватой и беспокоится.
Затем они переменили тему. Крис, говоря о беспокойстве и смущении Марты, напомнила ей, как она сама беспокоилась, когда, уезжая, возлагала свои дела на Марту. Она спросила, помнит ли Марта, какой совет она дала однажды Крис. Помолчав минуту, Марта улыбнулась и ответила: «Я сказала, что тебе надо научиться доверять нам и в молитве предоставить этот труд Богу».
Марта улыбнулась еще шире, когда добавила: «Это нечестно - напоминать мне о том, что я сказала». После этого они обе рассмеялись. Смех помог Марте подавить чувство вины и тревоги. Она подумала, что не стоит больше так сильно беспокоиться о детях.
Тема разговора снова изменилась, когда Марта спросила Крис: «Что помогло тебе доверять мне после того, как я дала тебе этот совет? Как ты приводила людей к Богу?». Крис ответила: «Я решила молиться за тебя и за всю церковь каждое утро минут по пятнадцать. Помолившись так с неделю, я успокоилась». Марта какое–то время подумала над ответом Крис и решила молиться за своих детей и мужа при каждом своем пробуждении, в утреннее или дневное время. По предложению Крис она решила записывать эти молитвы, чтобы во время следующего прихода Крис их можно было обсудить.
Потом Крис и Марта обсудили план еще раз; когда все детали были продуманы, Крис уже не сомневалась, что Марта будет следовать этому плану. Они вместе помолились, вверив Богу чувства тревоги и вины Марты и вспомнив о том, что говорит Бог об этих чувствах в Писании, вспомнив о Божьем величии и всепрощении. Потом Крис попрощалась с Мартой и ушла.
Размышления
После визита Крис Марта почувствовала себя намного лучше; Крис серьезно отнеслась к ее чувствам и помогла ей дельными советами. Особенно ей было приятно напоминание Крис о том, что, оставляя на какое–то время собрание в церкви, она испытывала те же чувства, что и Марта, разлученная со своими детьми. Марта понимала, что чувство беспокойства присуще всем, в том числе и христианам. То, что Крис молилась о ее чувствах тревоги и вины, сначала казалось Марте странным, но потом она почувствовала облегчение, высказав эти чувства перед Богом. Важно было и то, что они обсудили, как Марте преодолеть свое беспокойство.
Крис тоже чувствовала себя хорошо, когда вышла из палаты. Ей всегда нравилось помогать людям в трудные моменты. Особенно радостно ей было помочь Марте, которая не раз выручала ее. Кроме того, Крис отметила, Насколько лучше проходит подобный разговор, если строго придерживаться трехступенчатой модели.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В данном случае Крис - пример опытного пастора, а Джуд - пример неопытного пастора. Разница состоит в том, что Крис использовала свою способность помочь, богословский подход и обращение к христианским источникам, в то время как Джуд этого не сделал. Чтобы продолжить разговор об этом различии, необходимо дать определение отдельным терминам.
Я применяю термин «пастор» как к мирским людям (Джуд), так и к рукоположенным служителям церкви (Крис), которые используют свое свободное время для того, чтобы путем общения с людьми донести до них Благую Весть. Таким образом, этот термин относится: к христианским родителям, которые разговаривают со своими детьми, чтобы через это общение донести до них Божью любовь; к мирским людям, которые посещают больных, руководят людьми, работают в каких–нибудь организациях, преподают в классах; к учащимся семинарий, которые изучают курс пасторской заботы и наставничества; к рукоположенным служителям церкви, которые помогают людям в такие трудные минуты жизни, как болезнь или горе, или в такие радостные минуты, как подготовка к свадьбе или крещению.
Прихожанин
Если термин «пастор» относится как к мирским людям, так и к рукоположенным церковным служителям, то термин «прихожанин» относится ко всем, о ком заботится пастор. Я предпочитаю использовать термин «прихожанин», когда речь идет о наставнике, посетителе церкви, помощнике или пациенте, потому что именно он будет применяться при обсуждении заботы пастора о людях; другие термины имеют более широкое значение и выходят за рамки пасторского служения. Таким образом, в зависимости от определенного вида служения прихожанином может быть и подросток, и бизнесмен, и одноклассник, и чья–то дочь. Эта книга уделяет главное внимание индивидуальной помощи пастора, помощи одному человеку, но такую же помощь можно оказать и супружеским парам, семьям, разного рода небольшим группам.
Общаться
«Общаться» значит получать какие–то сведения или передавать их другим. Общение между пастором и прихожанином происходит по меньшей мере на четырех уровнях одновременно: вербальном, невербальном, динамичном и символическом. Вербальное общение - это слова, которые мы произносим. Выражение лица, поза, тон - все это определяющие аспекты невербального общения. Динамичное общение говорит о взаимодействии между людьми. Символическое общение относится ко всему, что передают внешний вид, ритуальные действия, роли, окружающая обстановка. В разговорах с людьми, которым необходимо помочь, невербальное, динамичное и символическое общение воздействует в большей степени, чем вербальное. Поэтому эффективное пасторское служение, цель которого - донести до людей Благую Весть, должно включать в себя невербальное, динамичное и символическое общение.
Благая Весть
Благая Весть - это та добрая весть, которую несет нам Бог. Наиболее полно эта весть доходит до людей через рождение, жизнь, учение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Пасторы как члены тела Христа, члены церкви являются свидетелями Его смерти и воскресения. Поскольку Христос совершает Свой искупительный труд, пасторы могут говорить о прощении, которое получают грешники, о надежде, которую получают отчаявшиеся, о примирении, которое получают отвернувшиеся от Бога люди. Донести до людей Благую Весть - главный труд пастора в его заботе о людях.
Крис донесла Благую Весть Марте словами и делами. Как член церкви и Божьей семьи она выразила присутствие Бога и Его любовь тем, что внимательно выслушала Марту (невербальное и динамичное общение) и разделила с ней ее семейные проблемы, используя свою символическую роль применительно к переживаниям Марты. В молитве в конце разговора она сказала о Благой Вести (вербальное общение); эти слова особенно сильно воздействовали на Марту, поскольку между ней и Крис установилось хорошее взаимодействие.
В отличие от Крис, Джуд не смог донести до Марты Благую Весть. Он невнимательно слушал Марту и преждевременно выразил участие (динамичное общение), что свидетельствовало скорее об отсутствии, чем о присутствии, о погруженности в свои мысли, чем о заботе о другом человеке. Таким образом, его попытка вербального общения с целью подбодрить Марту в конечном счете была воспринята как плохая весть. Даже если бы он попробовал в конце разговора помолиться вместе с Мартой, слова молитвы потеряли бы свою силу и значение, поскольку взаимодействие между Джудом и Мартой было очень слабым.
«Помощь» - это то, каким образом пастор слушает, отвечает, отзывается на просьбы людей или действует сам для того, чтобы сделать невербальное, вербальное и динамичное общение как можно более эффективным. Рекомендации относительно конкретной помощи, представленные в этой книге, разработаны на основе трудов Роберта Кэркхаффа (1969, 1979, 1983) и Джералда Игана (1975, 1982). Я написал о помощи для того, чтобы показать и подчеркнуть ее важность в деле благовестия, сопроводив мои рассуждения конкретным примером пасторского служения, дополненного богословским подходом и использованием христианских источников.
Важность помощи показана на примере Джуда и Марты, которые жаловались на то, как невесело лежать в больнице, после чего их разговор стал заходить в тупик. Это произошло из–за неумения Джуда в ответ повторить сказанную Мартой фразу. Крис же, в отличие от него, обладала таким умением, и Марта почувствовала, что ее и ее чувства понимают и разделяют.
Богословская оценка
«Богословская оценка» - это способность оценивать проблемы прихожан с богословской точки зрения. Одна из главных причин, по которым прихожане обращаются к пасторам, это потребность взглянуть на свои проблемы именно с этой точки зрения (Pruyser, 1976). Прихожанам нужно помочь понять, что Бог причастен к поискам ими выхода. Пасторам, предлагающим людям пути разрешения их проблем, необходима богословская точка зрения, потому что богословское знание поможет им избрать метафору, место из Писания, молитву или любой другой христианский источник, наилучшим образом подходящие к той или иной ситуации.
Основная идея этой книги состоит в том, что отдельная ситуация является только одним аспектом беспокойства прихожанина; нередко беспокойство трудно преодолеть из–за отношения прихожанина к проблеме. Это очень важное положение, потому что часто саму ситуацию изменить невозможно, зато вполне можно изменить отношение к ней. Когда ситуацию можно изменить, человеку легче вносить какие–то полезные коррективы, если, конечно, его убеждения конструктивны. В случае с Мартой сама ситуация (забота ее мужа о детях) не была истинной причиной ее беспокойства. Причиной было убеждение, что если с ними что–то случится, когда ее нет рядом, то произойдет катастрофа. И хотя Марта не могла ничего изменить, находясь в больнице, вдали от детей, она могла научиться доверять Богу.
Принимая во внимание важность точки зрения человека в решении проблем, связанных с его чувствами или поведением, мы можем сказать, что задача богословского подхода состоит в том, чтобы определить, какие убеждения вызывают трудности у прихожанина. Например, Крис выяснила, что чувство вины Марты было вызвано ее убеждением в том, что настоящий христианин не должен ни о чем беспокоиться. Затем Крис использовала богословское понимание чувства вины и сумела разубедить Марту в обоснованности такого чувства.
Под христианскими источниками подразумеваются традиционные методы, с помощью которых можно научить человека смотреть на мир в свете Благой Вести и отбрасывать вредные убеждения. В ситуациях, когда христиане стремятся донести до других людей Благую Весть, как правило, действуют семь категорий христианских источников:
Сам пастор является представителем Бога и церкви и отвечает за то, чтобы словами и делами донести до людей Благую Весть.
Писание содержит основные положения Благой Вести, с которыми соизмеряются все остальные.
Христианская традиция дает поучительнейшие примеры из жизни людей, показывающие, как Благая Весть воспринимается людьми разных возрастов, культур, как люди воспринимают ее в различных ситуациях.
Сравнительная теология и этика показывают Благую Весть в свете нашего времени и нашей культуры.
Общины завета - это группы из двух или более христиан, которые помогают людям в соответствии с учением Благой Вести.
Молитва подразумевает такие разновидности духовных дисциплин, методов, христианских материалов и искусства (поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство), которые помогают людям почувствовать присутствие и любовь Бога.
Обряды - это ритуалы, например - хлебопреломление, крещение, бракосочетание, похороны, которые в сочетании с другими источниками превращаются в многообразное свидетельство Благой Вести.
Каждый из этих источников может быть эффективным средством в борьбе против тех убеждений, которые вызывают у людей проблемы, и в воспитании в человеке христианских убеждений. Однако в каждой беседе пастора с другими людьми основным источником является сам пастор. Крис использовала в качестве добавления к этому источнику свой собственный опыт. Она также применила молитву: использовала ее в конце разговора, открыто вверив проблемы Марты в Божьи руки, и предложила Марте молиться так, чтобы эта молитва помогла ей побороть чувство беспокойства.
МОДЕЛЬ МЕТАНОЙИ
Помощь, богословская оценка и христианские источники объединены в форму беседы пастора с людьми, которую я назвал «Модель метанойи». Буквально метанойя в переводе с греческого означает «изменить взгляды». Этот термин показывает, что главная задача модели метанойи - помочь прихожанину изменить его миропонимание, чтобы потом он мог либо пережить трудную для себя ситуацию, либо внести в нее какие–то изменения.
В процессе решения проблем подобного рода можно выделить три стадии: 1) исследование, 2) понимание и 3) действие. Эти три стадии основаны на универсальном процессе, помогающем решить человеческие проблемы, - процессе изучения обстановки, понимания того, что можно предпринять в данной ситуации, и действия с целью изменить взгляд человека, ситуацию или и взгляд человека, и ситуацию вместе. Во время изучения (стадия 1) прихожанин старается выяснить, в чем состоит его проблема, рассказывая о своих трудностях. Пастор использует свою способность присутствовать при разговоре (внимание, ответ, оценка) для того, чтобы помочь прихожанину определить те его главные чувства и убеждения, которые лежат в основе его проблем. В процессе понимания (стадия 2) прихожанин начинает осознавать, что его собственные убеждения стали причиной трудностей и что Благая Весть может их разрешить. Для того чтобы бороться с убеждениями, ставшими причиной трудностей, и делиться Благой Вестью, пастор использует свое искусство переубеждать. В процессе действия (стадия 3) прихожанин решается изменить свои убеждения и поведение. Пастор использует свою способность руководить, чтобы помочь прихожанину сделать это наиболее эффективно. Схема 1 дает общую картину взаимоотношений между действиями пастора, помогающего прихожанину, и теми стадиями, через которые проходит сам прихожанин.
СХЕМА 1Рассмотрев краткий обзор этих трех стадий, уже легче понять, как проходил представленный ниже разговор между Крис и Мартой, который иллюстрирует умения пастора и стадии, через которые проходит прихожанин.
Стадия 1: Исследование
Прихожанин. По мере того как Марта беседовала с Крис о своих чувствах, мыслях и жизненном опыте, она стала лучше понимать источник и природу своего беспокойства. Марта стала осознавать, как сильно она беспокоилась о своих детях и каким сильным было ее чувство вины, связанной с ее беспокойством. Она не осознавала всего этого до тех пор, пока Крис, внимательно слушая, не вытянула все это из нее. Она также поняла, какие убеждения лежали в основе ее чувств.
Пастор. Повторяя слова Марты, Крис помогала ей рассказывать ее историю, пока они вместе не поняли, какое чувство беспокоит Марту. Таким образом, Крис убедилась в том, что она понимает проблему Марты точно так же, как и сама Марта. Она стала догадываться, что Марта беспокоится о детях и чувствует вину из–за этого беспокойства. Крис попыталась выяснить, так ли это на самом деле. Затем она выдвинула собственное предположение по поводу чувств и мыслей Марты. Наблюдая за выражением лица Марты и вслушиваясь в интонации ее голоса, Крис убедилась в правильности своего предположения. После того как Марта согласилась с ее выводом, Крис стала догадываться, какие именно убеждения вызывают чувство вины у Марты, и Марта с ее предположениями согласилась. Потом Крис поставила под сомнение правильность тех убеждений Марты, которые вызвали это беспокойство. Она завершила первую стадию, высказав свою оценку данной ситуации, с которой Марта согласилась.
Стадия 2: Понимание
Прихожанин. После того как Марта рассказала свою историю и согласилась с выводом Крис, она приготовилась выслушать ее мнение (первый поворотный момент в разговоре). Марта боялась, что ей придется выслушать такое же наставление - «Не беспокойся, все хорошо…» - какое ей уже высказывал Джуд. Когда же Крис рассказала, что в аналогичной ситуации и она испытывала похожее чувство беспокойства, Марте стало легче, ибо она поняла, что не одинока в своем беспокойстве. Когда Крис попросила Марту вспомнить про ее собственный совет, Марта вспомнила об этом, что придало ей уверенность в своих силах и в молитве, от чего ей стало еще легче. Марта рассмеялась и «упрекнула» Крис в нечестной игре, показывая тем самым, что она глубоко восприняла слово ободрения и надежды. Теперь она была готова действовать дальше в разрешении своих проблем.
Пастор. После того как Марта согласилась с ее выводами, Крис решила, что первым чувством Марты было беспокойство, а вторым - вина. Крис знала, что беспокойство Марты было вызвано отсутствием уверенности в Боге, а ее вина связана с этим чувством и неприемлема для Бога и ближнего. Исходя из такой богословской оценки, Крис решила бороться с чувством вины Марты, рассказав о том, что ей тоже приходилось испытывать подобное чувство, и с ее беспокойством, напомнив о ее собственном совете, то есть использовала два эффективных средства, чтобы изменить взгляды другого человека. В качестве христианского источника Крис использовала свой собственный опыт.
Стадия 3: Действие
Прихожанин. Чувствуя все меньше вины за свое беспокойство и все больше надежды на то, что беспокойство можно преодолеть (второй поворотный момент в разговоре), Марта приступила к разработке плана действий. Ее цель состояла в том, чтобы контролировать свое чувство беспокойства, доверившись Богу в делах, касающихся ее мужа и детей. Выслушав предложения Крис, Марта решила каждый раз после сна молиться за свою семью. Она также согласилась с советом Крис, что постоянное ведение записей молитв и ответов Бога на них придаст ей силы для непрерывного следования этому плану. А молитва в конце разговора укрепила в Марте веру во все, о чем они говорили, и побудила ее к решительным действиям в разрешении своих проблем.
Пастор. Когда они вместе рассмеялись, Крис уже знала, что Марта готова выработать для себя какой–то план действий; по радостному смеху и сияющему лицу Марты она поняла, что с плеч Марты свалилась огромная тяжесть. Поскольку Крис знала, что лучшие планы и цели могут выработать только те, кто будет их осуществлять, она решила выяснить, что и как Марта намерена делать. Расспрашивая Марту, Крис советовала ей, как лучше поступить, но ни в коем случае не навязывала своих идей. После того как Марта решила следовать определенному плану, задача Крис состояла в том, чтобы помочь Марте конкретизировать этот план - решить, когда, где, как и с кем его осуществлять. Затем Крис должна была помочь Марте обрести поддержку, которая помогла бы ей исполнить этот план. Крис знала, что в таких случаях полезно вести запись осуществления плана, кому–то рассказывать о том, как такой план претворяется в жизнь, - это служит большой поддержкой, а Марте в тот момент это было вполне под силу. Последнюю свою задачу Крис видела в том, чтобы помочь Марте пункт за пунктом просмотреть весь план. После этого Крис закончила разговор, помолившись с Мартой такой молитвой, которая помогла той почувствовать Благую Весть Божьего присутствия и Божьей власти.
НЕ ПРОСТО МЕТОД
Цель книги - помочь и мирским людям, и рукоположенным служителям церкви стать опытными пасторами, которые используют умение помочь, применяют богословскую оценку и христианские источники, чтобы донести до прихожан Благую Весть. Эти умения объединены в трехступенчатую модель метанойи, которую можно использовать для того, чтобы овладеть этими умениями и научиться правильно разговаривать с людьми. Такая модель разрешения проблем предназначена для отдельных бесед и краткого наставничества (серий дискуссий сроком до шести недель по какой–то особой проблеме или ситуации), характерных для общения пасторов с другими людьми.
Я вовсе не хочу сказать, что любой, освоивший несколько специальных приемов, способен донести до людей Благую Весть. Методы сами по себе ничего не дают. Пастор должен ясно понимать, что такое Благая Весть, и иметь страстное желание донести ее до людей. Тем не менее применение этого метода может помочь тем, кто желает трудиться в этой области, глубже понять Благую Весть и доходчивее доносить ее до людей. Поскольку все крещеные люди призваны словом и личным примером возвещать Благую Весть о Господе Иисусе, им всем дана огромная честь и ответственность стать опытными пасторами. Последующие главы показывают, каким образом они могут это сделать.
Хотя главное внимание эта книга уделяет способностям пастора, действительным наставником является Дух Святой (Ин. 14:26; 16:12–13), который напрямую говорит с прихожанами. Пастор овладевает искусством помощи, поэтому он не мешает Духу Святому неуместными ответами, а скорее помогает прихожанам услышать учение Духа Святого и следовать ему. Подобным же образом, богословская оценка важна для того, чтобы видеть, что делает Дух Святой, а христианские источники укрепляют прихожан в Духе Святом. Поэтому, не отрицая того, что пастор должен овладевать определенными навыками, отметим, что в разговоре пастора с людьми надо прислушиваться к Духу Святому, который говорит в каждом участнике такой беседы, обучая и пастора, и прихожанина. Опытный пастор - это не эксперт, который передает свои знания тем, у кого их нет; он - учащийся, который больше узнает о Благой Вести, слушая людей и отвечая им.
Дневник молодежного пастора Романов Алексей Викторович
Как стать пастором для молодежи?
Пасторство должно быть глубоко в сердце, потому что пастор – это не назначение, это не временная работа, из-за которой в твоем сердце внезапно появляется молодежь.
Приведу пример из жизни Сергея Мартюничева, который был молодежным пастором на протяжении многих лет. Сейчас он уже не несет практическую ответственность за молодежь, но она все равно в его сердце. Не так давно я увидел на его странице в Instagram, что он был на домашней группе у Кирилла Диденка, одного из молодежных лидеров, в 7 часов утра в центре Москвы. Я думаю, едва ли кто поднимется в столь ранний час, чтобы приехать на домашнюю группу, но он приехал. Потому что молодежь в его сердце.
Призвание пастора для молодежи, для взрослых или пожилых людей, детского пастора – оно должно быть в сердце. Библия говорит, что у нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Мне очень нравится десятая глава Евангелия от Иоанна, где написано, кто такой пастор. Пастор не бежит, когда приходят волки, он заступается за овец, помогает им, знает своих овец, он знает многое, и это находится глубоко в его сердце. Такое отношение и качества пастора можно развивать внутри себя.
Пастор всегда стоит в конце и терпеливо ждет то, что достанется ему. Он не бежит для того чтобы, получить для себя лучшее. Он отдает лучшее.
Пастора видно, когда он не бежит вперед, но пропускает сначала овец. Важно чувствовать радость от того, что молодежи хорошо, что они получили лучшее. Грустно наблюдать за теми людьми, которые хотят быть пасторами, но бегут вперед, чтобы получить лучшее для себя. Пастор ждет, пока другие получат.
Важно также понимать, что Иисус Христос – центр молодежи. И наша с вами задача – не просто «прилепить» молодежь к себе, но и к Христу. И здесь мы должны увидеть очень интересную вещь, которую апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам (4:16): «Подражайте мне, как я подражаю Христу» . То есть, другими словами, апостол Павел притягивает к себе и говорит: «Посмотрите на меня, на то, как я поступаю, посмотрите на то, как я живу, как реагирую и общаюсь с людьми, увидьте в этом Христа и Ему подражайте. То есть не просто мне подражайте, что я такой крутой, классный апостол Павел, у меня все хорошо получается, я такой умный, образованный и прочее». Он говорит: «Во мне увидьте качества, которые были во Христе, и им подражайте».
Важно показать молодежи, что мы, как пасторы, призваны являть Иисуса, любящего, доброго, заботливого, понимающего и сострадательного Гсопода. Его качества мы должны показывать через свою жизнь. Но это невозможно сделать, если нет личности. В тебе молодые люди должны видеть библейские примеры, они должны читать Библию утром и вечером и видеть ее в тебе. Видеть, как ты прощаешь их, если они поступают несправедливо. Они часто поступают неправильно по отношению к тебе и людям вокруг, и ты должен научить их или показать своим примером, как им следует поступать.
Ты, как пастор – личность, ты должен показать Христа своей жизнью.
Кроме того, нам нужно избегать слишком много думать о том, как мы выглядим, или о том, как мы говорим, важно не уделять этому внимания больше, чем Христу. Если мы уделяем слишком много внимания имиджу, собственному «я» – это беда. Если мы уделяем больше внимания Христу, если мы все время проходим какие-то «чек-листы» и проверяем свою жизнь, оцениваем, что мы делаем правильно и что неправильно, тогда нам будет легче, и молодежи будет легче, потому что они будут следовать не за тобой, но за Христом. Это действительно очень важно, когда мы служим молодежи.
Если мы уделяем слишком много внимания имиджу, собственному «я» – это беда.
Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автораФестиваль молодежи Летом 1957 года в Москве состоялось впечатляющее событие - VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Небывалый наплыв зарубежного люда - горячая пора для фарцовщиков и охотничий сезон для чекистов. Улицы и площади увешаны плакатами с изображением
Из книги Мои показания автора Марченко Анатолий ТихоновичО молодежи Сейчас в СВП, в Советах коллектива и других зэковских организациях служат в основном старики. Но и у стариков кончаются сроки, а в лагеря идет молодежь - студенты, рабочие, молодые писатели, научные работники. Лагеря «молодеют».А с молодежью администрации
Из книги Петр Смородин автора Архангельский Владимир ВасильевичВ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИН НА ФИНЛЯНДСКОМ ВОКЗАЛЕ Совет Петроградской стороны, когда вошли в него большевики, стал силой значительной, хотя и не афишировал своих успехов. И делал черновую работу, отрывая от «вождей» массу, которую те крепко колпачили звонкой, пустой фразой.На
Из книги Моя жизнь в футболе автора Бесков Константин ИвановичСОЮЗЫ МОЛОДЕЖИ При первом же удобном случае после Первомая Смородин отправился на Выборгскую сторону. Он разыскал Колю Фокина. Разговор с ним оставил неприятный осадок.Меньшевики и эсеры не сидели сложа руки: «чертово семя» пустило корни и в молодежном движении.Так
автора Войнович Владимир НиколаевичФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖИ В 1957 году мне предложили стать старшим тренером футбольной школы молодежи в Лужниках. Такие школы в порядке эксперимента были организованы кроме Москвы в Ленинграде, Киеве, Минске и Тбилиси сроком на пять лет. Но уже в 1960 году этот срок
Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич Из книги 80 лет одиночества автора Кон Игорь Семёнович«Чтобы не стать, о Боже, тем, кем я мог бы стать» Диссидентское движение в Советском Союзе на первом, романтическом этапе своего развития началось с протестов против судилищ над людьми, не совершавшими никаких преступлений. Потом оно разветвилось. Евреи отстаивали право
Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова МарианнаСоциология молодежи Молодежь – это тысячеликое божество: автор любого опроса получит именно те ответы, на которые рассчитывал. Франсуа Мориак Мой интерес к молодежной проблематике первоначально был абстрактно-теоретическим. Меня почти одновременно заинтересовали два
Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир НиколаевичЗАРУБЕЖНОЙ МОЛОДЕЖИ Зарубежная моя Русь-разноголосица! Стон скитальческой души Далеко разносится. Диссонансами звучат Планы и мечтания, Как в России бы начать Общее восстание. Молодые удальцы - Головы горячие, Строят в воздухе дворцы И мосты висячие. Формируют в
Из книги Креативы Старого Семёна автораФестиваль молодежи Летом 1957 года в Москве состоялось впечатляющее событие – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Небывалый наплыв зарубежного люда – горячая пора для фарцовщиков и охотничий сезон для чекистов. Улицы и площади увешаны плакатами с изображением
Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай КонстантиновичО задачах молодежи Главная задача нашей молодежи - учиться у старшего поколения…Ю.В. АндроповХожу по летним московским улицам, смотрю вокруг. Господи, как хорошо быть молодым! Вот он идет, веселый и счастливый, в ухе у него пирсинг, на майке месседж, на поясе плеер, в штанах
Из книги Солдат трех армий автора Винцер БруноМолодежи Вот и Уэлльсовская федерация - просто эфемерида. Кто и как изберет эти конклавы? Не попадут туда Платоны, Сократы, Аристотели, Пифагоры. Зато Гилберты Меррей, Мадариаги, Николаи Бутлеры, Рузвельты и прочие пустомели, наверное, протолкаются в эти говорильни. Чего
Из книги Я, Майя Плисецкая автора Плисецкая Майя МихайловнаВ союзе молодежи Мой отец никогда не ездил отдыхать с семьей, это стоило больших денег. Во время отпуска он наводил порядок в саду и навещал поочередно всех наших родичей, рассеянных по Берлину. Но если мне хотелось на каникулы пойти в поход с Германским национальным
Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей ВикторовичГлава 17 ФЕСТИВАЛИ МОЛОДЕЖИ «Лебединым» мое положение в театре на порядок укрепилось.В перечислениях новых послевоенных имен, «подающих надежды талантов», когда разговор заходил о балете, кургузый список начинали с меня. Эта «обойма» имен путешествовала из газеты в
Из книги автораБыть молодежным пастором Быть молодежным пастором – это трудно. Мой путь служения молодежным пастором был наполнен различными переживаниями и испытаниями, было так много ситуаций, проходить через которые не представлялось возможным без полного доверия Богу, без Его
Из книги автораКто может стать молодежным пастором? На мой взгляд, это призвание, которое дает Бог. Не всякий человек может быть пастором, нельзя родиться им. Конечно, мы можем развивать пасторские качества, но пастор – это призвание всей жизни. В Библии написано: «И Он поставил одних
Я и понятия не имел. Первый пастор, под чьим руководством я служил, был веселым старым эльфом, который обожал Рождество. Он был носителем неоспоримой радости и призывал всю паству испытать её на себе во время Адвента. Как верный его Санчо Панса на ниве рождественской радости, я грешным делом предположил, что все пасторы такие. Вот ведь «святая простота», всех своих «братьев по оружию» на ниве Господней я заочно определил в группу ярых сторонников Рождества.
Как же я ошибался. Со временем круг моих знакомств значительно расширился, я встретил и других пасторов. К моему огромному удивлению, среди них оказалось довольно большое число тех, кто не только равнодушен к Рождеству, но даже враждебен по отношению к нему. Рождественские праздники вызывают в них раздраженный стон, циничные ухмылки и возмущенные закатывания глаз.
Но разве Рождество не должно быть пиком церковного года? Разве не в Рождество свет воссиял во тьме и ангелы запели о мире для тех, кого возлюбил Бог? Разве не в Рождество в кофейнях начинают играть рождественские гимны, в которых, если прислушаться, можно различить слова об «избавлении от власти сатаны для отошедших от Господа»? И не начинают ли в Рождество по телевизору показывать и рассказывать об истории пришествия младенца, Сына Божьего, в этот мир? Что в этом может не нравиться?
Проблемы, величиной с Санта-Клауса
Хотя даже мне, ярому любителю Рождества и пастору церкви, приходится во время этих праздников нелегко. Некоторым, в зависимости от контекста, выпадает множество забот, связанных с планированием служения и выросшим списком обязанностей, и от всего этого на сердце беспокойство. Для других Рождество превратилось в фальшивый коммерческий фестиваль, каждый год высекающий искры гнева при взгляде на прихожан, которых засасывает воронка материализма.
Лейтмотивом грустной песни, которую я слышу от пасторов, становится тема о «рождественской рутине, которую надо пережить, чтобы в январе вернуться в обычное течение церковной жизни». Неужели мне снова нужно готовить проповедь об ангелах, мире и благе для всего человечества? Или о том, что история о хлеве – совсем не такая, как все привыкли ее слышать?
Если вам знакомы эти переживания, дорогие пасторы, я хочу призвать вас не просто с гневом в сердце дожить до конца декабря. Поскольку вы и так весь этот год составляли списки и проверяли их по несколько раз, я хочу предложить вам еще один список, который поможет вам вернуть радостное Рождество.
1. Добавьте к слову Рождество еще одно слово – Христово.
Не надо закатывать глаза, я не пытаюсь тут умничать. И не призываю осудить весь мир за то, что он не празднует Рождество так, как должно. Я не про мир, я про вас говорю. Можно, конечно, пропитаться цинизмом из-за отсутствия Христа в рождественской суете этого мира, но зачем позволять миру украсть Христа из вашего Рождества? Вы перестали восхищаться этой удивительной тайной Божьего смиренного воплощения в человеческом теле? Ну, тогда, возможно, пришло время обновить свой ум и снова попробовать осмыслить удивительное откровение появления на свет Мессии.
Соберите коллекцию ваших любимых рождественских песен, размышляйте над текстами. Выберите какой-нибудь специальный семейный план чтения Библии на Адвент, обсуждайте в семейном кругу происходившие вокруг рождения младенца события. Или придумайте для всей своей семьи, включая детей, миссию помощи кому-нибудь из ваших соседей.
2. Позвольте Рождеству поменять ваше расписание.
Вас огорчает, что рождественские праздники ломают ваше устоявшееся расписание? Если вы пастор, я знаю, что вас должно раздражать, что вся обычная церковная жизнь в это время поставлена на паузу.
А может просто нужно еще раз заглянуть в календарь и отказаться от некоторых хороших вещей в нём, чтобы задать новый ритм, отличающийся от прошлогоднего? Уделите время личной молитве, изучению Писания и размышлениям о красоте истории Адвента: свет Божий воссиял посреди тьмы для человеков, чудесный и благодатный. Это обновленное чувство восхищения может стать Божьей подготовкой вашего сердца для служения в наступающем году.
3. Станьте глашатаем рождественской радости.
Отвергните рождественский цинизм и провозглашайте Христа своими устами. Станьте радостным вестником Его рождения. Ничего, если пафосные речи – это не ваша стезя. Просто не позволяйте коммерческим атрибутам этого праздника отвлечь от чуда рождения вашего Спасителя. Наоборот, используйте это время, чтобы смело и открыто рассказывать Евангелие другим и даже себе самому.
Итак, защищайте свою радость, охраняйте свою надежду и пополняйте свой резервуар чувств. Еще не поздно вернуть себе Рождество, позвольте Святому Духу смирить ваше «скукожившееся» сердце и заставить его биться радостно о Рождении Христа, победившего смерть.
В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!
Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!
Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?
Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.
Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.
В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.
Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.
То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.
Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.
Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.
Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.
Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.
Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.
Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.
Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.
Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.
В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.
Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.
После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.
Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.
Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.
В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.
Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.
И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.
Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.
А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.
В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.
Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.
Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.
Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.
Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.
Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?
И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!
Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.
В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.
Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»
Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.
В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.
К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.
В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.
Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.
Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.
В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.
Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.
До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.
Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.
Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.
Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.
Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.
Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.
Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.
В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!
Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.
Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.
Журнал «Направо», №1, 2014
Исповедание пастора. Давайте на мгновение снимем розовые очки и увидим реальную картину. Быть пастором невероятно сложно.Церковь часто грешит тем, что говорит только о чудных благословениях, награде от служения – как будто оно становится лучше и лучше с каждым днем. Опубликовано на веб-портале
Мы как-то забываем упомянуть о страданиях, которые вовлечены в служение. Мы забыли или боимся того, что люди не захотят становиться пасторами, если узнают правду? Мне очень не нравится приносить плохие известия, но есть несколько вещей, к которым мы не в состоянии подготовить новых пасторов.
Вот несколько пунктов, которые я бы хотел, чтобы кто-то пришел и рассказал, когда мне было 20 лет. Я потратил последние 10 лет, чтобы прийти к этому, набив много шишек:
Вещи, которые я хотел бы знать, прежде чем стать пастором
1. Это будет наисложнейшим делом, которым вам доводилось заниматься.
Нет, серьезно! Это очень-очень-очень трудно! Представьте себе самое сложное, что вы когда-либо делали и умножьте это во сто крат. Тогда у вас получится представление, насколько трудным является пасторство. Если вам хочется стать пастором, потому что это звучит весело и легко, займитесь чем-то другим.
2. Духовности и любви ко Христу будет недостаточно; вы должны быть способны повести людей.
Ваш характер и любовь ко Христу – вот требования для входа в эту должность, ключевые и более важные, чем что-либо еще. Однако не имеет значения, насколько вы благочестивы: если вы не можете вести людей, вам придется тяжко.
3. Люди будут избегать вас и вести себя странно просто потому, что вы пастор.
Люди будут вести себя одним образом, когда вы рядом, и иначе, когда вас нет. Другие будут избегать вас, потому что вы представляете Бога, а они испытывают вину. Вот почему многие пасторы страшатся неминуемого вопроса, когда знакомятся с кем-то: «Ну, так кем ты работаешь?»
4. Люди будут ожидать, что вы открыты и доступны 24/7.
Вы будете получать ночные сообщения и звонки. Какие-то из них будут срочными, какие-то смогут подождать. Вам придется расставить границы в вашем расписании, потому что работа пастора никогда не заканчивается.
5. Трудоголизм будет вознагражден, но это уничтожит вашу семью.
Пасторы, работающие слишком много, получают хвалу и растут… пока их семья не начинает разваливаться. Тогда нам их становится жаль. Вам часто придется выбирать между служением и тем, чтобы побывать в кругу семьи.
6. Когда люди перестают посещать вашу церковь, это ранит.
Не имеет значения, насколько вы хороши. Некоторые будут уходить. Это неизбежно. Вы можете вовсе не быть причиной ухода, но это всегда воспринимается на свой счет.
7. Вам придется бороться с желанием посоревноваться с другими церквями.
Вы всегда проиграете, если будете сравнивать. Если вы сравните себя с церковью поменьше, то почувствуете гордость. Если сравните с церковью больше вашей, то почувствуете зависть. Оба чувства греховны.
8. Нападки изнутри церкви будут похуже, чем извне.
Вы будете ожидать нападок от людей вне церкви. Но возможны вражеские атаки изнутри, как Иуда предал Иисуса. Они ранят больнее всего.
9. Никто вас не научит, пока вы не разберетесь сами.
Люди, которых вы бы хотели себе в наставники, заняты. Никто и никогда не замечал моего «большого молодого потенциала» и не пытался наставить меня. За каждым своим наставником мне, буквально, приходилось бегать.
10. Вам придется бороться с пессимизмом, горечью и депрессией.
У вас будут периоды сомнений в Божьем ведении, чувства обиды к людям в вашей церкви и даже депрессии. Результатом неприятного опыта в пасторстве стал один из худших годов моей жизни.
11. Ваш успех в глазах других будет мериться количеством прихожан.
Я бы хотел, чтобы это не было правдой, но это правда. Если ваша паства растет, люди будут вас хвалить. Если сокращается, люди будут вас винить. Нравится вам это или нет, но так рассуждают люди.
12. Вы никогда не будете достаточно хороши.
Неважно, что вы делаете, но некоторые люди не будут любить вас. Вы никогда не будете достаточно хороши, чтобы понравиться каждому. И еще вам самим часто будет казаться, что вы неадекватны и не подготовлены.
13. Будь то хорошее или плохое, оно коснется вашей семьи.
Нравится вам или нет, ваше служение будет оказывать глубокое влияние на семью. Некоторые семьи становятся ближе к Господу в совместном служении; другие нет. Служение будет делать вашу семью либо лучше, либо хуже. Боритесь с этим.
14. Без семинарской степени вы будете считать себя менее компетентным.
Я жалею, что не поступил в семинарию раньше. Не только ради знаний, но еще и потому, что наличие образования значило для меня очень многое. Вы можете спорить, нужно ли оно вам или нет, но если у вас нет образования, вас будут осуждать. И неимение должного образования может мешать вам двигаться вперед.
15. Деньги будут проблемой.
У вас будут сложности с финансами, особенно на первых порах. Многим пасторам платят недостаточно. Вы должны быть к этому готовы. Вас не испугает, что вы не можете купить новую одежду, хороший дом или подарить жене и детям то, что вам хотелось бы подарить?
16. Вероятно, вам часто придется переезжать.
Средняя длительность пребывания пастора в церкви зависит от его роли. Однако, большинство пасторов, которых я знаю, включая меня, в течение жизни жили во множестве городов, служа в многочисленных церквях. Пастор, проработавший всю жизнь в одной церкви – большая редкость, вызывающая восхищение.
17. Когда вам придется покинуть церковь, вы оставите там и многих друзей.
Захотели ли вы сами уйти или этот выбор сделали за вас, но вы потеряете больше, чем просто работу: вы потеряете свою церковную семью. Когда пастор оставляет служение, всегда имеет место болезненное чувство утраты. Ваша жена и дети тоже почувствуют это.
18. Духовная война реальна, и враг будет атаковать вас и вашу семью так, как вы себе не могли представить.
Каждый пастор может рассказать вам несколько историй о сумасшедших вещах, которые случались в худшие времена. Если сатана не пустит вас под откос, то попытается задеть вашу семью. Моя семья постоянно терпит атаки, пока Бог не совершит что-то великое. Молитесь постоянно и просите других, чтобы они молились за вашу семью.
19. Часто боевой дух будет вас покидать, и вы будете задумываться об уходе.
Большинство пасторов называют эти дни понедельником. Даже если в воскресенье все идет хорошо, враг все равно попытается использовать тот один негативный комментарий, чтобы сломить вас.
20. Это того стоит!
Жизнь, полностью посвященная Христу – самая большая в мире награда. Вы будете страдать. Это не будет легким делом, но оно того стоит. Согласиться на Божий призыв служить Ему – лучшее решение, которое я когда-либо принимал.Вы займете место в первом ряду, чтобы увидеть, как меняются жизни, исцеляются браки и как возвращаются блудные сыновья. Воздействие, которое вы окажете, будет иметь эффект и после вашей смерти. Поколения семей будут изменяться, потому что вы сохраняли верность и не сдавались.
Если эта статья показалась вам слишком негативной, то я скажу вам, что есть много причин, по которым я счастлив быть пастором. Если эта статья наводит на вас грусть, то она и должна. К сожалению, это реальность, с которой пасторы встречаются каждый день.
Согласны с этим? Что бы вы хотели узнать, прежде чем стать пастором?