Русский язык
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.
Цели у рока :
1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
2.Используя игровые приемы, развивать у учащихся логическое мышление, речь.
3.Воспитание мотивации к учению.
Наглядность и оборудование: картины, кроссворд, таблицы.
Ход урока :
I. Организационная часть.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
1.Рапорт дежурного.
II. Сообщение темы урока.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Какую тему изучаем?
Где может стоять ь?
Мы сегодня продолжим изучение темы « Мягкий знак на конце и в начале слова»
III. Изучение нового материала.
1 .Задание на мышление.
На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.
гроза ветер луна солнце
дождь пыль ночь … (день)
а) Какое слово пропущено?
б) Что общего между словами нижнего ряда?
2. Минутка чистописания: нь
3. Что вы знаете о мягком знаке?
а) Мягкий знак-хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часть просится.
4. Что обозначает мягкий знак?(мягкость согласного)
5.Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.
Ел-ель шест-
Угол- жар-
6.Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.
Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.
Письмо под диктовку.
Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.
а) Прочитайте слова.
б) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
в)Прочитайте слова с ь на конце.
Прочитайте слова с ь в середине слова.
7. Пришли Машенька и Дашенька (картина)
Спрячьте ь в середину слова.
Пень-пеньки
8. Прилетел снегирь (картина)
а) Упражнение на мышление.
Назови лишний предмет.
Портфель, коньки, кольца, книга (нет мягкого знака).
б) Работа с учебником.
Выполнение упр. 15, стр. 84.
9.Пришел медведь (картина). Просит нас отдохнуть.
Физкультминутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,
С погремушкою ходил.
а) Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется ь (большой, поменьше, маленький, дзинь)
10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Лось)
б) Стройный, красивый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день
Кто же это? …(Олень)
в) Домашнее животное (Лошадь)
г) Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу (Медведь).
11. Пришла Мальвина (картина)
Мальвина принесла пять больших тюльпанов.
а) Что принесла Мальвина?
б) В каких словах пишется ь?
в) Напишите предложение в тетрадь.
г) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
На обратной стороне тюльпанов слова с пропущенной буквой. Нужно объяснить правописание слов с ь (Дети выходят к доске)
11.Задание от лебедя (картина)
Какие слова подходят к данной схеме?
деньки коньки
пеньки окунь
полька моль
пень угольки
пыльно соль
а) Где пишется ь?
12.Кто пришел к ь?
а) Назовите слова с ь на конце.
б) Назовите слова с ь в середине.
III. Заключительная часть.
1.Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 14, стр. 84.
а) Какую тему изучали?
б) Где может стоять ь?
в) Кто пришел в гости к ь?
г) Какие задания понравились больше?
Большой комплект материалов к уроку на Ь после шипящих (презентации, тесты, карточки, игры, диктанты и многое другое)
10 слов на правило Ь после шипящих
Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач.Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч.
25 слов на правило Ь после шипящих
Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж.Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.
Списки на отдельные пункты правила
Существительные
Женский род, 3 склонение
Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.
Женский род, мн. ч.
Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.
Мужской род, 2 склонение
Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, Змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.
Прилагательные
Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.
Наречия
Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Частицы
Ишь, бишь, вишь, лишь.
Глаголы
Инфинитив
Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.
Глаголы 2-го лица
Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.
Глаголы повелительного наклонения
Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.
Ь сохраняется перед -те и -тесь : намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.
Свидетельство о публикации № 1356502 от 31.05.2017
МБОУ БГО СОШ № 12
Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.
урок русского языка, 2 класс
Подготовила и провела
учитель нач. классов Гаврилина Л.В.
г. Борисоглебск
Тема: Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.
Ц е л и:
Обучающие:
развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные:
формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие:
формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки для словарной работы;
карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
карточки со схемами позиций мягкого знака;
наглядность значений слова «соль»
Ход урока.
I . Орг. момент.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II . Цели урока (психологическая минутка).
Вы любите преодолевать трудности?
Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
III . Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
Где может стоять второй знак (в конце слова)
Итак, сначала все пропишем в воздухе.
А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)
Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая .
Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
у неё нет собственного звука,
но может влиять на звук, стоящий перед ней,
не может стоять в начале слова
не имеет заглавной буквы.
Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь ?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)
Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь ск _ зать - скажеш ь
IV . Словарная работа:
Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)
Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
Почему (проверяем по словарю).
Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.
кто?
что?
учитель
девочка
медведь
мальчик
тетрадь
пальто
морковь
коньки
Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).
Какие слова отвечают на вопрос Кто?
Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.
Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)
Почему? ( правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)
Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.
V . Физминутка.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет. )
Почему в этих словах пишется мягкий знак?
А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)
Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.
VI . Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.
А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?
Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.
Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
VII . Работа с предложением.
Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь .» (комментирует один ученик)
Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.
VIII . Работа в парах.
А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)
В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)
Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
IX . Итоги урока.
Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
А какой секрет русского языка вы теперь знаете?
(когда и зачем пишется мягкий знак)
Хорошо, вы все справились с трудностями.
Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.
Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
Спасибо всем. Урок закончен.
Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».
Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Цели:
Коррекционно-обучающие:
- учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
- формировать умение объяснять орфограмму
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и слух,
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.
2. Правило речи.
Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.
4. Тема логопедического занятия.
Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
Правильно, это мягкий знак: «Ь».
Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
Дети пишут «Ь» на пшене.
Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Что вы можете сказать о мягком знаке?
- «Ь» — это буква.
- «Ь» не обозначает никакого звука.
- «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.
Что обозначает мягкий знак?
Он обозначает мягкость согласного.
5. Фонематическое восприятие.
В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.
Соль, конь, нос, хорь, лось, пень, комар, кран, мел.
Вспомните слова, которые я называла.
6. Игра «Назови слова с мягким знаком».
Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.
Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.
Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?
Во всех словах пишется мягкий знак.
7. Игра «Вставь мягкий знак».
Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.
8. Физминутка (музыкальная).
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!
Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.
9. Загадка.
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)
Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.
Где находиться «ь» в слове «коньки»?
Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)
Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.
Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.
10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».
Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки
Где в слове может встретиться «Ь»?
11. Работа с предложениями.
Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?
Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога
Составить текст, соблюдая следующую последовательность:
1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».
Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?
Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.
12. Итог занятия.
Когда в словах пишется мягкий знак?
Когда согласный звук произносится мягко?
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.
Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.
Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул
Мягкий знак Ь.
Мягкий знак Ь не обозначает звуков (как и твёрдый знак Ъ) и выполняет несколько служебных функций:
- разделительная функция,
- обозначение мягкости согласного на письме,
- показатель грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
- Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
:
семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].
После приставок Ь никогда не пишется
Ь
разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’]
(- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю
[сал’У] щи солью
[сал’й’У].
Пылю пылью
.
Коля
несёт колья
.
Сначала полю
, потом полью
.
Внимание
! Твердый знак Ъ отделяет приставку
, оканчивающихся на согласный, от корня на е, ё, ю, я,
а мягкий знак используется в остальных случаях.
В некоторых заимствованных словах перед -он
:
почталь он, баталь он, буль он, павильон, медальон, шампинь он.
Неразделительный мягкий знак.
Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
моль , роль , пять , фонарь .
При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
тол - толь, угол - уголь, вес - весь, ясен - ясень, ел - ель, дан - дань. - в середине слова Ь обозначает:
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма; - Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:
Кузь ме (изменили слово - Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется - гвозд одёр, где з - твердый звук.
- мягкость согласного перед твердым согласным:
- мягкость согласного Л
перед любыми другими согласными (не Л):
маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.
Мягкий знак - правила написания
Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:
- Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.
Однако есть фонемы, которые всегда:
а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;
б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.
Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.
На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:
а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;
б) Написание следом за ними мягкого знака.
Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.
Существуют три основные позиции:
- На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
- В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
- После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.
Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.
Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:
- Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.
Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:
- Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.
Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.
Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах
В русской орфографии существует несколько случаев, когда пишется мягкий знак после шипящих согласных «ж», «ш», «ч», «щ» в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Рассмотрим их подробно.
Ь после шипящих в существительных
После шипящих согласных «ь» пишется не для смягчения их. Ведь согласные «щ», «ч» не нуждаются в этом, являясь непарными мягкими согласными. А согласные «ж», «ш» , напротив, всегда твердые. Значит, мягкий знак, который пишется после шипящих согласных является морфологическим знаком, то есть маркером для обозначения существительных женского рода третьего склонения, например:
- помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
- горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
- бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
- ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.
написание которых отличаем от существительных мужского рода второго склонения:
- товари щ, плю щ, ово щ, бор щ;
- скрипа ч, смер ч, цирка ч, кала ч;
- камы ш, мяки ш, малы ш, шала ш;
- сторо ж, мор ж, фура ж, пля ж.
Мягкий знак после шипящих в глаголах
Глаголы в форме 2 лица настоящего времени изъявительного и повелительного наклонения единственного и множественного числа пишутся с «ь» после шипящих согласных:
- ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, строчи ш ь;
- обре ж ь - обре ж ьте;
- спря ч ь - спря ч ьте;
- пое ш ь - пое ш ьте.
В неопределенной форме глаголов после шипящих обязательно присутствует мягкий знак:
прибере ч ь, увле ч ь, помо ч ь, отре ч ься.
В наречиях
Наречия требуют написания мягкого знака после шипящих:
- упасть навзни ч ь, терпеть невмо ч ь;
- открыть окно насте ж ь;
- забыть напро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
- ударить наотма ш ь, случается спло ш ь и рядом.
Слова-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В конце частиц
В конце частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» также напишем мягкий знак.
Ишь ты какой умный!
Лишь звезды смотрели в сонный пруд.
когда пишется «ь» знак после шипящих помогите пожалуйста (пишет дочка)
Вы не указали, какая часть речи Вас интересует, а мягкий знак на конце слов может писаться или не писаться в существительных, кратких прилагательных, наречиях, глаголах и частицах.
Посмотрите на табличку из Интернета, где хорошо представлен почти все правила написания Ь после шипящих.
Обращаю Ваше внимание: нельзя говорить, что после шипящих Ь пишется на конце слов женского рода и не пишется на конце слов мужского рода. Это НЕВЕРНО, потому что слова ДАЧ, КРУЧ, ЗАДАЧ, ТУЧ относятся к женскому роду, а Ь в них не пишется, так как это слова 1-го склонения в родительном падеже множественного числа. А слова училищ, удилищ не относятся ни к женскому, ни к мужскому роду – это существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа, и Ь в них тоже не пишется.
ПРАВИЛЬНО сформулировать правило так:
Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется у существительных 3-ГО СКЛОНЕНИЯ и не пишется у существительных НЕ 3-го склонения, то есть 1-го и 2-го (примеры в таблице) .
НА конце наречий после шипящих Ь пишется, кроме слов УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
На конце глаголов после шипящих Ь пишется всегда и сохраняется перед возвратным суффиксом -СЯ и перед окончанием повелительного наклонения -ТЕ: стеречь – стеречься; решаешь – решаешься, мажь – мажься, мажьте.
А на конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется никогда (примеры в таблице) .
К правилам, представленным на табличке, следует добавить, что есть частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ, союз ЛИШЬ, на конце которых мягкий знак пишется.
Правописание мягкого знака
Буква мягкий знак как знак мягкости
Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .
Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .
Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях
1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .
Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .
?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).
2. После других согласных букв:
а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;
В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.
б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).
3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .
Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .
Буква «Ь» как показатель грамматической формы
Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;
В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.
б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;
г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .
После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;
б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;
г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .
Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:
а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;
б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;
в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .