КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по проверке знаний организаций
В целях совершенствования системы обучения по охране труда в Московской области и в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации , Положением о Комитете по труду и занятости населения Московской области , утвержденным (с изменениями, внесенными ):
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и работы комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций.
2. Признать утратившим силу распоряжение Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 18.03.2003 N 22 "Об утверждении Порядка проведения проверки знаний требований охраны труда в комиссиях обучающих организаций".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по труду и занятости населения Московской области Стрелкова В.М.
Председатель Комитета
Ю.И.Рагозин
Порядок формирования и работы комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Комитета по труду и занятости
населения Московской области
от 24 мая 2010 года N 14-р
I. Общие положения
1. Порядок формирования и организации работы комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.01.2003 N 1 и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" , постановлением Правительства Московской области от 30.06.2003 N 378/23 "Об утверждении Положения о системе обучения по охране труда в Московской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 20.05.2005 N 328/19), постановлением Правительства Московской области от 17.03.2009 N 207/10 "О Положении, структуре и штатной численности Комитета по труду и занятости населения Московской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 25.01.2010 N 27/2) и устанавливает требования к формированию и работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, входящих в систему обучения по охране труда в Московской области (далее - Комиссии).
2. Комиссии осуществляют проверку знаний требований охраны труда:
руководителей организаций и руководителей обособленных структурных подразделений организаций, их заместителей, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации и производственных подразделениях;
руководителей и специалистов служб охраны труда организаций, работников, на которых работодателем возложены обязанности по организации работы по охране труда;
руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в организации;
членов комиссий организаций по проверке знаний требований охраны труда;
педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования - преподавателей дисциплин "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;
работодателей - индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд;
членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций;
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (далее - руководители и специалисты).
3. Руководители и специалисты проходят проверку знаний требований охраны труда в Комиссии той обучающей организации, в которой проходили обучение по охране труда.
4. Члены Комиссий до начала своей деятельности проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда по Программе обучения по охране труда членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, в объеме 40 учебных часов.
5. Обучающая организация, в которой проводится обучение членов Комиссий, состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда членов Комиссий и форма проведения проверки знаний требований охраны труда членов Комиссий устанавливаются Комитетом по труду и занятости населения Московской области.
II. Порядок формирования комиссии
4. Комиссия формируется приказом (распоряжением) руководителя обучающей организации (приложение 1).
5. Комиссия состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов Комиссии.
6. Персональный состав Комиссии, включая председателя, заместителя (заместителей) председателя и секретаря Комиссии определяется руководителем обучающей организации.
7. В состав Комиссии входят:
руководители, штатные преподаватели обучающей организации;
представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
государственные инспекторы труда в Московской области;
представители профессиональных союзов Московской области.
8. В состав Комиссии могут быть включены:
руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти;
представители исполнительных органов государственной власти Московской области;
представители органов государственного надзора и контроля, а также работники служб охраны труда организаций, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.
Должностные лица, не являющиеся работниками обучающей организации, включаются в состав Комиссии по письменному согласованию с соответствующей организацией, органом государственной власти и органом местного самоуправления, в том числе:
представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области - по письменному согласованию с главой (заместителем главы) муниципального района или городского округа;
государственные инспекторы труда в Московской области - по письменному согласованию с руководителем Государственной инспекции труда - главным государственным инспектором труда в Московской области (заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Московской области (по охране труда);
представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области - по письменному согласованию с руководителем (заместителем руководителя) соответствующего центрального исполнительного органа государственной власти Московской области;
представители организаций профсоюзов - по письменному согласованию с председателем (заместителем председателя) Московского областного объединения организаций профсоюзов.
9. Состав Комиссии согласовывается Комитетом по труду и занятости населения Московской области (далее - Комитет).
10. Для согласования состава Комиссии в Комитет предоставляются:
заявление на имя председателя Комитета о согласовании состава Комиссии (приложение 2);
копии писем организаций, органов управления, надзора и контроля о согласовании (отказе в согласовании) включения их должностных лиц в состав Комиссии;
копии удостоверений о проверке знаний требований охраны труда должностных лиц, включаемых в состав Комиссии.
Предоставление копий удостоверений о проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов Комитета, государственных инспекторов труда в Московской области, иных органов государственного надзора и контроля не требуется.
11. Деятельность Комиссии, сформированной без согласования с Комитетом, неправомочна.
III. Порядок работы комиссии
12. Организационно - техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется обучающей организацией. О месте и времени работы Комиссии извещаются все ее члены, включая председателя Комиссии и заместителя (заместителей) председателя Комиссии.
13. Проверка знаний требований охраны труда проводится Комиссией по окончании обучения в объеме программ обучения по охране труда.
14. Наряду с традиционной формой проверки знаний (прием экзаменов по билетам) проверка знаний требований охраны труда проводится в форме собеседования или тестирования, с использованием технических средств, компьютерных программ, элементов модульной системы обучения и других форм контроля знаний.
15. Результаты проверки знаний требований охраны труда оформляются протоколом заседания Комиссии (далее - Протокол), отдельно по каждой учебной группе (приложение 3).
16. Протокол оформляется в одном экземпляре, подписывается председателем Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии, секретарем и членами Комиссии, принимавшими участие в ее работе.
Печатью обучающей организации Протокол не заверяется.
17. В случае разногласия членов Комиссии в оценке знаний отдельных обучаемых, окончательное решение о прохождении ими проверки знаний ("сдал" или "не сдал") принимается председателем Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии. Протокол подписывается председателем (заместителем председателя) Комиссии и членами Комиссии, принимавшими участие в ее работе.
Несогласие кого-либо из членов Комиссии с принятым решением оформляется в письменном виде и прилагается к Протоколу.
18. Заседание Комиссии считается правомочным, если в проверке знаний требований охраны труда участвуют не менее трех членов Комиссии, включая председателя (заместителя председателя) Комиссии.
19. Протокол заседания Комиссии считается недействительным, если его подписали менее трех членов Комиссии, включая председателя (заместителя председателя) Комиссии, либо отсутствует подпись председателя (заместителя председателя) Комиссии, а также в случае, если подписи членов Комиссии расположены на листе, отдельном от Протокола.
20. Протоколы заседания Комиссии хранятся в обучающей организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Срок хранения Протоколов - 5 лет.
21. Обучаемому, прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдаётся удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (приложение 4) за подписью председателя (заместителя председателя) Комиссии, заверенное печатью обучающей организации.
Допускается оформление удостоверений на двухстороннем бланке без раздела "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда".
Если обучаемый не имеет постоянного места работы, или замещает несколько должностей в различных организациях, допускается не указывать в удостоверении место работы и должность.
Удостоверения оформляются и выдаются на основании Протокола.
22. По требованию обучаемых, прошедших проверку знаний, им выдается выписка из Протокола, заверенная подписью руководителя обучающей организации (уполномоченного должностного лица обучающей организации) и печатью обучающей организации.
IV. Заключительные положения
23. Для участия в проверке знаний могут приглашаться лица, не являющиеся членами Комиссии: руководители и специалисты исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления областных объединений организаций, инспекторы органов государственного надзора и контроля и другие должностные лица.
В этом случае в Протоколе делается запись об их участии в работе Комиссии.
24. При проведении проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, представители органа местного самоуправления которого не входят в состав Комиссии, обучающие организации в письменной форме информируют соответствующие органы местного самоуправления о проведении проверки знаний с приглашением их представителей для участия в работе Комиссии.
Приложение 1. Примерная форма приказа (распоряжения) руководителя обучающей организации о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
Приложение 1
комиссий по проверке знаний
требований охраны труда обучающих
организаций, утвержденному
и занятости населения
Московской области
от 24 мая 2010 года N 14-р
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
приказа (распоряжения) руководителя обучающей организации о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
___________________________________________________
(наименование обучающей организации)
ПРИКАЗ N_______ | ||||
20___ г. |
В целях проведения проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда, в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" , Порядком формирования и работы комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, утвержденным распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от _________ N _______, ПРИКАЗЫВАЮ:
Образовать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе:
Председатель комиссии - Заместитель председателя комиссии - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) Секретарь комиссии - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) Члены комиссии - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) ___________________________________________________________ (по согласованию). (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) Приложения: Подпись руководителя организации |
Приложение 2. Форма заявления о согласовании состава комиссии
Приложение 2
к Порядку формирования и работы
комиссий по проверке знаний
требований охраны труда обучающих
организаций, утвержденному
распоряжением Комитета по труду
и занятости населения
Московской области
от 24 мая 2010 года N 14-р
ФОРМА
заявления о согласовании состава комиссии
(Оформляется на бланке письма организации) | ||||
Комитет по труду и занятости населения Московской области |
N_________ (полное и сокращенное наименование организации) по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций, (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) 2. Заместитель председателя комиссии: (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) 3. Секретарь комиссии: (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) Члены комиссии: (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) __________________________________________________________________________ (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) Приложения: Руководитель обучающей организации (подпись) (расшифровка подписи) |
Приложение 3. Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда
Приложение 3
к Порядку формирования и работы
комиссий по проверке знаний
требований охраны труда обучающих
организаций, утвержденному
распоряжением Комитета по труду
и занятости населения
Московской области
от 24 мая 2010 года N 14-р
ФОРМА
протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда
ПРОТОКОЛ | ||||
от _________________ 20______ года | ||||
заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда образованной приказом (распоряжением) руководителя (директора, ректора) (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) заместителя председателя - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) секретаря - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) членов - (Ф.И.О., занимаемая должность, место работы) с участием представителей**: (Ф.И.О. представителя, занимаемая должность, наименование организации, провела проверку знаний требований охраны труда в объеме 40- часовой программы (наименование программы обучения |
Фамилия, имя, отчество | Должность, место работы | Результат проверки знаний (сдал / не сдал), | Причина проверки знаний (очередная, внеочеред-ная) | Подпись проверяемого |
Председатель комиссии: _______________________________________________________ (Ф.И.О., подпись) Заместитель председателя комиссии: ____________________________________________ (Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись) ____________________________________________________________________________ (Ф.И.О., подпись) ____________________________________________________________________________ |
Приложение 4. Форма удостоверения о проверке знаний требований охраны труда
Приложение 4
к Порядку формирования и работы
комиссий по проверке знаний
требований охраны труда обучающих
организаций, утвержденному
распоряжением Комитета по труду
и занятости населения
Московской области
от 24 мая 2010 года N 14-р
Форма удостоверения о проверке знаний требований охраны труда
(Лицевая сторона)
УДОСТОВЕРЕНИЕ |
(Левая сторона)
(полное наименование обучающей организации) |
УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____ |
Выдано _______________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
(наименование организации) |
|
в объеме 40 часов. |
Председатель комиссии ________________ ____________________ (подпись) (ф.и.о.) |
(Правая сторона)
СВЕДЕНИЯ О ПОВТОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА |
Ф.И.О. ________________________________________________________________________________ |
Место работы __________________________________________________________________________ (наименование организации) |
Должность ____________________________________________________________________________ |
Проведена проверка знаний требований охраны труда по программе обучения по охране труда _____________________________________________________________________________________ (наименование программы обучения по охране труда) в объеме 40 часов. |
Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда от "___"____________ 20___ г. N ________ |
Председатель комиссии __________________ ____________________ |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Правительства
И.Л. Фандин,
нач. отд. государственной инспекции труда в Алтайском крае
Согласно ст. 225 ТК РФ и ст. 18 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ все работники организации, в т. ч. руководители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Несмотря на то что в тексте ст. 225 ТК РФ требование об обязательном обучении установлено именно для работников организаций, каждый работодатель (в т. ч. и работодатели - индивидуальные предприниматели; ст. 303-309 ТК РФ) независимо от отраслевой принадлежности, численности штата и других особенностей своей деятельности обязан обеспечивать обучение работников по охране труда.
Необходимо обратить внимание работодателей на положения ст. 76 ТК РФ, согласно которой работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, должен быть отстранен от работы. Работодатели прямо заинтересованы в обеспечении мероприятий по обучению своих работников правилам и требованиям охраны труда, поскольку работник, не прошедший обучение и проверку знаний по охране труда не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а работодатель обязан произвести оплату за все время отстранения от работы как за простой по вине работодателя (ст. 76 ТК РФ).
Особенности обучения по охране труда
Обучение работников предполагает:- проведение инструктажа по охране труда;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проходят работники, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Обучение таких работников проводится с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы (ч. 3 ст. 225 ТК РФ).
Согласно ст. 225 ТК РФ обучение работников осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок) утвержден совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Кроме того, организация обучения безопасности труда регламентирована ГОСТ 12.0.004-90.
Как указывается в п. 1.1 Порядка, данный нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.
Следует отметить, что органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению дополнительных требований к проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащих требованиям Порядка (п. 1.3).
Теперь обучению по охране труда и проверке знаний подлежат работники (в т. ч. руководители) организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также лица, выступающие в качестве работников по трудовым договорам с работодателями - физическими лицами.
Порядком определен также круг лиц, которые при наличии непрерывного стажа работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение года после поступления на работу могут не проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда.
К таким лицам согласно п. 1.6 Порядка относятся:
1) работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;
2) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля;
3) педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины.
Остановимся подробнее на особенностях обучения по охране труда и порядке подтверждения приобретенных знаний в области охраны труда. Обучение работников по охране труда направлено на ознакомление их с нормативными требованиями по охране труда, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ и правилами оказания первой помощи пострадавшим.
Такое обучение в первую очередь касается организаций, относящихся к производственным отраслям (промышленность, транспорт, строительство и др.), поскольку именно в них производственные факторы в большей степени могут создавать угрозу жизни и здоровью работников. Работники рабочих профессий проходят обучение при поступлении на работу либо при переводе на другую работу в течение месяца после поступления (п. 2.2.1 Порядка).
При поступлении работников рабочих профессий на работу с вредными и (или) опасными условиями труда они проходят обучение в течение первого месяца после приема с обязательной стажировкой на рабочем месте и последующей сдачей экзаменов.
Обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется работодателем периодически: не реже одного раза в год - для работающих лиц и не позднее одного месяца после приема на работу - для вновь принятых работников (п. 2.2.4 Порядка). На основании п. 2.2.3 Порядка работодателям необходимо самостоятельно определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения и проверки знаний работников рабочих профессий в своей организации в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Поэтому в каждой организации должны быть приняты соответствующие положения о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий. Специальные требования по прохождению обучения по охране труда для руководителей и специалистов организаций установлены разд. 2.3 Порядка.
Руководители и специалисты организаций проходят обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Основной целью обучения по охране труда руководителей и специалистов является формирование у них необходимых знаний для организации обучения и контроля знаний по охране труда у работников предприятия и обеспечения надлежащей охраны труда в целом на предприятии. В результате обучения руководители и специалисты должны знать:
- основные законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
- основные функции и полномочия органов государственного управления охраной труда;
- права и обязанности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- методы организации и управления охраной труда на предприятии;
- действие опасных и вредных производственных факторов, условий труда и меры защиты от них;
- порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;
- порядок предоставления обязательных и дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- права общественных организаций (профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов) по контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- меры обеспечения технической безопасности и санитарно-гигиенических требований к условиям труда при выполнении производственных процессов и технологических операций.
Обучение по соответствующим программам по охране труда руководители и специалисты организаций могут проходить:
- в самой организации - при наличии специальной комиссии по проверке знаний требований охраны труда (п. 3.4. Порядка);
- в образовательных учреждениях профессионального образования и других обучающих организациях - при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Перечень лиц, которые проходят обучение в специализированных организациях, содержится в п. 2.3.2 Порядка.
К ним, в частности, относятся руководители организаций, их заместители, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда и другие специалисты.
Однако, как было отмечено выше, работники альтернативно могут проходить обучение в специальной комиссии, образованной внутри организации. Такая комиссия формируется на основании приказа (распоряжения) руководителя организации из числа работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в специализированных организациях, в количестве не менее трех человек.
В состав комиссий могут входить руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в т. ч. уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда должна состоять из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Обучение в комиссии может осуществляться работниками служб охраны труда организаций (ст. 217 ТК РФ), имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда, а также приглашенными специалистами.
Согласно п. 2.3.4 Порядка обучение по охране труда осуществляется:
- обучающими организациями - в соответствии с собственными рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России; - в организациях - в соответствии с утвержденными работодателем программами обучения, разработанными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России.
В каждой организации должны быть документы, необходимые для организации обучения работников по охране труда:
1) положение о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий (в т. ч. работников, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда);
2) приказ об образовании комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
3) положение о комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
4) программы обучения по охране труда, которые должны быть разработаны на основе типовой программы обучения по охране труда для руководителей предприятий и членов комиссии по проверке знаний.
Проверка знаний требований охраны труда
Приобретенные работниками в процессе обучения знания требований охраны труда и практические навыки безопасного выполнения работ подлежат проверке, а сам факт обучения и проверки документально фиксируется. Проверка знаний и практических навыков безопасной работы у работников рабочих профессий осуществляется непосредственными руководителями в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда (п. 3.1 Порядка).Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии.
Если обучение осуществлялось в собственной комиссии организации, то и проверка знаний проводится в этой комиссии.
Если обучение по охране труда проводилось в обучающей организации, то проверка знаний производится в комиссии, созданной в данной обучающей организации (абз. 2 п. 3.4 Порядка).
В состав таких комиссий обучающих организаций могут входить руководители и штатные преподаватели этих организаций, а также руководители (специалисты) органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области охраны труда, члены профсоюзных или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Результаты проверки знаний работников оформляются протоколом заседания комиссии независимо от того, в какой организации (работодателе или обучающей) эта комиссия образована (п. 3.6 Порядка).
В случае если работник успешно прошел проверку знаний, ему выдается специальное удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии с п. 3.8 Порядка работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца. Допускается проведение внеочередных проверок знаний требований охраны труда работников независимо от срока проведения предыдущих проверок (п. 3.3 Порядка).
Инструктаж по охране труда
Инструктаж обязателен для всех лиц, принимаемых на работу, а также для работников, которые переводятся работодателем на другую работу. Согласно п. 2.1.3 Порядка проведение инструктажа включает: ознакомление работников с имеющимися опасными и вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.Исходя из смысла приведенной нормы инструктаж проводится, если на рабочем месте работника имеются какие-либо факторы, которые могут неблагоприятно воздействовать на его организм: электрическое напряжение, температурный режим, механические, химические, электромагнитные и др.
Инструктаж также может включать в себя изучение правил пожарной безопасности. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Факт инструктажа регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с расшифровкой подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также с указанием даты проведения инструктажа.
Пример журнала проведения инструктажей по охране труда
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения инструктажей работников отдельных отраслей и организаций определяются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8 Порядка).
Виды инструктажа
Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда либо работником, специально уполномоченным работодателем на проведение подобного рода инструктажа. Причем полномочия указанного работника должны быть отражены в отдельном приказе.Вводный инструктаж в обязательном порядке проводится для следующих категорий работников:
- лиц, принимаемых на работу, независимо от их образования и стажа работы;
- командированных в организацию лиц;
- работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке; - обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику;
- иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации.
Программа вводного инструктажа должна быть разработана и утверждена работодателем на основании законодательных и иных нормативноправовых актов РФ с учетом специфики деятельности конкретного работодателя. Разработка соответствующих программ инструктажей может осуществляться на основании межотраслевых (отраслевых) типовых инструкций и правил по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственным руководителем либо производителем работ (мастером, прорабом и т. д., прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда) до начала выполнения работником самостоятельной работы.
Такой инструктаж проводится по отдельным программам, утверждаемым работодателем на основе законодательства по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Первичный инструктаж на рабочем месте может проводиться также руководителями структурных подразделений организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится:
- со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая временных (ст. 289 ТК РФ), работников, занятых на сезонных работах (ст. 293 ТК РФ), совместителей (ст. 282 ТК РФ) и надомников (ст. 310 ТК РФ);
- с работниками организации, переведенными из другого структурного подразделения, а также теми, кому поручается выполнение новой для них работы;
- с командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Повторный инструктаж проходят те же работники, кто проходит и первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в 6 месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводится в ряде случаев, определенных п. 2.1.6 Порядка; в частности, при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования (приспособлений, инструмента), при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.), и др.
Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Необходимо подчеркнуть, что во исполнение требований Порядка работодатель должен располагать рядом документов. Так, перечень документов, необходимых для проведения инструктажа работников по охране труда, должен быть следующим:
- локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
- программа проведения вводного инструктажа работников по охране труда;
- приказ(ы) о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного инструктажа;
- программа проведения первичного инструктажа работников по охране труда;
- приказ(ы) о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа;
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.
- журналы проведения инструктажей работников по охране труда.
Ответственность за нарушение требований по охране труда
Работодатели должны знать, что невыполнение обязанностей по организации обучения и проверке знаний может повлечь за собой применение мер административной ответственности. В частности, за невыполнение предусмотренной ТК РФ обязанности по проведению обучения работников и проверке знаний по охране труда должностные лица организаций-работодателей могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Если при проведении проверки работодателя государственный инспектор труда установит, что работники организации не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний требований по охране труда, то, помимо отстранения таких работников от работы (ст. 357 ТК РФ), он вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Ключевые проблемы:
- Какие особенности имеет обучение по охране труда?
Обучение и инструктаж по охране труда - это одно и то же?
Обучая сотрудников правилам охраны труда, работодатель обеспечивает безопасность выполняемых работ. Поэтому данная функция очень важна с точки зрения прав сотрудников на безопасные условия труда, и работодатель обязан эти условия создать.
Порядок обучения по охране труда регулируется статьей 225 Трудового кодекса, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 и ГОСТ 12.0.007-2009 ССБТ. В них можно встретить три термина: обучение по охране труда, инструктаж и проверка знаний. Причем из смысла данных документов следует, что инструктаж является частью системы обучения, которая включает в себя:
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой);
- обучение:
- - сотрудников рабочих профессий;
- руководителей и специалистов;
- отдельных категорий застрахованных граждан .
Итак, система обучения состоит из инструктажей и обучения охране труда в узком смысле этого слова. Почему важно не путать эти понятия, расскажем ниже.
В чем заключаются основные отличия инструктажа?
Без проведенного инструктажа сотрудник не может быть допущен к работе - это главная его особенность. Помимо этого, отличительными особенностями инструктажа являются:
- Его относительная непродолжительность . К примеру, вводный инструктаж проводится в лучшем случае 2-3 часа. А чтобы он не был еще короче, в некоторых организациях его минимальную продолжительность закрепляют в локальных нормативных актах. Например, ОАО «Газпром» установило, что вводный инструктаж должен продолжаться не менее двух часов . Конкретную же длительность устанавливает руководитель организации (филиала).
- Демонстрация безопасной работы с инструментами и оборудованием на конкретном рабочем месте с учетом особенностей производственного процесса.
- Работнику не дается время на подготовку ответов на вопросы. Инструктирующий опрашивает сотрудника сразу по окончании инструктажа.
- Устная форма опроса . Работнику никогда не предлагают отвечать на вопросы письменно: «Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных сотрудником знаний и навыков безопасных приемов работы» .
- Периодичность инструктажа . Инструктаж на рабочем месте проводится с определенной регулярностью. Повторно инструктировать сотрудника нужно не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа .
В идеале проведенный инструктаж должен гарантировать, что работник будет правильно и безопасно использовать оборудование, не нарушать технологический процесс, исполнять правила внутреннего трудового распорядка.
Какие особенности имеет обучение по охране труда
Как уже было сказано вначале, под обучением по охране труда понимается организация безопасной работы при первоначальном освоении профессии. Обучение необходимо проводить с каждым сотрудником , впервые поступающим на данные работы в течение месяца после его трудоустройства. Также его проводят с сотрудниками, которые имели опыт данной работы, однако у них был перерыв более года .
Если же выполнять работы придется во вредных или опасных условиях труда, обучение обязательно, даже если опыт работы в должности имелся, и перерыва в работе не было.
Главной особенностью, в отличие от инструктажа, является то, что работник может приступить к выполнению обязанностей, не пройдя обучение . Также для обучения характерны следующие черты.
Требования к обучению по охране труда зависят от категории персонала . Для рабочих установлены одни, а для специалистов и руководителей - другие.
Порядок, продолжительность, периодичность и форма обучения устанавливаются работодателем самостоятельно в соответствии с нормативными актами, регулирующими безопасность конкретного вида работ.
Пример
Обучая работников предприятий, учреждений и организаций морского транспорта, необходимо выполнять требования РД 31.87.03-95 (утверждены извещением Минтранса России от 24 августа 1995 г. № 5-95). В этом документе сказано, какие стандарты должны изучаться сотрудниками. Обучение проходит под руководством мастера или инструктора, а на рабочем месте - квалифицированным специалистом.
Пример
Для работников ОАО «Газпром» проводится производственное обучение безопасным методам и приемам труда. Продолжительность обучения составляет 10 часов. А если предстоит работать на подконтрольных Ростехнадзору объектах, длительность учебы составит не менее 20 часов (п. 4.2.24 Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в открытом акционерном обществе «Газпром» ВРД 39-1.14-021-2001).
В общем случае обучение проводится один раз . Повторно сотрудникам рабочих профессий придется учиться, если перерыв в работе составил более года или он был принят на должность с вредными или опасными условиями труда . Другую периодичность может установить руководитель на основании нормативных актов, регулирующих безопасность конкретного вида работ. Так, для сотрудников морского транспорта установлен более длительный перерыв. Он составляет три года и год для работ с повышенной опасностью. Кроме того, повторное обучение с сотрудником морского транспорта будет проведено, если у него не останется ни одного контрольного талона. Их выдают по окончании первичного обучения и за каждое нарушение правил охраны труда гасят один талон.
Советует
Андрей АКСАКОВ,
руководитель направления «Специальная оценка условий труда» Группы компаний SRG (Москва)
Разрабатывая программу для обучения работников охране труда, нужно ориентироваться на учебные планы и программы обучения по охране труда, которые готовит Минтруда России. Так, сорокачасовая программа обучения и проверки знаний (варьируется в зависимости от специфики деятельности организации) для работников организаций утверждена министерством 17 мая 2004 г.
По окончании обучения работник сдает экзамен по вопросам, содержащимся в заранее подготовленных билетах. Нормативные акты не содержат строгих указаний, в какой форме он может проводиться. Допустимы и письменный, и устный ответы. Если же сотруднику предстоит работать во вредных условиях труда, экзамены проводятся после стажировки на рабочем месте.
Особые правила установлены для руководителей и специалистов . Они также должны пройти обучение в течение первого месяца после трудоустройства. Но, в отличие от рабочих, они проходят повторную учебу не реже одного раза в три года независимо от условий труда.
Обучение может проводиться как своими силами, так и в организации, имеющей лицензию для данного вида деятельности. Перечень специалистов и руководителей содержится в пункте 7.7.3.2 ГОСТ 12.0.007-2009.
Если работодатель проведет инструктаж, но не вспомнит про обучение охране труда своих сотрудников, он может быть оштрафован на крупную сумму по части третьей статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. Руководитель компании или предприниматель может потерять от 15 000 до 25 000 рублей, а организация - от 110 000 до 130 000 рублей.
Ответы на ваши вопросы
Как организовать обучение по охране труда внутри организации?
Как организовать обучение по охране труда внутри организации? Возможно ли обучение руководителей и специалистов своими силами, какие для этого необходимы документы, приказы и т. д.?
Александр СВИНЦОВ, специалист по охране труда (Новороссийск)
Обучение и проверку знаний по охране труда в организации могут проходить не только работники, но и руководители, и специалисты . Для этого работодатель должен своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Она состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В нее также включают руководителя организации и структурных подразделений, специалиста по охране труда, главных специалистов (технолога, механика, энергетика и т. д.). Члены комиссии должны иметь удостоверения о том, что сами они прошли обучение по охране труда.
Чтобы провести обучение сотрудников, руководителей и специалистов, нужно разработать для них программы обучения. Для каждой категории персонала свои. Также готовятся билеты с вопросами.
Затем нужно составить график проверки знаний требований охраны труда у персонала. С графиком нужно ознакомить всех работников. Дата проверки знаний должна быть назначена так, чтобы сотрудники могли подготовиться.
В ходе проверки знаний работник отвечает по билетам. Результаты проверки оформляются протоколом, который подписывают все члены комиссии и ее председатель. Форма протокола содержится в приложении № 1 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29) (далее - Порядок обучения).
Работникам, успешно прошедшим обучение и проверку знаний, выдается удостоверение, образец которого содержится в приложении № 2 к Порядку обучения.
Обучение вновь принятых на работу сотрудников происходит в течение одного месяца с момента оформления на работу. Причем этот срок нужно выдерживать независимо от того, принят один сотрудник или несколько.
Нужно ли проходить обучение по промбезопасности специалисту по охране труда?
Обязан ли инженер по охране труда и технике безопасности обучаться (аттестовываться) промышленной безопасности по области аттестации Б.9.31 - «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов» (введена приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533)?
Сергей НОВИКОВ, инженер по охране труда и технике безопасности (Саратов)
Очевидно, что организация эксплуатирует ОПО с подъемными сооружениями, предназначенными для подъема и перемещения грузов. Если специалист по охране труда не входит в состав комиссии по аттестации сотрудников по промышленной безопасности и не принимает участие в подготовке работников к аттестации, проходить ему обучение по данному направлению не нужно.
Самые необходимые нормативные акты:
Запомните главное:
1 Обучение по охране труда включает в себя инструктаж по охране труда и обучение безопасным методам работы руководителей, специалистов и сотрудников.
2 Инструктаж по охране труда имеет ряд отличительных признаков, среди которых: его непродолжительность, устная форма опроса по усвоенным знаниям, периодичность.
3 Без инструктажа по охране труда сотрудник не может быть допущен к работе, а без обучения он может начать выполнение своих обязанностей.
4 Сотрудники, поступающие на работу, должны пройти и инструктаж по охране труда, и обучение безопасным методам работы.
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
«Охрана труда: просто и понятно»
Организация охраны труда на предприятии
Необходимо ли обучать всех руководителей и специалистов компании в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию?
Нет, компания может осуществлять обучение и проверку знаний по охране труда собственными силами.
В соответствии с законодательством, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда
непосредственно самой организацией или обучающими организациями.
Для проведения проверки знании требований охраны труда
работников в организациях приказом работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном законодательством порядке.
Соответственно, обучив в специализированном учебном центре состав аттестационной комиссии (минимум - 3 человека, но, чтобы комиссия была легитимна в любое время (на время отпусков, болезни и пр. причин отсутствия членов комиссии), лучше обучить 5-10 человек, в зависимости от численности работающих, количества подразделений и т.д.), организация вправе самостоятельно осуществлять обучение по охране труда руководителей
и специалистов. При этом важно учесть, что организация должна быть обеспечена обучающими программами , законодательными и другими нормативными актами в области охраны труда. По результатам проверки знаний, должны быть оформлены соответствующие протоколы и удостоверения
Надо ли индивидуальному предпринимателю проходить обучение по охране труда в специализированном учебном центре?
Только в том случае, если индивидуальный предприниматель является работодателем.
Существуют ли категории работников, которым не надо проходить ?
В соответствии с трудовым законодательством все работники (без исключения), в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
В каком объеме в организации должно проводиться обучение по охране труда руководителей и специалистов?
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности.
Кроме вводного инструктажа по охране труда, существуют и другие виды инструктажей - первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Эти инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Если в штате компании 15 человек. Все работают в офисе. Компания оказывает консультационные услуги. Надо ли вводить должность специалиста по охране труда?
Закон предлагает несколько вариантов: создать службу охраны труда (но для небольшого штата сотрудников это маловероятно), ввести штатную должность специалиста по охране труда , передать функции по охране труда руководителю организации (предпринимателю-работодателю) либо привлечь организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, по гражданско-правовому договору.
Требуется ли создавать службу охраны труда в организациях, не осуществляющих производственную деятельность, например, в учреждениях здравоохранения, образования, торговли и пр.?
В соответствии со статьей 209 Трудового Кодекса РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Соответственно, требования по охране труда
едины для предприятий и организаций любых форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Какие документы по охране труда , в том числе журналы по охране труда, обязательно должны быть в организации?
Приведенный ниже перечень документов является примерным и не учитывает особенности видов деятельности организации:
Приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на одного из специалистов организации или договор о привлечении специалистов (организации), оказывающих услуги в области охраны труда
Инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда
Журнал
регистрации вводного инструктажа по охране труда
Перечень профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр
Поименный список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру
Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте
Перечень инструкций по охране труда для работников, действующих в организации
Инструкции по охране труда
для работников
Журнал
учета инструкций по охране труда
для работников
Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и ИТР организации
Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующих комиссий по проверке знаний требований охраны труда рабочего персонала в подразделениях
Приказы руководителя организации о проведении обучения по охране труда руководителей, специалистов и ИТР
Приказы руководителя организации о проведении обучения по охране труда
рабочего персонала
Протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и ИТР
Протоколы проверки знаний требований охраны труда рабочего персонала
Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда
Программа обучения по охране труда
Журналы по охране труда
Инструкция обучения руководителей, специалистов и ИТР по охране труда
Инструкция обучения рабочего персонала по охране труда
Правила внутреннего трудового распорядка
Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты
Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты
Приказ о создании аттестационной комиссии
Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
Протоколы инструментальных замеров вредных производственных факторов на рабочих местах
Протоколы оценки напряженности и тяжести производственных процессов на рабочих местах
Карты аттестации рабочих мест по условиям труда
Сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации
Протокол аттестации рабочих мест в организации
Книга проверки охраны труда и техники безопасности
Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности
Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности
Книга учета присвоений группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
Журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности
Схема эвакуации при пожаре
При наступлении несчастного случая на производстве (в организации) требуется оформление дополнительного пакета документов.
Есть ли срок действия у инструкции по охране труда?
Пересмотр инструкций по охране труда работодатель должен осуществлять не реже одного раза в пять лет. В исключительных случаях инструкции по охране труда могут быть пересмотрены досрочно. К таким случаям, в частности, относят:
1. Пересмотр межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда
;
2. Изменение условий труда работников;
3. Внедрение новой техники и технологии;
4. Расследование аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которого стало
очевидно, что действующей на предприятии инструкции по охране труда недостаточно для полного и всестороннего обеспечения охраны труда
работников;
5. Требование представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда о
пересмотре действующей инструкции по охране труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда условия труда работников не изменились, то действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок.
В каком документе устанавливаются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации?
Ст. 212 Трудового кодекса РФ содержит перечень обязанностей работодателя в области охраны труда (см. законодательство в области охраны труда).
Распространяются ли обязанности работодателя по охране труда на командированных в организацию сотрудников?
Командированный персонал, участвующий в производственной деятельности организации, проходит в установленном порядке все виды инструктажей. Все инструктажи регистрируются в соответствующих журналах
проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ сторонними организациями) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
На работах с вредными условиями труда командированным работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
При привлечении командированного персонала, следует также знать, что несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
Кто из сотрудников должен проходить медицинские осмотры?
Обязательному предварительному и периодическому медицинскому осмотру подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также некоторые категории сотрудников, например занятые выполнением следующих работ: работы связанные с эксплуатацией персональных компьютеров более 50% рабочего времени, работы на высоте, работа по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок, работы по непосредственному управлению транспортными средствами, работы в организациях пищевой промышленности, работы в организациях общественного питания, работы в образовательных организациях всех типов и видов
Контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам, определяет территориальный орган Роспотребнадзора совместно с работодателем и профсоюзной организацией предприятия, учреждения, организации (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года. Сроки проведения осмотров должны соответствовать установленной периодичности.
На основании какого нормативного правового документа можно оценить, является произошедший несчастный случай на производстве тяжелым или легким?
Заключение о тяжести производственной травмы выдается врачом лечебно - профилактического учреждения, в котором осуществляется лечение пострадавшего, по запросу администрации предприятия, учреждения, организации, где произошел данный несчастный случай, в течение 3 суток с момента поступления запроса.
При определении тяжести производственной травмы учитываются характер и локализация имеющихся повреждений, их опасность для жизни и здоровья пострадавшего.
Согласно п. 1 Схемы определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 (далее - Схема), несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие.
Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:
- характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;
- последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).
Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.
Признаками тяжелого несчастного случая на производстве являются также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести полученной травмы.
Пунктом 3 указанной Схемы предусмотрен перечень несчастных случаев, относящихся к тяжелым. Согласно п. 4 Схемы легкими признаются случаи, не перечисленные в п. 3 указанной Схемы.
Подлежат ли результаты проведенной в организации аттестации рабочих мест сдаче в контролирующий государственный орган?
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда , утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, вступившим в действие с 1 сентября 2008 г., работодатель обязан направить материалы по результатам аттестации рабочих мест в государственную инспекцию труда. Неисполнение данного требования может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, в частности, ст. 5.27 КоАП (см. законодательство в области охраны труда).
Каковы действия государственной инспекции труда субъекта РФ, если в ходе проверки соблюдения трудового законодательства она сталкивается с тем, что работодатель никогда не проводил аттестацию рабочих мест? Какие санкции может применить государственная инспекция труда в этом случае?
Если в ходе проверки государственный инспектор сталкивается с тем, что аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проведена, он выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и привлекает работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП.
На какой срок выдается сертификат безопасности?
Оформление, регистрацию и выдачу организации-заявителю сертификата безопасности осуществляет орган по сертификации. Органы по сертификации, осуществляющие сертификацию работ по охране труда, должны быть аккредитованы в установленном Минтрудом РФ порядке (Постановление Минтруда и соцразвития РФ от 10 декабря 2002 года № 77).
Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, а также с учетом даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда, но не более пяти лет.
При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно-правовую форму юридического лица и других, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.
Пожарная безопасность
Чем отличается противопожарный инструктаж от пожарно-технического минимума? Кто должен проходить инструктаж, а кто обучение пожарно-техническому минимуму?
Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Противопожарный инструктаж проводится внутри организации руководством или работником, ответственным за пожарную безопасность , по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, в том числе, с сезонными работниками, с командированными в организацию работниками, с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику и др.
Пожарно-техническому минимуму обучаются только руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность. Если деятельность организации не связана с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения. Если деятельность организации связана с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится один раз в год.
Какова периодичность проведения проверок пожарной инспекцией?
С 01.07.2009 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ст. 9 этого закона плановые проверки в отношении юридического лица могут проводиться не чаще чем один раз в три года.
Обязаны ли должностные лица органов пожарного надзора предупреждать о предстоящей проверке?
В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в арендованном помещении (арендодатель или арендатор)?
Законодательно этот вопрос никак не урегулирован, поэтому стороны вправе самостоятельно установить ответственность по пожарной безопасности при составлении договора аренды.
Электробезопасность
Какую группу по электробезопасности должны иметь руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал?
Группу не ниже, чем у подчиненного персонала, поскольку они осуществляют техническое руководство и контроль за его работой.
Каковы условия присвоения I группы по электробезопасности и правила, оформления документации?
Первая группа по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал. Перечень профессий, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к I группе, определяет руководитель организации.
Присвоение I группы производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Присвоение I группы проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего III группу (см. обучение и аттестация электротехнического персонала), назначенным распоряжением руководителя организации.
Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы.
И снова - очередное письмо и очередное разъяснение по поводу обучения по охране труда работников организаций
Ключевые слова статьи: можно ли обучать работников внутренней комиссией, нужна ли лицензия на обучение по охране труда, надо ли аккредитовываться на услуги по охране труда если обучаешь только своих работников
И снова - очередное письмо и очередное разъяснение по поводу обучения по охране труда работников организаций .
Напомним, существует две широко распространенные практики, когда организации поголовно обучают всех на стороне и когда на стороне обучают только членов аттестационной комиссии, которые организуют обучение внутри организации.
Справедливости ради, отметим, что при проверках «вторых» - им указывают на несоответствие. Ибо обучать «внутри себя» можно только тех, в чьи должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.
Технически - это дополнительное обременение. Ни одна организация не готова получать лицензию на образовательную деятельность. Более того, в ряде организаций активно продвигается практика обучения и проверки знаний специалистов и представителей рабочих профессий именно внутри организации. Да и многие специалисты по ОТ именно так и выстраивают свою работу. Некоторые, причем, искренне заблуждаются.
Вероятней всего, это делается по аналогии с приказом Ростехнадзора № 37 касательно аттестации работников по промышленной безопасности.
В очередной раз Минтрудасоцзащиты в своем письме № 15-2/ООГ-3609 от 11 октября 2016 г. дает разъяснение по поводу обучения и проверки знаний требований охраны труда в соответствии с тем самым «1/29» (совместное постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 г. № 1/29, утвердившее «Порядок обучения по охране труда…»).
Еще раз напомним прописную истину: практически все работники (руководители, специалисты и ИТР), которые организуют, руководят и проводят работы, осуществляют контроль и технадзор, а также специалисты по ОТ и члены комитетов по охране труда, члены комиссий по проверке знаний по охране труда - проходят обучение в обучающих организациях .
Самое интересное, что данные организации помимо наличия лицензии на образовательную деятельность должны пройти еще и аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда (приказ Минздравсоцразвития РФ № 205н от 01.04.2010 г.). Данная деятельность входит в перечень деятельности, подлежащей аккредитации. Конечно, по сути аккредитация является лишь совокупностью действий, направленных на внесение организации в реестр. Иными словами, отсутствие аккредитации фактически не влияет на качество обучения. Но может стать препятствием при проверке вашей организации - например, инспекцией по труду.
Что интересно, по мнению Минтруда, аккредитация не требуется, если вы обучаете только «остальных» специалистов. Но если планируете обучать «внутри» всех работников - будьте добры, аккредитуйтесь. А значит, и лицензия на образование вам тоже понадобится.
Ждем изменений в ТК РФ и в законодательно установленный порядок обучения…