Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.
В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.
Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.
Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики
Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.
Фундаментальными среди них являются:
1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;
2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.
Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;
3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.
Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства
В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:
- регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
- вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
- обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.
Кроме того, в обязанности Минфина России входит:
- регулирование вопросов по налогообложению;
- установление правил по международным расчетам;
- определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
- проведение разного рода операций за рубежом;
- предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.
Таможня - субъект внешнеэкономических отношений
Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.
Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.
Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.
Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.
Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.
Преимущества и недостатки реформирования
Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.
Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:
- зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
- ухудшению экспортных отношений между странами;
- распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
- экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.
Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.
Основные направления в сфере внешней экономики
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:
- интернационализации производства;
- развитию международного разделения труда;
- реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
- обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
- развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
- либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.
Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.
Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки
Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.
Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.
Перемены в налогообложении и предпринимательстве
В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.
Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.
Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.
Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР
Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.
В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:
- вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
- выдача ссуд на ввоз частного капитала.
Специфика инвестирования в российскую экономику
Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.
Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.
Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.
Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж
Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.
Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:
- снизить бремя налогов;
- стабилизировать политическую обстановку в стране;
- не допустить повышения инфляции;
- соответствовать законодательным нормам;
- уменьшить криминальные явления в сфере экономики.
При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.
Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.
Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:
- Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
- Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
- Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
- Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.
Началось при становлении капитализма и совершенствовании производства. Лидерами в этом стали самые крупные страны мира: США, Германия, Япония, Италия и другие в процессе вступления их в отношения на мировой экономическом рынке.
Определение 1
Внешнеэкономическая деятельность – совокупность процессов, в которых реализуются внешние экономические связи через осуществление обмена товарами, вступление в совместное предпринимательство и другие формы экономических и научно-технических отношений, а также путем проведения операций с валютой, финансовыми и кредитными средствами.
Понятие внешнеэкономической деятельности является как исторической, так и экономической категорией. С исторической точки зрения ВЭД – результат становления цивилизации, возникший вместе с государственностью и развивающийся совместно с ним. С точки зрения экономической науки ВЭД является системой экономических отношений между странами мира, охватывающей практически все сферы экономической жизни, в первую очередь производство, торговлю, инвестиции.
Факторы развития ВЭД
Одним из главных факторов развития ВЭД является, конечно, вывоз капиталов. На этой основе появляются транснациональные компании и корпорации, которые обычно национальные относительно капитала и интернациональны относительно сферы деятельности. Роль таких транснациональных организаций велика, поскольку на их долю приходится до 1/3 всего международного экспорта в мире.
К прочим факторам, влияющим на развитие внешнеэкономических отношений, можно отнести:
- Разный уровень экономического развития стран мира – у каждой страны своя уникальная отраслевая структура и присущи ей уровень производственного развития, связи, транспорта, своя экономическая специализация.
- Отличия в обеспеченности трудовыми, сырьевыми ресурсами, финансовыми возможностями – во всем мире каждый год перемещаются около 25 млн. человек в поисках работы, при этом есть страны с избытком рабочей силы, и, наоборот – с нехваткой трудовых и людских ресурсов. Именно поэтому процесс трудовой миграции играет большую роль в развитии и укреплении международных экономических и научно-технических отношений.
- Политическое положение государств – развитию и укреплению ВЭД способствует положительный политический климат в мире и дружественные отношения между государствами мира, а политическая конфронтация, напротив, обостряет закрытость экономик, снижает торговые обороты и даже может привести к разрыву экономических отношений.
- Различия в уровне научно-технического развития – немало важный фактор развития и укрепления ВЭД. Обмен студентами, научными сотрудниками, достижениями, ведение совместных научных проектов и исследований, заключение контрактов на конструкторские изыскания – все это укрепляет взаимоотношения между государствами.
Проблемы и перспективы России в области ВЭД
Россия – страна богатая минеральными и сырьевыми ресурсами, имеет максимально выгодное географическое положение, но с недавнего времени столкнулась с существенными запретами, ограничениями, связанными с возможностью мировой торговли.
Замечание 1
Конечно, вступление Российской Федерации в ВТО несколько снизило экономический прессинг со стороны иностранных государств. Однако, вводимые с 2014 года санкции со стороны США и отдельных западных стран вынудили к поиску альтернативных решений, касающихся ведения ВЭД, так как только внутренний обмен товарами и услугами между регионами не обеспечивал бы достижения нормальных экономических показателей.
В настоящее время для результативного и эффективного развития внешних экономических связей Россия стремится стать государством, которое производит и продает конкурентоспособные товары и услуги, формирует равные условия конкуренции среди производственных предприятий на разных рыночных секторах. Основное условие для решения такой задачи – эффективная государственная политика в сфере ВЭД, базирующаяся на:
- росте государственного контроля в сфере внешнеторговых отношений
- контроле количества и качества экспортируемых и импортируемых товаров
- расширенном привлечении инвестиций в экономику со стороны иностранных партнеров
- создании максимально комфортных условий деятельности отечественных производителей.
Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.
Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.
Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.
Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.
Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.
К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.
Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.
Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.
Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.
3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.
4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .
К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:
Дальнейшее углубление международного разделения труда;
Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.
Предыдущая |
Управление внешнеэкономической деятельностью является основным и самым распространенным видом международного менеджмента в России.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Она представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей той или иной страны.
Международные экономические отношения (МЭО) -совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) - совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.
Субъекты ВЭД - юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.
ВЭД является исторической и экономической категорией. Как историческая категория она - продукт цивилизации и возникает с появлением государств, а затем развивается вместе с ними. Как экономическая категория, ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.
Сущность ВЭД как экономической категории проявляется в ее функциях:
- o организация и обслуживание международного экономического обмена;
- o международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
- o организация международного денежного обращения. Содержание первой функции заключается в доведении
продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей.
В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта международных товарно-денежных отношений - обмен продуктами международного разделения труда на деньги, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в продукте обмена, получает международное признание.
ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи подразделяются на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т.д.).
В настоящее время ВЭД осуществляются в основном па возмездной основе.
К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и др.
Основными видами ВЭД, имеющими возмездный характер (рис. 4.1), являются:
- o внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
- o технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строи
Рис. 4.1.
тельства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
- o научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
- o вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.
Международные экономические отношения (МЭО) - элемент сложной и подвижной системы, которой является мировое хозяйство.
Мировое хозяйство - совокупность государственно оформленных национальных хозяйств и негосударственных образований, связанных между собой системой международного разделения труда, политически и экономически взаимодействующих в различных формах на макро- и микроуровне.
Современные условия, в которых функционирует мировое хозяйство, и МЭО как его неотъемлемая составная часть характеризуются двумя основными положениями.
- 1. Мир един. Современное мировое хозяйство, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам. Но, с другой стороны, представляет самостоятельную единую систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т.д.). Полная экономическая изоляция страны сейчас невозможна. Попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили и привести не могут.
- 2. В основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.
Первое из этих положений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Понятие "глобализация" используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности. Стали говорить о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, глобализации преступности и т.д. Сущность этого понятия заключается в том, что процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер и при этом оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.
Глобализация мировой экономики как частный случай глобализации вообще - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер) и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.
Второе положение означает признание необходимости и практического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии.
В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципам рыночного хозяйствования. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, характеризующуюся множественностью элементов и иерархичностью.
Отсюда вытекает деление мирового сообщества на группы:
- o страны с развитой рыночной экономикой или промышленно развитые страны;
- o страны с развивающейся рыночной экономикой или развивающиеся страны;
- o страны переходной экономики, представленные в основном государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и Россией.
Однако в настоящее время трудно провести резкую черту между этими группами. Например, уже сейчас целую группу развивающихся стран по ряду экономических показателей стоило бы отнести к развитым странам мира.
В то же время развивающиеся страны иногда столь существенно разнятся по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.
Мировое хозяйство как система состоит из трех основных групп - подсистем, каждая из которых включает определенное количество стран. Краткая характеристика данных подсистем мирового хозяйства представлена в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Схематично структура мирового хозяйства по основным подсистемам представлена па рис. 4.2.
На развитие ВЭД влияют две группы факторов:
- 1) прямые (общие) - непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности;
- 2) косвенные - влияющие на ВЭД опосредовано через воздействие на процесс развития МЭО.
Рис. 4.2.
Косвенные факторы представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2. Косвенные факторы, воздействующие на процесс развития МЭО
Фактор |
|
Ускорение научно-технического прогресса |
Выражается в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений. Глобальная компьютеризация экономической деятельности по новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации |
Глобальные перемены в области окружающей среды |
Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. Средства для решения экологических проблем могут быть найдены либо за счет стран периферии, что приведет к еще большему неравенству между центром и периферией, либо расходы возьмет на себя центр, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни |
Прирост и постоянное перемещение народонаселения |
Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения |
Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами |
Усиление конкуренции между странами центра вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках |
Рост экономической взаимосвязанности стран мира |
Ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.и., что будет стал киваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций |
Усиление роли международных экономических организаций |
Внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями |
Растущая роль негосударственных структурных образований |
I ^правительственные организации, ТНК оказывают существенное влияние па решение международных вопросов, в том числе экономических |
Общие факторы развития ВЭД представлены в табл. 4.3.
Таблица 4.3. Общие факторы развития ВЭД
Фактор |
|
Неравномерность экономического развития различных стран мира |
Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, что определяет ее международную специализацию |
Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах |
Людские, сырьевые (природные) и финансовые ресурсы неравномерно сосредоточены в разных странах, что способствует их активному торговому обмену |
Характер политических отношений |
Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических отношений |
Различный уровень научно-технического развития |
Формированию ВЭД способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ |
Особенности географического положения, природных и климатических условий |
Уникальность географического положения, природных и климатических условий некоторых стран обеспечивают им внешние конкурентные преимущества и определяют их роль в международной торговле |
В управлении ВЭД важно понимать влияние всех факторов, определяющих ее развитие, и учитывать значимость каждого из них в конкретной ситуации.
Например, сосредоточение финансовых ресурсов в развитых странах, с одной стороны, и благоприятные географические условия, дешевая рабочая сила и дружественные политические отношения с развивающимися странами - с другой, способствуют вывозу капитала и образованию ТНК, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу.
Существенной предпосылкой развития ВЭД является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.
Результаты развития ВЭД:
- o дальнейшее углубление международного разделения труда;
- o экономия общественного труда в странах, активно осуществляющих ВЭД;
- o интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
- o дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
- o увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
- o успешное функционирование ТНК.
Сфера реализации Государственной Программы развития ВЭД охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:
- двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами;
- развитие экономической интеграции в формате Евразийского экономического союза;
- существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;
- систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Евразийского экономического союза;
- развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;
- функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.
Цель Государственной Программы развития ВЭД – усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны.
Задачи Государственной программы развития ВЭД:
- развитие и расширение потенциала международного экономического сотрудничества;
- формирование правовых и институциональных основ для создания Евразийского экономического союза как следующего этапа формирования интеграционного объединения Таможенного союза и Единого экономического пространства;
- формирование национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды;
- развитие системы таможенного администрирования;
- повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приоритетные направления ВЭД
Подпрограмма 1 . Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества
1.2. Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами.
1.2. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств.
1.3. Обеспечение участия и защиты интересов Российской Федерации в деятельности Всемирной торговой организации.
1.4. Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях.
1.5. Развитие взаимодействия с региональными экономическими организациями.
Подпрограмма 2 . «Формирование Евразийского экономического союза»
2.1 Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза.
2.2 Обеспечение деятельности наднациональных и межгосударственных органов Евразийского экономического союза с передачей им необходимых полномочий.
Подпрограмма 3 . Создание национальной системы поддержки развития ВЭД
3.1 Финансовая поддержка экспорта
3.2 Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества
3.3 Обеспечение планирования, координации и мониторинга внешнеэкономической деятельности.
3.4 Устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках.
3.5 Развитие деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике.
3.6 Создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
3.7 Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
3.8 Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Подпрограмма 4 . Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД
4.1 Обеспечение эффективной реализации функций внешнеторгового регулирования в формате Таможенного союза
4.2. Упрощение административных и налоговых правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности
Подпрограмма 5 . «Совершенствование таможенной деятельности»
5.1 Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации
5.2. Развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации
5.3. Жилищное обеспечение сотрудников таможенных органов
5.4 Медицинское и санаторно-курортное обеспечение
Подпрограмма 6 . "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности"
6.1. Совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами