До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.
Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона – Конституции. Потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. III Всероссийский съезд Советов принял акты, имевшие непосредственное значение для выработки впоследствии проекта Конституции. Имеются в виду "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и "О федеральных учреждениях Российской Республики".
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.
Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). Раздел третий "Конструкция Советской власти" посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось "проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти" (ст. 61). Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности", и объявлялось противоречащим основным законам страны "допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия" (ст. 22). Политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.
Конституция закрепила не только права, но и обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: "Не трудящийся да не ест".
Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР. Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п.
Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление со противления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3). Конституция послужила базой для последующего законодательства.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.
Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.
10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.
Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?
Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.
Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.
К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.
30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.
В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.
19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.
Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.
«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.
Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.
В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».
Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .
На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».
Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.
ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ
Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.
V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА
Глава первая
1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Глава вторая
3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы
социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.
д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
Глава третья
4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…
Из Конституции РСФСР 1918 г.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?
Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.
1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.
2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).
3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.
4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.
6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.
Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.
В Конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Ленин отмечал, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, не может быть "чистой", бесклассовой демократии. В этом отношении, говорил он, советская демократия, как и буржуазная, - демократия классовая. Но на этом и кончается сходство. Все дело в том, для какого класса существует та или иная демократия. Буржуазная демократия есть демократия для буржуазии, для эксплуататорского меньшинства. Советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа.
Пролетариат, взяв государственную власть и установив свою диктатуру, обеспечивает демократию не только для себя, но и для трудящихся масс вообще, то есть в первую очередь для своего союзника, трудящегося крестьянства, в особенности беднейшего.
Принятие Конституции совпало с началом Гражданской войны. Советы, которые существовали перед Гражданской войной были совсем иными по своему характеру, чем те, что вышли из нее. До лета 1918 года советы были многопартийными, и нельзя сказать, что эта многопартийность была декоративной. Многие советы, в особенности сельские, да и волостные съезды советов, не были подконтрольны большевикам. В них было сильно влияние эсеров, левых и правых, беспартийных - тех, кого называли "мелко буржуазным" или "кулацким" элементом. Такие советы не устраивали большевиков, полагавших, что право говорить от имени трудового народа принадлежит только им. Зажиточные крестьяне стали отстраняться от работы в Советах.
Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах:
- 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
- 2. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
- 3. Конституция советской власти (организация советской власти в центре и на местах)
- 4. Активное и пассивное избирательное право
- 5. Бюджетное право
- 6. О гербе и флаге РСФСР
- 19 июля 1918 года с момента опубликования в "Известиях" ВЦИК Конституция РСФСР вступила в действие - этот основной закон должен быть распубликован всеми местными органами советской власти и выставлен во всех светских учреждениях на видном месте.
V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.
В первом раздели Конституции, определялась социальная основа новой государственности - "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".
Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имели в виду, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклонявшимся от этой обязанности. Такие меры предусматривались, прежде всего, против эксплуататоров, не желавших трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян смотрела на труд не как на обязанность, а как на жизненную необходимость. Однако и среди трудящихся были такие элементы, которые пытались уклониться от общественно полезного труда. Перевоспитывая тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе так же несли воспитательную функцию.
Конституция признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг "Не трудящийся да не ест". Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР " Советы областей, отличающихся особым бытом и национальными составом, могут объединятся в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы".
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.
В целях обеспечения за трудящимся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Взяв курс на расширение социальных прав трудящихся (на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни и в старости), большевики, на первый взгляд, делали качественный скачок в борьбе за лучшую жизнь для всех людей. Однако отрыв политических и социальных прав от гражданских (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, права на участия в выборах центральных и местных органов власти и т.д.) и лишение или ограничение прав так называемых нетрудовых элементов советского общества ставили под вопрос широко разрекламированные преимущества советской демократии перед буржуазной. Кроме того, порожденная Первой мировой и Гражданской войнами хозяйственная разруха существенно ограничила возможности советского государства в ликвидации социального неравенства граждан. Вдобавок государство диктатуры пролетариата применяло насилие не только к классово чуждым и враждебным элементам, но и к самим трудящимся - рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. На практике большевики стремились не к улаживанию социальных конфликтов на правовой основе, а к уничтожению самих носителей этих конфликтов. В этой ситуации возникла и опасность неограниченного вмешательства государства в жизнь общества в виде установления контроля за исполнением частными работодателями трудового законодательства, определения социальных групп, нуждающихся в льготах и поддержке и т.д. Иначе говоря, здесь таилась угроза перерастания классовой диктатуры в тоталитаризм с установлением режима личной власти вождя и почти поголовным равенством граждан в нищете, что и произошло в СССР с конца 1920-х гг.
В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы, выражения своих мнений РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
Весной 1918 года обстановка в стране обострилась началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года вводилась всеобщая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принципе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основаниях. В Конституции РСФСР в ст. 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей. Характерно, что статься 19 говорит не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, таким образом, этого почетного права и трудящихся женщин. В жизни так и было. Женщины наряду с мужчинами служили в Красной Армии, многие из них отличились на фронтах гражданской войны. Право защищать революцию с оружием в руках могло быть осуществлено не только службой красной армии, но и в рабочее - крестьянской милиции, отрядах ВЧК и т.п. В царской России военная служба, как известно, была тяжкой и для трудящихся ненавистной обязанностью. Нужна была революция, что бы рабочие и крестьяне восприняли защиту государства как родное и близкое дело.
В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 года отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они должны были взяты на учет и "Обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть". Еще в марте 1918 года СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.
В третьем разделе "Конструкция советской власти" говориться о том что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов.
Всероссийский съезд Советов составляется из представителей Городских советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
Всероссийский съезд Советов избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в числе не свыше 200 человек.
В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
ВЦИК формировал правительство РСФСР- Совет народных комиссаров СНК, состоявший из народных комиссаров возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти издавал собственные декреты и распоряжения, и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.
Всего образовалось восемнадцать народных комиссариатов.
- а) по иностранным делам;
- б) по военным делам;
- в) по морским делам;
- г) по внутренним делам;
- д) юстиции;
- е) труда;
- ж) социального обеспечения;
- з) просвещения;
- и) почт и телеграфов;
- к) по делам национальностей;
- л) по финансовым делам;
- м) путей сообщения;
- н) земледелия;
- о) торговли и промышленности;
- п) продовольствия;
- р) государственного контроля;
- с) Высший Совет Народного Хозяйства
- т) здравоохранения
Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркоме коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятия в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституции и ратифицировать мирные договоры.
Характерно что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа:
Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально политическую ситуацию в стране к выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальностей, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". конституция диктатура советский власть
Значительная часть населения была лишена избирательных прав:
- а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
- б) лица, живущие на не трудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
- в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
- г) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов;
- д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а так же члены царствовавшего в России дома;
- е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а ровно лица, состоящие под опекой;
- ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Исключение из избирательного корпуса "социально чуждых элементов" не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Следует подчеркнуть, что политические права представлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключала себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.
Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее при выборах в земство и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов" тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях на выборах был закреплен порядок открытого голосования. Право избирать и быть избранным в советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.
Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Конституция специфично решает вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. Страна, разоренная войной, хозяйничаньем царского и буржуазного Временного правительств не имела средств для развертывания широкой работы по просвещению. Трудно было найти и необходимые преподавательские кадры, ибо не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью. Наконец, Советское государство порой и не могло доверить воспитание нового поколение - строителей социализма и коммунизма - старым интеллигентам, зараженным буржуазной идеологией. Все это обусловило ту осторожную формулировку, которая зафиксирована в Конституции. Закон не провозглашает право на образование, а лишь ставит задачу "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное все стороннее и бесплатное образование" (статья 17). Советская власть провела полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства. Мальчики и девочки отныне обучались совместно. Старое русское правописание было заменено новым, облегчившим усвоение грамоты. Среди взрослого населения производилась большая работа по ликвидации не грамотности и политическому просвещению. По всей стране возникли кружки по ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. открывались новые библиотеки, читальни. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь произведений русских классиков.
Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.
Государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете.
Советы устанавливают обложения налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств отпускаемых из государственного казначейства.
Местные советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов участвующих в уездных съездах советов утверждаются соответственно губернскими и областными съездами советов или их исполнительными комитетами; семиты городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются ВЦИК и СНК.
На расходы, не предусмотренные сметами в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы и спрашивают у подлежащих народных комиссариатов.
В случае не достаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным советам разрешается ВЦИК и СНК.
В разделе шестом речь идет о гербе и флаге РСФСР. Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-на-крест рукоятками к низу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
- а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
- б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918-1925 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ ИОГиП - Конституция РСФСР 1918 г. ZNY100
✪ История: первая конституция СССР
Субтитры
Принятие
III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года.
Государственное устройство
Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (ВЦИК СРККиКД) не реже двух раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК СРККиКД работал без контроля со стороны представительных органов, что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в «коллективного монарха» - это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции 1918 года, когда ВЦИК СРККиКД (состоявший преимущественно из членов и сторонников РКП(б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов, на которых побеждали РСДРП и ПСР , а позже (14 июня 1918 года) и аннулировал мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который призывало в марте-октябре создать РСДРП(б) , так и не был создан. При этом Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов провозглашался полновластным органом - он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими - от выборов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы; не были равными - городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми - Всероссийский съезд избирался городскими советами и губернскими съездами советов.
Местное самоуправление
Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.
В этой статье мы постараемся кратко рассмотреть первоначальную в истории нашей великой державы Конституцию. Принята она была 10 июля 1918 года. Конституция фиксировала наиболее существенные правовые основы того времени. Большая их часть разрабатывалась во время Октябрьской революции. Это, например, декреты, провозглашенные Лениным, декларация прав трудящихся, постановления о создании тех или иных советских органов и тд. Все эти нормативные акты и послужили толчком к созданию конституции. По мере их накопления, власти осознанно пришли к решению упорядочить их.
Конституцией провозглашалась новая для России форма государственности - диктатура пролетариата в форме советской власти. Ее основной задачей было осуществление принципов социалистического государства в стране. Она также предполагала выборы местных советов всеобщим голосованием. Однако в выборах могли участвовать только граждане, не эксплуатирующие чужой труд. Советская Россия официально провозглашалась Российской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).
Граждане также получали равные права не зависимо от национальности, пола и расы. Представлялась помощь политическим беженцам из других государств. Жители страны получали ряд свобод, о которых раньше и не мечтали. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд советов. На нем обсуждались вопросы, игравшие большую роль для государства. Например, обсуждались экономические и другие достижения страны за определенный период. Также вводились поправки в Конституцию, издавались новые декреты и указы. В промежутках между съездами работал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). В него входили представители из всех советских республик, сам орган занимался реализацией планов, принятых во время съезда советов. Вообще, большевистская власть была против разделения властей, именно поэтому органы имели схожие полномочия и устройство.
Помимо прав, сформулированных в виде четырех свобод (свобода совести, печати, собраний и союзов), Конституция оглашала и обязанности граждан. К ним, прежде всего, относятся обязанность трудиться и защищать социалистическое Отечество. Жители также имели право на бесплатное образование. Так как Конституция того времени носила классовый характер, население страны делилось на трудящихся и тех, кто их эксплуатирует. В категорию эксплуататоров входили все те, кто жил на доходы, полученные не собственным трудом. В соответствии с новой идеологией, за трудящимися оставалось большинство прав, в то время как за нетрудящимися оставалось лишь только их часть. При этом государство могло лишить определенных лиц конституционных прав.
В экономическом плане Конституция объявляла национализацию собственности. Земля и орудия для ее обработки, полезные ресурсы стали общенародным достоянием. Промышленность находилась в ведении рабочих, все банки стали принадлежать государству. В политическом плане важно отметить, что церковь отделялась от государства и школы, так как это влияло на общественную жизнь. Выборы, по своей сути, не являлись равными, тайными и всеобщими. Были отдельные списки занятых в каком-либо деле граждан, имевших избирательное право и не имевших его. Так, рабочий завода старше 18 лет мог спокойно участвовать в выборах, священник или служащий в бывшей полиции же такой привилегии не имели. В самом конце Конституции были представлены символы РСФСР. Это были герб, изображавший серп и молот на красном полотне в лучах солнца и флаг социалистической республики, представленный красным знаменем, в левом углу которого, были золотые буквы «РСФСР».
Данная Конституция послужила основой для всех ее последующих версий и была первым шагом к построению коммунизма. Даже сейчас современное право опирается на некоторые из положений данной Конституции.