(1)
Как шаманское исцеление может помочь вашему здоровью?
Люди обычно приходят к шаману с длинным списком проблем, над которыми они хотят работать, включая серьезные проблемы со здоровьем, эмоциональные и физические травмы. Некоторые медики направляют пациентов к шаману, чтобы помочь им лучше восстановить здоровье или высвободить .
Что настолько эффективно в исцелении шамана?
Шаман работает на том уровне, от которого мы обычно отдаляемся в нашей современной деловой жизни. Это помогает воссоединить энергетику человека. Шаман создает состояние релаксации и радикального присутствия, в котором целительные энергии могут быть приведены ко всему вашему существу, в обход самых обычных сопротивлений, способствуя , в которое вы, возможно, перестали верить.
Какую пользу вы можете ожидать от сеанса исцеления?
В конце сеанса вы получите бесценные сведения о различных исправлениях вашей ситуации. Вы почувствуете мир и надежду, в своем уме и теле. В большинстве случаев вы также почувствуете немедленные духовные, психические и физические сдвиги. Эффекты исцеления будут продолжаться в течении 1-2 месяцев.
Предлагается ли какое-либо последующее лечение?
Любому человеку достаточно 3 недели сеансов исцеления. Этого более чем достаточно, чтобы вытолкнуть из любого оврага. Эффект исцеления будет продолжаться ещё долгое время и организм будет набирать свою силу.
Как часто я должен посещать шаманское исцеление?
Большинство людей, считают полезным возвращаться к , один раз в год.
Связан ли шаманизм с какой-то религиозной практикой?
Шаманизм — это не религия и он не противоречит каким-либо религиям. Верования людей всегда полностью соблюдаются. Хотя шаманское исцеление работает на духовном уровне, для людей не требуется никакой веры, нет необходимости понимать всё, просто быть открытым к исцелению.
Этика шамана всегда уважает вашу свободную волю. Шаманское исцеление часто может измененить жизнь, но это право полностью принадлежит вам. Ничего не может произойти без вашего ведома. Многие люди приходят за сменой образа жизни и всегда уходят с тем, зачем пришли.
Время чтения 3:44В то время как большинство шаманов используют свои способности во имя добра, чтобы следовать этому пути шаман должен иногда выступить против отрицательных сил или духов - таких, которые вызывают болезни и несчастья. Подобные встречи могут оказаться небезопасны; и всегда существует риск, что шаманом завладеет негативная энергия, притом в самой причудливой форме.
Шаман получает возможность использовать силу, которую он получил, в негативных разрушительных целях; например, он способен нанести урон обнаруженному противнику. Процесс этот сходен с тем, что происходит, когда хороший врач, священник, политик, наставник или иная влиятельная личность становится на сторону зла. Подобно схожим механизмам, действующим в обществе, как только становится известно о том, что шаман злоупотребляет своим авторитетом и властью, община пытается его отвергнуть или наказать.
Злобных шаманов часто называют колдунами; они работают с негативными разрушительными силами и используют их во вред другим, заставляя свои жертвы страдать от болезни, потери работы, любимого человека; нередко дело может дойти и до убийства.
Шаманы отличаются не только от колдунов; их не надо путать с многими из тех, кто общается с потусторонними силами. Вот краткий перечень тех, кем шаманы не являются и чем они от них отличаются.
- Колдуны. Они обычно используют духовную энергию и силу, чтобы причинить разрушение и вред. Шаманы же используют свою силу для добра, хотя некоторые могут быть втянуты в занятия колдовством; и если эти занятия продолжаются долгое время, то они в конечном счете становятся колдунами. Некоторые колдуны согласятся использоватъ свои силы для исцеления и прорицания, но только если им заплатят, а не потому что они видят в этом служение общине.
- Ведьмы и ведьмаки. Традиционно термин «ведьма» использовался в отношении того, кто причиняет зло, хотя нередко и по отношению к мудрой женщине или мужчине в деревне, которые могут использовать свои таланты, чтобы знать или исцелять как во имя добра, так и зла. В последнее время, однако, последователи дохристианских языческих традиций или старой религии называли себя ведьмами, а также викканами и неоязычниками и проводили религиозные службы, руководствуясь лозунгом: «Делай что хочешь, но не вреди никому».
- Медиумы. Они объединяют различные духовные состояния, в конечном счете, теряя контроль над своим телом и голосом, превращаясь в сущности, которые говорят и действуют через них. Когда духи вселяются в шаманов, последние все равно контролируют происходящее в течение всего времени, пока общаются с духами. К шаманам и медиумам обращаются за советами, но медиум обычно работает на одного человека, а не на все общину.
- Проводники. Некоторые предпочитают, чтобы их называли проводниками, а не медиумами, утверждая, что медиумы в основном общаются с умершими родственниками своих клиентов, в то время как проводники вступают в контакт с источниками высшей мудрости и, часто древними духами или существами, которые никогда не жили на Земле. Во время контакта тело и голос проводника становятся (родством общения для духовных существ, которые говорят через неге, В отличие от проводников, шаман может в определенной мере анализировать информацию, полученную от этих духовных сил, но его поведение больше похоже на действия посланника, который говорит за них Шаман также контролирует происходящее и поэтому рассказывает только о том, что считает необходимым.
Из-за мощных сил зла и состоящих у них на службе людей, например колдунов, шаманские ритуалы нередко превращаются в духовную биттл. Например, шаман-целитель может сражаться против духов, которые, по поверьям, были посланы колдуном, чтобы навредить его пациенту или лже шаману. Если это происходит, то шаманский ритуал превращается в генеральное сражение за душу и здоровье пациента; в случаях, когда шаман пытается излечить целую общину, он может вести битву от лица всех своих пациентов.
Если шаман выигрывает битву, то болезнь исчезает. Но иногда шаман не одерживает победу; в определенной конкретное, ситуации он не может победить, так как недостаточно могущественен, чтобы сражаться с силами зла. Нередко это может заставить шамана обратиться к другому шаману, который способен лучше справиться с проблемой; точно так же делает обычный врач, когда ему нужно победить опасную болезнь. В других же случаях шаман может повторить попытки - и если он опять терпит поражение, то теряет свою репутацию и доверие окружающих, так же как любой профессионал в сходной ситуации.
Шаманы могут терять свои сверхъестественные способности по разным причинам, например из-за старости, когда не остается энергии и силы, чтобы заниматься шаманизмом. Или их увлечения могут принять другое направление. Некоторые старые шаманы стали преуспевающими художниками или музыкантами, начали свой собственный бизнес. Шаман также может потерять свою силу вследствие неожиданной славы и искушения наслаждаться вниманием, деньгами и сексуальными удовольствиями, которые становятся слишком доступными. Это сравнительно новая проблема, появившаяся в результате растущего интереса к шаманизму в наши дни.
Есть там кто-нибудь?
Духи, с которыми шаман общается и которых вызывает, ведут себя как посредники между космическими силами, силой вселенной или космоса - и человеком; если они отзываются, то становятся союзниками шамана или его личными помощниками.
В некоторых случаях шаман общается с этими духами, находясь в созерцательном состоянии, в котором он или она спрашивает совета у учителя. В других случаях шаман входит в трансоподобное состояние и отправляется в путешествие для встречи с духовными помощниками.
А порой шаманы входят в транс, в котором становятся так близки духам, что испытывают слияние с ними, так что духи овладевают телом шамана и говорят через него. Шаман может петь, танцевать, бить в барабаны, работать с магическими предметами, использовать травы или медицинские вещества, такие как табачный сок или дым, и айяхуаска, который извлекается из растений, произрастающих во влажных тропических лесах Южной Америки.
Шаманы говорят:
Шаманские целители, которых в Латинской Америке часто называют курандерос или пайе, - это шаманы особого вида, которые могут проводить ритуалы с пациентом или группой пациентов.
Айяхуаска - так называется галлюциноген, который сварен из лианы Banisteriopsis caapi, растущей в верховьях Амазонки. Его часто смешивают с другими растениями, такими как чакруна, которая известна науке как Psychotria viridis. Айяхуаска вызывает видения во время шаманского ритуала, так что шаман может видеть сверхъестественные миры. Активный химический элемент, ингредиент которого вызывает эти изменения в сознании, называется хармала. Айяхуаска обычно применяется шаманами Южной Америки в исцеляющей церемонии, которая включает использование посоха, связок листьев, тыквенной трещотки и священных предметов, таких как камни и вырезанные из дерева статуи. Другие вещества, используемые для изменения состояния сознания - это хуанто, известный как Datura spp., который также растет в верховьях Амазонки, и порошок под названием парика, приготовленный из семян Йопо, или Anadenanthera peregrina, который произрастает в низовьях Амазонки.
Москва. Центр. Обычный летний день. И вдруг... Случайные прохожие застывают в изумлении. Из черной «Волги», бережно поддерживаемый «прилизанным» молодым человеком в стогом костюме, выбирается седой старик с азиатскими чертами лица. Но как странно одет этот старик! На нем длинное меховое одеяние, украшенное причудливым орнаментом. На шее у старика добрый десяток ниток бус. Мягко ступая кривыми ногами, обутыми в расшитые бисером меховые сапдги, следом за молодым человеком старик поднимается по ступенькам одного из союзных министерств... «К министру шамана привезли. Сынок у министра хворает. Врачи лечить не берутся...» - шепотом передают друг другу новость всезнающие москвичи.
Трудно сказать, помог ли шаман министерскому сыну в том конкретном случае. Но практика лечения с помощью шаманской магии была весьма в ходу в семидесятых годах прошлого века. Виновата в этом мода на нетрадиционные методы лечения, распространившаяся в «эпоху застоя», или всему причиной несомненная сила шаманов - неизвестно. Но и сегодня немало людей обращаются за помощью к шаманам. Во многих случаях это - последнее средство.
Рассказы о шаманах - подчас невероятные - передаются из поколения в поколение. Стоит пересечь Уральский хребет и оказаться в Азии, как вы очутитесь в мире, где вера в силу шаманов так же велика, как и сто лет назад. Нужно заметить, что в современной России традиционный шаманизм возрождается. А ведь еще лет двадцать назад советская власть не одобряла веры широких масс в шаманскую силу (разумеется, к союзным министрам это не относилось).
Обратимся к рассказам, на которые так щедры жители российского Севера.
«Что умеет шаман? Много чего. Он почти всесилен. Например, шаман может загипнотизировать человека, наказать вора, охладить пыл хулигана. Но это пустяки. Бывает и так: возьмет шаман острый нож, ударит им в бревенчатую стену - молоко течет или даже кровь. Если увидишь шамана ночью - остерегайся, ведь есть среди них не только добрые, что лечат, а и злых немало. Мчится такой по тайге на коне, а голову с плеч снимает, чтобы ветки глаза не повредили. Бывают шаманы - мужчины, а бывают шаманы - женщины. Если на лютую шаманку набредешь в тайге - не уйти, ложись да помирай. Но больше шаманов добрых, чем злых. Такой вылечит, от верной смерти спасет - ничего не возьмет. А благодарить, кланяться в ноги примешься - смеяться будет.
Российские этнографы в конце XIX - начале XX века много занимались проблемой шаманов. Их интересовало все, и не в последнюю очередь - магическая практика шаманов. Например, в отчетах этнографических экспедиций можно найти описание таких шаманских «трюков», как прокалывание острыми предметами разных частей тела, хождение по раскаленным угольям, поедание несъедобных предметов. И так далее, и тому подобное. Особый интерес представляют рассказы о превращении шаманов в животных и птиц. Так, одному якутскому шаману, жившему в конце XIX века, не составляло ни малейшего труда превратиться в белку. Другие излюбленные объекты трансмутаций в шаманизме - волк, ворон, медведь. Трудно сказать, что в действительности видели этнографы, но факт остается фактом: ученые, члены экспедиции Академии наук описали эпизоды превращений как нечто, виденное их собственными глазами. Удивительными кажутся и тогдашние пророчества шаманов. Например, еще в середине XIX века один бурятский шаман предсказал появление железнодорожного транспорта. Этнограф бесстрастно зафиксировал и еще одно, гораздо боле удивительное пророчество. Пользуясь для выражения образами, шаман назвал новый вид транспорта «железной змеей». Тот же шаман сообщил, что «царь будет свергнут, богачи превратятся в батраков, каторжники будут начальствовать, а шаманы будут повешены на деревьях». Через шестьдесят с небольшим лет сбылась первая часть пророчества - совершился октябрьский переворот в России. Вешать шаманов на деревьях (все-таки чаще их расстреливали - в порядке борьбы с религиозными пережитками) стали несколько позднее... Существует старинное шаманское пророчество, прямо касающееся нас, жителей XXI века. «Когда выпадет последний волосок из черного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп», - заявил в середине XIX века якутский шаман по имени Гурсэб. К сожалению, этнограф позабыл спросить у старика, каков смысл этого пророчества, ведь его можно воспринимать как крайне оптимистическое (зайцы как вид будут существовать еще долго, и черных волосков на их ушах будет предостаточно) или как весьма мрачное (если образ пророчества свидетельствует о глубоких изменениях в природе, произведенных человеком за последние десятилетия).
Еще одна удивительная способность шаманов также описана российскими этнографами. Шаман способен преобразовывать пространство вокруг себя. Вначале он с поразительным искусством имитирует звуки скачущего табуна лошадей, рев волка, щебет таежных птиц. При этом рот шамана закрыт, а звуки доносятся откуда-то извне. Что является здесь источником звуковых волн? Уж не гипноз ли? Вполне возможно. Однако чем больше узнаешь о шаманизме, тем сильнее хочется верить в действительную магическую силу этих носителей древнего искусства магии.
Основная работа шаманов - это предсказания, общение с добрыми и злыми духами, лечение. Роль шамана в жизни архаичных народов Крайнего Севера была огромной, ведь шаман выступал в качестве жреца целой религии- шаманизма. Но шаманизм нельзя считать «региональной религией»: народы многих стран и континентов также являются сторонниками шаманизма.
Какая же неизвестная официальной науке закономерность лежит в основе шаманской практики?
В начале 90-х годов XX века усилиями академика В. П. Казначеева и группы ученых-энтузиастов были проведены сеансы так называемой «дальней связи». При этом использовались «зеркала Козырева» - особые приборы, способные, по мнению ученых, локально изменять энергоинформационное поле. В одном из своих докладов академик Казначеев говорил о существовании особых биополевых конструкций, которые имеют постоянную связь с легендарной Шамбалой. Выходит, Шамбала - это не сказка, выдуманная увлекающимися людьми, а реальность. Подпадая под влияние биополевых конструкций, человек начинает вести себя аномально. В зависимости от «заряда» энергии его аномальные действия могут нести либо позитивную, либо негативную нагрузку.
Пользуясь данными, полученными российскими учеными в 90-х годах, можно предположить, что шаманы подключаются к информационному пространству, выходят в «верхний мир», в космос, Вселенную. Это дает им возможность предвидеть события, которые совершатся в будущем, лечить больных. Духи, с которыми общаются шаманы, выступают здесь уже не как символы сил природы, а как вполне реальные сущности из «тонкого мира», сгустки неизвестной (а точнее, неопределимой современными средствами) энергии.
Приведу еще одну цитату, подтверждающую современное значение шаманизма как национальной религии многих северных народов России. Председатель народного фронта Якутии Данилов в одном из интервью сказал: «Мы провозгласили государство Саха, но этого крайне мало. Шаманизм - якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство». Ни больше ни меньше. Эту точку зрения, разумеется, следует сегодня принимать во внимание. А вот несколько сот лет назад, в эпоху Чингисхана, жил знаменитый шаман Тэб-Тенгри. Он сыграл немалую роль в возвышении Чингисхана. Кстати, сын Чингисхана и его жена были знаменитыми в свое время шаманами, они входили в пантеон «хозяев общемонгольского огня» - аналог института святых в православии.
Сегодня потребность людей в услугах шаманов очень высока. Но не только лечиться и гадать о будущем ходят к шаманам. Тысячи и тысячи людей ищут альтернативы современным религиям в древних обрядах шаманизма. Паломники посещают священные вершины гор, перевалы, водные источники, проводят там массовые празднества. Белое шаманство, обращение к духам «верхнего мира» - хорошая возможность как бы заглянуть в глубь времен, коснуться истока жизни.
Шаманы делятся по силе на «слабых», «средних» и «великих». «Слабым» шаманом при определенных условиях может стать практически каждый желающий. Для приобретения сана «среднего» шамана нужен сложный обряд инициации (посвящения). «Великие» шаманы рождаются раз в несколько десятков лет. По имеющимся сведениям, сегодня нет великих шаманов, по крайней мере на территории Российской Федерации.
Далеко на ледяном Севере, где мрак так же страшен, как стужа, а стужа еще страшнее мрака, растет волшебное дерево. Вместо коры на этом дереве - змеиная чешуя Когда Луна ступает в ущерб, волшебное дерево сияет таинственным светом. Ытык-Мас - так зовется оно. Дерево имеет девять причудливых изгибов и девять дупл. В дуплах дерева Ытык-Мас обитают духи нерожденных еще шаманов. В трех верхних дуплах, где орлица вскармливает орлят, - духи трех великих шаманов. Эти дупла десятилетиями остаются пустыми, ведь вселенские воздушные духи великих шаманов приходят к людям редко. В трех средних дуплах, где живут вороны с воронятами, обитают духи трех средних шаманов. Три нижних дупла никогда не бывают пустыми: там, рядом с выводком желторотых кукушат, ютятся духи слабых шаманов.
Каким станет шаман - добрым или злым - решать ветрам. Ледяные северные ветры дают шаману силу спасать от недуга и насылать порчу-болезнь. Южные ветры рождают шамана, способного предвидеть будущее на сто лет вперед. Западные ветры делают шамана нечеловечески злым. А вот влияние благодатных восточных ветров дает шаману силу творить только добро. Но это лишь часть шаманской души - ее воздушная часть.
Шаман, вставший на путь злых дел, имеет земную часть своей души в рыбе Jlyo - рыбе, посвященной смерти. День и ночь вечно плавает рыба Луо в смрадных болотных глубинах. Нет покоя и материнской части души шамана. В теле Матери- Зверя неприкаянно бродит она по лесам, забредает в тундру. Но материнская часть не может даже напиться воды - свежая ключевая вода не утоляет ее жажды. На вечную жажду обречена она, на вечные муки.
Посвящение в шаманы - величайшая тайна последователей этого древнего учения. Попробуем пересказать от первого лица историю посвящения одного из современных шаманов, использовав одно очень любопытное интервью десятилетней давности.
Пока я не стал шаманом, меня звали Никита. Я работал водителем в большом оленеводческом совхозе. Жизнь была обычная - ни плохая ни хорошая. Однажды поздно вечером ко мне пришел шаман Ердэ. Я его знал: к нему ходила лечиться моя жена, и жил он неподалеку. А с Ердэ был еще один шаман, незнакомый.
Собирайся, пойдешь с нами, - сказал Ердэ. - Моему брату Ольхону в камлании открылось, что родится в твоем стойбище средний шаман. Это ты, Никита.
Я уже двадцать пять лет как родился! - удивился я.
Шаман Ольхон укоризненно покачал головой:
Ничего еще не знаешь. А вот с нами пойдешь - все знать будешь.
Я пошел с шаманами. Мы шли три дня и забрели далеко в тайгу.
Ердэ и Ольхон развели костер, усадили меня поближе к огню. Посовещавшись, шаманы принялись варить на огне какое-то зелье. Вскоре в котелке пенилась черная жидкость с резким запахом. Мне приказали выпить ее. Жидкость была горячая, у нее был горьковатый вкус плесени. Ердэ и Ольхон стали бить в бубны и кружиться на месте.
Я почувствовал, что засыпаю. Фигуры шаманов стали расплывчатыми, а обычно молчаливая тайга кругом наполнилась странными звуками. Я слышал гул воды, пение каких-то птиц, рев зверей. Я испугался и стал звать шаманов по именам, но они не откликались. Потом все вокруг изменилось.
Я сидел на дне глубокой черной ямы и пытался из нее выбраться. Никто не приходил на помощь, как я ни кричал. Пустота и безмолвие окружали меня. Я затих и скорчился на дне ямы.
Тишина казалась мертвой, но вдруг мне послышался отдаленный звук Это был свист снежного вихря. А потом зашумели громадные крылья, и над ямой закружил орел, каких не бывает: величиной он был с доброго оленя Орел сел на край ямы, опустил голову и ударил меня клювом в темя. Боль была сильной, но мгновенной. Орел схватил меня когтями и взлетел. Дух захватило от такого полета. Было темно и холодно. Рядом мерцали какие-то странные облака. Орел будто остановился, и я почувствовал, что железная хватка когтей ослабла. Я стремительно полетел вниз.
Я ударился о лед, попробовал подняться, но не смог.
Где я? Куда меня занес чудовищный орел?
И в ответ ледяная пустыня загудела тысячей голосов:
Эбэ Хайа! Эбэ Хайа!
(Примечание. В традиции шаманизма Эбэ Хайа - скала на берегу Северного Ледовитого океана. Это священное место для всех коренных народов Севера. Другое ее название - Гора-Бабушка. Так ее называют якуты в знак особого почтения. На вершине Эбэ Хайа обитают духи, например великий дух реки Лены в образе великого орла)
Я попытался осмотреться. Внизу ревел океан, разбиваясь о подножие скалы, на которой я лежал. Надо мной висело мрачное небо. Ни одной звезды. Только бледная ущербная Луна светит. На скалу легла огромная тень. Я обернулся.
Чудовище в три человеческих роста с туловищем, напоминающим человеческое, и медвежьей головой шло прямо на меня.
Я, Нохоо, пришел, чтобы разорвать на куски твою плоть, перегрызть твои кости!
Не помня себя от страха, я попытался отползти, но Нохоо схватил меня и прижал к камню. С оглушительным ревом чудовище занесло надо мной топор. Наверное, я закричал Брызнула моя горячая кровь, она залила меня с ног до головы... все остальное происходило уже за гранью боли и почти за гранью сознания.
Нохоо отрубил мне голову и насадил ее на длинный шест. Я видел все, происходящее с моим телом.
Смотри! - рычало чудовище.
Нохоо разрубил мое обезглавленное тело на куски и разложил их на три стороны.
Это - для духов верхнего мира, это для духов нижнего мира, а сердце и печень - для духов среднего мира.
Налетел вихрь, отшвырнул чудовище с медвежьей головой. Из вихря появились невиданные черные твари, похожие на угрей. Они облепили мясо и стали пожирать его. Сожрав все, Veapn исчезли так же мгновенно, как и появились. Скала вздулась, словно была сделана из бумаги, и из возникшей дыры выбрался ужасающий зверь - однорукий, одноногий, с одним-единственным клыком в пасти. Зверь подобрался к останкам и стал с хрустом пожирать кости. Насытившись, он провалился в расселину скалы...
Не знаю, долго ли продолжался весь этот кошмар. Над горой нависла черная туча и уронила холодные капли. Ударяясь о камень, они превращались в крохотных горбатых старух.
Плоть и кости, явитесь снова! - хрипло закричали старухи.
Кружась на месте, старухи слепили мое тело воедино, смазали слюной швы, потом запричитали, заметались и исчезли в черной туче, из которой явились.
Я понял, что мое тело слеплено заново.
Вот и все! Духи горы сделали свое дело! - проревел Нохоо, ставя меня на ноги. - Теперь ты - шаман средней силы. И Имя тебе отныне - Кысылга!..
Вставай! - тряс меня за плечо Ердэ. - Переодевайся!
Я натянул на себя полное шаманское облачение - длинное меховое одеяние, пояс с кожаной бахромой, надел бусы и браслеты. И вдруг нечеловеческие силы вошли в меня. Железные браслеты зазвенели, превращаясь в перья, а край мехового одеяния стал птичьим хвостом. Круглая медная пластина, пришитая спереди, засияла, как солнце, и я поднялся в воздух. Рядом летели Ердэ и Ольхон, обратившиеся в воронов.
Мы летели долго, разглядывая землю, лежащую далеко внизу. Мы поднимались выше - и земля становилась крохотной. Мы опускались - и становились видны сеть рек и зеленые волны тайги.
Я устал, силы мои исчерпались. И тут я увидел, как мои братья-шаманы отдыхают в воздухе: медные круги на их одеяниях перестали сиятц как солнце, подернулись туманом... Вот облака, вытекшие из этих кругов, стали белыми, пушистыми облаками, и шаманы улеглись на них отдыхать. Я сделал то же самое Ердэ одобрительно усмехался, а Ольхон почему-то хмурился.
Издалека, откуда-то снизу мне послышался то ли крик, то ли плач.
Опускайся! - велел Ольхон. - Это Мать-земля кличет тебя! Негоже шаману долго нежиться на облаках!
Я направил свой полет вниз, к земле. И с каждой секундой силы мои прибывали. Я без вреда для себя пролетел сквозь туманную сеть, расставленную злыми духами, обитающими над верхушками сосен. Я миновал опасных водных духов, парящих над гладью воды, и наконец опустился на землю.
Рядом опустились шаманы Ердэ и Ольхон.
Теперь ты видел, сколько злых духов ждут твоей оплошности, - сказал Ердэ. - Кысылга, отныне ты должен всегда приходить на помощь племени людей, на помощь тем, кто лишен шаманского зрения.
Мать-земля будет хранить твою силу всегда, - добавил Ольхон. - Смотри, Кысылга, чтобы злые духи не украли у тебя какую-нибудь из душ - воздушную, водную или земную!
Священный бубен станет твоим конем, а медный круг на твоей груди - прорубью, в которую ты сможешь прятаться в случае опасности, - добавил Ердэ.
А когда ты принесешь много добра людям, то сможешь увидеть Правителя Девяти Небес - Юрюнг Ар Тойона. На его левом плече дремлет орел, а на правом - старый ворон. У ног Юрюнг Ар Тойона лежит златорогий олень, а у коновязи стоит белый конь с серебряными крыльями, - завершил поучение Ольхон. На его лице сияла улыбка.
Этот рассказ практикующего в настоящее время сибирского шамана дает яркое представление об обряде посвящения в шаманы. Налицо такие общие принципы инициации как «случайный» выбор неофита, переживание неофитом опыта смерти и повторного рождения, помощь старших товарищей. В видениях Кысылги фигурируют священные места, а также образы духов, характерные для региона.
Возможна ли шаманская практика в условиях современного города, вдали от природных ландшафтов, мест поклонения, без помощи мастеров магии? Насколько это известно автору, подлинный шаманизм (тем более опирающийся на региональный пантеон) вряд ли возможен в современной урбанизированной реальности. Однако элементы шаманской практики органично вошли в практику современных неоязыческих культов.
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.
Кто и как становится шаманом в реальной жизни?
Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.
Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.
Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.
Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.
Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.
Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.
Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.
Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.
Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения .
Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману .
Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:
- Австралия;
- Россия;
- Австрия;
- Страны Африки;
- Новая Зеландия;
- Страны Юго-восточной Азии.
Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.
Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:
- в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
- в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.
У некоторых народов избранного с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.
Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.
Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.
Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.
Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.
В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.
После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.
Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.
Посвящение в тайны волхвов
Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.
Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход – принять предложение духов и пройти обряд посвящения.
Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.
Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:
- самому постигать тонкости шаманского дела;
- учиться у старого шамана.
Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.
Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.
Обязанности, задачи и роль ведуна
Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.
Основными задачами шамана являются:
- лечение людей;
- поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
- сопровождение души в мир иной;
- защита души от демонов, злых духов.
Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.
– основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.
Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:
- предвидит засухи, дожди и т.д.;
- при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
- помогает и участвует в процессе жертвоприношения.
Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.
Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.
Шаманизм сегодня значительно помолодел, утверждают эксперты.
Если раньше «общаться с духами» могли в основном старики-долгожители, которые множество лет провели наедине с природой, сегодня средний возраст шаманов 25—30 лет, однако это никак не сказывается на доверии к ним.
Более того, если раньше шаманы принимали далеко не всех, часто даже приехавшим давали от ворот поворот, сегодня их деятельность поставлена на коммерческие рельсы, они охотно призывают духов и бьют в бубен, чтобы за деньги вылечить болезни, заглянуть в прошлое или в будущее. И — как уверяют некоторые специалисты — их предсказания удивительно точны, а потому желающих пообщаться с шаманами с каждым днем все больше и больше.
«За лето 2015-го мы отправили в экскурсионные туры к шаманам почти 8 тысяч человек, — рассказывает представитель тур компании « Пионер-тур» Евгений Айгистов. — Специально составлены программы на разный бюджет. Можно поехать к „дорогим" ханты-мансийским шаманам в Югру, там их мало, но каждый сеанс похож на мини-спектакль; можно отправиться в республики Бурятия или Тува, где шаманизм признан национальной религией, там созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы, дар общения с духами есть у каждого второго, а потому услуги относительно дешевы. Отдельные расценки — на туры к шаманам в Перу, Эквадор и Мексику, они готовы гадать „за еду“, но дорог сам перелет».
В чем же секрет успеха шаманов? Чем они так привлекают тысячи людей и насколько точны их пророчества? Давайте попробуем разобраться.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОТОП И ИНОПЛАНЕТЯНЕ
Исследователи шаманизма любят цитировать «дедушку Савея» — так называли Семена Васильева, одного из самых известных шаманов Якутии, скончавшегося в 2013 году. «Меньше чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей, — говорил он.
Через два — Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью».
Шаман Савей
Как мы видим, пророчества про Украину и Европу сбылись, и это не фальсификация — они записаны на видеопленку много лет назад. Это позволяет предположить, что и другие страшные пророчества могут сбыться.
Говорил «дедушка Савей» и о других загадочных вещах.
«Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет, — говорил он. — Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас — изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».
После смерти Васильева многие его ученики стали говорить о том, что научились выходить на контакт с его душой и теперь он помогает им предсказывать будущее. Так, шаман Федот стал настоящей звездой в Якутии, когда в канун 2015 года в выпуске новостей на местном ТВ рассказал, что нас ждет непростой год.
«До конца зимы придет смерть за известным политиком, он умрет не своей смертью, а убийц не найдут». — лишь после убийства Бориса Немцова в феврале 2015-го все поняли, кого имел в виду шаман.
«Пищу будут закапывать в землю, много отравленных продуктов пришлют с Запада» — как нельзя точно пророчество описывает сцену уничтожения тонн санкционных продуктов, которые нелегально ввезли в Россию, а потом раздавили гусеницами тракторов и закопали в землю.
А от предсказаний Федота на 2016 год просто становится страшно. Что он имел в виду — пока остается только гадать. И надеяться, что все обойдется.
«Людей накроет черная каракатица, раздавит, сотни жертв»; «Проблемы с водой в Африке и Европе. В первом случае — неоткуда влаге взяться, в другом — отравление, нельзя пить»; «Летом — глобальный сбой техники, шаг назад в развитии цивилизации».
МОЛНИЯ УБЬЕТ ЗНАМЕНИТОСТЬ
Шаман Карагай — единственный официальный представитель Верховного шамана Тувы, известен тем, что ведет активную деятельность в интернете, у него есть свой сайт, на страницах которого он время от времени размещает пророчества.
Некоторое время назад Карагай предупредил, что 2015 и 2016 годы станут для России временем испытаний, но страна их с легкостью выдержит. «Россия мощнейшая страна! Недаром ее хранит дух медведя, а он — самый сильный и древний дух! Все будет хорошо, но не сразу. Будет череда увольнений во власти, много голов полетит, кто-то сядет в тюрьму. Рубль будет творить непотребства, вызывая слезы у людей. Но все это мелочи по сравнению с тем, что войны не будет, Россию не втянут, несмотря на то, что многие этого хотят».
Шаман Карагай
Кстати, недавно Карагай был гостем редакции известной столичной газеты. Во время интервью у шамана спросили, может ли он разогнать тучи. Он ответил, что это очень просто, вышел на крышу редакции — дождь прекратился.
Рассказывая об этом чуде, Карагай поведал журналистам, что засуха или очень сильный дождь всегда являются «небесными санкциями». Если где-то давно нет дождей, бог дает знать, что засуха в человеческих душах, и хочет, чтобы мы пролили слезы, покаялись. Если дождь, наоборот, сильный, затапливает все вокруг, он хочет смыть чьи-то грехи.
Шаман Аким Буян из Кызыла славен тем, что подчиняет себе не дожди, а молнии. По легенде, в детстве в Акима ударила молния, и он стал слышать голоса духов, после чего пошел в ученики к старейшине-шаману из рода Черных Волков.
«Молния никогда не убивает, — говорит шаман. — Она либо наделяет человека даром, из-за чего многие становятся ясновидящими или обладателями каких-то способностей, либо забирает душу на небеса, чтобы возвысить в ранг святых. На тех, кого убила молния, нужно молиться, обращаться к ним, как к богам, они слышат и всегда помогут».
Предсказания о будущем у Акима Буяна также связаны с молнией.
«В 2018 году на глазах у тысяч людей громовержец заберет известного во всем мире человека», — обещает он, поясняя, что некую знаменитость (политика или звезду шоу-бизнеса) разряд молнии убьет прямо во время выступления на публике, на глазах толпы.
«В ближайшие 10 лет NASA откроет возможность использования молний для космических целей, а также будут опубликованы секретные разработки Николы Теслы, которые ранее считались утраченными», — обещает Буян.
СЕКРЕТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СПЕЦСЛУЖБ
Еще один шаман, получивший мировую известность, — житель Кольского полуострова Эльвиль, также являющийся исследователем и автором книг, посвященных культуре, истории, традициям шаманизма. В июле 2002 года ему было видение: смотрящий на север великан, который стоял одной ногой в Европе, а второй в Азии.
Великан принял чашу с водой, которую он получил с небес. С этой чаши начинает выливаться вода, ее ручьи соединяются с реками Европы и Азии. Вода быстро начинает прибывать. Вскоре реки выходят из берегов, начинается потоп. Множество людей не успевает спастись. Во время спасения имущества люди пропускают фразу, доносящуюся с неба: «Предупреждение свершилось!»
А вот что предсказывает Эльвиль на ближайшее будущее.
«Образование союза славянских государств с его дальнейшим распадом. Эпидемия новых смертоносных вирусов-убийц, полученных методом мутации. Появление искусственного человека — до 2020-го. Нахождение на Земле новых форм жизни. Значительное увеличение длительности жизни и катастрофическое уменьшение рождаемости».
К слову, последнее пророчество подтверждает и чукотский шаман Кочап Тыкентекьев: «В ближайшее десятилетие будет открыт секрет долголетия, а в ближайшие четверть века жить до ста лет станет нормой. Падение рождаемости — во всех странах, люди не смогут рожать — будут очень хотеть детей, но не смогут, возможно, это даже спланированный эксперимент спецслужб, о котором мы узнаем не сразу».
КОНЕЦ СВЕТА И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Красноярский энтузиаст-исследователь Степан Марков, более 20 лет собиравший предсказания шаманов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, еще 15 лет назад составил хронологическую последовательность совпадающих пророчеств.
Согласно ей, вплоть до 2035 года на Евразийском континенте, а также в водах, омывающих эту огромную территорию, произойдет не менее полутора тысяч природных катаклизмов. Из них самыми разрушительными станут землетрясения с эпицентром в Северной Монголии, примерно в 2015 году, в 2022 году — на южной оконечности Курильской гряды, в 2030 году — на Филиппинах.
Подземные толчки вызовут мощные цунами, удару которых подвергнутся острова Тайвань, Сахалин и Хоккайдо. Из-за подземных ударов стихии в Северной Монголии существенно изменится рельеф Саян и очертания озера Байкал. К слову, сам Байкал будет мельчать, и к 2040 году от былого легендарного озера останутся только воспоминания.
К этому же году следует ожидать существенного понижения температуры не только в Евразии, но и на всей планете. В этот период вероятнее всего наступит так называемый ледниковый период, от которого сильнее всего пострадают юго-западные районы Европы и Африка, где население вымрет почти полностью. В целом в мире к 2050 году численность человечества уменьшится на 1,5 миллиарда человек.
Однако после 2050 года температура на планете начнет расти. Но это не принесет долгожданного процветания. Начавшиеся многолетние засухи приведут к массовому голоду. Площадь пустынь на планете увеличится более чем в четыре раза.
Сухой и жаркий период на Земле может затянуться более чем на полтора столетия, что также приведет к существенному сокращению численности людей. И только начиная с 2200 года изменившаяся внешне и внутренне человеческая раса вступит в долгий период благоденствия.
Впрочем, жить, готовясь к эпидемиям и катастрофам, не стоит. Известный исследователь шаманизма, профессор-культуролог Лидия Колодезникова пишет в своих статьях, что большинство современных шаманов не более чем рекламный трюк, уловка, чтобы привлечь туристов, ради которых и устраивается красочное шоу с бубнами, ритуальными танцами и жертвоприношениями.
Местные жители называют «ряжеными» тех, кто работает с туристами, участвует в телепрограммах, никогда к ним не обращаются и уж тем более не верят их пророчествам.
Известный американский разоблачитель паранормальных явлений и псевдонаучных теорий Джеймс Рэнд с 2012 по 2014 годы изучил предсказания 150 шаманов со всего мира (среди них — 20 из России) и получил неожиданную статистику: лишь 4% их пророчеств сбылись. Комментарии тут, как говорится, излишни...