По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.
Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.
Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.
На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.
В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.
В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.
Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.
Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.
Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.
Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.
Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.
В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.
Собор Казанский иконы Божьей Матери входит в кремлевский архитектурный ансамбль столицы. Здание храма сравнительно небольшое, но его архитектурное и историческое значение в православном мире огромное. Появление собора неразрывно связано с именем национального героя Дмитрия Пожарского и освобождением города от польско-литовских войск.
История известной Казанской иконы Божьей Матери
Икона Казанской Божьей Матери в православии почитается больше других. Чудотворным действием обладает не только оригинал образа, но и его списки. По всему миру распространено множество копий святыни, и все они находятся в особом почете у христиан.
Появление Казанской иконы Божьей Матери связано с интересной историей, произошедшей в XVI веке, которую можно назвать чудом. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, которым были уничтожены все деревянные строения города. В ту же ночь десятилетней дочери местного купца Матроне в сновидении явилась Богородица. Она попросила девочку сходить на пепелище и отыскать там ее икону. При этом Божья Матерь указала точное место, где находится образ. Утром Матрона рассказала о видении родителям. Те посоветовались со священником Ермолаем и решили проверить правдивость детских слов. И, на самом деле, под обгоревшими головешками икона Божьей Матери как будто ждала, когда ее найдут. Образ был завернут в вишнёвое сукно и совершенно не тронут огнем. Изображение Богородицы на доске из кипариса выглядело как новое.
Чудотворную силу иконы христиане заметили уже в первые дни. Слепые люди, припадавшие к образу, начинали видеть, глухие – слышать. Больные мигренью избавлялись от страшных болей.
После случившихся исцелений духовенство города решило сделать несколько списков. Первый был отправлен государю Ивану Грозному. Остальные списки передали в дар церквям, находящимся в разных городах Руси. Икона хранилась в приходах и почиталась более остальных образов. В честь неё было возведено множество соборов и монастырей.
История московского собора
Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.
Строительство храма
Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.
Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.
В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.
Деятельность в XIX веке
В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.
Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.
Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.
После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.
В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.
В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.
Восстановление храма
построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г.
История престола
История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божией Матери начинается со времени отправки царю Иоанну IV Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий мон-рь (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь). В 10-х гг. XVII в. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения кн. Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери) в своей приходской Введенской ц. (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохр.); в ней празднование иконе совершалось с 22 окт. 1613 г. В приделе Введенской ц. не позднее 21 окт. 1617 г. был освящен (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божией Матери. С венчанием на царство Михаила Феодоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 окт. 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской ц. кн. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царем Введенскую же ц. («Златоверхие, что в Китае городе»). В кон. 1632 - нач. 1633 г. по указу царя Михаила Феодоровича была освящена отдельная деревянная ц. Казанской иконы Божией Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 дек. 1632).
Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл.
Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора.
В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых.
Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).
В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского).
В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо.
Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.
К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики.
Л. А. Беляев
Архитектурная история собора
Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено).
Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня.
Бесстолпные храмы получили распространение в XVI в., но перекрывались преимущественно крещатыми сводами, реже - коробовыми сводами с поперечной распалубкой. Сомкнутые своды для перекрытия бесстолпных церквей использовались крайне редко и только в очень маленьких помещениях (один из немногочисленных примеров - придел мч. Диомида трапезной ц. Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, кон. XVI в.). В бесстолпных храмах XVII в., как правило, возводился сомкнутый свод. К. с., если сведения Барановского верны,- один из первых храмов, где использовали сомкнутый свод для перекрытия бесстолпного пространства главной церкви и, следов., являлся примером раннего применения этого типа, впосл. широко распространенного в храмостроительстве на протяжении более чем 70 лет. Др. пример использования сомкнутого свода - ц. Св. Троицы в Никитниках (30-е гг. XVII в.). Вероятно, сомкнутым сводом была также перекрыта ц. Всех святых на Кулишках (ок. 1637; сохранившийся свод относится ко времени перестройки - кон. XVII в.). Все 3 храма помимо данного конструктивного новшества объединяет композиция ансамбля: асимметрия второстепенных объемов, расположение колокольни у сев.-зап. угла, использование арочных галерей, полукруглая апсида, глубоко вынесенная на восток.
Характерно оформление венчающей части К. с., кокошники к-рого были расставлены не один над другим, как это было принято в кон. XVI в., а «вперебежку»: кокошник верхнего ряда помещен над местом стыковки кокошников нижнего ряда, а угловые кокошники 2-го ряда поставлены по диагонали, т. о. они освободили небольшое пространство над углами. В К. с. оно занято небольшими декоративными башенками, в ц. Св. Троицы в Никитниках - декоративными угловыми главами; тем не менее сходство приема в обоих храмах очевидно. Расположение кокошников «вперебежку» косвенно подтверждает использование сомкнутого свода, т. к. крещатый свод обычно предполагает применение др. типа завершения - с выделенным центром, оформляющим снаружи внутренние распалубки.
Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней).
Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.
Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета.
Редкой особенностью фасадов К. с. было отсутствие карниза, отсекающего поверхность стен четверика от венчающей его «горки кокошников». Такие карнизы стали типичным элементом в архитектуре бесстолпных храмов кон. XVI в., они известны в 20-х гг. XVII в. (ц. Покрова в Рубцове, собор арх. Михаила в Н. Новгороде); с 40-х гг. XVII в. карнизы были непременной декоративной составляющей всех бесстолпных храмов до появления «нарышкинского стиля». Словно для того чтобы подчеркнуть отсутствие карниза, в К. с. треугольные сандрики окон заходят в поля кокошников нижнего яруса. Этот прием отличает К. с. от храмов, ближайших по времени строительства и по типологии, таких как Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках. Возможно, это решение было намеренным и его следует расценивать как признак строительства по царскому заказу: эта особенность композиции восходит к типологии фасадов Успенского собора Московского Кремля, в К. с. она подчеркивала «соборный» статус этого небольшого здания. К. с.- сравнительно небольшая, небогато украшенная и неск. архаизированная постройка, в архитектуре к-рой прослеживаются параллели с архитектурой царского Теремного дворца (в строительстве к-рого участвовал подмастерье К. с. Обросим Максимов): филенчатые пилястры, резные гирьки, типологические и композиционные новшества - сомкнутый свод, шатровая колокольня. Нельзя исключать вероятности того, что построенный по царскому заказу К. с. стал примером купеческого строительства в Китай-городе и, т. о., существенно повлиял на процесс становления зрелой архитектуры XVII в.
Ю. В. Тарабарина
Облик К. с. очень рано начал меняться. Уже в 1647 г. юж. линия галереи была превращена в придел Казанских чудотворцев и к вост. торцу пристроена апсида; новый придел был тесно прижат к основному объему, вдоль его фасада шла Никольская ул. В сев. приделе в сер. XVII в. построили новую трапезную вместо галереи. Зап. крыльцо расширили, а весь участок окружили каменной оградой. Количество прихожан возрастало, и в 90-х гг. XVII в.- 1700-х гг. с запада была пристроена новая, обширная трапезная, примерно равная главному четверику, с крытым крыльцом, «выводившим» храм на угол Красной пл. Это подчеркнуло ось «запад-восток», и фасад вытянулся вдоль Никольской ул., а объем утратил компактность.
В XVIII в. финансовое положение К. с. ухудшилось: прекратились щедрые дары государей; наравне с др. храмами К. с. вынужден был просить царя сохранить пожалованные его предками колокола (просьба была удовлетворена); средств царского жалованья не хватало, и собор постепенно ветшал (осыпались подзоры, протекали кровли, выпадали кирпичи из сводов, проваливались полы, портились росписи и иконостасы XVII в., подгнил даже престол). Во время ремонта, 29 мая 1737 г., начался пожар, согласно описи повреждений И. Мичурина, сгорели новая тесовая крыша и деревянные окна, двери, кресты. Первоначальный вид К. с. сохранился в подробной описи храма Д. В. Ухтомского (1751), в ходе реконструкции (1755) обветшавший декор заменили, а кокошники закрыли кровлей на 4 ската. При обновлении на пожертвования кнж. М. А. Долгорукой (1767-1768, архит. Яковлев) разобрали юж. придел с остатками галереи, изменили декор. Барабан собора теперь венчал почти прямо по скуфье чуть приподнятый сводик «колокольчиком», по 4 осям к-рого с краю помещались люкарны с круглыми ложными окошками; на скупо профилированной шейке держалась луковичная главка с крестом. Четырехскатное, клинчатое по граням покрытие над 8-гранным постаментом в уровне бывших больших кокошников было покрашено зеленой краской, стены - светлой желтой, лепные слабопрофилированные наличники - белой. На фасадах четверика сохранялись оси 3 первоначальных окон, но их растесали и окружили наличниками нового рисунка; под крышей вытянулся раскрепованный антаблемент. Облик К. с. XVIII - нач. XIX в. сохранился на гравюрах по рисункам М. И. Махаева и де Вильи, на видах Красной пл. (Ф. Гильфердинг) и Воскресенских ворот (Ф. Алексеев). Последние элементы старой композиции исчезли в первые годы XIX в.: сначала разобрали северную трапезную, затем - шатровую колокольню (1802-1803), к-рую заменили новой, 2-ярусной, резко выдвинутой на Воскресенский проезд по зап. оси. В нач. XIX в. К. с. был полностью обновлен и мало напоминал храм XVII в. Собор выглядел как здание в стиле барокко с классическими «ордерными» чертами, отвечавшее новой городской архитектуре европ. форм.
Во время пожара Москвы и взрывов Кремля в 1812 г. К. с. был ограблен, но чудотворную икону, оставленную в Москве, укрыли в доме прот. Сергия и вывезли под Тарутино. В 30-х гг. XIX в. обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный придел, использовавшийся как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861 и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлен) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма.Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев (Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.
Л. А. Беляев
Ист.: Невоструев А. И. Историческая записка о Казанском соборе (кон. 1860-х гг.) // РГБ ОР. Ф. 193. К. 14. Ед. хр. 10.
Лит.: Крылов И. З. Крестный ход в Казанский собор 22 октября // Моск. вед. 1850. № 126/127. С. 1335-1348; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресвятой Богородицы в Моск. Казанском соборе // Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотворная икона Божией Матери? // Моск. ЦВед. 1911. № 22/23. С. 491-503; он же. Заметка о колокольне при Моск. Казанском соборе // Моск. церк. старина. М., 1911. Т. 4. С. 1-2 (отд. паг.); он же. Моск. Казанский собор в 1812 г. М., 1911; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и крестных ходах в назначенный собор в это время. М., 1911; Беляев Л. А. «Храм оставленный - всё храм...»: (Результаты исслед. Казанского собора на Красной площади в Москве) // Наука в России. М., 1993. № 5/6. С. 73-80; он же. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной площади в Москве // Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия. М., 2009. С. 464-473; Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. М., 1993; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов С. А. Опись церковной утвари и ризницы Моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 373-410.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве только благодаря случайности сохранил свои первоначальные черты. Нелегкая судьба храма могла привести к тому, что он был бы стерт из памяти русского народа.
Впервые Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 года.
На деревянный храм средства пожертвовал князь Пожарский.
Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой.
По преданию, девочка 9 лет трижды увидела во сне Богородицу, жестом указывающую ей на руины дома. Священник Ермолай, которому был поведан сон, нашел на развалинах икону. Случилось это в Казани, в 1579 году.
Деревянный Казанский собор в скором времени сгорел в пожаре. На его месте в 1635 году возводят каменный храм. Средства предоставил сам царь - Михаил Федорович.
Новое здание храма Казанской иконы Божией матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свой смысл.
Золотой символизировал религиозное предназначение постройки, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, который карает и обновляет, белый - цвет святости и чистоты.
По Византийской традиции, такое цветовое решение означает то, что Собор создавался, в первую очередь, как воинский.
В Казанском Соборе иконы Божией Матери на Красной площади Москвы периодически осуществлялись крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.
Интересный факт.
В храме, в свое время, служили протопопы Аввакум и Неронов, не принявшие Никоновскую церковную реформу. Несогласные с нововведениями Никона служители храма были высланы в заточение.
Во время правления Петра I символ храма - икона Богородицы - была перевезена в Петербург, где также возвели свой Казанский собор.
Революция 1917 года стала переломным событием в жизни храма.
Архитектор Барановский успел сделать замеры здания, что в то время было не только сложно, но и небезопасно.
В 1930 году Казанский Собор на Красной площади закрывают, а в его стенах появляется столовая. Через 6 лет святыня была полностью разобрана.
На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.
Лишь в этот период начинаются работы по восстановлению храма. Замеры Барановского оказались как нельзя кстати.
К счастью, Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на своем первоначальном месте и, остается надеяться, предстал в первозданном виде. Наконец, святыне вернули ее предназначение. Сегодня она - один из известнейших и самых почитаемых храмов столицы.
Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
1. Современный вид на Казанский собор сверху
2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную
3. Панорама северного фасада Казанского собора
4.
5. Фронтон "Всевидящее око"
6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию
7.
8.
9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн
10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.
11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос
12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера
13. Памятник М.И. Кутузову
14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня
15. Ряженые
16. Капитель колонны Казанского собора
17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн
18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов
19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов
20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду
21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.
22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.
23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев
24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров
25. Капитель
26. Колонна вблизи
27. Крест на куполе
28. Соборные голуби
29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева
30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана
31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами
32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".
2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".
3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".
4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".
5 "Благословение Исааком Иакова".
6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".
7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".
8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".
9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".
33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".
34.
35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»
36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»
37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери
38. Могила Кутузова
39.
40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга
41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов
42.
43. Штандарт
44. Штандарты наполеоновской армии
45. Ключи от Монса
46. Ключи от Нанси
47. Ключи от Любека
48. Ключи от Авена
49. Ключи от Бремена
50. Ключи от Гертруденберга
51. Царские врата