В ОБЩЕСТВЕННОМ сознании за Дагестаном прочно закрепилась репутация республики, раздираемой межэтническими и внутриконфессиональными конфликтами. И если межнациональные конфликты в полиэтничном Дагестане являются следствием борьбы этнических группировок за власть, то религиозный конфликт как между представителями "традиционного" ислама и фундаментализма, так и внутри этих течений во многом является отражением этой борьбы.
Уже в первые постперестроечные годы Духовное управление мусульман Дагестана оказывало заметное влияние на религиозную жизнь республики. В первые же годы существования оно превратилось в поле битвы между представителями кумыкской и аварской национальностей за право руководства мусульманской общиной Дагестана. Борьба завершилась "победой" аварцев и привела к расколу и появлению национальных Духовных управлений: аварского, даргинского, кумыкского. И в настоящее время, несмотря на заверения руководства ДУМД о разрешении конфликта, ни для кого не секрет, что нынешнее ДУ опирается в первую очередь на представителей аварской этнической группы.
С середины 90-х годов по республике ходит видеокассета, где духовные лица, по национальности кумыки, рассказывают о злоупотреблениях действующего ДУМД. Проблему противостояния в плоскости кумыки-аварцы в сфере традиционного ислама на встрече мэра Махачкалы Саида Амирова с духовенством РД в июне 1999 г. поднял советник председателя правительства РД по вопросам религии Ильяс-хаджи Ильясов: "Даже если здесь, в Дагестане, не будет ни одного ваххабита, раскол между мусульманами все равно сохранится. Он произошел 28 февраля 1998 г., когда произошел незаконный съезд и когда было незаконно перерегистрировано ДУМД в 1994 г.".
Тот же раскол между кумыками и аварцами в рамках традиционного ислама наблюдается в Хасавюрте. Противостояние проходит в нескольких плоскостях: 1) численное превосходство аварцев-переселенцев как в городе, так и в районе, что вызывает недовольство коренного населения; 2) борьба за власть в г. Хасавюрте и в районе, в которой победили представители аварской этногруппы; 3) религиозное противостояние: пятничный намаз в городе кумыками и аварцами совершается в разных мечетях. Точно так же отдельные пятничные мечети кумыков действуют и в Махачкале.
Таким образом, борьба за руководство мусульманской общиной тесно взаимосвязана с борьбой за политическую власть и подогревается недовольством коренного населения низменных районов переселенцами, так как традиционно духовной жизнью на низменности управляли религиозные лидеры-кумыки, и нарушение этой традиции вызвало у них недовольство.
"Земельный вопрос" вызвал разделение по этническому признаку в рамках традиционного ислама и в селах Ленинаул и Калининаул Казбековского района, ранее входивших в состав Чечни: аварцы и чеченцы в этих селах еще задолго до боевых действий в горных районах Дагестана пятничный намаз совершали раздельно.
Недовольство не только кумыков, но и других национальностей Дагестана вызывает и то, что в деятельности ДУМД странным образом сочетается призыв к установлению шариата и активная политическая деятельность, направленная на обеспечение политических интересов аварской этнической группы. Шейх Саид-афанди Чиркейский уже давно имеет тесные контакты с представителями политической и экономической элиты как внутри республики, так и за ее пределами. Причем этническая принадлежность этих представителей не оставляет сомнений относительно основы контактов.
События, последовавшие за смертью Саида Абубакарова, показали, что интересы духовных лиц и ряда политиков совпадают: политики задумали и организовали массовые акции, а шейхи благословили их. Требование было одно - отставка председателя Госсовета РД. Другой факт не менее наглядно свидетельствует о том, "кому это выгодно", как говорили древние римляне: накануне референдума 7 марта 1998 г. относительно процедуры избрания главы республики в северных (аварских) районах Дагестана прошло несколько встреч с местным населением, в которых участвовали представители ДУМД, аварского национального движения и представитель Рамазана Абдулатипова. Суть встречи сводилась к одному - необходимо голосовать за всенародно избираемого главу республики. Причем допускалось сохранение государственного устройства Республики Дагестан в его прежнем виде.
Этот же призыв поддержало и ОМОД "Hyp", активно сотрудничающее с ДУМД, вследствие чего большинством членов движения в Дагестане являются последователи шейха Саида Чиркейского. Именно это движение выступило официальным организатором Конгресса мусульман Дагестана в конце августа 1998 г., где и прозвучало требование отставки председателя Госсовета РД.
В настоящее время существует единственная (уже упоминавшаяся) оппозиция ДУМД, состоящая из традиционалистов, возглавляемая шейхом Мухаммад-Мухтаром Кяхулайским, которого газета "ас-Салам" - печатный орган ДУМД - настойчиво называет всего лишь имамом мечети поселка Тарки. Но из-за своей слабости эта оппозиция не ведет активного противостояния с ДУМД. В то же время такие даргинские районы, как Левашинский, Акушинский и Сергокалинский, выступая против фундаменталистов, не спешат поддерживать ДУМД, что объясняется тем фактом, что значительное число даргинцев из руководства республики - выходцы из этих районов, и их земляки не спешат поддерживать оппозицию из ДУМД.
Несколько иначе выглядит ситуация с дагестанскими фундаменталистами. При формировании общин довольно четко прослеживается не только этнический, но и "районный" фактор. Хотя в отличие от "традиционного" ислама этот фактор проявляется скорее на уровне рядовых членов общин, а не их лидеров. "Районный" фактор проявляется в том, что религиозные деятели данного течения в первую очередь находили поддержку среди своих односельчан и выходцев из своего района, что объясняется "общинностью", характерной как для Дагестана, так и для всего Кавказа.
Багауддин Мухаммад - лидер Исламского джамаата Дагестана - нашел основную поддержку именно в своих земляках - выходцах из Цумадинского района. Помимо того что в начале лета 1999 г. в Цумадинском районе проживало более 400 "выявленных" его сторонников, он получил поддержку и признание цумадинцев-переселенцев, живущих в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах. В селах Первомайское, Теречное и Советское Хасавюртовского района, где в основном проживают выходцы из Цумадинского района, позиции его сторонников были настолько сильны, что представители органов власти и Духовного управления РД не решились проводить в этих трех селах разъяснительную работу "о вреде религиозного экстремизма", которая проводилась в районе с 9 по 11 июня 1999 г. В селении Кироваул Кизилюртовского района, где также в основном проживают выходцы из Цумадинского района, при поддержке главы администрации села был создан свой шариатский суд, но вмешательство прокуратуры РД предотвратило установление в селе исламской формы правления. Помимо всего этого, Багауддин со своими сторонниками вошел именно в "родной" Цумадинский район, где получил относительную поддержку местного населения, о чем свидетельствует почти месячное бескровопролитное присутствие "Исламской Армии Кавказа" в этом районе.
Другая религиозная организация фундаменталистского толка "Исламский Центр "Исламия" также была построена по районному признаку. Она состояла в основном из выходцев из одного района - Гунибского. Основатель организации - Ахмад-кади Ахтаев - уроженец села Кудали Гунибского района. С самого начала своей деятельности он опирался на своих земляков и получил от них поддержку. Неофициально его сподвижников по причине численного превосходства выходцев из с. Кудали называли "кудалинцами".
В Махачкале "кудалинцы" долгое время вели проповедническую деятельность отдельно от Исламского джамаата. Помимо разногласий между лидерами двух организаций относительно методов работы на уровне рядовых членов, не последнюю роль играл этнический фактор. Лидером Исламского джамаата в Махачкале и "представителем" Багауддина в этом городе был М.-Ш. Джангишиев - даргинец, уроженец с. Карамахи. Создавая общину в Махачкале, он в первую очередь опирался на выходцев из сел Кадарского анклава, хотя "исламский призыв" был обращен ко всем этническим группам. Косвенным доказательством этому служит то, что фактическому объединению общин в 1998 г. (теоретически они продолжали оставаться отдельными организациями) послужил фактор, совпавший по времени с другими: 1) смерть Ахмад-кади Ахтаева, которая из-за отсутствия подготовленного лидера заставила его сподвижников искать замену на стороне; 2) совпавшее с этим событием по времени (весна 1998 г.) назначение представителем Багауддина в Махачкале аварца, уроженца Гунибского района, что заметно увеличило число аварцев в Исламском джамаате Махачкалы; 3) необходимость совместного отражения давления со стороны государства и традиционного духовенства.
Не менее ярко влияние этнического фактора прослеживается в общине, возглавляемой Аюбом Астраханским, уроженцем села Кванада Цумадинского района. В Астрахани его основными последователями являются представители аварской этнической группы, составляющие довольно многочисленную общину. Таким образом, он получил поддержку своих соплеменников, а отсутствие районного деления, наблюдаемого непосредственно в Дагестане, объясняется удаленностью региона от республики, вследствие чего межрайонные противоречия отступают перед межэтническими. Зато в самом Дагестане община Аюба представлена исключительно цумадинскими аварцами, выходцами из Южного Дагестана.
Среди даргинцев фундаментализм распространен только в селах Кадарского анклава, что объясняется как длительным пребыванием в этих селах проповедника Мухаммеда Али из Иордании, так и столкновением местных жителей с махачкалинскими финансовыми и криминальными группировками в начале 90-х гг. Под влиянием "соплеменников"-карамахинцев идеи очищения ислама восприняло селение Губден. Этому способствовало и непризнание губденцами нынешнего ДУМД. Столь слабое распространение фундаменталистских идей среди даргинцев объясняется довольно просто: еще в начале 90-х годов исследователи отмечали, что даргинцы - единственная этническая группа, не имеющая организованного национального движения. Это было связанно с тем, что представители даргинской этнической группы уже возглавляли республику, и, следовательно, необходимость в национальном движении, основной функцией которого было отстаивание экономических и политических интересов этноса, отпадала. Похоже, что аналогичная ситуация имела место и в религиозной жизни республики, так как факты свидетельствуют, что исламский фундаментализм получил распространение среди аварской, лезгинской и лакской этнических групп, наиболее недовольных республиканскими властями.
Не меньше интереса представляет и распространение христианства в Дагестане. Традиционно христианство в его православной форме в республике исповедуют только русские, проживающие в Дагестане. Но в настоящее время деятельность западных церквей коренным образом изменила ситуацию. Если православие все так же исповедуется только русскими, то последователями западных протестантских церквей ("Осанна", "Харизматическая церковь" и др.) большей частью становятся этнические дагестанцы. Молодежь привлекает в эти церкви необычная обстановка: проповеди напоминают дискотеки, а проповедники пропагандируют американскую культуру, которая, по выражению 3бигнева Бжезинского, "несмотря на ее некоторую примитивность... пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи мира". Деятельность западных церквей облегчается тем, что они абстрактно ассоциируются с Западом и не привязаны к какой-либо этнической группе.
И если одной из причин исламского фундаментализма является активное проявление недовольства как окружающей действительностью, так и личным статусом, то обращение коренных дагестанцев к христианству является протестом пассивным.
В качестве вступления хочется привести высказывание довольно известного государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина: "Народ, не имеющий национального самосознания, есть почва, на которой произрастают другие народы". Многим из нас эти слова должны быть знакомы. К слову, высказываний, подобных этому, достаточно много. Это наверняка объясняется тем, что этот вопрос очень актуален для всех, в том числе и для нас.
Прежде всего, обязуюсь предупредить, что некоторым читателям эти слова покажутся в каком-то роде националистическими. Но заверяю, здесь нет ни одного намека на пропаганду межэтнической вражды или неприязни. Как многим из вас известно, кумыки это один из, скажем так, основных народов Дагестана. У большинства людей Дагестан ассоциируется прежде всего с пятью его наиболее многочисленными коренными (подчеркиваю!) этносами: аварцами, даргинцами, кумыками, лезгинами и лакцами. Также многим из вас наверняка известно то, что, из числа этих 5-и, кумыки это несколько обособленный этнос в силу своих отличий в языке, культуре, происхождении, ареале проживания и многих других значительных и незначительных факторах. Из этого следует, что у остальных народов друг с другом гораздо больше общего, чем с кумыками. Это не хорошо и не плохо, это факты. Почему мы зацикливаемся на том, что нас различает, а не на том, что нас объединяет — спросите вы. Вот мы и подошли к главной сути вопроса. Дело в том, что, несмотря на упорное унифицирование всех наций Дагестана в одно "целое и неделимое", дагестанцы все равно остаются прежде всего аварцами, лакцами, лезгинами, табасаранцами и т.д. Т.е. национальное самосознание этих народов берет верх над всеобщей дагестанской унификацией. А каков же уровень национального самосознания у кумыков? Увы, он очень неутешительный. За все время существования Дагестана как республики советская историография очень хорошо поработала над нашим национальным самосознанием, как впрочем и над самосознанием других народов. Но почему же, спрашивается, окружающие нас народы могли сохранить свое самосознание, а мы нет? Неужели оно так мало значит для нас, неужели наша история для нас так незначительна? Возможно в этом нет нашей вины, ведь кумыки были еще и тюркоязычным, а стало быть, опальным этносом. Таким народам приходилось вдвойне тяжелее.
Политика СССР в отношении национального вопроса тоже всем должна быть известна. Наши родители, дедушки и бабушки могут быть для этого живым подтверждением. В СССР ведь фактически не было национальностей, не было украинцев, узбеков, армян, белорусов, казахов, а был единый советский народ, был человек советской национальности. Изучение своих корней и своей истории было преступлением.
Но период Советского Союза закончился более 20-ти лет назад. А в Дагестане тем временем ничего не изменилось. Сегодня Дагестан олицетворяет собой миниатюрный СССР с той же самой национальной политикой. Нет национальностей, есть единый дагестанский народ, есть человек дагестанской национальности. Изучение своей истории здесь (как и во времена Советского Союза) чревато обвинениями в национализме, в частности, для кумыка это чревато ярлыком под названием "пантюркист".
Нет ничего удивительного в том, что многие дагестанцы ратуют за единый и неделимый дагестанский народ. Но давайте представим, что это повлечет за собой. Вернемся снова к 5-и основным нациям Дагестана. Что потеряют, например, аварцы и лакцы, даргинцы и лезгины в случае того, что они станут единым народом (хоть это и утопия)? Ведь эти народы так или иначе родственны между собой, имеют общее происхождение, имеют, можно сказать, общую культуру и одного корня язык. Конечно, они различаются, в противном случае они бы не делились. Но будет ли для них это объединение так сильно чревато, как будет чревато для нас? Ведь у нас есть свой язык, который мы можем потерять и который уже постепенно теряем. У нас есть своя неповторимая культура, богатая история, быт. И это все мы можем потерять. И мы уже практически это потеряли. Существует ли кумыкский народ сейчас? Юридически да, существует. Но фактически, кумыки сегодня — это не кумыки, а дагестанцы, говорящие на кумыкском языке. А кумыков, позиционирующих себя в первую очередь кумыками, ничтожно мало. Наше национальное самосознание на нуле, каким оно было во времена СССР и таким же остается сейчас.
Дагестанизм как таковой — это зло. И в первую очередь — для нас. Вся идеология дагестанизма направлена на размывание нац. самоопределения народа, на постепенное уничтожение его самобытности. Попытка превратить нас в часть "единого дагестанского народа" есть ни что иное как попытка растворить нас как этнос в плавильном котле и сделать из нас новую нацию с новой историей и новой культурой. Мы не должны быть против добрососедских отношений с другими дагестанцами, но мы всегда должны помнить, что мы отдельный народ со славной историей.
Метастазы аварского ура-национализма
10 марта в газете «Миллат» была опубликована статья аварского «ура-националиста» Гамзата Изудинова «Тенгликские» геббельсы снова в движении, которая стала предметом обсуждения в сети интернет. Учредитель газеты «Миллат» Магомед Бисавалиев яростно защищал там автора вышеупомянутой статьи Гамзата Изудинова, что, мол, они не националисты, а патриоты, ничего плохого кумыкам не желают, если, что не так вышло, мол, не обессудьте, что у нас свободу слова никто не отменял, если что они готовы встретиться и в суде. Но боевого духа ему хватило не надолго, поскольку в своей очередной статье в газете «Миллат» (24 март 2017 г.) М. Бисавалиев поубавил тон, видимо, получил «нагоняй» от своего хозяина за разжигание межнациональной розни между кумыками и аварцами.
В своей статье Г. Изудинов пишет, что «На прошлой неделе, за тайно полученные деньги, продажные группировки ненавистников аварцев там-тут снова собирались, на сегодняшний день, несбыточными планами, против правителей, делая громкие заявления.
К примеру, кумыки поставили ультиматум властям Дагестана за ползучий захват кумыкских земель, что если в течение месяца съезд не получит ответ, то кумыки начнут проводить референдум в Дагестане об отделении».
В отместку за такие заявления, якобы прозвучавшие на этом кумыкском съезде, Гамзат Изудинов сам допустил оскорбительные выпады против братского кумыкского народа.
Так, по словам Г. Изудинова, получается, что «кумыки - это есть тюрки , прибившие в Дагестан несколько столетий назад. Им присуща черта характерная для кочевых племен, то есть кочевать с места на место. Сегодня - здесь, а завтра - там. Кумыки Дагестана напоминают цыган. Если, благодаря таким националистам, позволим разрушить Дагестан, то им не достанется воды даже подмыться (таврат делать). Аварские реки снабжают водой все дагестанские города , среди них и миллионный г. Махачкала. Дагестанскими народами, несмотря на лишения и тяготы, был прорыть канал Октябрьской Революции, и река Сулак стала поливать равнинные земли. На Аварской и Андийской Койсу (реках) построены малые и большие гидроэлектростанции, которые обеспечивают электроэнергией весь Кавказ . Давайте закроем воду и электроснабжение кумыкам! Следуя их националистической «философии», за тысячу лет пролитой кровью и потом «аварских землях» построены ГЭСы, но аварцы не кричать об этом.
Во времена правления Муху Алиева, пожизненно посаженному Саиду Амирову подчиненная газета «Махачкалинские известия» сколько раз писала, что дагестанские народы должны объединяться против аварцев . Это есть фашизм. Это есть пропаганда Геббельса. Сегодня кумыкские националисты снова поднимают это вопрос. Когда за Дагестан кровь проливать нужно бывает, за помощью всегда бегут к аварцам. От этой грязной, фашистским душком пахнущей политики стране и республике всегда будет вред. Кумыкский националистический карнавал, цирк надо закрыть. Из заболоченных и заброшенных земель на равнине аварцы сделали плодородные земли. И сегодня многие равнинные земли заброшены и не обрабатываются. На прошлой неделе кумыками созванный какой-то съезд является явно в политических целях затеянной игрой, и не служит интересам людей, поэтому другая часть кумыков должна им сказать «тохта!», полиция и другие силовые структуры должны принимать к ним строгие меры, иначе «Тенглик» снова затянет Дагестан в болото. Аварцам надоело без конца сушить болота и спасать Дагестан. Это болезнь надо вовремя лечить, пока не дала метастазы».
Что ж тогда получается, если согласиться с выводами автора статьи и редакции газеты «Миллат» то выходит, что на кумыкском съезде глава РД Рамазан Абдулатипов - ими обожаемый и возвеличиваемый лидер аварского народа был атакован «тенгликовскими националистами».
А лучший «друг» Р. Абдулатипова, председатель НС РД Хизри Шихсаидов и другие влиятельные кумыкские лидеры затеяли какую-то игру. Ведь свое время, по словам основателя кумыкского национального движения, Хизри Шихсаидов давал согласие возглавить «Тенглик», но тогдашний руководитель РД Магомедали Магомедов переманил его, пообещав доходную должность. Теперь, исходя из умозаключения Г. Изудинова, выходит, что непонятно кем являются на самом деле кумыки, то ли коварные интриганы, то ли кочевники (тюрки), то ли цыгане, а аварцы - молодцы, сплошь супермены, и болота сушат, и гидроэлктростанции строят, и кровь проливают, и Дагестан спасают. Одним словом, они - орлы, джигиты, «защитники» аварского народа, нечета каким-то пришельцам, которые проводят какие-то форумы и съезды против горячо им любимого Р. Абдулатипова. Чтобы не допустить неконтролируемые Р. Абдулатиповым и М. Бисавалиевым съезды и форумы Г. Изудинов лепить из законопослушных граждан сепаратистов и агентов США и НАТО и предлагает применить к ним силу и предать всех инакомыслящих анафеме. Это напоминает мне тот случай, когда сам вор кричит больше всех: «держите вора». И не трудно догадаться, кто здесь выступает в роли вора, а кто - спасителя Дагестана.
Вот такими разными описывает кумыков и аварцев Г. Изудинов в своем «аналитическом» материале. И таких провокационных статей, разжигающих межнациональную вражду и ненависть, в газете «Миллат» печатают не первый раз. Видимо, безнаказанность и вседозволенность вскружило им голову. Поэтому стало возможным появление таких публикаций в подконтрольных им изданиях. Но на этот раз аварские ура-националисты облажались на все сто процентов. Они просчитались, пологая, что против лома нет приема. Их коронный стиль - пугать, не пушать, обвинить, нападать, состряпать кляузу - не сработал. Теперь им придется отвечать по всей строгости закона за свои оскорбления в адрес братского кумыкского народа. Поэтому М. Бисавалиев дает «задний ход» и сам лично оповещает читателей газеты «Миллат» (24 март 2017 г.), что «редактор Алиса Алдашева и автор статьи Гамзат Изудинов были наказаны объявлением строгого выговора за непродуманную писанину и за её публикацию в газете». Более того, М. Бисавалиев признает, что и он обиделся бы, если его обозвали американцем, что при обсуждении религиозных и национальных вопросов надо проявлять сдержанность. А ведь статьи Г. Изудинова могло и не быть, если бы в свое время руководство РД и муфтият урезонила бы аварских «ура-националистов» за их националистические высказывания. Многие дагестанские патриоты, в том числе и представители андо-дидойских народов, давно писали и предупреждали руководство РД и РФ, а также муфтият РД, что газета «Миллат» превратилась в желтую прессу, что она разжигает межнациональную вражду и ненависть между братскими народами, что М. Бисавалиев и его подопечные ведут оголтелую ура-националистическую пропаганду. В ответ - гробовое молчание от руководства РД и муфтията, что было расценено аварскими «ура-националистами», как поощрение и одобрение их информационного рупора со стороны их высокопоставленных соплеменников.
Не секрет что, аварские «ура-националисты» усилили свои позиции с приходом к власти Р. Абдулатипова протеже оллигарха Зиявудина Магомедова. М. Бисавалиев будучи учредителем и гл. редактором газеты «Миллат» по протекции Р. Абдулатипова стал гл. редактором журнала «Дагестан» печатного органа Министерства печати и информации РД, автор вышеупомянутой статьи Г. Изудинов, аварский поэт и журналист, член Союза писателей Дагестана, будучи членом редколлегии газеты «Миллат», тоже пошел на повышение, став гл. редактором печатного органа МО Гумбетовский район -газеты «Гумбет», другой бывший подопечный Бисавалиева Рамазан Раджабов стал гл. редактором печатного органа Министерства печати и информации - «Молодежь Дагестана». И таких примеров множество. На информационном поле они выполняют указания своих политических и финансовых покровителей, отстаивая шкурные интересы криминальных кланов. Но на этот раз они перегнули палку. И вот почему. Одно дело обвинять представителей андо-дидойских народов во всех смертных грехах за то, что они в официальной переписи 2002 и 2010 годов указали свою исконную национальность, и категорически отказываются называть себя аварцами и осмеливаются отстаивать свои права и свободы, и за это получать одобрение и поощрение от своих покровителей, и совершенно другое дело обозвать кумыков цыганами, тюрками, кочевниками, и тем самим посягать на единство «конституционно обозначенных национальностей». Видимо, поэтому были сделаны оргвыводы на самом верху и не зря М. Бисавалиев так оперативно отчитался перед «хозяином» о том, что виновники инцидента были строго наказаны - выговором. Но не думаю, что кумыкскую общественность устроит, как «унтер-офицерская вдова» сама себя высекла.
Максуд Гаджиев, гл.редактор газеты «Ахвахцы-Ашвадо»
4Максуд, ты поднимаешь правильную тему. Слишком сильно зацвёл нацизм в Дарестане за последние годы. Главное, цветёт бурьяном и сорняками!!
Всевышний, многим "ниацистам и националистам" за всю историю человечества, показал свой гнев и возмездие, за то, что люди не по праву превознесли себя над мирами и Его требованиями.
Отношения к Вере, языку, национальности, земле, природе, сообществу людей являются всего лишь гранями главных двух отношений, вменённых Всевышним - Человеку.
Прежде всего это отношение к Богу и его Писаниям и второе- отношение к пророкам и следование их образу и примеру жизни.
Если в любых суждениях, размышлениях, словах и деяниях людей нет этих двух начал-Бога и Пророка, то этот человек сотворён Всевышним НЕВЕЖДОЙ, ЖИВЁТ в миру- НЕВЕЖДОЙ, УМРЁТ- НЕВЕЖДОЙ, ВОСКРЕСНЕТ- НЕВЕЖДОЙ и останется среди Невежд на веки после Судного Дня.
Именно этой простейшей истины от Всевышнего так и не поняли те Дагестанцы, которые с гордостью говорят о своём крайнем Национализме, как о своём Достоинстве.!!!
Если они в своём невежестве усматривают своё "достоинство", то они не с нашей Умма- общины.
При этом делают это так демонстративно и тупо, что в конечном итоге, любые подобные их публичные рассуждения, слова и деяния выводят их из ислама и согласно всем нормам шариате они признаются в том, что они являются язычниками и живут представлениями джахиллия.
По всем духовным и правовым канонам ислама, они отвернувшиеся от Бога потому, что притворяюсь мусульманами они лицемерят. Лицемерие- осуждено Всевышним.
Они - язычники, потому, что не признают Единство Бога, непрерывность Его писаний, его пророков, подвергают ревизии сам факт Сотворениях Человека- Адама и расселения Адама и его колен по всей земле.
Они отвергают сам факт того, что все живое и мертво, неба, земли, горы, леса, рванины, реки, моря и тд, были сотворены Всевышним.
Они не просто язычники, они намного опасней язычников, потому, что в своём лицемерии зашли так далеко, что себя считают соучастниками Божьего Слова и промысла. Без всякого права претендуют на то, что им не принадлежит по праву: ни их жизни, ни их языки, ни их состояния и дети.
Нацисты язычники ещё и потому, что живут в гордыне и превозносят свой род над остальными.
Нацисты плюс к этому ещё и многобожники.
Они не только превозносят себя, они начинают признавать только себя, они начинают превозносить свои идолы, кумиров, фетиши, обычаи, традиции, только свой племенной язык. Так они культивируют и порождают многобожие в обществе.
Нацисты худшие из творений Аллаха, а нацисты Дагестана самые худшие из всех нацистов мира, если даже их возглавляет самые именитые академики и профессора.
Это какому больному на голову профессору -"придурку" из людей могло прийти в голову мысль о разделении дагестанцев на "пришлых" и "не пришлых", на "тюрков- кочевников" и "горных местных - аборигенов"?
Нет в Дагестане, в современных кладбищах ни одного указателя могилы, которому было бы 2,5 тыс лет и где указано, что здесь похоронен аварец, тюрок, Албан, скиф, сармат, Алан! Что за глупости тут рассказывают людям, о своих "земных-аборигенных" национальных корнях? Вы знаете кем были по нации Адам, Авель, Каин, Сиф, их колена до Ноя?
Может вы знаете кем были по нации Ной и его колена до Авраама?
А что вам известно о нациях колен сынов Авраама, кроме того, что они продолжили линии потомков сыновей Ноя: - Сима- Хама, Йафета?
Если сам Адам а.с. является сотворённым из права земли, оживлённым духом Святым "в небесах и Раю"(мы координат не знаем), полностью сформирован там, только потом низвергнут на землю, здесь начал размножаться и по Воле Всевышнего его сыны начали расселять землю, то как же вы нацисты стали исключением из правил? Кто тогда ваш Отец, если не- Адам?
Если Всевышний истребил потопом все поколения сынов Адама, кроме Ноя и его трёх сыновей, которые стали прородителями современного человечества, то тогда, кто вы и откуда вы, если не из потомков Ноя и его сыновей?
Если вы себя считаете такими "неповторимыми" созданиями Всевышнего, то почему Всевышний вас расселил на безземелье - в горах, на скалах и утесах, а не расселил на плодородных пастбищах Тигра, Ефрата, Нила, Ганга? Прежде чем, возносить себя на Гору Величия, надо бывает не много с разумом дружить и вспомниться о тех, кто вечно толкает камень в гору, потом сваливается, потом снова толкает. Труд нациста это и есть проклятый Сизифов труд, но у наших дагестанских нацистов видимо слабые в духовном развитии учителя.
Может Аллах сделал испытанием для нас и породил ещё тупее их учеников???
Когда это было, чтобы "горы" кормили и поили равнины?
Вы же одним таким заявлением ставите себя вне ислама!!! Не знаете, кто и для чего сотворил горы, равнины, реки, моря?
Откуда вы появились в Дагестане, как расселились, как так получилось, что вдруг вы опоздали на раздачу "зеленок на землю" и вам достались лишь горы и истоки Койсу и "электростанции"? Эти электростанции тоже плод интеллекта и прогресса "ура нацистов гор"?
Как можно так рассуждать, называя себя "мусульманами"?
Успокойтесь- немедленно и успокойте свои "вождей племён"!!!
Нет на земле ни одного не пришлого человека!!!
Любая Земля определена Человеку местом Трёх обитаний и двух хранений. Три обитания- это прах из которого человек сотворён, это дух, которым он оживлён и это смерть, после которого человек вновь хранится в прахе и душа, которую Бог призывает к себе.
два хранения- это сама земля, где человеку Бог наделяет свой удел и это могила, где его плоть ждёт Судного дня.
Ура нацисты, скажите, кто из вас не является тем, чем вас сотворил Аллах и откуда в вас этот комплекс "Вознесения" над всеми?
Все человечество сотворено земледельцами, скотоводами, которые могут быть и скитальцами, и кочевниками и кочующими воинами со своими поселениями!!!
Кем были сыновья Адама - Авель, Каин! Один был земледельцем и скотоводом на равнине, другой - был скотоводом и земледельцем в горах!!!
Кто - кого убил и совершил первое человекоубийство?
Горный, жестокий и дикий Каин- убил равнинного, спокойного, уравновещенного, опередившего своего брата в духовном познании Бога - Авеля!!
Неужели это пример из Библии, Евангелия, Корана и Сунны пророка с.а.с. вас нацистов гор ничему не научило???
Вы постоянно тут на Кавполите утверждаете, что у земли не должно быть хозяина - народа.
Вы чё, совсем отупели от голода и делания захвата новых земель?
У гор может и должен быть хозяин, у равнины- нет?
Тогда для чего Всевышний расселил одних в горах, других на плоскостях или вы думаете, что это решили и сделали "тюрки"?
Почему интересно "тюрки", а не персы- Хосров, Ксеркс, Крез, египтянин Амехотеп, или их Бог Осирис или шумерские герои?
Нацизм это как колодец в хадрамауте, где обитают не прикаенные души всех грешников и нацистов мира.
Древние легенды народов Востока утверждают, что действительно в одной из областей современного Йемена есть такой глубокий, поземный колодец и каньон, откуда раздаются миру дикие вопли и голоса.
Может наши нацики ловят и публично "дублируют" эти вопли давно умерших злых духов эпох невежества?
Все надо запомнить одну народную истину. Человек имеет зубы. Они полезны и нужны. Зубы выполняют разные функции- каждый по своему ряду и значению.
От того, что среди зубов имеются всего четыре клыка, два сверху- два внизу, это не означает, что человек может возомнить себя хищником и рвать других на части, как своих жертв.
Там где расцветает нацизм, не может быть ни духа, ни закона ислама. Там могут быть только слова и маски, но не ислам, ибо ислам не совместим с невежеством, а родоплеменная обособляемость худшее проявление нацизма. Так как он подавляет права других.
В марте 2017-го аварская газета "Миллат" опубликовала статью под заголовком ""Тенгликские" геббельсы снова в движении". Текст вызвал бурную реакцию кумыкской общественности.
Некоторые СМИ перевели заметку на русский язык. В ней, в частности, говорится, что "кумыкские земли" существуют "только в приснившихся сновидениях вышеуказанных националистов", а "Дагестан пытаются разрушить руками кумыкских националистов по указке НАТО".
Учредитель газеты Магомед Бисавалиев поспешил сообщить, что "редактор Алиса Алдашева и автор статьи Гамзат Изудинов были наказаны объявлением строгого выговора за непродуманную писанину и за её публикацию".
Но кумыков это не устроило. Они попытались засудить автора и издание.
Общественники обратились в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело за клевету (статья 128.1 УК) и разжигание межнациональной розни (статья 282 УК). Из Москвы их заявление послали в дагестанскую прокуратуру, которая перенаправила его в надзорный орган Гумбетовского района.
В итоге обращение оказалось в Ботлихском межрайонном следственном отделе (судя по всему, автор заметки проживает в подведомственном этому отделению районе).
Там провели лингвистическую экспертизу, по результатам которой вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова в беседе с "Кавказ.Реалии" отметила, что очевидного разжигания розни в публикации нет, но предпосылки есть.
"При оценке текста на разжигание ненависти или вражды нужно руководствоваться определением, согласно которому "под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, понимаются высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций и совершения иных противоправных действий". В частности, применение насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии", - объясняет она.
В самом тексте Кузеванова нашла заявления против кумыков, но не обнаружила высказываний, обосновывающих необходимость совершения в отношении них противоправных действий.
"Может быть, компетентные органы тоже этого не увидели, потому и не сочли, что есть нарушение. Хотя текст на грани", - добавляет юрист.
Кумыки составляют третью по численности этническую группу в Дагестане – их около 500 тысяч, примерно 14,2%. Второе место занимают даргинцы – их 16,5%. Самая большая группа – это аварцы, численность которых достигает 30%.
Кумыки имеют значительный вес. Следствием этого становится постоянная борьба за влияние между представителями крупнейших национальностей.
Но главная проблема, которая затрагивает сферу межнациональных отношений и подливает масла в огонь, – это земельный вопрос.
Именно территориальные претензии порождают агрессию. В газетах появляются неоднозначные публикации, а на улицах случаются серьезные стычки. Так, летом 2016 года в Бабаюртовском районе подрались жители кумыкского села и аварцы из ближайшего кутана.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов не стал бы рассматривать проблему как конфликт между аварцами и кумыками.
Народы, настаивает он, не конфликтуют - противоречия есть между этническими активистами и некоторыми представителями интеллигенции.
"Самый болевой узел - это земельный вопрос, - признает собеседник "Кавказ.Реалии". - Кумыкские лидеры говорят о неконтролируемом переселении с гор на равнину и изменении этнического состава. Есть также проблема поселений, возникших на бывших землях отгонного животноводства. Однако конфликты случаются не только между кумыками и аварцами, но в целом между равнинными жителями и переселенцами с гор. Национальность может варьироваться: равнинные жители - кумыки, ногайцы, русские, переселенцы - аварцы, даргинцы, лакцы и т.д.".
Остальные проблемы тесно связаны с этим, продолжает эксперт. Например, меняется этнический состав многих районов.
"Если прежде кумыки составляли большинство во многих равнинных районах и населенных пунктах, то теперь они часто становятся меньшинством, - резюмирует Ярлыкапов. - Соответственно, происходит перераспределение занимаемых кумыками должностей, меняется их представленность в органах власти. И это также трактуется как вытеснение кумыков".
Проживающие южнее Махачкалы кумыки, согласно исследованию Р. М. Магомедова, являлись в массе своей потомками даргинцев, подвергшихся языковой ассимиляции: «Просто часть потомков древних даргинцев под влиянием исторических обстоятельств восприняла кипчакский язык» .
Известный этнограф Б. Г. Алиев показывает, что до колонизации Терском-Сулакского междуречья разными группами населения при Султан-Махмуде на рубеже ХVI-XVII вв. в междуречье Терека и Сулака уже существовало оседлое дагестаноязычное население. По его мнению, исходя из указания, что кумыки оформились как народность на местной основе и что до проникновения в Дагестан тюркского языка это население разговаривало на одном из дагестанских языков, в данном случае это было авароязычное население. То есть вплоть до конца ХVI в. основным населением междуречья Терека и Сулака являлись аварцы или, как выразился Б. Г. Алиев, «авароязычные народы, так же как в Салатавии, где, по мнению А. И. Исламмагомедова, аварские селения являлись более древнего заселения, а не ХVI-XVII вв.». Подтверждают это мнение и сведения А. М. Буцковского от 1812 г., согласно которым аварцы «до прибытия кумыков в сию Кумыкскую область уже на сих местах сидели» .
Запустение равнины
Причем если здесь тюркизация местного аварского населения и сложение кумыкского народа происходили в ХVII-XIX вв., то южнее это происходило раньше. Однако вместе с тем невозможно согласиться с утверждениями о том, что тюркизация населения дагестанской равнины началась чуть ли не с начала н. э. Исторические источники полностью отвергают такую возможность, более того, в результате многократных нашествий различных иноземных армий вся она была опустошена. Особенно ожесточенные сражения происходили на дагестанской равнине в середине ХIII в. Нашествия различных отрядов монголов, а особенно война 1262-1267 гг. между двумя их державами - Золотой Ордой, имевшей столицу на Волге, и занявшими в основном современный Иран Хулагуидами - происходили на территории дагестанской равнины и предгорья. За пять лет войны эту территорию многократно пересекли многотысячные конные армии воюющих сторон, которые одинаково враждебно были настроены к местному населению. В феврале 1263 г. на Тереке произошло крупнейшее сражение, Дербент несколько раз переходил из рук в руки. Все это, как показывает А. Е, Криштопа, сказалось на жизни городского и сельского населения плоскости и предгорий Северо-Восточного Кавказа. Население этой части Дагестана «практически исчезло (было истреблено или бежало) - такой вывод в наибольшей степени согласуется с полным отсутствием упоминания о нем в источниках» . В дагестанском историческом сочинении, описывающем события, происшедшие в Кайтаге в Х-ХV вв., говорится, что дагестанская равнина от реки Сулак до Каякентского района была лишена населения («Между рекой Куйсу и рекой Хамри место было пустое»).
Итак, во второй половине ХIII века вся территория компактного проживания кумыков была полностью опустошена и здесь вообще не осталось населения. Уже хотя бы этот факт не позволяет нам говорить о том, что кумыкское население сложилось на равнине Дагестана ранее ХIV в. В то же время источники исключают возможность его бегства на территорию Аварии - Сарира, поскольку в местных исторических сочинениях относительно исламизации данного региона говорится, что «нет в Аварии ни одного коренного мусульманина» . То есть все мусульмане в Аварии - это принявшие ислам местные жители.
После постепенного угасания монгольского влияния, в конце ХIII-ХV вв. дагестанская равнина на всем протяжении от реки Самур до современного поселка Тарки входила в состав Кайтагского уцмийства, а наиболее позднее упоминание о контроле Кайтагом окрестностей Тарки относится к 1466 г.
В ХV в. Газикумухское шамхальство заметно усиливается и начинает экспансию на равнину и предгорья Дагестана. К самому концу ХV относится взятие под контроль газикумухским правителем Шуринской котловины (окрестности Буйнакска), для контроля над которой он в 1500 г. поселил здесь несколько десятков семей аварцев из села Аргвани. Они первоначально были заселены на территории нынешнего Кафыр-Кумуха, однако в дальнейшем за храбрость, проявленную ими в борьбе с аварскими нуцалами, получили возможность избрать себе для поселения другое место. Чуть позже они переселились на левашинское плато и основали селение Кутиша. По всей видимости, аргванинские аварцы переселились из Шуринской котловины частично, о чем говорят русские архивные данные 1868 г. Согласно этим данным, в селении Капчугай на севере Шуринской котловины находились чанки, по всей видимости, родственники аварских нуцалов («дом Нуцала происходит от Аргуанских чанков»). Они проживали в Капчугае отдельным кварталом «Аргвани-кутан» и имели своих подвластных в количестве 17 семей от общего количества 107 домов. Им также принадлежали кутаны Иманлы-кутан и Какум-кутан.
На рубеже ХV-ХVI вв. за контроль над равниной и предгорьями начали активно бороться Газикумухское шамхальство и Аварское нуцальство. В борьбе за Шуринскую котловину победили шамхалы, в чем им помогли семьи кровников из села Аргвани, вынужденных покинуть родное селение из-за конфликта с родственниками нуцалов и активно помогавших шамхалам за предоставление им убежища. Именно их помощь и основание двух форпостов в Кафыр-Кумухе и Капчугае помогли удержать контроль над Шурой. В то же время Левашинское плато и даже акушинские земли оказались под контролем аварских нуцалов, которые также основали несколько опорных пунктов на плато. Именно эта борьба стала причиной постепенного заселения опустевших было земель в ХV-XVI вв. усилиями аварских и газикумухских правителей. Основной целью последних было закрепление тех или иных территорий за собой путем заселения туда лояльных себе групп населения. Кайтагское уцмийство, несмотря на контроль за равниной Дагестана, по тем или иным причинам не смогло организовать заселение опустевших земель - даже в Дербенте, который никогда не был полностью обезлюден, в первой половине ХV в. имелось всего лишь 3 тысячи человек, т. е. не больше чем в обычном крупном дагестанском селении. Если же говорить о Тарки, то сведения биографов Тимура говорят о нем в конце ХIV в. как о «местности Тарки», а не как о населенном пункте. То есть к началу ХV в. вся дагестанская равнина от Дербента до Сулака, начиная с ХIII в., была полностью лишена населения.
Об этом же говорится и в письменном источнике 1860 г., в котором ногайцы описывают историю их переселения в Дагестан: «В те времена, когда наши предки, то есть мы, дагестанские ногайцы, поселились в северной стороне этих Дагестанских гор, в 844 (1440-1441) году на нижней стороне Дороги Хромого Тимура (Аксак-Темирнин йолы) и Шахского Окопа (Шахсенгер) не было ни одного человека» . В документе говорится о запустении земель ниже «Дороги хромого Тимура», которая пролегала от селения Чиркей к Алмаку (далее на юг, в сторону Анди), а также Шахсенгера, который локализуется в районе села Башлыкент Каякентского района. В данном случае указываются два ориентира, расположенных в предгорье (где расположены аварские и даргинские населенные пункты), ниже которых не было населения - то есть равнина была в запустении.
В документе указывается география расселения ногайцев по Дагестану после 1440-х годов, показывая, кто из ногайских мурз и влиятельных людей со своим окружением занял те или иные места. В Капчугае осел представитель ногайского племени уйсюнь - Амет-батыр, сын Айсула. Представители племени уйсюнь заняли также местности Ярыйкай-казма и Отай-сюрген на севере Хасавюртовского района, вокруг села Казмааул. По данным конца ХIХ в., среди кумыкского населения Северного Дагестана было довольно много потомков ногайцев из этого племени «уйсюн» . Манас и Айса-тюбе (рядом с селом Каранайаул Карабудахкентского района) занял Кулай, сын Айса. «Таргу», т. е. Тарки, занял Таргул-агай - герой ногайской исторической песни «Эр-Таргыл» . «Тирен-айры», т. е. местность Тарнаир на окраине современной Махачкалы, занял Мёсейке-агай. Представители ногайского племени казанкулак жили в местностях Казанкулак-тала, Чекбулай, Бакас, Геме-тюбе, Ирысбаммат-тюбе, Акман-Как, Абыз-белки, Ушкат. В основном это территория современного Бабаюртовского района. В том же районе располагались Канбулат-авуз (проживал Карабаш-Канбулат - ХVII в.), Туган-арка (Туган-мирза), речка Шувал (сын Орака - Казий; его отец умер в 1548 г.). В Чубар-арке (кутан Халимбекаула) и в Уче (Аграханский полуостров) жили представители другого ногайского племени - кипчак.
Эти местности расположены от современного города Избербаша до реки Терек и включают в себя Бабюртовский, Кумторкалинский, север Хасавюртовского, Карабудахкентский районы, равнину Буйнакского, а также окрестности Махачкалы. Вся эта бывшая пустой территория к концу ХV в. оказалась занята стойбищами ногайцев.
Согласно вышеуказанному ногайскому источнику от 1860 г. «затем то ли из Газикумуха, то ли из Хайдака пришел некто по имени Шамхал и путем насилия основал поселение в Кафыркумуке. Некоторое время он проживал там. Затем один из его сыновей пришел в Таргу и основал там поселение» . Данные процессы источник датирует временем правления ногайцами братьями Карасаем и Казием - сыновьями Урака (умер в 1548 г.) - брата хана Мамая (умер в 1549 г.). Казий Ураков считался вассалом крымского хана и упоминается в русских источниках 1550-60-х гг.
Русские источники ХIХ в. также свидетельствуют, что Казий и Карасай, опасаясь крымских татар, откочевали в ХVI в. «со своими улусами с Волги на Терек, заняли оба берега этой реки и протянулись до Каспийского моря» . Сведения, собранные в ХIХ в. представителем местной русской администрации, говорят о том, что известный хан Мамай вместе со своим племянником Ораком захватил Крымское ханство в свои руки и тотчас приступил к переселению части населения ханства в малолюдные тогда степи у подошвы Кавказских гор: «В число переселенцев попали и наши ногайцы, которые первоначально перекочевали со своими стадами на плоскость нынешней Чечни, причем глава племени или орды Бора-хан основал свой юрт на реке Сунже, вблизи впадения ее в Терек. Место это, благодатное в климатическом и почвенном отношениях, оказалось, однако, для ногайцев весьма неприветливым в другом отношении. С запада их теснили воинственные племена черкесов; с юга, как коршуны, налетали на них буйные чеченцы. (У чеченцев тоже сохранилось предание о столкновении с ногайцами лет 500 тому назад, в пределах нынешней Малой Чечни. Ногайцы, по этому преданию, в большой массе встретились с чеченцами в широком ложе реки Аргуна. Произошло побоище, в котором трусливые кипчакцы, естественно, понесли страшное поражение (Чечня и чеченцы. Берже. Тифлис, 1860).) Это вынудило их двинуться далее на восток и, перекочевывая с места на место, сесть наконец там, откуда идти было некуда, т. е. на полосе земли, за которой уже начинается Каспийское море» . Таким образом, письменные источники и предания говорят о переселении около 500 лет назад к берегам Каспия ногайцев с Волги и Крыма (в обоих регионах ногайцы живут и сейчас) и занятии их стойбищами опустевшей равнины - Северного Дагестана.
В этом же ключе звучит заключение сотрудника администрации Терской области, специалиста по этнографии и культуре населения этого региона Н. П. Тульчинского: «Это пространство со времени последнего передвижения народов из Средней Азии (эпоха монгольских наступательных движений на Европу) было занято ногайцами, племенем, родственным монголам-татарам. С распадением могущества Золотой Орды, в XV в. начинаются выселения горских народов на плоскость, и к этому времени относит¬ся основание шамхальства Тарковского с резиденцией Тарки (нынешний г. Петровск). После покорения Казани и Астрахани русское правительство занимает устье реки Те¬рек, а потом овладевает всей плоскостью по обеим сторо¬нам реки Сулак, где ставит крепости; затем опять отодвигается к Тереку. С удалением русских к Тереку разные выходцы из гор Чечни, Дагестана, Салатавии, шамхаль¬ства Тарковского и из стран Крыма, Персии и России вме¬сте с небольшими обществами гуэнов, тюменов и бураганов, обитавших в предгорьях по правой стороне реки Сулак, селятся по левой стороне этой реки, в ущельях северного склона лесистых гор и образуют нынешний народ кумык¬ский.
Слабые числом, первые поселенцы первоначально, опасаясь своих соседей-ногайцев и их воинственных князь¬ков, держатся около гор, не смея удаляться вглубь плоско¬сти; потом, с увеличением народонаселения, с развитием воинственного духа у поселенцев и с исчезновением ногай¬ских князьков, кумыки переносят свои поселения дальше от гор на плоскость, оттесняя ногайцев к низовьям рек Сулак, Терек и Аграханскому заливу, образуя, таким обра¬зом, три общества: Андреевское, Аксайское и Костековское.
В таком виде, совершая поход в Персию, застает кумы¬ков и ногайцев Петр I. Аксайское и Костековское обще¬ства добровольно подчиняются Петру, а Андреевское обще¬ство с богатым торговым городом Эндрей оказывает сопро¬тивление, и Петр покоряет его силой оружия.
Таким образом, еще задолго до Петра Великого мы ви¬дим на Кумыкской плоскости две народности: ногайскую, родственницу монголо-татаров, занимавшую и поныне за¬нимающую земли, прилегающие к рекам Терек и Сулак и Аграханскому заливу, и кумыкскую народность, образо-вавшуюся из ассимилировавшихся между собой предста¬вителей разных кавказских племен. Сплотившись в одно целое с одной общей мусульманской религией, племя кумыков усвоило одни обычаи и один язык - татарский» .
Заселение Тарки из Гази-Кумуха
К 1623 г. относится одно из ранних указаний о том, что название политического центра Кумух (Гази-Кумух) распространилось на всех жителей шамхальства - живущих как на прикаспийской равнине, так и в пределах современных лакских районов. По сообщению московского купца Федота Котова: «В Тарках живут кумыки, они подчиняются шаху. Илдырхан родом кумык, брат горского князя Салтанмута. Тарки стоят под горою, в версте от моря. В горах над Тарками живут также кумыки, которые имеют своего князя и никому другому не подчиняются. От Тарков до шахского города Дербента три дня вьючного пути ровным местом между горами и морем. А между Тарками и Дербентом живут лезгины, у них свой князь, которого называют усминским» . Здесь интересно то, что население к югу от Тарки названо «лезгинами», хотя здесь уже имелось тюркоязычное население, только из-за того, что оно входило в состав Кайтагского уцмийства. В то же время все жители единого в прошлом шамхальства названы «кумыками» - как лакцы, так и, собственно, тюркоязычное население (кумыки в современном понимании этого слова). И в этом случае принцип обозначения населения тем или иным этнонимом зависит от политической, а не этнической ситуации в конкретных населенных пунктах или землях. Таким образом, название «кумухи» - «кумыки» прежде означало жителей Кумухского шамхальства, а позже закрепилось за кумыками.
Процесс тюркизации и закрепления этнонима «кумык» («кумук») за населением Тарки, видимо, еще не был окончательно закреплен. Адам Олеарий, побывавший в 1630-х гг. на Кавказе, пишет о населении Тарки следующее: «Здешние дагестанцы, равно как и бойнаки и живущие более к северу люди, именуются кайтаками. За Тарку в горах, к западу, находятся еще другие, которые зовутся кумуки или казикумуки, каждое из этих племен имеет особых своих государей» . Любопытно, что жителей Тарки он называет кайтагцами, а к западу от них, на территории Буйнакского района, размещает «кумуков» (от названия центра - Кумух или Кафыр-Кумух), которых отличает от «казикумуков» (центр - Гази-Кумух).
Первое упоминание о населенном пункте Тарки, контролируемом шамхалом, относится к 1560 г., когда русские войска под началом И. С. Черемисинова сожгли его и вернулись на Терек. Стратегическое положение Тарки обуславливало его расширение и увеличение количества жителей, и к 1589 г. данные из посольского архива называют его городом шамхала («город шевкалской началной Тарки»). Однако, как видно из обстоятельного описания грузинского посла Кирилла, на начало ХVII в. Тарки представлял собой по существу сезонное поселение газикумухских шамхалов. Столицей шамхальства Тарки стал только с рубежа 1630-40-х гг., но и в 1640-х гг. из-за нападений кайтагского уцмия, эндирейских князей и русских воевод населению приходилось периодически уходить в горы.
В 1604 г. постоянное население его составляло 20 или 30 дворов, которые там «живут не съезжая; и без людей в Тарках не бывает», а в период сельскохозяйственных работ здесь накапливалось до 300 «дворов чорных», т. е. семей подвластных шамхалу. «Шевкал и дети его живут болши в Казы-Кумыкех в горах», там же проживали «воинские люди», которые приезжали в Тарки во время сбора урожая с полей для обеспечения безопасности сельхозработ, «а устроя хлеб, съезжают опять к шевкалу в горы», т. е. Гази-Кумух. Это подтверждает наш тезис о том, что основное население Тарки составляли жители Гази-Кумуха, т. е. лакцы, и, возможно, служившие при дворе шамхала аварцы и даргинцы. В 1598 г. в Тарки имелся гарнизон шамхала из 50 конных воинов под началом Сурхая. Постоянное население Тарки состояло из 20-30 дворов, которые, вероятно, были представлены ногайцами, переселившимися сюда в конце ХV-ХVI вв., и руководителем которых эпос и предания, зафиксированные в ХIХ в., называют Таргул-агая. Остальные 270-280 дворов составляли жители Гази-Кумуха, главным образом лакцы. В результате мигрировавшие между равниной и горами кумухцы постепенно начали оседать в Тарки на постоянной основе и принимали язык ногайского населения, которое здесь жило постоянно. Языковой тюркизации, вероятно, способствовала разноязычность придворного населения шамхала, состоявшего традиционно не только из лакцев. Особенно это касалось военной дружины, среди которой было много аварцев из приграничных с лакцами районов Рисор, Тленсерух, Мукратль, Карах и Андалал. Тем более старинный аварский эпос свидетельствует о проживании в Азайни/Тарки горской молодежи, служившей при дворе шамхала.
Кафыр-Кумух и Кази-Кумух
Согласно исследованию Т. М. Айтберова, основание селения Кафыр-Кумух произошло не позднее 1553-54 г., а инициатива эта принадлежала шамхалу Андию, который в 1598 г. упоминается в качестве правителя Кафыр-Кумуха («сын шамхала Андия»), имевшего в своем распоряжении 150 конных воинов. Умер Андий в глубокой старости, в 1621 или 1623 г. Касаясь датировки основания Кафыр-Кумуха, Т. М. Айтберов исходит из обнаруженной самой старой надмогильной плиты 1553-54 г., принадлежавшей какому-то богатому лицу. Однако в данном случае нельзя упускать из виду то, что в местности, где возник позднее Кафыр-Кумух, еще в 1500 г., осели несколько десятков семей аварцев из села Аргвани, которые в основном затем переселились на левашинское плато. Данное захоронение могло принадлежать и одному из этих аргванинцев, которые в качестве привилегированного сословия осели также и в Капчугае. Переселение же самого шамхала Андия в Кафыр-Кумух произошло, по всей видимости, во второй половине ХVI в. Интересно, что, по данным Е. И. Козубского, свое название населенный пункт получил в 1578 г. В это же время, согласно преданиям, было основано Эрпелинское владение, интересы основателей которого столкнулись с шамхалом, который имел резиденцию в Кафыр-Кумухе. Переселенцами из Кафыр-Кумуха было образовано и близлежащее селение Халимбек-аул. Само название Кафыр-Кумух, так же как и название народа «кумыки», исследователи производят от названия центра Газикумухского шамхальства, население которого было известно как «газикумухи» или «кумухи» (в тюркских языках - «къазикъумукъ» и «къумукъ»). Эти исследователи, в т. ч. и В. Ф. Минорский («имя кумык - то же, что и горское Гумик/Кумух, ввиду того, что правители этих тюрков (по происхождению кипчаков), носившие титул шамхал, вышли из Гази-Кумуха»), считали, что этноним «кумык - кумух» является коренным дагестанским топонимом, связанным с эпохой Средневековья. Итак, в результате смешения тюркоязычного (ногайцы) и дагестаноязычного (аварцы, лакцы, даргинцы) населения в Шуринской котловине в ХVI в. было положено начало возникновению народа, получившего название «къумукъ» (на русском «кумык»).
В 1590-х гг. было основано, судя по всему, селение Темир-Хан-Шура, ставшее потом Буйнакском. По данным русских властей, в 1598 г. управляющим селением «Шурани» был «шамхалов уздень Темир-Хан», который имел в своем распоряжении лишь 10 конных воинов. Малочисленность дружины Темирхана, управлявшего Шурой, позволяет предположить, что он являлся основателем данного селения, построенного в местности Шура, а позднее получившего название Темир-Хан-Шура по имени его основателя. Вероятнее всего, население Темир-Хан-Шуры к концу ХVI в. составляли не более 10 хозяйств, переселенных из Гази-Кумуха и окрестностей.
Процесс сложения кумыкского народа можно проиллюстрировать на примере села Капчугай - одного из самых древних кумыкских селений. Беки села в 1860-х гг. изложили следующую версию истории возникновения селения. Первооснователем селения являлся сын шамхала Сурхая (правил в 1589-1614 гг.) от узденки Келемет. Он на выделенной отцом территории основал селение Капчугай, куда поселил из Тарки своих родственников и посторонних лиц из разных селений, которые обязались отбывать ему повинности. Жители же Капчугая объясняли, что они жили на этой территории еще до прибытия Келемета и имели своего бека - Ахмедхана Айсула, который умер без наследника. Учитывая вышеизложенные материалы, логично предположить, что поселившийся во второй половине ХV в. (?) в Капчугае представитель ногайского племени уйсюнь Амет-батыр, сын Айсула, и указанный здесь Ахмедхан Айсул - один и тот же человек, а до прибытия сюда Келемета со своим окружением здесь уже около 100 лет жило ногайское племя уйсюнь. Позднее сюда прибыли лакцы во главе с Келеметом и аварцы из Аргвани, в результате смещения которых с ногайцами образовалось кумыкское население Капчугай. Согласно исследованиям ХIХ в., «к представителям фамилии Усун или Уйсюн они (ногайцы - прим. Ш. Х.) относят также многие кумыкские фамилии, отделившиеся от своих сородичей в давно минувшие времена» .
Население другого древнего кумыкского селения, Кафыр-Кумух, почему-то даже в 1780-х годах не считалось тюркоязычным. Якоб Рейнегс пишет об Кафыр-Кумухе следующее: «К западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция, которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумук, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется. Дворов в нем щитается не более как 400… Язык в Кумуке совсем особливой, он никакого сходства с татарским не имеет, однако ж и от аланского весьма отличен. Кажется, будто народ сей, которой называется именем своей провинции, столько же верен пребыл начальному своему языку, сколько и в храбрости своей был неподражаем» . Известно, что первоначально на территории нынешнего Кафыр-Кумуха были заселены аварцы из села Аргвани, значительная часть которых потом переселилась на левашинское плато. Не исключено, что аварский язык сохранялся в Кафыр-Кумухе (наряду с кумыкским) долгое время, что и послужило основанием для заявления о том, что язык его жителей «никакого сходства с татарским не имеет». Впрочем, аварцы и сейчас составляют значительную часть населения Кафыр-Кумуха, но они в большинстве своем - относительно недавние переселенцы с гор.
Численность и территориальное распространение кумыков довольно быстро стали расти за счет миграции сюда горцев, охватив пределы равнинной части Газикумухского шамхальства, позднее из-за переноса столицы в Тарки ставшего называться Тарковским.
Переселявшиеся аварцы, лакцы и даргинцы вскоре становились тюркоязычными, что обеспечивалось более ранним прибытием в эти края ногайского населения, ставшего тем этническим элементом, который обеспечил «выплавку» из горского населения нового тюркоязычного народа, ставшего известным как кумыки. В конце ХIХ в. известный исследователь Н. Семенов пишет о том же: «Тарко-ногайцы и теперь живут в соседстве с нашими аксаевскими и костековскими ногайцами, на берегах Сулака, и, по всей вероятности, положили собою основание образованию на западном берегу Каспийского моря целого государства под именем шамхальства Тарковского» .