Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Основными задачами отдела выездных проверок выступают:
Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
Планирование выездных налоговых проверок;
Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
К функциям отдела выездных проверок относятся:
Подготовка к выездной налоговой проверке, оформление результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкой.
Проведение контрольных мероприятий в отношении органов, организаций, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина;
6) Отдел учета, отчетности урегулирования задолженности. Задачами данного отдела являются:
Мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
Анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;
Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц;
Проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций.
Формирование информационного ресурса «Расчеты с бюджетом; взаимодействие с органами федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;
Открытие и закрытие карточек расчетов с бюджетом местного уровня после изменения места постановки на учет, завершения мероприятий по реорганизации или ликвидации организаций и внесении изменений и дополнений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
Работа с невыясненными поступлениями и разрешение проблемных ситуаций с начислением пени;
Взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации и имущества налогоплательщика.
7) Отдел общего обеспечения. Основными задачами отдела являются:
Организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Инспекции;
Обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки;
Организация работы архива.
Основными функциями отдела являются:
Обеспечение приема, учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
Обработка и распределение поступающих документов, систематический анализ исполнения документов и поручений в Инспекции и ряд других функций.
8) Отдел камеральных налоговых проверок№2.
К задачам отдела относятся:
Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков;
Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела;
Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
К функциям данного отдела относятся:
Проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;
Исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов;
Передача в правовой отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
9) Отдел предпроверочного анализа и истребования документов .
К основным задачам данного отдела относятся:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью включения в план выездных налоговых проверок;
Формирование ежеквартального плана выездных налоговых проверок;
Исполнение поручения об истребовании документов налоговых органов.
10) Отдел кадров и безопасности занимается:
Работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров;
Ведению кадрового делопроизводства и воинского учета. Отдел кадров также обеспечивает своевременность присвоения сотрудникам инспекции классных чинов и размеров доплат за выслугу лет, контроль за трудовой дисциплиной и использованием рабочего времени. В ряде случаев на отдел кадров возлагается также работа по обеспечению неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну и безопасности инспекции и ее сотрудников.
11) Отдел налогового аудита. Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля. В качестве основных функций данного отдела выделяют:
Проведение подготовки по запросу Инспекции заключений по жалобам; - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.
12) Отдел ввода и обработки данных.
В качестве основных функций выступают ввод данных:
По государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков; - налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, бухгалтерской отчетности;
Деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
Перечисленные отделы являются основополагающими, без которых невозможно представить работу налоговой системы нашей страны.
3 .2 Задачи и функции Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Тамбовской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС по Тамбовской области.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. В интересах защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, но в интересах прав налогоплательщиков эти полномочия должны быть строго регламентированы законами.
К задачам Инспекции относятся:
1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
2. Контроль за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
3. Организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.
4. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Основными функциями Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области являются:
1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственный налогов и иных обязательных платежей.
2. Бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборов, о законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
3. Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков и на его основе ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.
4. Составление, анализ и представление в установленном порядке в Управление налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.
5. Ведение регистрации налогоплательщиков.
6. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пений и штрафов.
7. Проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
8. Привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством РФ.
9. Информирование соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
10. Проведение работ по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществление мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
11. Осуществление управления находящегося в ее ведении государственном имуществе.
12. Ведение делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
3.3 Программный комплекс, используемый ИФНС -«ЭОД»
В целях автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекции используется программный комплекс «Система электронной обработки данных» - далее Система ЭОД.
База данных Системы ЭОД и основные программы обработки расположены на сервере инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключены к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС).
На пользовательские компьютеры установлена специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется «Универсальное рабочее место» - далее УРМ.
Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.
Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест специалистов инспекции определены функциональные роли. В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определен перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним, например - просмотр, редактирование, удаление.
Ввод и корректировка всей информации в системе ЭОД осуществляется на основании первичных документов. Входящие и исходящие документы проходят регистрацию - фиксируется системный номер, дата ввода и ФИО инспектора, осуществившего регистрацию. При работе в Системе ЭОД фамилия пользователя определяется на основе имени и пароля, с которым инспектор вошел в ЛВС инспекции. Это позволяет контролировать и анализировать все процессы налогового администрирования как по каждому инспектору, так и по инспекции в целом.
Для актуализации базы данных (например, расчет пени, фиксированное сальдо), ее корректировки и формирования документов, предназначенных для печати и последующей рассылки налогоплательщикам, в Системе ЭОД используются специальные программы - «Технологические процессы». Создание, составление расписания запуска и обработка результатов прохождения технологических процессов в инспекции осуществляется под руководством ответственного технолога.
Документы, которые необходимо распечатать в присутствии плательщика, например, выходные формы по лицевым счетам, выводятся на принтер по месту формирования.
3.4 Основные функции и задачи отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками
Учебная практика проходила непосредственно в отделе регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками. Отдел регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками является самостоятельным структурным подразделением Межрайонной ФНС России №4 России по Тамбовской области.
Цель создания и функционирования отдела являются контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.
В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы, иными нормативно-правовыми актами. В ходе осуществления функций, возложенных на отдел, работники отдела руководствуются обязательными для исполнения положениями, инструкциями, стандартами документоведения, делопроизводства и правилами по вопросам архивного дела.
Положение, структура и штат отдела утверждаются начальником Инспекции. Сотрудники отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей согласно должностным регламентам.
Основные задачи отдела:
1.Проведение приема регистрации и оперативной передачи на обработку в соответствующие подразделения Инспекции документов от организации и физических лиц.
2.Выдача налогоплатещикам документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.
3.Осуществление в установленном порядке регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе.
4.Инфомирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.
5.Организаия персонального и публичного информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве РФ.
6.Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и с общественностью.
Основные функции отдела:
1.Проведение приема налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях.
2.Проведение приема сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку.
3.Проведение приема других документов, представленных организациями и физическими лицами.
4.Проведение приема электронных носителей записи от налогоплательщиков и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков.
5.Проведение приема заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами
6.Осуществление визуального контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях.
7.Осуществление входного контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на электронных носителях записи.
8.Проведение регистрации представленных документов, фиксации соответствия представленных документов установленным требованиям.
9.Проведение сортировки принимаемых документов, формирование пачек (их регистрация) и оперативная передача их в соответствующие подразделения Инспекции.
10.Выдача лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой Инспекции или отказом о предоставлении отметки.
11.Выдача налогоплательщиками по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.
12.Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.
13.Провдение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
14.Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, а также другим вопросам общего характера.
15.Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.
16.Осуществление взаимодействия с отделами Инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.
17.Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
18.Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства РФ.
19.Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.
20.Взаимодействие со СМИ, общественными организациями, органами исполнительной власти в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий по утвержденным программам Управления.
21.Организация и проведение в рамках работы, проводимой Управлением, мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения налог налогоплательщиков к налоговым органам.
22.Организация публикаций сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными
23.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
24.Проведение регистрации, снятие с учета и другие работы по учету ККТ в денежных расчетах с населением.
25.Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
26.Участие в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
27.Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.
28.Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
29.Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/ КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.
30.Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
31.Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.
32.Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
33.Координация работы по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.
34.Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признания недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
35.Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.
36.Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.
37.Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учете налогоплательщиков.
38.Регистрация договоров коммерческой концессии.
39.Работа с информацией об открытии(закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.
40.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
Полномочия отдела
1.Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
Вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
По указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять отдел в Управлении;
Вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
Готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
Давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;
Запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
Работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на отдел задач;
Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2.Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы инспекции.
3.Структура отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.
Заключение
В ходе прохождения мною учебной практики и написании данной работы была изучена деятельность налоговой инспекции, на примере Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области, руководствующейся Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Подводя итоги практической работы, можно сделать соответствующие выводы. Так в третей главе, удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области. Включает в себя 12 отделов, каждый из которых осуществляет определенные задачи и функции: правовой отдел; отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; отдел информатизации; отдел камеральных налоговых проверок №1; отдел выездных налоговых проверок; отдел учета, отчетности и урегулирования задолженности; отдел общего обеспечения; отдел камеральных налоговых проверок №2; отдел предпроверочного анализа и истребования документов;
отдел кадров и безопасности; отдел налогового аудита; отдел ввода и обработки данных.
Были изучены права и обязанности налоговой инспекции, ее функции и задачи. Также я ознакомилась с работой Отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками, где непосредственно проходила учебная практика.
В целом работу Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области можно оценить с положительной стороны. Об этом свидетельствует следующее:
Между работниками, четко распределены обязанности и это свидетельствует об оперативности и продуктивности работы;
Коллектив инспекции относится к налогоплательщикам вежливо, доходчиво объясняя заполнение документов и деклараций.
Таким образом, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально- экономические параметры страны.
За время прохождения практики, я приобрела практические навыки работы в налоговых органах, закрепила и углубила свои теоретические знания области налогообложения, что способствовало развитию умения работы с налогоплательщиками и практическому умению работы с документами.
Считаю, прохождение производственной практики успешным. Уверена, что полученные практические навыки пригодятся мне в будущей работе по специальности.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Правовая система «Консультант плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 марта 2012 года. - М.: ООО «Рид Групп», 2012. - 832 с.
3. Положение об отделе регистрации, учёте и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области.
Учебники, монографии, учебные пособия:
4. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. «Налогообложение юридических и физических лиц», Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011. - 232 с.
5. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. «Налогообложение юридических и физических лиц». - М.: Экзамен, 2012. - 448 с.
Электронные ресурсы:
6. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru
7. Управление Федеральной Налоговой Службой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.r68.nalog.ru
8. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Роль, значение и функции органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Анализ деятельности Межрайонной инспекции ФНС № 1 по учету и контролю налоговых поступлений по Республике Тыва. Проблемы сбора налоговых платежей и пути их решения.
дипломная работа , добавлен 14.07.2012
Правовые основы организации и деятельности налоговых органов, основные функциональные задачи Межрайонной инспекции. Организационное построение отдела камеральных проверок. Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций.
отчет по практике , добавлен 18.11.2012
Современная организационная структура Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чита. Анализ показателей налоговых платежей. Практические ситуации из работы отделов камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита.
отчет по практике , добавлен 22.11.2010
Организационно-экономическая характеристика деятельности инспекции. Анализ основных показателей налогового контроля. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
курсовая работа , добавлен 20.04.2017
Обзор налоговых платежей и сборов, совершаемых физическими лицами: налог на доходы и на имущество, транспортный и земельный налог. Расчет налоговой нагрузки - всех налоговых платежей за текущий год. Проблемы налогообложения и защиты прав физических лиц.
реферат , добавлен 02.02.2011
Организация работы налоговых инспекций. Функции и обязанности налоговых органов. Полномочия по налоговому контролю, виды и формы налоговых проверок. Учет поступлений по налогам и сборам и задолженности. Полномочия по взысканию налогов, пеней и штрафов.
курсовая работа , добавлен 18.09.2010
Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц. Порядок рассмотрения налоговых споров и исков.
дипломная работа , добавлен 09.03.2008
Особенности и принципы налогообложения юридических и физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых. Правила расчета налоговых платежей организации, налога на доходы физических лиц за налоговый период. Налоговые последствия хозяйственных договоров.
курсовая работа , добавлен 09.03.2012
Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Государственная налоговая служба. Организация деятельности налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Правовая база деятельности налоговых органов.
дипломная работа , добавлен 31.10.2006
Практика налогообложения и работа налоговых органов РФ: ИФНС по Советскому району г. Челябинска в формировании налога на добавленную стоимость. Направления совершенствования налогового администрирования для эффективной деятельности налоговых органов.
"Налоговая политика и практика", 2009, N 2
Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.
Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.
Предпроверочный анализ - это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.
Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.
Принципы предпроверочного анализа - это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.
Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:
- принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
- принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
- принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
- принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.
Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:
- принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
- принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
- принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
- принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
- принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа - это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
- принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
- принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.
Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.
Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений
Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.
В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:
- информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
- сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
- "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
- информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
- выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
- результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
- результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.
Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:
- анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
- финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
- анализ динамики налоговой нагрузки;
- сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
- анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
- анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например , сопоставляются:
- суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
- выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
- налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
- расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
- сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.
В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:
- превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
- превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
- полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.
Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.
Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:
- перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
- поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.
Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.
Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.
Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.
Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов - потенциальных участников таких схем:
- взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
- фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
- организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
- офшорные структуры.
Выявление контрагентов - потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.
Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.
Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.
При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.
Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)
Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:
- сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
- среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
- наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
- расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
- сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
- соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.
Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.
Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.
В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.
Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей
"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") - это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:
- сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
- сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
- сделка с взаимозависимым лицом;
- разовая сделка;
- непрофильная сделка;
- хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.
Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки
Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.
Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.
Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.
Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, а если нет - в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, - вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
- Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
- Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick
Л.В.Васюченкова
Аспирант
Всероссийской государственной
налоговой академии
Минфина России,
советник государственной
гражданской службы РФ
Александр Тарасов — управляющий партнер и генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»
Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.
От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых компания по результатам предпроверочного анализа в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.
Предпроверочные мероприятия сейчас в почете
Именно предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. Так, за 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»). По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).
В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87% (33549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова — количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184377, 3 в 2016 году).
Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.
Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений
Самая главная тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения будет доначислено компании предварительно. То есть когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения. В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн рублей. В Московской области — примерно 4 млн рублей. Именно таких результатов ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.
Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность
Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:
- личных контактов руководства компании-контрагента;
- документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;
- сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:
- контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;
- условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);
- есть доказательства, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);
- существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдает или получает займы без обеспечения;
- присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика (при этом спорная сделки экономически нецелесообразна).
Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках — действенный способ обнаружить в учете схемы
Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность), отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).
Вот пример, как налоговики «по-своему» читают бухгалтерскую отчетность с целью выявления претендентов для включения в план выездных налоговых проверок.
Форма документа | Показатели | Примечание |
Бухгалтерский баланс | Основные средства — 0 руб.
Оборотные активы — 0 руб. Дебиторская задолженность — 10 000 руб. |
В разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары).
Нулевой показатель данного раздела свидетельствует об отсутствии у предприятия активов, необходимых для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности. Налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности и отразить ее на счетах бухгалтерского учета. Если в акте сверки у одной компании числится кредиторская задолженность в размере 1 000 000 руб., у ее контрагента — по аналогии сумма дебиторской задолженности в размере 1 000 000 руб., и она не отражена в бухгалтерском балансе, то это свидетельствует о фиктивности акта сверки, отсутствии задолженности и реальных договорных отношений между этими юридическими лицами. |
Выручка — 100 000 руб.
Управленческие расходы — 0 руб. Себестоимость продаж — 0 руб. |
Выручка, отраженная в размере 100 000 руб., не соответствует фактически поступившим на расчетный счет организации денежным средствам за спорный период. Так как, например, только ООО «Ромашка» перечислило за поставку оборудования денежные средства в размере 5 000 000 рублей.
Нулевой показатель в графе «Управленческие расходы» свидетельствует об отсутствии расходов, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата, содержанием общехозяйственного персонала и др. Нулевой показатель себестоимости продаж свидетельствует об отсутствии реализации товаров, работ, услуг. |
|
Отчет о движении денежных средств (форма 4) | Денежные потоки от текущих операций – 500 000 руб. (прочие поступления) в том числе от продажи продукции, товаров, работ и услуг — 0 руб.
Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и иные аналогичные платежи — 0 руб. Платежи всего — 20 000 руб. Поставщикам за сырье и материалы, работы услуги — 10.000 руб. |
Нулевой показатель выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг свидетельствует об отсутствии реализации имущества по договору купли-продажи оборудования, что соответствует форме 2 (отчет о прибылях и убытках), где себестоимость продаж имеет 0 показатель, и форме 1 (бухгалтерский баланс), в которой отсутствует отражение дебиторской задолженности по договору купли-продажи на сумму 1 000 000 руб.
Нулевой показатель свидетельствует о том, что спорный поставщик не осуществлял арендных платежей: за офисное помещение, оборудование, транспорт и др. Например, платежи в размере 20 000 руб. осуществленные в течение 2013 г., из которых только 10 000 руб. было направлено поставщикам за сырье, материалы, работы и услуги, не соответствуют хозяйственной деятельности спорного поставщика отраженной в первичных учетных документах и счетах-фактурах выставленных в адрес проверяемого налогоплательщика. |
По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь, к примеру, компания, осуществляющая реализацию приобретенных товаров, должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма 1), а в отчете о движении денежных средств (форма 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем). В декларации по налогу на прибыль подлежат отражению прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Разделы бухгалтерской и налоговой отчетности, имеющие нулевые показатели, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды.
Что ФНС России сейчас рекомендует делать сотрудникам предпроверочного анализа
В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств — чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартными признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи. Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика «в разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у них сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п. В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы. В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.
Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2
Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР — система управления рисками.
Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.
В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории:
- Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
- Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
- Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.
Вот так налоговики теперь группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.
При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».
Чтобы не попасть в «черный список» этой программы, компании целесообразно предпринять следующие действия:
- Проверить, есть ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
- Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
- Сверить документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
- Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
- Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
- Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.
Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих — и тем самым избежать попадания в план выездных проверок.
Подписывайтесь на канал « » в «Яндекс.Дзене»Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «
А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
Как налоговики решают, кого проверить
Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо мприложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.
Предпроверочный анализ
Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.
Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то - специально созданные группы.
Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.
Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.
Отбор претендентов
Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.
Критерий | Комментарий |
Категория налогоплательщика | Крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС) проверяют обязательно. Как правило, раз в 2 года |
Обороты организации
Обороты оцениваются за те 3 года, которые подлежат проверк еп. 4 ст. 89 НК РФ . Например, в 2012 г. «аналитиков» интересуют обороты организации за 2009- 2011 гг. |
Чем обороты больше, тем компания интереснее для «аналитиков». Понятно, что в инспекциях разных регионов своя планка: кому-то годовой оборот в размере 4 млн руб. покажется чудесным, а кому-то и 100 млн руб. мало. Кстати, многие собственники фирм в крупных городах раскусили, что налоговиков интересуют именно высокооборотные компании. Следствием этого стало дробление бизнеса |
Режим налогообложения | Организации, применяющие УСНО, не очень интересны налоговикам. Особенно если объект налогообложения «доходы». Ведь фискалам нужны доначисления. А на чем можно поймать «доходника»? Только на неоприходованной выручке. А это очень сложно. Конечно, если вы применяете УСНО, не стоит сразу расслабляться. Например, если большинство плательщиков, состоящих на учете в вашей инспекции, - спецрежимники, то, конечно, упрощенцы обязательно попадут в план ВНП |
Вид деятельности | Этот критерий важен, так как опыт предыдущих ВНП показывает, при ведении какой деятельности допускается наибольшее количество налоговых ошибок. Например, «выездники» не очень жалуют компании, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг: у них достаточно трудно найти нарушения. Поэтому «аналитики» стараются отсеять организации с таким видом деятельности. А вот строителей «выездники», наоборот, очень любят |
Наличие у компании ликвидных активов | Этот критерий является важным при отборе претендентов, но не основополагающим. Наличие у организации активов дает налоговикам некую уверенность в том, что доначисленные в ходе ВНП налоги можно будет взыскать за счет имущества этой организаци ип. 10 ст. 101 НК РФ . Но если «аналитики» считают, что вероятность сокрытия налогов у организации велика, то и отсутствие активов не убережет ее от включения в план ВНП |
Заключенные организацией государственные и муниципальные контракты | С точки зрения налогов эти контракты обычно интереса не представляют. Просто проверка таких организаций - это еще один способ контроля движения бюджетных денег |
И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.
Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».
На что «аналитики» обращают внимание
Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:
- критериями оценки налоговых риско вприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
- нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.
Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС
Где ищут | Что ищут | Выводы «аналитиков» |
Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП | Превышение допустимого размера доли учредителей-юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 14 п. 3 ст. 346.12 , подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ , наличие филиалов и представительств у организаций, применяющих УСНОподп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ | Организация, предприниматель не имеют права применять УСНО или ЕНВД |
Сведения о среднесписочной численности | Превышение допустимой среднесписочной численности у организаций и предпринимателей, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 15 п. 3 ст. 346.12 , подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ | |
Бухгалтерский баланс Декларация по налогу на имущество |
Резкое сокращение стоимости имущества | Возможно завышение «прибыльных» расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям (как правило, спецрежимникам), а затем взятому у них в аренду |
Бухгалтерский баланс | Резкое снижение размера дебиторской задолженности | Возможно необоснованное признание долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль |
Бухгалтерский баланс Декларация по налогу на прибыль (приложение № 3 к листу 02) Декларация по НДС (строка 090 раздела 3) |
Резкое сокращение стоимости имущества без отражения этих операций в налоговом учете | Возможно занижение налога на прибыль и НДС |
Отчет о прибылях и убытках (ОПУ) Декларация по налогу на прибыль (Д-НП) Декларации по НДС (Д-НДС) |
Несоответствие доходов и расходов в различных формах отчетности При этом данные расхождения анализируются и в целом, и в разрезе отдельных статей доходов и расходов |
1. Доходы в ОПУ > Доходы в Д-НП: возможно занижение налогооблагаемых доходов 2. Доходы в ОПУ > 3. Расходы в ОПУ 4. Доходы в Д-НП > Доходы в Д-НДС: возможно занижение НДС 5. Доходы в Д-НП |
Декларация по налогу на прибыль (строка 030 приложения № 3 к листу 02, строка 010 листа 05) Отчет о движении денежных средств |
Расхождение выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. п. | Доходы в Д-НП |
Декларации по НДС Декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза |
Расхождение суммы вычетов и суммы к уплате | Вычет суммы налога, уплаченного при ввозе товаров (Д-НДС) > Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (декларация по косвенным налогам): возможно необоснованное применение вычетов |
Декларации по НДС | Расхождение данных раздела 2 декларации и строки 210 раздела 3 | Возможно завышение вычета по агентскому НДС или недоплата этого НДС |
Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.
Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП
Где ищут | Что ищут | Выводы «аналитиков» |
Банковская выписка по счетам организации, которую аналитики специально запрашивают у банк ап. 2 ст. 86 НК РФ | Превышение предельного размера доходов для применения УСНО | Организация, предприниматель не имеют права применять УСНОп. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
Возможен пересчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения |
Поступление денег с выделением суммы НДС (если организация, предприниматель на УСНО) | Возможна неуплата НДС | |
Банковская выписка Фискальные отчеты ККТ - берутся из материалов предыдущих проверок ККТ, либо специально снимаются при проведении предпроверочного анализа Налоговая отчетность* |
Расхождение оборотов, отраженных в выписке и фискальных отчетах, с данными бухгалтерской и налоговой отчетности | Возможно занижение доходов и завышение расходов |
Банковская выписка Выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП Бухгалтерский баланс |
Расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес аналитиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете. Налоговики называют такие фирмы «помойками» | Отмывание денег Вероятность фиктивности сделок Вероятность участия организации, предпринимателя в схеме ухода от налогов Возможно доначисление налога на прибыль и НДС, налога при УСНО, НДФЛ в случае доказательства фиктивности сделок и участия организации в схемах |
Контрагентов анализируемой организации и наличие у них признаков фирм-однодневок | ||
Разовые сделки на крупные суммы. Поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме | ||
Информация об организации, имеющаяся в Интернете Справка по форме 2-НДФЛ |
Расхождение между зарплатой, указанной в открытых в организации вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ | Заработная плата выдается «в конвертах»** Возможно доначисление НДФЛ |
Справка по форме 2-НДФЛ Декларации 3-НДФЛ Выписка из ЕГРЮЛ Данные из загсов Данные из ГИБДД Данные из Росрегистрации |
Доходы и расходы собственников анализируемой организации, ее должностных лиц, а также членов их семей | Если расходы несопоставимы с доходами, то возможно получение скрытых доходов |
* В зависимости от применяемого режима:
- <или> Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
- <или> Декларация при применении УСНО;
- <или> Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).
** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.
Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».
Расчет предполагаемой суммы доначислений
Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.
ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:
- доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
- расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.
При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.
ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:
- <или> налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
- <или> НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.
Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.
ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.
Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:
Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.
Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.
Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли
/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж - 3000 тыс. руб.
ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г.приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.
ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.
ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.
ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.
ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).
Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.
Главное для проверяющих - чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).
Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.
СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления
СИТУАЦИЯ 2. Фактические доначисления > Min. Тогда возможны два варианта.
Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.
Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.