Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами.
В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа - разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, - “детьми”.
Павел Петрович - умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” - “Что это, допрос?” - спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни - это уже прогресс.
Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, - именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” - Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.
Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.
И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.
Роман «Отцы и дети» , одно из самых лучших произведений русского писателя И.С. Тургенева, был представлен читателям еще во второй половине 19-го века. Спустя многие годы, этот роман пользуется особой популярностью в школьной программе и также читается в наше время.
Причин, которые делают это произведение таким востребованным, довольно много, а именно: описание тем природы, дружбы, любви, а также главный конфликт романа и убеждений главного героя. И.С. Тургеневу удалось не просто описать события тех времен, рассказать о конфликте, но также умело и профессионально проанализировать психологию главных героев. Писателю мастерски удалось раскрыть их внутреннюю борьбу, стремление душ и порывов.
Наиболее развернуто и в полном объеме Тургенев показал отношение старшего и младшего поколения, а именно тему «отцов» и «детей». Читая произведение, можно проследить, как автор описывает пропасть, которая разделяет эти два мира. Здесь все заключается в разных взглядах на жизнь, ценности, понятия и идеалы. Автор показывает, как два поколения по-разному воспринимают одни и те же убеждения, явления, чувства, традиции, авторитеты, определенные нормы и правила жизни. Кроме того, автор также показывает, что невзирая на все эти постоянные противоречия и противостояния между поколениями, они связаны одним целым, а именно, любовью. Это любовь отцов к детям, детей к отцам, какие бы ситуации не были, и в каком бы противостоянии они не находились бы.
У молодежи нет такового богатого опыта, она радуется жизни, стремится вперед к новым свершениям, ей не терпится узнать новое, неизведанное, и при этом молодежь торопится жить, чтобы ничего не упустить и исправить все, если это понадобится. Молодое поколение, как будто окрыленное, мчится вперед, чтобы не потерять свой шанс, который возможно дается раз в жизни, не проворонить важный момент, который может поменять все кардинально. Старшее поколение, наоборот, не спешит, живет в мире воспоминаний, наблюдает за молодыми, как они торопятся жить. Взрослые уже могут рассуждать обо всем, исходя из своего жизненного богатого опыта.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что И.С. Тургенев назвал свой роман «Отцы и дети», потому что он хотел максимально реалистично сравнить и показать все те различия, которые есть между двумя поколениями «отцов» и «детей». Писатель точно изобразил представления и переживания каждого поколения из разных сторон, а также их мысли.
Роман показывает, что невзирая на все противоречия между взрослым и младшим поколением, можно увидеть в каждом из них что-то прекрасное и чудесное.
Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.
Главная проблематика романа
В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.
Новое общество
Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.
В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.
Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.
В чем же смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.
В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.
По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.
Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.
Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.
Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.
Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.
Один из самых знаменитых романов И. С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован
На примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема – противостояние поколений: отцов и детей, которая и была заложена в смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.
Смысл заглавия
Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения – смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные
Отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа “Отцы и дети” заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме.
По факту, их разделяет целая пропасть – четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет свое мировоззрение, другое – приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.
Идеологии в романе
Смысл заглавия романа “Отцы и дети” Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи – Кирсановых и Базаровых – и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа – нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу – Евгению Базарову. Базаров создает основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.
Характеристика и анализ героев
Консерваторами в произведении выступают родители Базарова. Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они души не чают в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нем веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.
Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова
Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца – служанке дома Кирсановых – и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Еще будучи убежденным нигилистом, Аркадий также влюблен в Одинцову, но впоследствии отдает предпочтение ее сестре Екатерине.
Мировоззрение “отцов”
Братья Кирсановы – Николай и Павел – сторонники либерализма. Николай Петрович – человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далек от предрассудков, имеет передовые взгляды на все, в том числе и на сельское хозяйство.
Павел Петрович Кирсанов – главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеется над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника. Различно также произнесение ими ключевого слова “принцип”. Базаров произносит его резко и отрывисто – “прынцип”, в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер – “принсип”. Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить ее имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход ее не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.
Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С. Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.
Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа “Отцы и дети”, сочинение И. С. Тургенева также знаменательно своими героями – многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.