7 ноября 1932 года в Ленинграде на литейном проспекте 4, открыто здание полномочного представительства Огпу в ленинградском военном округе. В народе его окрестили большим домом. Сегодня в нем размещается петербургское управление фсб.
В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания окружного суда (здание старого арсенала - в. и. Баженова) на литейном проспекте (проспекте Володарского) номер 4 в квартале между улицами шпалерной (ул. воинова) и захарьевской (ул. каляева), по инициативе с. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для Огпу - Нквд. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов а. и. гегелло, а. а. Оля, Н. а. Троцкого с участием Н. Е. лансере, Ю. в. щуко, а. Н. душкина и др. В комплекс зданий, принадлежавших Огпу - Нквд, входят также "Дом Пропусков" на литейном проспекте 6, построенный и. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте сергиевской всей артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая "шпалерка", расположенной на участке номер 25 по шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой "Домой Пойти Забудь" и "шпалерными тройками" - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от Нквд, ВКП (б) и прокуратуры.
Отделка и качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. а. Троцкий, считал, что это здание - "Один из Первых Памятников Нового Направления, Основанного на Классических Формах".
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно - пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры с торцов и лестничных клеток освещаются. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен "Актовый" зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности облицованы. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль в. и. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор т. кспинов.
С 2001 года большой дом включён в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения в Петербурге.
Согласно одной из легенд, "Большой дом" под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - какой самый высокий дом в Ленинграде? - большой дом на литейном. Из его подвалов виден Магадан.
Известно, что за все время блокады в дом на литейном не попала ни одна бомба. По утверждению Н. а. синдаловского, существовала легенда, что на верхнем этаже "Большого Дома" якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание. От_подписчика интересное_вч.
1931-1932 гг., арх. Н. А Троцкий, А. И. Гегелло, А. А. Оль, Л. П. Шишко, Н. Е. Лансере и др.
В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда (здание Старого Арсенала - В. И. Баженова) на Литейном проспекте № 4 в квартале между улицами Шпалерной и Захарьевской, по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)
В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры.
Прекрасная отделка и высокое качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой Литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание - «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно-пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на Литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры освещаются с торцов и лестничных клеток. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль В. И. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор Т. Каспинов.
Административное здание Управления ФСБ и Информационного центра ГУВД, прозванное в народе «Большой дом» находится по адресу Литейный проспект , д.4. В 19 веке на этом месте располагался Старый арсенал (Пушечный двор). В 1865 году он был передан Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени. Рядом находился и Дом предварительного заключения. В феврале 1917 года Окружной суд был разгромлен восставшими, а в 30-е годы взорвали и соседнюю с ним «Артиллерийскую» церковь 18 века
По инициативе С.М. Кирова на этом месте были построены два соединенных между собой переходами административных здания: дом № 4 по проекту архитекторов А. Гегелло, Н. Троцкого, А. Оля и дом № 6, возведенный под руководством архитектора И. Беспалова. Величественные, монументальные здания в стиле конструктивизма выходят на Литейный проспект, улицы Шпалерную и Чайковского.
Они стали архитектурными доминантами этого района и, в частности, Литейного проспекта. К нему обращен главный фасад дома №4, его первый этаж облицован красным гранитом, а угловые башни имеют большие остекленные поверхности. На каждом из 8 наземных этажей - небольшой холл с эффектно облицованными черным мрамором столбами, отделанные дубом кабинеты располагаются вдоль длинного коридоров. Здесь предусмотрен зал заседаний, спортзал, столовая, библиотека. На седьмом этаже располагается огромный, высотой в два этажа, зал заседаний, называемый «Красным», со сценой, огражденным серым мрамором балконом, оконными проемами, - от пола до потолка. В простенки зала врезаны узкие вертикальные полоски из матового стекла, за ними скрыто освещение. Две полосы встроенного освещения пересекают и потолок зала по всей его длине. Стены зала облицованы искусственным розовым мрамором, стена сцены украшена профильным барельефом В.И. Ленина работы скульптора Т. Кспинова.
С 1932 года в зданиях располагается управление НКВД, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел. Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан. Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков и офицеров. Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом за все время длительной блокады города.
История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.
Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская Всей Артиллерии церковь. В народе - Артиллерийская". В самом начале 1930-х она была взорвана.
В 1931-1932 годах на месте этих двух зданий вдоль Литейного проспекта и квартале между улицами Воинова (ныне Шпалерная) и Чайковского (в прошлом Сергиевская) были выстроены два административных здания, объединенные общими переходами и коридорами. Они были соединены с еще одним зданием - старинной царской тюрьмой, расположенной на участке №25 по Шпалерной улице. Это т.н. ДПЗ (Дом предварительного заключения или "Домой пойти забудь" в мрачном фольклоре советского периода), знаменитая в свое время "Шпалерка".
Внутренний коридорчик между тюрьмой и админ.зданием известен по имени "Таиров переулок". Среди арестантов он также известен как "Мостик вздохов". Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одно из арестанотов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.
С 1932 года в помещениях всех трех зданий расположилось управление НКВД - зловещая организация, получившая в народе всевозсожные прозвища:
"Жандармерия"
""Девятый угол"
"Девятый вал"
"Мусорная управа"
"Черная сотня"
"Большой дом"
"Литейка"
"Белый дом"
"Серый дом"
"Собор Пляса-на крови"
"Дом на Шпалерной"
"Малая Лубянка"
В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома». По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице. В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.
Актовый зал "Большого дома":
Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.
Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.
Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.
Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".
В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. До того времени умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.
***
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.
Большой дом - неофициальное название административного здания в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, в котором находится управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.
В 1714 году слева от дороги построили Пушечный двор, чуть позже получивший название «Старого».
Он стал местом не только хранения запасов артиллерии, но и артиллерийских «достопамятностей» - трофейных орудий и знамен.
В 1774 году деревянные постройки Старого пушечного двора разобрали, и на их месте
построили здание для хранения артиллерийских припасов и «артиллерийских древностей» - грандиозный Арсенал, ставший украшением этой части города.
В 1865 году здание Арсенала было передано Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени.
В Петербургском окружном суде приговорены к смертельной
казни члены организации «Народная воля»,
участвовавшие в покушении на Александра II.
В 1887 году Петербургским окружным судом осудили А.И. Ульянова и его товарищей.
Рядом находился и Дом предварительного заключения.
Окружной суд и Судебная палата были учреждены после проведения судебной реформы императора Александра II в 1864 году.
Цель реформы - самая благая: придать суду независимость и самостоятельность, отделив его от административной власти. Важным новшеством стало введение суда присяжных.
Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская
Всей Артиллерии церковь. В народе - "Артиллерийская".
В самом начале 1930-х она была взорвана.
Во дворе здания Окружного суда устроили сквер
В день Февральской революции здание Окружного суда пострадало от пожара
В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда на Литейном проспекте (проспекте Володарского) № 4 в квартале между улицами Шпалерной (ул. Воинова) и Захарьевской (ул. Каляева), по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)
В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Здания объединены общими переходами и коридорами.
Характеристики здания:
- площадь застройки - 6910 кв. м.;
- общая площадь здания - 44 900 кв. м.;
высота корпусов: главного - 35,8 м, по Шпалерной и Захарьевской улицам - 31,8 м, архивного - 36 м;
- высота башен: больших - 44,5 м, малых - 40,1 м;
- количество комнат - 1345;
- количество окон - 1216.
В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома».
По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице.
В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.
Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.
Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.
Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.
Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".
В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. Умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили, неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.
Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел.
Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан.
Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома
был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков
и офицеров.
Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом
за все время длительной блокады города.
Внутри здания
Красный актовый зал. Снимок примерно середины 70-х годов
И сейчас
Кабинет где работал Владимир Владимирович ПУТИН
ПЕСНЯ О БОЛЬШОМ ДОМЕ
Слова К.В. Голубкова
Музыка К. Хабаровой
Идёт ли бой в ночи иль солнце в небе чистом,
Невидимые воины страны
Всегда в строю - российские чекисты -
Своей великой Родины сыны.
Припев:
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей - Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.
Героям высечены в сердце обелиски:
Карицкий, Лягин, Власов, Горчаков.
Вас тысячи - далёких нам и близких,
Вы живы, Зорге, Абель, Кузнецов.
И, чтоб к земле Россию не согнули,
И чтоб вовек ей в рабстве не бывать,
Мы Родине на верность присягнули
И эту клятву будем мы держать!
Материал взят с этих источников: