В феврале 2015 г. экономически активных граждан России было 75,8 млн. человек, или 52% населения, при этом 4,4 млн. человек (5,8%) не имели занятия, но активно его искали, то есть в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицировались как безработные. По версии той же МОТ, в январе в стране было 4,17 млн. безработных, соответственно, всего за 1 месяц работы лишились свыше 200.000 россиян. Всего же, по экспертным оценкам W-City.net, в 1-м квартале 2015 года в России безработными стали более 300.000 человек.
По статистике, в службах занятости регистрируется не более 30 % из всех уволенных россиян, остальные же ищут работу самостоятельно. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы: среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2015 г. составила 27,6%, среди безработных женщин – 28,7%. Из прочих 70 с небольшим процентов соотечественников, оставшихся без работы, около 40 % оперативно находят себе альтернативу — в виде официального или неформального трудоустройства, в то время как 30 % — пребывают в длительной депрессии
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ МНЕНИЯ о Кризисе-2015 и рынке труда
Сходясь во мнении, что бешеный рост безработицы можно остановить, эксперты все же принципиально расходятся в вопросе о том, как наиболее быстро и эффективно этого добиться. «Я считаю, что основная проблема, которая вызывает существенную разбалансированность рынка труда и резкий рост безработицы в России – это крайне низкий уровень альтернативной занятости. – Утверждает эксперт рынка труда, глава компании «СТС Групп» Николай Рыжков
. – Процент людей, которые лишились работы, но в короткий срок, в пределах 1-3-х месяцев, нашли себе новую — не более 40, в то время как нормальный показатель – это 70 % и выше. В то же время налицо парадоксальная ситуация — сегодня во многих регионах России не хватает рабочих рук! И здесь – как раз тот самый случай, когда проблемы с безработицей можно эффективно решить за счет внутренней трудовой миграции населения – поощряя и стимулируя ее на государственном уровне». — Уверен Николай Рыжков.
Таким ясным и разумным экспертным доводам оппонируют горячие головы из стана бизнес-лоббистов, проповедующие патерналистский подход к проблеме. Так, по данным группы «НЭ
», в качестве главных инструментов господдержки рынка труда эксперты называют исключительно то, что способно поддержать бизнес, но не человека — снижение налоговой нагрузки (32% ответов), снижение ставок по кредитам (25%), предоставление аренды помещений на льготных условиях, снижение административной нагрузки на бизнес (12%) и т.д. Эксперты же около правительственных групп
и вовсе мыслят глобальными категориями: по их версии, мерами поддержки рынка труда должны стать разработка и реализация строительных и инфраструктурных проектов, упрощение доступа к государственному заказу для субъектов малого и среднего бизнеса, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, введение персональной ответственности для чиновников за создание новых рабочих мест для сокращенных работников, мораторий на сокращения работников бюджетной сферы и ряд других мало реализуемых инициатив.
…И 80 БЕСПРИДАННИЦ
Для снижения напряженности на рынке труда правительство РФ одобрило выделение 52 млрд. рублей субсидий в 2015 году на «реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения». Однако, по мнению экспертов, одними субсидиями проблемы на рынке труда не решить — эффективность антикризисных мер в регионах крайне низкая.
Пока что всего четыре российских региона — Татарстан, Алтайский край, Самарская и Тверская области — получат субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на общую сумму 1,9 млрд. рублей. Об этом сообщил глава Минтруда РФ Максим Топилин, заявив, что «…правительство одобрило распределение субсидий из федерального бюджета между четырьмя субъектами». Татарстан получит 936 млн рублей, Алтайский край — 170 млн, Самарская область — 680 млн, Тверская область — 88 млн рублей. Эти средства, по словам министра, позволят обеспечить переобучение и занятость работников КАМАЗа, АВТОВАЗа, Алтайвагона, Тверского вагоностроительного завода и других предприятий, где сложилась сложная экономическая ситуация, т.е. сохранить занятость около 35 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения или ищущих работу. Впрочем, простой арифметический расчёт показывает, что 1,9 млрд. – это немногим более 54.000 рублей на человека до конца 2015 года, что сопоставимо с минимальным пособием по безработице.
Между тем, люди как всегда надеются только на себя и разными путями – кто интуитивно, а кто – рационально приходят к принятию тяжелого решения: экономический кризис заставляет их все чаще рассматривать радикальный вариант переезда как возможность решения проблем с трудоустройством. Официально это называется «территориальной диспропорцией», или «наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, а также территорий, испытывающих острую потребность в трудовых ресурсах». Эксперты же буквально настаивают на том, что возможности для сбалансирования рынка труда лежат именно в этой плоскости.
Одним из выходов из кризиса рынка труда-2015 может стать масштабная программа по переселению трудоспособных граждан в регионы страны
«Считаю, что в данных условиях государству необходимо в первую очередь поддержать внутреннюю трудовую миграцию, а также максимально быстро сформировать и наладить механизмы повышения трудовой мобильности россиян, вовлекая в этот процесс кадровые агентства, центры занятости и некоммерческие организации, оказывающие профессиональную помощь в трудоустройстве всем группам граждан!». — Заявляет эксперт рынка труда Николай Владимирович Рыжков. –
Оптимальный процесс переселения региональных трудовых мигрантов России таков:
— частные и государственные центры занятости, при участии специализированных некоммерческих и общественных организаций, обеспечивают поиск и безработных в другие регионы;
— государство берет на себя часть расходов по миграции трудовых ресурсов — работнику предоставляется жилье, подъемные средства, возможность устроить детей в детский сад или школу;
— работодатели заключат с региональными властями соглашения, суть которых состоит в том, что они готовы участвовать в программе повышения мобильности населения — в программах указаны конкретные работодатели, инвестирующие в экономику региона и готовые работать на таких условиях;
— возможность переехать получают не только высококвалифицированные сотрудники и специалисты, но и представители рабочих профессий, а также молодежь — выпускники школ и учебных заведений».
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость выполнения всех социальных обязательств государства, сформулированных в «майских указах». «Реализация этой задачи напрямую зависит от того, насколько эффективно в текущих экономических условиях будут решаться вопросы занятости населения» – совершенно справедливо заявляет первый вице-президент «ОПОРы России» Александр Бречалов. Однако рост безработицы продолжается, что свидетельствует о соответствующей «эффективности» решения поставленных задач.
На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности, что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы.
Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице .
Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости .
Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Он стал барьером на пути иммигрантов - гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры.
В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие.
В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - №1. - С. 2-13
Состояние рынка труда в условиях кризиса
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс. - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.
Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Глава 1. Понятие рынка труда. Рынок труда России
1.1 Понятие рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Понятие безработицы, ее формы
Глава 3. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса
3.1 Последствия мирового экономического кризиса
3.2 Состояние рынка труда в условиях кризиса
3.3 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения на 2009 год
Заключение
Введение
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:
ухудшение структуры массового спроса и потребления;
сокращение спроса на товары и услуги;
свёртывание производства соответствующих товаров и услуг;
сокращение персонала на предприятиях;
повышения уровня безработицы.
Цель данного исследования - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Объектом исследования является рынок труда России.
Предмет исследования - основные характеристики рынка труда, особенности и проблемы рынка труда в Росси, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в условиях мирового экономического кризиса.
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов и экономические журналы.
Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.
Изменения на рынке труда касаются каждого человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменения специальности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда позволяет понизить риск не трудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии.
Глава 1. Понятие рынка труда. Рынок труда России
1.1 Понятие рынка труда
Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.
Согласно определению Международной организации труда, которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).
Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы - с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
1.2 Основные характеристики рынка труда
Основой анализа рынка труда является установление спроса на рабочую силу и ее предложения. Согласно классической теории точка пересечения кривых спроса и предложения определяет цену труда (уровень заработной платы) и количество занятых.
Спрос на рабочую силу зависит от экономической конъюнктуры, степени механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Предложение рабочей силы определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями.
Структура рынка труда характеризуется соотношением профессионально-квалификационных и социальных групп, по которым анализируются спрос и предложение.
Сегментация рынка труда является важнейшей характеристикой его структуры, определяющей разделение рабочих мест и работников на относительно устойчивые сектора, ограничивающие мобильность рабочей силы. Принято выделять первичные и вторичные рынки труда.
Первичный рынок труда формируется наиболее привлекательными видами работ, т.е. такими, которые обеспечивают стабильность занятости, высокий уровень оплаты, возможности профессионального роста. Вторичный рынок труда, наоборот, - работами, где нет гарантии занятости, низок уровень оплаты, ограничены перспективы профессионального роста. Выделение первичного и вторичного рынков обусловлено прежде всего различиями в квалификации работников, техническом и организационном уровне предприятий; существенную роль играет также дискриминация по полу, возрасту, социальному положению и другим признакам.
К важным характеристикам рынка труда относятся показатели эластичности, которые определяют степень влияния социально-экономических факторов на изменение спроса и предложения труда. В частности, коэффициент эластичности спроса по цене труда показывает, на сколько процентов уменьшается занятость (численность работающих) при увеличении заработной платы на 1%. В относительно коротких периодах спрос на рынке труда нельзя считать эластичным. Это объясняется тем, что в развитых странах отношения занятости регулируются системами индивидуальных контрактов и коллективных договоров, которыми определены уровни оплаты труда и гарантии сохранения рабочих мест на срок не менее одного года.
Коэффициенты эластичности на рынке труда зависят от изменений цен на потребительских рынках, так как величина заработной платы в длительном периоде (более одного года) зависит от динамики цен на товары и услуги. Кроме того, надо учитывать зависимость спроса на труд от конъюнктуры, как общей экономической, так и на отраслевых рынках.
1.3 Особенности рынка труда и занятости в России
В современной России можно выделить следующие особенности развития рынка труда:
1. Основным отличием рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой - может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) - находились в вынужденных отпусках.
6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.
Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
безработица занятость экономический кризис
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Понятие безработицы, ее формы
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: регистрация в службе занятости, активный поиск работы, отсутствие других источников дохода, сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую.
Уровень безработицы определяется на начало (или на конец) периода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного Эта категория включает работающих по найму или на собственных предприятиях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие предприятия, но не работающих на них, а также лиц без работы, но желающих работать.
Принято различать следующие основные формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
Фрикционная безработица - это временная непродолжительная безработица, связанная с поиском или ожиданием лучшей работы по уровню оплаты, условиям труда.
Структурная безработица возникает вследствие структурных сдвигов в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре, как рабочей силы, так и рабочих мест. Одни профессии и специальности умирают, спрос на другие резко сокращается, но одновременно возникают новые профессии и специальности. Для сокращения численности структурной безработицы необходима общенациональная система подготовки и переподготовки работников, непрерывного повышения их квалификации.
Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла. Ее численность достигает максимума при кризисе и минимума при подъеме производства. Больше всего от циклической безработицы страдают молодежь и пожилые люди, женщины, представители национальных меньшинств.
Помимо классификации форм безработицы в зависимости от её непосредственных причин, существует другой подход, который выделяет разные формы ее проявления. Согласно этому критерию выделяют явную, скрытую и застойную безработицу.
Явная безработица охватывает тех, кто хочет и может работать, но не имеет работу и активно её ищет, регистрируясь обычно для этого на биржах труда. Официальная статистика легко фиксирует эту форму проявления безработицы.
Скрытая безработица противоположна явной, открытой. Она распространена преимущественно в мелком бизнесе, фермерском и ремесленном производстве, а также в виде так называемой неполной занятости, т.е. касается той части занятых, которые вынуждены работать неполную рабочую неделю (неполный рабочий день) или держатся за свое хозяйство, хотя оно уже не обеспечивает нормальный уровень жизни. Эти люди готовы при благоприятной возможности сменить работу, если это увеличит их доход.
Застойная безработица охватывает самый устойчивый слой безработных, потерявших всякую надежду вернуться к труду. Это нищие, бродяги, бомжи и т.д. Обычно эти люди утрачивают трудовые навыки, деградируют, теряя последние шансы снова стать работниками.
2.2 Причины безработицы в России
Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:
избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);
установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;
наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);
низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).
Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:
географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;
смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;
наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.
Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий.
Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом "по собственному желанию", спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату.
Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.
Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства.
Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
2.3 Экономические и социальные последствия безработицы
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Первое, к чему приводит безработица - это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица).
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
По величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира.
Циклическая безработица порождает помимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры. А также снижается жизненный уровень населения.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие недопроизводство национального дохода.
Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.
В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.
Бедность - это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.
В связи с низким уровнем доходов в России прослеживается отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства.
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны, в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.
Глава 3. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса
3.1 Последствия мирового экономического кризиса
На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности, что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы.
Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице.
Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости.
Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Он стал барьером на пути иммигрантов - гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры.
В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие.
В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля.
3.2 Состояние рынка труда в условиях кризиса
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс. - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.
Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
3.3 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения на 2009 год
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников.
Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест "бьёт", прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов.
Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.
Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.
В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.
Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест.
В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса.
Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.
В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.
Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов.
Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т. ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.
В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.
В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие.
Заключение
Исследовав понятие рынка труда, а так же особенности рынка труда в России, я могу сделать следующие выводы:
Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.
Рынок труда России имеет ряд характерных особенностей, но самые важные, по моему мнению, является высокий уровень скрытой безработицы, существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных и низкий уровень пособий по безработице.
Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный глобальным экономическим кризисом.
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего - роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.
Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на: опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила и переобучение работников, и повышение квалификации.
Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007)"О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета № 84 от 06.05.1996
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
3. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. - 2008. - №4. - С.52-59
4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - С-Пб.: Питер, 2004. - 480 с.
6. Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2005. - 574с.: ил.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономисть, 2007. - 861с.
8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 309с.
9. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России ЭКО. - 2009. - №1. - С.2-13
10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - 384 с.
11. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.
12. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.
13. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. - Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. - 292 с.
Размещено на Allbest.ur
Подобные документы
Рынок труда и занятости. Причины безработицы, ее экономические и социальные последствия. Рынок труда в условиях мирового экономического кризиса. Антикризисные меры правительства Российской Федерации в сфере занятости и социальной защиты населения.
курсовая работа , добавлен 13.11.2010
Сущность и причины экономического кризиса. Его истоки и хронология. Влияние мирового кризиса на финансовую систему, фондовый рынок и реальный сектор экономики России. Расходы государств на антикризисные меры. Последствия и "уроки" мирового кризиса.
курсовая работа , добавлен 17.04.2013
Сущность безработицы и ее виды, экономические, социальные последствия. Понятие, формы и виды занятости. Дискриминация в сфере экономических отношений. Совершенствование законодательства РФ в области труда, занятости населения и трудовой миграции.
статья , добавлен 22.07.2015
Рынок труда в постиндустриальном обществе. Основные причины и виды безработицы, ее экономические и социальные последствия и издержки. Особенности безработицы и политики занятости в современной России. Основные пути решения проблемы безработицы.
контрольная работа , добавлен 11.10.2013
Понятия, причины, виды безработицы и занятости. Последствия безработицы, политика занятости. Закон Оукена, кривая Филипса. Социально-экономические последствия России. Жизненный уровень населения, государственная политика занятости и анализ рынка труда.
курсовая работа , добавлен 16.11.2010
Понятие, основные виды и уровень безработицы, закон Оукена. Неоклассическая и Кейнсианская концепции занятости. Особенности безработицы в России. Социальные последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда в современной России.
контрольная работа , добавлен 01.09.2013
Понятие и причины безработицы, ее формы и уровни. Особенности российской безработицы. Государственное регулирование занятости населения. Влияние экономического кризиса на занятость населения. Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с кризисом.
курсовая работа , добавлен 23.02.2010
Понятие, функции и структура рынка труда. Понятие безработицы, ее формы. Показатели и методы измерения состояния безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика в области содействия занятости населения.
курсовая работа , добавлен 25.05.2014
Теоретические понятия, виды мирового кризиса, его влияние на экономику РФ. Формы и методы государственного регулирования труда в условия мирового кризиса. Политика в области содействия занятости населения в России (на примере Валуйского района).
курсовая работа , добавлен 17.12.2014
Безработица: причины, виды и последствия. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Государственное регулирование безработицы. Политика занятости в России в период экономического кризиса. Анализ состояния рынка труда Ярославской области.
В 2015 году работодатели нередко увольняли нескольких неэффективных сотрудников, чтобы пригласить на их место одного сильного профессионала с доказанной эффективностью. В то же время руководители компании все чаще обращали внимание на свой коллектив, пытаясь найти собственную «жемчужину». И если талантливый сотрудник находился, то вопрос повышения решался быстро. Таким образом многие специалисты совершили неожиданный прорыв, и в 2016-м у многих тоже есть шанс проявить себя. Идея высокой личной эффективности будет как никогда актуальна.
Спрос на конкретных специалистов уже начинает кардинально меняться по сравнению с прошлым годом. Так, на российском рынке труда в 2015 году больше всего были востребованы сотрудники, работа которых так или иначе связана с ситуацией кризиса и разрешением проблем: топ-менеджеры с опытом антикризисного управления, риск-менеджеры, бизнес-аналитики, менеджеры по продажам, специалисты по стратегическому менеджменту. Также рынку нужны были универсальные сотрудники, которые могут совмещать несколько направлений работы. Теперь фокус работодателей смещается с «антикризисных» менеджеров на узкоспециализированных профессионалов.
Перспективы-2016
Рынок труда 2016 года заинтересован в фармацевтах, микробиологах, химиках, инженерах, биотехнологах, профессионалах в области нанотехнологий, узкоспециализированных ИТ-специалистах, крайне востребованы разработчики мобильных приложений.
В банковской сфере, которой весь год было крайне тяжело и лучше пока не станет, не иссякнет спрос на риск-менеджеров, сотрудников collection (сбор просроченной задолженности), сотрудников compliance (соответствие законодательству) и тех же IТ-специалистов. Банки испытывают двойное давление: со стороны рынка и Центрального банка, активно ведущего оздоровление отрасли, поэтому без лучших профессионалов в такой ситуации не обойтись.
Заметное оживление, судя по всему, продолжится в военно-промышленном комплексе, сопутствующих производствах и научно-исследовательских институтах. Например, с 2012 по 2015 год уже в 2,6 раза увеличилось финансирование гособоронзаказа. Очевидно, что финансирование будет продолжаться, поскольку Минобороны РФ уже заявило о планах импортозамещения 826 образцов вооружения и военной техники в период с 2014 по 2025 год.
Ограничения выездного туризма за пределы РФ усилят спрос на специалистов внутри российского рекреационного комплекса. Это еще один сегмент рынка труда, который будет показывать положительную динамику в 2016 году.
Сохранится востребованность IT-специалистов. Отрасль чувствовала себя вполне уверенно в 2015 году. Сейчас она также будет развиваться благодаря запуску программы импортозамещения компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Безусловно, хорошие менеджеры по продажам останутся в цене — но будет важно умение продавать на падающем рынке. В целом спрос на разнообразных специалистов по продажам становится очень избирательным. Бизнес понимает, что сейчас самое время, чтобы обойти соперников, в том числе за счет усиления блока продаж. При этом обострение конкуренции требует от компаний глубоко анализировать компетенции кандидатов — выбор происходит непросто и небыстро. Нередко претенденты приглашаются со схожего рынка — нужен свежий взгляд опытных специалистов. В сферах, где не критична высокая специализация и не слишком важно личное присутствие, продолжится переход на фриланс и дистанционную работу за меньшие деньги.
Что касается зоны риска, то в ней могут оказаться инженеры в области машиностроения, сотрудники ювелирных и полиграфических производств. Снижение спроса может также коснуться маркетологов, менеджеров по развитию, штатных менеджеров по подбору персонала, работников розницы в ретейле и банковском секторе. Среди самых проблемных секторов, в которых наибольшее количество компаний планирует сокращения, лидируют бары и рестораны, банки, строительные материалы.
В свою очередь, с падением курса рубля неминуемо усилится «утечка мозгов». Уезжают все, кто может продавать свой труд за валюту.
Что все это означает для соискателей?
На первый взгляд сейчас не лучшее время, чтобы менять работу. Однако есть нюансы. Стоит оценить, какая ситуация у вашей компании и каковы непосредственно ваши результаты и перспективы. Не менее важно, каков прогноз для вашей сферы бизнеса и той области, в которую хотите перейти. Иногда имеет смысл сыграть на опережение.
Также важно оценить собственные силы — насколько вы готовы быть максимально многозадачным, чтобы зарекомендовать себя на новом месте. Необходимо отдавать себе отчет в том, что на поиск работы может понадобиться больше времени и сил, чем два-три года назад. По нашим наблюдениям, на поиск работы может уйти от трех до шести месяцев. И прежде чем соглашаться выйти на работу в новую для себя компанию, стоит всячески удостовериться, насколько организация чувствует себя хорошо и стабильно. Нередко компании занимаются хаотичным рекрутментом, находясь на грани банкротства, чтобы залатать дыры. Кроме того, важно узнать, насколько ваше будущее подразделение «генерит» прибыль, является ли жизненно необходимым для компании.
Когда ситуация исправится? Думаю, не скоро. Как заявил Герман Греф на Гайдаровском форуме: «Будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкоквалифицированных рабочих — эту нишу займут те самые мигранты. И будет трагедия для серединки людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом и не готовы заниматься высококвалифицированным».
В то же время мы наблюдаем, что погоня за «лучшей жизнью» сегодня стала распространенной практикой на рынке труда, ради должности и высокой зарплаты люди готовы рисковать. Непростое кризисное время усугубилось очередной девальвацией — чуть ли не единственным способом компенсировать провал в доходах остается смена работы. Кандидаты рвутся к новым свершениям, мотивация зашкаливает, некоторые готовы существенно приукрасить свое резюме надуманной информацией, прорваться через голову специалиста по подбору персонала к линейному руководителю или собственнику бизнеса. А рекрутеры и линейные руководители, в свою очередь, становятся более избирательными.
Это игра для людей с крепкими нервами.
В докладе, наряду с анализом статистики рынка труда в России, большое внимание уделяется мерам российского правительства по смягчению безработицы.
Ключевые слова: рынок труда , безработица, экономический кризис
Dilmurad Yusupov. Russian labour market in the world economic recession context
The report along with analysis of labour market statistics in Russia focuses on Russian government measures on unemployment mitigation under world economic recession.
Key words: labour market, unemployment, world economic recession
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:
- ухудшение структуры массового спроса и потребления
- сокращение спроса на товары и услуги
- свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
- сокращение персонала на предприятиях
- повышения уровня безработицы
Как мировой экономический кризис повлиял на российский рынок труда? Каковы масштабы безработицы в России в условиях кризиса? Какие отрасли экономики России больше всего пострадали от кризиса? Какие антикризисные меры принимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения? Какие прогнозы занятости и безработицы в России на 2009 год?
Основная цель и задача настоящего доклада — ответить на все вышеперечисленные вопросы. Приступим…
§1. Занятость и безработица в РФ в I квартале 2009 года
Росстат подвёл итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек , или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек).
В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Источник:
В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ.
2008г. |
По квартальным обследованиям |
Февраль 2009г. |
||||
февраль 2008г. |
ноябрь |
февраль 2009г. |
февралем |
ноябрем |
||
Тыс. человек |
||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
||||||
безработные |
||||||
В процентах |
||||||
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
||||||
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
||||||
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) |
1) В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).
Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)
Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Южном федеральном округе.
§2. Последствия мирового экономического кризиса
На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности , что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы. Так, по прогнозу Минэкономразвития в 2009 году чистый отток капитала составит рекордную цифру — 90 млрд. долларов .
Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице .
Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости .
Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Oн стал барьером на пути иммигрантов — гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры. К примеру, единственным источником выживания большинства семей в Таджикистане являются денежные переводы от мигрантов, которые работают в России. В условиях кризиса Россия заявила о сокращении рабочих мест для иностранцев. Таким образом, и Таджикистан испытывает на себе последствия кризиса эпохи глобализации. По мнение некоторых политологов, если кризис затянется, в Таджикистан вернётся около половины находящихся в трудовой миграции в России граждан страны. Это грозит серьёзными социальными, экономическими и политическими проблемами для Таджикистана.
Вернёмся в Россию. В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие. Но не за горами то время, когда всю тяжесть кризисного развития почувствуют на себе и «синие воротнички» — многочисленный индустриальный пролетариат.
«Финансовая подушка» России (огромные финансовые накопления и резервы) смягчает некоторые отрицательные проявления кризиса, но резервы не бесконечны. Некоторые русские экономисты и политики до наступления кризиса отмечали, что Россия является своеобразным островком или «тихой гаванью» , и мировой кризис не затронет нашу страну. Россия является чем угодно, только не «тихой гаванью». Россия страна, куда в период экономического бума ринулись портфельные инвесторы и откуда они побежали с наступлением кризиса. Хвастаясь досрочным сокращением государственного долга, наши власти допустили громадное увеличение корпоративных заимствований за рубежом . В итоге, когда начался кризис, возник резкий дефицит ликвидности. Кризис — троекратное снижение цен на нефть. Россия под двойным ударом — ведь доходы от нефти и газа составляют 40% её бюджета. Массированные вливания денег в экономику — быстрое таяние накоплений. За какие-то несколько недель золотовалютные резервы уменьшились на 100 млрд. долларов.
В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля.
§3. Состояние рынка труда в условиях кризиса
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда .
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости . Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.
Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства . Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).
Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей , из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России» . Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов — дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.
Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.
В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.
Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время — 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.
Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.
В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.
Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.
В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временны е и финансовые затраты граждан.
В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары , прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.
Заключение
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.
Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего — роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.
Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:
· опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила
· переобучение работников и повышение квалификации
Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.
Библиография
Статьи:
1) Наталья Зубаревич Региональная проекция кризиса // Pro et Contra. 2008. T.12. №5-6. стр. 48-62
2) Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. 2008. №4. стр. 52-59
3) А. Кудрин Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. №1.
4) Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. 2009. №1. Стр. 2-13
5) С добрым утром — Вы уволены! // Русский репортёр (Эксперт Online) 2008. №39 (69).
12) Полития. Анализ. Хроники. Прогноз — 2009. №1. Стр. 44-77
13) Вестник аналитики — 2009. №1. стр. 5-10
http://premier.gov.ru/anticrisis/ — Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год