В организации (субъект малого предпринимательства) не проводилась аттестация рабочих мест. Количество работающих сотрудников - от 2 до 10 человек. Рабочим местом являются стол, стул и настольная лампа, иногда персональный компьютер.
Является ли необходимым проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в 2014 и 2015 годах? Есть ли какие-то льготы? Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах вне зависимости от численности работников. Каких-либо исключений для субъектов малого предпринимательства законодательством не предусмотрено.
Обоснование вывода:
Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). В силу ТК РФ, Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя.
Работодателем согласно части четвертой ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие рабочего места содержится в части шестой ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для работодателей, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства. Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников ( ТК РФ), дистанционных работников ( ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями ( Закона N 426-ФЗ).
Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае до вступления в силу N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была, то в силу требований ТК РФ, N 426-ФЗ работодатель обязан провести именно специальную оценку условий труда в порядке, установленном N 426-ФЗ на всех имеющихся у него рабочих местах. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя ( Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что для субъектов малого предпринимательства N 426-ФЗ предусмотрены определенные особенности при проведении специальной оценки условий труда. В частности, согласно Закона N 426-ФЗ при проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для выполнения установленной частью второй ТК РФ обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, а также для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях ( Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (смотрите, например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15.05.2014 по делу N 12-90/14, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 13.03.2014 по делу N 12-23/2014).
Однако с 1 января 2015 года устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда уже по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в редакции от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В настоящее время при нарушении порядка проведения СОУТ контролеры применяют ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа:
на должностных лиц - от 1000 до 5000 руб. (при повторном привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение - дисквалификация на срок от года до трех лет);
на предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С 1 января 2015 г. нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение квалифицируются по ч. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон № 421-ФЗ). Должностному лицу и индивидуальному предпринимателю грозит предупреждение либо наложение штрафа от 5000 до 10 000 руб. (при повторном нарушении - штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет), юридическому лицу - от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении:
должностным лицам - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет;
предпринимателям - такие же суммы штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
юридическим лицам - штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что касается проводящих СОУТ специализированных организаций, то ответственность для них с 1 января 2015 г. предусмотрена ст. 14.54 КоАП РФ.
Серьезных перемен в оценке рабочих мест на предмет соответствия условий труда установленным нормативам не произошло. Большинство специализированных организаций, проводивших аттестацию, с 1 января 2014 г. начали проводить СОУТ. СОУТ проводится в соответствии с законом о СОУТ и приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г.
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении и передает его для утверждения комиссии по проведению СОУТ, сформированной работодателем, а также направляет в Роструд. По рабочим местам, в отношении которых вредные факторы не идентифицированы, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Этот документ работодатель направляет в территориальный орган Роструда.
За нарушение установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение работодателю грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (с 1 января 2015 г. - по ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Более подробную информацию о проведении специальной оценки условий труда вы можете узнать, обратившись в центр занятости населения Сорокинского района по телефону (3455,03) 2-29-64 либо направить интересующий вас вопрос на электронную почту [email protected].
Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации РМ. Целью СОУТ является исследование рабочего места для выявления воздействия на работающего факторов производственной и окружающей среды, имеющих непосредственное влияние на безопасность труда.
Из этой статьи вы узнаете:
- на ком лежит ответственность за проведение специальной оценки;
- каковы последствия для работников при не проведении или проведении с нарушениями;
- какова административная и уголовная ответственность работодателя: штрафы за непроведение СОУТ.
Социально-экономический аспект спецоценки
В состав СОУТ входят технико-технологическое и лабораторно-инструментальное исследования, а также правовые обоснования для назначения гарантий и компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда (далее - ВОПФ).
По отношению к работодателю СОУТ является основанием для установления допустимых условий труда. Для государства спецоценка условий труда имеет важную информативную роль и способствует снижению социальной нагрузки, передавая эти функции работодателю. Если условия труда на предприятии признаны опасными, работодатель обязан платить повышенную ставку тарифа по обязательному социальному страхованию и будущему пенсионному обеспечению своих работников.
Спецоценка дает возможность работодателю самостоятельно управлять расходами на охрану труда. Инвестиции в создание безопасных условий труда, модернизацию оборудования, приобретение лучших окупаются пониженными взносами в страховые фонды, снижением платы по компенсациям и гарантиям работающим, устраняется уравниловка в назначении льготных пенсий.
Поэтому проведение СОУТ, в первую очередь, выгодно работодателю. Государство дало возможность бизнесу освободиться от уплаты дополнительных страховых взносов. Ставка платы по 1 и 2 классу условий труда составляет ноль процентов, и это указано в 212-ФЗ.
Государство предоставило работодателю возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам в случае, если класс УТ на РМ допустимый и оптимальный. Разумеется, невнимательный работодатель не обратит внимание, стал ли он меньше платить взносов, - но для тех организаций, которые тратят на улучшение условий труда миллионы ежегодно, такое освобождение является предоставленной государством возможностью влиять на свою себестоимость, а, следовательно, и на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении компании.
внимание
Скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование рассчитывается по итогам деятельности за три года и устанавливается с учетом улучшения состояния охраны труда. Информационной базой для назначения скидки будут служить подтверждение затрат на СОУТ, на периодические медосмотры. Скидка может составлять не более 40% тарифа, а это - существенная экономия. Поэтому охрана труда выгодна работодателю.
Работодатель также вправе претендовать на возмещение расходов на проведение им СОУТ. Затраты на СОУТ относятся на себестоимость согласно 25 главе НК РФ. Но и это не все. Если условия труда по результатам специальной оценки будут отнесены к вредным или опасным, то расходы на предоставление гарантий также можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли.
Если же организация пока не в состоянии провести СОУТ на 100% РМ, то и здесь государство сделало для неё каникулы, разрешив проводить СОУТ поэтапно, до окончания 2018 года. Это касается РМ, не указанных в - льготники по спискам и рабочие места, ранее признанные с подклассом выше 3.1.
Специальная оценка условий труда - ответственность работодателя
Проведение СОУТ является обязанностью работодателя. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда на их РМ. Инструментом для этого служит проведение спецоценки.
СОУТ состоит из комплекса мероприятий, осуществляемых совместными усилиями работодателя и аккредитованной организации, в ходе которых производится сопоставление ВОПФ с перечнем в классификаторах, проводится количественное и качественное измерение уровня ВОПФ. В ходе анализа условий труда и количественных и качественных показателей УТ относятся к тому или иному классу. Это является нормативной базой для дальнейшего руководства к действию с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. На выходе работодатель получает отчет, в котором перечислены все необходимые основания для назначения или отмены гарантий и компенсаций работникам.
Поэтому спецоценка должна быть организована и оплачена работодателем. Правовые нормы для проведения СОУТ разработал Минтруд России. Помимо закона , были приняты и .
Последствия для работников при непроведении или проведении с нарушениями
Спецоценка, как и предшествующая ей аттестация РМ, позволяет работнику непосредственно воздействовать на ее результат. На этапе проведения лабораторно-инструментальных исследований работник должен предпринять все усилия для того, чтобы ВОПФ были исследованы со всех сторон, нельзя проявлять безразличие.
Газоэлектросварщикам проводили хронометраж рабочего времени в течение 4 рабочих дней. показало, что непосредственно сваркой или газорезкой работник занимался меньше трети рабочего времени. Все остальное время он занимался не свойственными для своей профессии задачами - ремонтом сварочного аппарата, уборкой поста и т.п. Поэтому эксперт СОУТ не выставила на этом рабочем месте подкласс 3.1, чему были удивлены эти же газоэлектросварщики.
Поэтому обеспечьте активное участие работника при оценке его рабочего места. Например:
1) при измерении времени нахождения за компьютером попросите работника заполнить фотографию рабочего дня и подписать ее и т.д.;
2) при измерении времени сварки пусть сварщик сам сделает замеры рабочего времени, связанного с непосредственным процессом сварки, а также времени на подготовительно-заключительные и другие работы.
В дальнейшем это поможет избежать .
Работник имеет право запросить у работодателя экземпляр карты СОУТ или декларации. Для этого он должен написать письменный запрос на предоставление копии. Нужно обратить внимание, что служба управления персоналом предоставит данные, касающиеся только обратившегося. Работодатель обязан предоставить копии в течение 3 рабочих дней. В этом случае в копии карты будут обезличены персональные данные других работников - СНИЛС, фамилия, инициалы и т.п. В противном случае, работодатель можете быть привлечен к ответственности за несоблюдение требований . Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены и выданы бесплатно.
Кто несет ответственность за проведение соут
Отсутствие спецоценки условий труда является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
За нарушение порядка проведение СОУТ (в т.ч. за ее непроведение в установленные законодательством сроки) предусмотрена административная ответственность согласно .
Штрафы за отсутствие соут - 2017
- предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. - для должностных лиц;
- штрафа от 5000 до 10 000 руб. - для предпринимателей;
- штрафа от 60 000 до 80 000 руб. - для организаций.
Вынести решение о наложении такого штрафа вправе трудовая инспекция (ст.23.12 КоАП РФ).
Но не только административный штраф может ждать работодателя. Если в результате неправильно проведенной СОУТ произойдет , работодатель может лишиться свободы на 2 и более лет по 143 статье Уголовного кодекса РФ, при этом суд не отменит и возмещение материального и морального ущерба.