Третья династия Ура, на некоторое время объединившая страны Двуречья под своим главенством и еще раз возродившая шумерскую культуру, была свергнута соединенными усилиями Элама и города Мари - сильного аморейского государства, в союзе с которым были также князья Ашнунака.
Однако, победив общего врага, Мари и Ашнунак не могли создать сильную коалицию. Центром нового, гораздо более прочного объединения страны суждено было стать небольшому городу Вавилону.
Город Вавилон
Вавилон занимал в стране исключительно выгодное положение на берегу Евфрата в том месте, где русла Евфрата и Тигра наиболее сближаются. Фактически в руках Вавилона, при достаточной энергии его правителей, мог сосредоточиться весь нaдзоp за ирригацией страны и за торговым движением по обеим рекам.
Захватив власть в Вавилоне в конце III тысячелетия до н. э, аморей Суму-Абум положил начало так наз. I вавилонской, или аморейской династии (2000 г. до н. э.), снова объединившей всю страну. Создателем окончательного единства страны, крупнейшей личностью нового исторического периода был Хаммурапи, один из наследников Суму-Абума.
В настоящее время наука располагает огромным количеством письменных памятников времени Хаммурапи, но очень бедна вещественными остатками памятников архитектуры этого периода.
Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению. Удалось, однако, установить, что город строился и расширялся по определенному плану. Главные улицы пересекались поперечными под прямым углом, что не соблюдалось даже в Ашнунаке, городе со сравнительно правильной планировкой.
Дома в жилом квартале Вавилона были выстроены из сырцового кирпича с основаниями из обожженного кирпича. Толстый слой пепла указывает, что город погиб вследствие огромного пожара, уничтожившего все деревянные части.
Это событие можно связать с вторжением в Вавилон хеттов в начале II тысячелетия, положившим конец династии Хаммурапи, уже ослабленной упорной борьбой со «страной моря» (территорией в дельте Тигра и Евфрата и по северному берегу Персидского залива со смешанным шумеро-семитским населением).
Через 120 лет посла хеттского нашествия, в 1750 г., совершенно ослабленную страну и самый город Вавилон захватили спустившиеся с гор Загра касситы - дикие племена, господство которых длилось около 600 лет.
Культура Вавилона . Древняя культура Шумера не перестала существовать. Основа культуры Вавилона и впоследствии Ассирии осталась шумерской: техника, наука, искусство, литература зародились и первое свое развитие получили на юге Двуречья - в Шумере.
В вавилонское время шумерский язык был вытеснен вавилонским (аккадским); шумерский язык был сохранен только для надобностей богослужения.
Хаммурапи подчинил культ местных божеств культу вавилонского бога Мардука, который был объявлен главою всех божеств. Вавилон стал и религиозным центром.
Всю полноту своей неограниченной и божественной - в понятии его современников - власти Хаммурапи осуществлял с помощью наместников.
Хаммурапи, подобно фараонам Нового царства (но на несколько столетий раньше, чем они), создал постоянное войско. Он собрал существовавшие до него «своды законов», создав кодекс, единый для всего государства.
Интересны параграфы кодекса Хаммурапи, касающиеся строительного дела. Строителями считались всегда только князья и цари. Наряду с рабским трудом, в строительном деле применялся также труд наемных ремесленников - каменотесов, плотников и каменщиков. Законом была строго определена оплата труда строителя: «если строитель построит кому-нибудь дом, то домохозяин должен дать ему в вознаграждение два сикля (т. е. 16,8 г) серебра за каждый cap, т. е. за каждые 35,234 кв. м дома».
При отсутствии точного расчета дома, вероятно, очень часто разваливались, давали трещины. Законодательство Хаммурапи предусматривало такие случаи: «если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти».
Если же обвал уничтожил имущество, то строитель был «обязан возместить все уничтоженное, и за то, что построил непрочно, так что дом обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счет».
Мари . Изучение памятников архитектуры города Вавилона I династии, не сохранившихся до наших дней, в последние годы было восполнено раскопками в Мари, богатом торговом центре. Город Мари был разграблен и сожжен, погибли его многочисленные храмы, сожжен был и дворец Зимрилима. Обрушившиеся перекрытия обуглились, так же как многие другие деревянные части, и благодаря этому сохранились в относительной целости. Стены дворца местами имеют еще 5 м высоты, сохранилась не только их обмазка, но местами даже роспись.
Город, расположенный на берегу Евфрата, был хорошо защищен с одной стороны течением самой реки, а с других сторон - стеной. Укрепления его очень схожи с укреплениями хеттского города Кархемиша, стоящего также на Евфрате.
Раскопками вскрыта часть города, по-видимому, имевшего относительно правильную планировку. Дома были сложены из сырца, причем кладка нижней части стен в некоторых случаях была из камня. Некоторые дворы были замощены каменной галькой. Стены были покрыты обмазкой и выбелены изнутри. Каждый дом был канализован.
Характерной чертой планировки и застройки этого торгового города было устройство небольших площадей, окруженных со всех сторон домами; массивные столбы из сырца поддерживали крытую галерею вокруг всей площади, где в тени навеса сидели продавцы.
3иккурат и храм Иштар . Наиболее интересна высокая часть холма, где были найдены древнейший храм богини Иштар (табл. 86, фиг. 4) и зиккурат, плохо сохранившийся, очень низкий, лишенный обычных для этих построек наружных лестниц и отступающий как от «южного», так и от «северного» типов зиккурата в отношении размещения на генеральном плане участка. Зиккурат в Мари являлся как бы частью храма и примыкал непосредственно к задней стене святилища.
Помещение святилища было совершенно темным и освещалось, вероятно, светильниками.
При раскопках в храме были найдены части медных скульптур, изображающих львов.
Дворец . Дворец особенно интересен отличной своей сохранностью, а также тем, что в его архиве найден текст письма Хаммурапи царю Мари, из которого явствует, что дворец считался одним из чудес того времени (табл. 86, фиг. 1 и 2; табл. 87, фиг. 1-4).
Дворец в Мари занимал площадь более двух гектаров и насчитывал более 200 различных помещений. Он был обнесен стеной, от которой сохранились только следы.
Вход во дворец находился с северной стороны (табл. 86, фиг. 1), ему предшествовала площадка, замощенная плитами неправильной формы. Широкий вход (6,1 м) имел по сторонам) две мощные, слепка выступающие башни. Проход шириною в 2,4 м был замощен обожженным кирпичом и запирался изнутри двухстворной дверью. За ним следовало помещение для стражи б. Затем посетитель, через проход, находившийся на одной оси с входной дверью, попадал вo двор трапециевидной формы в, замощенный кирпичом. Отсюда через боковой вход он проникал в очень широкий немощеный коридор г, вероятно, темный, сообщавшийся с внутренним большим замощенным двором д. Полукруглая лестница в глубине двора вела в тронный зал е, стены которого были покрыты росписью. В центре двора было расположено возвышение высотой в 2,2 м с навесом, который поддерживался легкими деревянными опорами (сохранились следы отверстий для них в полу). На этом возвышении стоял, по-видимому, царь во время торжественных аудиенций.
Жилые помещения . Налево от входа, в северо-восточном углу дворца, находился комплекс жилых помещений, расположенных вокруг небольшого открытого двора и предназначавшихся для послов, курьеров и гостей. В распоряжении приезжих были не только жилые комнаты, но также и ванны, души, баня с небольшой раздевальней. Здесь же находился дворцовый архив — тысячи таблеток с перепиской царей Мари.
Прекрасно сохранилась судна из дворцовых ванных комнат, соединявшаяся с уборной (табл. 87, фиг. 3). В ней находились две ванны, вероятно, одна для холодной, другая для горячей воды. Их опорожняли, вычерпывая воду сосудом, найденным при раскопках и стоявшим еще на месте, в нише стены. Стены уборной и пол были покрыты битумом. Полы были снабжены стоками и канализационными трубами, которые соединялись с главным коллектором, в некоторых случаях состоявшим из керамических труб, в других случаях выложенным из каменных плит со сводчатым перекрытием.
В северо-западном углу дворца, направо от входа, находились частные покои царя, расположенные тоже вокруг внутреннего двора (табл. 86, фиг. 1л). Полы царских комнат были покрыты толстым слоем отлично заглаженного штука, сырцовые стены были облицованы слоем глиняной обмазки с рубленой соломой и побелены. Как внутренние, так и наружные поверхности стен на высоту 1,8 м были украшены росписью.
Черный и белый цвет, кобальтово-синий и красный (охра) сплетались в геометрических узорах или шли полосами. Наряду с этим найдены росписи с изображением людей - процессий и отдельных сцен.
Рядом с царскими покоями находилась дворцовая школа писцов. Обе комнаты ее были заняты рядами глиняных скамеек, на которых, скрестив ноги, сидели ученики; рядом со скамейками стояли плоские сосуды для размачивания глиняных таблеток и для обмывания рук (табл. 87, фиг. 4).
Хозяйственные помещения . Вся западная сторона была отведена под хозяйственные помещения - кухни и кладовые. В углу внутреннего двора этой части дворца были найдены две печи обычного для Месопотамии типа, круглые в плане, перекрытые куполом. Одна из них была снабжена невысокой лестницей, позволявшей регулировать выпечку хлебов.
С южной стороны дворца тянулся длинный коридор, по обе стороны которого находились кладовые (табл. 86, фиг. 1о). Здесь хранились гигантские пифосы - остродонные сосуды для хранения припасов.
Культовые помещения . С точки зрения планировки наибольший интерес во всем дворцовом ансамбле представляют культовые помещения в самом центре дворца.
Огромный зал имеет вид вытянутого прямоугольника (табл. 86, фиг. 1 к; табл. 87, фиг. 1). Необычайно мощные стены его, сохранившиеся на высоту 5 м, в древности имели не менее 9,5 м высоты. С восточной стороны к залу примыкало небольшое помещение, поперечно расположенная культовая ниша или целла, к которой из зала вели 10 ступеней (табл. 87, фиг. 2). Культовый характер целлы определяется найденным в ней постаментом для статуи божества, над которой в древности был устроен балдахин.
В каждой из продольных стен зала было по две двери. В данном случае, следовательно, мы имеем дело с планом, аналогичным в значительной мере плану древнейшего храма богини Иштар в Ассуре или плану жилого дома так называемого «северного» типа, где вход размещался сбоку, в продольной стене, а не по ее оси.
Соседний зал и, представляющий собою такой же вытянутый прямоугольник, отделен массивной стеной от только что описанного помещения, но сообщается с ним двумя боковыми проходами. Он несколько меньше (длина - 25,5 м, ширина - 8 м). В центре одной из длинных сторон зала, по оси входа, находился постамент для культовой статуи, высотою около метра. На постамент, сложенный из сырца, вели с трех сторон по три ступеньки. Стена, к которой он примыкал, была украшена деревянным расписным щитом. Постамент, спереди облицованный камнем, в верхней части был покрыт деревянной обшивкой, раскрашенной под мрамор. Каменная облицовка была покрыта тонким слоем известковой обмазки, окрашенной охрой в светло-красный цвет и расписанной по краям орнаментом в виде бело-желтой спирали с вписанными в нее желтыми языками пламени.
Детали орнамента говорят о значительной роли огня и воды в культе божества, которому был посвящен этот храм.
Таблица 86. Город Мари (на среднем Евфрате; начало II тысячелетия до н. э.). 1. Дворец в Мари, план (а - вход, б - стража, в - двор, г - темный коридор, д - большой двор, е - тронный зал или святилище, ж - помещение для приезжих, з - большой предхрамовый двор,
и - целла, к - внутренний царский храм, л - царские помещения, м - школа, н - хозяйственные помещения и кухни, о - кладовые, п - архив). - 2. Дворец в Мари (аэросъемка).- 3. Культовая статуя из Мари того же времени с сосудов (фонтаном) в руках. - 4. Храм богини Иштар, план.
Внутренний двор . Входной проем в стене против постамента статуи не имел дверей. Через этот открытый проход можно было выйти на большой двор з, имевший 29 м длины при ширине в 26 ж Сохранились следы необычайно тщательной отделки стен и деталей этого внутреннего двора: наличники шести его дверей были украшены красными полосами, стены, покрытые известковой обмазкой, были расписаны тройными красно-синими полосами; на восточной стене двора сохранилась роспись более сложного характера.
Роспись стен приходилось защищать от дождя и от солнца. Это достигалось двумя способами: двор окружали крытой галереей или устанавливали вдоль стен Небольшие каменные постаменты с отверстиями для легких деревянных опор, поддерживавших натянутую на них ткань или циновки.
На восточной стороне двора находился большой кирпичный ящик, покрытый снаружи и внутри штуком. Он служил, вероятно, для посадки растений и указывает, что некоторые части дворца могли быть озеленены.
Против культового постамента находился главный вход во двор с двойной дверью и монументальным порталом с характерными для построек Двуречья выступами и нишами, чередование которых было подчеркнуто побелкой первых и окраской вторых в красный цвет. Двери портала широко открывались во время торжественных церемоний в храме, причем доступ во двор получали не все. Строитель тонко рассчитал в данном случае впечатление далекой перспективы, открывавшейся перед зрителем, стоявшим у входа; легкий полусвет огромного двора, прикрытого цветной тканью навеса, игра солнечных лучей, случайно проникающих во двор, яркие краски стенной росписи сменялись мраком культовой части храма - жилища божества, которому предшествовал двор.
Скульптура . Найденная в храме статуя богини в тиаре, обвитой с обеих сторон рогами (обычный признак божества), держала в руках сосуд-символ плодородия, даруемого разливами реки (табл. 86, фиг. 3). Статуя стояла на постаменте в зале и в конце анфилады входа, двора и самого храма, видимая всем в сиянии светильников и драгоценной утвари из золота и серебра. Внимание зрителей должно было сосредоточиться именно на этой наиболее важной части храма, и эта цель достигалась способом, ни разу не встречавшимся в Египте и также необычайным и для Двуречья. Чаша в руках богини была выдолблена внутри, и канал от нее шел через всю статую. Очевидно, в нужную минуту, когда это требовалось по ходу богослужения, при помощи еще неизвестного нам приспособления, из сосуда в руках богини била струя воды.
Во дворце Мари мы находим первый пример введения культовой статуи в архитектурный ансамбль и одновременно первый в истории пример «фонтанной фигуры».
Перекрытие, освещение, входы . Помещения дворца освещались при помощи открытых внутренних дворов, откуда свет проникал через очень высокие проемы дверей. В сохранившихся стенах не найдено никакого следа окон. Некоторые части дворца имели второй этаж.
Способ устройства перекрытий стал впервые вполне ясным. Накат из бревен, опиравшихся концами на толстые стены, а при наличии второго этажа еще и на деревянные вертикальные опоры, покрывался толстой тростниковой циновкой или плетенкой из ветвей, на которую накладывали ряд кирпичей, обмазанных толстым слоем штука. На такой плоской кровле, представлявшей значительную нагрузку, устраивался сток для дождевой воды, которая по водосточной трубе из обожженной глины стекала в канализационные подземные трубы.
Характерно, что двери в некоторых случаях не закрывали всей высоты дверного проема и являлись скорее символом священной границы, подобно высокому порогу, под которым обычно находят остатки ритуальных жертв, кости убитых животных. Большую роль играли также циновки, которыми, в случае надобности, завешивали проемы дверей, наматывая их на вращающийся валик, как это делалось и в Египте.
Во дворце найдены подземные помещения (назначение их не установлено), куда вели глинобитные лестницы.
Оформление входа во дворец представляет большой интерес с точки зрения истории возникновения отдельных элементов архитектуры Двуречья. Этот монументальный вход вместе со следующим за ним развернутым по ширине помещением является типичным «бит-хилани», обычным для более поздней ассирийской архитектуры, но заимствованным, как гласят ассирийские источники, из сиро-хеттской архитектуры.
В архитектурном комплексе, куда входил и зиккурат с храмом у его подножия, были открыты остатки портика с двумя колоннами по углам его. Сохранились только каменные базы, их деревянные стволы истлели.
Нашествие хеттов на Вавилон и наступивший затем длительный период распада и анархии надолго приостановили монументальное строительство Вавилонии. Прошло около двухсот лет, пока страна могла настолько оправиться, чтобы возобновить строительство. Новый мощный подъем искусства вообще и, в частности, архитектуры наступил вместе с расцветом Ассирии.
Архитектура Нового Вавилона
Преемником Ассирии был Новый Вавилон.
Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.
Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Синахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходенюсюр писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры на Ливане для своих дворцов.
Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566-538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).
Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История нововавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 - 538 гг. до н. э.).
Новый Вавилон - центр великой азиатской державы - своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.
В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья (табл. 107, фиг. 1-3). Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.
Дворцовое строительство также занимало нововавилонских царей. Набупаласcap построил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о так наз. «висячих садах», легендою приписаных впоследствии царице Семирамиде.
Источники подробно говорят о военно-оборонном строительстве Навуходоносора. В Вавилоне Навуходоносор соорудил две новые стены, так что город оказался окруженным тройной оградой стен «вышиной с гору» (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл. 109, фиг. 2). Стена имела в целом до 30 м толщины, на каждые 20 м ее протяжения приходилась башня. Рассказы нескольких писателей сходятся в том, что по краю стены могла двигаться и разворачиваться запряжка из четырех лошадей. Стена была построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт (битум). Стену окружал ров, обложенный также кирпичом. За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделанной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады.
Вавилон по Геродоту . Наиболее подробно описан Вавилон в первой книге «Истории» Геродота. Вавилон, по его данным, «лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий»… «Устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть больше обыкновенного на три пальца»… «Копая ров, рабочие в то же время выделывали кирпичи из вынимаемой земли; приготовивши достаточное количество кирпичей, обжигали их в печах. Цементом служил им горячий асфальт, а через каждые тридцать рядов кирпича они закладывали в стене ряд тростниковых плетенок; укрепили сначала края рва, а потом таким же способом возвели и самую стену. На стене, по обоим концам ее, поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей»… «Стены обеими своими сторонами доходят до реки; начиная от реки, стены изгибаются и тянутся вдоль обоих берегов в виде плотины из обожженного кирпича. Самый город полон домов трех- и четырехярусных и пересекается прямыми улицами, как теми, которые идут вдоль реки, так и поперечными, ведущими к реке. На каждой поперечной улице к плотине, идущей вдоль реки, были ворота, которых было столько же, сколько и улиц, эти ворота тоже медные и ведут к самой реке».
…«Другая стена тянется кругом, внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее. В одной части города за большою крепкою стеною находится царский дворец, в другой - храм Зевса-Бела с медными воротами. Это четырехугольник, каждая сторона которого имеет две стадии; уцелел он до моего времени. Посредине храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии в длину и ширину; над этой башней поставлена другая, над второй третья и так дальше до восьмой. Подъем на них сделан снаружи; он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха»; восходящие на башни садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое, прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол».
Подробно описывает Геродот также и водные сооружения Вавилона; находящиеся вдоль обоих берегов реки «набережные, достойные внимания по величине и высоте», «бассейн для озера», «имеющий в объема четыреста двадцать стадий» и «круглую стену по краям озера». В самом Вавилоне Геродот описывает «мост из кусков высеченного камня, причем цементом служили железо и свинец». Мост был разводной, «в начале дня клали четырехугольные бревна; по которым и переходили вавилоняне; на ночь бревна снимались для того, чтобы вавилоняне не переходили через реку и не обворовывали друг друга» (Геродот, «История в девяти книгах». Перевод Ф. Мищенка. М. 1888, т. I, стр. 93, 94, 95, 97, 98).
Вавилон по раскопкам . Раскопки, проведенные в XX в., несмотря на то, что они не вполне закончены, позволяют представить достаточно полную картину Вавилона VI в. до н. э. (табл. 107, фиг. 1). Это был грандиозный и планомерно построенный город (населением не менее, чем 200 тыс. жителей). Длина стен Вавилона равнялась 18 км). Длина внутренних стен города, включая «Новый город» на правом берегу реки, составляла 8150 м. План города имел форму скошенного прямоугольника, ориентированного почти по странам света с отклонением линий стен и главных осей (прецессионная дорога, храм») от направления на север под одним и тем же углом в 16°. Город был окружен, по данным археологии, тройной (а не двойной, как сказано у Геродота) стеной и рвом. Евфрат разделял его на две половины; восточная была более старой, в ней находился ««внутренний город», как бы акрополь, с храмом и зиккуратом. К северу от них были расположены дворцы Навуходоносора, самым грандиозным из которых был южный. Внутри города находился также рынок. За пределами городских стен раскопки вскрыли многочисленные предместья; на югозапад от нового города вынесено было кладбище; северный дворец был также вынесен за городские стены.
Планировка . Вавилон имел 9 ворот (с запада - ворота Адада; на севере -Лугальгирры, Иштар и Сина; на востоке - Мардука и Нинурты; на юге - Энлиля, Ураша и Шамаша); каждые из них являлись началом одной из длинных прямых улиц, деливших весь город на квадраты. Улицы носили имена тех божеств, которым были посвящены ворота. От ворот Иштар, расположенных рядом с дворцом и открывавших дорогу на север, внутрь города шла крупнейшая улица Вавилона - «Дорога процессий», пересекавшая «улицу Мардука», которая вела с юго-востока по направлению к главному храму города. Дорога процессий имела среднюю замощенную полосу шириной не менее 7,5 м из прямоугольных плит белого известняка с полосами красной брекчии. Улицы жилых кварталов, были совсем узки (4,0-1,5 м) с целью создавать защиту от солнца.
Храмы . В нововавилонских храмах доминировал продольно-осевой план, представленный наиболее отчетливо в храме Нин-Мах, расположенном рядом с воротами Иштар (табл. 108, фиг. 1). В центре храма находился двор с колодцем; вокруг двора были асимметрично расположены помещения для жрецов, а на севере, в конце прохода (очевидно, за наружной линией стены), алтарь. Храм Гулы (башня врачевания) включал в свой план два внутренних двора, жилища жрецов, помещение для оракула и госпиталь. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом (табл. 107, фиг. 1 а и 2), открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Три дня в году они были открыты для прохода процессий, остальное время они оставались закрытыми. Самое святилище состояло из шести отдельных капелл, посвященных шести богам.
Огромный зиккурат господствовал над всем внутренним городом (табл. 107, фиг. 3). Окраска его ярусов была, по-видимому, символической: первый этаж был белым, второй - черным, третий - красным, четвертый - синим, пятый - алым (очевидно, пурпурово-коричневым), шестой - серебряным, седьмой - золотым. Раскопки установили только место и огромную яму фундамента этой «вавилонской башни». Реконструкция Р. Кольдевея дает изображение зиккурата, поднимающегося огромным массивом вертикально ввысь, что расходится с традиционным представлением о нем, как о ступенчатой пирамиде, однако ближе сходится с данными раскопок в Уре (табл. 109, фиг. 3). Традиционная конструкция (табл. 107, фиг. 3) представляет общий вид на цитадель Вавилона из-за реки, со стороны нового города. Высота вавилонского зиккурата исчислена в 90 м. Основание его представляло собой квадрат со стороной в 91,5 м. Его внутренний остов из необожженного сырца и битой земли был с четырех сторон заключен в стену толщиною до 15 м из тщательно обожженных кирпичей, с вытесненным на них штампом царя. Внешняя цветовая поверхность его ярусов, вероятно, была выполнена глазурованной облицовкой. Верхний ярус (храм) имел два металлических рога - символ солнечного божества.
Ворота Иштар . Ворота Иштар, богини любви и плодородия, особенно популярной в месопотамских религиях, изучены лучше других памятников (табл. 107, фиг. 4; табл. 108, фиг. 4). Огромные массивные башни, фланкировавшие покрытый сводом вход в город, были украшены симметрично расположенными рельефами из глазурованного кирпича шириною в 1,5 м, высотой в 1,10 м (табл. 108, фиг. 5). На темно-синем фоне изображены в рельефе белые или желтые быки, показанные в движении. Яркость цвета и необычайное обилие эмалевой поверхности придавали всему украшению ворот Иштар особенно живописный характер. К тому же циклу относятся и изображения львов из глазурованного кирпича на стенах, окаймлявших дорогу перед воротами. Пропорции ворот Иштар - двух башен и сводчатого перехода между ними - по фасаду были, очевидно, близки к квадрату. Ширина стен вдоль реки равнялась 7,0 и 7,8 м.
Жилой дом . Жилые дома Вавилона нам мало известны. Сообщения Геродота о трех-четырехэтажных домах в самом Вавилоне, как и о сводах и куполах на них, пока еще археологией не подтверждены. Фасад жилого дома, выходивший на улицу, представлял собой лишенный окон массив с входной дверью, перекрытой аркой (табл. 109, фиг. 5). Стены выкладывались из сырца и, вероятао, были покрыты белой штукатуркой. Внутри дома находился двор, куда открывались асимметрично расположенные жилые помещения, небольшие по размерам, защищенные от жары очень толстыми стенами занимавшими до 40 проц. общей площади застройки (См. описание жилого дома «южного типа» в, главе «Архитектура Древнего Двуречья»).
Таблица 108. Вавилон. Дворец Навуходоносора (VI в. до н.э.). — 1. План (а — помещения стражи, б — висячие сады, в — помещения придворных служащих, г — двор с колодцем, д — тронный зал Навуходоносора, е — дворцы и жилые помещения царя). — 2. Реконструкция. — 3. Разрез. — 4. Раскопки ворот Иштар; VII-VI вв. до н.э. -5. Эмолированный кирпичный рельеф с ворот Иштар (около 570 г. до н.э.).
Дворец Навуходоносора
. Лучше всего изучены дворцы Навуходоносора. Главный из них, южный, находился в старой части города. Он стоял на огромной кирпичной террасе, доходящей до 30 м высоты (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл.. 107, фиг. 16). Дворец разделялся на две части, восточную и западную, и по плану представлял собой трапецию не вполне правильного очертания. Вход был с востока, на одной из коротких сторон. Пять дворов следовали приблизительно по одной оси, один за другим, объединяя комплекс дворца. Первая часть, восточная, была отведена гарнизону дворца, страже. В северном углу трапеции, в первой части дворца, на высоких кирпичных сводах (табл. 108, фиг. 1 б и фиг. 3), как раз и помещались, должно быть, знаменитые «висячие сады Семирамиды», которые древность причислила к «семи чудесам света». Западная часть дворца, расположенная по сторонам небольшого квадратного двора, была предназначена для придворных и служащих. Главным дворцовым центрам» была третья, средняя часть, с огромным квадратным двором, по середине которого находился колодец г. К югу от этого двора соответственно старой месопотамской традиции, по которой жилые покои располагались лицом к северу, находился знаменитый тронный зал Навуходоносора. Фасад его был выложен поливными плитками. Вытянутый в поперечном направлении тронный зал д имел около 60 м протяжения, толщина его стен достигала приблизительно 7 м. Нет сомнения, что зал был покрыт сводом, пролет которого должен был достигать 18 м. Сохранилась плиточная декорация фасада зала. На темно-синем фоне ритмично выступали ряды пальм, цветов лотоса и стилизованных колонок с двойными капителями; ствол колонок был желтого цвета, а волюты капителей - голубые (табл. 106, фиг. 9). Внизу, очевидно, шел излюбленный в Месопотамии львиный фриз. Тронный зал имел три симметрично расположенных входа, но был лишен окон.
Одна из небольших дверей в задней стене вела в комнаты, из которых появлялся царь. «Новая» западная часть дворца, имевшая свою стену, примыкала к главному дворцу; два квадратных двора е являлись центрами жилых покоев самого царя. Система последовательного развертывания почти по одной оси ряда дворов, служивших центрами, вокруг которых группировались комплексы помещений, представляет нечто новое по сравнению с асимметричным и замкнутым расположением частей дворца Саргона.
Борсиппа . Строительная деятельность ново-вавилонских царей отнюдь не ограничивалась одной столицей. В качестве примера планировки провинциального города этой эпохи можно привести Борсиппу, к югу от Вавилона (табл. 109, фиг. 6). План этого города образовывал четкий квадрат, ориентированный не по странам света, а по направлению ветров. Согласно данным вавилонской метеорологии, с северо-запада дул «благоприятный ветер богини Иштар», с юго-востока - «облачный ветер», несущий дождь; с юго-запада-«ветер бурь», бога войны; этим неприятным ветрам и должны были быть противопоставлены крепкие стены и ров города. С математической точностью город был разделен улицами на правильные квадраты.
В середине большого квадрата был выделен малый - для храмового квартала. Характерно, что часовня местного бога Нэбо, храм и зиккурат располагались по оси, несколько отходящей от этой математической правильности. Эта ось составляла продолжение улицы, по которой въезжал в Борсиппу царь и которая от самых ворот шла под углом к улице Нэбо, параллельной другим основным магистралям. Интересно отметить в плане Борсиппы отражение классового состава вавилонского города. Знатные люди в городе селились на северо-западном участке, отделенном от города полосой роды. Дворец правителя был расположен на берегу озера, в северном углу города.
Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н. э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV--III тысячелетия до н. э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.
Архитектура и строительство
Для вавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились из сырцового кирпича.
Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса.
Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик.
Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV--началу III тыс. до н.э.
В Двуречье стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик.
В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с росписями, который пока нам известен, -- храм в Телль-Укайре: алтарь храма, его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью (конечно, не фреской -- стены просто были раскрашены посуху) с геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато- коричневой гамме.
Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением -- по всей видимости, помещение для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).
С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа -- так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости -- система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города «Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю» - писал Геродот.
Внешний облик города в Нововавилонский период.
С помощью археологических открытий и древних литературных текстов, отчасти стало возможным возродить Вавилон, по крайней мере в нашем воображении. Помимо записей Геродота пятого столетия до н.э. (точность которых в описании фактов, должно быть, вызывает у читателя некоторое сомнение), мы обладаем подробным сводом клинописи относительно города. Хотя высокий уровень грунтовых вод не позволил археологам «глубоко раскопать прошлое Вавилона», составилась, по крайней мере, довольно подробная картина более позднего периода города - от 6-го столетия до н.э. Объясняется это, возможно тем, что посещение Геродотом Вавилона пришлось на период правления знаменитого Навуходоносора.
Форма города была очерчена Евфратом, который с древних времен разделил его на две неравные части: «старый город» на востоке и меньший «новый город» на западе. Между ними протекал Евфрат с севера на юг по главным каналам, которые «поили» каждую из двух частей. В восточной части города находился царский дворец и главные религиозные сооружения города.
Наречённый Навуходоносором «чудом человечества, центром земли, ярким и величественным местом пребывания» царский дворец был расположен на северном краю старого города, около крепости. Возвышенность в направлении северо-восточного угла дворца вероятно была местом «Висячих Садов Семирамиды», Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего в плане неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть Висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть здания, видимо, состояла из ряда мощных столбов или стен, перекрытых сводами, судя по сохранившейся подземной части, состоявшей из четырнадцати сводчатых внутренних камер - серии глиняных террас, которые поддерживали древесные посадки. Предположительно, это был «архитектурный подарок» от Навуходоносора его персидской жене, которая тосковала по пейзажу ее гористой отчизны.
К югу от дворца, в примыкании к Евфрату были два сооружения, посвященные богам. Первым был величественный зиккурат, ступенчатая пирамида в 91,5 метров высотой на квадратной платформе, сторона которой составляла приблизительно 91,5 метров в длину. Центр конструкции был сделан из высушенного на солнце кирпича, заключенного в слой из обожжённого кирпича. Платформа поднималась на семь ступеней уменьшающегося размера каждая и была увенчана святилищем, к которому приближалась широкая лестница. В верхней части зиккурата жрецы выполняли ритуалы и произносили молитвы от имени людских масс, собиравшихся у подножия строения. Назывался зиккурат Этеменанки - «Дом основы Небес и Земли».
К югу от зиккурата находился храмовый комплекс, посвященный богу-покровителю Вавилона Мардуку и его божественной супруге. Названный Эсагила - «Дом, Возвышающий Его Главу», в своём святилище имел покрытые металлом или позолоченные стены и потолок.
Всюду по городу были многие сотни алтарей и святилищ для того, чтобы вавилоняне могли бы служить своим богам, чтобы в связи с этим получать от тех дары.
Весь город был окружен защитным рвом и кирпичной стеной, снабжённой сигнальными башнями, расположенными с 20-метровым интервалом. Стена имела протяжённость приблизительно 8 км и согласно Геродоту «была достаточно широкой, чтобы позволить колеснице с четырьмя лошадьми развернуться на своей поднятой платформе». Отдельные фрагменты стен врезались в берега Евфрата, поскольку его путь, как было сказано выше, пересекал город.
Девять предельно укрепленных врат, названные каждое именем какого-либо божества, предоставляли доступ пешеходам к сети улиц и районов города и к сельским поселениям вне его. Восстановленные «Врата Иштар» ныне находятся в Берлинском Музее, с великолепно изваянными быками и драконами, мерцающими в красочном застекленном кирпиче.
Вне городских стен, на северо-востоке, находился особый храм для празднования местного «Новогоднего фестиваля». Соединяла его с городом улица для празднующих, названная «Путём процессий», которая проходила через «Врата Иштар», рядом с дворцом и зиккуратом, а затем поворачивала на запад, чтобы пересечь Евфрат мостом, ведущим к жилым кварталам «нового города».
Перед своей смертью Александр Великий замыслил надстройку зиккурата Вавилона. Верхняя часть была обрушена, чтобы затем, предположительно, быть восстановленной с большим блеском. Но завоевателю не суждено было дожить до претворения в жизнь этого проекта. За последующие столетия разбросанные кирпичи были растасканы крестьянами для осуществления куда более скромных замыслов, то есть ремонта своих домов.
Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.
Где находится Вавилон
Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.
Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.
Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.
Карта Вавилонского царства.
История Вавилона
История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.
Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.
Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя , величайший юридический памятник законов древности).
В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .
Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.
Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.
Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.
Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.
Падение Вавилона
Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.
Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.
Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.
Архитектура Вавилона
Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.
Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.
Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.
Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.
Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.
В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.
Религия Вавилона
Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.
Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.
Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.
Культура Вавилона
Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.
Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.
Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.
В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.
Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.
Искусство Вавилона
Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.
Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.
А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.
А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.
Вавилон, видео
И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».
В середине XIX в в Междуречье, на территории современного Ирака, начались раскопки. Они продолжаются до сих пор. Найдены остатки зданий и даже целых городов, извлечены из земли статуи и рельефы, предметы и оружие. По этим вещам мы знакомимся с культурой, бытом и искусством, созданными в глубокой древности жителями Междуречья, или Месопотамии, как называли древние греки долину между Тигром и Евфратом.
На юге Месопотамии в начале III тысячелетия до н. э. возникли древнейшие рабовладельческие города-государства - сначала Шумер, а позже Аккад. Во II тысячелетии до н. э. вавилонский царь Хаммурапи подчинил своей власти Шумер и Аккад. Так образовалось Вавилонское царство.
На севере, по среднему течению Тигра находилось другое рабовладельческое государство - Ассирия.
На многих архитектурных и скульптурных памятниках вавилонян и ассирийцев видны следы раскраски. Глазурованные кирпичи из облицовки зданий до сих пор сохранили свои яркие цвета. Поэтому, хотя у нас нет настоящих картин того времени, мы все же имеем некооторое представление и о живописи древних жителей Междуречья.
Около древнего города Ура археологи откопали большое кладбище. Там (особенно в царских могилах) нашли огромное количество самых разнообразных вещей, рассказывающих о великолепном искусстве древних ювелиров. Тут и шлем, выкованный иэ золота, и кинжал, украшенный тонкой резьбой, бусы, серьги, золотая и серебряная посуда. Но, пожалуй, лучше всего - золотая арфа. Спереди ее рама украшена инкрустацией из раковин с изображением фантастических животных. А внизу - золотая голова быка с темно-синей бородой из лазурита (минерал). Все эти вещи относятся к началу III тысячелетия до н. э.
Приблизительно к этому же времени относится и описание одного из городов Шумерского царства, Урука, которое дошло до нас в поэме о Гильгамеше. Эта поэма записана на двенадцати глиняных табличках четкими клинописными знаками. В ней рассказывается о подвигах царя древнего Урука Гильгамеша и о том, как он сделал свою столицу красивым и укрепленным городом (см. Библиотека царя Ашшурбанапала).
Лучше всего удалось восстановить архитектуру храмов. Они стояли в центре городов
на высоких искусственных холмах и благодаря этому были хорошо видны отовсюду. Храм имел вытянутую
прямоугольную форму, обе торцовые стороны прорезаны дверными проемами. Стены храма украшены
чередующимися нишами и выступами. В середине здания помещался открытый дворик с алтарем для
жертвоприношения богам. Основным строительным материалом вавилонян был кирпич.
Так же выглядел и храм, построенный в окрестностях Ура в конце III тысячелетия до н. э. Только вход в него был отделан более нарядно. Деревянные колонны с чешуйчатым узором, выложенным из разноцветных камней, поддерживали небольшой навес над дверью. На нем красовался медный рельеф с изображением львиноголового орла, который впивался когтями в двух оленей. Внизу у двери находились две статуи львов из меди. Внутри храма обнаружены фризы из шифера, на них белыми раковинами выложены целые картины: стада коров и телят, процеживапие молока, приготовление сыра.
Археологи нашли в Междуречье много каменных плит, или стел, с рельефами. Особенно знаменита одна -
так называемая стела Нарам-Сина (ок. 2300 до н. э.). Она рассказывает об одном из походов аккадских
царей в соседние страны. Художник умело использует высокую узкую плиту и, расположив воинов по спирали
снизу вверх, показывает подъем войска в гору. Разбросанные в нескольких местах деревья говорят о
лесистых склонах горы. До вершины поднялся только царь Нарам-Син. Он в два раза выше воинов, у него на
голове шлем, в одной руке он держит лук, в другой - стрелу. А перед ним упал навзничь враг, пронзенный
копьем. Над всеми возвышается вершина горы в виде конуса, и над ней солнце и луна - символы богов.
Это уже настоящая композиция.
Дошли до нас памятники искусства и от времен вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Самый знаменитый из них - базальтовый столб с законами .
Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (Лувр, Париж). Так же выглядит Хаммурапи и на рельефе базальтового столба. Значит, уже тогда лица на статуях были портретами.
Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII - VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар в виде арки облицованы глазурованными кирпичами (музей, Берлин). На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардукас семиэтажной башней - зиккуратом. Высота ее 90 м, основание нижнего этажа 90 х 90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.
О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора (VI в. до н. э.). Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.
На высоких сводчатых арках из кирпича были расположены террасы. Поверх кирпичей залит асфальт, на нем - свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты. В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из "семи чудес света".
К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было бы назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них совершенно одинаковы - это два могучих великана, держащие одной рукой льва, как котенка. Повидимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж).
По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами.
Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо.
Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добичся этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.
Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, цветы деревья, животные.
Но, пожалуй, самыми интересными и понасюящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво. Эти памятники являются бесценным источником для изучения истории, жизни и быта древних, давно исчезнувших народов.
Литература:
Детская Энциклопедия, М. 1968.
Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.
Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.
Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятеричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др.. Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методами нахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.
Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.
Попыткой обобщения географических представлений является «карта мира», где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес», на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. - от Испании до Индии).
Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.
Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера - «Дильбат», Юпитер - «Мулубаббар» («звезда-солнце»), Марс - «Залбатану» и Сатурн - «Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса - промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.
С основами вавилонской науки были знакомы и соседние народы - эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочинений дошла до нас из ассирийских библиотек 12-7 вв. до н. э. Древнегреческая наука восприняла некоторые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую.
Шумеро-вавилонская система мер и весов легла в основу ряда метрологических систем древней Передней Азии, а шестидесятеричная позиционная система счисления дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами (или часами), минутами и секундами.
Примером своего рода исторической концепции, зачатком истории как науки может служить изложение исторических событий в виде «Списка царей», начинающегося с момента, когда «царственность спустилась с неба», и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям. Этот список был составлен около 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности царской власти.
К первым сочинениям научного характера в древнем Двуречье можно отнести списки знаков письма - сначала рисуночных, а затем развившихся из них - клинописных - и перечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практической потребностью, были накоплены определенные знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языка религии и школы - списки слов и специальных терминов разного рода, в том числе ботанических, зоологических, минералогических и т.п.; в начале 2-го тыс. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, были даже попытки составления этимологических словарей; ещё позднее, частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, например шумеро-аккадо-западносемитско-хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т.п. Составлялись пособия по грамматике.
В 1-ой половине 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен, дошедших до нас в записях 19-18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука - Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. - содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященные золотому веку, происхождению культурных изобретений.
Из Ассирии почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские анналы. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Набушаллимшуну к богу о походе Саргона II в 714 дон. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т.п., вся литература народов древнего Двуречья - стихотворная.
В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох.
Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане «Белый храм» в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В период Джемдет-Наср (конец 4-го - начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).
В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. - 22 в. до н. э.). К раннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с «жилищем бога» наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета.
Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура - орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.
Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художественной обработки бронзы - литья, чеканки, гравировки. Традиции искусства Аккада сохраняются в портретном искусстве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).5
В объединённом государстве III династии Ура (конец 22-21 вв. до н. э.), в условиях жреческого бюрократического режима, в художественных мастерских создавались главным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитвенной позе перед богом Шамашем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.
Новый этап в развитии искусства Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта, 13 в. до н. э.). Расцвет искусства Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и военной экспансии ассирийского государства (9-7 вв. до н. э.). Его основными темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, современный Хорсабад, 712-707 до н. э.). В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное искусство - выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.
После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э.) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7-6 вв. до н. э., так называемый ново вавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки.
В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии.