Спасибо olga74ru
напомнила о такой дате!
Сегодня 165 лет со дня рождения Карла Фаберже
Купец первой гильдии, поставщик Высочайшего двора Карл Фаберже был придворным ювелиром Императора Всероссийского, Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского, Короля Сиама; за создание высокохудожественных произведений искусства награжден российскими орденами Станислава и св. Анны, болгарским командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок. В 1916 году фирма Фаберже была преобразована в товарищество, которое имело несколько отделений (магазины и мастерские): петроградское, московское, одесское и лондонское.
Это Доходный дом Московского Купеческого общества (арх. А. С. Каминский, 1888 г.; В. В. Шервуд, 1907 г.)где с 1890 гг. была главная штаб-квартира фирмы К. Фаберже в Москве.
Тут был. его фирменный магазин, контора для принятия заказов и большие сейфы.
В 1918 году в петроградском доме Фаберже (Большая Морская, 24), где размещались магазин, мастерские и квартиры Карла и Евгения, хранилось ценностей на 7,5 миллиона золотых рублей: из них 3 миллиона рублей – уставной фонд товарищества; в 4,5 миллиона оценивались вещи, принадлежащие семье и принятые магазином на хранение. У Фаберже был один из лучших в России сейфов – «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности. В частности Кшесинская.
Тоже самое делали и московсие жители.
Это Матильда Кшесинская в украшениях фирмы К. Фаберже.
В марте 1918 года, убедившись, что большевики ему работать не дадут, Карл Фаберже уезжает в Ригу. Его сыновья Евгений и Александр остаются в России для ликвидации дел товарищества. Они должны были продать наиболее крупные вещи и обратить рубли в валюту или драгоценности.
В марте 1918 года, после принятия Совнаркомом декрета о защите собственности иностранцев, Карл Густавович сдает свой дом в аренду швейцарской миссии. В доме поселился и посол Швейцарии г-н Одье. Плату за аренду Фаберже не назначал, попросил только принять на хранение шесть чемоданов с вещами семьи и саквояж с драгоценностями. В конце октября г-ну Одье стало известно о готовящемся на миссию налете, и посол приказал перенести 27 чемоданов (среди них шесть фабержовских) и саквояж с драгоценностями в норвежское посольство, где их оставили под охраной двух швейцарских студентов. Но на вторую ночь налетчики умыкнули из посольства и чемоданы, и саквояж. Нашелся свидетель, который видел, как они уезжали на московском поезде.
Понятно, что версию о причастности чекистов к ограблению посольства никто не отрабатывал. Хотя незадолго до налета с сотрудниками миссии общался швейцарец Артур Фраучи (в списках сотрудников ВЧК он именовался Артузовым). Может быть, именно от него и узнали чекисты о том, сколь «драгоценен» саквояж Фаберже. В нем находились золотые и платиновые серьги, кольца, браслеты, броши, фермуары, цепи, колье, папиросники (портсигары с отделением для спичек), украшенные бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, аквамаринами, жемчугом, а также сто брелоков работы мастеров Фаберже.
На драгоценности была составлена двадцатистраничная опись (указывался товарный номер изделия, его наименование, наличие драгкамней и цена на 1913 год). Копия этого списка, хранящаяся в архиве правнучки Карла Густавовича, Татьяны Федоровны Фаберже, дает представление о стоимости вещей: ювелирка от 200 до 2000 рублей, папиросники 1500–3000 рублей, брелоки от 4 до 75 рублей. Но встречаются в списке и более дорогие вещи: серьги с бриллиантами 9,22 карата и кольцо с бриллиантом 5 карат, которые стоили соответственно 22 и 25 тысяч рублей. Всего в саквояже было добра на 1 603 614 золотых рублей.
Через несколько дней после ограбления норвежского посольства чекисты в поисках оружия проводят обыск в швейцарской миссии и без какой-либо описи изымают вазы, камнерезные фигурки, бронзовые китайские статуэтки – все, что лежало на виду в доме Фаберже. Вскрыть сейф-лифт чекисты не смогли, и вещи из него удалось заполучить лишь в мае 1919 года. Их описи также не существует, а это значит, что реквизиция происходила без участия Отдела по делам музеев. Между тем как в сейфе хранились уникальные изделия – два последних яйца, изготовленных Фаберже по заказу Николая II в подарок императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне на Пасху 1917 года. Первое яйцо – из карельской березы – имело сюрприз в виде дорогого механического слоника. Второе яйцо-часы было сложным по композиции: на богатом нефритовом постаменте лежали хрустальные облака, на которых сидели шесть серебряных херувимчиков; облака закрывались сферой из синего стекла, на ней бриллиантами было выложено созвездие Льва, под которым родился царевич Алексей. Первое яйцо исчезло бесследно после реквизиции 1919 года, фрагменты второго недавно нашлись в Москве. Их владелец сообщил, что в 1922 году академик А.Е. Ферсман подарил хрустальные облака и стеклянную сферу его отцу, доктору геолого-минералогических наук; подставки, часового механизма и бриллиантов на сфере не было, серебряные ребятишки с крылышками тоже куда-то «улетели».
Академик Ферсман в 20-е годы проводил экспертизу драгоценных камней и коронных драгоценностей и занимался их сортировкой: что передать в Гохран, что отложить для продажи за границей. Подарить яйцо он мог только в одном случае – если оно попало к нему в «раскуроченном» виде. За ответом на вопрос, кто мог так изуродовать яйцо, далеко ходить не надо.Чекистам по декрету разрешили оставлять пять процентов реквизированного, поэтому они старались первыми захватить дворцы и наиболее богатые особняки. Так, ими было вывезено имущество из дворца великой княгини Марии Павловны. Добившись возвращения нескольких сундуков, члены Оценочно-антикварной комиссии ОАК долго возмущались: старинных драгоценностей, которые должны были находиться в сундуках, не оказалось; на ручках многих дамских зонтиков не хватало драгоценных камней, а у некоторых зонтов золотые и нефритовые ручки просто были отломаны.
Значительные ценности хранились также в бронированных подвалах московского магазина Фаберже на Кузнецком мосту. Арест на них был наложен в начале октября 1918 года, однако вывозить добро комиссар МЧК Земелс и сотрудники ювелирного отдела Горпродукта начали только в мае 1919 года. Но здесь, по крайней мере, была составлена опись реквизированного. Всего из московского магазина изъяли 2400 предметов: золотая и серебряная посуда, подсвечники, папиросники, шкатулки, скульптуры, ювелирные украшения. Отдельным списком шли вещи, которые клиенты и сотрудники Фаберже сдали на хранение.
Поскольку публику, эмигрировавшую из России, на таможне обдирали как липку, то перед отъездом за границу Фаберже спрятали ценности как в своем доме, так и у доверенных лиц: родственников, друзей, мастеров, слуг.
На одной из последних фотографий Карла Фаберже из нагрудного кармана его сюртука выглядывает платок, завязанный узелком. Возможно, этот узелок должен был напоминать потомкам прославленного ювелира о ценностях, спрятанных им в России.
«Где запрятаны наши вещи» – так был озаглавлен список, составленный Евгением Фаберже в 1927 году. В этом документе имена хранителей, местонахождение вещей, их наименование и количество закодированы. Например: «Cabin libra, плат. М.К.» означало, что в тайнике библиотеки находятся украшения (платина с бриллиантами), принадлежащие балерине Матильде Кшесинской. «Cab. – цветы, фигуры – 35, 36, 37, 38». Вероятно, речь идет о втором тайнике в библиотеке, где были спрятаны цветы, выполненные из драгоценных и полудрагоценных камней, и камнерезные фигурки. Цифры – это номера пакетов, всего их было около восьмидесяти. «Soterna – 8 пакетов». Речь идет о подвале петроградского дома, где было замуровано 50 тысяч золотых рублей (22 килограмма). «Серя – 46 а, б, 8, два ключа от магазина». Серя – Сергей Бызов, друг Евгения Фаберже с гимназических времен, содиректор петроградского отделения. Возможно, у него хранились два ключа от потайного сейфа в библиотеке. Бызов умер в начале 20-х годов. Пакеты остались в известном только ему тайнике. «Алстиф – 21» – Александровская тифозная больница, где работал родственник Фаберже. Предположительно этот пакет был спрятан где-то на территории больницы. «Арту – 34, 1, 1, П» – эти пакеты хранились на квартире того же родственника. Фаберже от него ничего не получили. Судьба родственника и доверенных ему пакетов неизвестна. «Легация – 17, 18, 20 – украдено». Речь идет о ценностях, спрятанных в швейцарской миссии. «Казик – 2, 2-50-24, 2-04-00 – пропало». Казик – экономка Фаберже. Пятизначными цифрами, вероятно, обозначались крупные или наиболее ценные вещи.
В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. В сентябре 1920 года в Швейцарии умер Карл Густавович. Евгений Карлович, на плечи которого легли заботы о семье, открыл в Париже небольшую ювелирную мастерскую, занимавшуюся ремонтом изделий. Но доходов от нее хватало лишь на хлеб и воду.
В 1925 году, когда всякие надежды на возвращение в Россию были утрачены, Евгений Карлович попытался получить припрятанные ценности. Сокровища семьи только в Петрограде были размещены в тридцати местах; в списке вычеркнуто шестнадцать из них – против каждого стоят пометки «украли», «пропало», «нашло ЧК». Из документов отдела бесхозного имущества Петросовета известно, что в мае 1919 года провели специальные обыски и нашли более двухсот кладов. Тщательному обследованию подвергся и дом Фаберже, вероятно, именно тогда и обнаружили тайники в библиотеке и золото в подвале.
С драгоценностями, хранившимися в Москве, дела обстояли еще хуже. «О вещах, розданных надежным людям по Москве, знают я, Аверкиев и Ли», – писал Евгению Фаберже Андрей Маркетти.
В 1923 году, когда ЧК начала арестовывать сотрудников московского отделения, Маркетти, имевшему итальянский паспорт, удалось выехать в Европу. Аверкиев, арестованный в 1929 году, на свободу не вышел. Его воспитанник китайчонок Ли исчез. Фаберже полагали, что драгоценности, доверенные Аверкиеву, изъяло ГПУ.
В 1990 году в Москве при разрушении дома № 13 по улице Солянке рабочие наткнулись на тайник, устроенный под подоконником. В тайнике в двух жестяных коробочках лежали двадцать золотых украшений с бриллиантами (броши, серьги, ожерелье) – все с клеймами Фаберже. Оценили их в 360 тысяч рублей. («Волга» тогда стоила десять тысяч). Тринадцать предметов из клада, как высокохудожественные, выхлопотала для себя Оружейная палата, еще семь осталось в Гохране. Позже было установлено, что клад обнаружили в квартире, где до ареста проживал Аверкиев...
Теперь тут "фантазия на тему" и в нем МДМ банк кажется.
Реквизированные произведения искусства, в том числе и изделия Фаберже, Наркомат внешней торговли СССР активно распродавал в 1925–1930 годах на аукционах в Германии. В 20–30-е годы старательно скупал Фаберже в Гохране, комиссионках и с рук Арманд Хаммер. Все хаммеровские вещи и те, что были проданы в Германии, известны: они неоднократно появлялись на аукционах и выставках, описаны в каталогах. Ювелирка из саквояжа, украшения Кшесинской, цветы, камнерезные фигурки, императорское яйцо с сюрпризом и вещи из московского магазина как в воду канули.
Эксперт по Фаберже аукционного дома Кристи Валентин Скурлов: «В 1989 году на аукционе Сотбис было выставлено миниатюрное – семь сантиметров высотой – золотое кресло в стиле Людовика ХV (украшено красной эмалью, подлокотники выполнены в виде львов). Его купил за 70 тысяч долларов журнал «Форбс». По документам семейного архива мы с Татьяной Федоровной Фаберже установили, что кресло было изъято из московского магазина. В последующие двенадцать лет ежегодно на аукционах выставлялись от пяти до десяти московских изделий, которые раньше никто из западных коллекционеров не видел. Вещи «свежие», невооруженным взглядом видно, что в быту ими не пользовались – набалдашники для тростей, папиросницы, серебряные чернильницы, фигурки зверей и т.п. Набалдашники из нефрита, украшенные эмалями и драгоценными камнями, легко уходят по цене 30–40 тысяч долларов; за небольшую серебряную обезьянку, стоившую в 1913 году 100–175 рублей, дают сегодня 10–15 тысяч долларов».
Тридцать предметов из московского магазина были проданы на западных аукционах в период с 1993 по 1996 год. Известно, что по распоряжению правительства в апреле 1993 года Гохран щедрой рукой выдал г-ну Козленку «сотоварищи» из компании «Голден АДА» не только алмазы, но и золотые монеты, ювелирные изделия, бытовое серебро, в том числе и фабержовское.
Историю "Голден АДА" и г-на Козленка вы помните. Он арестован в 1998 году и сидит в американской тюрьме за неуплату налогов.
Московские вещи выставлялись на аукционах и после задержания Андрея Козленка и не исключено, что гохрановскую «заначку» «Голден АДА» распродают его партнеры по бизнесу.
К документам Гохрана и сейчас никого не подпускают на пушечный выстрел. Но все тайное рано или поздно становится явным. Когда-нибудь может быть мы узнаем и имена тех, кто устроил распродажу Фаберже в 90-е годы. Только вот вполне может статься, что к тому времени кладовые Гохрана совсем опустеют, а спрашивать за разбазаривание «народного» добра уже будет не с кого...
Кстати 6 июня 2011 года аукционный дом "Сотбис" проводит "Русские торги" и там
и там 48 лотов изделий Фаберже.
лот 101. Брошь с аквамарином и бриллиантами.
лот 102 Настольные часы в серебре с эмалью.
лот 103 нефритовая мисочка с золотыми ручками украшенными жемчугом.
Она была куплена императрицей Марие Федоровной 17 января 1908 г. за 165 рублей.
Потом принадлежала Египетскому королю Фаруку. Всего от 40 до 50 т. евро.
лот 107 настольные часы с эмалью серебряные 1903-1904 г.
лот 112 рамка для трех фотографий серебряная в стиле роккоко 1890 г.
Лот 119, ручка от парасоли 1905 г.
лот 116 золотой портсигар с сапфировой застежкой и монограммой на крышке МН.
лот 108
Табакерка прямоугольной формы с закругленными углами; крышка крепится на петлях; в центре крышки расположено миниатюрное изображение императора Николая II в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества, выполненное акварелью на слоновой кости. Портрет помещен в овал из стекляруса, над ним корона в переплетенной ленте; под ней стеклярус и лента. По обеим сторонам расположены три переплетающихся зелено-золотых лавровых венца, в центре которых три камня старой резьбы и стрела из желтого золота на фоне прозрачной гильошированной эмали желто-зеленого цвета c рисунком из расходящихся солнечных лучей; окантовка из выгравированного золотом орнамента из листьев аканта. Боковые панели и основание выполнены из шлифованного золота.
Подарена императором Николаем II в 1894 году Чарльзу Роберту Каррингтону (1843-1928), третьему барону Каррингтонскому, лорд-гофмейстеру двора ее Величества королевы Англии.
Подарена его третьей дочери леди Руперте Винн-Каррингтон (1883-1963) и ее мужу полковнику Уильяму Легге, седьмому графу Дартмутскому (1881-1958), в дальнейшем их дочери леди Элизабет Легге (1908-2000).
Перешла по наследству настоящему владельцу.
Длинно, но очень интересно.
Кто дочитал - молодец.
Нераскрытые тайны дома Фаберже
Слухи и легенды о бесценных сокровищах из «коллекции Фаберже» – до сих пор одни из самых волнующих и интригующих. И сегодня не утихают споры, где искать драгоценности великого Мастера, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром – одним из лучших ювелиров современности.
Что нашли: сокровища фирмы Фаберже
Где нашли: в тайниках магазина фирмы Фаберже, Кузнецкий мост, д. 4; доходного дома на Пречистенке, 13 и в особняке на Солянке, 13
Где искать: в сейфах в подвалах фирменного магазина фирмы Фаберже на Кузнецком мосту и в потайных подвалах дома 6 в Большом Кисельном переулке
Знаменитая ювелирная фирма Фаберже обязана своим основанием золотых дел мастеру из Лифляндии (Эстонии), французу по происхождению Густаву-Петеру Фаберже, однако всемирную славу фирма приобрела при его сыне Карле. До революции его фирма имела магазины и ювелирные мастерские в Петербурге, Москве, Одессе и Лондоне.
По словам правнучки великого ювелира – Татьяны Федоровны, фамилия Фаберже не совсем настоящая. Ее предки в далекие годы называли себя Фабри, потом стали писать Фабрие и только затем – Фаберге. Густав – отец знаменитого ювелира, открыв мастерскую в Санкт-Петербурге, в угоду французской моде изменил свою фамилию на Фаберже. Кстати, «faber» в переводе с латинского означает «мастер».
Добрых три десятка лет знаменитый мастер Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама. В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже. Вся мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира. Высшим шиком считалось иметь каждый день разные.
Карл Фаберже
Однажды из-за шедевров Фаберже в августейшем семействе разразился неслыханный скандал: император Александр II сослал своего кузена великого князя Николая Константиновича в Туркестан за то, что на князя пожаловалась его собственная мать, страстная коллекционерка творений знаменитой фирмы: мол, сын то и дело таскает у нее бесценные экспонаты.
Балерина Матильда Кшесинская в украшениях фирмы К. Фаберже
По свидетельству современников, фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями (до пятисот цветов и оттенков), уникальными по технике исполнения. В 1916 году лучший французский эмальер Гуйон на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: «Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге».
В мастерских знаменитой фирмы работало около пятисот человек. Обладая тонким вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Табакерки, пудреницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги, выполненные фирмой Фаберже, отличались виртуозной техникой и оригинальностью. Однако мировую славу фирме принесли знаменитые сувениры в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри.
Среди клиентов фирмы Фаберже было немало знаменитых и богатых клиентов. Одной из постоянных клиенток мастера была знаменитая балерина Матильда Кшесинская, а также ее влиятельные друзья и поклонники. Так, великий князь Владимир Александрович в течение девяти лет презентовал ей на Пасху «огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже». А его сын, великий князь Андрей Владимирович, заказал для Кшесинской два золотых головных обруча, украшенных сапфирами и бриллиантами, в одном из которых Кшесинская танцевала в балете «Дочь фараона». По словам знаменитой балерины, ее роскошные драгоценности также хранились у Фаберже.
В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве изделия фирмы Фаберже были отмечены золотой медалью, а через восемь лет на Всемирной выставке в Париже Карл Густавович получил орден Почетного легиона. Словосочетание «изделия фирмы Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства российского императорского дома.
Февральская революция нанесла серьезный удар по бизнесу Карла Фаберже. Глава фирмы попытался выставить счет Александру Керенскому, но тот оплачивать заказы царской семьи не пожелал. Однако покидать Россию Фаберже и его сыновья не торопились: они не предполагали, что утрата статуса «поставщика двора Его Императорского Величества» – лишь первый сигнал надвигающейся катастрофы.
Крушение «империи» Фаберже началось с приходом к власти большевиков: на ее имущество наложили арест, а ювелирные магазины и фабрики национализировали. Знаменитая фирма приостановила свою деятельность. Царскому ювелиру, награжденному за создание бесценных произведений российскими орденами Святого Станислава и Святой Анны, болгарским командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, не было места в новой России.
В 1918 году Карл Фаберже бежал от большевиков в Ригу, затем на родину отца в Лифляндию. По словам очевидцев, чекисты «пасли» знаменитого ювелира от самого дома, поэтому он уезжал пустым, оставив свои несметные сокровища в России. В эмиграции семейство Фаберже оказалось практически без средств к существованию. В сентябре 1920 года в Швейцарии, так и не оправившись от шока русской революции, великий Мастер скончался в полной нищете и безвестности. Его сын, Евгений Карлович, на плечи которого легли заботы о семье, открыл в Париже небольшую ювелирную мастерскую, занимавшуюся ремонтом изделий. Но доходов от нее едва хватало лишь на хлеб и воду.
Сын Карла Фаберже Агафон, оставшийся после Октябрьской революции в России, был немедленно арестован, его трижды водили на расстрел, но каждый раз в последний момент оставляли в живых. В результате затравленный и измученный Агафон выдал семейную тайну: часть уникальных драгоценностей была найдена на даче Фаберже во встроенном сейфе, другая часть – в бывшей квартире Карла Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге. По словам искусствоведов, это была лишь малая толика состояния известного ювелира.
Громкие находки
Значительные ценности хранились в бронированных подвалах московского магазина Фаберже, что находился на Кузнецком Мосту, в доме 4. Большевики наложили арест на находящееся в магазине имущество и в мае 1919 года начали вывозить бесценное добро. Согласно описи, из двух несгораемых сейфов изъяли 240 килограммов серебра и 2400 предметов: золотую и серебряную посуду, подсвечники, шкатулки, скульптуры, ювелирные украшения, а также вещи, которые клиенты Фаберже и сотрудники московского отделения сдали на хранение.
После Февральской революции, когда начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безупречную честность Фаберже, стали приносить в его фирму свои драгоценности – для надежной сохранности. В Петрограде у Фаберже был один из лучших в России сейфов – «блиндированная» бронированная комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. Поговаривали, что свои личные драгоценности хранили у Фаберже даже члены царской семьи. В результате в петроградском доме придворного ювелира на Большой Морской, 24 (где размещались магазин, мастерские и квартиры Карла и Евгения) скопилось ценностей на 7,5 млн рублей.
После того как Совнарком принял декрет о защите собственности иностранцев, Карл Фаберже сдал свой дом в аренду швейцарской миссии, потребовав вместо платы за аренду хранить чемоданы и саквояж с драгоценностями и документами. В конце октября стало известно, что на миссию готовится налет. Чемоданы и саквояж были переправлены в норвежское посольство, на которое через день было совершено дерзкое нападение: весь архив и бесценные сокровища фирмы бесследно исчезли. По словам правнучки Карла Густавовича Татьяны Федоровны Фаберже, стоимость вещей в саквояже составляла 1 603 614 золотых рублей. Опись похищенного составляла 20 страниц.
В хищении драгоценностей заподозрили большевиков, а также революционных матросов, анархистов и просто питерских бандитов. До сих пор точные данные по исчезновению загадочного саквояжа неизвестны. Есть даже версия, что Карл Фаберже пустил чекистов по ложному следу, сделав вид, что драгоценности спрятаны в чемоданах и саквояже, а на самом деле доверил их надежным людям на хранение, чтобы спрятали ценности в надежном месте.
Уезжая навсегда из России, Карл Густавович поручил своим оставшимся в России сыновьям Евгению и Александру завершить дела фирмы. Они должны были продать наиболее крупные вещи и обратить рубли в валюту, а также спасти самые уникальные драгоценности. Набив коробки из-под монпансье, чая и шоколада драгоценностями, сыновья вместе с наиболее преданными друзьями спрятали большую часть сокровищ в многочисленных тайниках у себя, родных и друзей.
В 1927 году Евгений Карлович составил список «Где запрятаны наши вещи в России», в котором секретными кодами были указаны имена хранителей, местонахождение ценностей, их наименование и количество. Например: «Cabin libra, плат. М. К.» означало, что в тайнике библиотеки находятся украшения (платина с бриллиантами), принадлежащие балерине Матильде Кшесинской. «Cab. – цветы, фигуры – 35, 36, 37, 38». Речь идет о втором тайнике в библиотеке, где были спрятаны цветы и фигурки, выполненные из драгоценных и полудрагоценных камней. Цифры – это номера пакетов, всего их было около восьмидесяти.
Позже Евгений Карлович попытался получить припрятанные ценности. Какие-то из этих ценностей удалось потом вернуть семье, но многие из них пропали: они были конфискованы большевиками, увезены за границу или просто украдены. Так, сокровища семьи только в Петрограде были размещены в тридцати местах; в списке вычеркнуто шестнадцать из них – против каждого стоят пометки «украли», «пропало», «нашло ЧК».
Только чудом директору московского отделения Дома Фаберже Маркетти удалось продать небольшую часть из них за валюту, которую он позже, пронеся через фронты и границы, вручил знаменитому Мастеру. След остальных драгоценностей был утерян.
Громкие находки
В 1990 году в Москве при реконструкции дома 13 по улице Солянке рабочие наткнулись на тайник, устроенный в перекрытиях между этажами. В тайнике в двух жестяных коробочках из-под «солодовых конфект», лежали нетронутыми золотые и платиновые украшения с бриллиантами, жемчугом и сапфирами – все с клеймами Фаберже. Первоначально клад оценили в 360 тысяч рублей, но его подлинная ценность была установлена лишь после того, как драгоценности изучили в музее. Тринадцать предметов из клада выхлопотала себе Оружейная палата, а другая часть попала в Гохран.
«Эту находку можно считать поистине редкостной, – рассказывает хранитель коллекции Фаберже и русских ювелиров конца XIX – начала XX века Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян. – До нее в музеях всего мира имелось крайне мало украшений Фаберже. Почему их так мало сохранилось, понятно: в 1920-1930-е годы конфискованные ювелирные изделия обезличивали в Гохране – вынимали камни, переплавляли драгоценный металл в слитки». Уникальные драгоценности, найденные на Солянке, сразу стали пользоваться невиданной популярностью и побывали на многих зарубежных выставках.
Как выяснилось позже, дом на Солянке принадлежал содиректору московского отделения торгового дома «Фаберже» Владимиру Степановичу Аверкиеву, который, не выдержав страшных пыток, умер в 1929 году в подвалах Лубянки.
В доме 13 по улице Солянке рабочие наткнулись на тайник с изделиями фирмы Фаберже
«О вещах, розданных надежным людям в Москве, знают я, Аверкиев и Ли», – писал Евгению Фаберже бывший директор правления Товарищества Андрей Маркетти. В 1923 году, когда ЧК начала арестовывать сотрудников московского отделения, Маркетти удалось выехать в Европу, Аверкиев погиб в лубянских застенках, его воспитанник, китайчонок Ли, таинственно исчез. Фаберже полагали, что ценности, доверенные Аверкиеву, прибрали к рукам при его аресте сотрудники ОГПУ. Но, как показало время, драгоценности уцелели до нашего времени.
Узнав о найденном кладе, строители, с «молчаливого» согласия чиновников, начали усиленно «реконструировать» особняк, разобрав его до основания. Особняк, который сегодня можно увидеть на Солянке, 13, – не что иное, как «новодел». И ненайденные тайники Фаберже здесь вряд ли следует искать.
Клад на Солянке был не единственной «захоронкой» Фаберже в Москве. В начале 1980-х годов при капитальном ремонте доходного дома на Пречистенке (№ 13) рабочие наткнулись на тайник, устроенный между крышей и перекрытиями. С 1912 года в этом роскошном доме на последнем этаже жил третий сын Карла Фаберже – Александр. Из окон его громадной квартиры открывался великолепный вид на Кремль, переулки Арбата и Новодевичий монастырь.
При ремонте доходного дома 13 на Пречистенке был обнаружен тайник с бесценными изделиями фирмы Фаберже
Когда после революции новые власти стали уплотнять «буржуйские» квартиры, он поселил у себя давних друзей – художников, входивших в объединение «Бубновый валет». В 1920-е годы среди художников ходил слух о том, что Александр Фаберже, перед тем как покинуть Россию, спрятал в своей огромной квартире, занимавшей весь верхний этаж, легендарный клад. Поиски этих сокровищ художники и другие жильцы квартиры вели не один год.
Громкие находки
Поиски по горячим следам не увенчались успехом: клад был найден лишь спустя 60 лет! Сейф, заполненный «серебряными вещами» и дорогими украшениями фирмы Фаберже, был найден рабочими, которые тут же помчались сообщать о находке в находящийся неподалеку Ленинский райисполком. Впоследствии они получили положенные 25 процентов.
По словам исследователей, в тайнике Фаберже были драгоценности не из серебра, а из платины, так как серебряные изделия, находясь шестьдесят лет в подобных условиях, обязательно окислились бы. Неискушенные в ювелирном деле строители и работники райисполкома приняли их за серебряные. Фаберже и его мастера в ювелирных изделиях часто использовал платину и платиносодержащие сплавы, которые до 1926 года не клеймились, так как не относились к разряду драгоценных металлов.
После этих случаев кладоискатели стали искать в архивах адреса квартир других сотрудников Карла Фаберже… но попытки найти исчезнувшие сокровища придворного ювелира оказались тщетными.
Реквизированные произведения искусства, в том числе и изделия Фаберже, Наркомат внешней торговли СССР активно распродавал в 20-30-е годы на аукционах в Германии. Их старательно скупал в Гохране, комиссионках и с рук Арманд Хаммер. Потом о пропавших сокровищах Фаберже более 70 лет не было никакой информации. И вдруг в 1989 году на аукционе «Сотбис» появилась драгоценная вещь из «пропавшей» серии Фаберже – золотое миниатюрное кресло в стиле Людовика XV, которое купил журнал «Форбс» за 70 тыс. долларов. По документам семейного архива Фаберже было установлено, что кресло было изъято из московского фирменного магазина.
В последующие годы на аукционах стали регулярно всплывать «свежие» предметы из «московской коллекции» – нефритовые набалдашники для тростей, серебряные папиросницы и чернильницы, статуэтки зверей, что свидетельствует о непрекращающемся вывозе ювелирных изделий мастерской из России. Историк Таисия Белоусова, подвергшая анализу перечень ювелирных изделий «Фаберже», считает, что только с 1993-го по 1996 годы в Европе было продано около 30 предметов, которые были либо похищены из Гохрана в разные времена, либо переданы на реализацию. Когда-нибудь мы узнаем имена тех, кто устроил распродажу Фаберже в 90-е годы, если к тому времени кладовые Гохрана совсем не опустеют.
Наследники Фаберже считают, что чекистам не удалось полностью «очистить» подвалы московского отделения фирмы. Не исключено, что часть уникальных изделий, драгоценных металлов и камней остались в замаскированных сейфах в подвалах их фирменного магазина на Кузнецком мосту. Сейчас в этом здании – ресторан «Елки-Палки». Другая часть сокровищ может находиться в потайных подвалах дома 6 в Большом Кисельном переулке, где размещалась фабрика Фаберже, а возможно, и в таинственных подземных лабиринтах Хитровки. Тайна исчезнувших сокровищ так и осталась неразгаданной.
Двенадцать стульев Кисы Воробьянинова
Что нашли: сокровища Н. Д. Стахеева
Где нашли: особняк Стахеева, Новая Басманная, 14
Что искать: «замуровки на черный день» бывших хозяев особняка
Бывший особняк Стахеева на Новой Басманной часто называют домом Кисы Воробьянинова
Этот роскошный особняк на Новой Басманной часто называют домом Кисы Воробьянинова или домом двенадцати стульев. Его построил золотопромышленник, богатейший купец-миллионщик, потомственный почетный гражданин, коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев. Были в его жизни и необъяснимая опала, и житейские трагедии, и почти мистические истории.
По преданию, предок Н. Д. Стахеева был из новгородской земли, оттуда ушел вместе с другими в царствование Иоанна III на вольные земли, на Каму, где и основал село Трехсвятское, впоследствии переименованное в город Елабуга. Торговую деятельность братья Стахеевы начали более 150 лет назад и прошли путь от купцов третьей гильдии до крупнейших российских монополистов, вклад которых в экономику и культуру страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Мамонтовы.
Трудно было найти в России город, где бы не было известно имя Стахеевых: они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, громадные собственные пароходства, заводы и фабрики, мельницы и сотни магазинов по всей России. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках, их фирмы вели широкую торговлю с Англией, Францией, Германией, Голландией и другими странами. Они первыми в России начали торговать автомобилями Форда. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II, почти во всех городах России имелись их магазины.
В то же время они были крупными благотворителями. На их средства были построены десятки заведений: церкви, часовни, торговые ряды, богадельни, приюты для престарелых и даже здание Городской Думы! Только в их родной Елабуге благодаря Стахеевым были сооружены реальное училище, богадельня, водопровод, проведено электрическое освещение. По словам современников, один из Стахеевых, Дмитрий Иванович, будучи городским головой, отказывался получать жалованье за эту должность, направляя причитающиеся ему деньги на нужды города. По самым скромным подсчетам, они ежегодно в течение сорока лет отдавали по миллиону рублей на благотворительные дела. Это была колоссальная сумма!
Николай Дмитриевич получил от отца большое наследство, около 5 миллионов рублей, и прибыльное семейное дело. Обладая цепким умом и талантом предпринимателя, он за короткое время успел приумножить доставшееся ему от отца отнюдь не маленькое наследство почти в 8 раз.
Переехав на жительство в Москву, он начал скупать в Москве старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные доходные дома, что приносило ему большие прибыли.
В конце 1890-х годов Н. Д. Стахеев покупает обширную усадьбу на Новой Басманной улице и поручает архитектору Михаилу Федоровичу Бугровскому возвести на ее месте роскошный особняк, соответствующий его положению и богатству. Поговаривали, что постройка этого здания обошлась Стахееву в один миллион рублей.
Отгороженный от улицы красивой ажурной оградой с коваными воротами особняк сразу же стал одной из московских достопримечательностей. За домом простирался обширный сад с резными верандами и беседками. Повсюду росли фантастические цветы и невиданные экзотические растения.
Уникальный дворец с анфиладой залов и неповторимым антуражем внутреннего убранства поражал воображение современников. Его причудливые формы будили фантазию, вызывая в памяти средневековые баллады о доблестных рыцарях, благородных разбойниках и таинственных девах. На лужайке перед домом находится действующий до сих пор фонтан «Богиня ночи» с чугунной женской фигурой, держащей в руке электрический фонарь, изготовленный в парижской мастерской в конце XIX века.
Парадная лестница
Детали интерьера
Дом был пропитан эклектикой. По Москве ходила шутка, что на вопрос архитектора, в каком стиле строить роскошный особняк, Стахеев якобы ответил: «Строй во всех, на все денег хватит!». Возможно, поэтому фасады изысканного дома и двухсветный холл с беломраморной лестницей были отделаны в «греческом стиле», а парадные апартаменты – в готическом, барочном и мавританском стилях.
Внешняя необычность особняка – ничто в сравнении с поразительным внутренним убранством. Готические своды, дубовые резные панели, причудливые оконные переплеты, обильная деревянная резьба, роскошные кабинеты и будуары, столовая из темного дуба, инкрустированные паркеты, оригинальные шелковые обои на стенах, мраморная и лепная отделка, уникальные витражи и росписи – все было ново и сказочно прекрасно.
Фантастические стражи сказочного дворца
От входа беломраморная лестница ведет в холл, выполненный в греческом стиле и украшенный колоннами и пилястрами из искусственного розового мрамора. Возле колонн – высокие напольные светильники с украшениями в виде сфинксов. В нишах стен – светильники в виде факелов. Прекрасным образцом стиля является «готическая» столовая с обильной и изысканной деревянной резьбой по стенам и кессонированным потолкам. Впечатляет красотой хитросплетения восточных орнаментов на стенах и потолке «мавританская» курительная комната.
Причудливые витражи
Восточное крыло здания было предназначено для размещения картинной галереи. Николай Дмитриевич был страстным коллекционером. Любовь к искусству он, видимо, унаследовал от своей матери, Александры Ивановны, родной сестры замечательного художника Ильи Ивановича Шишкина. В картинной галерее Стахеева были работы его дяди-пейзажиста, а также работы Л. О. Пастернака.
По словам современников, Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу и «разматывал свои капиталы без жалости и сожаления». Он много путешествовал, став завсегдатаем казино в Монте-Карло. По словам современников, каждый его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал. В результате такой «разгульной жизни» он разошелся с женой, оставив ей в качестве отступного роскошный особняк. Известно, что О. Я. Стахеева сдавала его вдове С. Т. Морозова Зинаиде Григорьевне за 25 тысяч рублей в год, когда та после трагической гибели мужа продала свой знаменитый особняк на Спиридоновке.
По фамильным преданиям, причиной продажи морозовского особняка был панический страх: каждую ночь из кабинета умершего мужа раздавались шаги и покашливание, загадочным образом перемещались вещи. Стены когда-то милого ей дома казались душными и тесными. Везде, даже на кладбище, ей мерещился призрак несчастного Саввы. В полночь по дому слышалась его характерная шаркающая походка. Новые владельцы дома, Рябушинские, также не раз жаловались, что им не давал покоя «дух самоубийцы Саввы». Эзотерики считают, что привидение исчезнет, когда будет установлена причина смерти знаменитого мецената.
После безвременной смерти мужа Зинаида Григорьевна осталась богатейшей вдовой и через два года вышла замуж, обвенчавшись с генерал-майором свиты Его Императорского Величества Анатолием Анатольевичем Рейнботом, градоначальником Москвы. Руки новобрачных соединил не столько бог любви, сколько бог расчета и тщеславия: честолюбивая вдова-миллионерша получала дворянство и возможность быть принятой в высшем обществе, Рейнбот – решение всех своих денежных проблем. Несмотря на купеческую родословную, Зинаида Морозова всегда ощущала себя великосветской дамой. Мир, в котором она жила, способствовал тому: это были роскошные декорации, на фоне которых она играла главную роль.
В мае 1912 года Рейнбот подал прошение в Московское депутатское дворянское собрание с просьбой внести в родословную книгу Московской губернии его жену и выдать ей документы о дворянстве. С 1914 года Зинаида Григорьевна получила право носить фамилию Резвая. С началом Первой мировой войны некоторые граждане, носившие немецкие фамилии, пожелали переменить их на русские. Рейнбот также подал на высочайшее имя прошение о присвоении ему фамилии бабушки, урожденной Резвой, которое было удовлетворено.
Т. А. Аксакова называла этот брак, осложнивший жизнь Морозовой, нелепым. Ю. А. Бахрушин писал в «Воспоминаниях»: «Это превращение мало отразилось на судьбе Зинаиды Григорьевны в среде московского большого света. Будучи вдовой, она мало появлялась в обществе, а теперь, благодаря своему замужеству, отстав от своих и не пристав к чужим, почти окончательно порвала с московским купечеством, и ее можно было лишь увидать на театральных премьерах».
Создав новую семью, Зинаида Григорьевна снимает роскошный дом Стахеева, соответствующий ее новому положению. Все в этом особняке отвечало ее вкусам и привычкам. В качестве доказательства приводят любимый ею готический зал, словно «переселившийся» вместе с хозяйкой из ее бывшего знаменитого дворца на Спиридоновке.
Новый муж Зинаиды Григорьевны не оправдал ее надежд. В 1907 году деятельность московского градоначальника была подвергнута сенатской проверке. И хотя он успел снискать в Москве большую популярность, добившись несомненных успехов в поддержании правопорядка, Рейнбота обвинили в казнокрадстве и взяточничестве, в превышении власти и в использовании служебного положения для преследования не угодных ему лиц. При нем взятки стали совершенно законным явлением. Если владельцы игорных домов или торговых рядов выплату задерживали, то секретарь звонил и напоминал: «Генерал Рейнбот просил передать, что он по-прежнему живет на Тверском бульваре».
Последовали скандальная отставка и долгий судебный процесс. По версии следствия, в Москве была создана целая система вымогательств, которую возглавлял сам генерал Рейнбот. Например, он громогласно объявил о ликвидации в городе «домов свиданий», но тут же прекратил преследования, когда содержатели этих заведений внесли в благотворительный фонд полиции десять тысяч рублей. То же самое происходило с организаторами клубов, где велись запрещенные законом азартные игры, – стоило дать деньги «на благотворительность», как полиция переставала их беспокоить.
По результатам проверки Рейнбот и его бывший помощник, полковник Короткий, предстали перед судом, вынесшим достаточно суровый приговор: «Лишив всех особых прав и преимуществ, заключить в исправительное арестантское отделение на 1 год». По ходатайству Зинаиды Морозовой и нанятых ею лучших адвокатов высочайшим повелением бывший градоначальник был помилован. Однако в ходе следствия выяснилось наличие у него многочисленных любовниц. Самолюбию гордой женщины был нанесен сильнейший удар, и она указала мужу на дверь. В 1916 году по инициативе Зинаиды Григорьевны супруги расстались.
После революции Морозова-Рейнбот чудом избежала репрессий, но лишилась всех своих имений и ценностей. Жила за счет продажи вещей, оставшихся от прошлой жизни. Ее любимая усадьба Горки была национализирована и передана вождю мирового пролетариата В. И. Ленину. Потеряв все, Зинаида Григорьевна с удивительным достоинством продолжала воспитывать детей, а затем и внука. Бывшая «принцесса Греза» умерла в нищете в 1947 году в Ильинском, где и была похоронена.
Усадьба З. И. Морозовой более известна как Горки Ленинские
Из четверых детей Морозовых судьба ни у кого не сложилась: старшего, Тимофея, расстреляли в 1921 году, дочь Мария закончила свои дни в психиатрической больнице, Елена уехала с мужем за границу и мучительно переживала в эмиграции разрыв с семьей, младший сын Саввушка после смерти матери был арестован и выслан «на край земли». Вернувшись из ссылки, он взял землю с уничтоженного сельского погоста, где была погребена его мать, и перенес в Морозовскую усыпальницу на старообрядческом Рогожском кладбище, чтобы хотя бы теперь она оказалась поближе к любимому мужу.
Громкие находки
Исследователи считают, что именно Н. Д. Стахеев стал прототипом незабвенного Ипполита Матвеевича, одного из главных персонажей знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Вот отрывок из статьи из журнала «Московское наследие» № 9, 2009.
Стулья из готического зала особняка.
Кто знает, может быть, в одном из них также спрятаны стахеевские драгоценности
«Стахеев был прототипом Кисы Воробьянинова. Перед Первой мировой войной он уехал с семьей во Францию. Много играл в казино в Монте-Карло. После 1918 года, когда все состояние Стахеева было национализировано, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и какие-то другие ценности, но был задержан ГПУ. Стахеев на допросе предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть „найденных“ сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. По Москве ходили слухи, что сокровища Стахеева нашли в одном из 12 стульев роскошного гарнитура из его знаменитого дворца».
Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли у Николая Дмитриевича интервью, которое, к сожалению, полностью не вошло в окончательную версию романа. В уничтоженных цензурой кусках рассказывалось о детстве предводителя дворянства и его миллионных проигрышах в казино.
После революции 1917 года Ипполит Матвеевич перебрался в маленький уездный город N и работал в загсе, где управлял столом регистрации смертей и браков. Жил вместе с тещей, Клавдией Ивановной Петуховой. Перед смертью теща призналась Ипполиту Матвеевичу в том, что спрятала свои дореволюционные фамильные драгоценности в одном из двенадцати стульев гарнитура работы мастера Гамбса. Поиски сокровища и составляют сюжет любимого всеми романа «12 стульев».
Любопытные факты
В 2009 году в городском саду Одессы был установлен памятник этому колоритному герою.
Он протягивает руку со шляпой, составляя конкуренцию местным попрошайкам. Памятник очень напоминает актера Сергея Филиппова, сыгравшего «отца русской демократии» в комедии Леонида Гайдая.
Представляем вашему вниманию историю легендарного ювелирного Дома, внесшего в историю России по-настоящему драгоценный вклад.
Давным-давно, когда Советский Союз еще и не думал разваливаться, кому-то пришло в голову собрать роскошное подарочное издание, посвященное необычным и драгоценным предметам, принадлежавшим царской семье. В нарядную картонную коробочку втискивались пять тоненьких книжек, напечатанных на отличной тяжелой финской «меловке». Там были «Кареты и экипажи» с обитым парчой детским возком Петра I и «зимним поездом» Екатерины II, ткани — вышитая золотыми и серебряными нитями и жемчугом парча церковных облачений, часы включая уникальный образец деревянных часов, оружие... и изделия Фаберже.
Тираж «пошел под нож», так и не дойдя до магазинов — из-за изобилия царских портретов как раз в книжечке «Фаберже». Ну сами посудите, как такое можно выпускать в мир, когда стандартное описание изделия звучало как: «Украшено миниатюрами — 7 портретов членов царской семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию»...
Хотя какое-то количество работники полиграф-комбината, на котором книги печатали, все-таки растащили по домам...
Но в целом фамилия Фаберже в СССР вовсе не была под запретом, потому что цари царями, а престиж престижем. За сохранившиеся работы этой мастерской на европейских аукционах готовы были платить огромные деньги — и Россия имела полное право гордиться успехом «своего» придворного ювелира.
Фаври-Фабри-Фабьер
Кем же был этот мастер, фамилия которого у нас прочно ассоциируется со словом «яйцо»?
Как мы можем догадаться, он был французом, и, если верить архивам (а отчего и не верить), семья сначала носила фамилию «Фаври», затем «Фабри», потом «Фабьер», пока в 1825 году не остановилась на привычном нам «Фаберже». Родную Пикардию семья покинула еще под старым именем, в 1658 году, — Фаври были гугенотами, и в какой-то момент католическая Франция стала для них слишком неуютной.
Прежде чем «обрусеть», семья «онеметчилась»: в 1800 году ремесленник Пьер Фаври поселился в Ливонии. Здесь в 1814 году и родился его сын Густав — уже под фамилией «Фаберже». Где-то около 1830 года юный Густав приехал в Санкт- Петербург обучаться ювелирному делу. Совершенно точно известно, что в 1841 году он получил звание мастера, а всего год спустя у него был магазин Faberge на Большой Морской улице, в двух шагах от Невского проспекта. Продавались там, впрочем, не столько украшения, сколько драгоценные безделушки для интерьера, — что не странно, ведь обучался он у Андреаса Шпигеля, специализировавшегося на золотых шкатулках.
Увидеть его оригинальные работы мы не можем, но, судя по недавно найденным эскизам, не слишком много и теряем: его стиль был близок таким популярным тогда французским ювелирам, как Кулон, Массен и братья Массе, а изделия — вполне качественные — не выбивались из общего ряда.
Тот самый Фаберже
Но в 1846 году на свет наконец-то появился Фаберже, который нам интересен, — Петер Карл Фаберже, будущий «тот самый».
Он получил неплохое образование: начальное — в Петербурге, в гимназии Святой Анны, где обучали детей «низших слоев дворянства», профессиональное — в России у Хискиаса Пендина и в Германии, куда семья ювелира переехала в 1860 году, у Фридмана из Франкфурта-на-Майне. Россию Фаберже все же не бросали — в их отсутствие магазином управлял надежный человек. В возрасте 18 лет Карл объездил всю Европу, посмотрев работы лучших ювелиров Франции, Германии и Англии и поучившись в Париже у известною мастера Шлосса...
В Петербург молодой ювелир вернулся в 1866 году — работать не «начальником», а рядовым мастером вместе со своим наставником Хискиасом Пендином и прочими работавшими у отца ювелирами — Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1868 году управляющим фирмы стал финский мастер Эрик Колин.
В 1872-м 26-летний Карл Фаберже возглавил петербургскую мастерскую. Тогда же к нему присоединился и младший брат с неожиданным для французской фамилии именем «Агафон». Вы заметили, что никого с фамилией «Романов» в этой истории пока нет? Их и не было до самого 1882 года, когда Фаберже впервые выставили свои изделия на московской выставке «Русское художественное и промышленное искусство». Они получили золотую медаль за копию античного браслета IV века до н. э. В этом не было ничего особенно странного: мастерская уже несколько лет реставрировала ювелирные изделия в Эрмитаже, но император Александр III, не сумевший отличить копию от оригинала, был достаточно потрясен, чтобы приобрести украшение.
Уникальность и «сюрприз»
А в 1885-м он заказал ювелиру первое из множества пасхальных яиц. Оно предназначалось в подарок его супруге императрице Марии Федоровне и было довольно простым — золотое под белой, как скорлупа, эмалью, с маленьким «сюрпризом» — золотой курочкой с рубиновыми глазками — внутри. На этом «матрешечностъ» изделия не заканчивалась — в курочке скрывался рубин в форме яйца, красиво «замыкая» образ. Императрица была в таком восторге от подарка, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно — с полным творческим «картбланшем», имевшим всего два ограничения: I) все яйца должны были быть разными. 2) прятать внутри какой-то «сюрприз». В качестве приложения к такому заказу Карл Фаберже получил звание поставщика императорского двора и право изображения на своем клейме двуглавого орла. А еще через 5 лет он был назначен Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.
Не считая перерыва во время Русско-японской войны, традиция «пасхального заказа» сохранялась вплоть до Октябрьской революции. И конечно, «одним яйцом в год» дело не ограничивалось. После смерти в 1894 году императора Александра III мастера стали делать двойную работу — и для вдовствующей императрицы, и для супруги нового императора Николая II. И каждый раз они неукоснительно выполняли оба «дополнительных требования»: яйца были не просто разными, а удивительно разными — золотыми, серебряными, стеклянными, хрустальными, деревянными. Их украшала инкрустация драгоценными камнями, гравировка, традиционная перегородчатая эмаль или более редкое гильоширование — еще одна эмалевая техника, в которой мастера Дома Фаберже были особенно сильны.
«Сюрпризы» внутри тоже были весьма разнообразны: небольшие украшения, фигурки животных, крошечные модели, портреты-миниатюры... В «Коронационном» яйце пряталась карета — точная копия той, в которой Николай II и Александра Федоровна выезжали на коронационных торжествах в Москве. Ее выполнил из золота и эмали мастер Георг Штейн. Окошки были сделаны из горного хрусталя, дверцы открывались... Размер внешнего яйца при этом был 12.7 см.
В конце XIX века Фаберже увлеклись изготовлением «механических» яиц. Из выполненного в стиле модерн яйца «Ландыш» при запуске механизма появлялись и раскладывались веером миниатюрные портреты императора и двух его старших дочерей — Ольги и Татьяны.
Причем слово «сюрприз» здесь говорит не только о скрытости маленьких драгоценностей — они и в самом деле оставались для венценосных клиентов секретом до самого подношения подарка. На все вопросы императора по поводу сюжета новой вещицы мастер отвечал только: «Ваше величество будет довольно...»
От портсигаров до цветов
Конечно же, Фаберже делали не только пасхальные яйца. Они создавали изумительные украшения. Именно из той мастерской вышло ожерелье, подаренное цесаревичем Николаем будущей жене, принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. А за второе — заказанное для нее же родителями Николая — Карл Фаберже получил самую крупную сумму за всю историю фирмы — 250 тыс. рублей. Кроме этого, сочетая с французской изысканностью немецкую практичность. Карл Фаберже сделал ставку на функциональные предметы — портсигары, лампы, часы, ручки для тростей и зонтов, рамки для фотографий, письменные приборы... Эти вещи далеко не всегда были выполнены из золота или серебра, но неизменно несли печать элегантности, характерную для стиля Фаберже.
А еще мастерская создавала множество прелестных безделушек для украшения дома — миниатюрные деревья, фигурки людей и животных в стиле нэцке (Фаберже сам коллекционировал восточные скульптурки, у него их было более пятисот) и изумительные «букеты», где неувядающие цветы, воссозданные с невероятной точностью из камня и металла, стояли в стаканах, наполненных хрустальной водой... В московском магазине Фаберже была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для «каменных цветков». Порой у букетов был свой секрет — так, цветок анютины глазки мог прятать в каждом из лепестков по крошечному портрету.
При этом мастера больше обращали внимание не на фактическую стоимость материала, а на то, насколько точно он соответствует поставленной задаче, — именно поэтому золото, платина и бриллианты могут соседствовать у Фаберже с полудрагоценными камнями, сталью, костью и даже деревом. Именно Фаберже открыл русским ювелирам глаза на бесконечное разнообразие уральских самоцветов, используя в чрезвычайно изысканных и дорогих работах камни, пренебрежительно называвшиеся «поделочными», — нефрит, жадеит, ляпис, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, разнообразные яшмы, обсидиан, кварц, авантюрин, . И все это пользовалось неизменным спросом. В какой-то момент мастера просто перестали справляться с потоком заказов и Карл был вынужден привлекать ювелиров из других мастерских для выполнения работ по эскизам Фаберже.
В таком случае на готовом изделии ставились два клейма — фирмы Фаберже и мастера-исполнителя.
Ветер злых перемен
В конце XIX века в штате фирмы Фаберже было 500 человек, помимо головного предприятия в Санкт-Петербурге действовали пять филиалов: в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и Бангкоке. Кроме российских императоров постоянными клиентами Дома Фаберже были члены королевских семей со всего мира — британской, датской, австрийской... даже китайской. К 1914 году по миру было рассеяно примерно 100 000 изделий «от Фаберже».
Но и этот прочный «Дом, который построил Карл» не смог устоять под ветром революции — впрочем, как и Дом его основного заказчика. Последнее яйцо, выполненное мастерской в разгар Первой мировой войны, было суровым — его называют «Военное стальное». И оно действительно выполнено из полированной стали, с подставкой в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. «Сюрпризом» была миниатюра, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск.
Мировая война, во время которой всем стало не до роскоши, нанесла Дому Фаберже урон, революция его разрушила. В 1918 году Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где и скончался через два года.
Его сыновья пытались восстановить дело в Париже и Женеве, но им это не удалось, и они продали бренд торговцу Сэмюэлу Рубину. Тот, понимая, что не сможет восстановить былую ювелирную славу, использовал роскошное название для продажи дорогой парфюмерии и туалетных принадлежностей. После имя еще несколько раз переходило из рук в руки, пока не было приобретено компанией Gemfields, специализирующейся на добыче, огранке и торговле драгоценными камнями. В 2011 году в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, Париже, Москве и Киеве вновь открылись ювелирные салоны Дома Фаберже.
Дом-яйцо в Москве по адресу улица Машкова, 1 был построен на этом месте в 2002 году. Ни одно современное здание в столице не вызывало столь бурных дискуссий, при которых оценки высказывались от восторга до полного неприятия.
Как бы там ни было, но это место стало новой достопримечательностью города, здание вошло во многие московские путеводители, как одно из самых интересных и красивых жилых строений «лужковской» эпохи в градостроительстве, когда за деньги и благодаря связям в Москве можно было построить и не такое.
Фото 1. Дом-яйцо, напоминающий творение Фаберже, в районе Чистых прудов
История строительства и проектирования дома «Яйцо Фаберже»
Идея проекта столь необычного дома в форме пасхального яйца возникла у архитекторов Сергея Борисовича Ткаченко и Олега Львовича Дубровского. Их соавтором можно назвать и скандально известного галериста Марата Александровича Гельмана, который собирался возвести родильный дом в израильском Вифлееме.
Именно Гельман и Ткаченко накануне Миллениума сошлись на том, что наиболее оригинальным решением будет строительство дома-яйца, но до практического завершения идеи так и не дошли. Правда, Сергей Борисович не оставил этих помыслов, наверняка, решив - пусть не на земле обетованной, но хотя бы в Первопрестольной столице такой дом должен появиться.
Фото 2. Творение архитектора Ткаченко стоит на улице Машкова, 1 в Москве
Высказывались предположения, что аргумент заключался в том, что у большинства людей сегодня, да и тогда, ассоциировались с Михаилом Булгаковым, написавшим повесть «Роковые яйца», а там недалеко и до нарядно-пасхального яйца Фаберже.
Такой проект дома девелопер отверг, и его реализация была осуществлена в другом виде уже в районе - на Машкова, 1.
Со слов самого архитектора Ткаченко, понадобилось немало времени, чтобы сначала «уболтать» самого заказчика, ссылаясь на то, что тот таким необычным зданием возводит себе прижизненный памятник, а затем и власти, которые не соглашались в историческом районе Москвы видеть какой-то дом-яйцо.
Строительство велось полулегально. Оформление документов, согласования и необходимые экспертизы велись уже постфактум, когда дом уже стоял. Интересно заметить, что в первоначальных документах работы значатся, как «реконструкция строения с возведением 8-этажной пристройки с подземной стоянкой… и флигелем». Флигель - это и есть будущий дом-яйцо?
Интересно, но нигде еще так и не был назван действительный заказчик строительства. Молчит и архитектор Ткаченко!
Интересные цифры и факты о «здании-яйце» на Чистых прудах
Приведем интересные цифры и занимательные факты из истории этого необычного московского строения в районе Чистых прудов:
- общая площадь - 342 квадратных метра.
- высотность здания - 4 этажа: на первом уровне, выполненном в ассоциативных формах ножек-волют и с устройством окон-иллюминаторов, вход в здание; второй и третий уровни с оконными проемами в глубоких нишах предназначены для жилья; последний уровень - мансарда, выполненная в форме шапочки, по контуру обрамленной широким карнизом.
- стены дома-яйца возведены из кирпича и утеплителя, с использованием металлического каркаса. Толщина «скорлупы» достигает величины в 64 сантиметра.
- крыша строения обшита медными листами, а фасады обложили керамической плиткой.
- высота потолков первых трех этажей - 3,2 метра, наибольшая высота потолка мансарды - 4,5 метра.
- всего в доме устроено 5 комнат. Из инженерных систем стоит отметить лифт со стеклянной кабиной, приточную вентиляцию и систему тонкой очистки воды.
Весьма выразительный когда-то семиэтажный доходный дом, расположенный на углу Пречистенке и Лопухинского переулка, выстроен (первоначально о шести этажах) в 1910-1911 годах по проекту германского подданного по заказу владельца основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Андреевича Рекка.
Угол здания был акцентирован полукруглым эркером, над которым возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Башенка подчеркивала доминирующее положение здания над окружающей двух – и трехэтажной застройкой. Оформление уличных фасадов выполнено с использованием мотивов неоклассики - лепнина иониками над оконными проемами, маскароны, гирлянды, скульптуры орлов.
Войти в дом можно было с Пречистенки в весьма презентабельный вестибюль и с переулка. По парадной лестнице посетитель поднимался в квартиры (по две на этаже), расположенные в центральной части с угловым эркером и в боковом крыле, черные лестницы вели во двор. Во втором подъезде со стороны переулка вестибюль имел сходное оформление. На каждом этаже этой части здания находилось только по одной квартире.
В квартирах парадные помещения - гостиные и жилые комнаты - располагались вдоль уличных фасадов. Кухни и комнаты для прислуги выходили во двор. По нынешним меркам дом был элитным – имелись лифты, канализация, водопровод, ванные. Так, в 1911 году можно было снять квартиру в этом доме за 1200 - 3000 рублей в год. Сам домовладелец, а им числился сам Яков Андреевич Рекк, жил в доме по переулку, управляющий - в двухэтажном каменном строении во дворе.
Дом знаменит своим жильцом. На верхнем этаже размещались квартиры 11 и 12, занимал их Александр Петрович Фаберже, родственник знаменитого ювелира. При фирме Фаберже он был юрисконсультом, во время революции спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры стали коммунальными, их заняла коммуна московских художников, в частности, группа «Бубновый валет». В одну вселился художник Б.А. Такке, в другую - художники Захаров, Серова, Архипова и режиссер, преподаватель ГИТИС А.А. Муат, знакомый Михаила Булгакова. Естественно, он бывал тут в гостях, видел мебель, оставленную Фаберже, да и имя бывшего владельца постоянно всплывало в беседах. Новые жильцы искренне считали, что в квартире могут быть оставлены тайники с драгоценностями (по некоторым легендам один из тайников с серебром все же был найден при перестройке дома в 1980-х годах).
С квартирой, да и с бывшим владельцем, обратившемся, правда, в Анну Францевну Фужере, можно встретиться в романе «Мастер и Маргарита». Известно, что в квартире Фаберже были люстра на цепи, свисавшая с высоты 7,5 м (на ней-то, похоже, и качался кот Бегемот), камин с чугунной решеткой, да и деревянные диванчики на лестничных площадках тоже списаны с этого дома. Еще раз дом появится в «Собачьем сердце». Хотя профессор Преображенский живет по сюжету фактически напротив, в доме 24, но описание Калабуховского дома взято все же с дома 13 – мраморные ступени в вестибюле, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Да и сам профессор говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир», а в доме 24 их всего восемь.
В 1983-1987 годах здание было надстроено седьмым техническим этажом по проекту, выполненному Ярославским филиалом Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. Дом подвергся значительной реконструкции, угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. А дом потерял существенную часть своего обаяния. В 2000-е годы дом был реконструирован.