Тема: Сборка электромагнита и испытание его действия.
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить его магнитное действие.
Оборудование:
- источник тока (батарея или аккумулятор);
- реостат;
- ключ;
- соединительные провода;
- компас;
- детали для сборки электромагнита.
Указания к работе
1. Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата и ключа, соеденив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюса у катушки.
2. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на которое действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
3. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
4. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедените мужду собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименые магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите с помощью компаса, где расположен северный, а где - южный полюс магнита.
Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить , от чего зависит его магнитное действие.
Оборудование:
источник питания, реостат, ключ, соединительные провода , компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр , линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять
.
Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________
Подпись учащегося
Ход работы.
Составьте электрическую , катушки, реостата, амперметра и ключа , соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.
Схема сборки электрической цепи
Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.
Результаты измерений запишите в таблицу 1.
16
Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 ,
Таблица 1
Катушка без сердечника
| L 1, см | I 1, А | L 2, см | I 2, А |
4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие
электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и
силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в
таблицу 2.
Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое
стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.
Результаты измерений также запишите в таблицу 2.
Таблица 2
Катушка с сердечником
| L 3, см | I 3, А | L 4, см | I 4, А |
Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________
Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита
17
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему магнитное действие катушки , по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так , чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8 _____________________ дата Сборка электромагнита и испытание его действия. Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник). Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять. Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________ Подпись учащегося Ход работы. 1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи. 2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1. 3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1. Таблица 1 Катушка без сердечника L1, см I1, А L2, см I2, А 4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и силу тока I3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2. 5. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2. Таблица 2 Катушка с сердечником L3, см I3, А L4, см I4, А 6. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где – южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ
Лабораторная работа № 8 _____________________
Дата
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).
Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять .
Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________
Подпись учащегося
Ход работы.
- Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.
- Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.
Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке.
Результаты измерений запишите в таблицу 1.
- Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 ,
на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.
Таблица 1
Катушка без сердечника | L 1, см | I 1, А | L 2, см | I 2, А |
4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие
Электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и
Силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в
Таблицу 2.
- Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое
Расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную
Стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.
Результаты измерений также запишите в таблицу 2.
Таблица 2
Катушка с сердечником | L 3, см | I 3, А | L 4, см | I 4, А |
- Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________
____________________________________________________________________
- Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие
Электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита
соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где - южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном: реле, телеграфе.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение.
Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос: -. Какие магнитные явления вам известны?
- Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
- На какие частицы или тела действует электрическое поле? Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?
- Что называют магнитной линией магнитного поля?
На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума? Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.
Устройство и принцип работы электромагнита
Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается.
Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточно ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую катушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.
III . Лабораторная работа
После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями переходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется согласно инструкции учебника.
В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, определить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направлению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).
Домашнее задание
1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.
2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).